Реферат по предмету "Социология"


Теории и модели социальной работы

/>/>/>СОДЕРЖАНИЕ
/> 
1 ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ… 3
1.1 Связь между теориями имоделями социальной работы… 3
1.2 Социально-радикальнаямодель. 5
1.3 Марксистская модель. 6
1.4 Психолого-ориентированныемодели социальной работы… 6
1.5 Экзистенциальная модель. 8
1.6 Гуманистическая модель. 9
2Комплексно-ориентированные теории социальной работы. 11
2.1 Ролевая теория. 11
2.2 Социально-педагогическаятеория. 14
2.3 Когнитивная теория. 16
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 21
1ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 />/>/>1.1 Связь междутеориями и моделями социальной работы
Основные модели теоретического обоснования практики социальнойработы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но иее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Каждая модель содержит некоторые теоретические положения,связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными исоциокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенноесодержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся,профилактику кризисов, возникающих у клиентов.
Все эти модели могут быть сведены к трем группам теорий:
— психолого-ориентированные;
— социолого-ориентированные;
— комплексно-ориентированные.
Анализ современных теорий социальной работы позволяет сделатьвывод о том, что значительная их часть выросла из социологических концепцийтого или иного характера. Важно установить связь этого теоретического знания сосновными направлениями практической деятельности социальных работников.
Социология «тяготеет» к тем теориям социальной работы,которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальнуюработу, предполагающую, прежде всего, участие социальных работников воптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих,во-первых, социальную защиту и поддержку различным социальным группамнуждающихся, во-вторых, повышение эффективности социальной политики в обществев целом. В этой связи объектом социологического анализа являются также исоциальные предпосылки, условия осуществления социальной работы, технологиисоциальной помощи конкретным людям.
Теория систем и системные идеи в социальной работе восходят кобщей теории социальных систем Р. Берталанфи. В первоначальном своем вариантеэта теория, как известно, была разработана на биологическом материале идоказывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, асами они в свою очередь есть часть сверхсистем.
В соответствии с основными положениями теории системсоциальная система представляет собой не нечто целое, а определенный наборабстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения.
На основе теории систем социальный работник выявляет факторыокружения клиента (от непосредственно бытового до уровня общества), фиксируетналичие воздействия на клиента других людей, а также влияние различныхсоциальных факторов. В дальнейшем социальный работник вместе с клиентом ищетвозможности помочь клиенту достичь намеченной цели, помогая ему «снять»,«обойти» те обстоятельства, которые могут привести к нежелательным последствиямили «побочным» негативным явлениям. Социальный работник в этом случае можетиспользовать технологию сопоставления нормы и патологии социального поведения.Особенно эффективно эта технология может проявляться при работе с группамисоциального риска. Порой у представителей этих групп нет достоверных знаний онормах поведения в каких-то определенных социальных сферах, и они создают своилибо перенимают чужие неприемлемые образцы поведения.
Социальные работники, участвуя в осуществлении социальногоконтроля за поведением представителей групп риска, рассматривают отклоняющеесяповедение как проблему личной социальной и эмоциональной незрелости клиента.Это позволяет использовать методики, основанные на поддержке, терапии иконсультировании.
Социальный работник должен учитывать, что, во-первых,существуют различные явления, которые могут не вписываться в общую схему теориисистем, так как она позволяет решать вопросы лишь на макроуровне и неучитывает, в частности, личностный уровень развития социальных процессов иявлений; во-вторых, это очень обобщенная теория, которая может поройтрансформироваться в конкретных специфических ситуациях. В настоящее времятеория систем наиболее эффективно используется в организации социальногообслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населенияи их реализации в виде различных социальных проектов./>/>/>1.2Социально-радикальная модель
В ее основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями»,«социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различныхсоциальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьбас дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, противпомещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числепреступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случаекак бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненныйпотенциал с помощью социального работника.
Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьиспособности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не соответствуютшироте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получитьклиент (например, ребенок, душевнобольной). Технология защиты и «наделенияполномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных,отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтическихметодик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональнойпомощи, вмешательства в их жизнь.
Технология «наделения полномочиями», используемая с цельюповышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации,близка по содержанию к когнитивным и гуманистическим моделям работы с людьми.Но социально-радикальная модель больший акцент делает на учет влияния властныхструктур, классовой принадлежности, такого общественного явления, какугнетение.
Следует отметить, что данная модель, направленная на развитиесоциальных способностей клиента, не ищет путей изменения социальных структур,которые его угнетают. При ее реализации перед практиками социальной работычасто встает этическая дилемма: как «наделить полномочиями» одних, не задевдругих, поскольку, если одни защищаются за счет других, возможно возникновениеконфликта интересов, конфронтации между группами./>/>/>1.3Марксистская модель
В основе марксистской модели социальной практики лежитпонимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлениюсовместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания иосуществления перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разныхмодификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае на первоеместо выдвигается такая функция социального работника, как социальный контроль,в другом — роль социального «стабилизатора», социального «адвоката»,социального «врача». Социальная работа в марксистской модели в основномрассматривалась и развивалась на структурном уровне. Такие модели социальнойработы, по-видимому, могут быть эффективны при решении целого ряда социальныхпроблем современного общества. />/>/>1.4Психолого-ориентированные модели социальной работы
 
Эти теории получают распространение в связи с тем, что еесовременная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочьклиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей наличностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятсяприоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальномуработнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные исоциальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современногообщества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы,удовлетворяющую этим потребностям.
Анализ технологий современной социальной работы показывает,что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на психодинамическомнаправлении теории социальной работы. «Живучесть» психодинамической модели вомногом объясняется характером проникновения любой теории в практику социальнойработы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания.
Опираясь на анализ основных зарубежных исследований поиспользованию психодинамической теории в социальной практике, важно, на нашвзгляд, выделить основные тенденции связи психодинамической теории и отдельныхтехнологий практики, представляющих собой своеобразную ее модель.
Одним из ее достоинств, несомненно, является интегративность,вообще свойственная теории социальной работы в целом как самостоятельнойакадемической дисциплине. Интегративность психодинамической модели позволяетсоциальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии иметодики, способствующие эффективному решению проблем клиента. Еежизнестойкость, по-видимому, объясняется также и тем, что психодинамическаятеория — это целая совокупность разных идей, которые по мере развитияотпочковывались от нее и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий,что в дальнейшем обусловило эффективность ее связей с другими отраслямисоциального знания. Эти вновь возникшие теории продолжали реализовыватьсяименно через психодинамическую модель практики социальной работы, внося,естественно, в нее определенные изменения, не затрагивавшие ее сущности.
Отношения социального работника и клиента в рамкахпсиходинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализацияклиента, оценка возникшей проблемы, диагностика ее и использованиенедирективной терапевтической технологии оказания помощи./>/>/>1.5Экзистенциальная модель
В основу данной модели социальной работы, опирающейся наэкзистенциальный и феноменологический подходы, положен принцип, заключающийся втом, что при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, какон воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, какоценивает свой социальный статус. Социальные работники, использующиетехнологии, основанные на этой модели, большое внимание уделяют рассмотрениюспецифики поведения клиента в так называемых первичных по отношению к немугруппах (например, семья) и непосредственном социальном его окружении, считая,что многие причины, приведшие к возникновению кризиса, кроются именно там.
Дальнейшее развитие экзистенциальная модель практикисоциальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантным отношениям, атакже с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурнойсоциальной работы.
Большое влияние на социального работника при выборетехнологий и методик оказания помощи клиентам в данной модели практики имеетположение о том, что люди действуют в соответствии с определенными мотивами,обозначающими явления внешнего мира, которые удерживают в своей памяти. Наоснове этого создается в свою очередь некоторая символическая интерпретациявзаимоотношений между этим человеком и другими людьми, а также внешним миром вцелом. Но для того чтобы эти взаимодействия возникали, человек должен иметьдостаточно определенное для себя представление о внешнем мире, которое можетвозникнуть лишь на основе имеющихся у него представлений о себе.
Социальный работник учитывает эти личностные конструкции,имеющиеся у клиента, что помогает ему понять причины поведения, приведшего кличностному дискомфорту этого человека. Следует иметь в виду, что проблемы, скоторыми клиент обратился, во многом детерминированы именно его прошлым опытом.Эффективность данной модели социальной работы наглядно проявляется при работе сэтническими группами, вынужденными сменить место жительства, у представителейкоторых возникают конфликты в связи с тем, что их личностные реконструкциивнешнего мира, основанные на их прошлом социальном опыте, вступают впротиворечие с их новым социальным окружением./>/>/> 1.6 Гуманистическая модель
Одним из основных принципов гуманистической модели социальнойработы является стремление социальных работников помочь клиентам на основесамопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характервлияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник,прежде всего, старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности вего проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать егоэмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом.
Это — одна из действенных моделей, способствующих повышениюэффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следуетиспользовать технологию «активного слушания», основными компонентами которойявляется эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.
Существенная черта этой модели социальной работы —недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник черезобщение с ним, во-первых, должен донести до него, что понять себя, аследовательно, и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим;что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых,убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий,подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначениев жизни.
Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов,но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. Внастоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает всебольшее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы всоциальной практике.
/>/>/>2 Комплексно-ориентированные теории социальной работы/>/>/> 2.1 Ролевая теория
В рамках использования ролевой модели практики социальнойработы проявляются некоторые компоненты социологического знания. Но в основномлогика обоснования целесообразности той или иной деятельности социальногоработника здесь базируется на психологическом знании. Прежде всего, этовыражается в том, как понимается роль личности, а она, чаще всего, трактуетсяпреимущественно в психологическом или социально-психологическом планах.
Многие исследователи возникновение ролевой теории связывают сименем Якоба ЛевиМорено (1892-1974), признавая его не толькооснователем социометрии, через которую Морено пытался описывать межличностныеотношения, но и групповой психиатрии в целом.
Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждомотдельном случае человек действует согласно своей оценке возникающей ситуации.Но эти оценки могут вступать в противоречия с оценками данной ситуации другимилюдьми.
Дж. Mud (1863-1931) считал, что взаимное приспособлениезначительно упрощается благодаря способности людей формировать представления осамих себе как об объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путемпринятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. можетпредставить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в даннуюситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, чтоон собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тотмомент, когда он представляет себе, что ждут от него другие участники. Линиидействия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждыйможет принимать роли других, формировать Я-образ с приписываемой им точкизрения и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям иэкспектациям.
По мнению Мида, способность рассматривать самого себя какобъект — это одно из специфических человеческих качеств, человек начинаетосознавать себя как особую «единицу» в процессе принятия ролей. Он относится ксвоему поведению как к поведению других людей или так, как другие людиотносятся к его поведению.
Можно сказать, что социальная роль — это поведение, котороеот человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Действуясогласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесьможет возникнуть расхождение в понимании им и другими людьми, что он «обязан ине обязан» делать в соответствии с этой ролью, что в дальнейшем может привестик конфликтам. Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Пороймежду социальными и межличностными ролями возникают противоречия. Так,например, социальные роли — «любящая мать», «преданный сын», «строгий отец», амежличностные — «равнодушная мать», «дерзкий сын», «отец, не пользующийсяуважением». И не всегда люди сами могут выйти из противоречивой ситуации, вкоторую попали. В этом случае им на помощь должны прийти специалисты —социальные работники, учитывающие уровень сознания клиентов, характерсвойственных ему стереотипов. Ролевую игру социальный работник можетиспользовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения егоадаптивности. Ролевая теория служит для социального работника одной из формсоциального объяснения, а приобщение к таким социальным ролям, как семейные,профессиональные и родительские, обусловливают формирование личности и ееповедения.
Выбор методик, адекватных решению проблемы, а также сочетаниеразличных методик в процессе работы с клиентом во многом определяются с однойстороны, спецификой проблемы, с которой пришел клиент, с другой — приоритетомтой теории, на которую опирается в своей профессиональной деятельностиспециалист-практик.
Одной из методик, в основе которой лежит технология ролевойигры, является психодрама. Психодрама, как подчеркивает К. Руддестам, основываясьна естественной способности людей к игре, «создает такие условия, при которыхиндивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемамии конфликтами».
Наиболее распространенными технологиями на основе ролевойтеории являются следующие: перемена ролей; групповая дискуссия (предметомкоторой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения вгруппе и т.д.); групповая поведенческая терапия, целью которой являетсяосвоение новых ролей в группе и с помощью группы коррекция поведения клиента (вданном случае используются методики: угасание, переобусловливание,моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам);арттерапия, цель которой — раскрытие клиентом своей роли перед группой,интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика«запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и болеерельефно описать отношения «социальный работник — клиент».
Ситуативно-ролевая игра может использоваться и в процессеподготовки специалистов в области социальной работы. Некоторые исследователисчитают, что социальные работники должны выбирать определенную роль,обусловливающую тактику их взаимоотношений с клиентом в процессе общения.Например, социальный работник может выступать в роли посредника, друга либонаставника. Эти роли могут меняться на разных этапах общения социальногоработника с клиентом.
Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию ккомплексности, что позволяет многим теоретикам и практикам относить такойподход к комплексно-ориентированным, связывая его с социально-психологическойразновидностью комплексно-ориентированных теорий социальной работы./>/>/>2.2 Социально-педагогическаятеория
В ее основе лежит положение, что воспитание выступает частьюпроцесса социального становления человека как сознательное целенаправленноевоздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательнойдеятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенныхсоциальных качеств.
На процесс социального становления человека, формирования еголичности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых вотдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальныекачества личности, приводящие в последующем к разного рода социальнымконфликтам. Поэтому процесс социализации в основном являетсяинституционализированным, реализуется через систему определенных социальныхинститутов, призванных корректировать формирование социальных качеств личностив соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать илиактивизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.
Социально-педагогическая модель может рассматриваться и науровне структурной, и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализацииданной модели на структурном уровне можно показать на примере исследованиявзаимоотношений школы и общества.
Школа в современном обществе выполняет те основные задачи,которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путемвключения индивида в семью, племя, общину и т. д. Она выступает в ролипервоначального механизма дифференциации общества, беря на себя задачупрофессиональной подготовки. Таким образом, именно школа начинает формироватьсоциальный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни общества наразных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такиефункции социальной работы, как профилактическая, прогностическая, социальногоконтроля.
Другая точка зрения основана на том, что школарассматривается как социальный институт, являющийся фактором борьбы различныхсоциальных групп за власть. Задача школы в этом случае — прежде всегоформирование таких ценностей, которые бы оправдывали все действия, необходимыедля поддержания существующей системы. Таким образом, через этот подходреализуется прежде всего такая функция социальной работы, как социальныйконтроль.
Третья точка зрения опирается на положение, что в современномобществе «хорошо социализированный» в группе человек не обязан разделять точкузрения других ее членов, а его поведение может существенно отличаться от ихповедения. Все люди живут, как бы «играя» по определенным правилам (они решают,как изменить ритм работы, как провести свое свободное время, как себя вести вслучае конфликта с администрацией и т. д.). Но некоторые люди «выпадают» изигры, не зная, как вступить в нее, не понимая, что она означает, что можно отнее ожидать и что можно себе позволить.
Роль школы и заключается в том, чтобы такие «маргинальныегруппы» не возникали. В соответствии с этим школа, с одной стороны,способствует формированию свободно действующих, как бы «автономных» социальныхсубъектов, а с другой — развивает «структуру разумного», в пределах котороймогут существовать индивиды, не вступая в конфликт с обществом. В этом случаефункциями социальной работы являются социально-психологическая реабилитацияиндивида и оптимизация механизмов реализации его возможностей и потребностей.
Таким образом, социальные работники должны регулироватьотношения общества и школы как системы образования и воспитания, ибо насколькошкола формируется под влиянием общества, настолько общество изменяется подвлиянием школы./>/>/>2.3 Когнитивнаятеория
 
Один из принципов организации социальной работы согласно этоймодели практики заключается в том, что, социальные услуги должны быть доступнывсем нуждающимся в них.
В когнитивной модели выявляются возможности регуляциисоциального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своихпоступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальнойситуации, в которой он оказался. Одной из методик в процессе консультированияклиента, разработанной на основе когнитивной модели, является объяснение, воснове которого лежит рациональный контроль социального работника за поведениемклиента.
Данная модель чаще всего используется при работе по местужительства. Процессы урбанизации, появление городов-спутников во многихразвитых странах, расширение миграционных потоков поставили социальныхработников перед необходимостью осваивать новые формы социальной работы. Вчастности, не все возникающие социальные проблемы можно было решать втрадиционно существующих социальных службах.
Когнитивная модель практики социальной работы в процессеадаптации выделяет три основных этапа, или фазы:
1) реакция на внешний мир, обусловленная Я клиента, егоцелями и стремлениями;
2) стабилизация положения клиента в социальной среде;особенно это важно при рассмотрении социальных качеств клиента, которые могутиметь отрицательный резонанс;
3) выявление потребностей клиента в соответствии с имеющимисяцелями и установками.
Существенным моментом в процессе консультирования,опирающегося на когнитивную модель, является анализ разных сторон восприятия.На основе восприятия в дальнейшем строятся взаимоотношения клиента исоциального работника, которые могут быть либо эффективными, либо деструктивными.
В практике работы важно учитывать, что восприятие какой-тореакции клиента на конкретные события не должно рассматриваться как восприятиеего личности в целом. Например, когда мы наблюдаем за клиентом при помощивидеомонитора, то фиксируем лишь его реакцию, но не можем интерпретировать егочувства. В то же время очевидно, что на характер восприятия могут влиятьразличные факторы — знания, установки, социокультурные стереотипы и др.
Когнитивная модель социальной работы является комплексной, посколькуона включает и социологические, и психологические подходы к ее организации.
Одна из проблем, с которой встречается социальный работник наоснове этой модели практики, — разрешение конфликтов, природа и сущностькоторых может быть различна. Например, конфликт между Я, которое представляетклиент сам себе, и представлениями, которые, по его мнению, возникают о нем удругих (это часто происходит в период изменения социального статуса клиента,потери работы, возрастных изменений и т.д.). То, каким образом человек выходитиз конфликта или предполагает пути выхода из него, имеет общественнуюзначимость, поскольку речь идет о реабилитации адаптивных механизмов личности,имеющих определенное отношение к изменениям и других людей.
В процессе работы с клиентом по разрешению конфликта наоснове когнитивной модели социальному работнику важно последовательноосуществлять следующие «шаги», или «наборы действий»:
— «дискриминационные», на этом этапе клиент должен осознатьили почувствовать возникшую проблему или существующие обстоятельства, которыесоздают дискомфорт для него, или иначе — дискриминируют его «Я»;
— «концептуальные», на этом этапе социальный работник долженстремиться к тому, чтобы клиент соотнес символы и цели, которыми он обычнопользовался при получении и передаче информации, с принципами выделенияценностей и их влиянием на самопонимание;
— «обучение принципам взаимоотношений», которые опираются надиалектику механизмов адаптации, ценностных ориентации и представлений человекао мире;
— «разрешение проблемы», на этом этапе обосновываетсяуниверсальный способ, посредством которого клиент справляется с разрешениемвозникших конфликтов.
Каждый «шаг» предполагает различные технологии работы склиентом. Так, на первой фазе важно определить ценности клиента в его жизни и,что не менее важно, подвести его к необходимости выделения таких приоритетов.Социальный работник должен стремиться «вывести» сознание клиента за пределы егонепосредственного опыта на уровень научного абстрагирования; показать ему, как средавлияет на характер его восприятия мира и дальнейшую мотивацию его поведения.
Социальный работник может предложить клиентам вести дневник,затем в последующих беседах он стремится к тому, чтобы они могли сознательноописать события прошедшего дня, связать эти события со своими мыслями ичувствами; можно использовать и специальную систему заданий и упражнений.
На второй фазе важно определить основные особенностикогнитивного стиля клиента, который обусловлен во многом его внутренним миром(основан на соответствующих клиенту формах восприятия и механизмах адаптации),имеющимися у него стереотипами (он может, например, в одних ситуацияхотождествлять социальных работников с врачами, особенно психотерапевтами, вдругих — с работниками правоохранительных органов), характером и уровнемполучаемой им информации (в частности, те символы, которые в последующем у нихассоциируются с той или иной областью получаемой информации), социокультурныминормами, которые свойственны клиенту и определены средой его окружения.
На этой фазе организации консультирования основным являетсяпроцесс общения клиента с социальным работником, а также с другими людьми.Важно обращать внимание на особенности и вербального, и невербального общенияклиента с разными людьми, что позволит: получить больше сведений от клиента онем самом и о его жизни в целом; зафиксировать стереотипно-символическуюреакцию на происходящие изменения и в самом клиенте, и в окружающих его людях,и в социальной среде; выявить характер его жизненной позиции, степеньответственности, которую он берет на себя.
Социальный работник должен понять мотивы поступков клиента.Необходимо создавать в ходе работы с ним благоприятный климат общения,способствующего формированию у клиента желания изменений.
Следует учитывать такой существенный фактор, что слабыеличностные изменения могут быть эффективны только в условиях решения социальныхпроблем: гарантий социальной безопасности, предоставления жилья, минимальныхсредств существования. Важно также иметь в виду то, что некоторые клиенты,получая различные услуги, испытывали при этом чувство моральной ущербности. Вэтом случае необходимо снять возникшее отрицательное эмоциональное отношение копределенным социальным службам и к отдельным социальным работникам.Переориентация эмоционального отношения может происходить за счетпредоставления клиенту соответствующей информации.
Все социальные работники несут профессиональнуюответственность за характер и уровень оказываемых клиенту услуг, за теизменения его личности, которые они прогнозируют, за предоставляемую емуинформацию. Клиенту может быть рекомендована методика самоанализа (структура иформы которого определяются различными факторами, среди них особое местозанимают социокультурные).
Важно помочь клиенту увидеть альтернативные направлениясовершаемых действий. На фазе, получившей название «разрешение проблемы»,выделяются основные принципы (нормы, правила) поведения клиента в возникшейситуации с целью ее изменения или изменения его самого. Важно показать, чтосоциальные изменения обусловливают и изменения основных взаимоотношений междулюдьми.
Одним из вариантов в данном случае является групповаядискуссия, в которой участвуют и другие клиенты. На этой фазе происходит как бысинтез прежних «шагов»: ситуация воспринимается и осознается, затем поверяетсяразличными способами решения проблемы с целью выявления наиболее эффективных,т.е. вырабатывается стратегия действия и затем эта стратегия применяется крешению конкретной проблемы.
Одним из важных моментов деятельности социальных работниковявляется наличие умений и навыков по использованию различных методов работы синдивидами, группами по разрешению проблем на федеральном, региональном имуниципальном уровнях.
Эффективным является комплексное использование теорийпсихологии, социологии, правоведения, экономики и других, особенно тех, которыеносят интегративно-комплексный характер.
/>/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Американская социология. – М., 1972.
2. Леннеер-Аксельсоп Б. Психосоциальная работа с детьми иподростками // Социаль­ная работа. – М., 1992. Вып.1.
3. Палов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа зарубежом. – М., 1994.
4. Пипкус А., Минахан А. Практика социальной работы. – М.,1995.
5. Руддестам К. Групповая психотерапия. – М.,1990.
6. Beck A. Cognitive Therapy and the EmotionalDisorderds. – L., 1989.
7. Payne M. ModernSocial Work Theory: a Critical Introduction. – L., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.