Реферат по предмету "Социология"


Сущность трудовой помощи как социального призрения в России

Содержание:
Введение……………………………………..…………………………...…3
1.        Призрение вРоссии как социальное явление………………….....5
1.1.Спецификатрудовой помощи………………………..……………...5
1.2. Состояниесоциального попечения в современной России…….…..7
2.Этапыразвития социального призрения в России …………………...13
2.1.Историястановления социального призрения в России.…….......13
2.2.Деятельностьучреждений социального призрения…………….…16
Заключение……………………………………………………………..…20
Библиография…………………..…………………………………….......22

Введение
Привнимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, чтосовременные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым.На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков историяпомогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок инаходить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем.
Напротяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так илииначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могутсамостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам,больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим.Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах ихразвития было различным — от физического уничтожения слабых и неполноценныхлюдей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной дляданного общества ценностной позицией. Ценностная позиция, в свою очередь,всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими,нравственными воззрениями общества.
Историярусского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменныхотношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения кнемощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным иуязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стализакладываться традиции призрения.
Понятиепризрение уходит своими корнями в глубь веков.
Всловаре Ожегова призрение трактуется следующим образом:
«Призреть,призрю, призришь (кого/что) (устар.) — дать кому-нибудь приют и пропитание»[12, с.87].
1.        Впедагогической энциклопедии под призрением понимается:
призирать- бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно[13, с.26].
Современныеисследователи уточняют и дополняют это понятие. Под призрением например, детейследует понимать разнообразные формы и виды помощи:
— детям инвалидам;
— социальным сиротам;
— детям сиротам оставшимся без попечения родителей;
— безнадзорным;
— детям, бежавшим от войны;
— детям с девиантным поведением и т.д.
Претерпеваямножество изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло вцелую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся иименно поэтому тема моей курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение и раскрытие сущности трудовой помощи каксоциального призрения в России.
Объектомявляется социальное презрение. Предметом является трудовая помощь.
Цельюявляется трудовая помощь как направление социального призрения.
Задачикурсовой работы состоят в рассмотрение этапов развития социального призрения вРоссии и рассмотрения специфики трудовой помощи.

1.        Призрение в России как социальное явление.
 
1.1.Специфика трудовой помощи.
Трудовая помощь — емкое,многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплексмер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению «к честнойтрудовой жизни» нищих и безработных, тунеядцев и проституток, криминальныхэлементов общества, в исследованиях и публицистике конца XIX — начала XX в.встречается различное столкновение задач, функций и форм трудовой помощи,которые можно объединить условно в несколько групп.
1. «Непосредственноепредоставление занятий», т.е. развитие специальных производственныхучреждений и объединений и организация общественных работ.
2. «Содействие кприложению труда», т.е. посредничество в поиске работы, обеспечение работына дому, снабжение средствами производства, сбыт готовой продукции и др.
3. Профессиональноеобучение детей и взрослых, переподготовке кадров.
4.«Воспитательно-исправительная» работа с людьми, «отвыкшими оттруда и морально неподготовленными к нему»[6, с.147].
Это направлениероссийской благотворительности и социального призрения складывалось в давниевремена как результат осознания обществом и государством пагубности нищенскогопромысла и тунеядства, превращавшихся в страшное социальное зло. Вплоть дореволюции велись дискуссии о целесообразности самой древней и стойкой формпомощи «несчастным» — милостыни, подачки. В «нищелюбивой»стране, каковой являлась Россия, где несколько веков эта форма служила методомрелигиозно-нравственного воспитания, не сразу пришли к пониманию трудовойпомощи как самого действенного и высоконравственного направления милосерднойдеятельности, с этим выводом известного современного исследования Л.В. Бадянельзя не согласиться.
В русле многовековыхспоров о природе нищенства, способах его преодоления и предупрежденияроссийские специалисты социального призрения и, в частности Е.Д. Максимов,утверждали: «Бедность, нищета и беспомощность — явление сложное, которое,если не вполне, то в значительной мере устранимо надлежащим развитием трудовойдеятельности и трудового начала отодвинутых в капиталистическом производстве нанеподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место»1. Номногочисленные попытки включить «трудовое начало в системугосударственного призрения… не увенчались успехом и потому. — писализвестный исследователь Г.Г. Швиттау, — трудовая помощь России является почтиисключительно как форма общественного призрения (подч. нами), почти незатрагивая собою вовсе области государственного управления»2. Теоретики ипрактики социальной работы в пореформенной России, среди которых ведущую рольиграли В.И. Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау и др.,занимавшиеся проблемами трудовой помощи, обосновывали необходимость«государственной системы» трудовспоможения", предлагали своиварианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему.Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанныхдруг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений[14, с.52].
Вывод.
Таким образом, висследуемый период произошли заметные изменения в структуре и работе учрежденийсоциальной помощи. Важной особенностью этого периода стало появление новых форми направлений социальной защиты населения призванных смягчить социальнуюнапряженность. Сложившаяся система призрения отражала основные тенденцииблаготворительного движения в Российской империи, хотя и не в таких масштабах,как это было свойственно столичным регионам. Благотворительную деятельностьосуществляли государственные, полугосударственные учреждения, а также органыземского и городского самоуправления, совместно решавшие задачу помощиэкономически неактивному населению. Основными объектами социальной поддержкиоставались сироты, старики, инвалиды, безработные. Эффективность работыучреждений социального призрения в регионе связана с целым рядом проблем. Это,прежде всего, нехватка финансовых средств и слабая законодательная база.Несмотря на все трудности они оказывали значительную помощь незащищенным слоямнаселения. К сожалению, спрос на социальную помощь превышал возможности учреждений,поэтому не все могли своевременно ею воспользоваться.
Больше всего в сферетрудовой помощи удалось сделать органам городского и земского самоуправления вэпоху «великих реформ». Несмотря на ограниченность материальныхсредств, местные власти стремились внедрить новые подходы к «трудовомувспоможению»: предупреждение бедности, профессиональное обучение, развитиесправочно-профессиональной сети для приискания работы, организация общественныхработ и др.
1.2. Состояние социального попечения в современной России.
Призрениелюдей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себядостижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции,отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию,выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержкинуждающихся. [16, с.103].
Какиеже люди являются объектом социального призрения? Прежде всего,те, у которых есть проблемы, мешающие им быть успешными, благополучными членамиобщества, жить полноценной жизнью. О каких проблемах здесь можно говорить?
Проблемыможно разделить на группы: физические, психические, педагогические исоциальные. Рассмотрим их подробнее:
Физическиеотклонения — прежде всего, связаны со здоровьем и определяютсямедицинскими показателями. К отклонениям в физическом развитии могут бытьотнесены: болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Клюдям с «ограниченными возможностями здоровья», с точки зрения возможностейобучения, относятся люди, имеющие физический и (или) психический недостатки.[18, с.162]
Психическиеотклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственнымразвитием человека, его психическими недостатками. К этой группе относятся:задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость, или олигофрения(от греч. oligos — малый и phren — ум). Умственная отсталость может бытьобусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатомболезни, травмы или другой причины. У людей может проявляться различная степеньвыраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.[18, с.162]
Кпсихическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степенисложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов снарушениями чтения и письма.
Ещеодной разновидностью психических отклонений являются нарушенияэмоционально-волевой сферы. Как крайние формы этого вида отклонений выступаютаутизм – состояние психики, характеризующееся замктностью, отсутствиемпотребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.
Причиныфизических и психических отклонений весьма основательно проработаны в науке.При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организациичеловека встречаются не так часто — лишь у 8 — 10% людей; количество жепострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.[15, с.46]
Снаибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения илинеполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в Россиистановится больше людей, которые в силу определенных обстоятельств не получилиобразования. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.Педагогической нормой или нормой образования являются стандарты общегообразования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартамиребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровеньобразования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полнуюсреднюю (11 классов) школу. Согласно закону об образовании РФ обязательнымявляется общее среднее образование.
Однакоесть дети не получившие общего среднего образования. К этой категории детейотносятся такие, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; неполучили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас встране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость приводят к нежеланиюучиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместопосещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические исоциальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными,выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количестводетей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают в школу. Можноназвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе[15, с.46].
Следуетотметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклоненияв физическом и психическом развитии. Для таких детей, как было показано выше,создаются школы, где они обучаются под руководством профессиональноподготовленных специалистов. Но много зависит от того, где живет ребенок: вгороде или сельской местности, из какой он семьи, например алкоголиков, бомжей,где образование ребенка не интересует родителей. Если добавить сюда семьпереселенцев и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае проблема неменее глубока.
Особоезначение имеет профессиональное образование инвалидов и детей, находящихся вместах лишения свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватнуюустановку у некоторых детей на снижение престижности образования («деньги можнозаработать и другим путем»).
Социальныеотклонения связаны с понятием «социальнаянорма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенногоили обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп,которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развитияобщества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения,должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми наоснове познания социальной реальности.
Социальныенормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся накаждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определеннуюсферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например,врач, социальный педагог, брат, друг и т.д.). Соблюдение социальных нормобеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычкучеловека через его социализацию или применение различных санкций (правовых,общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальныхнорм.
Всоциологической, психологической и педагогической литературе достаточноосновательно проработаны проблемы людей с отклоняющимся поведением,разновидностями которого являются алкоголизм, токсикомания, проституция,беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.Для этой категории используются различные термины: «трудный», «девиант» и др.[11, с.26]
Причинытакого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны струдностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социальногоположения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновениемэкстремальных ситуаций, из которых человек не может самостоятельно найти выход,и др.
Дляоказания помощи таким людям создаются специализированные социальные службы.
Еслирассматривать детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует такжевыделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Этодети сироты и так называемые «социальные сироты» — дети, которые имеют в живыхбиологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними.Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальныеобразовательные и социальные учреждения. К ним относятся дома ребенка, детскиедома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям,социальные приюты и др.
Вывод.
Развитие социальногопризрения в России началось еще до XVIII века, позже, а именно в конце XVIII – начале XIX вв. появилисьучреждения и ведомства занимавшиеся проблемами благотворительности. В 1867г.был принят устав Общества попечения больных и раненых воинов, котороевпоследствии переименовано в Российское Общество Красного Креста. Другимпрогрессивным направлением благотворительной деятельности в конце XIX в.являлась трудовая помощь. В стране действовали дома трудолюбия. В1906г.Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименовано вПопечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домов трудолюбия,трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей, ночлежныхдомов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посредни­ческихконтор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организацииобщественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий.
Таким образом, опытРоссии в области государственной политики по социальной помощи населению в XIX– начале XX в. имеет свои положительные аспекты, заслуживающие вниманиесегодня. К ним в первую очередь относится умение привлекать значительныечастные средства для выполнения государственных программ, развертываниеобщественных работ в регионах, нуждающихся в гуманитарной помощи, разнообразиеформ и методов социальной помощи. Главное, государство считало социальную помощьделом первостепенной важности. В целом, несмотря на все несовершенствозаконодательной базы, недостаток финансовых средств в России шел процессформирования всероссийской системы помощи бедным и нетрудоспособным.

2. Этапы развития социального призренияв России.
 
2.1.История становления иразвития социального призрения в России
Отмечается, что доXVIII в. в России забота о нуждающихся была прерогативой церкви и монастырей.Именно при монастырях возникали первые богадельни, бесплатные больницы. Государствопопыталось усовершенствовать и расширить виды оказываемой помощи, разделивнуждающихся на категории, с назначением соответствующей формы призрения:трудоспособным – работа, нетрудоспособным — призрение в закрытых заведениях,больным – лечение, обедневшим – меры предупреждающие нищету, «профессиональным»нищим определялось суровое наказание. Указ 1775г. положил начало организацииобщественного призрения, которое сохранялось в Российской Империи до введенийземских установлений в период Великих реформ, а в не земских губернияхпродолжала существовать до наступления советского периода русской истории.
Новым явлением вразвитии социального призрения в России стало появление в конце XVIII – началеXIX вв. учреждений и ведомств, непосредственно занимавшихся проблемамиблаготворительности. Первым по времени образования и наиболее влиятельным былоВедомство учреждений Императрицы Марии 1796г. В его состав входили:Императорское женское патриотическое общество (1812), Попечительствоимператрицы Марии Александровны о слепых (1881), Попечительство императрицыМарии Федоровны о глухих (1898). Деятельность Ведомства охватывала практическивсю страну: больницы, учебные заведения, дома презрения, богадельни. Примерно40% бюджета попечительства складыва­лось из частных пожертвований, а остальныесредства посту­пали из казны и центральных учреждений ведомства.Дополнительными финансовыми источниками были: сбор с публичных зрелищ иувеселений, доход от издания и продажи игральных карт. ИмператорскоеЧеловеколюбивое Общество появилось в 1816г. Его целью было воспитание иобучение сирот и детей бедных родителей; предоставление дешевого жилья,обеспечение пищей, одеждой, работой, призрением престарелых, инвалидов,нетрудоспособных, оказание медицинской помощи. Активная работа в обществестимулировалась государством, его члены могли рассчитывать на получение орденови личное дворянство[13, с.26]
Человеколюбивое обществобыстро реагировало на события, происходившие в империи. В конце XIX в. оноберет на себя заботу о семьях лиц, пострадавших от анархистов. В 1891г.Обществом был открыт фонд для сбора средств в пользу пострадавших от неурожая.
В 1867г. был принят уставОбщества попечения больных и раненых воинов, которое впоследствии переименованов Российское Общество Красного Креста. С конца 60-х гг. XIX в. создаютсяместные комитеты Красного Креста. В период с 1876-1880 гг. в губернских городахпоявилось 88 местных отделений Красного Креста. Его цель оказание помощи больными раненым солдатам отечественной или союзной армий. Вмирное время Общество открывало школы для обучения персонала, оказывалоинвалидам войны материальную помощь, помогало пострадавшим от стихийныхбедствий. Местные органы Красного Креста занимались подготовкой сестермилосердия. Всего в общинах получило подготовку свыше 4 тыс. сестер[18, с.103].
В связи с голодом1891-1892 гг. был учрежден особый комитет Красного Креста, который работал в 22губерниях. Им открыто 3400 учреждений: столовых, чайных, приютов, ночлежных домов,пекарен и складов. В начале XX в. существовало 630 учреждений КрасногоКреста.[18, с.105].
Другим прогрессивнымнаправлением благотворительной деятельности в конце XIX в. являлась трудоваяпомощь. В 1895г. в стране действовало 43 дома трудолюбия, в 1900 насчитывалось130. В 1906г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименованов Попечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домовтрудолюбия, трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей,ночлежных домов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посредни­ческихконтор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организацииобщественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий. В конце XIX — начале XX вв. его деятельность охватывала до 3 млн. человек и оказываласущественное воз­действие на внутриполитическое и экономическое положениестраны[20,c.103].
Развитие капитализма вРоссии привело к росту численности людей лишившихся традиционных основ жизни ипрежних источников существования и, следовательно, нуждавшихся в помощи.Сложившаяся ситуация потребовала от правительства реформ и в областисоциального призрения. Казенных средств для социального призрения былонедостаточно и деятельность приказов не всегда соответствовала своемуназначению. Многие относились к делу формально. В 1864г. упраздняются Приказыобщественного призрения и все их благотворительные учреждения передаютсягородским управам и земствам. Переход заведений из ведения Приказовобщественного призрения в руки земств и городского управления произошел несразу. Этому предшествовал период многолетних бюрократических тяжб. Ониоставили в наследство органам местного самоуправления 784 учреждения. Особеннов неудовлетворительном состоянии были медицинские и благотворительныезаведения. Повсеместно наблюдались плохие санитарно-гигиенические условия,обветшалость зданий или их неприспособленность[7, с.97].
Первые шаги земств всфере социального призрения были сопряжены с целым рядом трудностей. Например,в статьях положения о губернских и уездных земских учреждениях недостаточнооговаривались права и обязанности, не определялись функции по социальномупризрению и степень ответственности в случае их невыполнения.
2.2.Деятельность учреждений социального призрения.
Во второй половине XIX в.сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденцииблаготворительного движения в Российской империи, хотя и не с таким размахом,как это было свойственно столичным регионам. Социокультурная ситуация вроссийской провинции отличалась многообразием форм и проявлений.
Общей целью открытия всех приютов являлось стремление оказать помощьнеимущим родителям, дать образование и воспитание детям. В приюте получалиначальное образование, приобретали практические знания и умения необходимые длясамостоятельной жизни.
Расходы на приюты уплачивались из процентов, приходившихся на капиталыОбщества содержавшихся в ценных бумагах и пожертвования. В среднем в год наодну девочку тратилось 90 рублей, а на мальчика 66 рублей. Со временем присохранении относительной численности воспитанников расходы на содержание детейросли. В 1905г. на одну девочку в год истрачено ─ 113 рублей, на мальчика93 рубля[16, с.52].
Существуют примеры, когдаобщественные заведения пе­реходили под контроль благотворительных ведомств. Так,Обоянский детский уездный приют был открытый в 1894г., через десять лет своегосуществования из-за нехватки финансовых средств перешел в Ведомство учрежденийимператрицы Марии[9, с.156].
Вторым по значимости было Общества Красного Креста. В Воронеже местноеуправление открыто в 1872г., а комитеты существовали во всех уездных городах. С1875г. в Курске стало действовать управление Россий­ского Общества КрасногоКреста и его комитеты. Организация и содержание больных и раненых производиласьна средства местного управления Красного Креста и добровольные пожертвованиячастных лиц и обществ.
Инициатива учреждения вВоронежской и Курской губерниях общин сестер милосердия принадлежала главномувоенно-медицинскому управлению. Они были организованы в 1893г. Учебнаяпрограмма предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии,терапии, закона божьего. Курс обучения рассчитан на один год (в объеме курса ипрактических занятий, установленных правилами МВД и программ Главногоуправления Российского Общества Красного Креста от 19 февраля 1882г.). Вотличие от Воронежской Общины сестер милосердия в Курской сестры имеливозможность проходить стажировку при своей больнице, а не в Губернской земскойбольнице.
В Воронежской губернии в1817г. был основан Попечительный о бедных Комитет ИмператорскогоЧеловеколюбивого общества. Круг деятельности Комитета включал в себяразнообразные направления: помощь пострадавшим от стихийных бедствий инесчастных случаев, выкуп из тюрем должников, помощь в сборе приданого беднымдевушкам, помощь в похоронах неимущим, оказание помощи недееспособным,воспитание и обучение детей, организация работ или трудоустройство безработныхвплоть до снабжения их необходимым материалом и сбытом готовой продукции,выплата пособий во время эпидемия. Крупным направлением в деятельностиотделения Попечительства о бедных являлась работа Женского благотворительногоотделения. Особенное внимание уделялось развитию женского труда и оказаниюпомощи в сбыте готовой продукции.
Попечительство о ДомахТрудолюбия и работных домах были представлены во многих губерниях, гдезанимались изготовлением картонных коробок, пакетов, конвертов и другихканцелярских товаров, печатным делом. Содержался Дом на средства от продажиизделий, поденных работ[11, с.114].
Преобразования 60-х –70-х гг. ХIХ в. привели к возникновению новыхорганов власти на местах – земств. Трудности в работе данных учреждений былисвязаны с дефицитом финансовых средств, наличием бюрократических проволочек, сперечислением денег с банковского счета, ранее принадлежавшего Приказуобщественного призрения. Материальные средства заведений складывались изнедвижимых имуществ, капиталов, пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег,кружечных сборов, процентов от карточных игр, обязательных пособий от городов иземств, субсидий Государственного казначейства.
В ведении губернскихземств находились и приюты для подкидышей. Содержались приюты за счетгубернского земского сбора. В приюте дети находились около двух месяцев. Затемих отдавали на усыновление к опекунам. Опекуны, бравшие детей на воспитание,получали установленную плату. Существовали случаи вымогательства денег сопекунов. В результате многочисленных жалоб, поступавших от крестьян насвященнослужителей, наблюдение за приемными родителями передалось губернским иуездным гласным и мировым судьям.
Другим направлением вработе земств по социальному призрению детей являлось создание приютов-яслей налетнее время. Их создание связано с высокими показателями детской смертности.На создание и содержание каждого приюта-яслей Губернская земская управавыделяла 250 рублей. Для уменьшения расходов на содержание призреваемыхпрактиковалось вместо предоставления места в богадельне назначать денежное пособие.
В функции земств входило не только управление больницами иблаготворительными заведениями, но и оказание единовременной помощи населению,пострадавшему в результате стихийных бедствий. Во время неурожая государствочерез земские управы оказывало крестьянам значительную материальную помощь.
Все богоугодныезаведения, находящиеся в ведении земств подвергались ежегодной проверкеревизионной комиссии Губернского земского собрания, которая осуществлялатщательную проверку финансовой деятельности богоугодных заведений, пресекаявозможные случаи денежных махинаций.
В Курской губернии введении земства находился дом умалишенных. Пациентам старались обеспечить непросто качественный уход, но и организовать их досуг. Земская управа назначиласпециальных лиц, в обязанности которых входило чтение книг, ведение беседы иигры с подопечными, был приобретен орган[8, с.24].
Благотворительнаядеятельность городских управ в целом имела схожую направленность с работойземств. Контроль за расходом городских средств принадлежал не городскомуобществу, а правительству. Основным источником городских доходов было прямоеналоговое обложение местных жителей, платежеспособность которых оставаласьнизкой. Поэтому город не всегда мог ответить положительно на инициативугубернатора об организации для беднейших жителей бесплатной врачебной илидругой помощью.

Заключение
Влюбом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут люди, которые поразным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите. Однако в каждой странеразвитие социального призрения имеет свои исторические особенности. В Россииони обусловлены сильным влиянием таких факторов, как географический,геополитический, религиозный, условия материального производства, социальнаяорганизация. Все это породило способность русского народа к крайнему напряжениюсил в течение длительного времени; возникновению устойчивой формы общинногоуравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения;характерное для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество ихдуховного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальнаятерпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти особенностирусской истории не могли не оказать соответствующего влияния на характервозникновения и формирования системы социального призрения в России, основные этапыее развития, формы и методы социально-защитной деятельности нуждающихся, и впервую очередь нуждающихся детей, место и взаимоотношение государственного,общественного и частного призрения.
ВРоссии практика социального призрения имеет свои глубокие культурно-историческиетрадиции и до Октябрьской революции 1917г. была связана, прежде всего, смилосердием и благотворительностью.
После1917г., когда большевики осудили благотворительность как социальный пережиток,государство было вынуждено взять на себя заботу о тех людях, которые находилисьв особенно тяжелом положении.
Современноеположение в деле социального призрения своеобразно в том плане, что в настоящеевремя происходит переход от чисто государственной системы к системе, включающейобщественную благотворительность. Т.е. в какой-то степени мы возвращаемся кдореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время элементы,выработанные в период советской власти.
Используянакопленный в России положительный опыт призрения, подключая к его реализациивсе общественные организации, а так же привлекая частных лиц, государстводолжно взять на себя функции контроля за деятельностью этих учреждений, и впервую очередь создать единую стройную систему законов – нормативную базу,через которую будет осуществляться должное оказание помощи всем нуждающимся.

Библиография:
2.        Сиротскиедетские учреждения России. // Беляков В.В. М.: «Знания» — 1993.-85с.
3.        Формыпризрения детей, нуждающихся в социальной помощи. // Заводилкина О.В. / Актуальныепроблемы современного детства. М.: ИНФРА — 1993. –69с.
4.        Содержаниеи организация социально-педагогической работы в учреждениях социальнойреабилитации детей и подростков.// Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И.- М.:«Текст» — 1994. – 91с.
5.        Историясоциальной работы в России. // Учебное пособие для студ. ВУЗ. – М.: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.- 79с.
6.        ЛапинЮ.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России. //Актуальные проблемы современного детства. М.: «Текст» — 1993.– 97с.
7.        МеждународныйКомитет Красного Креста.// Майкл Игнатьефф./ Сборник«Военныепреступления» изд. «Текст», Москва, 2002 – 270с.
8.        Историясоциальной работы в России.// Мельников В.П., Холостова Е.И. — М.:«Наука».- 2001.- 156с.
9.        Очеркиистории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). М.:«Инфра-М».- 1998. – 38с.
10.     Оположении детей в Российской Федерации. // Государственный доклад. 1994г. М.:«Юристъ»,1995.–114с.
11.     Словарьрусского языка.// Ожегов С.И. Изд. Советская энциклопедия. М.: «Текст»1973.– 87с.
12.     Педагогическаяэнциклопедия. // Т.1. М.: «Наука»- 1964.- 26с.
13.     Первыеучреждения для народа в царской России. // Розенфельд Б.Р. /Советскоегосударство и право. М.: ИНФРА — 1991. – 52с.
14.     Трудовоевспомоществование детей Московских приютов.// Смоленская Н.Е. — М.:«Транспечать»- 1998.– 25-31с.
15.     Социальнаяработа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И.Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001. – 78с.
16.     Социальнаяпедагогика. // Курс лекций. // Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС. 2000.- 46 с.
17.     Технологиисоциальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА– М. 2001.-103с.
18.     Теорияи методика социальной работы. // Под общ. ред.академика Академии соц-х наукЖукова В.И. – М.: Изд. “Союз”. 1994. – 92с.
19.      ФирсовМ.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентовВУЗ. М.:«Знания» — 2001.-162с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.