Реферат по предмету "Социология"


Сущность социальной работы, её объект и предмет

Введение
Многим людямсейчас необходима помощь, когда так трудно.
Трудно по разнымпричинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когдавопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшейостротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Отдельноможно поставить вопрос о безработице, поскольку вот уже больше года у нас встране, да и во всём мире продолжает нарастать финансовый кризис, отбезработицы не застрахован никто. Отсюда вытекают преступность, падение нравов,вседозволенность, это вызывает большую тревогу и опасение, за себя, за судьбуродных и за дальнейшее процветание Родины.
Не у каждого естьсилы бороться. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведькто-то должен помочь этим людям.
Важно знать:куда можно обратиться со своими проблемами. В таких ситуациях приходит на помощь«социальная работа», здесь могут поддержать человека в трудную минуту, какматериально – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставитьна путь истинный».
Актуальностьтемы «сущность социальной работы, её объект и предмет» сейчас весьма высока, иобусловлена следующими обстоятельствами:
– во-первых,увеличением в современных условиях темпа социального движения помощи населению.Это связано с возрастанием таких слоёв общества, как инвалиды, пенсионеры,малоимущие, сироты и т.д.
– во-вторых,потребностью выявления проблем в социальной сфере.
Поэтомунеобходимо вначале разобраться каков объект и предмет социальной работы, нетолько как науки, но и как деятельности, и как учебной дисциплины, чтобывпоследствии выявить проблемы, предотвратить их усугубление и провестимероприятия для стабилизации положения. Многие люди не знают, или имеют смутноепредставление, что же такое «социальная работа», кто такие эти социальные службыи работники, каковы их цели, кому они помогают, и вообще в чем состоит их помощь?
Анализпроблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Ктозащищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является предметом социальнойработы, и каков её объект.
Объектисследования курсовой работы, это сущность самой социальной работы, её предмети объект.
Целью курсовойработы является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрениесоциальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины ис точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальнойработы, и важнейших её компонентов.
Достижениепоставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
– датьопределение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрениясамостоятельной науки;
– рассмотретьсоциальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты;
– выявитькакова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины;
– установить,какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальнойработы;
– ответитьна вопрос, что такое социальная защита, социальная поддержка, социальноеобслуживание и социальное обеспечение, выявить чем они различаются;
– датьхарактеристику объекта социальной работы, какие направления в нём возникают, икак можно их классифицировать;
– рассмотретьклиента как объект социальной работы;
– охарактеризоватьсемью с точки зрения объекта социальной работы;
– датьопределение предмета социальной работы, установить, как может меняться предмет,в зависимости от того, рассматривается ли социальная работа как наука, какдисциплина или как деятельность.

1.Сущность социальной работы
 
1.1Понятие социальной работы как самостоятельной науки
На протяженииуже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональнойдеятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшегообразования, – социальная работа. Становление социальной работы как специальногоинститута и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населенияна социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией,обусловленностью более глубокими личностными потребностями, болееопосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть ипрофессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерскогодвижения, по мере развития института социальной работы неизбежно будутвозрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ееучреждений.
Определитьсоциальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющейсвоей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферахжизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержанияжизнеобеспечения и деятельного существования личности» [1, с. 69].
Прежде всего, социальную работу следует рассматривать каксамостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука,социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектомисследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средстврегуляции поведения социальных групп и личностейв обществе. Предметомсоциальной работы как самостоятельной науки являются закономерности,обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов вобществе.
Основу содержания любой науки составляют базовые категории («несущие»понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности.
Разработка научного категориального аппарата является одной изприоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В системукатегорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организациисоциальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работав образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными клиентами (социальнаяработа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группамириска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальныхситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.).Во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональнойсоциальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальныетехнологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и эмпирическихисследований в этой области система ее категорий будет обогащаться ирасширяться.
Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества ихарактера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношениетеории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные моделисистемного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другиминауками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от такихсмежных областей знания как социология, психология и т.д.
Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать,всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюсяс другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой,этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связейсистемы социальной работы с другими системами и системой общества в целомподнимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делаетобщество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни,делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.
Представлениео социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическоезначение и для повседневного управления социальной работой. Познание её каксистемы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роликаких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть икорректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, подниматькультуру и эффективность социальной работы.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носителиоказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности,религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий вэтом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться сжизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немалолюдей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институтсоциальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданскогообщества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственныхимперативов, деятельность социального работника регулируется такжегосударственным законодательством.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что посколькусоциальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, еёпрежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.
1.2 Социальная работа как практическая деятельность
Социальнаяработа–это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальнымгруппам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки,защиты, коррекции и реабилитации.
В отличие от других форм социального содействия социальная работа –двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт,специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самогоклиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственнойпроблемы.
Термин«социальная работа» тесно связан с функционированием рыночной экономики,поскольку достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением.Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальнойсфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночнойэкономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуютинституты социальной поддержки людей. Профессия «социальный работник»относитсяздесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную,так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в областисоциальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающейстепень социальной защищенности личности, соблюдение первейших правчеловека, уровень гуманизации общества. Социальная работа относится к одному измногочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая,культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальнаяработа – особый вид деятельности.
В этой связи следует отметить ее различные аспекты.
1.Социальная работа – деятельность, осуществляемаяпрофессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленнаяна оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших втрудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику,консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживаниебольных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихсяв помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций испособствующих им в этом.
2.Социальная работа – профессиональнаядеятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностейличности при решении сложных жизненных проблем.
3.Социальная работа – профессиональнаядеятельность, носящая по преимуществу превентивный характер.
4.Социальная работа – профессиональнаядеятельность, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений вобществе [3, с. 324 – 325].
Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяютсоциальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Онаоснована на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условияхличного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности,кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующимзвеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а такжезаконодательством.
К основным целям социальной работы можно отнести следующие:
– увеличение степени самостоятельностиклиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешатьвозникающие проблемы;
– создание условий, в которых клиенты могутв максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положенопо закону;
– адаптация или реадаптация людей в обществе;
– создание условий, при которых человек, несмотряна физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняячувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
– и как конечная цель – достижение такогорезультата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента«отпадает».
Любая социальная деятельность обладает такими компонентами, какцель, средства, условия.
Целью социальной работы, как деятельности, является оптимизациямеханизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Однакоследует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разныхвидов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферысоциальной практики и в этом случае можно говорить о социальной работе вобразовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим основанием могутслужить социально-психологические особенности клиентов – молодежь, группысоциального риска, лица, склонные к суициду и т.д.; третьим – характер проблем,встающих перед социальными работниками. Можно найти и другие основания. Во всехэтих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например,от профилактики до коррекции). Условия для каждого вида социальной работы такжебудут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального доместного): политические, экономические, социально-психологические иэтнонациональные.
Средства в данном случае могут рассматриваться как социальныеинституты, методы осуществления социальной работы.
В этой связи особое значение имеет типологизации социальных службв целях организации практической социальной работы. В основе классификации различныхвидов и форм работы могут лежать различные принципы (это в какой-то степенисвязано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальнойработы как деятельности), но все они, в конечном счете, сводятся к следующему:работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Внутри этих двух форм в свою очередь идет классификация различныхвидов. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характерепроблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидностьи т.п.): с другой – об особенностях клиента, т. к. в качестве клиентаможет выступать и индивид, и группа, в т ч. и общество как большая социальнаягруппа.
Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности,в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями,ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой– о статусе этих организаций (государственные, коллективные, общественные,благотворительные, частные и т.д.). Социальная работа это механизм, которыйдолжен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые.Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов,выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользованиисвоими социальными правами. Целью социальной работы как деятельности, являетсяоптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смыслсоциальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям,группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических,психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующихполноценному социальному функционированию. Как любая профессиональная деятельностьона осуществляется специалистами по социальной работе.
1.3Социальная работа в системе дисциплины
В 1991 г.в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страныпрофессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах,в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высшихучебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов посоциальной работе, неуклонно расширяется. Профильная направленность вузапредопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовитспециалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов поработе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.).Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощинаселению и по другим направлениям. В нашей стране уже начата подготовкасоциальных работников с медицинским профилем: бакалавры со специализацией«Социально-медицинские услуги населению». Примечательно, что эту профессиювыбирают лица гуманного склада, чья сердобольность и чуткость необходимы для будущейработы. Они учатся, четко осознавая, что эта работа не сулит им сверхприбылей ибогатства. Бакалавры социальной медицины будут оказывать социально-медицинскуюпомощь населению, т.е. они являются организаторами-консультантами, менеджерамисоциально-медицинской защиты пенсионеров, безработных, хронически больныхлюдей, одиноких, многодетных, сирот, инвалидов, лиц, пристрастных к алкоголю инаркотикам, а также всех тех, кто попал в кризисную ситуацию экономического,социального или медицинского характера и чей доступ к медицине сталограниченным.
Решением коллегии Комитета по делам семьи и демографической политикипри Совете Министров РСФСР и Государственного комитета РСФСР по делам науки ивысшей школы (от 13–05.91), введена организация подготовки кадров специалистовпо социальной работе в вузах РФ.
Цель подготовки социальных работников состоит в содействииразвитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучению и привитию навыковпрактической социальной работы, оказанию социальных услуг и разработке поли гикив области социального развития.
Социальнаяработа, возникнув как общественное явление превратившись затем в определенныйсоциальный институт, становится объектом познания, проявляющегося на разныхуровнях – от обыденного до научно-теоритического. В настоящее время наиболееотчетливо наблюдаются два основных аспекта в тенденции развития знаний (наразных уровнях их проявления) в области социальной работы. Первый связан сэмоционально-психологическим объяснением поведения индивида и групп, развитиемпрежде всего психодинамической модели практики социальной работы; второй – сростом влияния социальной работы социологических теорий и развитием социолого-ориентированныхмоделей практики социальной работы.
К началу 90-хгодов 20 века в научной литературе обозначилось несколько моделейтеоретического обоснования социальной работы. Они отразили не только результатынаучных поисков и исследований крупных ученых разных школ по проблемамсоциальной поддержки человека в современном обществе, но и его эволюцию,изменения в самом содержании и формах социальной деятельности.
Применяя напрактике теории поведения и социальных систем, социальная работа проводится втой области, где люди взаимодействуют с окружающими их факторами. В социальнойработе основополагающими принципами являются принципы прав человека исоциальной справедливости (определение дано Международной федерацией социальныхработников в июле 2000 г. в Монреале, Канада).
Стратегия жесоциальной работы заключается в изучении человека, его ценности, мира,индивидуальности и универсальности. На практике большинство моделей социальнойработы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективностьсоциальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, еёизменений под воздействием экономических, социально – психологических факторов.Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческогоосвоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества,процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основечего вырабатывается своё видение и оценка вещей [4, с. 89–90].
Степеньсоциальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить опрогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны иблагосостояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое важноедело, от которого никто не может оставаться в стороне.
Что социальную работу можно рассматривать, как самостоятельнуюнауку, что определяет ее место в системе наук, как форму практическойдеятельности, и наконец, её рассматривают как учебную дисциплину. Социальнаядеятельность базируется на различных гуманитарных и демократических идеалах.
Итак, можно сказать, что социальная работа как дисциплина,появилась у нас в стране сравнительно недавно, но, несмотря на это, она набираетзначительные темпы, направленные на увеличение численности социальных работникови повышении их квалификации.
1.4 Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевымикатегориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание,социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательнуюхарактеристику социальной работы.
В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятиянередко употребляются как идентичные. Однако определение их специфики позволяетнаиболее точно выявить содержание социальной работы, цели и задачи этого вида социальнойдеятельности [6, с. 19 – 21].
1.4.1Социальная защита
Феномен социальной защиты может рассматриваться в широком и узкомсмыслах. В первом случае социальная защита представляет собой деятельностьгосударства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей,недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения,социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.Во втором случае социальная защита – это создание условий, недопускающихвозникновения трудной жизненной ситуации или ее осложнения у клиентов социальныхслужб.
Основной путь осуществления социальной защиты – социальныегарантии– обязательства государства по отношению к тем или инымкатегориям населения. Действие гарантий предполагает компенсацию низкогосоциального статуса за счет увеличения правового статуса. Социальные гарантиистроятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использованиеобщественных ресурсов. Так, получение того или иного правового статуса(беженца, безработного, инвалида, ребенка-сироты) дает ряд дополнительныхвозможностей. В таком случае возникает специальный правовой статус. Специальныйправовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случаесоответствия индивида определенным параметрам и прохождения процедур,предусмотренных законом. Примером могут служить дополнительные гарантиидетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей» (1996) данная категория лиц имеетдополнительные гарантии в сферах здравоохранения, образования, получения жилойплощади и т.д. Для ряда категорий существуют гарантии на получение социальнойпомощи.В России право граждан насоциальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентированозаконодательством РФ.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы спомощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических,организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимсяв этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальнойзащиты, гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность,обеспечение прав и свобод личности.
1.4.2 Социальная поддержка
Это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг илильгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленныхгосударством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая,социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и инаяподдержка человека со стороны государственных и негосударственных структур впериод его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняетфункцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения вэкстремальных условиях, носит характер периодических и единовременных денежныхдоплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целяхнейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономическихусловий. Социальная поддержка (помощь) осуществляется за счет местных органоввласти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов вцелях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
При уточнении значения категории социальная поддержкаследуетбольше внимания уделить интерактивной стороне взаимоотношений между субъектом иобъектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживаетсясоциальная поддержка как деятельность конкретного социального работника сконкретным клиентом. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочьклиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальнойслужбы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом какзначимая и необходимая для него.

1.4.3 Социальное обслуживание
Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельныхспециалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальнойадаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Вряде федеральных законов социальное обслуживаниепредлагаетсяпонимать как деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий всоциальных услугах – полезных действиях. В этом случае субъектами социальнойработы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.
Социальное обслуживание осуществляется в виде:
1) предоставления материальной помощи (денежные средства, продуктыпитания, средства санитарии и гигиены, средства ухода за детьми, одежда, обувьи др. предметы первой необходимости, топливо, специальные транспортныесредства, технические средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся впостоянном или временном нестационарном обслуживании;
3) предоставления социальных услуг в стационарных учреждениях гражданам,частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимсяв постоянном уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту исостоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятиймедицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а такжеорганизации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
4) предоставления временного приюта в специализированном учреждениидетям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетними оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного местажительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического илипсихического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных имежэтнических конфликтов;
5) организация дневного />пребывания в учрежденияхсоциального обслуживания граждан преклонного возраста и инвалидов, сохранившихспособность к самообслуживанию и активному передвижению, несовершеннолетним,находящимся в трудной жизненной ситуации, с оказанием социально-бытовой,социально-медицинской и иной помощи;
6) консультативной помощи по вопросам социально-бытового и социально-медицинскогообеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи и социально – правовойзащиты;
7) оказания помощи в профессиональной,социальной, психологическойреабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетнимправонарушителям.
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и за плату.Бесплатное обслуживание могут получить: граждане, не способные к самообслуживаниюв связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющиеродственников, которые могут обеспечить помощь и уход, – если среднедушевойдоход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в которомони проживают; лица, находящиеся в трудной жизненно ситуации и в связи сбезработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшими в результатевооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетние дети, находящиеся втрудной жизненной ситуации.
Учреждения и предприятия социального обслуживания, их деятельностьопределяются и регламентируются Федеральным законом «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ. Кним относятся различные общепрофильные и специализированные центры, приюты,дома интернатыи др.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращениягражданина, законного представителя, органа государственной власти и местногосамоуправления или общественного объединения.
1.4.4 Социальное обеспечение
Социальное обеспечениеследует трактовать каксоциальную помощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальныхслужб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых искрытых выплат.
Открытыми выплатами являются: пенсия– ежемесячнаягосударственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целяхкомпенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие(побезработице; временной нетрудоспособности: при болезни, увечье, при уходе забольным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях; по беременности иродам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, надетей военнослужащих срочной службы и т.д.).
Пенсионный вариант компенсации утраченного заработка возникает: всвязи с прекращением государственной службы (при достижении установленнойзаконом выслуги); при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); вцелях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военнойслужбы; в результате радиационных или техногенных катастроф; в случаенаступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленногозаконом возраста; в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств ксуществованию.
Скрытой разновидностью социального обеспечения являются льготы– предоставление слабозащищенным категориям населения преимуществ в оплате техили иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениямиили иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательнымплатежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических июридических лиц в бюджеты различного уровня.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные составляющие социальнойработы это:социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание и социальноеобеспечение. Всё это система принципов, методов, законодательно установленныхгосударством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающихпредоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей,поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различныхсоциальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства иобщества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан; комплексгосударственных мер социально-экономического и правового характера пообеспечению гарантированного государством минимального уровня материальнойподдержки социально уязвимых слоев населения в период экономическихпреобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

2. Объектсоциальной работы
 
2.1 Определениеобъекта социальной работы
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться наначалах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальныхблаг, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектовобщества. Такое понимание социальности является важнейшим критериемосуществления социальной работы.
Объект социальной работы, с одной стороны, обусловлен целями и задачамипрактической социальной работы, а с другой – определяет границы и содержаниетеории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта социальнойработы, они во многом сходны в том, что в современных условиях социальнаяработа выходит за границы практической социальной помощи и все более становитсяфундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношенийи взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы –это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которогонаправлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальнойадаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальнойэкспертизы и социальной терапии.
Также, можно сказать, что объектом социальной работы (в широком понимании)являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев игрупп населения зависит от тех условий, которые в значительной мерепредопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы,содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
На каком бы уровне – индивидуальном или групповом – ни возникаличеловеческие проблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (илипросто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собойопределенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силуэтого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемойкроется множество личных, т.е. неудовлетворенных потребностей целой группылюдей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иныхбезработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровнюобразования или специальности, каждая из них является проявлением социальнойпроблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектамисоциальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности прирешении проблем, которые возникают в их жизни [7, с. 83 – 84].
Следуетсказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальныеотношения, и в связи с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:
1.        Индивидуальные,семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида (одиночество, социальнаяизоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост беженцев,бездомных).
2.        Социально– экологические проблемы – охрана окружающей среды.
3.        Социально– экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90%населения оказалось за чертой бедности.
4.        Проблемысоциальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе,ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.
5.        Проблемыповеденческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспектыдивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д.
6.        Проблемысимволизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватныхобразах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – вотчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.
7.        Проблемыструктур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность истабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии илиавторитарности зависит социальная активность населения.
Объектов достаточно много, и можно классифицировать их с учетомприоритетности основании для этой классификации
– состояние здоровья, которое не позволяетсамостоятельно решать жизненные проблемы
– служба и труд в экстремальных социальных условиях
– пожилой, пенсионный возраст людей.
– девиантное поведение в его различных формах и видах
– трудное, неблагополучное положение различных категорий семей
– особое положение детей(сиротство, бродяжничество и т.д.)
– бродяжничество, бездомность.
– предродовое и послеродовое состояние
– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихсяполитическим репрессиям и впоследствии реабилитированных [8, с. 13 – 15].
 
2.2 Клиенткак объект социальной работы
Становлениепрофессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкойпонятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих еёпрактику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, какназвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент»,то есть тот, кто ищет помощи. Однако этот термин описывает лишь одну,страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно,потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однаков той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральныересурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своейпроблемы. Если индивид сохраняет хотя бы частичное самосознание, тогда он имеетправо содействовать с социальным работником, быть активным агентомтрансформации собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилосьмнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника,следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым. Болееточно его характеристики определяются уровнем организации работы.
Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познаниясо стороны социального работника предполагает специально организованное отражениев сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и егоособенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающеговзаимодействия.
Осуществляя познавательную деятельность, специалиструководствуется рядом общих требований. Во-первых, познание клиента строится наоснове теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следуетпрофессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинахвозникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи,определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающихпроблемы в процессе социального функционирования.
Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики.Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается отдиагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случаеметоды изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в товремя как научное исследование направлено на определение существенныхвзаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикойпреодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так жекак и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение,изучение документов.
В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнениеисточника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемаяиндивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозеочерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов.Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут бытьдостаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение,так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качествепотенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимыхзатратах клиента и социального работника.
Для оценки возможностей привлечения внешних официальных ресурсовсоциальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления,положения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации,определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существеннымдля социального работника является возможность использования ресурсовнеофициальных – семьи, родственников, соседства, частных лиц.
Отдельное направление познания социальным работником клиента – этоизучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этомсмысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов:«агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют,угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую»манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.

2.3 Семьякак объект социальной работы
В семье, взначительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и какбудет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальноесамочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества импрививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника исоставляет одну из важнейших сфер его деятельности.
Семья – это сложная социальная система, которой присущи чертысоциального института и малой социальной группы. Как социальный институт обществасемья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения,регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другимиродственниками. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплатa заработной платы,инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшениеобслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок– таковы социальные проблемы современной семьи.
Семья как малая группа – это общность людей, основанная на браке,кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ееотличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни,эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты.Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитыватьвсю палитру семейных взаимоотношений.
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественныхцелей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие винтересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместнойдеятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьиспособны и готовы заботиться друг о друге, зависят благополучие и долголетиесемьи.
Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяютее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролеваясогласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональнаяудовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность насемейное долголетие.
Важная роль в семье отводится общению, в реальной жизни взаимоотношениямежду людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантовсемей. Наиболее распространенной считается нуклеарнаясемья, состоящаяиз родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такаясемья может быть полнойили неполной, образовавшейся в результатеразвода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Если семейная структура помимосупругов и детей включает других родственников, то ее называют расширенной. Семьимогут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принятоговорить о бездетных, однодетных, многодетныхили малодетныхсемьях.
Анализ источников, содержащих сведения о семье, позволяетпредставить присущие ей функции в виде таблицы 1 [6, с. 59 – 61].
Таблица 1: Функции семьи в различных средах деятельности
Сфера семейной деятельности
Общественные функции
Индивидуальные функции
  Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
  Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
  Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
  Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
 
Сфера первичного социального контроля
i Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и в отношениях между супругами, родителями и детьми Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
  Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Укрепление дружеских основ брачного союза
  Социально-статусная Представление определенного статуса членами семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Еще одной важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл,т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращениябрака. Обычно выделяют три фазы: до рождения ребенка, до отделения взрослых детейот родителей, постепенный распад супружества. Для специалиста главное – пониматьто, что на пути от старта семейных отношений до их финиша возможны болезни,разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решитьсамостоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный работник призван смягчатьнапряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которыепроявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи исаморегуляции.
Таким образом, учитывая, что семья – один из древнейших институтовсоциализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасностии защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезныепроблемы, можно с полным основанием считать, что роль социального работника всохранении и усилении социального потенциала этого феномена обществавозрастает.
Реформированиеобщества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Средиее объектов – семьи одиноких матерей; военнослужащих срочной службы с детьми;семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьми в возрастедо трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетнихдетей и т.д.
За последниетри года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в материальнойподдержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных.Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические исоциальные. Экономические – такие как потеря работы, невыплата заработной платыи пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Средисоциальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство,противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этомусопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность переддетьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологическиподавлен. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, из их числарекрутируются юные правонарушители.
Государствостремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однакоцентрализованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально.Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счетвнутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.
Семейныеконфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и многие другиепроблемы – все это заботы социальной работы.
Задачасоциальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи.
Такимобразом, подводя итоги, можно отметить, что объектом исследования социальнойработы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляцииповедения социальных групп и личностей в обществе. Важнейшие объекты социальнойработы – это человек, т.е. личность, и семья – первичная ячейка общества. А также, следуетотметить, что, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на чтонаправлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности,какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.

3. Предметсоциальной работы
Любая наука как самостоятельная область знания(социальнаяработа в этом смысле не является исключением) имеет свой предмет изучения.
В настоящее время общепринятым является понимание предмета любойнауки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с цельюизучения его под определенным углом зрения. Существуют известные различия предметаи объекта науки. Предмет науки – это реально существующая действительность(природная и социальная). Он имеет множество сторон и свойств, каждые изкоторых могут стать предметом самостоятельного изучения.
Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровнядостигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д.
Предметом социальной работыкак науки являются закономерности ипринципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различныхфакторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе [9, с. 9– 10].
Но можно рассмотреть предмет социальной работы в её практическойдеятельности и фактически, это социальная ситуация. Социальная ситуация –конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуальногоили группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношениек разрешению данной проблемы [10, с. 41].
Социальный работник должен прилагать все усилия в работе, потомукак целью его деятельности в социальной ситуации является улучшение социальнойситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, облегчениесубъективного переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себеотчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы помочьиндивидам найти повое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическуюподдержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполневозможно.
Например, члены добровольной ассоциации «Жены алкоголиков»,признавая, что не в силах избавить своих мужей от пагубной алкогольной зависимости,считают целью своего участия в работе объединения научиться быть счастливыми вусловиях пьянства супруга.
Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом,позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственносвязаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие на которые можетповлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмомчеловечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своегоразвития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощиконкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируядиалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельностиэтого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешениятакого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен.Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида смиром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то,что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится впределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайшихсвязей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины,которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности длясоздания устойчивой мотивации на излечение.
Следует признать, что на целый ряд причин, условий иобстоятельств, осложняющих положение клиента, не может воздействовать не толькосоциальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система данногогосударства, и даже все человечество в целом. Скажем, целиком устранить причиныврожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которыеобусловливают ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно. Такиедостижения цивилизации, как развитие здравоохранения, появление новых видовгенетической прогностики и пренатальной диагностики, совершенствованиемедицинской помощи, улучшение условий труда и быта устраняют одни причиныинвалидности, однако им на смену приходят другие, в значительной мере вызванныетеми же успехами цивилизации, поэтому общее число инвалидов растет. Не имеявозможности устранить причину, социальный работник может только помочь индивидудостигнуть максимального уровня интеграции в общество, возможного при егореальных жизненных обстоятельствах и здоровье.
Вероятно, бедность – неизбежный спутник современного общества, таккак ее причины вызваны не только недостатками здоровья личности, характера,интеллекта и психики, но и общим дефицитом ресурсов в мировом масштабе. Устранитьбедность социальный работник не в состоянии, он может действовать с целью устранениянаиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы она не стала наследственнойдля семьи данного клиента: оказать содействие в обеспечении полноценнымпитанием; помочь получить образование и вместе с тем шансы на успешныйсоциальный старт детям бедняков, родители которых не могут предоставить имтаких возможностей, какие предоставляются детям из обеспеченных или богатыхсемей; гарантировать медицинскую помощь, в первую очередь женщинам и детям.Есть множество таких социальных проблем, которые социальные работники должныпостоянно разрешать в своей деятельности, но не могут разрешить их целиком иполностью.
Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности,расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать ихвновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся взатруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту,социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией [11].
По мереуглубления в социальную ситуацию, всё больше раскрывается предмет науки, егоновые стороны, происходит изменение представлений о содержании важнейшихразделов социальной работы как науки.
Основусодержания любой науки составляют базовые категории, которые и определяют еёпредмет. Вопрос о категориях социальных наук непрост, так как социальныеявления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются,многообразны, по разному интерпретируются, что обуславливает относительностьграниц между этими категориями.
Категории являются незаменимым средством исследования и систематизациинаучного знания. Выявление основных элементов категориального аппаратапозволяет раскрыть логику развития социальной работы, закономерногопреобразования системы ее понятий.
В категориальной форме конденсируется опыт исследования и практическойдеятельности в социальной работе, выражаются фундаментальные уровни понимания иосмысления ее особенностей, взаимосвязей, взаимовлияний.
Структурируя понятия и категории социальной работы их можно разделитьна группы:
1)категории, не являющиеся специфическими длятеории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаютсятакже другими науками через призму их предмета и методов («социальные отношения»,«социальная деятельность», «социализация» и т.д.);
2)категории, относящиеся к теории социальной работыпо преимуществу, но используемые и другими отраслями знаний («психосоциальнаяработа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.);
3)категории, являющиеся специфическими, собственнокатегориями социальной работы («социальный работник», «социальноеобслуживание», «адресная социальная помощь и др.) [12, с. 12 -14].
Подводя итоги, можно отметить, что предметомсоциальной работы, как науки являются закономерности социальной работы,обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов вобществе. А со стороны практической деятельности, предмет социальной работы –это социальная ситуация.

Заключение
Социальнаядеятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям –обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимыхего слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки ихвозможностей. Социальная работа играет огромную роль в помощи человеку, семьеили группе лиц. Несмотря на то, что социальная работа у нас в стране весьмамолодая отрасль государственного института, все больше и больше людей вовлекаютсяв этот вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностьюв системе высшего образования. Потому как, социальная работа это неотъемлемоважная часть демократического государства.
Целью курсовой работы являлось исследование ианализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формыпрактической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельнойнауки. В ходе исследования был изучен также объект и предмет социальной работы.Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1) Изучение показало, что социальная работа – этоспецифический вид профессиональной деятельности, оказание государственного инегосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социальногои материального уровня его жизни. Социальную работу можно рассматривать с несколькихсторон: как самостоятельную науку, как деятельность и как учебную дисциплину. Взависимости от этого различаются её объект и предмет.
2) Социальная работа как наука имеет свой предмет, объект, а такжекатегориальный аппарат. С точки зрения профессиональной деятельности социальнаяработа имеет несколько аспектов, которые предопределяют кем должны выполнятсядействия, какого они должны быть характера и на кого направлены. О социальнойработе как дисциплины, можно сказать, что у нас в стране она появиласьсравнительно недавно, но, несмотря на это, она набирает значительные темпы,направленные на увеличение численности социальных работников и повышении ихквалификации.
3) В ходе работы выявлено, что основными ключевыми категориями социальнойработы являются: социальная защита, социальная поддержка, социальноеобслуживание, социальное обеспечение. Социальная защита – это системапринципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий,мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условийжизни. Социальная поддержка – обеспечение в денежной или натуральной форме, ввиде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательноустановленных государством. Социальное обслуживание – деятельность социальныхслужб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказаниюсоциально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг. Социальное обеспечениеследуеттрактовать как социальную помощь, предполагающую непосредственную передачуклиентам социальных служб материального ресурса в виде различного рода открытыхи скрытых выплат.
4) Установлено, что объект социальной работы – это, прежде всегочеловек в системе социальных связей и отношений, на которого направленосоциальное действие, который испытывает трудности, возникающие в жизни. Важнейшиеобъекты социальной работы – это человек, т.е. личность, и семья – первичнаяячейка общества.
5) Предметом же социальной работыкак науки являютсязакономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики подвлиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности вобществе. А также, предметом социальной работы, как деятельности, является социальнаяситуация. Было установлено, что социальная ситуация это конкретноесостояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального илигруппового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношениек разрешению данной проблемы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что егорезультаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманиюсодержания сущности социальной работы, её предмета и объекта.

Списокиспользованных источников
1 Общедоступный словарьпо психологии, социологии и социальной работе. – Барнаул, 1999. – 329 с.
2 Социальная работа:Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов,В.Д. Альперович. – М.: «Контур», 1998. – 480 с
3 Словарь – справочник посоциальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.:Юристъ, 1997. – 424 с.
4 Социальная работа / Подобщ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. 4-е изд. – Ростов н/Д: «Феникс»,2005. – 480 с.
5 Технология социальнойработы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.– 400 с.
6 Основы социальнойработы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, М.В. Басова,О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. 3-е изд., испр. – М.: «Академия»,2007. – 288 с.
7 Социальная работа / подобщей ред. Проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». –Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.
8 Социальная работа:теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. А.С. Сорвина.– М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.
9 Справочное пособие посоциальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака;под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
10 Теория социальнойработы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. – М.:Юристъ, 1998. – 334 с.
11 Internetresouree: art-1–1.narod.ru/
12 Павленок П.Д. Теория,история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К°»,2003. – 428 с.
13 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теориясоциальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М:Академический Проект, 2005. – 512 с.
14 Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебноепособие. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.