Реферат по предмету "Социология"


Сущность и формы социального контроля

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Пензенскийгосударственный университет
Кафедрасоциологии и управления персоналом
Курсоваяработа на тему
«Сущность иформы социального контроля»
Дисциплинасоциология
Выполнила:студентка гр.08бх3Цырулёва Ольга
Проверила: КСН,доцент кафедры
СиУП КозинаЕ.С.
Пенза 2009
Оглавление
Введение
Основная часть
Глава 1. Понятие социального контроля: его сущность и элементы.
1.1. Понятие социального контроля, его функции.
1.2. Элементы социального контроля
1.2.1.Социальные нормы какрегулятор поведения
1.2.2. Санкции как элемент социального контроля
1.3. Самоконтроль
1.4. Концепция социального контроля П. Бергера
Глава 2. Формы и осуществлениесоциального контроля.
2.1. Формы социального контроля
2.2.Агенты и инструменты социального контроля
Заключение
Глоссарий
Используемаялитература:
Приложения

Введение
Общество — саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшуюроль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура,а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации.Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и играет немаловажную рольособое структурное образование – институт социального контроля. Он выступает какчасть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различнымисредствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, атакже предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способныдезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.
Социальный контрольиграет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не можетуспешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Так Э.Фроммписал, что общество только тогда может функционировать эффективно, когда егочлены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так,как они должны действовать в качестве членов данного общества. [7, с.194]
Изучением социальногоконтроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль» былвведен в научную лексику известным французским социологом, одним изосновоположников социальной психологии, Габриэлем Тардом, который предлагалрассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднеев работах целого ряда ученых — таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер– была разработана теория социального контроля. [3, с.279]
Я считаю тему даннойкурсовой работы актуальной, так как общество – система динамичная и по мереразвития этой системы складываются и развиваются различные традиции, нормы,ценности. Система социального контроля также постоянно развивается, становитсяболее гибкой и эффективной, поэтому материалов для исследования и изученияданной темы еще большое множество. Кроме того человек заинтересован в спокойнойи благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии ифункционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля,и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней иблагополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимоизучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов исовершенствовать существующую сейчас социальную культуру.
Цель курсовой работы – определить роль социальногоконтроля в обществе, выявить зависимость направленности и содержаниясоциального контроля от экономических, политических, идеологических и прочиххарактеристик данной социальной системы, исторически обусловленных уровнем еёразвития. Кроме того нам необходимо сделать выводы о влиянии социальногоконтроля на развитие личности человека и общества в целом.
Поставленная цельопределила следующие задачи:
·    Рассмотретьсущность социального контроля, его определение как важнейшего средства дляобеспечения процесса усвоения каждым человеком различных элементов сложившейсяв данном обществе культуры;
·    Познакомиться сразличными функциями социального контроля, которые он выполняет в обществе;
·    Исследовать формысоциального контроля, их взаимосвязь и эффективность влияния на общество,опираясь на работы А.И.Кравченко, В.Ф.Анурина, В.В.Латышевой, П.Бергера, имногих других.
Таким образом, объектомданной курсовой работы является непосредственно институт социального контроля,а предметом – его тесная взаимосвязь с обществом, формы, в которых оносуществляется, а также эффективность влияния социального контроля на общество.
Глава 1.Понятие социального контроля: его сущность и элементы 1.1 Понятие социального контроля,его функции
Понятиесоциального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальнойпсихологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которыхпреступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данноготермина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиямамериканских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролемпонимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения всоответствиечеловеческого поведения социальным нормам.
Согласно Т.Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которогопосредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному, т.е.отклоняющемуся поведению и поддерживается социальная стабильность. [2, с.160]
Итак, социальныйконтроль – это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом,социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулированияцеленаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы,их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.
Анализируя содержаниеэтого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:
·    Социальный контроль– составная часть более общей и многообразной системы социального регулированияповедения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такоерегулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричныйхарактер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;
·    Проблемасоциального контроля – это определенный срез основного социологического вопросао соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом.Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е.внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальнойгруппой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности,социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль черезпринуждение;
·    Нельзяпредставлять себе социальный контроль односторонне – как слепое иавтоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личностьвыступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данномслучае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное иактивное, при котором не только личность испытывает воздействие социальногоконтроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороныличности, что может приводить даже к изменению его характера;
·    Характер,содержание и направленность социального контроля определяются характером,природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальныйконтроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будетпринципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных,архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер всравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах(сложная и развитая система формализованного контроля). [7, с.194 – 195]
Основное назначениесоциального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а такжеобеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении,соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодарямеханизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальнаясистема сохраняет равновесие. [4, с.121]
Можно указать наследующие отличительные черты социального контроля:
1)упорядоченность, категоричность иформализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учетаего личностных особенностей; другими словами, человек должен принять нормутолько потому, что он является членом данного общества;
2) связь с санкциями —наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;
3) коллективноеосуществление социального контроля: социальное действие часто является реакциейна то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным,так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения. [2, с.162]
Характеризуя анатомию имеханизм системы социального контроля, известный российский социолог и правоведА.М.Яковлев выделяет следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:
·    индивидуальныедействия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальнойсредой;
·    социальная шкалаоценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов иустремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакциясоциальной среды на индивидуальное действие;
·    категоризацияиндивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социальноодобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционированиясоциальной шкалы оценок;
·    характеробщественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценкисоциальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которогозависит категоризация индивидуального действия;
·    характер исодержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативныхсанкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания;
·    индивидуальнаяшкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов иустремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие.
Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укрепленииинститутов общества. Образно говоря, этот механизм – «центральная нервнаясистема» социального института. Социальный институт и социальный контрольсостоят из одних и тех же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения,закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым.П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболееобщепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства,которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни однообщество не можетобойтись без социального контроля. Даже небольшойгруппе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственныемеханизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».[1, с. 68]
Социальный контроль по отношению к обществу выполняет двеосновныефункции:
·    Охранительнуюфункцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонникомпрогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества –это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняетмораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против тогонового, что как следует не проверено.
·    Стабилизирующуюфункцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности вобществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте исоциальному раздору.
1.2Элементы социального контроля
Социальный контрольпомогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особыймеханизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента –нормы и санкции. [9]1.2.1 Социальные нормыкак регулятор поведения
Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить своивзаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимногосоотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила,выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили названиесоциальных норм.
Социальные нормы – это предписания, указания ипожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, какэто принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормывыступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия,формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели испособы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработкаиндивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.
Нормы налагают на участниковсоциального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Оникасаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется всясистема социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: отиндивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемогоповедения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие ивыполнит свои обязательства.
Социальные нормы –продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии.Так, многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех,которые были распространены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняютважную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что вобществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающимвнимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людями детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства,человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие),религии. Ценности же являются основой норм.
Социальные нормы вобобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которыерекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентацияхмногих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер. [4, с.122– 124]
Можно выделить нескольковидов социальных норм:
1)обычаи и традиции, представляющиесобой привычные образцы поведения;
2) моральные нормы,базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональноеобоснование;
3) правовые нормы,закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Ониболее четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируютправа и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения.Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;
4) политические нормы,которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальнымигруппами и между государствами находят свое отражение в международных правовыхактах конвенциях и т. д.;
5) религиозные нормы,которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание загрехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; вдействительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные дляправовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;
6)эстетические нормы, закрепляющиепредставления о прекрасном и безобразном. [2, с.164]
Социальные нормыопределяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческойдеятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можноклассифицировать по следующим критериям:
·    по масштабамраспространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые,организационные;
·    по функциям –ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие икарающие;
·    по степенинарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу.Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считаетсяпреступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет занарушение законов. [4, с.124] Таким образом, социальные нормы выполняют вобществе очень важные функции:
·    регулируют общийход социализации;
·    интегрируютиндивидов в группы, а группы — в общество;
·    контролируютотклоняющееся поведение;
·    служат образцами,эталонами поведения.[3, с.289]
Отклонение от нормнаказывается при помощи санкций.1.2.2 Санкции какэлемент социального контроля
Для того чтобы оперативнореагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создалосистему социальных санкций.
Санкции – это реакцииобщества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как инорм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностейобщества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм.Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым триэлемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социальногоконтроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которогоиндивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например,учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестноеотношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенкатакого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и,приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примеравидно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроляпереводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Срединих можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.
·    Позитивные санкции– это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которымиокружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм.Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение кпрофессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, врезультате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в нейнуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
·    Негативныесанкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении техиндивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативныхсанкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор,критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишениесвободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций болеедейственная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому,чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушениянорм, были упреждающими, а не опаздывающими.
·    Формальныесанкции исходят от официальных организаций – правительства или администрацииучреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятымидокументами, инструкциями, законами и указами.
·    Неформальныесанкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей,родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальныесанкции также могут быть:
·    Материальными – подарокили штраф, премия или конфискация имущества;
·    Моральными – награждениеграмотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка,выговор.
Для того чтобы санкциибыли действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечалиряду требований:
·    санкции должныбыть своевременными. Их эффективность значительно снижается в томслучае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечениизначительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваныдруг от друга;
·    санкции должныбыть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождаетиждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость ивызывает недовольство в обществе;
·    санкции, как инормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правилпорождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всейнормативной системе.
Такимобразом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормыотсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать ирегулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом,воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля. />

1.3 Самоконтроль
 
В зависимости от способавынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контрольможет быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называютсамоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовываяего с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваютсянастолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует болееудачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть –проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы,будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположенасфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означаетсдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Самосознание – чрезвычайноважная социально-психологическая характеристика человека. Источником, изкоторого черпается представление человека о самом себе являются окружающие егои значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивидсудит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представлениечеловека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека взначительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей,причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.
Примерно на 70 % социальныйконтроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развитсамоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнемуконтролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чашеприходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности,армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен бытьвнешний контроль. [9]
Самоконтроль – это одноиз важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия сдругими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество,государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороныокружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, аизбирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки,усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкамдругих людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным,либо отрицательным, либо нейтральным.1.4 Концепция социального контроля П.Бергера
Согласно концепции Питера Бергера, каждый человек находится вцентре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы иформы социального контроля.[1, с.73 – 74] Каждый после дующий круг – это новая системаконтроля. [Приложение 1]
Внешний, самый большой круг – это политико-юридическая система представленнаямощным аппаратом государства. Перед ним бессильны все. Помимо нашей волигосударство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляетповиноваться своим бесконечным законам и уставам, правилам и установлениям, аесли надо, посадит в тюрьму и может лишить жизни. Индивид находится в центрекруга как в точке максимального давления.
В следующий круг социального контроля входят мораль, обычаии нравы. За нравственностью человека следят все – начиная со всего общества икончая родителями, родственниками, друзьями. Органы власти за нарушение законамогут лишить свободы, родители и родственники употребляют неформальные санкции:осуждения, порицания, а друзья, не простив предательства или подлости, могутрасстаться с нами. Все в рамках своей компетенции, применяют инструментысоциального контроля. Аморальность наказывается увольнением с работы,эксцентричность – потерей шансов найти новое место, невоспитанность – тем, чточеловека не пригласят в гости. Отсутствие работы и одиночество являются, можетбыть, не меньшим наказанием по сравнению с пребыванием в тюрьме, считает П.Бергер.
Кроме большихкругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членамиобщества, есть малые круги контроля, самый существенный из которых – кругконтроля со стороны профессиональной системы. На работечеловекскован массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловыхобязательств, оказывающих контролирующее воздействие, подчас весьма жесткое.Бизнесмена контролируют лицензирующие организации, рабочего – профессиональныеобъединения и профсоюзы, подчиненного – руководители, которых, в свою очередь,контролируют вышестоящие инстанции. Не менее важны различные способынеформального контроля со стороны коллег и сотрудников.
Питер Бергер пишет об этом следующим образом: «… Читатель можетдля наглядности представить врача, который кладет на лечение невыгодного дляклиники больного; предпринимателя, который рекламирует недорогие похороны…государственного чиновника, который упорно тратит денег меньше, чем предусмотренобюджетом; рабочего сборочной линии, который недопустимо, с точки зрения коллег,превышает нормы выработки, и т. д. В этих случаях экономические санкцииприменяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в практике, предпринимателямогут исключить из профессиональной организации… Столь же серьезными могутбыть санкции общественного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессиональнаяроль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодексповедения… Приверженность этому кодексу, как правило, столь же необходима дляпрофессиональной карьеры, сколь и техническая компетентность, и соответствующееобразование».
В следующий круг контроля входят неформальные требования киндивиду, ведь каждый человек помимо профессиональных вовлечен и в другиесоциальные отношения. Эти отношения обладают собственными системами контроля,многие из которых более формальна иные даже жестче профессиональных. Например,правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила,по которым отбирается управленческий аппарат в корпорации IBM. Таким образом,самостоятельную систему социального контроля представляет общественнаясреда. Она включает в себя дальних и близких, незнакомых и знакомыхиндивиду людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, которыепредставляют собой широкий спектр явлений. Они могут включать в себя манеруодеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убежденияи даже манеру вести себя за столом. Таким образом, круг неформальных требованийописывает область возможных действий индивида в определенных ситуациях.
Последний и ближайший к индивиду круг, который тоже образуетсистему контроля, составляет та группа людей, в которой проходит частная жизньиндивида, т. е. это круг его семьи и личных друзей.Социальное или, точнее, нормативное давление на индивида здесь не ослабевает –напротив, есть все основания полагать, что оно в определенном смысле дажевозрастает. Неудивительно, ведь именно в этом круге индивид устанавливаетнаиболее важные для себя социальные связи. Неодобрение, утрата престижа,осмеяние или презрение в кругу родных и близких имеют гораздо большийпсихологический вес для человека, чем подобные санкции, исходящие от чужих илинезнакомых людей. На работе начальник может уволить подчиненного, лишив егосредств на существование. Но психологические последствия этого формальногоэкономического действия окажутся по-настоящему гибельными, говорит П. Бергер,если данное увольнение будут переживать его жена и дети. В отличие от другихсистем контроля давление со стороны близких может произойти именно тогда, когдаиндивид к нему совершенно не готов. На работе, в транспорте, в общественныхместах человек, как правило, насторожен и потенциально готов противостоятьлюбой угрозе.
Внутреннюю часть последнего круга, его ядро, составляют интимныеотношения мужа и жены. Именно в самых интимных отношениях человекищет для себя поддержку. Ставить на карту эти связи – значит рисковать утратойсамого себя. «Неудивительно, что часто люди, властные на работе, мгновенноуступают дома своим женам и съеживаются, когда у их друзей брови недовольноползут вверх». [1, с.76]
Человек, осмотревшись вокруг себя и последовательно перечисливвсех, кому он должен уступать, подчиняться или угождать в силу своегонахождения в центре концентрических кругов социального контроля – отфедеральной налоговой службы до собственной жены, – в конце концов приходит кмысли, что общество всей своей громадой подавляет его.
Глава 2. Формыи осуществление социального контроля 2.1 Формы социального контроля
В социологической наукеизвестно 4 принципиальные формы социального контроля:
·    внешний контроль;
·    внутреннийконтроль;
·    контроль черезотождествление с референтной группой;
·    контроль черезсоздание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболееподходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое«множество возможностей»).
1)   Первая форма контроля – внешнийсоциальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которыерегулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным инеформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормахи нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.
[2, с.161] Эта форманаиболее известна и понятна, но в современных условиях представляетсянеэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельногочеловека или социальной общности, следовательно, требуется целая армияконтролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабахобщества выстраивается классическая «пирамида контролеров»,характерная для тоталитарного государства. [8]
2)   Вторая форма контроля – внутреннийсоциальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль,направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция вданном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувствавины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. [2, с.161 –162] Эта форма предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролеруже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль болееэффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнегоконтролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формыконтроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.
Третья и четвертая формыконтроля менее известны и требуют использования более тонкихсоциально-психологических механизмов.
3)   Третья форма – контроль черезотождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможныеи желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничиваясвободу выбора деятеля;
4)   Четвертая форма – так называемая «множествовозможностей» – предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможныеварианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелемтех форм, которые нежелательны для общества. [8]
Касьянов В.В.рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контрольосуществляется в следующих формах:
·    Принуждение, так называемая элементарная форма.Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведениеиндивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформальногогруппового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в такихобществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, гдепереплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и системанаказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае еслииндивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становитсянеэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Таким образом, приналичии высокой численности населения начинает применяться так называемыйвторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы,формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этимрегуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить егопоступать так же, как все. В современных обществах существуют строгоразработанные правила, или система контроля через принуждение, котораяпредставляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии сразличными типами отклонений от норм;[10]
·    Влияниеобщественного мнения.Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или спомощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно,естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек ипредпочтений. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания иобычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установленияпорядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая,как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненнойситуации. При этом любое решение, которое принимается и усваивается не всоответствии с общественным мнением, кажется нам неуместным, незнакомым иопасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннегоконтроля личности за своим поведением;[10]
·    Регламентацияв социальных институтах и организациях. Социальный контроль обеспечивается различнымиинститутами и организациями. Среди них – организации, специально созданные длявыполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль – неосновная функция (например, школа, семья, средства массовой информации,администрация учреждений). [4, с.121]
·    Групповоедавление. Человек неможет участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннемконтроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность вобщественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членоммногих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческаягруппа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев,нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и дляобщества в целом.
Таким образом,возможность осуществления группового социального контроля обусловленавключенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимымусловием такого включения служит то обстоятельство, что индивид долженразделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм,составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение оттакого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимостиот важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций состороны группы – от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.
Эффективность исвоевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы вовсех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы,зависит от многих факторов, и, прежде всего от статуса данного индивида. Клицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разныеспособы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе илилидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменениестарых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. Заэто лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступатьот групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он недолжен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении отгрупповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не можетперейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социальногоконтроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияниезаканчивается.
Степень и вид групповогодавления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например,сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность поотношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышаетсястепень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членовгруппы (т.е. членов группы, приверженных к групповым ценностям) сильнее, чемчленов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободноевремя и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповойсоциальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия,например, в бригаде или семье. [10]
Первые три формы быливыделены Р. Парком, четвертая форма была описана американским социологом С.Аском.
Данный перечень невключает в свой состав такой важный элемент, как наличие общих ценностей,усваиваемых индивидами в процессе социализации. Дело в том, что основанный напринуждении социальный контроль не всегда обеспечивает уменьшение числаотклонений. Естественно существует множество индивидуальных причин, по которымлюди нарушают социальные нормы. Однако нарушение норм может стать практикой,негласно одобряемой илипросто допускаемой обществом. Обычно это бываетв том случае, когда нормы оказываются слишком жесткими (или людямпредставляется, что они слишком жесткие). По этой причине жесткие полицейскиемеры, направленные против определенного вида правонарушений редко приносятположительные результаты, хотя и попустительство вотношении девиантногоповедения также недопустимо.
На основании этого можносделать два вывода:
1) социальный контрольможет быть эффективным лишь втом случае, когда он придерживается«золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор;
2) данная особенностьуказывает, что социальный контроль действует в основном не благодаряпринуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности общества исоциальных групп. [2, с.160 – 161]
Кроме вышеприведенных форм социального контроля существует ещё общийи детальный контроль.
Иногда контроль отождествляют с управлением. Содержание контроля иуправления во многом похожи, но их следует различать. Мать или отецконтролируют то, как ребенок выполняет домашнее задание. Родители не управляют,а именно контролируют процесс, так как цели и задачи поставили не они, аучитель. Родители только отслеживают процесс выполнения задания.
Таким образом, контроль – понятие более узкое, чем управление.
Различие между управлением и контролем заключается в том, чтопервое выражается через стиль руководства, а второй – через методы. Методыконтроля могут быть общими и детальными. Например, менеджердает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения – он прибегает кобщему контролю.Если менеджер вмешивается в каждое действиесвоих подчиненных, поправляет, одергивает и т. п., он использует детальныйконтроль.
Детальный контроль называют еще надзором. Надзоросуществляетсяне только на микро, но и на макроуровне общества. Его субъектом становитсягосударство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзорразрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающейвсю страну. В такую систему входят: сыскные бюро, детективные агентства,полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, суды, цензура.
Так как контроль входит в управление как составная его часть, ночасть очень важная, то мы можем заключить, что в зависимости от вида контролябудет меняться и само управление. Часть, если она достаточно важная, определяетхарактер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления, которыйимеет, в свою очередь, два вида – стиль авторитарный и стиль демократический.[3,с.296 – 298]
2.2Агенты и инструменты социального контроля
Социальный контроль –самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты обществаорганизуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случаеметоды социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят отситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которойупотребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений междуконкретными людьми до психологического давления, физического насилия,экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно,чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны илистимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всеговыражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам,высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.
Внешний контроль– это совокупность институтов и механизмов,гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Онподразделяется на формальный, т.е. институциональный, и неформальный, т.е.внутригрупповой.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороныофициальных органов власти и администрации.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны общественногомнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовойинформации, а также со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых. Ихназывают агентами неформального контроля. Если рассматривать семью каксоциальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институтесоциального контроля.
В компактных первичныхгруппах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуютчрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такиекак убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являютсямощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. Вотличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения вдолжности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнямиможет манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам ихпередачи.
Формальный контрольисторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ игосударств, в частности, древневосточных империй. Однако в современном обществезначение формального контроля существенно возросло. В сложном обществе, особеннов стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок истабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такогообщества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен.Поэтому иногда его называют локальным. Напротив, формальный контрольносит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален,и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Этопрофессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнениеконтрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К нимпричисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т. д.Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаныхправилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы;инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональнуюподдержку.
Формальный контроль, какмы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды,образование, армия, производство, средства массовой информации, политическиепартии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство –при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио,телевидения и органов печати.
Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций,подразделяются на:
·    жесткие;
·    мягкие;
·    прямые;
·    косвенные.[Приложение 2]
Заключение
Роль и значениесоциального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вкладв обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и темсамым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы иупрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобысделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возраженийсоциальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общемпризнании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и нормсвоим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантироватьсоответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенновелика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении ипресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людейи их групп. [7, с.197]
Рассмотрев социальныйконтроль как социальный институт, исследовав его сущность и формы, мы можемсделать следующие выводы:
·    Механизмысоциального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтовобщества;
·    Поотношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции:охранительную и стабилизирующую.
·    Основноеназначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность вобществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении,соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;
·    Благодарямеханизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальнаясистема сохраняет равновесие.
Глоссарий
 
Девиация илидевиантное поведение (отлат. deviatio– уклонение)– отклоняющиесяот общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их группы,приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующегореагирования со стороны социальной группы или общества в целом. В широкомсмысле девиация включает в себя любые отклонения в поведении от социальных норм– как положительные (геройство, особое трудолюбие), так и отрицательные (преступления,нарушения общественного порядка, норм морали). В более узком смысле (именноэтот смысл и затрагивается в данной курсовой работе) понимается тольконегативное отклонение от утвердившихся норм, как правовых, так и нравственных. [6,с.58 – 59]
Интериоризация – (от фр. interiorisation – переход извне внутрь, отлат. interior – внутренний) – формированиевнутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешнейсоциальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психическихфункций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достояниемразума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можемговорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим. [11]
Самоконтроль – самостоятельное регулированиеличностью своего поведения, его мотивов и побуждений, составная часть системыморальных отношений общества, которая включает как различные формы контроляобщества над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого надсобой. Механизм самоконтроля охватывает постепенно складывающиеся в процессе общественнойжизнедеятельности личности убеждения, чувства, привычки, самооценку человекомсвоих действий, побуждений, моральных качеств (одной из форм такой самооценки, является совесть) ; самовоспитание. [5, с.196]
Самосознание – выделение человеком себя изобъективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя какличности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. [5,с. 215]
Социальный контроль – механизм саморегуляции общества исоциальных групп, обеспечивающих их целенаправленное воздействие на поведениелюдей с целью укрепления порядка и стабильности. Социальный контроль призвангарантировать данным социальным ценностям, нормам и ролям поведение человекаили социальной группы. Он базирует свою деятельность на общем признаниикультуры данного общества, группы и привитии её ценностей и норм своим членампутем воспитания образцов поведения.
Используемая литература
1.    БергерП. Л. Приглашениев социологию: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 168с.
2.    Косьянов В.В.Социология: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с.
3.    Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
4.    Латышева В.В.Основы социологии: Ученик для студентов ссузов. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.
5.   Словарь по этике// под редакцией Кона И.С. – М.: Политиздат, 1981. – 430 с.
6.    Тадевосян Э.В.Словарь справочник по социологии и политологии. – М.: Знание,1996. – 273с.
7.    Тадевосян Э.В.Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 1998. – 272 с.
8.    http://www.bestreferat.ru/referat-2503.html
9.    http://www.5ka.ru/72/50730/1.html
10.  http://otherreferats./sociology/00001928_0.html
11.  http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение 1/>
/>Система социального контроля по П. Бергеру

Приложение2
Комбинация методовформального контроля
Комбинации по характеру
Комбинации
по форме
Жесткие
Мягкие
Прямые
Прямые жесткие
Н-р: политические репрессии, рэкет, организованная преступность
Прямые мягкие
Н-р: действие конституции и уголовного кодекса
Косвенные
Косвенные жесткие
Н-р: экономические санкции международного сообщества
Косвенные мягкие
Н-р: средства массовой информации


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.