Реферат по предмету "Социология"


Структура и социальное устройство домашнего хозяйства

1. Признаки классификациидомохозяйств
Семейные хозяйства можнор/м с одной стороны как открытую, связанную с обществ. макросистемой подсистемуобщества, реагирующую на происходящие в ней изменения. С другой стороны, можнор/м как замкнутую систему, которой свойственны свои законы и противоречия.
Семейные дх представляютсобой некое структурное целое в составе общественной системы.
Все множество дх страныможно классифицировать по след. признакам:
1)территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны,природно-климатическая зона)
2) размер (одиночные,групповые, состоящие из неск. лиц)
3) демографические характеристики– семейные, состоящие из людей, объед. родств. отношениями и несемейные –различного рода комунны, состоящие из работодателей и их работников, смешанные– в составе которых объед. одна или неск. семеей и др.людей, не явл. родственникамиданной семьи.
4) имущественныехарактеристики – хар-р жилья, число комнат. Возможны бездомные дх (кочевые).Принимается во внимание и наличие дачи, авто, земельного участка.
5) доходные хар-ки –среднедушевой доход, источники доходов.
6) экономические хар-ки(занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должностьи т.п.)
7) трудовой потенциал(число трудоспособных, уровень образования, проф.подготовка)
8) социальный статус дх –определяется по главе семьи или членам семьи, имеющим большой доход.

2. Роль домохозяйств внастоящее время
По функциональномусодержанию дх в значительной степени совпадает с семейным хозяйством, гдеосуществляется труд по воспитанию детей, внутрисемейному обслуживанию,производству продуктов питания для семьи и др. Эти виды труда занимают важноеместо в общественном труде, но в последнее 10-летие в индустриально-развитыхстранах они качественно изменились. В связи с НТП и связанное с ним повышениетребований к уровню интеллектуального развития работников, резко возросла рольдх в воспитании детей их проф. и соц.ориентации.
Специалисты констатируютпостоянный рост вклада труда дх в увеличение нац. дохода и нац. богатствастраны. Качественно изменился и труд по семейному обслуживанию. В результатенасыщения дх компьютерной техникой, а также развитие сферы услуг, значительнаячасть домашнего труда освобождается от рутинных функций. С повышением качестважизни и ростом ее продолжительности, усиливается роль дх как сферы занятоститрудоспособных пенсионеров. Н-р в США, Японии и др странах в дх семьипенсионеров и нетруд. членов производят значит. часть трудоемких, экологическичистых продуктов питания. Большую роль дх играют в самозанятости населения,кот. институционально форм-ся как дел. предпринимательство. Т.е. требуютсялицензия, патент (н-р, врачи, адвокаты, брокеры, дел. консультанты). Такаяформа занятости позволяет не только существенно улучшить эк.положение дх, но иреализовать Интел. потенциал человеч. семьи в удобные им решения. Насыщение дхкомп. техникой, а также переход к новому принципу управления корпорациями,основ. на модул. орг-ции (соед.неб. компонентов во временные схемы), позволяетподключать интеллектуалов для решения тех или иных производ. задач.
В сер.20 в.виндустриально развитых странах возросла соц.роль дх. Во-первых, повысилась ихроль в Интел. развитии общества в следствии качества повышения воспитаниядетей. Во-вторых, в рез-те гос. политики повышение платежеспособности спросанаселения и стимулирование накоплений собственности, был создан широкий слойдх, являющихся собственниками. Уже к нач.80гг 20в масштабы собственности дхпревосходили накопление всех остальных отраслей эк-ки. Как основной потребительтоваров и услуг массового споса, дх стали влиять на стр-ру производства,стимулируя повышение качества и обновления ассортимента. В-третьих, большинстводх стало выполянть ф-ции сберегателей (заимодавцев – держателей гос.и частн. ценныхбумаг, банк. депозитов и др.).
В США в нач.90гг20в свыше70% дх имели сберегат. счета, 46% — текущие банк. счета, свыше 20% владелиакциями. Аккумуляция этих ден. средств в руках гос-ва, банков, корпорацийпозволила реализовать масштабные технологич. прорывы и послужили источникомфинансирования круп. соц. программ. В-четвертых, участие акционеров в НТПпозволило снять ограничение наиболее перспективных его направлений черезрассредоточение предприним. риска между многочисл. кредиторами.
3. Домохозяйство каксубъект рыночных отношений. Фирма. Государство
В современной системехозяйствования все более значит. роль играет д.х. Д.х. оказывает огромноевлияние на товарный, информационный и финансовый рынки. Д.х. является объективнонеобходимым, относительно самостоятельным хоз-щим субьектом. Оно участвует наряду с предприятием и гос-ом на всех фазах восроизвод. процесса.
В соответствии с общепринятым подходом д.х.может определяться как субьект экономики, который сост.изодного вед-го самостоятельное хоз-во индевида или чаще группы людей, живущихсовместно и ведущих общее хоз-во. Как правило, такая группа лиц обьеденинародственными или семейными связями
Макро экономика изучаетдействия экономической системы в целом(инфляция, безработица, экономическиефункции гос-ва, гос. бюджет)
Микро экономика изучаетповедение субьектов экономики которые заняты выбором вариантов потребления,производства, торговли(экономика фирмы, д. х. индиви. Спрос, предложения)
Мы можем выделить тритипа участников экономич. Деятельности: д.х., предприятия(фирмы) и гос-во. Вкачестве самостоятельного субьекта рыночных отношений д.х.- это группа физ.лиц,принимающих самостоятельные экономительные решения.
Фирмой исп-сяпроизводимые ресурсы, рыночное благо и услуги. Основной целью деят-ти фирм вусловиях рынка является получение прибыли и достижение приемлемойректабельности. Гос-во – это совокупность общественных и соц.структур. такихструктур очень много. Деятельность каждой из них направлено на удвл-иеобщественных потребностей. Это и есть признак, по которому все они объединины водну группу. Нет особенной разницы в том, о каком благе идет речь, это можетбыть борьба с преступностью, строительство дорого, создание системысоц.обеспеченья и др. Важно, что такие задачи в современных условиях могутрешать только спец. созд. структуры – исполнители общественных интересов.
4. Роли домохозяйств в экономическойсистеме. Домохозяйство как первичный элемент экономической системы
В системеэконом.отношений д.х.имеют исключительно важное значение, по скольку ониявляются фактором производства, находятся в частной собственности. В эконом. системед.х. играюс след. роли:
1 выступают на рынке вкачестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами.
2 предоставляют тем жефирмам факторы производства.
3 сберегают частьформируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовыеактивы.
Мотивом участия д.х. вэкономической деятельности является наиболее полное удвл. индивидуальныхпотребностей отдельных участников д.х.
Д.х.- основной субьектэконом.деятельности, охватывает эконом. обьекты и процессы, происход-ие там,где постоянно проживает человек. Д.х. это мощный функц-ый и институциональныйсубьект, который не только традиционно доминирует на рынке труда, но иоказывает огромное влияние на товарный, информац. и финансовый рынки.Деятельность д.х.включает как не рыночное ведение д.х., так и рыночноевзаимодействие с другими субьектами рыночного хоз-ва. Как фирма, так и гос-вопроизводны от д.х., ведь фирмы принадлежат отдельным людям, либо коллективамлюдей, т.е в конечном счете материальные и не мат-ые блага от функционированияфирм получает именно д.х. Таким образом, именно д.х.является первичнымэлементом эконом. системы. это отмечали ещё в античную эпоху ксенофонт иарестотель, которые рассматривали свою экономику как науку о рациональномведении д.х.
5. Жизненный цикл семьи.Аналогия с животным миром. Ухаживание. Новобрачное состояние.
Жизненный цикл семьи –это послед-ть фаз её развития, включая её рождение, рост, редукцию и распад.Как и у животного, у человека имеют место процессы ухаживания, спаривания,постройки гнезда, выращивания детей и освобождение их для самост. жизни.жизненный цикл чел. семьи харак-ся: длительный моногамный союз и учет отношенийсвойства и дальнего родства. Родители человека обычно знают потенциальныхпартнеров своих детей и помогают воспитывать внуков. Человеческий брак –сложная интеграционное объединение двух семей.
Ухаживание. У большинствавидов животных в подростковом возрасте особи начинают борьбу за место подсолнцем. Кому не удается занять собственную территорию, те в дальнейшем имеютсамый низкий статус в обществе. Они становятся периферийными животными, которыебродят среди владений других особей. Самки, которых не выбрали, не попадают подзащиту и оказываются добычей хищника, по этому ухаживание необходимо дляжизненного успеха индивида. Отделение от семьи напоминает отнятие от груди.Симулирование выбора брачного партнера родителями неизбежно. Важным являетсявысвобождение молодого человека для поиска семейной альтернативы.
Новобрачное состояние.Символический акт бракосочетания непредсказуемо меняет слож-ся отношениямолодых людей. Если брак выступал как средство решения других задач, тооснование для него исчезает, брак упраздняет в себя. Требуется осмысленноесуществование в брачном состоянии. Исходной целью молодых людей становитьсясамодостаточное, независимое от родителей существование. Молодые люди должнынайти оптимальные способы взаимодействия с родителями, друзьями, веденияхоз-ва, решить, где они будут жить. Форма и способы родной помощи одному членусемьи или обоим позволяет косвенно контролировать образ жизни, вносить в бракраскол. Изоляция от родит. семей позволяет вновь созданной семье существоватьсамостоятельно.
6. Рождение ребенка.Зрелая семья. Деление семьи
Жизнь новобрачных –своеобразная игра для двоих, с рождением ребенка игры заканчиваются, т.к.ставкаслишком высока — жизнь третьего человека. Многие проблемы супруги начинаютрешать посредством ребенка, который приносится в жертву и которому приносят вжертву себя. Рождение ребенка интегрирует род. семьи, это событие создаетбабушек и дедушек, теть и др, форм-ся новые контуры взаимодействия. Благодаряребенку, молодая пара, с одной стороны, начинает жить собственной жизнью, с др– вовлекает родит. семьи в свою. Для женщины появление ребенка означаетсамореализацию, но уход за ним занукает мать в детском мире. Зависть жены кпубличной жизни мужа ведет к растущим требованиям помощи за уходом, а мужневольно чувствует, что жена и ребенок мешают его работе. В этом неравновесномвзаимодействии род. стараются спасти ребенка друг от друга, балуя его илинаказывая. Равновесие устанавливается с рождением последнего ребенка ипротиворечие окончательно разрешается с переключением внимания на детейстаршего ребенка. В семьях без отца бабушка замещает мужа. В этой борьбе иобъед. с реб. против матери.
Зрелая семья. Хаар-ся всевозрастающим рассогласованием внутр. и вн. статусов ее членов, неравномерностьюих развития. Отец семейства, будучи удовлетвр. или разочарованным своейслужебной карьерой, всерьез задумывается о сем. карьере. Дети теперь требуютнесколько меньше внимания, у жены появл. свободное время и иногда она начинаетчувствовать, что тратит свою жизнь понапрасну. В зрелый период семья не меняетсвоего состава, но он меняется, так как дети взрослеют и включаются в обществ.жизнь, где в их лице семейные ценности подвергаются переоценки. Соц. Успехстановиться эффективным критерием оценки брачного проекта. Последний ребенокчасто становиться последней надеждой.
Деление семьи. Это объективныйпроцесс, связанный с переживанием потере своих родителей. Свой дом могутпокидать либо постаревшие родители, либо повзрослевшие дети. Во многих случаяхродители, которые незаметно расставались со многими детьми, вдруг начинаютощущать напряжение, когда критического возраста достигает ребенок, который какоказывается играл в семье особо важную роль. Если дети не замещаются внуками,то супруги впадают в детство, начинают строить жизнь заново, решая отложенныепроблемы. Выйдя на пенсию и воспитав внуков, старики остаются наедине. Современем один умирает, другой чувствует себя лишним для представителей молодогопоколения. На этой стадии семья сталкивается с трудной проблемой ухода запожилым человеком. Однако отношение молодых к своим родителям становитьсямоделью того отношения которое ждет их в старости со стороны своих детей, таккак жизненный цикл семьи продолжается бесконечно.
7. Возрастание значимостидомохозяйств в сравнении с семьей. Молодые одинокие. Молодожены без детей
Жизненный цикл д.х.- рядсостояний, перемены, через которые проходят д.х. с течением времени. Д.х. всравнении с семьей становиться все более значимой ед. в развитых странах. Этовызвано ростом распространения несемейных д.х. несемейные д.х. сост. Люди,живущие одни или люди, не связанные родственными отношениями или браком. Д.х.непосредственно возд-ют на процесс потребления, и потому его хар-ки необходимоучитывать для разработки маркетинговых решений. Оно так же играет решающую рольв социал-ии детей как потребителей. Семейные д.х. – основной механизм передачикультурных ценностей и ценностей соц. Класса след. Поколению. Структурабольшинства семей и не семейных д.х. меняется с течением времени. Для анализаэтих структурных различий американские метрологи разработали концепциюжизненного цикла д.х. в основе концепции лежит предположение о том, чтобольшинство д.х. через послед-ть стадий. Каждая из стадий имеет свои хар-ки,специфичную фин. ситуацию и образцы покупательского поведения.
Молодые одинокие.Характ-ся возрастом до 35 лет и брачным статусом одинокие. Группа делится натех, кто живет со своей семьей и независимых. Молодые, живущие с семьей, имеютне много обязанностей и ведут активную соц. жизнь. Заработки и устойчивость втоварах относительно невелики. Ориентир – на моду и отдых. Значительная частьденег тратятся на технику, образование, спорт товары, алкогольные напитки,отпуск и свободное время. Независимые имеют больше финансовых обязанностей,покупают то же, что и молодые, живущие в семье. Покупают больше предметовдомашнего назначения. Типичным примером являются студенты или молодыеспециалисты, живущие в общежитии.
Молодожены без детей.Решение о браке или совместной жизни составляет новую стадию жизненного циклад.х. жизненный стиль одиноких людей меняется с формированием совместного стиля.Приобретается домашняя мебель, предметы дом. обихода. Двойной доходобеспечивает высокий уровень жизни. Эта группа больше тратит на досуг вне дома,дорогостоящую одежду, путешествия. На их долю приходиться максимальное числопокупок. Они больше всех покупают мебель, быт. Технику, продукты готовые купотреблению, различные новинки для облегчения дом. труда, покупают илиарендуют дом. жилье, восприимчивы к рекламе. Они интересуются развл-ми, которыепосещают вдвоем, аудио и видео техникой, книгами и др.
8. Полное гнездо 1. Полноегнездо 2. Полное гнездо 3
Полное гнездо 1 – молодыев браке с детьми. Появление ребенка несет множество изменений в жизненный стильи потребления молодой семьи. С появлением первого ребенка один из родителейчасто уходит с работы. Семейный доход уменьшается. На этом этапе семья имеетнаименьший среднедушевой доход за весь жизненный цикл. Ребенок создает новыепотребности, в корне меняя структуру расходов. К новым покупкам относится:детская одежда, мебель, питание. Формы досуга адаптируются с условиямивоспитания детей.
Полное гнездо 2 – людисреднего возраста(35-45 лет) в браке с детьми в доме. Как правило, ребенокстарше 6 лет и по этому более независимы, чем в молодых семьях. Доход одноговозрастает, второй супруг возвращается на работу вне дома. Эта группа снаиболее широкими потребностями, интересами двух поколений и достаточно большимсреднедушевым доходом. Завершается оформление домашнего очага. Семья – основнойрынок уроков всех типов(музыка, спорт, ин. Яз.).
Полное гнездо 3 – супругизрелого возраста(45-65) с детьми. Второй супруг работает или может получатьболее высокий доход по сравнению с прошлым. Дети тоже могут иметь случ.заработки. Наиболее благоприятный для жизни семьи период, когда проблемырешены, все необходимое приобретено, среднедушевой доход максимален.Приобретаются компы, дачи, машины. Для младшего поколения характерен спрос наобразовательные услуги, книги, аудио и видео технику, развлечение и спорттовары.
9. Пустое гнездо 1. Пустоегнездо 2. Одинокие родители 1
Пустое гнездо 1 – людисреднего возраста в браке без детей. Эта группа состоит из бездетных пар, людейповторного брака, где дети из пред идущих браков не живут с родителями, пары,чьи дети покинули дом и живут отдельно. Оба супруга заняты на работе, детифинансово не зависят от родителей. Семья удовл-на своим фин. положением иобъемом сбережений. Супруги производят улучшения в доме, приобретают предметыроскаши и большую часть дохода тратят на отдых и развл. Популярны товары иуслуги связанные с садоводством и огородничеством.
Пустое гнездо 2 – старшиесупружеские пары. Супруги уже на пенсии
И полностью или частичносвободны от повседневной занятости. Семейный доход резко сокр., расходысвязанны в основном со здоровьем. Может быть приобретён небольшой дом, квартирав районе с лучшим климатом. Эта группа имеет достаточно много времени, но неслишком много денег.
Одинокие родители 1 –молодые одинокие родители. Развод родителей создает специф. Потребности вуслугах по уходу за детьми, продуктах питания скорого приготовления. Одинокиеродители испытывают недостаток времени и фин. проблемы поддержания желаемогожизненного стиля семьи.
10. Одинокие родители 2.Одинокие среднего возраста. Старшие одинокие
Одинокий родитель 2 –одинокий родитель 35-65 лет. Часто находятся под финанс. прессом – на нихвозлагаются те же требования что и на супружеские пары среднего возраста, нопри этом один человек несет весь груз ответственности за обязанности по д.х.кроме фин. стресса на этот сегмент влияет недостаток времени. Многие людивынуждены использовать экономящие время альтернативы такие, как готовые купотреблению продукты. Дети имеют расширенные обязанности по д.х.
Одинокие среднеговозраста – группа состоит из тех, кто никогда не вступал в брак и разведенныхлюдей, не имеющих обязанностей по воспитанию детей. Эта группа людей 35-65 летневелика, её потребности ближе к группе молодых одиноких. Одинокие среднеговозраста имеют больше денег для затрат на поддержку своего жизненного стиля,чем молодые одинокие. Это рынок более дорогого жилья, путешествий, ресторанов.
Старшие одинокие – сост.В основном жен. в силу более высокой продолжительности их жизни. Смерть одногоиз супругов возлагает на оставшегося его обязанности – финансовые, бытовые.Условия жизни людей пожилого возраста, их одиночества и не занятость создаютуникальные потребности для жилья, общения, путешествий и отдыха. Есливдовствующий супруг продолжает работать, то может получить неплохой доход, онможет продать дом, больше тратить на отдых, медицину, религиозные и ритуальныеуслуги.

11. Монада. Ухаживание.Диада
1. Время монады – молодойчеловек финанс. самостоятелен, живет отдельно от родителей.
2. Встреча со своимбудущим партнером, ухаживание за ним.
3. Время диады –заключение брака, обьединение под одной крышей, начало ведения совместногохоз-ва, общая жизнь. Молодые люди должны заключить договор о том, как житьвместе. Необходимо распределить функции в семье, решить, кто главный, на чтотратить деньки, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка идр. многие предпочтения часто не ясны и не проговорены (режим труда и отдыха,пищевые привычки, характер дом. одежды).
12. Появление первогоребенка. Появление второго ребенка. Интеграция детей в общество
С появлением первогоребенка возникает потребность распред. ролей, времени, денег. Кто будетвставать к ребенку по ночам, будут ли род. сидеть дома вместе, или ходить вгости по очереди, или жена будут с ребенком, а муж будет жить как холостой.Ребенок приносит чувство рутинности и монотонности. Супругам кажется, чтомолодость и праздники закончились и начались бесконечные будни, муж чувствуетсебя заброшенным, жена думает, что она брошена с ребенком на руках и не вынесеттягот сем. жизни. Возможны измены, кот. небрежно скрываются, чтобы скандалы ислед. за ним примирение создавали иллюзию близости и сохранить семью.Разыгрываются личные нежизнеспособности: хронич. заболевания, алкоголизм,проф.несостоятельность.
С появлением второгоребенка нередко старшая девочка становится для след. детей как бы мамой. Онаотвечает за младших и лишается возможности иметь собств.жизнь. Средний реб. самыйблагополучный: свободный от сем. сценариев. Проблему детской ревности род. решают,опираясь на свой детский опыт, сверх контроль за отклонениями детей, позициясудьи выдает потребности, подтверждающие собственную ценность и опыт унижения вдетсве. В функц.семье выделяется супруж.и детская подсистемы. В дисфункц.семьеобразуются коалиции: мама с одним реб против папы с другим, мама с детьмипротив папы. Если границы подсистем оч. жесткие (реб уложен спать и к нему непоходят до утра), то м.возникать психосоматич. заболевания у детей – этопроисходит потому, что только оч. сильными раздражителями (болезнями сэффектными проявлениями) они м.приблизиться к родителям. Если границы подсистемслишком проницаемы, то члены семьи лишены возможности жить частной жизнью.Возникает слитность, спутанность ролей. Не ясно кто приниает решения, кто закого в ответе.
Интеграция детей вобщество – на этой стадии проверяются границы сем. системы эффективность ееобмена с окр. средой. Гиперсоц. семья добивается успеха любой ценой, имеетпроник. внешние границы, но границы сем. подсистемы пронизаемы, отношения междучленами семьи спонтанны.
Гиперсоциальность –стремление макс.соответствовать соц.нормам и требованиям, зачастую в ущербличным потребностям, желаниям и привязанностям.
Диссидентская семья –семья, состоящая в оппозиции к внешним нормам и правилам, имеет закрытыевн.границы и часто оч.проницаемые внутр.границы. В таких семьях м.возникатьпроблемы верности, причем не супружеской, а верности нормам и ценностям.
13. Пубертат. Опустевшеегнездо. Одиночество
Пубертат (половоесозревание) – ведущая потребность ребенка – выяснить кто я? куда я иду? Ответ –я ребенок своих родителей недостаточен для построения идентичности. Примерыищутся вне семьи. Семья готовит ребенка к самостоятельной жизни.
Опустевшее гнездо – детивыросли и живут самостоятельно. Родители остались вдвоем, важно самореализацияи занятость собой.
Одиночество – желательновступление в сверстническое сообщество престарелых.
14. Жизненный статусроссийской семьи
1. Род. семья с взрослымидетьми, не имеющими опыта независимой жизни. Молодой человек – ребенок своихродителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто вего жизни лично им самим. Ему трудно выработать чувство личной ответственностиза свою судьбу. Он не м.проверить на практике правила жизни, полученные от род.и часто не м.выработать свои.
2. Молодой человеквступает в брак и приводит супругу в род. дом. Чтобы создать маленькую семьювнутри большо1, мол. люди д.договориться не только друг с другом о том, как онибудут жить вместе, но и передоговориться с родителями. Патриархальная модель –брачный партнер входит в большую семью на правах еще одного ребенка. Род. предлагаетсяназывать мама и папа. Тогда мол. супруги – вновь обретенные брат с сестрой.Когда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерьюво-вторых, а у др.супруга приоритеты обратные, то возник. ролевой конфликтвыглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и род. жены.Малая семья нуждается в отделении, а большая – в самосохранении.
3. Рождение ребенкатребует перезаключения сем. контракта. Не всегда ясно, кто функциональная бабушка,а кто функц. мама т.е. кто фактически осуществляет заботу, уход за ребенком.Эти роли м.б.спутаны, и реб. скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собств. род.ребенку скорее старшие брат и сестра.
4. Появление второгоребенка привносит ситуацию детской ревности. В многодетных семьях частообязанности по уходу за младшими ложится на старших детей, кот. выступаютфункциональными младшими родителями, что повышает их рангв сем. иерархии.
5. Активное старение иболезнь прародителей – старики беспомощны и зависимы, она занимают позицию мал.детей. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, хотя они привыклибыть во главе. Типичный упрек – Некого попросить подать стакан воды. считаетсянедостойным позволить умереть своим старикам вне дома – помещать в больницу,дом престарелых. Обязанность ухода и присмотра за больными стариками в домем.передать подростку, привязывая к дому, лишая вредной уличной компании изамедляя построение их идентичности.
6. Старики умерли – семьясо взрослыми детьми возвращается.
15. Экономический механизмжизненного цикла семьи
Эк.динамика семьиопределяется динамикой чел. капитала и обеспечивающего его физич. капитала.зарождение и рост семьи треб. расширения жизненного пространства, что ведет кулучшению жил. условий и доп.спросу на потреб. товары длит. пользования.Эк.динамику крест. семьи дореволюц.России Чаянов характеризовал в показателетрудонапряженности, т.е.отношения числа едоков к числу работников. Динамикусреднеам. семьи хар-ют показателем совокупного дохода, кот. составляет до 24лет – 67%, от 25 до 34 лет – 100%, от 35 до 44 лет – 115%, от 45 до 54 – 119%,от 55 до 64 лет – 1015, более 65 лет – 50%. В целом, исследование жизн. цикласемьи показали, что масштабы сем. хозяйства определяются давлением потреб. запросоврастущего числа членов семьи. Поэт. на первых фазах сем.цикла, как показал напримере крест. хоз-ва Чаянов вынужденной явл-ся сравнительно неэф. занятость, ана последних фазах – общий объем занятости сокращается, но сфера ее приложениянаиболее эффективна.
16. Человек как богатство
Раб. сила являетсяглавным фактором производства. А воспроизводство в народном хоз масштабе естьвозобновление производства товаров и все производство сам. раб. силы. Впроцессе производства раб сила не только воспринимается, но и совершенствуется,развивается. Смит писал, что увеличение производительности полезного трудазависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, затем отулучшения машин и инструментов. Развитая раб сила проявляется в слаженномтруде, хотя может реализоваться и в простом труде. Но простая раб сила ни прикаких обстоятельствах не может проявиться в сложном труде. Развитая раб силаспособна создавать больше стоимость в течении раб времени, чем простая. Но такна ее производство расходоваться большое количество общественного труда.
17. Человеческий капитал
Классическимисследованием считается книга Гари Беккера «Человеческий капитал»(1964).Чел.капитал- имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Капиталомявляется …активный, генерирующий поток будущих доходов. Развитие способностейчеловека требует значительных затрат ресурсов и подобно физ. капиталу ониобеспечивают владельцу более высокий доход. Чел.капитал воплощен в человека ине может от него отчуждаться, но он может использоваться во внутресемейномпроизводстве чел. капитала в следующих поколениях.
Важнейшими формамиинвестиций человека является образование, подготовка на производстве, мед.обслуживание, миграция, поиск информ. о ценах и доходах, рождение детей и уходза ними. Образование и подготовка к производству повышает уровень знанийчеловека, мед. обслуживание сокращает заболевания, продлевает срок службычеловека. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы врайоны и отрасли, где труд лучше оплачивается, то есть где цена за услугучеловеческого капитала выше. Рождение детей и уход за ними – формавоспроизводства человеческого капитала в след. поколении.
18. Затраты навоспроизводство человеческого капитала
1. Прямые затраты, в томчисле плата за обучение.
2. Упущенный заработок,является элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования,смена места жительства и работы связанны с потерей доходов.
3. Моральный ущерб, таккак получение образования является трудным и часто неприятным занятием. А поискработы и иммиграция приводит к потере друзей и знакомых.
К ожидаемой отдаче винвестиции чел. капитал относится: более высокий уровень заработка;, большоеудовлетворение от избранной работы в течении всей жизни; более высокая оценканерыночных видов деятельности.
19. Методы стоимостныхоценок человеческого капитала
1. Стоимость производствачеловеческого капитала – заключается в оценивание реальных затрат (обычночистого расхода средств существования) на производство человека.
2. Процедуракапитализации заработка – заключается в оценивании настоящей (при ведении кнастоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов человека (чистогоили валового дохода).
Ценность умершегоработника определяется:
1. Для семьи – потерейдоходов работника за вычетом расходов на его содержания.
2. Для самого работника –капитализацией валовых заработков.
3. Для общества – капитализациейдоходов выплаченных гос-вом данному человеку. Богатство общества в целом можнорасширить как совокупность человеческого и физического капитала.
20. Экономическая теориярождаемости
Согласно Гарри Беккеру,решение иметь детей аналогично другим инвестиц. решениям. Дети выступают каксвого рода благо длит. пользования: они служат для род. источником удовлетворения,но их содержание и воспитание треб. немалых затрат как явных, так и неявных(времени род.). спрос на детей поэтому отриц.связан с издержками по ихсодержанию, и положит. с уровнем дохода родителей. казалось бы этому противоречиятенденции к сокращ.размеров семьи в ходе эк.роста, однако при более выс. ставкахоплаты труда возрастает не только доход. семьи. Дорожает фактическое времяродителей, поскольку воспитание детей — процесс трудоемкий. Эф. ценыперевешивает эф. дохода, так что с новым уровнем зп на рынке спрос нарождаемость сокращается. Важный элемент планирования семьи – выбор междуколичеством и качеством детей (состояние здоровья ур. образования).
Качество и кол-во–взаимозаменяемы. Сокращается спрос на кол-во, повышается спрос на их качество,но это вызывает еще большее падение спроса на кол-во, что в свою очередьподталкивает к доп.повышению спроса на качество, что ведет к резкому снижениюрождаемости. Повышение качества не может ограничиваться одним ребенком, а в тойили иной мере распр.на всех детей в семье. Состоятельная семья может иметь одинподдержанный автомобиль, а другой новый, но крайне редко в 1 семье бок о бок сдорогостоящими детьми растут и дешевые. Эк.рост, повышая нормы отдачиобразования и стимулирую тем самым спрос на качество детей, подрывает спрос наих кол-во. Эти факторы, по мнению Беккера, лежат в основе резкого сокращениясемьи в развитых странах. Важно предусм. амортизацию чел. капитала, т.к.ценность человека изменчива: всегда надо учитывать риск, связанный с несчастнымислучаями, болезнями, старением, проф.и образов. подготовкой индивидов. Можетпроисходить нормальный и оптимальный износ чел-ка, старение чел. капитала(старение людей в прямом смысле, неприспособленность чел-ка к вып. своих задач,рутинность и леность мышления).
Амортизация – денежноевыражение физического и морального износа.
21. Рентабельностьобразования. Альтернативные потоки заработков
Рентабельность чел. капиталаисчисляется путем отнесения дохода от него к его стоимости. Норма отдачиизмеряет степень эф-ти инвестиций. Отдача от вложения в чел-ка в среднем многовыше, чем от вложений в физ.капитал. Однако в случае чел. капитала она убываетс ростом объема инвестиций, а в случае иных активов – не меняется. Рациональносначала инвестировать чел. капитал в детей, т.к.отдача от него выше, а по мереубывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключиться наинвестирование в них с тем, чтобы впоследствии передать их детям в дар илинаследство. Исходя из этого, Беккер установил: семьи, оставляющие наследство,осуществл. оптим. размер инвестиций в чел. капитал детей, тогда как семьи безнаследства по большей части недоинвестируют в их образование. в реальной жизнивряд ли кто нибудь принимает решение о поступлении в вуз на основе расчетов обэф-ти инвестиций в высшее образование. Тем не менее, абитуриенты исп-ют те илииные оценки) свои собств, род, знакомых) и принимают во внимание возможностьполучения доп.дохода после завершения обр-ния и необходимости осуществлениязатрат на него. при принятии решений о вложении средств в обр-ние учащиеся и ихрод. составляют ожидаемую пред.норму отдачи от таких вложений доходностьюальтернативных инвестиций (% по банк. вкладам, дивидентам по ценным бумагам).чел, поступающий в институт, выб. один из двух альтерн. потоков заработков:поток первый нач.сразу после окончания школы, но при этом не оч. велик, потоквторой (выпускники институтов) первые 5 лет – отриц (из за расходов наобучение), но затем становится положит.и быстро растет, превышая заработкивыпускников школ. Суммарные заработки за время жизни работников с высшимобразованием должны превзойти заработки работников со средним образованием. Род.тратят средства, пока молоды и сильны, а с наступ. старости и немощи черпают изпрежних инвестиций. если заработки род в 2 раза выше средних, то у сына онибудут выше среднего лишь на 30%, у внука – на 9% и т.д. Эк.преимущества сходятна нет на протяжении жизни примерно 3 поколений – от деда у внуку.Противоп.движение – подъем выходцев из бедных семей к ср.уровню совершаетсямедленнее.
22. Движениечеловеческого капитала
Смена местаработы(мобильность) сопровождается временной потерей дохода, поиском новойработы, переездом на новое место жительства. Это означает, что смена местаработы связана со значит. краткосрочными инвестициями в чел. капитал.Добровольная мобильность, инвестиции при кот короткосрочные, затраты осущ.сцелью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность (привед.к тек. моментувремени) выгод, связ. с мобольностью превышает издержки, то решение о сменеработы иди переезде рационально. Если же поток выгод не компенсирует издержки,то люди будут воздерживаться от таких действий. Чем меньше затраты на сменуработы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой работы, тем большепользы от мобильности и больше людей будут принимать решение о смене работы илиместа жит-ва. Притягательность хороших регионов перевешивает эффектвыталкивания районов с плохими условиями. наиболее интенсивные потоки мигрантовидут в районы с лучшими возможностями для получения работы, но не всегда израйонов с наиболее низкими заработками. В беднейших районах проживают люди сболее низким Ур. благосостояния, образования и проф.подготовки, имеющие меньшиевозм-ти переехать и трудоустр. после переезда. мобильность более высока средимолодежи и образов. людей. Чем моложе человек, тем больше временной горизонт,на кот. он м.получать выгоды от инвестиций в свой чел. капитал, поэт.у мол. людейвыше отдача от моб. инвестиций в чел. капитал. Моральные затраты на миграцию,связ. с потерей друзей и знакомых, выгод от дел.и личных связей, знаний,необход. для работы, окр. обстановки. У молодежи эти потери существенно меньше,чем у людей старшего возраста. У одной возрастной группы более вероятнамиграция хорошо образованных. чем мало образованных. Рынок труда для лиц с выс.уровнем обр-ния значительно шире, чем для малообразов. и фактически явл. междунар.для людей с высшим обр-нием, знающих языки.
Иммигрант – тот, ктовыехал в к-л страну с целью длительного или постоянного пребывания там.иммигрант имеет ценность для страны равную разнице между его вкладом впроизв-во и затратами на его содержание. Но ценность иммигранта зависит отвозможностей получить работу, не лишая ее др.рабочих, иначе запол. чел. капиталав стране, принимающих иммигрантов, не будет возрастать.
23. Экономическаяструктура населения
 Экономическая структуранаселения. Возрастные классы ежегодно сдвигаются вверх, рождаемость восст-етоснование пирамиды. Если население молодо, то пирамида имеет широкое основаниеи становится тоньше к верху, для пожилого населения основание менее широко, аее верхняя часть менее остра. К активному населению отн-ся возрастные классы от18 до 55(60) лет, занимающиеся профдеят. Из активного населения вычитаютвооруж. Силы и получают гражд. Акт. Население, вычитая безработных, получаютзанятое активное население. Соотношение активного и пассивного населения естьсоотношение между производств и непроизводств групп населения. Своейдеятельностью и своими усилиями всю тяжесть бремени по поддержанию непроизводгрупп несет на себе население зрелого возраста. Из доходов экономически активнклиентов изымаются и передаются экономически пассивным клиентам трансфертныедоходы.
24. Виды трансфертов
Трансферты -все выплаты,увеличивающие доход получателя, но несоответствующие его реальному экономвкладу и неэквивалентные производственным затратам. В соврем экономикесуществует не мало видов таких доходов: 1. гос трансферты-пенсии, % по госдолгу, субвенции. 2. соц трансферты-выплаты из фондов соц страхования,семейные пособия. 3. трансферты между предприятиями -одни фирмы получаютдевиденты от других фирм. 4. некоммерческие т.-спонсорские отчисления научным ихуд центрам, благотворительным учреждениям. Наличие значимой доли молодогонаселения увеличивает нагрузку на взрослое население. Появление молодежизаставляет человека делать усилие, от которого он в другой обстановке уклонилсябы. Замедление демограф роста часто отк-ет период эйфории, обильные ресурсыраспространяются среди ограниченного числа индивидов. Каждый располагаетповышенным реальным доходом, но уменьшение рождаемости подрывает поддержаниечеловеческого капитала, производство подрывается старением оборудования, чтотесно связано со старением населения. Наблюдается создание малого числа новыхпредприятий. Увеличение среднего возраста населения снижает эффективность рабсилы и ее гибкость, что затрудняет возможности ее географ и проф адаптации.Прогрессир уменьшение числа молодых рабочих рук лишает старые отрасли активныхработников, которых привлекают новые отрасли, дающие более высокий заработокпри менее тяжелой работе. Старение населения влечет за собой ослабление духаизобретательства, а также снижение инициативности и готовности рисковать.Страдают гос. Финансы ввиду уменьшения выручки и относительного ростапостоянных расходов. Доля нетрудоспособного населения в России может превыситьтрудоспособную часть на 15-17 млн. чел. Такой прогноз высказал зав кафнародонаселения эконом фак-та МГУ В. Ионцев. Всплеск рождаемости явл лишькратковременной тенденцией и через несколько лет в репродуктивный возраствступит наиболее малочисленное поколение, рожденное в конце 90-х. Миграциятрудоспособного населения в Россию не способно выправить данные демографтенденции. Противоположные тенденции складываются в Европе. Раймер клинг хольц:«К 2050 г количество населения в Евросоюзе останется на сегодняшнем уровне истабильности этого показателя будет способствовать не рождаемость, а миграциялюдей из других стран.» негативной особенностью России является тот факт, чторождаемость упала до уровня развитых стран, ВТО время как смертность достиглауровня развивающихся, более 30% умерших -трудоспособное население, падениесмертности в результате развития здравоохранения компенсировалось ростомалкогольной смертности. Смертность связана с самым высоким уровнем потребления легальныхи нелегальных алкогольных напитков. Этому мнению никак не противоречит мнениедругих демографов, которые считают, что высокая смертность связана снезавершением процессов модернизации России, включая социально-культурныйаспект. В частности забота о собственном здоровье не является высокой ценностьюв рамках менталитета существенной части населения, что предопределяет высокуюалкоголизацию, смертность от несчастных случаев, включая ДТП, аномальноераспространение болезней. Сокращение численности населения несколькосдерживается эмиграцией, в первую очередь этнич русских и русскоязычных изстран бывшего СССР, однако, к настоящему времени эти резервы сокращаются.Россия не смогла в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой истремлением соотечественников вернуться в Россию, во многом из-за негибкойэмиграционной политики. По имеющимся оценкам к 2050 г. Население России составит от 83 до 115 млн человек. В частности в среднесрочной программе соцэконом развития, подготовленной минэкономразвития, указывается, что принынешних темпах миграции численность россиян к 2025 сохранится около 120 млнчел, а к 2050 г. До 100 млн чел. По данным переписи населения 2002 г. Численность населения России с 1989 по 2002 гг. упала на 1, 8 млн чел. Каждую минуту в Россиирождается 3 чел, а умирает 4 чел. Общемировая тенденция противоположна,отношение рождения к смертям=2, 6. особенно велика смертность рос. Мужчин (61,4 г -средний возраст), что связано с высоким уровнем потребления алкоголя, большим количествомнесчастных случаев, убийств, самоубийств. Продолжительность жизни женщин-73,9 г. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизведения населения.
25. Основные причинысмертности в России
1. Слабое развитиемедицины, а особ. в части диагностики сердечно сосудистых заболеваний ионкологич. заболеваний из за того, что соответств. учреждения не создавалисьгос. органами в советское и постсоветское время, а спрос на мед.услугисдерживается низкими доходами населения.
2. Гл.вклад алкогольной смертностивносит не через алк. отравления, а через сердечнососудистые заболевания и черезсмертность от внешних причин.
3. На рос. дорогахежегодно погибает около 35 тыс.человек.
4. По уровню самоубийствРоссия занимает одно из лидерских мест в мире.
5. Население Россиивходит в пятерку лидеров по кол-ву убийств на 100 тыс.населения. Некот. демографысчитают, что чрезвычайно высокий Ур. насилия, включая бытовое насилие,представляет собой одну из осн. угроз для развития чел. потенциала в России.
И еще ряд факторов:плохая экологич. обстановка, выбросы пром. отходов и автомоб. выхлопов, повыш. рисконкологич. и респираторных заболеваний. Около зо-ти тыс.чел. ежегодно пропадаютбез вести, большая часть из них нет в живых, непопулярность ЗОЖ.
26. Общность и общество
Средний потребитель несмотря угрожающие для семьи современное тенденции – это все-таки потребительсемейный, включенный в дх, где выстраиваться определенные модели поведения,использование которых целесообразных при построении маркетинговых стратегий. Дхможно определить как круг лиц, ведущих совместное хозяйство в одномпространстве(под одной крышей), которое предполагает совместное производствоблаг, их обмен, распределение и потребление. С одной стороны мы имеем дело сэкономич категориями (обмен, распределение, потребление), которое в экономичотношениях проявляется как понятии, связанное с рациональностью,эффективностью. Мы находимся в такой специфической организации, как семья, гдемногие принципы экономич отношений не действуют. Т.о. изучение дх должноопираться на знание как социолог, так и экономич концепций. Важен анализ дх вкачестве отдельного субъекта экономич отношений, но в то же время необходимоучитывать особенности взаимодействия членов дх между собой и изучать дх с т.зр.его социальной структуры прежде всего с т. зр. состава дх. Предметом изучениядля социологов явл и рассмотрение особенностей поведения дх в различных типахсоциольно-эконом устройства. Дх, которое функционирует в рамкахцентрализованной экономики дефицита товаров отличаются от дх в рыночнойэкономике, где необходимо ориентация на разнообразие. Ведение дх можно отнестик экономич функции семьи, которое заключается в поддержании еежизнедеятельности. Как экономич система общества поддерживает возможности длясуществования всех других СС в обществе, так и ведение дх позволяет семьефизически существовать. Общность и общество.
Интересно проследитьособенности построения взаимодействия в семье и влияние этих особенностей нафункционирование дх. Фердинанд Теннисс – основоположник немец классическойсоциологии(1855-1936) выделял 2 типа взаимоотношений по типу общности и по типуобщества. Общность хар-ся 2 чертами: 1. социальный объединение, основанное наблизости, соседстве, солидарности по сходству. Речь может идти о близостигеографической: село, коммуна, приход, нация. Это может быть и близостьпсихологическая или кровнородственная. Особенно настойчиво он подчеркивалобщность крови семья. Наконец речь может идти о близости духовной, своего родаединокровности умов, по которой находят близких и себе подобных. Дружба поТенниссу почти укладывается в понятие общности. Она выходит за его пределыпоскольку в ней присутствует момент избирательства родства, тогда как общность-социальное объединение, естественное, спонтанное, предшествующее индивиду. 2.общность не создает, ее обнаруживают, открывают. В общность не вступают. Собщностью связаны родовыми узами, изогнуть ее невозможно. Индивид естественнопринадлежит своей семье, родине, расе и принадлежность эта природная.
Общество характеризуетсячертами прямо противоположными. Оно представляет собой сознательное соцобъединение, основанное на договоре и вступлении членов, в него входятсвободно, по собственной воле, но можно и не входить. По Теннису обществозаключает в себе различные отношения и объединения людей и явл т.о. продуктомчленов воли. Общество целиком искусственный- в принципе в природе естественнымобразом оно не существует, его создают, так как видят в этом определенныйинтерес. общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве, оноосновано на интересе принадлежности к обществу связано с выгодами, которыеотсюда можно извлечь.
27. Семья как общность
Теннис относил семью и дхк структурам, где отношения строятся по типу общности, в семье действует принципорганических связей, основанных на родстве, на общественном производстве и напривычке жить вместе. Является дом, здесь проживают под одной крышей, владеютобщим добром, питаются из одних запасов. Т.о. жизнь семьи, общности проходит вовзаимном владении, пользовании общим благом. Дом состоит из слоев или сфер, какбы вращающихся вокруг одного центра — хозяин дома и его жена, несколько женщин,потомство, даже само вступив в брак можно оставаться в рамках этой сферы, иприслуга(внешн круг). В дх очаг и стол приобретает, согласно Теннису, символическоезначение. Дх управляется или регулируется с помощью доверия, котороеобусловлено СС родства. Отношения строятся на иной СС ценностей, чем, например,отношения в мире гражданском, индустриальном, рыночном и т.д.так, если виндустриальном мире в отношениях нужны ценности проф компетентности, рыночнойиерархии, то в мире домашнем отношения строятся на ценностях доверия и родства.
28. Проблемы, с которымисталкивается домохозяйство
При принятии многихважных хоз решений дх сталкиваются с ситуацией, при которой невозможно даже спомощью вероятных распределений оценить будущее результаты осуществляемогосегодня выбора. Возможности членов дх в сборе и обработки информации,ограниченные целевые установки дх в определенной мере зависят от доступностисредств к их достижению во многом задаваемой институц пространством. Дх оченьчасто сталкивается с последними проблемами:
 1. масштабностьинформации –ситуация, при которой объем информации столько велик, что дх не всостоянии его обработать. Не смотря на доступность и. ее освоение требуетзначительных затрат, времени и др ресурсов. Типичным примером явл выборпотребительских благ в супермаркете. Соответственно дх не в состоянии принятьполностью рациональное решение, поскольку не может обработать весь массивданных.
2. сложность и. –сит, прикоторой объем и. невелик, но у дх нет соответствующей «квалификации» для того,чтобы его обработать, иными словами существует разрыв между сложностью средыпринятия решений и аналитическими и вычислительными агентами с другой стороны:закупки некоторых товаров длительного пользования со сложными техническимихарактеристиками.
3. неопределенность — критическиважная и. о вероятности наступления будущих событий явл по существу недостаточной,в результате снова теряется основа для оптимизации принятия решений. В хозпрактике реального мира дх почти постоянно имеет дело с к-л из этих ситуаций.Действуя на рынке труда дх, а точнее его взрослые члены не в состоянии получитьее существующие данные о доступных вакансиях и спрогнозировать будущую динамикуконъюнктуры в этой сфере. Оказывается на рынке потребит благ дх не можетобработать всю имеющуюся и.
29. Принципы поведениядомашних хозяйств
На рынке ценных бумаг,выбирая среди различных финансовых активов, дх не может спрогнозировать будущуюдоходность каждого из них. Это становится причиной того, что дх ведут себя всоответствии со след принципами поведения:
1. ориентация на среднеемнение — играет большую роль в ситуации неопределенности. Отдельное дх не знаярезультатов осуществления действия ведет себя так, как и остальные дх.
2. жизнерадостность-следование этому принципу означает, что дх поступает так или иначе на основеспонтанного оптимизма (пессимизма), природного желания действовать(недействовать). Такое поведение вообще не связано с к-л рациональным расчетом ииграет большую роль особенно в ситуации неопределенности.
3. привычки- представляетсобой правила поведения, которым следует дх в своей деятельности. При этомважно, что следование таким правилам явл формой рациональности. Поскольку такоеследование может быть эффективным с точки зрения экономии на издержках, поискаи обработки и.
4. ориентация наудовлетворение связана с ограничен эмоц. Согласно данному принципу дх ведетсебя рационально, но при этом вследствие значительных издержек принятие решенийне учитывается все имеющиеся ограничения и возможности. Оно рассматриваетвозможные варианты выбора до тех пор пока не будет выбран некийудовлетворительный вариант, который не является оптимальным.
5. рутины- очень многиедействия дх обусловлены следованием неким укоренившимся шаблонам, правиламповедения -рутинам. При этом отличие такого способа деят от всех предыдущих вчастности от привычек состоит в том, что он явл бессознательным, в следствииесли эконом действия(покупка, продажа) предпринимаются на основе рутинногоповедения, то это означает, что оно осуществлено вообще при отсутствиипринятия решения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.