Реферат по предмету "Социология"


Социализации старшеклассников под влиянием телевидения

--PAGE_BREAK--Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лотереям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%).
Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.
Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник ин формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.
Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.
Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастуюкак словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако — это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.
В принципе влияние СМК на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого потока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает американский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями массовых коммуникаций, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного настроя. Если же они и входят в соприкосновение с чуждыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.
СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.
Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, теле видение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).
СМК выполняют и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.
И здесь надо особо сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители — подростки и юноши, а репертуар — фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.
В последнее время набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионов абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фашистов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
1.4 Последствия воздействия телевидения на старшеклассников
Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь прежде всего о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть — ТВ «высокого класса». Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. «Скучное» ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения [20].
Президент Американского общества газетных редакторов Лорен Гилионе, выступая в 1993 г., сказал: «Репортажи новостей по телевидению всегда порождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природа визуальных средств информации — развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя — влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью».
В последние годы теоретики социальной педагогики (Л.В.Мардахаев и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, активная пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи, в сознании которой благодаря СМИ на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия [14, 42]
Влияние СМИ в настоящее время является неоднозначным: детские, юношеские и педагогические православные издания оказывают положительное образовательное и воспитательное влияние на читательскую аудиторию. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры. В 2001-2003 году российские образовательные учреждения, стремясь к профилактике негативных воздействий СМИ, перешли в режим самообслуживания, создавая собственные СМИ (газеты, журналы, альманахи, школьные и институтские радио и телестудии). Выход из сложившейся ситуации можно увидеть в повсеместном внедрении в учебную программу образовательных учреждений спецкурсов и факультативов по специальности «Медиаобразование», создание методик по проведению конкретных мероприятий, обеспечивающих положительное влияние СМИ на детей и молодежь [1., С.125].
Определяя последствия воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся на телевидении, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре основных класса поддающихся оценкам последствий поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические [38].
Поведенческие последствия: В данном случае человек совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом.
Установочные последствия: Второй класс последствий воздействия телевидения связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.
Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телвидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели.
Когнитивные последствия: Третий класс последствий когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения. Например, телевидение «навязывает повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.
Физиологические последствия: Четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют реже, но которым начинают уделять все большее внимание, — это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа — волн, испускаемых мозгом [33].
Далее необходимо подчеркнуть, что СМИ могут оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других.

Глава 2. Практическое исследование по изучению социализации старшеклассников под влиянием телевидения.
2.1 База и программа исследования
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования.
Проведения и анализ анкетирования.
Этапы исследования:
1        этап – анализ литературы по теме исследования.
2        этап – разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.
3        этап – анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.
Для диагностики и выявления предпочтений в «телесмотрении» основным методом исследования было выбрано анкетирование. Нами была разработана анкета «Телевизионные предпочтения старшеклассников» (см. Приложение 1) состоящая из 14 вопросов, ответы на которые позволили увидеть отношение старшеклассников к назначению телевидения вообще и некоторым популярным передачам в частности. Несколько вопросов заставили участников задуматься над тем, сколько времени они находятся у телевизора и может ли длительный просмотр телепередач нанести вред здоровью. Кроме того, мы попытались выяснить наиболее актуальные темы для учеников старших классов, обсуждаемые сегодня на экранах телевизоров. Разработанная анкета имеет 6 открытых вопросов, чтобы респонденты могли свободно указать героем какой телепередачи или фильма они хотели бы стать, а так же перечислить передачи, которые они смотрят каждый день. Так же 6 закрытых вопросов предлагают старшеклассникам выбрать для чего они смотрят телевизор, выбрать наиболее достоверный источник получения информации. В 2-х вопросах анкеты респонденты могут продолжить предложенные утверждения.
Анкетный опрос проводился в одной из школ Павловского района Алтайского края. Исследование проводилось в старших классах (9-11) средней общеобразовательной школы. Бланки с текстами анкет в формате А4 были розданы ученикам во время классного часа, исследование проводилось в присутствии классных руководителей. В анкетировании приняли участие 30 старшеклассников, в возрасте от 15 до 17 лет.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В этой же группе респондентов был выявлен уровень социализированности по методике М.И. Рожкова (см. Приложение 2) Цель использования данной методики — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Для исследования уровня социализированности участникам эксперимента предлагалось прочитать двадцать суждений и оценить степень своего согласия или несогласия по 4-х балльной шкале.
2.2 Анализ результатов исследования
Анализ ответов на первый вопрос показал, что все испытуемые знакомы с такими источниками получения информации как телевидение и Интернет. Больше половины опрошенных (53,3%) на вопрос «Какими средствами массовой информации Вы чаще всего пользуетесь?» ответили, что чаще всего пользуются телевидением и только 43% чаще используют Интернет. Наиболее достоверным источником получения информации старшеклассники считают опять же телевидение (так ответил каждый второй участник, из них 13% чаще пользующиеся Интернетом), что подтверждает актуальность исследования и необходимость его продолжения на других группах испытуемых, например, студентов высших учебных заведений.
100% опрошенных смотрят телевизор, «часто» делают это около 27% учащихся старших классов, а время просмотра колеблется от 2-3 до 7 часов в день. «Редко» смотрят телевизор 7 человек (просмотр в день составляет от 1 до 4-х часов). Вариант «иногда» выбрали 50% опрошенных – в этой группе просмотр телепередач составляет от 1 часа в день до 4.
Все дети являются телезрителями, но, к сожалению, не все из них проявляют себя компетентными в этой роли. Подтверждением этому служит то, что 30% опрошенных являются поклонниками таких юмористических передач, как «Голые и смешные», «Камеди-клаб» и 33% являются поклонниками реалити-шоу «Дом-2» (некоторые мечтают стать участниками нашумевшего телешоу). 10% старшеклассников являются постоянными зрителями молодёжных сериалов «Универ» и «Счастливы вместе». К сожалению, только 33% опрошенных обычно смотрят «Новости», «Время» и только часть из них объясняет свой выбор тем, что, любят познавательные передачи, в которых можно узнать много нового, интересного, а так же узнают из них «что нового происходит в мире». Постоянным телезрителем интеллектуально-развивающей передачи «Что? Где? Когда?» является только один участник исследования. Всего несколько опрошенных интересуются спортом, в частности боксом и автомобилями. Почему же наблюдается такая закономерность? Многие взрослые всё своё свободное время отдают просмотру телепередач, не имея понятия об их рациональном выборе. При этом сидение у телевизора воспринимается у них исключительно как отдых. Проведённое нами исследование подтверждает, что поведение учащихся вовсе не отличается: 55% респондентов смотрит телевизор «чтобы отдохнуть» или «когда не хочется делать уроки».
 Многих современных телезрителей привлекают в телепередачах только динамичный сюжет, возможность испытать острые ощущения и совсем не интересуют идеи и смыслы, заложенные в них. Поэтому современный телезритель всё чаще образцам классического искусства предпочитает примитивные образцы массовой культуры. В анкете «Телевизионные предпочтения старшеклассников» испытуемые на вопрос «Героем какой передачи или фильма Вы хотели бы стать и почему?» отвечали следующие: «Я хотел бы быть похож на Ксандера Кейджа из фильма «ХХХ», потому что он любит экстрим, он сильный и здоровый» или «Я хотел бы быть похож на Кузю из сериала «Универ», потому что он сильный, глупый и любит животных».
Важно отметить, что 67% респондентов считают, что просмотром телепередач можно нанести существенный вред своему здоровью, некоторые уточняют, что фильмы – «ужасы» могут навредить психике.
Проанализировав ответы на 12 вопрос анкеты мы установили, что реклама является для старшеклассников возможностью услышать понравившуюся музыку, увидеть полюбившихся героев. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) достаточно высока в этой категории опрошенных, что говорит о высокой степени социализированности старшеклассников.
Всё – таки для 60 % учеников реклама является источником раздражения, а 3 человека используют рекламу, «чтобы выйти покурить».
При изучении показателей уровня социализированности учащихся удалось выявить существенную зависимость между суммой коэффициентов четырёх шкал и продолжением высказывания «телевидение-это…». Можно прийти к выводу, что старшеклассники, для которых телевидение — это «времяпрепровождение досуга», которое не воспринимается как серьёзное или полезное занятие, осуществляемое с определённой целью имеют более низкий коэффициент социализированности (от 6,6 до 10 в сумме за 4 показателя против 11-12,8 у тех, кто телевидение воспринимает как источник получения полезной информации). Таким образом, мы выявили, что у старшеклассников создаётся акцент на рекреационную функцию телевидения. Имеет низкий уровень социальной адаптированности – 3 старшеклассника, социальной автономности – 5, социальной активности – 1, нравственности – 4. Средние показатели социальной адаптированности у 26 опрошенных, социальной автономности у 15, социальной активности у 19, нравственности у 17. Высокий коэффициент социальной адаптированности имеет всего 1 участник эксперимента, социальной автономности 10 участников, социальной активности – 10, нравственности – 8.
Можно сделать вывод, что в ходе анализа результатов обеих проведённых анкет гипотеза исследования подтвердилась, так как на диаграмме «Зависимость между уровнем социализированности и мотивами просмотра телевизора» видна прямопропорциональная зависимость между степенью социализированности учащегося и положительным, целенаправленным мотивом просмотра телепередач.
Таким образом, наше исследование приводит к следующим выводам:
1.     Чем выше уровень сформированности социальных качеств у старшеклассника, тем целенаправленней и осознанней становится для него просмотр телепередач.
2.     Чем ниже уровень социализированности учащегося, тем чаще он пользуется просмотром телевизора в качестве времяпрепровождения досуга или «просто так».
3.     Низкие показатели сформированности социальных качеств способствуют подражанию образцам массовой культуры, например, героям популярных сериалов или реалити-шоу.
4.     Высокие показатели социальной активности свидетельствуют о том, что старшеклассники интересуются темами, осуждаемыми на телевидении сегодня.
5.     Высокий уровень социализированности учащегося прямопропорционален сознательности, с которой старшеклассники признают вредное влияние телевидения на физическое и психическое здоровье.

Глава 3. Практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками
3.1 Синема-технология как средство воспитания
В современной практике воспитания подростков востребованы новые технологии, которые позволяют организовать процесс социального взросления. Специфика подросткового периода заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях. Наша задача – создать педагогически организованные возможности социального становления подростков.
Способами организации таких возможностей могут быть технологии коллективных творческих дел, технологии социального проектирования и др. Мы предлагаем ещё один эффективный способ создания модальностей взросления – синема-технологии.
Синема-технологии как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребёнка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Подросток чаще всего фиксируется только на внешних атрибутах взрослости (курение, физическая сила, секс, демонстрация вседозволенности и власти, обладание предметами роскоши и т.п.). По существу его сознание находится в состоянии моратория — психологической стадии перехода от детства к взрослости, от морали, усвоенной ребёнком, к этике, которую ещё предстоит принять взрослому. Словом, данная методика помогает воспитаннику социального педагога воспринять реальные представления о взрослости посредством кинематографического произведения.
Благодаря синема — технологии можно создать прецедент живого и непринуждённого обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев сюжета.
Мы предлагаем несколько вариантов реализации воспитательного процесса, каждый из которых строится на материале того или иного кинофильма. Фильм при этом становится зеркалом, в котором подросток- старшеклассник при помощи социального педагога может увидеть пути собственного взросления.
Реализация синема — технологии включает ряд этапов: этюд, экспликация, рефлексия. На этапе этюда ведущий анонсирует фильм. Он может прочитать стихотворение, афоризм, припомнить отзыв одного из кинозрителей и т.п. Внимание ребят акцентируется на социальных проблемах, затронутых режиссёром.
В словах ведущего должна звучать недосказанность. Далее следует просмотр фильма. Этап экспликации (от лат. «усиление» ) предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма. На этапе рефлексии в группе идёт поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком действии ( по отношению к конкретным людям, живущим в городе, во дворе, в соседней квартире).
3.2 Конкретные примеры организации воспитательного процесса. Кинофильм «Спасите наши души»
Этюд
Педагог читает стихотворение Д.Г. Левитеса «Отлучение» и анонсирует фильм.

Я – скульптор, моя мастерская – класс,
Щёки горят, чёлки отброшены…
Десятками пар ушей и глаз
Уставились на меня сейчас
Будущие эйнштейны и Ломоносовы.
И, словно ваятель на влажной глине,
Словом оставлю нужный след.
Ошиблась рука и вместо линии,
Правильной и незаменимой,
Уродливый шрам на много лет…
Но как ни старайся, как не трудись –
Вряд ли достигнешь цели конечной:
Необожжёнными входят в жизнь
Глиняные мои человечки…
Как Вы думаете, сколько раз нужно обжечься, чтобы повзрослеть? Сейчас Вы посмотрите фильм главные действующие лица которого – Зина и Миша живут в небольшом провинциальном городке. Им по 13 лет. Сложности, с которыми ребята сталкиваются дома, толкают их на воровство…
Как Вы думаете, есть ли нравственные законы жизни? Что в современном мире значат деньги? Уместна ли фраза, которую можно слышать от молодых людей: «Чем больше взрослею, тем больше имею?» (Начинается просмотр фильма.)
Экспликация
Педагог (или ребёнок в роли ведущего) задаёт вопросы и выслушивает ответы ребят.
1.     К кому обращено название фильма? Чьи души нужно спасать и от чего?
2.     Что побуждает Зину украсть первый раз, ведь она, кажется идёт на преступление не ради себя?
3.     Почему Зине нравится Миша, а не другие её сверстники? Можно ли сказать, что мотоцикл Миши — это атрибут его взрослости?
4.     Почему Зине было легко украсть деньги, необходимые для ремонта мотоцикла?
5.     Что побуждает подростков совершать кражу барсеток из машин?
6.     Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? Как вам нравится утверждение Зины о том, что «дети должны заботится о своём будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях»?
7.     Что побуждает ребят дать деньги на операцию больной девочке?
8.     Почему сразу после совершения этого доброго поступка они начинают шантажировать больного мальчика, сидящего в машине?
9.     Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачиваются нравственные ориентиры?
10.Можно ли сказать, что сработал закон социальной справедливости, когда парочка юных воришек попала под жестокий прессинг отца больного мальчика?
11.Почему при словах своего сына: «Папа, а ты купишь мне такой же мотоцикл, когда я вырасту?» — тот прерывает «разборку» с Мишей и Зиной, и выбрасывает собранные ими деньги в реку?
Рефлексия
Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы посредством побуждающих вопросов.
1.     На какие атрибуты взрослости, по – вашему, ориентируются современные подростки? (Дорогой сотовый телефон, сигареты, физическая сила и др.)
2.     Почему для подростков так важно всё это?
3.     Можно ли по-другому проявить себя в компании? Как?
4.     Можно ли сказать, что преступать нравственный закон для достижения внешних атрибутов взросления – это неверный путь? Если да, то почему?
5.     А если взрослеть по-настоящему, то какие из нравственных качеств человека могут выйти на первое место, составив конкуренцию внешним атрибутам взрослости?
6.     Можете ли Вы рассказать как менялись Ваши взгляды на понятие «взрослый» в 10, 12, 14 лет?
7.     Оглянитесь, не раздаётся ли рядом с нами сигнал «SOS»? Что Вы можете сказать вашим сверстникам, ставшим на скользкий путь, что можете сделать для них?
Названия киноработ, которые могут быть использованы социальным педагогом в работе со старшеклассниками:
— «Невидимые дети» (режиссёры Э. Кустурица, С. Ли, Р. Скотт, К. Лунд, С. Венерузо) разговор об отношении к детям, о долег взрослых пере молодым поколением (зеркало для политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов, родителей).
— «Заплати другому» (режиссёр М. Ледер) – тема реальной и мнимой помощи (зеркало для взрослеющих альтруистов).
 - «Парниковый эффект» (режиссёр В. Ахадов) – этот фильм поможет найти ответ на вопрос: «Счастлив ли человек, плохо относящийся к людям?» (Зеркало для нигилиста.)
 - «Аврора» (режиссёр О. Байрак) – разговор о перипетиях трагичного взросления.
 - «18 лун» ( режиссёр И. Исламгулов) – тема взросления через трудности межличностного выбора.
 - «Итальянец» (режиссёр А. Кравчук) – тема взросления вне семьи.
 - «Поклонник» (режиссёр Н. Лебедев) – тема детско-родительских отношений в процессе взросления.
— «Город без солнца» (режиссёр С. Потёмкин) – тема «взросления» наркомана.
 - «Точка» (режиссёр Ю. Мороз) разговор о взрослеющих девочках, пытающихся заработать «шальные» деньги.
— «Сволочи» (режиссёр А. Атанесян) – выбор пути взросления для отчаянных мальчишек.
— « Республика ШКИД» (режиссёр Г. Полока) – разговор о педагогической организации пространства взросления.
— « из 13 в 30» (режиссёр Г. Витлин) – иллюзии подростка о взросой жизни [36].
3.3 Технология воспитания старшеклассников как телезрителей
Концептуальной составляющей предлагаемой технологии воспитания компетентного телезрителя является преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов телезрителя.
Все мы являемся телезрителями, все мы по-разному подходим к выбору просмотра телепередач. Одних привлекает динамика сюжета, других – поэтичность языка, третьих – познавательная насыщенность, четвёртые смотрят всё подряд, и чем больше, тем лучше. Мы по-разному относимся к процессу просмотра телепередач: для одних это отдых, развлечение, для других – скучная обязанность, для третьих — серьёзная работа. Эти отличия обусловлены сформированными стереотипами телезрителя. Такие стереотипы могут быть полезными, а могут быть и неправильными и даже вредными. Последние приводят к тому, что человек попросту «убивает время» просмотром телепередач, не способствуя саморазвитию, ограничивает себя просмотром телепередач низкого культурного уровня. Негативные стереотипы телезрителя формируются с детства и закрепляются в период школьного обучения. Поэтому преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов – одна из важных педагогических задач.
Другой основной идеей предлагаемой технологии является интегративность: воспитание старшеклассников как телезрителей охватывает содержание различных учебных предметов и внеучебной деятельности. Осуществлять такое воспитание должен не только классный руководитель, но и другие учителя, а так же педагог-психолог и социальный педагог образовательного учреждения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Потребность в любви у грудного ребенка
Реферат Материально-техническое обеспечение предприятия
Реферат Yasser Arafat Essay Research Paper Palestinian Leader
Реферат Жизнь и смерть
Реферат The Ghastly Writings Of Poe Essay Research
Реферат Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Реферат Evolution Essay Research Paper This short report
Реферат Xi международная научно-практическая конференция «Проблемы и тенденции развития современного общества»
Реферат Сочинение по роману "Обломов"
Реферат "Экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых Государств: проблемы, перспективы, правовое обеспечение"
Реферат Albert Camus The Myth Of Sisyphus Essay
Реферат Eisenhower 2 Essay Research Paper Dwight D
Реферат Документация кабинета информатики
Реферат Формирование и расходование бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в муниципальном образовании города Норильск
Реферат Ptsd Echoes Of War Essay Research Paper