Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с пожилыми людьми 3

--PAGE_BREAK--
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г… Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 — 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002..

Согласно данным, полученным в ходе самостоятельного исследования проблем досуга пожилых людей, проведенного автором, около 50% пенсионеров г. Александров получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума На сегодняшний день официально установленный прожиточный минимум в среднем по стране составляет около 1499 рублей (данные Госкомстата на 01.01.2003). и находятся за чертой бедности; пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего лишь около 4% неработающих пенсионеров. Ещё одна проблема, с которой пришлось столкнуться в ходе этого исследования — это недостаток квалифицированных специалистов и низкая оплата их труда, что также не способствует высокой эффективности досуга пожилых людей. Большинство опрошенных (85%) отметили связь между качеством услуг отдела и профессионализмом работников. Респонденты отмечают основные причины малой эффективности работы специалистов: отсутствие должной самостоятельности (40% опрошенных) работников досуга и недостаточное знание всех законов, нормативно-правовых актов и законодательных нюансов в сфере пенсионного обеспечения и досуга пожилых людей (48% опрошенных) См. Приложение 3..

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.

Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

2.3. Модели социального обслуживания пожилых людей

Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы досуга проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома — интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.

В настоящее время в системе досуга населения действуют около 1.000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома — интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах — интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в посторонней помощи, 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространенными заболеваниями среди пожилых людей болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. Исследования показывают, что 71,1% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 69,1% — в доставке медикаментов, 12,2% — топлива, 33,3% — в доставке горячей пищи, 77,1% в стирке белья, 72,7% — в уборке жилища, 31,4% — в ремонте жилья, 23,6% — в приготовлении пищи. [19, с. 23]

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для проживания и т.д. С одной стороны сохраняется очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них обстановке.

Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного дома. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они оснащаются средствами малой механизации для обеспечения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточные действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью. Граждане, проживающие в таких домах, получают пенсию в полном размере, имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.

Таких домов в нашей стране пока мало, но они получают все большее признание и развитие, так как это позволит решить многие проблемы, удовлетворить потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность.

Социальный магазин — торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Предметом деятельности магазина является:

1) Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.

2) Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.

3) Торгово-закупочная деятельность.

4) У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%

Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.

Аптечный киоск организуется для обеспечения лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно реализации Закона Российской Федерации «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого обратившегося в киоск заводится личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.

В целях организации посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т.д. О дна из задач такой формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам малоимущим гражданам по прейскуранту.

Дом сестринского ухода, хоспис (отделение сестринского ухода), организуются при больнице и предназначены для проведения курса поддерживающего лечение больных, преимущественно пожилого и старческого возраста.

Основными направлениями работы являются:

— Квалифицированный медицинский уход.

— Социальное обслуживание.

— Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.

— Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии.

— Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.

— Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.

Дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых: первую экстренную и неотложную помощь, во-вторых: своевременный переход больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Пожилых пациентов периодически осматривают врачи, для них организовано диетическое питание, оказывается консультативная и психологическая помощь.

Новой формой медицинского и социального обслуживания считается хоспис. Это специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям своевременно получить помощь, которая облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.

В нашей стране увеличивается число граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории людей открываются дома ночного пребывания и социальные гостиницы.

Дома ночного пребывания предназначены в первую очередь для лиц без определенного места жительства, исключительно для ночного. Им предоставляется койко-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный осмотр, получают талоны на питание. В случае необходимости этим людям оказывается медицинская, консультативная помощь по вопросам бытового и трудового устройства.

Для временного проживания иногородних, в том числе пожилых граждан, стали открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения, консультативная помощь и медицинская помощь.

Глава 3. Технологии досуга пожилых людей

3.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

— художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

— поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

— забота о животных;

— хобби (разнообразная деятельность по интересам);

— посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

— игры (настольные игры, компьютерные игры)

— развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

— общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер.

1. Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

2. Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста.

3. Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

4. Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

Социокультурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых — это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин «технологии социокультурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». «Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» — подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:

занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

спорт, активное движение, экскурсии, игры;

деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.). Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).

Одним из основных элементов социокультурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.

Существенное значение имеет психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

— личность самого человека;

— отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

— культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе.

Предназначение досуговых технологий — помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с пожилыми людей необходимо создать доступную, безбарьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской

Федерации

Существуют различные реабилитационные виды досуга.

1. Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение направлено на психические состояния или свойства личности пожилых, которые испытывают неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить, желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства человека для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми. Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь человека и на художественных примерах найти то позитивное, что делает его жизнь интересной и радостной. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог — основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное поведение и свои реакции. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. Чтение специально подобранной художественной литературы может снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психической активности, помогающих избавиться от травмирующих переживаний.

С библиотерапией тесно связана терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает пожилому стать более непринужденным в отношении к внешнему миру. Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми.

2. Изотерапия. Терапия художественным творчеством — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду. Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением — рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

3. Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. В каждое занятие следует включать музыкально — ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.

4. Игровая терапия. Игровая терапия — это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра — любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

5. Глинотерапия. Глинотерапия — эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

6. Гарденотерапия. Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

7. Спорт, активный отдых и туризм. Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.

Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний, увеличивается число людей с инвалидностью. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление пожилых людей, так как является фактором, противодействующим гипокинезии (мало подвижному образу жизни), которая отрицательно влияет на здоровье и психику. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, стресса, потери веры в себя. Спорт и туризм создают возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, так необходимую пожилому человеку.

Люди, вышедшие на пенсию, могут использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя различные социокультурные программы и проекты, в том числе и туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к жизни и увеличивая жизненную активность. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами — все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и многих пожилых людей.

Для эффективного использования туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать следующие правила:

вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;

— обеспечение безопасности для туристов и окружения;

— программа включает осмотр достопримечательностей;

— наличие некоторой физической подготовки, психологической готовности к трудностям;

— планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здоровья.

Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровление, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем. Важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний.

Стремление к активным формам проведения свободного времени способствует социальной адаптации, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса пожилых, допускает углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

Для правильной организации досуга и отдыха пожилым необходимо выполнить следующие требования.

1. Выяснить интересы пожилого человека. Пожилому пациенту нужно помочь определиться в выборе формы досуга, так как многие люди не имеют возможности разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в силу своего положения пожилые имеют лишь ограниченные представления о формах свободного времяпрепровождения, их доступности. Прежде чем предлагать пожилому человеку какие-либо мероприятия, следует внимательно изучить интересы пациента, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента.

2. Расширить представления об отдыхе пожилого пациента, делясь с ним опытом и обсуждая его проблемы.

3. Не ущемлять интересы пациента.

4. Оценить прошлые и настоящие интересы и наклонности пациента.

5. Определить основные особенности деятельности, выбранной пациентом.

6. Определить способы модификации и адаптации пациента, чтобы облегчить его участие в проведении досуга и отдыха.

Основными занятиями пожилых являются физические упражнения, экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными.

Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

3.3. Практическая деятельность Центра социального обслуживания

г. Ульяновска

Центр социального обслуживания г. Ульяновска является учреждением по оказанию комплексной социальной помощи всем основным социально слабо защищённым группам и категориям населения.

Основными задачами Центра социального обслуживания являются:

выявление граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

дифференцированный учёт всех лиц (составление «банка данных»), нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности её предоставления;

определение конкретных видов и форм требуемой помощи, периодичности их предоставления нуждающимся в социальной поддержке;

оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

трудовая реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов при использовании средств и возможностей, имеющихся в распоряжении Центра;

анализ уровня социального обслуживания города и района и разработка комплексных планов по его дальнейшему развитию;

внедрение в практику новых видов и форм социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения Ниже рассматриваются только те отделения Центра социального обслуживания, которые прямо или косвенно направлены на социальную работу с пожилыми людьми.:

Отделение социального обслуживания на дому. Создаётся для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам пожилого возраста, нуждающихся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Отделение создаётся для обслуживания не менее 120 нуждающихся граждан, проживающих в городе или не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности. Отделение социальной помощи на дому Центра социального обслуживания г. Александрова обслуживает 529 человек, в том числе пожилых людей — 218 человек. Обслуживание пожилых нуждающихся граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

Отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Создаётся для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи пожилым людям в надомных условиях. Данное отделение выполняет следующие задачи:

оказание пожилым гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц;

оказание медико-психологической поддержки обслуживаемым лицам и членам их семей;

обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Работа данного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения и комитетами Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Отделение создаётся для обслуживания не менее 60 нуждающихся граждан, проживающих в городе или не менее 30 граждан, проживающих в сельской местности. Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых лиц на дому устанавливается заведующим отделением, по согласованию с медицинской сестрой отделения, оказывающей этим лицам помощь, но не реже 3-4 раз в неделю.

Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Данное отделение является полустационарным структурным подразделением Центра и предназначается для социально-бытового, культурного и медицинского обслуживания граждан. Сроки обслуживания устанавливаются директором центра, исходя из очерёдности на обслуживание, но не могут быть меньше двух недель. Для организации отдыха обслуживаемых граждан пожилого возраста оборудуется спальное помещение с предоставлением им индивидуальных постельных принадлежностей. Обслуживаемые граждане пожилого возраста могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

Отделение социально-консультативной помощи. Данное отделение предназначается для предоставления консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского характера, психолого-педагогической помощи, а также социально-правовой защиты нуждающимся лицам. Социально-консультативные услуги могут получать все категории населения, независимо от места проживания. Работа отделения осуществляется во взаимодействии с государственными органами и организациями, а также другими структурными подразделениями Центра.

Отделение срочной социальной помощи. Данное отделение предназначается для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги:

разовое обеспечение остро нуждающихся горячим бесплатным питанием;

обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

разовое оказание материальной помощи;

содействие в получении временного жилого помещения;

предоставление необходимых консультаций по вопросам социальной помощи.

На территории обслуживания Центра ведётся постоянное выявление и учёт граждан, которые нуждаются, а также, предположительно, могут нуждаться в данном виде социальной помощи.

Отделение социальной реабилитации. Данное отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации пожилых людей и других категорий граждан, переживших трудную жизненную ситуацию, но уже самостоятельно, с помощью близких людей или работников Центра, частично или полностью справившихся с ней. Социально-реабилитационные мероприятия проводятся с использованием всего арсенала методов и средств, имеющихся в распоряжении Центра. В отделении имеются помещения для проведения лечебного массажа, лечебный физкультурно-оздоровительный комплекс и другие подразделения социально-медицинского профиля.

А также в Центре существуют другие подразделения, создаваемые с учётом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Правом принятия на обслуживание Центром имеют все граждане, нуждающиеся в социальных услугах, испытывающие трудности в удовлетворении основных социальных нужд и потребностей.

Социальные услуги, входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно. Услуги, не входящие в федеральный или территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной или частичной оплаты. В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам Центром, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объёме базовой программы обязательного медицинского страхования.

Что касается непосредственной работы с пожилыми людьми, то в Центре в данном направлении работает специалист по социальной работе с пожилыми людьми, в обязанности которого входят:

выявление и учёт на территории обслуживания Центра пожилых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществление их патронажа, ведение документации, создание поимённых карточек и занесение их в компьютерную базу данных На данный момент в картотеке находится 280 нуждающихся городских жителей пожилого возраста.;

принятие заявлений на получение материальной помощи от пожилых людей, нуждающихся в ней;

постановка на учёт лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума (1499 руб.) на основании справки о размере пенсии, а также в обязательном порядке оформление акта о обследования состояния жилищно-бытовых условий На 1 января 2003 года в Центре поставлено на учёт специалистом по социальной работе 336 нуждающихся в социальной защите пожилых людей. ;

установление причины возникающих у пожилых граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы;

определение характера и объёма необходимой пожилым гражданам социальной помощи, определение вида и размера компенсационных выплат или субсидий;

содействие активизации потенциала собственных возможностей пожилых людей;

способствование улучшению взаимоотношений между отдельными пожилыми людьми и их окружением;

консультирование по различным вопросам досуга;

помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся пожилых людей на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

содействие в помещении нуждающихся пожилых людей в стационарные учреждения органов здравоохранения;

координация деятельности различных государственных и негосударственных и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке пожилым гражданам;

участие в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения на подведомственной территории.

Кроме этого специалист по социальной работе с пожилыми людьми:

организует выезд на различные культурно-массовые мероприятия (бесплатное посещение музеев, просмотр художественных фильмов, проведение вечеров-встреч и праздничных концертов, организация встреч с представителями администрации и депутатами по микрорайонам города, приуроченных к тематическим праздникам);

ведёт деятельность по привлечению дополнительных спонсорских взносов для поддержания материальной базы центра и для оказания дополнительной материальной помощи пожилым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

выделяет санаторно-курортные путёвки В 2006 г. такого рода путёвки получили 36 человек.;

занимается паспортизацией пожилых людей с ограниченными физическими возможностями.

Работа в Центре ведётся согласно установленному плану, который корректируется ежеквартально (см. Приложение 1.). За 2002 год Центром в общей сложности была оказана социальная поддержка 855 пожилым людям, нуждающимся в социальной защите.

Таким образом, несмотря на то, что социальная работа в Центре социального обслуживания г. Александрова проводится с различными категориями населения, одним из основных направлений его деятельности является досуг и поддержка пожилых людей. Это говорит о том, что пожилые люди в современном обществе действительно находятся в сложной социально-экономической ситуации и государству, как и частным структурам, в будущем необходима ещё большая концентрация усилий и ресурсов для работы по досуга и обеспечения благосостояния пожилых людей.

Заключение

В качестве заключения к данной работе можно сделать некоторые выводы и предложить определённые рекомендации по оптимизации социальной работы в области осуществления досуга пожилых людей.

Пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее — в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.

Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации в стране является тем объективным фактором, который предопределяет масштабность и направления работы. Ежедневно сталкиваясь с проблемами пожилых людей как одной из наиболее уязвимой части населения, нельзя не осознавать всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из работников досуга в отдельности.

Определение понятия досуга состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения различных потребностей человека.

В России, как и во многих других промышленно развитых странах, наблюдается резкое повышение доли пожилых людей в структуре общества. Этот факт объясняется тем, что всеобщий характер старения населения находится в прямой зависимости от уровня экономического и общественно-политического развития и по своей природе является прогрессивным процессом, который характеризует общество нового типа, где присутствует высокий уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне у простого обывателя. Однако такое положение дел ведёт к повышенной нагрузке на трудоспособное население, удельный вес которого, соответственно сокращается, что в свою очередь отрицательно сказывается на положении пожилых людей, которые в целом находятся в экономической зависимости от трудоспособного населения.

Выход из подобной кризисной ситуации видится в использовании более эффективных методов управления экономикой, а также в проведении целенаправленной государственной политики по стабилизации демографической ситуации в сторону увеличения рождаемости и установления баланса между рождаемостью и смертностью.

В связи с тем, что социально-психологическое положение пожилых людей в некоторых случаях оказывается неустойчивым (в силу обострения соматических болезней и неготовности отдельных людей к роли пожилого человека) — они нуждаются в помощи специалистов психологов, которые помогали бы некоторым пожилым людям более гибко адаптироваться к новой для них социальной роли.

Деятельность органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи. В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека. Для этого необходимо в структуру учреждений, занимающихся социальной защитой пожилых людей, ввести должность или назначить ответственного, который бы тесно контактировал с отделом по связям с общественностью при администрации данного города или района в целях проведения определённого рода пропагандистской работы в области профилактики психологических осложнений, связанных с переходом человека в более старшие возрастные группы, рекламы возможностей центров социального обслуживания в данной области. Естественно всё это может осуществиться только при наличии дополнительных денежных средств, которые можно получить, с одной стороны, из бюджета города или района, с другой, оказывая платные услуги нуждающимся в них гражданам, способным эти услуги оплатить.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области досуга населения и в аспекте досуга пожилых людей, в частности, в целом отвечает нормам современного цивилизованного общества, однако многие направления социальной работы с пожилыми людьми ещё недостаточно освоены и требуют как законодательной, так и материальной и теоретико-методологической поддержки.

Что касается практической реализации мер по социальному обслуживанию населения, то традиционно в нашем обществе сложилось три направления деятельности органов досуга пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.

Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей.

Социальное обслуживание в свою очередь делится на государственный, муниципальный и негосударственный (коммерческий) сектора.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждениями муниципального подчинения, предоставляющих различные виды социальных услуг пожилым людям и другим нуждающимся категориям граждан и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность в вышеупомянутой области социальной деятельности. Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социального обслуживания пожилых людей получила наибольшее распространение и признаётся наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным или муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием пожилых людей.

Государством разработаны федеральный и территориальный перечни гарантированных социальных услуг. Федеральный перечень гарантированных социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на данной территории.

Право на пенсионное обеспечение пожилые люди приобретают по достижении возраста, определённого законом. Размер пенсии зависит от количества проработанных лет (стажа) и величины получаемой в то время заработной платы. В стране действует система, согласно которой человек может сам начать откладывать деньги в счёт своей будущей пенсии (сверх того, что ему будет полагаться по закону от государства). Что касается реального размера пенсии современного пожилого россиянина, то её размер в разных регионах страны либо ниже прожиточного минимума, либо едва его обеспечивает, что требует о Правительства приложения дополнительных усилий по увеличению реального размера пенсий до оптимального уровня.

В целом, работу по этим трём направлениям деятельности органов досуга пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи, социальному обслуживанию, причём качество последнего иногда оставляет желать много лучшего. Пенсионное обеспечение не обеспечивает большинство пожилых граждан необходимыми средствами к существованию. Все эти проблемы очевидны и также очевидны пути их решения.

Однако для реализации мер по совершенствованию социальной работы во всех вышеуказанных направлениях необходимо выполнение государством, как минимум, двух условий: во-первых, обеспечить социальную сферу высокообразованными специалистами, которые могли бы эффективно наладить работу по всем направлениям и разработать новые направления; во-вторых, обеспечить стабильный и достаточно высокий уровень финансирования социальной сферы, поскольку на привлечение высококлассных специалистов на работу в этой отрасли при столь малой заработной плате вряд ли приходится рассчитывать. Кроме этого, конечно, необходимо увеличить и размеры всевозможных пособий и стоимости пакетов материальной помощи до уровня, который бы реально отвечал удовлетворению потребностей той или иной категории нуждающихся, причём размеры всех этих выплат в денежном выражении должны на законодательном уровне как минимум ежеквартально индексироваться соответственно инфляционным процессам.

Таким образом, система досуга пожилых людей в нашей стране в настоящее время ещё находится в стадии модернизации, медленно, но неуклонно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства, постепенно приближаясь по своему качеству и эффективности к стандартам европейских и других экономически развитых стран.

Список литературы

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — СПб, 2004.- 203 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Курс лекций. — М, 2007. — 290 с.

3. Аникеева П.В. В помощь пенсионеру. Всё о пенсиях. — М., 2006. — 144 с.

4. Антология социальной работы. В 3 томах. — М., 2004-2005. — 450 с.

5. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. — М., 2002. — 198 с.

6. Брэгг П. Здоровье и долголетие. — М., 2006. — 345 с.

7. Бурльер Ф. Старение и старость. — М., 2002. -450 с.

8. Волкова Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России.//Российская газета. 5 января, 2005.

9. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. — М., 2006. -390 с.

10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 2005. — 322 с.

11. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. — СПб, 2004.- 430 с.

12. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. — М, 2005. — 465 с.

13. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. — 562 с.

14. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. — Самара, 2006. — 120 с.

15. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. — 332 с.

16. Комфорт А. Биология старения. — М., 2007. — 333 с.

17. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. — М., 2006. — 140 с.

18. Лагункина В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ». — М., 2007. — 140 с.

19. Народонаселение. Продолжительность жизни. — М., 2004. — 170 с.

20. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. — М., 2006. — 337 с.

21. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». — М., 2006. — 155 с.

22. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. — М.: «Дашков и Кє», 2003. — 278 с.

23. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. — М., 2006. — 258 с.

24. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. — Ульяновск, 2005. -120 с.

25. Популярная энциклопедия пожилого человека. — Самара, 2007. -120 с.

26. Превентивная геронтология и гериатрия. — Киев, 2005. — 430 с.

27. Россет Э.Л. Процесс старения населения. — М., 2004. — 155 с.

28. Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы. — М., 2006. — 270 с.

29. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: «Юристъ», 2006. — 670 с.

30. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. — М., 2006. — 140 с.

31. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 2004. — 440 с.

32. Досуг. Журнал социальной работы. 2007. №12.

33. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 2006. — 120 с.

34. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. — М., 2005. -145 с.

35. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д, 2007. — 133 с.

36. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М., 2005. — 433 с.

37. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. — М., 2002. — 170 с.

38. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. — М., 2006. -560 с.

39. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2003. — 423 с.

40. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. — М., 2007. — 240 с.

41. Технология социальной работы. Чч.1; 2. Учебное пособие для вузов./ Под ред. П.Я. Цытликова. — Новочеркасск — Ростов н/Д., 2007. — 432с.

42. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. — М., 2006.

43. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. — СПб, 2004. — 203 с.

44. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 2005. — 268 с.

45. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. — М., 2005. — 450 с.

46. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. — М., 2002. -120 с.

47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). — М., 2004. — 230 с.

48. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. — М., 2006. — 122 с.

49. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. — М., 2003-2004.

50. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. — М., 2005. — 103 с.

51. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. — М., 2006. — 203 с.

Приложения
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Беларуская гістарыяграфія перыяд накаплення гістарычных веда IX XVII
Реферат Биологическая активность и микробиологическая рекультивыция почв, загрязненных нефтепродуктами
Реферат Актуальные вопросы формирования инновационной эколого-социальной стратегии развития экономики красноярского края
Реферат СО2 лазеры с внутрирезонаторным электронным управлением параметрами излучения
Реферат Образовательный потенциал в концепции социального капитала П.Бурдье
Реферат Католицизм особенности вероисповедания культовые и организационные
Реферат Synchronization and effect of Zommerfelda as typical resonant samples
Реферат Національна економіка та її кількісна визначеність
Реферат А. Невский - полководец
Реферат Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников
Реферат Создание WEBузла Германия Виртуальное путешествие
Реферат Интуитивизм Н.О. Лосского
Реферат Movie Review The Mirror Has Two Faces
Реферат Взаимосвязь финансов с другими категориями
Реферат Моделирование как метод научного познания 2