Реферат по предмету "Социология"


Социальный работник и социальный педагог сходство и различие 2

--PAGE_BREAK--
1.3. Взаимодействие социальной работы и социальной педагогики.

История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Возрождение соц. работы и соц. педагогики как профессии происходит не на пустом месте. Прежде всего их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название «социальная работа».

В новейших исследованиях анализ становления и развития отечественной соц. работы и соц. педагогики сводится либо к истории отдельно взятого элемента, либо к описанию конкретно-исторического периода, взятого за начало социально-педагогической теории и практики.

Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, — в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи. Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика — из педагогики, а социальная работа — из социологии.

Однако пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

Попробуем выделить то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиентом, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.

Но между соц. работой и соц. педагогикой есть определенные различия. Соц. работа-это деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента; в то время как соц. педагогика-это социальная работа, направленная на развитие личностного потенциала клиента.

Любой соц. педагог с легкостью может рассматриваться в качестве соц. работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента.

Социальная работа — профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи инвалидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; созданием условий для достижений этих целей в социуме. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и др.). филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим категориям обездоленного и социально незащищенного населения. Приблизительно к 20-м гг. ХХ столетия в ряде стран оформляется государственная система социальной работы, которая первоначально реализовывалась в таких сферах, как: семейное, детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы и др.

Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.

Школьная социальная работа предполагает адаптацию в условиях школы, помощь учащимся во включение в школьную жизнь, координацию усилий школы и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной изолированности детей, агрессивного поведения, недисциплинированности и др.

Сельская социальная работа ориентирована на проблемы, связанные с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и рекреативными (досуговыми) возможностями и пр.

Социальная работа требует соответствующего образования, специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в области социальной работы готовят в специальных высших учебных заведениях, которых только в Европе насчитывается больше четырехсот, а также на отделениях университетов и других высших учебных заведений.

В России специальности «социальный педагог» и «социальный работник» были законодательно введены лишь в 1991 г., на профессиональную подготовку были ориентированы некоторые педагогические, медицинские, технические вузы, институты культуры и физкультуры.

Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником. В то же время далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.

Активизация социальной работы в нашей стране послужила стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубокого осмысления процессов и явлений. К сожалению, это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось «вещью в себе», никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.

В свою очередь разработка проблем социальной педагогики будет способствовать развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня народа.

За последние десятилетия в России появилось много работ по социальной педагогике и социальной работе. Анализ предложенных подходов к их пониманию позволяет выявить следующие отличия между социальной педагогикой и социальной работой:

Педагогика как отрасль знания не может одновременно трактоваться и как практическая деятельность. Традиционно принято считать, что она исследует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае воспитание) и предлагает пути ее совершенствования. А реализация этих способов и приемов возложена непосредственно на социальную работу.

Многие исследователи считают, что социальная педагогика — наука о социализации и воспитании детей (имеются в виду также подростки и юноши). Предметом же внимания социальной работы является человек любого возраста.

Социальная педагогика проходит путь становления как автономная отрасль педагогического знания. Социальная работа — это прежде всего вид деятельности.

Следует отметить и основное сходство между этими двумя науками — объект изучения — человек. Кроме того, одно из направлений социальной педагогики — социальную виктимологию — можно выделить как общую область на стыке этих наук, как имеющую наиболее близкие и однородные задачи с социальной работой.
Глава
II
«Педагогические методы в социальной работе».

2.1. Методы формирования сознания личности и организации деятельности в социальной работе.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов:

1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.

Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

Наиболее широко в социальной работе используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный работник имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения человека, что способствует формированию убеждений.

Убеждения – это твердая уверенность человека в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения специалист воздействует на сознание, чувства и волю. Убеждение оказывает влияние на человека только через его внутреннюю сферу.

Убеждение выступает формой регуляции отношений индивидуума и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его человек. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка.

Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей и взрослых, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать собеседника в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального работника.

При убеждении, как уже было сказано выше, социальный работник воздействует на сознание, волю и чувства подопечного. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то человек перестает слушать специалиста или агрессивно относится к нему.

Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности человека, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии.

В то же время действие становится поступком при определенных условиях. Обратимся к примеру: человек рубит дерево. Можно ли по внешнему виду квалифицировать эти действия как нравственные или безнравственные? Нельзя, пока мы не узнаем, в какой связи это действие выступает по отношению к обществу или другим людям. Рубит дерево для матери по купленному в лесничестве билету – заботливый сын, рубит для отопления своего дома тоже по купленному билету – хороший хозяин, рубит ель для продажи – вор и т.д. Понятно, что одно и то же действие может иметь различную моральную оценку.

Всякое действие или состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделить два элемента: первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй – внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мотивах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям.

Совокупность действий человека выражается в его поступках, последние в свою очередь формируют его поведение. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе. Схематично это может быть представлено так, как показано ниже. Моральные нормы – левая часть схемы – формируются методом убеждения; действия, поступки и поведение – правая половина схемы – формируются путем упражнений.

Метод упражнения связан с формированием определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений.

Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения.

Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица – социального работника и социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих клиентов. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа – это вопросно-ответный метод. Искусство специалиста проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и сами клиенты.

В социальной работе также используется такой педагогический метод как диспут – метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль специалиста при проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой людям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Остановимся конкретно на рассмотрении социально-педагогических методов социальной работы. В качестве форм их применения рассмотрим беседу, собрание и т.д.

Беседа. Она имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Кроме того, беседа может быть как заранее подготовленной, так и спонтанной. Основное назначение бесед — расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий событий, поступков людей, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, к своим обязанностям. Беседы стимулируют интерес клиентов к обсуждению актуальных проблем своей жизнедеятельности, жизни социума, коллектива, и тем самым обладают большим воспитательным потенциалом. Обратная связь, образующаяся между тем, кто проводит беседу, и теми, с кем она проводится, играет значительную роль, активизируя личностный потенциал, привлекая жизненный опыт участников; кроме того, она имеет серьезную диагностическую значимость, так как выбор тем, интерес или отсутствие интереса со стороны участников к ее предмету, мнения, высказываемые ими, могут дать определенное представление об ожиданиях и предпочтениях аудитории на локальном уровне, о том, что находится в центре внимания индивидов конкретного возрасти, пола, профессии, места проживания, социальной и профессиональной принадлежности и т.д. Сегодня большое внимание привлекают вопросы экономики, предпринимательства, права, межнациональных отношений, нравственности. Резко возрос интерес к религии. Конечно, познавательно-информативная деятельность, развитие общих знаний и культуры не является основной сферой деятельности социального работника, как и, можно предположить, социального педагога. Поэтому при разработке темы важно обозначить спектр социально значимых проблем, которые будут затронуты, и с учетом ожидаемой цели сформулировать вопросы.

Существенно, чтобы беседы оперативно откликались на события, происходящие в социуме. Предметом этих бесед может стать даже быстропреходящее событие, затронувшее жизнь данного населенного пункта. Так, в период предвыборных кампаний усиливается интерес клиентов к вопросам деятельности политических партий, кандидатам в выборные органы, их программам. Разумеется, социальные работники не должны вести агитацию за или против участников предвыборного процесса, но информировать об основных принципах демократического устройства власти и правах человека в такой момент вполне уместно. Если при подготовке учитывают интересы клиентов, оперативно реагируют на возникшие вопросы, даже в известной степени упреждая их, — возрастает действенность бесед. В последнее время клиенты учреждений социального обслуживания, в первую очередь, пожилые и малоимущие, испытывают острую тревогу по поводу неполной и противоречивой информации о готовящейся реформе пенсионного и жилищного законодательства. Подобные меры должны затронуть, причем в сторону ухудшения, интересы, позиции и жизненный статус миллионов людей. Проведение разъяснительных бесед по поводу этих преобразований помогло бы частично снять тревожность, социально психологическую напряженность, связанную с ними.

В перестроечные годы, годы радикальных реформ хорошо зарекомендовал себя митинг, который позволяет быстро реагировать на события, создавать у участников психологическую установку на их восприятие и мотивацию к деятельности. Конечно, митинг — это разовое мероприятие, которое не может становиться регулярным. Его информативная роль ограничена: участники как правило уже заранее знают, с какой конкретной целью он собирается. Главное в нем — социально-психологический компонент, позволяющий мобилизовать участников на какое-то неординарное дело — протест против чего-то, затрагивающего интересы участников, или поддержку каких-то действий или явлений, которую они считают нужным оказать. Митинги возникают не только по политическим вопросам, но и по проблемам местной экологии, в связи с социальными и социально-экономическими трудностями данной местности (данного предприятия). Кроме того, митинг служит сильным эмоциональным подкреплением групповой сплоченности участников, объединенных общей целью, манифестацией их единства. Митинги могут быть стихийными и организованными, причем в любом случае зажечь толпу, индуцировать определенный уровень эмоций могут только лица, наделенные определенным уровнем демонстративности. При отсутствии такого врожденного качества никакая искренность и выстраданность выступления не произведет впечатления.

Если митинг несет в себе определенный момент стихийности, то собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имея также богатый эмоциональный потенциал, в то же время отличается подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений. Оно, как известно, при верной организации обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную деятельность по реализации принятых решений и т.д. Решения собрания могут обладать обязательной силой (в случае, если оно обладает соответствующей компетенцией согласно уставу или положению, регулирующему деятельность той организации, органа или учреждения, члены которого в нем участвуют) или только моральным авторитетом. В любом случае нежелательно спонтанное рождение этого важного документа: проект решения должен подготавливаться организаторами (инициаторами) собрания, хотя его окончательный вариант, естественно, может отличаться от первоначального варианта.

Собрание может быть регулярной частью деятельности какого-либо учреждения или объединения, соответственно на нем отчитываются о проделанной работе, выбирают представителей в те или иные исполнительные органы, утверждают планы. Собрание — это школа общения, оценки ситуации, приобретения коммуникативных, отчасти полемических, управленческих навыков. К сожалению, сама регулярность и организованность их содержит в себе опасность рутинности, заорганизованности. К тому же, массовый характер мероприятия не всегда дает возможность охватить и вовлечь в активную деятельность всех присутствующих.

Высока воспитательная роль такой специфической формы собрания, как диспут, где формируются и закрепляются полемические умения, возникает уверенность в себе, умение привлечь и удержать сторонников. Кроме того, диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко и учит более глубокому пониманию сути социальных проблем. Диспут — это организованная полемика по заранее определенной теме; в то же время дискуссия — это столкновение различных точек зрения, возможно, по спонтанно возникшей теме. Социальному работнику, педагогу, терапевту приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами (иногда также с представителями других социальных учреждений, с начальством, с деятелями органов социального управления). При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что и позволит им повлиять на своих оппонентов.

Рассмотренные выше методы социально-педагогической деятельности применяются не изолировано и не обособлено друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.