Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

Курсоваяработа
по теории социальнойработы
 
«Социальнаяработа, с семьей имеющей подростка с девиантным поведением»
Магнитогорск 2011 г.

Введение
Обращение кпроблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее времяогромное количество работ. Необходимо серьезное изучение спецификисоциально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальнойпсихологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, сучетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа сдевиантными детьми и подростками.
Девиантноеповедение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнеевремя массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов,педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Одна изосновных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения,употребления алкоголя и наркотических средств – это происходящие перемены встране. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающегопоколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизнаалкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употреблениенаркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками,как факторами риска.
Проводитьпрофилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, ксожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер дляпрофилактики девиантного поведения молодёжи.
Существующиесоциальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляютнас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытыйи устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный типповедения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг кдругу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьберебёнка.
Очень частопричины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семьяявляется одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенокусваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческиестереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннегосемейного воспитания очень трудно исправимы. Потому тема нашей курсовой работы«Социальная работа с семьей имеющей подростка с девиантным поведением».
Работа ссемьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новыхподходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавленапроблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьипошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. Именно поэтомусейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшейсреды формирования и воспитания человека.
Активнейшеевоздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальнуюнаправленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромодельюобщества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальныхустановок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервыеосознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью,познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи навоспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Ворганизации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком многовремени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родителизачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость,усталость и т.п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.
Объектисследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением
Предметисследования – процесс социальной работы с семьей имеющей подростка сдевиантным поведением
Цель – изучитьи проанализировать проблему социальной работы с семьей, имеющей подростка сдевиантным поведением
Задачи:
1) изучить научную литературу;
2) определить, что такое девиантного поведение;
3) выявить основные направления социальной работы с семьей, имеющей подросткас девиантным поведением;
4) обобщить опыт работы с семьей имеющей подростка с девиантнымповедением;
5) провести анализ эмпирического исследования.
Методы:анализ научной литературы; анкетирование
Базаисследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя образовательнаяшкола №47
Практическаязначимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами посоциальной работе с семьей и другими специалистами заинтересованными решениемданной проблемы.

1.Теоретические основы исследуемой проблемы социальной работы с семьей, имеющейподростка с девиантным поведением
1.1 Девиантное поведение в теории социальнойработы
Девиантноеповедение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которыепротиворечат нормам социального поведения в том или ином виде. Например,преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегдапроявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность,чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению,исправлению или наказанию нарушителя (Леонова И.В.).
Поведениенекоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм,несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведениятех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Этоповедение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а внекоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включаетантидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные иаутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своемупроисхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитииличности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков натрудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потомудолжно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появленияотклонений в поведении связана также с особенностями физического развития,условиями воспитания и социального окружения (Эмиль Дюркгейм).
Нормальныйчеловек – это настоящий кентавр-образ (в терминах Ж.Т. Тощенко),противоречивый, неуловимый, изменяющийся. Согласно условной модели нормальногочеловека, представленной в работах Т.А. Хагурова, это человек, адекватнопонимающий и мысленно репрезентирующий реальность и способный к когнитивнымоперациям со сложными абстракциями, соотносящий свое поведение сдуховно-нравственными ценностями, ищущий и обретающий смысл своей жизни,придерживающийся аскетической морали, ограничивающий свой индивидуальныйгедонизм. Трудно не согласиться с автором, что такую модель можно обнаружить науровне любой социокультурной системы. В реальном обществе стоит обратитьвнимание на парадоксальность сознания индивидов в части восприятия нормы,которая людьми различных возрастных групп воспринимается по-разному.Парадоксальность заключается в том, что норма универсальна для всех членовобщества, но критерии нормальности воспринимаются представителями различныхсоциально-демографических групп по-разному.
По мнению Ж.Т. Тощенкодевиантное поведение можно разделить на следующие виды:
Агрессивноеповедение (деструктивное). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять этутенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальнаяособенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, всвязи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ееповеденческих проявлений;
Ведущиепризнаки агрессивного поведения:
– выраженноестремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
– тенденцияк разрушению;
– направленностьна причинение вреда окружающим людям;
– склонностьк насилию (причинению боли).
Агрессивно-асоциальноеповедение непременно включает насилие – вербальные или физические действия,причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоцийагрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в своюочередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведениенаправляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать,навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками,подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).
Очевидно,что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезнымпроявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческоенасилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практическилишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческиечувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократноусиливается использованием оружия.
Делинквентноеповедение. Делинквентное(противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности,отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов,угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовнонаказуемые в крайних своих проявлениях. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентногоповедения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно противсуществующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах)общества.
Особенностиделинквентного поведения:
· Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведенияличности.
Например,круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разноевремя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая частьвзрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», напримерпо таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либофизической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек,говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядетьболее неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
· Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыминормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
· Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных формдевиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественномупорядку.
· Поведение личности активно осуждается и наказывается в любомобществе.
Основнойфункцией любого государства является создание законов и осуществление контроляза их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентноеповедение регулируется специальными социальными институтами: судами,следственными органами, местами лишения свободы.
· Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликтамежду личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями иобщественными интересами.
Зависимое(аддиктивное) поведение. Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо. Если обратиться к историческим корнямданного понятия, то лат. addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабствуза долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабскойзависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина«аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, атакже в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как«аддикта» или «аддиктивную личность». В широком смысле под зависимостьюпонимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях полученияудовлетворения или адаптации».
Негативныепоследствия зависимого поведения личности:
– утратаработоспособности;
– конфликтыс окружающими;
– совершениепреступлений.
Зависимоеповедение – это наиболее распространенный вид девиации, так или иначезатрагивающий любую семью. Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Вселюди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, каквоздух, вода, еда. Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемныесимбиотические отношения или зависимое поведение.
Зависимоеповедение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то иликем-то, так и с нарушениями ее потребностей.
Объектызависимости:
– психоактивныевещества (легальные и нелегальные наркотики);
– алкоголь(в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);
– пища;
– игры;
– секс;
– религияи религиозные культы.
Формызависимого поведения:
–химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственнаязависимость, алкогольная зависимость);
– нарушенияпищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
– гэмблинг –игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
–сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм,эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
–религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность всекту).
Суицидальноеповедение. Самоубийство,суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации,когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своихдействиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта,относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
В наши днисуицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. Вбольшинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то жевремя распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в рядувзаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Суицидыделятся на три основные группы:
– Истинныйсуицид – направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда ивыглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенноенастроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причемокружающие такого состояния человека могут не замечать.
– Демонстративныйсуицид – демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а являетсяспособом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог.Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данномслучае является следствием роковой случайности.
– Скрытыйсуицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающийего признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат.Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. Вбольшей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уходиз жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственномужеланию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это ирискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта илиопасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употреблениесильных наркотиков, и самоизоляция.
Принятопровоцирующими факторами девиантного поведения являются:
1) Детиотклоняющегося поведения, относящиеся к группе биологического риска – это детис клиническими нарушениями (недостатки в формировании отдельных психологическихфункций вследствие нарушений со стороны ЦНС, ЗПР, астения, физиологические илианатомические особенности организма ребенка) и дети с отклоняющимся типомразвития. Сюда относятся отклонения, выражающиеся в нервно-психическихзаболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях (гиперактивность,акцентуация характера), повышающих возбудимость нервной системы иобуславливающие неадекватные реакции индивида.
2) Можнотакже выделить целый комплекс факторов социального ряда, которые приводят кнедоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивовличности, слабой социальной рефлексии, трудностям в овладении социальнымиролями:
·соматическая ослабленность ребенка;
· нарушенияэмоционально-волевой сферы;
·социальная запущенность;
·длительная психическая депривация.
Поройсоциальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играютрешающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.
Ксожалению, мы не можем пройти мимо этой темы. И раз «проблемы – это вопросы,требующие решения», – то мы постараемся эти самые решения найти.
Итак, семьяне существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которойпроисходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядахлюдей. Семья – это часть большого организма. Она не только ощущает всепроцессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.
Многиеученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надозаметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. При этом слово «кризис»имеет отрицательный оттенок.
Однакостоит ли говорить об изменениях в жизни современной семьи только с негативнойстороны? На наш взгляд, нет.
Жизнь нестоит на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется вновь.Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Появляютсяновые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный моментспособствует развитию института семьи. Для нас важно рассмотреть какотрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитаниеи развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранитьмир и добрые отношения в семье.
Какие жеизменения возникают в жизни семьи в настоящее время? В чем особенностисовременной семьи?
Следуетотметить профессиональную занятость родителей и невозможность уделятьдостаточного количества времени детям.
Вывынуждены (или вам это интересно и нравится) работать очень много: иногда безвыходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы,проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полныэнергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете своюработу.
Изменилисьнравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритетыличностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре иатмосфере семьи.
Изменилосьотношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такаяженщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщиныне вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.
Появляютсяи нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычныдля нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран– это явление естественное.
Наиболеераспространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданскийбрак. Бывает и иначе (И.А. Грошева)…
Брак можетбыть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может бытьпрерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когдапартнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.
В нашейстране широко распространены семьи – коммуны, так называемые «шведские» семьи,а также – гомосексуальные семьи.
– Смешениекультур в одной взятой семье.
Распространеннойявляется ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разнымкультурам, т.е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов,различное отношение к событиям, которые происходят в стране.
При этомследует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее (Белов В.Г.).
1.2 Направлениясоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Дляпрофилактики преступности среди несовершеннолетних крайне важно использоватьвозможности семьи, образования, общины. Рекомендуется применять самопомощьмолодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим. Анализ международныхдокументов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведениянесовершеннолетних. Позволяет определить направления, содержание, методы иформы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. СогласноКонвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны применятся такие меры,как: наблюдение, опека. Надзор, консультативные услуги, назначениеиспытательного срока воспитания, а так же программы обучения и профессиональнойподготовки и другие формы наблюдения, заменяющие надзор в учреждениях, с цельюобеспечить такое обращение с ребенком, которое отвечало бы его благосостоянию,а также его положению и характеру преступления. «Минимальные стандартныеправила ООН по осуществлению правосудия относительно несовершеннолетних»,принятые 29 декабря 1985 года, этот перечень дополняют постоянным надзором,активной воспитательной работой либо помещением в семью, воспитательноеучреждение или детский дом. Так на Западе как особый вид опекунства и передачиребенка в семью на воспитание распространены «fostering» и «mainstay». «Fostering» – пребывание в нормальныхусловиях в чужой семье (так называемая фостерная семья) в течении длительноговремени, вплоть до совершеннолетия, при сохранении контактов с настоящейсемьей. Как только условия для воспитания ребенка в настоящей семье становятсянормальными, ребенок в нее возвращается. «Mainstay» – применяется к детям от11 до 17 лет в течении нескольких месяцев. Если в семье налаживаютсяобстоятельства и условия жизни – ребенок туда возвращается, если нет –оформляется фостеринг. На сегодняшний день социальная работа с семьейосуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытуюот внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работникислужб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств,оказываются в более выгодных условиях. От социальной защиты, в отличие отпрочих, ждут не административных или правовых воздействий, а рассчитывают напомощь. Поэтому специалистам по социальной работе
Центравсегда удается установить контакт с членами даже самых неблагополучных семей. Всвоей работе за основу они берут следующие принципы:
1. Необвинительность – вместо обличения, упреков, осуждений, дажевполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода ихкризиса.
2. Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретнойсемьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах ихпребывания.
3. Плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительноговремени.
4. Доверительные отношения между специалистами по социальной работе ичленами семьи.
5. Отношения с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество.
6. Уважение норм и ценностей патронируемых.
Сотрудникиподразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних фиксируют, чтонесовершеннолетним, стоящим на учете, как правило, присущи следующие качества:
· Отрицание ответственности – подросток рассматривает себя скореекак объект чьего-то воздействия, как жертву обстоятельств и этим подготавливаетпочву для отклонения от нормы, которую не отвергает. 38,5% подростков не думаютоб ответственности, 19,6% не подозревают, что за такие действия привлекаются ксуду;
· Отрицание причиненного вреда или ущерба. Например. Хулиганствоинтерпретируется как озорство, угон автомобиля – как временное заимствование,драка – как выяснение отношений и т.д.;
· Отрицание наличия жертвы – подросток ставит себя в положениемстителя, а жертва превращается в злодея.
Специалистывыделяют три блока воздействия на девиантное поведение подростка:
1. Неблагополучные отношения между родителями
2. Распадающиеся семьи
3. Психологические проблемы, которые отражаются на детях и приводят кполной бесконтрольности
По даннымисследований, плохие отношения между родителями в семьях, где проживалиподростки, ставшие преступниками, встречались в 7–8 раз чаще, чем у подростков,не совершавших преступления. Накопленный опыт психолого-педагогической помощисемье и детям, работы с подростками данной категории дает возможность выделитьнесколько основных направлений:
· выявление семей социального риска и организации социальнойподдержки;
· психологическое консультирование детей и родителей
· оказание психолого-педагогической помощи в предотвращении кризисовразвития подростков;
· подбор и адаптация индивидуальных психологически-коррекционныхпрограмм;
· психологическая реабилитация детей и подростков
· динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер;
· работа с родителями (тренинг «Как быть хорошими родителями»)
· решение социальных проблем семьи и подростка;
· организация совместно с комиссией по делам несовершеннолетних,инспекцией по делам несовершеннолетних экскурсий в следственный изолятор длянесовершеннолетних преступников.
Незнаниепсихологии подростков, отрицание их значимости приводит к самым неожиданнымпроявлениям в поведении, а иногда и к противоправным поступкам: уходу из дома,воровству, в том числе у родителей. Бродяжничеству, отказу от посещения школы,примыканию к негативно характеризующимся подростковыми группировками и т.д. (Курсонова Л.И.).
Такимобразом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенныхособенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками;социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающимивзрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самогоиндивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведенияобусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный,действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный,определяющийся социально-экономическими условиями существования общества,психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейноговоспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенностивзаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, вучебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.
В 7 статьеКонституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которогонаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека». Она является основополагающей и определяетотношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, каки материнство, отцовство, детство.
Другимзначительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения вработе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовоерегулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей вчастности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указываетпринципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаныосновные права членов семьи на социальное обслуживание, указан переченьорганизаций работающих с семьей.
Такжебольшое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, вкоторых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей. Например, УказПрезидента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирнойдекларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Внем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.
Другимтаким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В немустановлено, что профилактику безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по деламнесовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органовсоциальной защиты населения. В нем сформирована социальная политикапрофилактики безнадзорности и социального сиротства.
Такжесуществует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи идетей». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учрежденийсоциального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективногофункционирования.»
В настоящеевремя происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживаниясемьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детямпоказывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли вжизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышениюнравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизнисемьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования».
Одной изприоритетных задач является создание и укрепление специализированныхучреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.
Педагоги совместно с социологами, психологами, медикамиразработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка,модели реабилитационной и коррекционной работы с правонарушителяминесовершеннолетнего возраста), создали специальные системы мер по работе сподростками и детьми, совершившими правонарушения и склонными к ним. Вместе стем, как отмечается во многих научных трудах, школа пока еще остается наиболееслабым звеном в этой системе в связи с приоритетом учебных задач при работе сдетьми и подростками в общеобразовательных учреждениях, с низкой доступностьюконкретных технологий работы по предупреждению и коррекции девиантногоповедения для практических работников, с отсутствием продуманной системы работыв большинстве образовательных учреждений. Помощь «трудным» детям осуществляетсяпреимущественно по личной инициативе педагогов. В большинстве случаевотсутствуют систематичность и последовательность в реализации мер профилактикии реабилитации детей и подростков (Шульга Т.И.).
Непринятие коррекционных мер по отношению к подросткам, ведёт кразвитию взрослой девиации. Как правило, отклонения в поведении взрослыхвызвано нарушениями их развития как личности именно в детском периоде.
Основное содержание социальной работы с подростками девиантногоповедения должно включать в себя несколько направлений. Так, в интеллектуальнойсфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний онравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения. Для этогоможно использовать метод убеждения, реализуемый в таких формах, какисторические аналогии, библейские притчи, басни, пословицы, газетные ижурнальные статьи, а также самоубеждение, предполагающее, что дети осознанно,самостоятельно, в поиске решения какой либо социальной проблемы формируют усебя комплекс взглядов.
Вмотивационной сфере необходимо обеспечить гармонию, разумное соотношениекомпонентов с тем, чтобы деформированная структура мотивационной сферынормализовалась за счет устранения асоциальных мотивов, намерений и так далее.Важно обеспечить устойчивость положительных мотивационных состояний, ихдинамику в направлении совершенствования. С этой целью целесообразноформировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережноеотношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление кидеалу и правдивости; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни;отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себеподобными (Шульга Т.И.).
Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоенияинформации, а в результате переживания, или проживания (в общении, в совместнойдеятельности).
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственныхпереживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов. Методывоздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимыхнавыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретнымичувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.
В волевой сфере необходимо формировать нравственно-волевыеустремления в реализации нравственных поступков. Доминирующее влияние наформирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Однойиз эффективных форм их формирования является разновозрастная группа,руководителем которой становится подросток правонарушитель.
В сфере саморегуляции требуется формировать сознательное отношениек своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себеи другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали в себе. Одним изважнейших методов воздействия на сферу саморегуляции является метод коррекции,направленный на то, чтобы создать условия, при которых индивид внесет измененияв свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить наоснове сопоставления собственного поступка с общепринятыми нормами, анализапоследствий поступка, уточнения целей деятельности.
Модификация этого метода – пример – есть наиболее приемлемый путь ккоррекции поведения у детей. Но коррекция невозможна без самокоррекции.Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменитьсвое поведение и регулировать свои поступки, что можно назватьсаморегулированием.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способностьсовершать нравственные поступки, проявление честного и добросовестногоотношения к действительности; умение оценить нравственность поступков; умениеоценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Для формированияназванных качеств рекомендуется, например, создавать условия для возникновенияпроблемной и тем самым создать возможность социальной пробы (испытания), какметода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у детей формируетсяопределенная социальная позиция и социальная ответственность, которые иявляются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификациейметода воспитывающих ситуаций является соревнование.
В экзистенциальной сфере необходимо формировать нравственнуюправомерность выбора: совестливость, самокритичность, умение соотнести своеповедение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Методывоздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся всистему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опытсоциально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементыплодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже вовзрослой жизни не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Методомсамовоспитания необходимых качеств экзистенциальной сферы является рефлексия,предполагающая не только познание человеком самого себя в определенной ситуацииили в определенный период, но и выработку представлений об изменениях, которые могутпроизойти.
Чтокасается взрослого человека, то он в меньшей степени подвержен коррекции.Отклоняющееся поведение у взрослых, как правило, обусловлено предшествующейчередой событий, которые длились не один год и в результате привели его ктакому состоянию. У взрослых девиантов сформировалась собственная позиция поотношению к себе и окружающим и эту позицию очень трудно сломать.
Люди сдевиантным поведением должны попадать под социальную опеку. Очевидно, чтоиспользование уголовного наказания в отношении некоторых девиантов (наркоманов,проституток, алкоголиков и т.п.) теряет смысл, так как большинство из нихбольные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.Серьёзной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведениямогут служить научное, техническое и другие виды творчества.
В отношениимолодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочкаисполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменениеусловий содержания.
Важную рольиграет создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающейгосударственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.Неплохо зарекомендовали себя за рубежом общественные организации, построенныепо принципу «самопомощи», такие как группы анонимных алкоголиков, наркоманов,лиц, освобожденных из мест лишения свободы и тому подобное.
Другимнаправлением социальной работы с девиантами является формирование у остальногонаселения более терпимого и милосердного отношения к людям с проявляющимисяотклонениями в поведении. Использование этих и других мер, конечно, не решатсуществующей проблемы девиантного поведения, но может позволить снизить еёостроту.
Выводы поглаве I
1. Прианализе литературы, возникает гипотеза о глубокой наполненности содержанияпонятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения «девиантноеповедение» можно определить, как систему поступков или отдельные поступкичеловека не соответствующие или противоречащие официально установленным илифактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенномэтапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития инарушения процесса социализации личности.
2.Девиантное поведение может быть как ярко выраженным (направленное на окружениеи воздействие с ним: физическое и сексуальное насилие) так и скрытным(суицидальные действия). Важно вовремя выявить данное отклонение.
3. Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу.Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали,выделяют социально-психологические, психолого-педагогические,психо-биологические факторы. При этом большую роль среди указанных причиниграют особенности характера.
4. Основнымрычагом воздействия на детей девиантного поведения являются родители. Важнозаставить родителей обратить внимание на недостатки воспитания детей. Именно отродителей зависит становление личности ребенка.

2. Практикасоциальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением
2.1Обобщение опыта социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантнымповедением
Первоосновойсистемы защиты детства выступает правовая база, которая включает международноезаконодательство, российские государственные законы и местные положения,инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальнойзащиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон обобразовании. В России действует президентская программа «Дети России» (УказПрезидента РФ от 18.08.94 г. №474), издан Указ «О совершенствованиисистемы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям,имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов ипостановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации наполучение образования», положения об учреждениях профессионально-техническогообразования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, оборганизации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».
Выделяютсяследующие основные направления деятельности по профилактике и преодолениюсоциально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:
· Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегосяповедения у детей.
Это одно изнаиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегосяповедения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порокаидут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболееблагоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализацияэтого направления требует решения комплекса проблем внесемейного ивнутрисемейного характера. Во-первых, требует решения проблема подготовкибудущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целомподготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включатьизучение следующих разделов:
– основывзаимоотношения в семье;
– внутрисемейныеконфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и путипреодоления;
– основыведения семейного хозяйства, экономика семьи;
– основысемейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка,подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры поработе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственноподготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкуюпедагогическую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например,рекомендовала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапахего возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умениюсчитаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методикевоспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастногоразвития. Наряду с изложенным, для матерей рекомендовались специальные курсы поизучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательномотношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражненияи игры детей, прогулки и экскурсии и др.
Во-вторых,создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейныхвзаимоотношениях. Обстановка в семье – та среда, где прежде всего формируютсяосновы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно всемье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваиваетто, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых кдетям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения,проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек,создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с еесоциальным предназначением.
Следуетподчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики,грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическимтравмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно.Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются нафизическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих,формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет оформировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека воценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий ипоступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой.Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этомотношении приводят к невосполнимым последствиям.
В-четвертых,воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственногодостоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевыекачества – это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться,отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств,превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого,нередко социально негативного лидера. В такой ситуации безвольный человеквполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы.Нравственная основа развития личностных качеств человека определяетнаправленность его волевой активности.
В-пятых,недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению,азартным играм. Значительная часть проступков со стороны подростков и юношествасовершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщениеподростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, егодеградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционнымзаболеваниям (например, СПИД), с другой – их употребление требует большихматериальных средств, что побуждает наркомана к действиям уголовно наказуемым.В процессе воспитания ребенку с раннего детства постепенно и убедительноразъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя инаркотических средств. И все же наиболее действенным средством выступает личныйпозитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
· Повышение воспитательной роли образовательных учреждений впредупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школеработают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети иподростки для их дальнейшего обучения и воспитания.
В условияхобразовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателемколлективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель,как воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять навоспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемыйучебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путямиусиления воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
1) повышениекачества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокойпедагогической культуры;
2) созданиенаиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения дляпедагогической деятельности;
3) побуждениепреподавательского состава к самосовершенствованию, росту своегопедагогического мастерства и педагогической культуры;
4) созданиепри образовательных учреждениях социальной службы, способствующейиндивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения,оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
5) развитиесистемы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условияхобразовательного учреждения.
· Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье идетям в преодолении девиантного поведения.
В настоящеевремя создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе ссемьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которыеготовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашнихусловиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьмидевиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьейотносится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей вшколе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними,нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.
При центрахпо работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесьони получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностныевозможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрестиновых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работаютбесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однакотаких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие толькоприобретают опыт работы с родителями и детьми.
· Развитие сети центров по преодолению социально-педагогическихпроблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогическойреабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского июношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия,социальной виктимологии.
Анализпричин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактикии преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которыемогли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центрыпедагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняяпедагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, ав последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегосяразвития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее:
1) собственно центры, работающие по определенным направлениям, взависимости от проблем детей (их пока очень мало);
2) подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского,психологического и педагогического направлений, специалисты, способныеобеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявитьглубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе,как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре накоторые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
3) техническое оснащение диагностического центра и педагогическихкабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести никвалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции,а следовательно, и добиться оптимального результата;
4) широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров оцентрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно,на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующиецентры для педагогической коррекции;
5) взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальнымидетскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременнойадаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.
Усиливаетсяалкоголизация и наркоманизация подростков и молодежи. Данный факт также требуетоткрытия специальных центров медико-социально-педагогического характера. Втаких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальныхпедагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующийзарубежный опыт. Необходимо создание специальных реабилитационных центров дляадаптации лиц, завершивших свой срок нахождения в специальных образовательныхучреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Нужда в таких центрах велика ипотому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю среду, что можетобернуться для бывших осужденных самыми негативными последствиями. Адаптация вреабилитационном центре, при участии квалифицированных специалистов помогла бытакому подростку в этот исключительно сложный для него критический периодобрести уверенность в себе, найти сферы самореализации и таким образом вернутьвозможность нормальной жизнедеятельности.
· Использование позитивных возможностей средств массовой информациии ограждение детей и подростков от их негативного влияния.
Бесспорнароль средств массовой информации в формировании мировоззрения детей иподростков. Современные «СМИ» несут исключительно многообразную, многоплановуюинформацию, но – без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в бытсовременной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.
Исследованияотечественных и зарубежных специалистов, да и сама жизнь свидетельствуют опагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропагандирующейнасилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информациябесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, представлена вогромном количестве видеокассет. Все это постепенно формирует образ мыслей идействий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как ужеотмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует,однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезнойинформации для развития детей и подростков, безусловно имеются интересные,поучительные видеозаписи. В этом плане резко возрастает роль родителей вуправлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогическицелесообразное руководство поможет разностороннему развитию детей и подросткови, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.
Всовременных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании уподрастающего поколения информационной культуры, которая позволит вопределенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательноподходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается нетолько семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом исамими средствами массовой информации (Курсонова Л.И.).
2.2 Анализэмпирического исследования
Порезультатам анкет нами было проведено исследование родителей учащихся в МОУ СОШ№47, в виде анкетирования (см. Приложение). В данной анкете был задан рядвопросов для выяснения влияния родителей на детей. Результаты анкетированияследующие:
В большинствеслучаев, опрошенные родители считают, что в их семье есть взаимопонимание междуродителями и детьми (90,6%). Другие (9,4%) отрицают наличие этого понимания.
· Да – 90,6%
· Нет – 9,4%

/>
Рисунок 1. Наличиевзаимопонимания родителей и детей
семья социальный девиантный поведение
Родителинапрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознаниеребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочныесуждения, и эмоции его родителей.
Порезультатам выявления общих интересов у детей и родителей мы получили следующиеданные: телевидению уделено больше всего внимания (68,75%), затем, болееполовины опрошенных, отметило совместные выезды на природу (56,25%), чтениюкниг и культурному развитию в виде посещения театров и кино не отведеновнимания (0%), в виде своего варианта ответа, респонденты отметили занятияспортом (9,4%) и радиотехнику (3,1%).
/>/>/>/>/>/>
Рисунок 2. Наличиеобщих интересов родителей и детей

Внимательноглядя в одну точку, ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности,которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. Дети,после просмотра телевизора не могут заниматься ничем определенным, склонны кагрессии, неупорядоченной разрядке накопленной и неизрасходованной активности,пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Регулярный просмотр телевизораприводит к тому, что ребенок мыслит готовыми шаблонами. Ответы на вопросывзрослых дают поверхностные и стереотипные. Интерес к определенным занятиям,включая школьные предметы, неглубокий. Ребенок практически не читает, но емунравится рассматривать картинки. Речь как способ общения остается примитивной,способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается. В общении слюдьми не ощущают дистанции, при этом не умеют вступать в глубокие личностныеотношения; проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности;неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого отвечают гримасами. Вбудущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так какподросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, илиприкладывая минимальные стандартные усилия.
Изприведенного анкетирования больше половины родителей (81,25%) считают, чтознают интересы ребенка, другие (18,75%) не знают интересов своего ребенка.
· да – 81,25%.
· нет – 18,75%.
Знаниекруга лиц окружающих собственное чадо, зачастую помогает родителям болеевнимательно делать выводы о степени нормальности.
Большинствородителей оценивает успеваемость своего ребенка как удовлетворительно (68,75%);чуть меньше (18,75%) оценивает успеваемость – хорошо; остальные результатыразделились пополам: отлично – 6,25%, плохо – 6,25%.
· удовлетворительно – 68,75%.
· хорошо – 18,75%.
· отлично – 6,25%.
· плохо – 6,25%.
по даннымнашего исследования, нами было выявлена явная закономерность, а именно:успеваемость прямо пропорциональна общего времени проведения родителей и детей.Родители, давшие ответ на второй вопрос, «просмотр телевизора», совпало впроцентном содержании с удовлетворительной успеваемостью. По уже приведеннымранее данным, смею заметить тот факт, что негативное влияние телевизора науспеваемость подтвердилось, мною, полностью.
Привыявлении интересов подростков, по мнению родителей, телевидение, компьютерныеигры и прогулки с друзьями на улице оказываются в «лидерах» увлечений (62,5%);немного меньший интерес уделяется спорту (31,25%); четверть подростковпроявляет интерес к музыке (25%); чтению книг, по данным анкет, уделяетвнимание 12,5% подростков, рисование же увлечение 6,25% опрошенных.
· просмотр телевидения, компьютерные игры – 62,5%.
· друзья, улица – 62,5%.
· спортивные увлечения – 31,25%.
· музыка – 25%.
· чтение книг – 12,5%.
· рисование – 6,25%.
· другое – 0%.
В любомобществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерныеигры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивнойреализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира вреальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким,слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернутьсятуда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяютудовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни.
/>
Такимобразом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей иподростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями,сверстниками и значимыми людьми. Несмотря на то что уровень интереса подросткакомпьютерными играми и телевидением так же высок как и проведение времени сдрузьями, не стоит забывать о чувстве коллективизма подростка, его стремлениювнедриться в круг лиц с такими же интересами и потребностями.
При проведении анализа разговоров родителей и детей «по душам»подавляющее большинство разговаривает со своими детьми (81,25%); остальные(18,75%) не общаются с родителями на сокровенные темы.
· да – 81,25%.
· нет – 18,75%.
Вподавляющем большинстве случаев родители выполняют коммуникативное взаимодействиес ребенком, тем самым решая некоторые психологические проблемы. Сама беседародителя и ребенка, как педагогический процесс, способствует снижению рискаотклонения у подростка, т. к. подросток не перестает признавать авторитетародителя в виду воздействия на него силой слова.
Приподведении итогов по вопросу проводимого времени с детьми, мы получилиследующие результаты: 3–4 часа с детьми проводят большинство опрошенных (87,5%);меньшее количество респондентов (12,5%) проводят с детьми 5–6 часов; иныхвариантов опрошенные не дали.
· 3–4 часа – 87,5%.
· 5–6 часов – 12,5%.
· 1–2 часа – 0%.
· времени на детей практически не хватает – 0%.
Количествовремени, уделяемое подростку очень важно. Время, уделяемое на воспитаниеподростка родителями и друзьями, может по-разному влиять на становление иразвитие личности. Следует так же помнить, то что мнение о подросткесверстников гораздо более значимо чем мнение родителей.
Изприведенных ответов (56,25%) проверяют подготовку ребенка к домашнему заданию,остальные (43,75%) не проверяют подготовку своих детей.
· да – 56,25%.
· нет – 43,75%.
Проверкадомашних заданий выступает как мера контроля за ребенком. Существует и другаясторона: чрезмерный контроль за ребенком побуждает его к различным видамотклонения в целях отстаивания своей индивидуальности.
Анализируяответы родителей, на причастность ребенка молодежной субкультуры абсолютно всеродители отрицают данную причастность.
· да – 0%.
· нет – 100%.
При анализеданного вопроса был замечен тот факт, что вопрос под номером «10» не имеетсмысла для рассмотрения.
При анализеответов о вредных привычках подростков нами было выявлено два типа ответов:игровая зависимость (6,25%) и отсутствие вредных привычек (93,75%).
· вредных привычек нет – 93,75%.
· игровая зависимость – 6,25%.
· курение – 0%.
· употребление спиртного – 0%.
· другое – 0%.
Не смотряна то, что родители отмечают основными интересами своих детей компьютерныеигры, просмотр телевидения и прогулкам на улице. Только 6,25% осознаю всюполноту отклонения ребенка выражающегося в игровой (компьютерной) зависимости(вопросы: 2 и 5). Исходя из этого можно сделать вывод он недостаточном влиянии,родителей на подростков, о не готовности что-то менять в воспитании ребенка.
Привыявлении «побегов» из дома подростков все респонденты отрицают данное явление(100%).
· да – 0%.
· нет – 100%.
По данныманкетирования вопроса №12 (см. приложение) можно сделать вывод о том, что вседети опрошенных родителей успешно преодолели возрастной кризис.
Приопределении возраста, мы выявили следующие возрастные группы:
· 25–30 – 0%.
· 31–45 – 81,25%.
· 46–50 – 18,75%.
Всовременном обществе возраст родителей школьников подросткового возрастанаходится преимущественно в рамках «31–45 лет». Данный возраст родителейсвидетельствует о достаточно хорошем уровне интеллектуального потенциала. Темсамым говоря о высоком уровне воспитания ребенка.
/>
Приопределении состава семьи мы имеем следующие данные:
· оба родителя и ребенок – 43,75%.
· оба родителя и несколько детей – 43,75%.
· один родитель и ребенок – 6,25%.
· один родитель и несколько детей – 6,25%.
· другое – 0%.
Данныечетырнадцатого вопроса показали, что в исследовании большинство семейпринимавших участие состоит из двух родителей, что благоприятно сказывается навоспитании и становлении личности ребенка. Однако в 12,5% случаях воспитаниемдетей занимается один родитель, и в случае, когда и ребенок в семье один,воспитание проходит успешно. Наличие нескольких детей в семье, в процессесоциализации подростка может сказываться как положительно, когда родителямиосуществляется регулирование отношений в семье, так и отрицательно – когдарегулирование отсутствует.
Выводы поглаве II
1. В основе работы с семьей, для предотвращения девиантного поведениядетей, лежит законодательная база РФ, включающая в себя различные нормативныеакты, постановления правительства, федеральные программы и конституция.Специалисты в данной области обязаны соблюдать принцип легитимности. Благодаряширокой законодательной базе, специалисты подходят к работе с семьейпрофессионально.
2. Основным рычагом профилактики детей и подростков, по преодолениюотклонений, выступает семья. Корни порока идут из семьи, и только сама семьяспособна исправить данные пороки ребенка. При этом существует ряд причинвозникновения этих пороков. В России же основными причинами можно назвать:экономические и культурные.
3. Собственное исследование показало, что роль телевидения и СМИиграет первоочередную роль в становлении личности ребенка. Основной причинойэтого можно назвать низкий уровень профессиональности родителей по организациидосуга детей. При этом активное внедрение социальной рекламы, в профилактикиповедения детей, дало бы превосходный результат.
4. При работе с родителями важно учитывать степень заинтересованностисамих родителей в предотвращении девиаций у своих детей. При недостаточнойзаинтересованности идет работа по мотивированию родителей для деятельности. Немалое внимание уделяется культурным традициям.
5. Сам анализ эмпирического исследования следует отнести к сборунаиболее важной информации. Важно суметь выявить причины и виды девиацииподростка. От собранной информации зависят и методы работы с клиентом.

Заключение
Подростокстроит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценкепроисходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системесложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведениеподростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного инеполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственногоповедения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на ихсобственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего этонаблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностнымиотклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки, не находя в «нормальном»репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственнуюзначимость и любовь родителей. Многие отечественные исследователи отмечали, чтосемья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Длядушевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что ихлюбят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям.Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и,более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений слюдьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает,как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие людипо отношению к нему.
Ворганизации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют всеподразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогическойдеятельности по профилактике и преодолению социально-негативных формдевиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа нетолько с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической,предупредительной деятельности. Деятельность родителей в профилактикедевиантного поведения играет почти самую главную роль, поэтому центрысоциальной помощи семье и другие государственные структуры, оказываютнепосредственное влияние на данный социальный институт. В некоторых случаяхнеобходимо оказывать влияние на состояние семьи подростка – девианта, так какотрицательный пример родителей напрямую связан с отклонением подростка. Иногда,семья может выглядеть вполне благополучно, но при этом существует вероятностьпроявление личностных качеств подростка таких как: проявление воли,самостоятельность и попытку привлечь внимание. В таких случаях главное вовремядать информацию родителям о взаимодействии с их ребенком.

Списоклитературы
1. Антонова Л.Н. Детигруппы риска как социально-педагогический феномен. Педагогика. – 2010. №9, стр. 28–33
2. Белов В.Г. Концепцияпсихолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением. Ученыезаписки университета имени П.Ф. Лесгафта. №7, стр. 11–17
3. Белов В.Г. Проблемнаясемья как предиктор девиантного поведения у подростков. Ученые запискиСанкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.– 2010. Вып. №2, стр. 43–46
4. Бочаров В.В. Особенностиреакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами.Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология,педагогика. – 2010, стр. 116–124
5. Валиахметов Р.М. Опытсоциологического исследования проблемы суицида. Вестник общественного мнения. –2010. №1, стр. 65–89
6. Дернова-Ярмоленко А.А. Воспитаниедошкольника. 2-е издание. Библиотеки журнала «Гигиена и Здоровье» 1930 г.
7. Зозырева Э.А. Какопределить подростков группы риска. Профессиональное образование. Столица –2010. №10, стр. 40–41
8. Калашкова Г.Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения.Социальная педагогика. – 2010. №2, стр. 44–47
9. Качанова О.Б. рольсемьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения.Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. №5, стр. 33–38
10. Курсоносова Л.И. Опытработы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением.Работник социальной службы – 2008. №5, стр. 51–79
11. Лемиш Д. «Жертвыэкрана. Влияние телевидения на развитие детей». Поколение, 2007 г.
12. Макаренко А.С. Семьяи воспитание детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко – М.: Педагогика1984. 200 с.
13. Леонова И.В. Подготовкасоциальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей.Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – №2 – Педагогика.Психология.
14. Николаева Н.В. Игровыетехнологии при обучении детей с девиантным поведением. Среднее профессиональноеобразование. – 2010. №10, стр. 14–16
15. Николаева Н.В. Научныйанализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход.Среднее профессиональное образование. – 2010. №8, стр. 39–42
16. Новичкова Н.Г. Анализпрактики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы попрофилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современныхусловиях. Сибирский педагогический журнал – 2009. №7, стр. 121–125
17. Новосельцев В.И. Компьютерныеигры: детская забава или педагогическая проблема? Директор школы. – 2003. – №9 –13–18 с.
18. Чибышева У.Б. Проектнаядеятельность «Семьи» г. Балашов. Социальная работа. – 2009. №4, стр. 38–39
19. Шипунова Т.В. Толерантностьи социальный контроль девиантности: современные тенденции.
Вестник Санкт-Петербургскогоуниверситета. Сер. 12, психология, социология, педагогика. – 2010, стр. 32–39
20. Шульга Т.И. Технологииоказания помощи подросткам с девиантным поведением. Социальная педагогика. –2010. №3, стр. 109–121


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.