Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

Содержание
Введение
1.Понятие девиантного поведения
2.Основные виды и формы проявления девиантного поведения, иххарактеристика
3.Причины девиантного поведения
4.Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения всовременной России
5.Опыт социальной работы с лицами девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Введение
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений.Отклонения, или как они называются научным термином — девиации присутствуют в каждойсоциальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить путипреодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий — важный инструментсоциального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознаниитолько с криминальными явлениями — преступлениями, пьянством, наркоманией, проституциейи др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениямиот существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобныеявления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология,психология и другие науки.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальноеявление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на рядфундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальнаянорма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях,обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизнибольшинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественногорегулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С.Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающиеправильную работу человеческой машины».
Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонениеот социальной нормы.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегоднянаиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

 
1.Понятие девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение в специальной литературе трактуетсяв двух значениях:
- Поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленнымили фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);
- Исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительнораспространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующихофициально установленным или фактически сложившимся нормам.
Необходимо заметить, что отклонения в других исторических условиях(или в иных странах) могут стать нормой, принятой обществом в моральном и правовомаспектах. Это можно наблюдать при смене одного общественного строя другим, при кардинальныхизменениях в обществе и т.п. Например, в 1919 г. в США было запрещено потреблениеалкоголя, а в 1933 г. были открыты бары; в России в 1933 г. были запрещены аборты,а в 1955 г. вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, но в некоторых– разрешено.
Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивномплане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этому может служить,в частности, социальное творчество в его различных проявлениях.
Механизм превращения девиаций в форму (или наоборот) лежит в основевсех изменений как эволюционного, так и революционного характера.
Социальные отклонения (девиации) можно выделить по ряду оснований:
- в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.);
- по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные);
- по субъекту (индивиды, группы, социальные организации).
В рамках указанных групп надо различать также отклонения, совершаемыедетьми, людьми в зрелом и пожилом возрасте.
Таким образом, формы и виды девиантного поведения весьма разнообразны.
2.Основные виды и формы проявления девиантного поведения, их характеристика
Следует назвать и охарактеризовать содержание форм девиантного поведения.Нужно отметить, что обладая собственным содержанием, так или иначе, каждая форма(вид) отклоняющегося поведения имеет связь с другими формами, пересекается с ними.
Насилие означает применение тем или инымсубъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношениидругих субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретенияили сохранения экономического и политического господства, завоевание прав и привилегий,достижения других целей.
Формы проявления насилия разнообразны: физическое, психическое, сексуальное,эмоциональное.
Различают несколько видов насилия. Садизм – это насилие, направленноена кого-то, означает стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Мазохизм– насилие, направленное на себя, причинение себе страданий. В качестве крайнейформы проявления человеком насилия по отношению к самому себе рассматривается самоубийство.Агрессия представляет собой такое поведение, цель которого заключается в нанесенииущерба, вреда другому человеку, группе и т.д., в стремлении унизить, уничтожить.Агрессия является одной из деструктивных форм развития как социальных, так и внутриличностныхконфликтов.
Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие ксистематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психическихи физических функций. Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблениемтоксических веществ, т.е. употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученногоот крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В результатеупотребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая ифизическая зависимость, т.е. желание, во что бы то ни стало, удовлетворить потребностьв наркотике. С начала 1990-х гг. наркомания и токсикомания приняли в России массовыйхарактер. Стремительно растет число наркоманов и токсикоманов среди детей и подростков.
Пьянство и алкоголизм как виды девиантногоповедения тесно связаны между собой, однако имеют отличия. Пьянство трактуется какнеумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушаетее социальную адаптацию. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному,сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимостьразвивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые проходят в организмепьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимымдля поддержания обменных процессов.
Различают три вида алкоголизма:
1) бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако,пьющий человек еще способен контролировать количество спиртного, даже временно прекратитьего употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;
2) при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового возможности.Страсть к спиртному принимает патологический характер.
3) осложненный алкоголизм отличается от предыдущих форм тем, пьющие нарядус алкоголем употребляют наркотики.
По некоторым данным, в нашей стране насчитывается более 7 млн. хроническихалкоголиков, среди которых женщины и несовершеннолетние.
Проституция означает практику половыхотношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение (в той или иной форме), котороеслужит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранногообраза жизни. Основные виды проституции: мужская и женская, взрослая и детская.
Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний:патологические и непатологические девиации. Патологические выступают в форме всякогорода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины ипсихиатрии (зоофилия, педофилия, садизм и др.). Непатологические – означают отклоненияв пределах нормы и служат предметом социально-психологических исследований, посколькувключают отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здоровогочеловека (гомосексуализм, лесбиянство и др.). Обозначенные формы сексуальных отклонениймогут проявляться у отдельных людей не в чистом виде, а в сочетании с другими формамиизвращений.
Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересовобщества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
С точки зрения юриспруденции поведение граждан может быть правомерными неправомерным. Неправомерные действия, или правонарушения, означают такие юридическиефакторы, которые противоречат нормам права. Они нарушают установленный в странепорядок.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление – это наиболее опаснаяформа девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма междуиндивидуальными, групповыми и общественными интересами. Различают разные формы преступности:по признакам общественной опасности и уголовно-правового запрета, по формам вины,по субъектам.
Проступок – это тоже противоправноеи виновное деяние, но не представляющее собой большой общественной опасности. Правонарушенияв форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости,мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различныхотраслей права: административными, гражданскими, трудовыми и другими.
Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современногороссийского общества.
Самоубийство (суицид) – намеренное лишениесебя жизни. Различают несколько видов самоубийств. Среди них:
- эгоистическое как результат ослабления связей между индивидом и обществом;
- альтруистическое, совершаемое ради действительного или мнимого благалюдей;
- аномическое, имеющее место в кризисном обществе, когда существует конфликтнорм;
- искупительное как самообвинение, самонаказание;
- проклинающее, выражающееся в проклинании кого-либо, в протесте противчего-либо;
- дезгеллюционное как результат разочарования;
- аффективное, совершаемое в результате сильного переживания и страдания;
- истинное – обдуманное, укрепившееся желание покончить с собой.
По некоторым данным, в России ежегодно совершается около 100 тыс. самоубийств,включая так же самоубийства детей.
Почти все рассмотренные виды социальных отклонений являются одновременнои отклонениями в сфере морали. Потому что каждый поступок, каждое действие могутоцениваться как с правовой, так и с моральной точки зрения.
Социальный паразитизм как вид девиантногоповедения означает антиобщественный образ жизни, основными чертами которого являютсяизвлечение нетрудовых доходов. Он проявляется, в частности, в форме попрошайничества,бродяжничества, проституции и т.д.
Одним из видов отклоняющегося поведения принято так же считать бюрократизм,который имеет различные формы. Ему нередко присущи беспринципность, цинизм илицемерие, бездушие, чрезмерная осторожность бюрократов, избегающих даже малейшейответственности, неудовлетворенная организация дела, приверженность старым методами схемам управления, стремление к различным согласованиям, утверждениям, отпискам,порождающим канцелярщину, волокиту, формализм.
Различая формы и виды девиантного поведения, надо иметь в виду, чтов реальности нередко приходится иметь дело с лицами и группами, являющимися не «чистыми»типами девиантного поведения, а носителями их разновидностей. Крайним выражениемтакого сочетания может служить асоциальная (или антисоциальная) личность. Под этимпонимают человека (включая детей, подростков), характеризующегося безответственностью,неспособностью чувствовать свою вину, зачастую осуществляющего деятельность с цельюнанесения ущерба другим, конфликтующего с окружающими, склонного обвинять во всемдругих людей и не извлекать уроков из ошибок, проявляющего нетерпимость, т.е. егоповедение указывает на недостаточную социализацию личности. У детей и подростковэто выражается в их отчуждении от таких социальных институтов, как семья, школа,молодежные учреждения и различные общественные организации, переходе в так называемыеасоциальные группы, группы риска и т.д.
 
3.Причины девиантного поведения
Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно.Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании.Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин,заставляющих каждого из нас время от времени нарушать социальные нормы, а значительнуючасть людей – совершать преступления.
По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномия – состояниеобщества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всегообщества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следуети как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает(во время войн, революций и иных социальных катаклизмов).
Р. Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиесяисточниками девиации:
1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе;
2) между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения;
3) между интересами и потребностями человека и невозможностью, по егомнению, их реализовать никаким иным путем, кроме как отступлением от нравственныхи правовых норм.
Второе противоречие (между целями и средствами) послужило для Р. Мертонаосновой для выделения пяти различных реакций людей на их соотношение:
1) конформизм, когда люди интернализуют цели данного общества и используютсоциально одобряемые средства для их достижения (такое поведение является нормативными способствует стабильности любого общества);
2) инновация, когда люди придерживаются одобряемых целей, но отвергаютобщепризнанные средства для их достижения (позитивная инновация – творчество, негативная– мошенничество);
3) ритуализм, когда люди отвергают цели, но при этом продолжают механическииспользовать одобряемые средства их достижения (люди, не верящие в Бога, соблюдаютрелигиозные обряды и обычаи только потому, что «так принято»);
4) ретритизм, когда люди отвергают и цели, и средства их достижения,ничего не предлагая взамен (алкоголики, бродяги);
5) бунт, который также сопровождается отказом от социально одобряемыхцелей и средств их достижения, но при этом бунтари взамен предлагают свои цели исредства (революционеры, террористы).
Э. Сазерленд, основываясь на теории культурного переноса, предположил,что отклонение вызывает патологическая социализация индивида в девиантной субкультуре.Его идея основана на том, что человек приобретает склонность к преступному поведению,если социализируется в группе, для которой подобное поведение является нормой. Вэтом случае его патологическое (с точки зрения окружающих) поведение им самим расцениваетсякак нормальное.
Конфликтологический подход К. Маркса основан на представлении о классовойприроде преступности. Господствующий класс эксплуатирует и грабит народные массы,ухитряясь избегать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – его жертвы – совершаютпреступления либо для того, чтобы выжить (воруют), либо потому, что ожесточены тяжелымиусловиями жизни (убивают). К. Маркс делает вывод: в обществе, свободном от классовыхантагонизмов, исчезнет социально-экономическая база преступности (именно поэтомуисследователи советского времени все разнообразные девиации советских людей считали«родимыми пятнами» капитализма и полагали, что в коммунистическом обществепреступности не будет вообще).
По мнению Э. Лемерта – одного из создателей теории стигматизации (отstigmo – клеймо), отрицательная оценка поступка зависит не от его конкретного содержания,а от реакции общества. При этом осуждение или неосуждение человека, совершившегоданный поступок, может быть связано со многими обстоятельствами: ситуацией, социальнымокружением, личностью фактора (субъекта действия) (его пола, возраста, социальногостатуса). На многие девиации, даже явно преступного характера, общество вообще нереагирует. В других же случаях социальное окружение дает оценку человеку как потенциальномудевианту и как бы «навешивает на него ярлык» – клеймо вора, убийцы, насильника.Человек, наделенный подобным клеймом, постепенно начинает согласовывать с ним своипоступки и действительно ворует, убивает и насилует.
В заключение этого краткого анализа уместно привести мнение Э. Дюркгейма:«Преступность свойственна любым человеческим сообществам и имеет естественную природу.Если она не превышает характерного для данного общества уровня, то является нормальнымявлением. Обществу, как таковому, она большого вреда не приносит. К сожалению, всовременном мире преступность давно превысила минимально допустимый уровень».
 
4.Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения в современнойРоссии
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимостьпринятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовалибы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.
В последние 15 лет в России уделялось определенное внимание проблемеотклоняющегося поведения. Был издан ряд законов и нормативных актов. Среди них:Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации всемирнойДекларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей в 1990-е годы»; УказПрезидента РФ от 6 июня 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних и защите их прав»; Примерное положение Правительства РФ от 4февраля 1994 г. № 1115-П 12 «О создании и основных направлениях деятельности специализированныхучреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»,«Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положениядетей в Российской федерации до 2000 г.», Федеральные законы от 19 февраля 1993г. «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и другие с последующими дополнениямии изменениями.
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительнуюроль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиесяустойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Все они (экономические,политические, в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля поведения людейв различных областях общественной жизни, в том числе и в сфере, касающейся отклоняющегосяповедения. Особенно важно значение таких социальных институтов, как государство,партии, общественные организации и движения, суд, семья, образование и культура.Самым непосредственным образом они оказывают влияние на поведение людей, в основномна формирование молодого поколения.
На самом деле, разве, например, устойчиво сложившиеся моральные и правовыенормы (как вести себя, какая реакция общества на это поведение, ответственностьи безответственность за свое поведение, за поведение других и т. д.) не сказываютсяна взаимоотношениях людей, на разных слоях населения, в том числе на детях?
При этом надо отметить, что различные социальные институты по-разномувлияют на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы,привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение, различные формы собственностии разделения труда и т. д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство,общественные организации, школа и другие общеобразовательные учреждения) — болееактивно, т. е. решающим образом воздействуют (призваны воздействовать) на сознаниеи поведение людей. Хотя, естественно, обе группы этих институтов трудно разделить,они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В последние годы среди этих институтов особую роль начинают игратьсоциальные службы в центре и на местах. Выросло их количество. Так, если в 1994г. территориальных центров помощи семье и детям было 92, то по состоянию на 2002г.— 437; соответственно социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних— 60 и 376; реабилитационных центров для детей и подростков и подростков с ограниченнымивозможностями — 94 и 237; социальных приютов для детей и подростков — 173 и 490;других учреждений — 158 и более 200. В целом в Российской Федерации социальные услугипредоставляют более 12 тыс. стационарных учреждений, полустационарных и нестационарных.Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращенияи смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей.
В этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий,уже частично практикуемых на местах. Среди них можно выделить следующие:
- адресность профилактической и другой работы — необходимость работы,в частности, именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми,в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т. д.;
- повышение активности использования выделяемых средств (здесь критериемможет служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановкив семье, в коллективе, на улице);
- наступательный, опережающий характер работы – не лечить «социальные»болезни, а предотвращать их, в том числе путем реализации соответствующей социальнойполитики государства (а также международного законодательства), предусматривающей,в частности, гарантии людям таких прав, как право на жилище (нередко люди остаютсябез квартиры при ее обмене, приватизации и т. д.), образования, воспитания, с помощьюреального механизма реализации этих гарантий, который предусматривает ответственностьза нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами,школой, медицинскими и другими учреждениями;
- усиление контроля над детьми, подростками, не посещающими школу, недопущениенезаконного исключения детей, в частности, из общеобразовательных учреждений;
- дополнительная оплата труда специалистов, работающих с лицами и группамидевиантного поведения (его надо рассматривать как «вредное» производство с точкизрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие такихспециалистов);
- развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;
- организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи,в том числе по месту жительства.
Необходимо обратить особое внимание еще на два важных фактора, способныхзначительно снизить уровень девиантности в стране. В качестве одного из главныхнаправлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формамиотклоняющегося поведения должны стать такие социально-экономические преобразования,которые обеспечили бы всем гражданам условия для самореализации, эффективную системусоциальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения. Это вполне естественно,поскольку, в конечном счете, сознание и поведение людей зависят от того, насколькоудовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.
Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственнойцензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение, от пропаганды насилия,жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации (СМИ).
Естественно, что каждый вид, каждая форма девиантного поведения обусловливают,с одной стороны, специфику реализации общих мер борьбы с девиантным поведением,с другой — применение специальных мер, ориентированных именно на данный вид отклонения.
 
5.Опыт социальной работы с лицами девиантного поведения
По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественнос людьми, испытывающими различные жизненные затруднения. Спектр этих затрудненийдостаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решитьбез привлечения усилий специалистов в других областях – психологии, педагогике,юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесномвзаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учрежденийи служб. Все это справедливо и в отношении социальной работы с детьми и подросткамис различными формами и видами девиации.
Современная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихосуществляется различными разноведомственными службами и учреждениями. СогласноФедеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», в эту систему входят службы и учреждения органов социальнойзащиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органовюстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительнойвласти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественныеи коммерческие организации.
В основе деятельности всех этих разнопрофильных служб, учреждений иорганизаций лежат общие направления и принципы социально-воспитательной, профилактическойработы с подростками. Вместе с тем профиль и специализация каждого из этих учрежденийнакладывает свой отпечаток на формы и методы их непосредственной работы по предотвращениювозникновения девиантного поведения. Социальному работнику, часто находящемуся вовзаимодействии со специалистами всех этих разноведомственных учреждений и служб(например, при работе в Комиссии по делам несовершеннолетних), необходимо знатьи учитывать специфику форм и методов их работы.
С другой стороны, какова бы ни была специфика деятельности служб иучреждений, их формы и методы работы с девиантными детьми и подростками объединяетто, что все они без исключения опираются на общее русло богатой отечественной традициипревентивной теории и практики. Прежде всего, здесь идет речь о социально-педагогическойсовокупности форм и методов социальной и коррекционной работы, основы которых былизаложены еще в 1930-е годы российскими педагогами В.Н.Сорокой-Росинским, А.С.Макаренко,С.Т.Шацким. В своей блестящей опытно-экспериментальной работе они, по сути, заложилии развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальнойработы с детьми и подростками, в том числе и с девиантным поведением, где важнейшимфактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданнаяи организованная воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую средув открытом социуме по месту жительства, а В.Н.Сорока-Росинский и А.С.Макаренко –в замкнутом социуме детской колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
Вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальныхучреждений закрытого типа вообще является очень сложным. Еще и сегодня в нашем обществешироко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациямис понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно,и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляциянесовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантногоповедения среди «нормальных» детей и подростков.
Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая местопониманию важности функции исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов.Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, таки закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.
Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учрежденийдля детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенныхустановок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых, с цельюдостижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательнойработы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность– социальная среда», «личность – группа», «личность – личность».
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладалиу подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о егодобрых делах.
2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсироватьтот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которойон может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способностии, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практическойдеятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е.заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подросткаи применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации,ценностных ориентаций, установок, поведения.
Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учрежденияхдля детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационныйцентр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальнойи психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развитиятворческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработкамер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример,художественная литература, периодика, биография и др.).
Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательнойработы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существуетсвоя специфика. Она заключается в следующем:
- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;
- ее объектом являются подростки с повышенным индексом социального неблагополучияи повышенной стрессогенностью;
- часто она подспудно ассоциируется как суррогат или аналог исполненияуголовного наказания;
- иногда она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовыхконцепций, заимствованных из пенитенциарной системы и обусловленных менталитетомразделения «тюремного персонала» и «тюремного мира»;
- в идеале она никогда не прекращается с окончанием срока пребывания,так как бывший воспитанник нуждается в адаптации к внешнему миру;
- специалист, проводящий воспитательно-коррекционную работу, занимаетобъективно особое место, осуществляя миссию посредничества между философией социальногоконтроля и враждебной ей философией девиации. Он способствует поиску социально приемлемыхточек соприкосновения в этих антагонистических отношениях.


 
Заключение
 
Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди детей и подростков,требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемымина организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и другихучреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создатьтакой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантногоповедения.
Проблема подросткового девиантного поведения имеет психологические,педагогические, социальные, юридические и другие аспекты. Несмотря на все предпринимаемыесегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляетсяпозитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественнойсфере. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационныхфильмов; разрушена сеть детских специализированных кинотеатров; цены на детскиекнижные издания чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействияна подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует своихудожественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнемутребует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этихконкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшейфункции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптацииподрастающего поколения.
Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарныхучреждений в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаныс общими тенденциями развития социального обслуживания и диктуются настоятельнойнеобходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходуна свободу, обеспечить успешное процесса их последующей ресоциализации.

Список литературы:
 
1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособиедля вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
2. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: «Питер», 2003.– 336 с.
3. О Концепции совершенствования государственной системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. РешениеМежведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РоссийскойФедерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998. — №3-4. — С.125-148.
4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группамидевиантного поведения: Учеб.пособие / Отв.ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 185с. – (Высшее образование).
5. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособиедля студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.