Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов

Оглавление
Введение. 2
Глава I. Проблемысемей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 4
1.1.Причины, приводящие к инвалидности. 4
1.2. Основные направления  семей с детьми-инвалидами. 9
1.3.Социальная защита детей-инвалидов. 15
Глава II. Социальнаяреабилитация детей-инвалидов. 18
2.1 Системасоциальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 18
2.2. Основные задачисемейного воспитания, где есть дети-инвалиды. 23
Заключение. 29
Литература. 31
          Введение
Семья сребёнком-инвалидом — это се­мья с особым статусом, особенности и пробле­мыкоторой определяются не только личност­ными особенностями всех её членов ихарак­тером взаимоотношений между ними, но v-большей занятостьюрешением проблем ребен­ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де­фицитомобщения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, явля­ется наименееограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Одна­ко ситуация,когда в семье есть ребёнок-инва­лид, может повлиять на создание более жёст­когоокружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того,вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе сдругими фак­торами, может изменить самоопределение се­мьи, сократитьвозможности для заработка, от­дыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья,являясь для них первичным социальным окружением, сама по­гружена в болееширокий социальный контекст.
Экологическая модель включает инди­видуальные параметры организмаи особенно­сти среды вместе с социальными и психологи­ческими характеристикамив единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможностисемьи выполнять функ­ции реабилитации, а, с другой стороны, по­нять, что не всёбудет зависеть только от семьи.[1]
Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы  рассмотреть  социальнуюработу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работерешаются следующие задачи:
— показатьпроблемы семей, имеющихдетей с ограниченными возможностями;
— рассмотреть социальную защитудетей-инвалидов;
— охарактеризовать систему социальной помощисемье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
-раскрыть  задачи семейного воспитания, гдеесть дети-инвалиды.
Объектом исследованияявляется проблемы семей с детьми инвалидами.
Предметом –является основныенаправления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов
Гипотеза — Проблемадетской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья,ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз­можностями (ОВ) —главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей,обучения, проф­ориентации. Когда всемье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёст­кого окружения,необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
В данной курсовой работе были использованыработы- Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И и др. В которыхрассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями,основные направления  семей с детьми-инвалидами, система социальной помощисемье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1.1. Причины,приводящие к инвалидности.
Согласно Федеральному закону РФ «Осоциальной защите ин­валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройствомфункций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм илидефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности — это полнаяили частичная утрата лицом способности или возможности осуществлятьсамо­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,контролировать свое поведение, обучаться и занимать­ся трудовойдеятельностью», — поясняется в этом законе.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения надетей-инвали­дов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие«… значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие ксоциальной дезадаптации,вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориента­ции, контролюза своим поведением, обучению, общению, игро­вой и трудовой деятельности в будущем».
Это определение вытекает из современнойконцепции Всемир­ной организации здравоохранения: поводом для назначения инва­лидностиявляются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той илииной психологической, физиологиче­ской или анатомическойструктуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальнойдезадаптации.[2]
Социальнаядезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальнойсреде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальнойнедостаточности или социальной дис­функции. Это такое нарушениежизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может вы­полнять совсемобычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального икуль­турного положения(в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IVраздел Международного руководства по оцен­ке последствий болезни, ВОЗ,Женева 1989 г.):
-  ограничениефизической независимости (неспособность вес­ти себя независимо с другимлицом);
-  ограничениеподвижности (передвигаться во времени и про­странстве);
-  ограничениеспособности заниматься обычной деятельностью;
-  ограничениеспособности к получению образования, к про­фессиональной деятельности;
-  ограничениеспособности к интеграции в обществе, не учас­тие во всех видах повседневнойактивности наравне со сверстни­ками.
Нарушение способности осуществлять ту илииную деятель­ностьможет быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детскоговозраста явля­ется учащение перехода острых форм заболеваний врецидивирующие и хронические, а также нарастание хроническойпатологии внутренних органов.
 В развитых странах показатель детскойинвалидности состав­ляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию кувеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земногошара, из них 120 млн. — дети и подростки. Число детей-инвалидов вРоссийской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжаетувеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % — девочки). Согласногосударственному докладу 2000 г. «О положении детей в РоссийскойФедерации» самая многочисленная группа — дети 10—14 лет (47,1 %),вторая по численности — дети 5 — 9 лет (29,4 %) и дети в возраскогда в семье естьребёнок-инва­лид, может повлиять на создание более жёст­кого окружения,необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Бте до 4 лет (14 %).
Инвалиды детства в РФ составляют более 12 %от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных ворганах социаль­ной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6 %.
В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирнуюпрограмму дей­ствий по оказанию помощи«дезабильным лицам» (т.е. имею­щимограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важноеместо уделяется профилактике здоровья, на­чинаяс раннего возраста. Ассамблея объявила 1983— 1992 гг. де­сятилетием инвалидов, день 5 декабря сталВсемирным днем ин­валидов, привлекаявнимание мировой общественности к этой проблеме.
Слово «инвалид» в переводе с английскогоозначает больной, неполноценный, нетрудоспособный, слатинского — «беспомощ­ный». В настоящее время постепенноутверждается противополож­ная точка зрения: инвалид — человек,имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточноак­тивно участвовать во всех сферах социальной деятельности, дол­жен иметьравные права и возможности с остальными членами общества. Этомуспособствовало политическое движение во всем мире за независимостьлюдей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права иобязанности которого ущемля­ются, ограничиваются. В России также возрастаетобщественное движение людей с ограниченными возможностями на защитусвоих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступк участию во всех сферах жизни общества.[3]
Такой подход необходимо учитывать приорганизации соци­альной работы, которая должна быть направлена на самоопреде­лениечеловека с ограниченными возможностями (ОВ) и стрем­лениесамому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детямпосле прохождения медико-социальной экспертизы при­сваивается статусребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96,утвержденная приказом МЗ и
МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидностипреобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственнаяотсталость, другие психические заболевания; за­болевания нервной системы(детский церебральный паралич, дру­гие органические повреждения центральной ипериферической нервной системы). За последнее время, по данным государствен­ногодоклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федера­ции», отмечается ростврожденных уродств и заболеваний внут­ренних органов (до 20 %), заболеванийопорно-двигательного ап­парата (9—10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).
У каждого десятого инвалида отмечается полная или частич­наянеспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть рас­стройств иограничение социальных функций.
Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-пси­хическогоразвития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебральногопаралича); задержка умственного разви­тия, которая в 30 —40 % случаев впоследующем приводит к неус­певаемости в школе, снижению трудоспособности, негодностипрохождения срочной воинской службы.
Многочисленные исследования показывают, что ведущиминеблагоприятными факторами, способствующими развитию ос­ложнений беременности иродов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатиии т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, втом числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физическиеизлучения; вредные воздействия производ­ственных факторов, которые способствуютформированию врож­денных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1995— 1997 годов доля женщин, занятых на работе с вредными и тяже­лыми условиямитруда, не уменьшилась (из государственного док­лада 1997 г. «О положении детейв Российской Федерации»).
Неполноценное питание беременной, высокое употребление жировживотного происхождения, недостаток кальция и ряда ви­таминов (фолиевойкислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.
Огромное значение для нормального вынашивания беремен­ности ирождения здорового ребенка имеет нервно-эмоциональ­ное и физическоеперенапряжение.
Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Еже­годно вРоссийской Федерации рождается около 30 тыс. таких де­тей (по: «Проблемы семьии детства в современной России» — растетдетский травматизм, высок уровень заболеваемости ро­дителей, особенно матерей.[4]
1.2. Основныенаправления семей с детьми-инвалидами.
Семья, ближайшее окружение ребенка сограниченными воз­можностями (ОВ) — главное звено в системе еговоспитания, социализации,удовлетворения потребностей, обучения, проф­ориентации.
Материально-бытовые, финансовые, жилищныепроблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно непри­способленодля ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко — отдель­ная комната или специальные приспособления дляребенка.
В таких семьях возникают проблемы, связанныес приобрете­нием продуктов питания, одежды и обуви, самой простоймебе­ли, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Се­мьине имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транс­порта,дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ОБ в таких семьяхпреимущественно плат­ные (лечение, дорогостоящие лекарства,медицинские процеду­ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ­ленияи аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто­педическаяобувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все этотребует больших денежных средств, а до­ход в этих семьях складывается иззаработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Анализ показал, что среди семей с детьми сОВ самый боль­шой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 %ро­дителей произошел развод по причине рожденияребенка-инва­лида, мать не имеет перспективы вторичного замужества.Поэто­му к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы не­полной семьи.[5]
Психологические проблемы.Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений,морально-психологиче­ских ресурсов родителей и родственников, атакже от материаль­ных и жилищных условий семьи, что определяетусловия воспи­тания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей напоявление ребенка-инвалида:с пассивной реакцией, связанной с недопо­ниманиемсуществующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», до­рогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; сосредней ра­циональной позицией: последовательное выполнение всех инст­рукций, советов врачей, психологов.
В своей работе социальный работник долженопираться на по­зиции 3-го типа семьи.
Появление в семье ребенка с ОВ всегдатяжелый психологиче­ский стресс для всех членов семьи. Частосемейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больногоребенка, чувство ра­стерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семьясплачивается.
Отец в семье с больным ребенком —единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-занеобходимости боль­шего заработка становится рабочим, ищетвторичные заработки и практически не имеет времени заниматьсяребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило,она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно — это надомный труд).Уход заребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, топостоянная тревога, психоэмоциональное напряжениемогут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходепомо­гают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двоедетей с ОВ.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияетна других де­тей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются воз­можностидля культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотрародителей.
Психологическая напряженность в таких семьяхподдержива­ется психологическим угнетением детей из-за негативногоотно­шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьмииз других семей. Не все дети в состоянии правильно оценитьи по­нять внимание родителей к больному ребенку, их постояннуюусталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного се­мейногоклимата.[6]
Нередко такая семья испытывает отрицательноеотношение со сторолы окружающих, особенно соседей, которых раздражаютнекомфортные условия существования рядом (нарушение спокой­ствия,тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственногоразвития или его поведение негативно влияет на здо­ровьедетского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВпрактически не имеют возможности полно­ценных социальных контактов,достаточного круга общения, осо­бенно со здоровымисверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести кличностным расстройствам (напри­мер, эмоционально-волевой сферы и т.д.), кзадержке интеллек­та, особенно если ребенокслабо адаптирован к жизненным труд­ностям,социальной дезадаптации, еще большей изоляции, не­достаткам развития, в том числе нарушениямкоммуникацион­ных возможностей, что формирует неадекватное представлениеоб окружающем мире. Особенно тяжело этоотражается на детях с ОВ,воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильно понимаетпроблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружа­ющих.В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия ит.д., тем самым, обрекая их с рожде­ния наполную изоляцию от общества. В последнее время родите­ли с аналогичнымипроблемами налаживают между собой кон­такты.
Родители стараются воспитывать своегоребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психическогоинфан­тилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию напоследующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических,психологических, медицинских знаний родите­лей, так как, чтобывыявить, оценить задатки ребенка, его отно­шение к своему дефекту,реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться,максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечаютих недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступнаялитература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почтивсе семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребен­ка, о выборе профессии, рекомендуемой больному стакой пато­логией. Дети с ОВобучаются в обычных школах, на дому, в спе­циализированных школах-интернатах по разным программам (об­щеобразовательной школы, специализированной,рекомендован­ной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
Медико-социальные проблемы.Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи сизменением социально-экономической обстановки. Медико-социальнаяреабилитация де­тей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплекс­ной, включать медицинские,психолого-педагогические, профес­сиональные, социально-бытовые, правовыеи другие программы с учетом индивидуальногоподхода к каждому ребенку. Главное — научитьребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование исамостоятельно ра­ботать.
Нет достоверного специального учета детей сОВ ни в государ­ственных органах социального обеспечения, нив обществе инва­лидов. Отсутствует координация в деятельности различных орга­низаций, связанных смедико-социальным обеспечением таких семей.Недостаточна информационная работа по пропаганде це­лей, задач, льгот, законодательств, касающихсямедико-социаль­ной реабилитации. Всясоциальная работа ориентирована на ре­бенкаи не учитывает особенности семей, а участие семьи в меди­ко-социальной работе является решающим наряду соспециали­зированным лечением.
Иногда лечение, социальная помощь проводятсяпоздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагнозустанавлива­етсяна 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте7 дней (тя­желые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).[7]
Диспансерное медицинское обслуживание непредусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) —стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживаетсяпреиму­щественно для детей раннего возраста.
Особенно низка амбулаторная медицинскаяпомощь. Она ока­зывается преимущественно при острыхзаболеваниях и неудовлет­ворительной профильной по случаюинвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкимиспециалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетологне решает вопросы питания при тяжелых формах диабета,почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскимипрепаратами, тре­нажерами, инвалидными колясками, слуховымиаппаратами, про­тезами, ортопедической обувью.
Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рожденияребенка с ог­раниченнымивозможностями.
Остаются нерешенными многиесоциально-медицинские, пси­холого-педагогические проблемы, в томчисле неудовлетворитель­ное оснащение медицинских учрежденийсовременной диагно­стической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учрежде­нийвосстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальнойработы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностьюв получении профессии и трудоуст­ройстве, отсутствием массового производстватехнических средств для обучения, передвижения, бытовогосамообслуживания в дет­ских интернатах и домашней обстановке.
Проводимые в России государственные мерыдемографической политики, помощи семьям с детьми, в томчисле с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характери не учитывают семей в комплексе.
1.3. Социальная защита детей-инвалидов
Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов.Дети-инвали­ды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражениемопорно-двигательного аппарата и снижением умствен­ногоразвития находятся в специализированных домах ребенка Министерстваздравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезковыраженными аномалиями физического и умствен­ного развитияобучаются в специализированных школах-интер­натах Министерства общего ипрофессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18лет с более глубокими психосоматиче­скими нарушениями проживают вдомах-интернатах системы со­циальной защиты населения. В 158 детскихдомах-интернатах на­ходится 30 тыс. детей с тяжелыми умственнымии физическими недостатками, половина из них — дети-сироты. Отбор в этиуч­реждения осуществляют медико-педагогические комиссии (вра­чи-психиатры,дефектологи, логопеды, представители социаль­ной защитынаселения), осматривая ребенка и устанавливая сте­пеньзаболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994г. в 150 детских домах-интернатах находилось 31907 детей; их обучалипо специально разработанным программам навыкам са­мообслуживанияи труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профес­сиональными навыками(швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.),получали педиатрическую, невроло­гическую, психиатрическуюпомощь.
Дети, которые не могут обслуживать себя сами,находятся в специализированныхдомах-интернатах системы социальной за­щиты населения, нуждаются в уходе. ВРоссии всего 6 таких учреждений, где на 1января 1994 г. находилось 506 детей от 6 до 18 лет.
Медицинская реабилитация оставляет желатьлучшего. В реаби­литационных учреждениях дети обучаются попрограмме общеоб­разовательной школы. В соответствии сфедеральной целевой про­граммой «Дети-инвалиды», президентскойпрограммой «Дети России» создаются территориальныереабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и тер­риториальныецентры социальной защиты семье и детям.
В 1997 году в системе организаций социальнойзащиты дейст­вовало 150 специализированных центров, где находилось 30тыс. детей стяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитациидетей и подростков с ограниченны­мивозможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реаби­литацией детей с детскими церебральнымипараличами; 21,5 % — с нарушениямиумственного и психического развития; 20 % — с соматической патологией; 9,6 % — с нарушением зрения; 14,1 % — с нарушением слуха.[8]
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России»,предусматривает ком­плексное решениепроблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи:предупреждение детской инвалидности (обеспечениесоответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг,совершен­ствование реабилитации(развитие центров реабилитации); обес­печениедетей техническими средствами для бытового самообслу­живания; укрепление кадров с систематическимповышением ква­лификации, укреплениематериально-технической базы (строи­тельстводомов-интернатов, реабилитационных центров, обеспе­чение их оборудованием,транспортом), создание культурных и спортивныхбаз.
В 1997 году в 70 регионах РФ действовалирегиональные про­граммы. В ряде регионов создавалиськвотированные рабочие мес­та для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места дляподростков-ин­валидов (профессиональное образование по 13специальностям) и т.д.
В последнее время снизился уровеньматериально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приоста­новлено строительство новых детских домов.
Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов.2.1 Системасоциальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Социальный работник является связующим звеноммежду семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, исубъек­тами семейной политики (органы государственногоуправления, трудовые коллективы, общественные,общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы,общественные движения). В функции социального работника входяторганизация юриди­ческой, медицинской,психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а такжестимулирование усилий семьи по при­обретению экономическойнезависимости в условиях рыночной экономики.
Психолог занимается диагностикой проблемпсихологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологиче­скогосостояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, понеобходимости — работой с окружающими.
Органы народного образования проводятобучение ребенка (со­ставление и коррекция индивидуальныхпрограмм, анализ каче­ства, организация общения ребенка со сверстниками), занима­ются устройством других детей в детские учреждения,специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудо­устройства,оформлением в специализированные учреждения.
Органы здравоохранения берут на учет,составляют характери­стики семьи с учетом всех ее членов;занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентациии трудо­устройству, санаторно-курортному лечению, оформлениюдоку­ментов, по медицинской технике, оформлением в специализиро­ванные учреждения,реабилитацией.[9]
Органы социальной защиты вносят изменения идополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы иуслуги, организуютматериальную и другие виды помощи, санаторно-курортноелечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства(трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому;центра про­фориентации (профориентацияребенка с ограниченными воз­можностями).
Юристдает консультации по вопросамзаконодательства и пра­ва, правам семьи, льготам, нарушению прав,юридической за­щите, вопросам трудоустройства и организациисемейных пред­приятий.
Благотворительные организации, включаяобщество Красного Креста — материальная, натуральная помощь,организация об­щения; торговые организации — снабжениепродуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгамии др.
Городская и районная исполнительная властьзанимается орга­низацией семейных предприятий, семейногобизнеса, реабилита­ционных центров.
Соседи —частично решают проблемыобщественного мнения, общения, оказывают помощь.
Профсоюзы, турагентстваорганизуютотдых и оказывают ма­териальную помощь.
Аналогичные семьи часто создают ассоциации сподобными се­мьямидля совместного решения проблем.
Предприятия работающих родителейоказываютматериальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуютнепол­ный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающейматери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготыпо отпуску.
Федеральный закон «О социальной защитеинвалидов в Рос­сийской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям,имею­щим детей-инвалидов.
В зависимости от степени расстройствафункций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалида­ми, устанавливается группа инвалидности, а лицамдо 18 лет — категория«ребенок-инвалид».
Основные льготы и преимущества:
-        бесплатное обеспечениелекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
-  бесплатноесанаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляетсясопровождающему лицу);
-  дети-инвалиды,их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход заними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видахтранспорта общего пользования, городского и пригородногосообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием дляпредоставления этого права является справка, подтверждающая фактустановления инвалидности, выдаваемая учреждениемгосударственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996г. № 230, либо справка ВТЭК и, крометого, для детей-инвалидов в возрастедо 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальныммедицинским профилактическимучреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этимправом на основа­нии документов ребенка обустановлении инвалидности. Родите­лям, опекунам, попечителям исоцработникам органы социаль­ной защиты поместу их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;
-  50 %скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного,железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида,приобретают билеты с указанной скидкой наосновании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;
-  50% скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября,а также бесплатный проезд 1 раз в год к местулечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являютсялисты талонов, выдаваемые органами социальнойзащиты по месту жительства;
-  согласност. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учети обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов,предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домахгосударственного, муниципального и общественного жилищногофонда) и оплату коммунальных услуг (независимо отпринадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центральногоотопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм,установленных для продажи населению;
-  согласност. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защитынаселения и органами здравоохраненияобеспечивают дошкольное, школьное, внешкольноевоспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствиис программой реабилитации инвалида.
Согласно разъяснению Министерства труда РФ иФонда соци­ального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «Опорядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней вме­сяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для уходаза детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнитель­ных оплачиваемыхвыходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются вкалендарном месяце одному из работающих родителей (опекуну,попечителю) по его заявлению и оформля­ются приказом(распоряжением) администрации организации на основании справкиорганов социальной защиты населения об уста­новлении инвалидностиребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальномдетском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственномобеспечении. Ра­ботающий родитель также предоставляетсправку с места работы другого родителя о том, что на моментобращения дополнитель­ные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяцеим не использованы. В случаях, когда одним из работающихродите­лей указанные дополнительные выходные дни в календарномме­сяце использованы частично, другому работающему родителю в том жекалендарном месяце предоставляются оставшиеся допол­нительныеоплачиваемые выходные дни. Указанные справки пре­доставляются изорганов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя —при обращении с заявлением о пре­доставлении дополнительныхоплачиваемых выходных дней. Сум­мирование дополнительныхоплачиваемых выходных дней, пре­доставляемых для ухода задетьми-инвалидами, за два и более ме­сяцев не допускается.[10]
 
2.2. Задачисемейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Нельзя изучать ребёнка с ограниченны­ми возможностями в отрыве отсемьи, и поэто­му надо воспринимать все типы ролей и меж­личностныхвзаимоотношений в связи «ребё­нок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок— инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ре­бёнок,ребёнок — инвалид — здоровый ребё­нок). Эта микросистема находится в постоян­номвзаимодействии с другими микросистема­ми (медработники, соседи и друзья,воспитатели, учителя и др.).
Микросистема функционирует в кон­тексте экосистемы — это индивиды,службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальныереабилитационные или образовательные программы. Значительная со­циальная,психологическая и практическая по­мощь может быть оказана семьям детей-инва­лидовгруппами поддержки. Такие группы мо­гут защищать права семей, оказывая влияниена социальную политику, внося конструктив­ные инициативы во властные структуры.Ассо­циации родителей детей с ограниченными воз­можностями не только имеютбольшое значе­ние в поддержке семьи — они все чаще инициируют новые формы, видыи технологии реабилитационной работы, помощи детям.
В экосистему входят те институты, в которые семья может невключаться непосред­ственно, но которые могут опосредованно ока­зыватьвоздействие на семью: средства массо­вой информации; система здравоохранения;система социального обеспечения; система об­разования.
Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические иполити­ческие факторы. Это и влияние широкого со­циального окружения наформирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смот­рят наинвалидность своего ребёнка. Это и ха­рактер, и уровень ресурсов семьи. Это исо­стояние экономики, и политическая атмосфе­ра региона или страны в целом,влияющие на содержание и качество программ, принимае­мых в интересах инвалидови их семей.
Таким образом, усилия должны быть направлены на социальнуюреабилитацию се­мьи, а, с другой стороны, нужно создать усло­вия дляподдержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными воз­можностями.Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстри­ровать,а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своейинвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрениятолько в се­мье может быть выработана единственно пра­вильная установка —адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в раз­витииребенка.
Подводя итог сказанному, можно сде­лать вывод — инициативареабилитации ребён­ка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самойсемьи. И здесь роль обще­ственных объединений инвалидов, родителейдетей-инвалидов неоценима.[11]
Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнкас ограничен­ными возможностями и семьи — состыковка нисходящих и восходящихпрограмм реабили­тации. Что это такое? Нисходящая программа планируется,организовывается и контролиру­ется главным образом государством, и ориен­тированана долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретнуюсемью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей,отсутствия ме­тодологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся корганизации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решаеткакую-то частную задачу.
Отсутствие общегосударственного под­хода в реабилитации семьи нестимулирует за­интересованность власти на местах развивать технологиюсоциальной работы с детьми-инва­лидами и их родителями.
Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов,социаль­ных работников и представителей обществен­ных объединений. Это:превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи;состыковка восходящих и нисхо­дящих инициатив. Говоря проще, это забота оправах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье;принятие участия в разработке программ социального обеспече­ния; стимулированиеусилий семьи по реаби­литации ребенка-инвалида; интеграция инва­лида и егосемьи в жизнь местного сообщества.
«Обобщённый» психологический порт­рет родителей детей-инвалидовхарактеризует­ся выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности,слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робо­стью,подозрительностью. По своей инициати­ве родители редко вступают в контакт снезна­комыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться сдетьми. Жалость или удивление окружающих при виде их боль­ного ребёнкаспособствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз:они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше спо­собствуясоциальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становитсяпричиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейныхотноше­ний, распаду семьи, а неполная семья — это тормоз в физическом ипсихическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимаюткак собственную неполноцен­ность, ущербность, подавляющуюся в виде пе­реживанияострого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, ониприобретают социаль­ную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы ипроблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведени­ем,сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встаютпроблемы будущего ребёнка, его профессионального оп­ределения и его отношений сокружающими.
Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченнымивозможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка:возникает необходимость обеспече­ния платного ухода, медицинских консульта­ций,приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.
Обобщая сказанное выше, можно ут­верждать, что дефект,ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, ко­торыереализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком сограни­ченными возможностями: высокий — с актив­ным преодолением и низкий,заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).
Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечиваетудовлетворе­ние потребностей ребёнка в признании, в са­мостоятельности, неограничивает его в обще­нии и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Если выбрана вторая стратегия, то ре­бёнку прививаетсяспецифический статус, ко­торый становится организующим фактором всей жизнисемьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в призна­нии,любви, заботе, но существенно ограничи­вает его самостоятельность, развитиеспособ­ностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяютнесколько особых ти­пов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, гдепроживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль вос­питания,как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, впре­данности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрическихустановок, отрицательно сказывается на проявлении у него ини­циативы, чувстваответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что ска­зывается напоследующем приспособлении ре­бёнка к социуму. В 50 % случаев у родителейотмечается неуверенность в своих силах, вос­питательных возможностях, и ониидут на по­воду желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходитсяконстатировать тот факт, что «гиперопёка ведёт к возникновению выученнойбеспомощности».[12]
Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка.Родители, недо­понимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своёнегативное или пассив­ное отношение к ребёнку подчёркнутой забо­той о егоздоровье и материальном благополу­чии. В этих семьях нет тесного эмоционально­гоконтакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении инеизлечимости болезни у ребёнка.
Благоприятным типом семейного вос­питания считается «принятие илюбовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, ко­торые важны для него,поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если роди­тели хотятпонять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с однойсто­роны, они являются окружающей средой, в ко­торой ребёнок живет и растёт, а,с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка вборьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работаю­щие сдетьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаютсясо­хранными, то есть в какой-то степени совер­шенными и лучшим образомразвитыми.
Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводитьсякропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия поболее оптимальному пути; обу­чить правильному пониманию своих тяжелыхобязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических,медицин­ских знаний и раскрыть возможности их ис­пользования; помочь родителямпризнать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясностипо этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ре­бёнка-инвалида становитсясама семья.
Все услугидолжны быть скоординиро­ваны таким образом, чтобы помочь детям и их семьям,поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов се­мьи.Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребен­ка,то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа вданном направлении — забота не только специалистов органов здравоохранения,образования, систе­мы социальной защиты населения. Сами роди­тели, общественныеорганизации и объедине­ния должны воспитывать в обществе стремле­ние моральноподдерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все длялучшего понимания их проблем, способст­вовать устранению всех препятствий,мешаю­щих успешному социальному развитию, обуче­нию, социальной адаптации иинтеграции ре­бенка-инвалида.[13]
Заключение
Таким образом, в последние годы наметилась тенден­ция улучшениясоциальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умст­веннымивозможностями. Этому способство­вал ряд обстоятельств, в частности, укреплениеи расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержкисемей с детьми-инвалидами (прежде всего на регио­нальном уровне), определеннаятрансформа­ция массового сознания россиян, еще недавно представлявшихинвалидность лишь в меди­цинском аспекте, динамичный рост числа цен­тровреабилитации детей с ограниченными возможностями.
Особое внимание уделяется социально­му обслуживаниюдетей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 годав системе органов социальной защи­ты населения РФ действовало 305 специализи­рованныхреабилитационных центров и 680 от­делений реабилитации в качестве структурныхподразделений в учреждениях социального об­служивания семьи. В рамкахфедеральной це­левой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центровреабилитации детей с огра­ниченными возможностями получили необхо­димоереабилитационное оборудование и авто­транспорт.
Но всё это мало отражается на решении внутренних психологическихпроблем родите­лей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тес­ный эмоциональныйконтакт с матерью, начи­ная с первых дней жизни, её ласка и забота яв­ляются залогомполноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид долженчувствовать, что близкие люди его лю­бят и понимают, не считая хуже другихдетей, всегда готовы прийти на помощь]
Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнокявляется постоян­ным стрессовым фактором, особенно для мате­ри. Эмоциональныеперегрузки вызывают опре­делённые изменения в ее поведении и здоровье, чтоотражается на ребёнке. Получается замкну­тый круг: болезнь, инвалидностьребёнка вызы­вает стресс у матери, а последствия стресса усу­губляют болезньребёнка.
Кроме того, хотелось быотметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана собеспече­нием социального, эмоционального, интеллек­туального и физическогоразвития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением макси­мального успеха враскрытии потенциала ре­бёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждениевторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том,чтобы адаптировать семьи, имеющие де­тей с задержками развития так, чтобы этисе­мьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно.Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как кпартнёрам, изучения спосо­ба функционирования конкретной семьи и вы­работкииндивидуальной программы, соответ­ствующей семейным потребностям и стилям.
Проблема детской инвалидности являетсяактуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружениеребенка с ограниченными воз­можностями (ОВ) — главное звено всистеме его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф­ориентации. Когда в семье естьребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёст­кого окружения,необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
Литература
1. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семьяв России. — 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.
2. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика.М., 2000.
3. Завет преподобного Серафима христианским супругам,родителям и детям. — СПб., 1997.
4. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья вРоссии. — 1997. — №2.— С. 78 —90.
5. Конституция РФ. — М., 1993.
6. Материалы IXсъезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей —проблема первоочередной важности» // Медицин­ская сестра. — 2001.— № 3 — С. 2 —4.
7. Методика и технологии работы социального педагога / Подред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
8. О положении детей в Российской Федерации:Государственный до­клад. — Калуга, 1997.
9. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.
10. О положении семей в Российской Федерации 1994—1996 гг. —М., 1998.
11. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.Социально-педагоги­ческая поддержка детей группы риска. — М.,2002.
12. Организация работы детской поликлиники с семьями группысоци­ального риска: Методические рекомендации. — М., 1987.
13. Основы социальной работы. — М., 1998.
14. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалынаучно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч.2. — М., 1992.
15. Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. —Т. 2.
16. Семья в новых социально-экономических условиях:Материалы на­учно-практической конференции. — Н.Новгород, 1998.
17. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. — М., 1997.
18. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М.,1992.
19. Социальная работа. — Ростов н/Д, 2000.
20. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.
21. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. — Ч. 1,2.
22. Феминология, семьеведение. — М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика виховання гнучкості у школярів
Реферат Современные тенденции развития и формирования ассортимента рыбной кулинарии
Реферат Aquittals Essay Research Paper The AcquittalsAbuse of
Реферат Аналіз ринку великої побутової техніки
Реферат Уголовно-исполнительное право
Реферат Планирование себестоимости продукции строительной организации
Реферат А. П. Губарева обучение детей дошкольного возраста карельскому языку программа
Реферат Анализ проведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота реализации и прибыли
Реферат Торговля на "Форекс"
Реферат Отчет по практике в суде, прокуратуре, избирательной комиссии
Реферат Національно-культурне відродження на західноукраїнських землях в кінці ХVІІІ на початку ХХ ст
Реферат 9. разработка товара
Реферат Antony Speech Analysis Essay Research Paper Emotional
Реферат Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды
Реферат Правовое регулирование международных воздушных сообщений на основе источников международного воз