Реферат по предмету "Социология"


Социология национальных отношений

Введение.
  В современноммире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждыйдень раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почвемежэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся впоследние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодическизаявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Темсамым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимаетчужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромноечисло национальностей.
Но эта проблемародилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться впричине межнациональных розней. Обзором этих исследований  и является даннаяработа.  1. Понятие этноса и его виды.
   Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такоеэтнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, чтоэтнография – это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, атакже особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литера­туре под  этносом  (этнической  общностью) принято понимать устойчивую совокупностьлю­дей,  проживающих  на отдельной территории, имеющей свою самобытную культу­ру,язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии  этноса — Россия,  Франция, Эстония,  Дагестан и т.п.      ( Бромлей Ю.В.  Очерки теорииэтноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настрое­нием и пе­ре­живаниями,  которые аккумулируются в выражении «мы  ­группа»,призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов,  ихпротивостояние всем другим окружающим  этническим группам, обладающих инымкультурным слоем и психологией.
    Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социаль­ными образованиями, формами социальной жизнедеятельностилюдей,  рассматриваемых в со­циологии в качестве  социокультурных систем, таккак этнос, как и любая другая значительная социальная группа,  обладает своейкультурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальнойинтеграции и дифференциации людей.  Поэтому следует обратить особое  внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее сре­ди другихсоциальных образований.
   Во-первых, это  язык данной нации,  народности, как главный инструмент общения,  коммуникации,  формирующий у  людей  чувствоединой лингвистической общности.  Знание языка является важней­шим критериемидентификации членов этнической группы,  то есть опре­деление его как «своего»или «чужого».
          Во-вторых, это социально-историческоеобразование,  имеющее, как правило,  длитель­ную историю формирования. Общаяисторическая судьба данного народа,  нации,  которую ее представители передаютиз поколения  в поколение в устной,  фольклорной форме или в виде письменнойистории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения – это один изфакторов, объединяющих представителей данного этноса,  способствующийформированию у них  чувства  естественной близости и родственности.
          В-третьих, наличие  специфической материальной  и  духовной культуры этноса,  выра­жающееся в своеобразии жилищныхпостроек (у многих народов Севера и кочевых племен,  на­пример, преобладают некирпичные строения,  а юрты,  у этнических групп,  проживающих на побережье,жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав  и приготовление  пищи  представителей  разных этнических групп также можетзначительно различаться, как и способ ее приго­товления:  у народов Востока впитании преобладает рис, в Латинс­кой Америке – кукуруза, многие народы Севераупотребляют в пищу оленину и т.д.
          В-четвертых, особенность жизни этнических групп  связана  с семейно-бытовым  пове­дением – убранство жилья,  брачныеобряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невес­ту«выкуп» – калым),  взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.
          В-пятых, это нормативы повседневногоповедения, этикета ­обращения, приветствия, характерные жесты и символы (умногих на­родов Востока,  в отличие от европейцев, при встрече принято кла­няться,а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий раз­говор о здоровье иблагополучии родных и близких людей).
          В-шестых, следует отметить также и такуюнемаловажную деталь как гигиенические пра­вила, отражающие в значительной мереприрод­ные условия обитания эт­носа.
          Существуют два  противоположных подхода к пониманиюсущности этносов:  первый можно условно назвать естественно-биологическим,второй  — социокультурным,  тяготеющим к социологическому воззре­нию. Истокипервого восходят к середине ХIХ  в., его защищали пред­ставители  такназываемой расово-антропологической школы (Ж.Го­бино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.),считающие, что этнокультурное разнообразие  человечества  порождено  гене­тическиобу­словленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли онитакже и ду­ховное развитие личности,  ее интеллектуальные и твор­ческиеспособности. Общест­венный прогресс, согласно им, обеспечи­вается главнымобразом белой, европеоидной расой, а куль­тур­ная отсталость других наций инародов обусловлена врожденными несо­вершенствами их расо­вых признаков. Однакоэта точка зрения была осуждена как пример проявления расо­вых пред­рассудков.
          В настоящее  время  среди  представителейестественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека(генетика, этология, социобиология), преобладает точка зре­ния, что все расы инароды обладают примерно одинаковым уровнем физических, интел­лекту­альных,духовных способностей, т.е. имеют единый биологичес­кий источник, единую био­граммучеловека, что дает основание гово­рить о биологическом единстве человечества.Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества,  представители естественных наук  указы­вают на важную роль биологической компоненты в поведе­ниичеловека, подчеркивают генети­ческую обусловленность отдельных форм поведения.Такая позиция естествоиспытателей поро­ждает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает  придержи­ваться тради­ционной позициисоциокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубеж­номобществоведении имеется нема­ло ученых,  подчеркивающих определенную рольприродно-биологичес­ких факторов поведения. В отечественной этнографии подобнуюпози­цию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев,  развивающий «пассио­нарнуютеорию этногенеза», заметно вы­деляющуюся на фоне распрост­раненного в нашейэтнографии культурологического подхода.
Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
          Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилеввидит в том, что он является со­ставной частью биоорганического мира пла­неты,возникает в определенных географических и климатических ус­ловиях. Любой этносесть результат адаптации человеческой группы к при­родно-климатическим условиямобитания. Этнос — это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.  «Мы – порождение земной биосферы в той же степени,  вкакой и носители социального прогресса» (Гумилев  Л.Н.  Биография научной теории).
          Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины  гибели одних этносов и зарож­дения других,  которые, по его мнению,тради­ционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главнойпричиной зарождения и прогресса этнической группы яв­ляется присутствие в еесоставе «пассионариев» — наиболее энер­гичных, даровитых и талантли­выхлюдей и субпассионариев, облада­ющих противоположными свойствами.  Из этойкатего­рии людей форми­руются бродяги, бездельники, преступники, для ниххарактерна «бе­зответст­венность и импульсивность».  «Именно эта  категория  людейпогубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев – это результатгенетических мутаций в  попу­ляции.  Мутанты  в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса,  расцвет его материальной и духовной культуры,соз­даваемой благодаря   жизнедеятельности  энергич­ных  пассионариев.Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа  субпассионариев ве­дет квырождению и гибели этни­ческой группы.
          Особенно важна роль природно-климатическихусловий,  приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотипповедения,  характерный для того или иного этноса.  «В единой системе этносов,например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианскиммиром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно былопренебречь.  Но в системе, условно именовав­шейся «мусульманскими народами», онбыл на­столько иным, что пере­ход отмечался специально». (Гумилев Л.Н.,  ИвановК.П.  Этнические процессы:  два подхода к изучению).
          Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева непрекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традици­оннуюточку зрения, отдающую приоритет социокультурным факто­рам происхожденияэтносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многихестествоиспытателей,  занимающихся изучением биологических основ поведения,получила распространение такая точка зрения, что об­ществоведы склонынедооценивать роль эволюционно-генетических и при­родных  факторов встановлении человеческой культуры и общест­ва. Однако подобная позициянедостаточно ар­гументирована, не име­ет строгой эмпирической базы,  так какгенетический фак­тор оказы­вает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как на­пример, брачно-семейные отношения, особенности роле­вогоповедения мужчин и женщин,  групповое поведе­ние подростков и т.п.
  Типы этносов — племя, народность, нация.
   Специфика социологического подхода к изучению этническихгрупп заключается, пре­жде всего в том,  что в отличие от  этногра­фии, имеющей  ярко выраженный исторический и описа­тельный харак­тер, в социологииэтнические общности рассматриваются как элемен­ты социаль­ной структурыобщества,  в тесной связи с другими соци­альными группами – классами, стратами,территориальными общностя­ми и различными социальными институтами. В этой связив качестве самостоятельной темы встает  проблема  этнической  стратификации,поскольку этнич­ность, национальность в современном мире, особенно в нашейстране,  является важным пока­зателем  социальной  позиции личности и егоэтнической группы в целом.  Помимо этого, этни­чес­кие группы и отношенияанализируются в рамках принятой в социоло­гии концептуаль­ной модели, выражающейвзаимосвязь трех основных уровней – культуры, социальной системы и личности.Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис­темно-структурныхпредставлений, а этническая общность – как одна из  подсистем общества в целом,находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль­нымиинститутами.
          Особенности культуры и быта различных этническихгрупп являются предметом при­стального изучения этнографов. В социологии эт­нографический материал используется уче­ными для построения общих теоретических концепций итипологий.
          Нужно отметить,  что до недавнего времени социологимало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи­лись к областитак называемых «социальных про­блеем», имеющих сугу­бо прикладное, практическоезначение, а не научно-познавательное. За  по­следние 20-30 лет ситуациякоренным образом изменилась. В силу целого ряда причин – экономических,политических, социокуль­турных, психологических,  демографических и др. во­просыизучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та­куюак­туаль­ность и значимость,  что эта проблематика стала объектомширокомасштабных исследова­ний.  Волна  национально-этнических конфликтов, прока­тившихся по миру в последние деся­тилетия, побу­дила социологов,  каквпрочем, и представите­лей других  социальных наук, строить новые объясненияфеномену национально-этнических от­ношений, который казался многим  ученым решенными объясненным, поскольку процесс об­разования национальных государств  в  веду­щихстранах мира был завершен. Обострение на­ционально-этнических про­цессов встранах бывшего СССР можно рассматривать как состав­ное звено этого всемирного  процесса «возврата к этничности»,  хотя здесь он, безусловно, имеетсвои особенности.
   Принято выделять три главных типа этносов  -  племя, народ­ность и нацию, различаю­щихся между собой по уровню развития куль­туры,экономики, знаний и др.
  Племя – это такого рода объединение людей,  которое присуще  первобытным формациям и характеризуется кров­нородственными связямимежду людьми. Племя формируется на ос­нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка.  Людей объединяют в племя такжеобщие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз­говорногодиалекта, зачатки политической власти (совет старей­шин,  вожди и др.), общаятер­ритория проживания.  Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельностина этой ис­торической сту­пени являлись охота и собирательство.
   Народность отличается от племенной организацииболее высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи­ческогоуклада, наличием фольклорной,  то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор­мировавшимся языком(письменным), особым образом жизни, рели­гиозным сознанием, инсти­тутамивласти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССРпроживало более сотни различных народностей,  административно-территориально за­креплен­ныхв автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий­скойФеде­рации.
   Процесс создания нации, как наиболее развитой формыэтноса, происходит в период окончательного становления государственности,широкого развития экономических связей на территории, ранее зани­маемойнесколькими народностями,  общей психологии (национального характера),  особойкультуры, языка и письменности, развитого эт­нического самосознания. Обо­собившиесянации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период переходаот  феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелойкапитали­стической экономики и создания национальной культуры в основных странахевропейского кон­тинента — Франции, Германии, Ис­пании и др..  В Россииподобный процесс образования на­ций начался в дореволюционный период, но он неполучил своего естественного за­вершения, был прерван Октябрьской революцией,после которой наци­ональный вопрос стал решаться с пози­циймарксистско-ленинской иде­ологии, в рамках тоталитарной системы власти.
          Из трех указанных разновидностей этноса, социологипервосте­пенное внимание уделяют изучению наций и национальных  отношений, таккак этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территориинашей страны.  Поэтому в социологической литературе тер­мины  «этнический» и «национальный»часто используются как си­нонимы или в словосочетании «национально-этнический».
          Этнографы, изучающие  быт  и  культуру  различныхэтнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер­ритории существенным  признаком этнической общ­ности.  Из мировой практики известно,что представители какого-либо этноса не всегда прожи­вают  на  одной территориии образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так,  что представителиодного этноса могут проживать  на  территориях  других  государств и этниче­скихгрупп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт­носа — обычаи, традиции,  стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке.  Поэтому в мирефактически не существует государств, в  границах которого проживали быисключительно представители од­ного этноса.  Даже в рамках  европейских мононациональных  госу­дарств – Франции, Герма­нии, Швеции и др. в границаходного политического образования живут представители различ­ных этносов. Гра­фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь­зуется,  го­ворято французском,  немецком,  амери­канском  и  т.д. гражданстве,  а не онациональности, так как национальная и поли­тическая ха­рактеристика этнической общности  здесь  совпадают. ­Тер­мин  «американец»,  например,  озна­чает  нестолько этническую принадлежность  сколько гражданство.2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
   В состав прежнего СССР входили 35 национальныхгосударствен­ных систем (15 союз­ных и 20 автономных республик) и 18 националь­но-государственных образований (8 автоном­ных областей и 10 авто­номных округов).  Причемэтнический состав в каждой из  указанных территориальных образований,  какправило,  был смешанным, в него входили представители различных этническихгрупп,  хотя их корен­ная нация могла проживать на другой территории.  СССРявлялся од­ним из самых многонациональных государств мира.  Уже сама по себеслож­ность этнического состава народонаселения СССР говорит о гро­маднойнаучной и политиче­ской значимости изучения национально-эт­нических отношений, резкое обострение которых на­блюдается в пос­ледние годы в связи с  общим  социально-политическим кризисом  и развалом  СССР,  формированием самостоятельных национальных госу­дарствна территориях бывших республик.
          Понятие этнической стратификации выражаетсоциально-этничес­кое неравенство раз­личных этнических групп,  их престиж,статус и место  в общей иерархии этнических общно­стей. Конечно, этническаястратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вы­рождается впростые расовые предрассудки.  Этническая стратифика­ция теснейшим образомсвязана с  другими  признаками  социального статуса  человека — доходом, образованием,  пре­стижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однакобыло бы неверно выводить эт­нический статус из отдельных измерений статуса, например, эко­номического или политиче­ского, так поступали некоторые представи­телимарксистской концепции и сторонники тради­ционного социологи­ческого подхода кстратификации.  Вопрос заключается в том, в ка­кой  мере  правомерно  считать национальностьаскриптивным,  то есть предписываемым от рождения при­знаком статуса,  которыйраз и нав­сегда определяет положение человека в обществе.  Вероятно,  этни­ческоеизмерение статуса играло важную роль в условиях  доиндуст­риального общества сприсущими ему кастовыми или сословными барь­ерами.  В современном промышленноразви­том,  демократическом  об­ществе этничность как показатель социальногостатуса сама по себе в чистом виде не выступает,  без учета других измеренийстратифи­кации – экономических,  куль­турных,  политических и др. – она несрабатывает,  хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно вусловиях обострения межэтнических отношений.
          Удобным инструментом для изучения  этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Бо­гардусомшкала социальной дистанции,  помо­гающая выявить престиж, или«предпочтительность» представителей различных наций в обще­ст­венном мнении. Подобно другим шкалам  она  определяет  континуум возможных установокпредставителей одной этнической группы по от­ношению к другой.  Респондентампредлагалось ответить на ряд воп­росов,  раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другимэтническим группа.  Так, при опросе 1725 американцев об их отноше­нии кангличанам, шведам, полякам и корейцам исследова­телями были сформулированы следующие  вопросы,  представляющие  собой пункты шкалы:
1.   возможностьустановления родства посредством  брака
2.   членство в одномклубе на правах близкого друга
3.   соседство наодной улице
4.   общая занятостьв «моей» профессии
5.   об­щеегражданство  в  «моей»  стране
6.   присутствие в«моей» стране только в качестве посетителей
7.   нежелательное присутствие  в «моей» стране.
   Результаты опроса показали,  что американцы оцениваютангли­чан выше,  чем шведов, а шведов выше, чем поляков. Меньше всех симпатийснискали корейцы: почти половина опро­шенных допустили их присутствие  в странетолько в качестве посетителей,  а боль­шинство высказываются противустановления с ними  доверитель­ных отношений.
          В последующих исследованиях, число  этнических групп было значительно увеличено — до 40 этни­ческих групп,  но традиционнопервые месте занимали англичане или другие представители англо-саксонскойэтнической группы,  послед­нее место отводилось африканцам и корейцам.
          Какова реальная значимость подобных исследований?Достаточно очевидно,  что они не отражают объективного  социального  статусатех этнических групп,  в отношении которых про­водятся опросы. Ре­зультаты этихисследований фиксируют национальные  стереотипы,  в пер­вую  очередь,  имеющие широкое хождение в общественном мнении национально-этнические предрассудки ипредубеждения.
          Если подобные  исследования  проводятся  регулярнов течение нескольких десятилетий,  то они могут вполне объективно  отразитьтенденцию  изменения  этнических стереотипов в националистических предубежденийза этот период,  являющихся следствием изменения их со­циокультурного иэкономического статуса.
          Исследования, подобные американским,  никогдапрежде не про­водились  в  отечествен­ной этнографии и социологии,  посколькуих авторов могли обвинить в разжигании национа­лизма.  Лишь  в последние годы всвязи с распадом СССР и обострением меж­национальных конфликтов социологи сталипредпринимать попытки вы­явления  в  обществен­ном  мнении отношения кразличным этническим группам и связанные с ними этнические сте­реотипы и  националисти­ческиепредубеждения,  существенно усиливающиеся на фоне социаль­но-экономического иполитического кризиса.
          Первые проведенные по этой методике в 1991 г. социологичес­кие исследования,  охва­тившие свыше пяти тысяч человек  различныхрегионов  России (Москва,  Кемеровская,  Орен­бургская и Псковская области, Ставропольский край,  Северная  Осетия),  зафиксировали усиле­ние тенденцийэтноцентризма и рост националистических преду­беждений по отношению к ли­цамнекоренной национальности.  «Неприятие людей иной национальности в сложныхсоциально-экономических условиях растущего дефицита, инф­ляции, безработицы –«мина замедленного действия», которая в сос­тоянии привести к внезапному обо­стрениюконфликтов» (Иванов  В.М. Межнациональные  конфликты:  социально-психологиче­ский аспект).3. ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЫВШЕМ СССР И В РОССИИ
          Прежде чем говорить о  причинах  обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в самой России,  являющихся внастоящее время одним из  главных  источников  соци­альной  напряженности  встране, закономерно поставить вопрос о том, что в действительнос­типредставляли из себя находящиеся на территории СССР этнические группы, какойхарактер но­сила проводимая в стране национальная политика. Оба эти вопросатеснейшим образом взаимо­связаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС вомногом предопределили ис­кусствен­ный и в значительной мере насильственныйпроцесс формиро­вания наций и народно­стей в СССР. Отметим два наиболеесуществен­ных обстоятельства, обусловивших обострение нацио­нально-этническихотношений.
          1) На протяжении многих десятилетий в странепроисходил про­цесс огосударствления наций, они создавались без учета реальныхпотребностей и интересов людей коренной нации и  национальных меньшинств.Искусственно выделялись такие административно-госу­дарст­венные единицы каксоюзные и автономные республики, нацио­нальные округа и области. Не существо­валочетких и ясных критериев, по мимо идеологических, которые давали бы возможность,нап­ример, провести строгое разграничение между союзными и автономны­миреспубликами. Раз­личные национально-этни­ческие общности в за­висимости отполитического и администра­тивно-территориального ста­туса наделялисьразличными правами, степенью экономической са­мостоятельности. Как отме­чаетС.Кордонский, нации были превращены в «социально-учетные группы»наряду с  другими  элементами  госу­дарственной политики, а руководителинациональ­ных республик долж­ны были регулярно докладывать о своих достиженияхв области  эко­номики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный про­цессразвития наций подме­нялся социально-статистическими показа­телями«расцвета и сближения наций» (Кордонский С.Г.  Нации какгосударственные ин­ституты).
          Искусственное вторжение  государства  в процесснациональных отношений с самыми благими намерениями,  за  которыми  скрывалисьидеологические догмы КПСС о создании бес­классового общества и построениикоммунизма в СССР, на практике принимало форму на­силь­ственного окультуривания.Фактически такая поли­тика означала консервацию прежнего до­революционногоуровня разви­тия наций и отно­шений между различными этническими группами, хотя развивались эти отно­шения в новых ус­ловиях.
          Таким образом,  есть основания полагать,  чтонации  в  СССР рассматривались государ­ственно-бюрократическим аппаратомуправле­ния не как подлинные этнические общности с  присущими  им  социо­культурнымиособенностями, различной степенью развития националь­ного самосознания, культурной самобытностью и др., а как искусс­твенно сформированные поидеологическим критериям социальные общ­ности,  развитие которых осуществлялосьи направ­лялось  идеологи­ческими  установками.  Иными словами,  национальныйвопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расц­ветеи сближении наций. При­чины этого кроются не только в автори­тарно-бюрократическомстиле управления страной, но еще в том, что та  модель  социализма,  которая существовала в СССР,  не смогла удовлетвори­тельно решить социально-экономические проблемы,  связанные с обеспечением населения на­ционально-территориальных обра­зованийвысоким и стабильным уровнем жизни,  устойчивым  социаль­но-экономическимростом.  Именно устойчивый социально-экономичес­кий прогресс и сопровождающийего высокий уровень и качество жиз­ни  способствовали успешному решениюнационально-этнических проб­лем в капиталистических странах на протяжениивторой поло­вины ХIХ в. и  в ХХ столетии,  что способствовало преобладаниюинтеграцио­нистских тенден­ций над сепаратистскими.
          «Интернационализм» как  один  из ведущих принциповмарксист­ско-ленинской идеоло­гии также сыграл отрицательную роль в проведе­ниинациональной политики. На практике он вел к нивелированию на­ционально-этническихразличий, порождая и усиливая предрассудки, преду­беждения и недоверие однойнации по отношению к другой. Од­ним из важных свидетельств политики интернационализмаи сближения наций явилось объявление русского языка в каче­стве единственногогосударственного языка, что автоматически вело к принижению роли на­циональныхязыков и культурных особенностей. Интернационализм означал вместе с тем при­оритетполитических и социально-экономи­ческих отношений над национально-этническими, тормозил процессы роста этнического самосознания,  формирование самобытной куль­турыи психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременно­го оказанияпомощи различ­ным республикам,  как это было, например, после землетрясения вТашкенте в 1968 г.  и в Армении в 1988 г… В годы «перестройки»,  когданаметились признаки ослабления центра­лизо­ванной  государственно-партийной власти  стала формироваться первая волна националисти­ческих движений вреспубликах Прибалти­ки, «интернационализм» стал нарицательным именем, сино­нимом«русской империи», реальным образом врага, на который сконцентри­ровалисьнационалистические страсти и эмоции.
          2) Второй большой круг проблем, повлиявших наобострение на­ционально-этнических отношений в бывшем СССР, заключается в самойприроде этничности;  точнее порождаемых ею специфических  взаимо­связяхличности и этни­ческой группы.  Эта проблема никогда прежде не рассматриваласьвсерьез ни официальной идеологией,  ни теорией марксизма-ленинизма,  считающейнациональные отношения в каче­стве вторичных,  порожденных классовыми и  по­литическими отношениями. Однако принадлежность человека к определенному классу,  или соци­альномустрою и этническая принадлеж­ность – это явления  разного порядка. Принадлеж­ностьк этносу связана с культурно-историче­ски­ми истоками формированиями личности,его мировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине,  к окружающим еголюдям того же эт­носа. Поэтому этнические чувства и переживания,  связанные сними ценностные  ориента­ции при определенных обстоятельствах могут во­зобладатьнад его социально-классовыми инте­ресами,  политическими установками. Подоб­ныеявления чаще всего имели место в ранних пе­риодах истории,  когда «трайбализм»,принад­лежность к одному роду и племени, превалировал в отношениях междуразличными этниче­скими группами, еще не имевшими зрелой политическойорганизации.
          В современную эпоху этнические установки и ценностиначинают преобладать в отно­шениях между различными  социальными  группами,государствами, в отношениях между лич­ностью и обществом в тех слу­чаях, когдасоциально-экономические и политические интересы людей по тем или иным причинамне могут быть удовлетворены,  т.е. имеют место кризисные явления в общественнойжизни.  Тогда феномен  эт­ничности,  имеющий глубинные корни в на­циональнойкультуре и тра­дициях, обычаях, образе жизни людей, становится важнейшим интег­рирующим фактором для людей одной национальности,  сплачивает их для достижения поли­тическихи социально-экономических задач. Ины­ми словами, этничность выступает инструмен­том,противостоящим со­циально признаваемым в данном обществе критериям социальнойстра­тификации, такими как доход, образование, власть и другим извест­нымфактором,  влияющим на социальную позицию людей,  их права  и привилегии. Люди  одной  этнической  группы объе­диняются на базе своих исконных этническихценностей для того, чтобы изменить су­ществую­щую социальную структуру,сложившуюся систему социальной стратификации, социального не­равенства.
          Среди  этнографов преобладает несколько от­личная, хотя в основных чертах совпадаю­щая с социологической трактовкой, интерпретацияпричин обострения межэтнических отношений. Решающую роль в национально-этническихконфликтах  отводят  феномену  национализма,  который  в наиболее краткой формезвучит так:  «Национализм – это политический  принцип, суть которого состоит втом, что политические и национальные единицы должны совпадать». Английскийфилософ Э.Геллнер, которому принад­лежит это определение национализма, уточняет, что националистические чувства вызываются как раз нарушением этогопринципа. «Националистическоедвижение – это движение,  вдохнов­ляемоечувс­твами подобного рода» (Геллнер Э.  Нации и национализм). В отечественнойобществоведческой ли­тературе феномену национализма, в котором видятсвоеобразный дви­жущий мотор,  раскручивающий межэтнические конфликты, также отво­дитсяпервостепенное место.
          В данном  случае национализм может быть истолкованкак прин­цип межгосударственных отношений или как инструмент борьбы за по­литическуюнезависимость определенной этниче­ской группы. Но дос­таточно очевидно, чтоссылка на национализм многое не объясняет в от­ношениях между этническимигруппами, особенно коренной нацио­нальностью и малой на­цио­нальностью, живущихв пределах единого государственного  образования. Борьба, например,  за своиправа многих этнических  групп, представляющих из себя национальные мень­шинства,в США, европейских странах, странах третьего мира не затрагивают, или, покрайней мере, в не­значительной степени, вопросовтерриториально-государственного устройства. На первом месте здесь вопросыизменения существующей системы социальной стратификации,  социальногонеравенства: получить равные права с коренной нацией или даже добиться опре­деленныхпри­вилегий в доступе к ма­териальным и культурным ресурсам и ценностям. Еслиже перейти на межгосударственный уровень, когда в политических отношениях гром­козвучат националисти­ческие нотки,  даже в этом случае предметом борьбывыступает не столько оформле­ние новой этнической государс­твенности,  сколькоскрывающееся за этим стремление перерас­преде­лить природные, социальные икультурные ресурсы в пользу своей этнической группы. Именно та­кого родаинтересы этнических групп скрываются за национальными кон­фликтами в бывшемСССР и  Российс­кой  Федерации. Отсюда и стремление к национальной независимо­стибывших республик и автономий СССР, поскольку это напрямую откры­вает  путь  к различ­ным ресурсам,  которые прежде находились под контролем центральнойвласти, пар­тийно-госу­дарственного аппарата.
          В условиях обострения социально-политического,экономического и культурного кризиса СССР этнические связи и отношения,  при­вязывавшиеличность к его историческим корням, Ро­дине, отечеству, обычаям, традициям,родному языку, эмоциональные чувства «естест­венной этничности» начинаютпреобладать над экономическими, клас­совыми и политическими интере­сами людей.Ближайшее этническое ок­ружение  личности оказывается наиболее устойчивым ипоэтому в пе­риод разгула национализма «этническое сообщество» начи­нает игратьпервостепен­ную роль  в жизни человека.  С одной стороны, иден­тифицируя себя сопределенной этниче­ской группой,  человек  чувс­твует себя более уверенным изащищенным,  в нем обостряется чув­с­тво личной активности и заинтересованностив  проблемах  развития своей общности.  Вместе с тем, «в период разгуланационалистических стра­стей этническое общество может поработить личность». Всвою  оче­редь это ведет в де­индивидуализации человеческой личнос­ти,открывает дорогу для проявления агрессивности, разрушительных инстинктов,которые выступают психологической основой мно­гих меж­этниче­ских  конфликтов. Старые государственные институты, социа­листическая мораль и идеологияперестают быть регулятором поведе­ния человека, который руководствуется захлестнувшимиего чувствами этноцентризма (моя этническая группа самая хорошая, мужественная,трудолюбивая и т.д.).
          Эмпирические социологические данные, в общемподтверждают эти теоретические рас­суждения, фиксируют рост «конфликтногопотенциа­ла»  в  массовом сознании – высокую готов­ность населения участво­ватьв конфликтах на стороне своей этнической группы.
          В настоящее  время  межнациональные конфликтыпревратились в одну из самых мощ­ных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось прибли­зительно 70 зон потенциаль­ныхмежнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Со­циаль­наянапряженность:  диагноз  и  прогноз), некоторые из которых  на данный моментпривели к человеческим жертвам, а в Чечне — даже к крупномасштабным военнымдействиям.
          Существует весьма распространенная точка зрения,что межна­циональные конф­ликты,  происходящие на территории бывшего СССР,могут с такой же интен­сивностью  проявиться и в межэтнических отношениях натерри­тории России (Солодухин Ю.  Грозит ли Российской Федерации участьСоветского Союза?). Дей­стви­тельно, эти конф­ликты не обошли стороной иРоссию, но в большей мере проявились они именно в странах ближнего зарубежья. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что негативные последствия национальнойполитики КПСС больше  всего  сказались  именно на русской нации:  выполняя рольглавной,  ведущей нации, будучи «оплотом интернационализма» русс­кий народ несмог в достаточной мере выработать национального са­мосознания, утратил многиепрежние национально-культурные особен­ности. Процесс восстановления самобытнойрусской культуры начался лишь в самые последние годы,  когда пресса заговорилао  «русской идее» и глубинных корнях отечественной культуры.
          Выполняя роль «народа-интернационалиста», Россия да­вала возможность проживания на своей терри­тории представителям всех другихэтнических групп. В Москве, нап­ример, как и в большинстве крупных городовмира, про­живают представители почти всех национальностей. Наряду с этим запределами Россий­ской Федерации до по­след­него времени проживало примерно 55млн. чел. (сейчас цифра уменьшилась в связи с уси­лением миграции русскогонаселения из бывших  республик), особенно велика была доля русского насе­ленияв республиках Прибалтики, в Казахстане,  Бело­руссии, на Украине и др. Одна изсамых актуальных проблем в связи с этим — положением русского населения вбывших респуб­ликах СССР, где, как уже  отмечалось,  очень сильны тенденцииэтноцентризма и рост национа­листи­ческих настроений. Можно выделить основныетенденции этих отношений.
          Во-первых, это утрата прежнего достаточновысокого статуса русской нации. Правитель­ства некоторых новых национальныхгосу­дарств открыто проводят политику выживания пред­ставителей русскойэтнической  группы,  лишая  их  политических  и гражданских прав. Русскимтеперь приходится довольствоваться статусом  национальных меньшинств,  они выну­жденыбороться за свои социально-экономичес­кие права, отстаивать интересы своейэтниче­ской группы в экономи­ке,  политике, культуре. Несмотря на поддержкуправительства Рос­сии, многие русские вынуждены мигрировать из Эстонии, Литвы,Лат­вии, Украины и др..
          Вторая проблема связана с ростомсепаратистских тенденций на территориях России.  Ряд крупных республик, такихкак Башкирия, Татарстан, Якутия, Бурятия, заявили о создании собственной госу­дарственностии, не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, вместе с тем,  проводятлинию на расширение своих прав в  хозяйс­твенных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русскогонаселения во  многих республиках,  его  культурная  интеграция  с местнымиэтническими группами, входя­щими в состав Российской Федерации, служит серьез­нымпротивовесом сепаратистским тен­денциям.
                                                        Заключение.
   Причины многихсовременных разногласий и конфликтов уходят корнями в прошлое, разжигание женовых не имеет под собой никакой логической базы. Россия всегда являлась общимдомом для множества этносов, представляя собой смесь различных культур,обычаев, порядков. Неправильная национальная политика, выделяющая одни нации ипринижающая другие, принудительно разделяя и объединяя различные народы,привела к остро вставшей проблеме розней. Современное же правительство своимбездействием только усугубляет социальную напряженность. Для любого этносахарактерно желание выделится, индивидуализироваться, а, при подавляющембольшинстве, и остаться единственным на своей территории. В стране с такимогромным числом различных национальных меньшинств необходима серьезная работапо предотвращению всевозможных попыток подавления их индивидуальности. Аучитывая межгосударственный уровень общения, необходимо также следить запритеснением иностранных граждан.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.