Реферат по предмету "Социология"


Социологический подход к изучению юношества

Социологический подход кизучению юношества


Содержание
 
Введение
Общая характеристикаюности
Новая социальная ситуацияразвития юношеского возраста
Отечественные изарубежные концепции в изучении юношеского возраста
Заключение
Список литературы

Введение
 
Во всевремена юность привлекала внимание поэтов, писателей, ученых. Поэты воспевалиее как романтический период жизни человека, период надежд, ожиданий. В наукесложились разные точки зрения на юность как возрастной период жизни человека.Одни ученые считали, что главным в природе юности является биологическийфактор, другие – социальный.
Антрополог Г.Гримм, указывает на неопределенность положения юности в системе возрастов,объясняя ее недостаточным соответствием морфологических и функциональныхособенностей организма требованиям жизни, социальным условиям, что особеннопроявляется при решении вопросов пригодности к профессиональному видудеятельности [3].
На темп ростаи созревания непосредственное и опосредованное влияние оказывает социальнаясреда, которая сама изменяется. Социальная и биологическая детерминациячеловека сказывается не только на метаболическом, соматическом, нервно-физиологическомуровнях, но и на психофизиологическом, психическом и интеллектуальном.Наблюдается ускорение темпов умственного развития и практической активности,связанных со сложными системами информационных воздействий на человека.Юношеский возраст здесь не является исключением.
Целью работы является выяснитьособенности социологического подхода к изучению юношества.
Длядостижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1)        датьобщую характеристику юношеского возраста;
2)        ознакомитьсяс новой социальной ситуацией развития юношеского возраста;
3)        рассмотретьотечественные и зарубежные концепции в изучении юношества; определитьсоциогенетические взгляды.

1. Общая характеристикаюности
Понятие«тинэйджеры» (от англ. суффикса teen – общего для всех числительных от 13 до 19и aigе – возраст) включает в себя и подростков 13–15 лет, и молодых людей ввозрасте от 15 до 19 (реально – до 21–22). Однако разница между этимивозрастами очень велика. На смену смутному отрочеству приходит юность – времязаметно более светлое, хотя и далеко не простое. Условная граница юношескоговозраста, на который мы будем ориентироваться: от 16–17 до 21–25 лет.
К 15–16 годамв основном завершается физиологическое взросление, улучшаются самочувствие ивнешность. Постепенно человек обретает всю полноту физических иинтеллектуальных возможностей.
Исследованияпсихологов показывают, что существенной разницы между мышлением и юноши ивзрослого человека нет. То есть уже с 15–16 лет человеку в принципе посильналюбая интеллектуальная задача. Новый уровень развития мозга позволяетосознавать сам процесс мышления, получать удовольствие от поиска решениязадачи. В юности человека интересуют границы возможностей его интеллекта.
Расцветпереживают и другие способности: в юности сочиняют стихи и песни, рисуют,играют в спектаклях, изобретают, занимаются творческим рукоделием. Именно навозраст от 15 до 22 приходится пора наивысших достижений во многих видахспорта. Успеху способствует и крепнущая способность к самоконтролю, саморегуляции. Меняется отношение кучёбе, она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов.
Один изосновных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своихреальных возможностях и жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». 16–18-летнихдаже сами обстоятельства их жизни – окончание школы, необходимость зарабатыватьна жизнь, отделение от семьи из-за учебы в другом городе или службы в армии,первая любовь и т.п. – вынуждают делать серьезные жизненные выборы: намечать своебудущее, выбирать профессию, образ жизни, стиль поведения, способ проведениядосуга, а возможно и спутника жизни. Это очень важные, серьезные решения, которые,по сути, человеку приходится принимать раньше, чем он к этому готов, раньше,чем у него появляется достаточно опыта, информации, мудрости, чтобы оценить тотили иной вариант. В этом и состоит главная особенность и главная трудностьюношеского возраста.
В это времяиным становится восприятие мира, себя, других людей. Появившаяся в подростковомвозрасте способность к обобщению, к построению глобальных схем, в сочетании сотроческим максимализмом не способствовала хорошему настроению. В юности способность кобобщению дополняется умением видеть переходы и полутона. Улучшается самооценка.Происходит осознание себя, формирование личности.
Отношения сокружающими продолжают играть в юности столь же важную роль, что и вотрочестве, но их характер меняется. Новая уверенность в себе позволяетоставить в прошлом полную подчиненность группе сверстников. Теперь человекстремится найти свое, особое место в группе друзей, ему важно сделать так,чтобы его ценили и слышали.
Еще однаважнейшая задача отрочества и юности – создание системы ценностей. Человекбольше не может и не хочет «жить чужим умом», он должен сам для себяопределить, что важно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Поэтому в этомвозрасте так много читают, спорят, думают. Если время будет упущено и потраченона бездумное подчинение воле старших или столь же бездумные развлечения, естьриск и всю остальную жизнь не жить, а «коротать время до смерти». Обычномолодые люди очень остро осознают это. В юности меняется восприятие времени.Если ребенок живет настоящим, подросток поглощен задачей отделения от своегопрошлого – детства, то юноша устремлен в будущее.
Именно вюности человек принимает свой первый жизненный план, который в будущем будетопределять его судьбу, причем независимо от того, будет ли он реализован [6]

2. Новая социальнаяситуация развития юношеского возраста
Социальнаяситуация как условие развития и бытия в юности отличается тем, что расширяетсядо пределов, отпущенных человеку, живущему в современную ему эпоху, всовременной ему культуре, в его государстве и в мире.
Обстоятельстважизни начинают меняться: одни юноши и девушки продолжают жить в семье, решаяпроблемы своего учения или работы на месте; другие – окончив школу – уезжают виные города – учиться и работать; третьи – в 18 лет уходят служить отечеству.Юноши и девушки получают возможность брать на себя проблемы своего обустройстваи начинают встречаться с задачами взрослой жизни. От них ожидаютсамостоятельности, и они стремятся к ней. Многие сохраняют зависимость отсемьи. С включением в решение социальных задач приходит чувство компетентности.Молодёжи в социуме предоставляется новые условия общения и к ней обращены новыеожидания.
Эта позиция вусловиях нового времени ставит перед молодёжью проблему личнойответственности за свой выбор как в жизни в целом, так и в каждой отдельныймомент, за которым возникает необходимость отнестись к ситуации как кпроблемной и принять соответствующие решения.
Юность –период значительного развития социальной активности. Юноши и девушки стремятсяосвоить все сферы взрослой жизни. Социализация молодых людей имеетнекоторые достаточно выраженные тенденции. Принято считать, что та частьмолодежи, которая ещё продолжает учиться, позднее обретает социальную зрелость,чем те, кто начал работать, образовал семью и уже имеет ребёнка. Однакосоциальная зрелость не зависти впрямую от перечисленных обстоятельств. Здесьсоциальную зрелость в большей мере определяет внутренняя позиция самогочеловека, чем внешние обстоятельства. Социальная ситуация для юношествавыступает как возможность развития и самореализации [10, с. 494–495].

3. Отечественныеи зарубежные концепции в изучении юношеского возраста
Ученыепытались найти место для юности в системе возрастов жизненного цикла человека.Некоторые из них считали, что все, чему обязан человек в своей жизни, ондостигает в юности. В последующие периоды жизни происходит не развитиечеловека, а лишь накопление знаний и приобретение жизненного опыта, что неприводит к изменениям во внутренних механизмах развития [2].
По даннымсравнительно-антропологических исследований ученых многих стран, в определенныеисторические периоды развития общества подрастающее поколение отличается отпредыдущего высоким уровнем соматического, физического, физиологического,нервно-психического развития. Многие ученые считают, что главной причинойакселерации являются социально-экономические условия развития общества.Ее порождает высокий уровень материального обеспечения людей.
Биологическая и социальная детерминациячеловека проявляется не только на метаболическом, соматическом,нервно-физиологическом уровне, но и на психофизиологическом, интеллектуальном иличностном. Происходит ускорение темпа умственного развития и практической активностиво взаимосвязи с информационными воздействиями, что зависит от развитияобщества. Личность формируется как представитель определенной социальной среды,исторической эпохи.
Юностьотличается особой сензитивностью к социальным проблемам и идеям. Приэтом, откликаясь на социальные явления, юность стремится преодолеть негативныеэмоции, вызванные неопределённостью развития цивилизационных концепций и цивилизационныхотношений, которые проявляется сегодня через обсуждаемые «столкновения» [10, с. 491].
Междувозрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость.Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида,прямо или косвенно определяет его общественное положение, характердеятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение трудаопределяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членоввозрастной группы.
Возрастслужит критерием занятия / оставления социальных ролей, эта связь можетбыть прямой и опосредованной (временем для получения образования, без которогоне занять определенное общественное положение). В одних случаях критерииявляются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданскоесовершеннолетие), в других – фактическими (возраст вступления в брак), причемстепень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах иразных сферах деятельности весьма изменчива.
Взаимоотношениявозрастных слоев / групп связаны с определенными социально-экономическимипроцессами. С одной стороны, вобществе происходит постоянное распределение / перераспределение индивидовопределенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оноопределяется объективными потребностями социальной системы – разделением труда,наличием рабочих мест и социальных функций и реализуется с помощью социальныхмеханизмов. С другой стороны, встречный процесс социализации, сущность которогозаключается в усвоении индивидом на каждом этапе умения принимать и усваиватьновые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к ихизменению).
Слово«юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной иответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершениефизического, в частности полового, созревания, а с другой – достижениесоциальной зрелости – общественного положения, социального статуса. Но в разныхобществах это происходит по-разному, и социальное взросление не совпадает сфизическим [5].
Юность – переломный момент, тоособое сочетание внутренних и внешних процессов развития и обусловливают идинамику психологического становления человека как индивида и личности. Предполается2 процесса: натуральный ряд (биологическое созревание) и социальный ряд(становление как личности). Социализация – это те влияния среды в целом,которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, поведению вколлективе. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость),личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда(трудоспособность) по временным рамкам не совпадают.
Социально-психологическийряд. Главнымипонятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важныеособенности юношеского развития определяются сменой ролей. Укрепляетсянезависимость от привычных авторитетов, перемещение центра его общения икомпании сверстников, возрастает значимость мнений и оценок других людей,приводящая к сдвигам, обусловленным как культурным, так и социальными факторами.Изменение образа жизни приводит к переосмыслению Я-концепции при интенсивномпроцессе социализации. Путь юношеского развития – это путь социализации иосвоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями,неуверенностью, конфликтами. В детстве роли определяли взрослые, с наступлениемюности ― задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевогоповедения [4].
Особенностиидентификации – обособления в контексте проблем личности. В теориипсихосоциального развития Эриксон обосновал идеи стадий развития личности. Юность,по Эриксону, отличается внутренней готовностью к уподоблению себя значимомудругому на основании эмоциональной связи с ним. Как писал Э. Эриксон,переживание психической или сущностной идентичности в юношеском возрасте развиваетличность в высшей степени. Идентификация в юности отличается от первичнойидентификации ребёнка с матерью и отцом. В юности вторичная идентификацияпроисходит через рефлексию и эмоции. Идентификация обеспечивает субъектуприсвоение свойств и качеств реального человека. Позволяет преобразовывать себяпо образцу, эталону, когда юношеская сензитивность к социальным образцампозволяет в высшей степени достигать самоотождествления с образцом. Согласно Э.Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности, соответствия междупредставлениями человека о себе и тем, как его воспринимает окружение.Утверждение Эриксона о связи самовоспитания с социальной реальностью имеетбольшое значение. Если молодой человек не принят отдельным лицом, это мешает вутверждении собственного Я. Идентификация в контексте социальногопространства личности в юности показательна. Сейчас молодой человек ищет, какуюидентичность выбрать для себя. Как отмечал Эриксон, в этом периоде происходитлибо Я-идентичность либо при неблагоприятном исходе – смешение ролей [9, с. 256].
Учёные пришлик выводу о зависимости особенностей юноши от социальных условий. Социальноепроисхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненныйпуть индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержаниеммировоззрения. Нет ни одного сложного личностного качества, которое не зависелобы от социально-классовых и средовых факторов.
Ксоциально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности.По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт (1881–1948), сравнивающеговсех детей в разных обществах – во многих культурах нет резкого контраста междувзрослыми и ребёнком. Дети имеют свои обязанности, включены в труд взрослых,несут ответственность. С возрастом это всё увеличивается постепенно. Ребёнокпостепенно учится, и плавно переходит во взрослую жизнь. В обществах с высокимпромышленным развитием – период перехода от детства к взрослости протекаетиначе, складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребёнок усваивает то,что ему пригодится как взрослому. Возникают сложности.
Американскийэтнограф Маргарет Мид (1901–1978), изучив взросление детей на островахСамоа, Адмиралтейства (1928) и на Новой Гвинее (1930), нашла, что переход кзрелости не сопровождался в этих обществах кризисом или драмой. В неспешномритме «традиционного» общества подросток включался во взрослую жизнь легко ипостепенно. Связывая характермежпоколенных отношений с темпом общественного развития и типом семейнойорганизации, она различает в истории человечества три типа общества:постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших,конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников, ипрефигуративные, где старшие и обучают детей и сами учатся у них. Постфигуративная культурапреобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое учится главнымобразом на опыте прежних поколений, ориентируясь на традицию и ее живыхносителей – стариков. Ускорениетехнического и социального развития делает опору на опыт поколенийнедостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого насовременность. Она ориентируется на современников, равных по возрасту / опыту. Префигуративная культураориентируется на будущее. Старшие больше прислушиваются к мнению молодежи [7].
Концепция Мидсхватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического исоциального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культурывключает в себя информационный поток от родителей к детям и встречнуютенденцию: молодежная интерпретация современной социальной ситуации икультурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Существенноеразличие в структуре семьи, положении подростков и характере их взаимоотношенийсо старшими имеется и между народами нашей многонациональной страны [2].
Такимобразом, можно сказать: чем выше темп исторического развития, чем большесоциально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнееразличия между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачикультуры от старших к младшим и тем избирательнее, селективнее отношениемладших к своему социальному и культурному наследию.

Заключение
Трудность вопределении границ юности, как возрастного периода в едином цикле человеческойжизни, можно объяснить неравномерностью в соотношении физического созреванияорганизма и психического развития, что сказывается на разновременномстановлении умственной, нравственной и трудовой зрелости.
Как полагалАнаньев, юность является продуктом общественно-исторического развитиячеловечества, которая в цивилизованном обществе с высоким уровнем материальногообеспечения становится более продолжительным возрастным периодом жизни.
По-разномупроисходит процесс взросления, достижения зрелости юношами, процесс социализацииобучающимися в общеобразовательной и профессиональной школе, в разных этническихкультурах и в разных промышленных обществах.
Главнымипонятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важныеособенности юношеского развития определяются сменой ролей. Путь юношескогоразвития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередкосопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами.
Такимобразом, социогенетические концепции рассматривают развитие ребёнка как результатвоздействия «внешней» социальной среды.


Списоклитературы
1.   Ананьев Б.Г. Опроблемах современного человекознания. М.: Наука. – 1977.
2.   Бернштам Т.А. Молодежьв обрядовой жизни русской общины XIX‑начала XX веков: Половозрастнойаспект традиционной культуры. – Л.: Наука. – 1988.
3.   Гримм Г. Основыконституционной биологии и антропологии. М.: 1967.
4.   Кон И.С. Психологияранней юности/[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.neuro.net.ru/sexology/
5.   Кон И.С. Социологияличности. М.: 1999. – 365 с.
6.   Петрановская Л., ШироковаМ. Юность / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pro mama.ru/
7.   Степанова Е.И. Ранняяюность и начало профессионального становления.
8.   Смелзер Н. Социология. М.:Феникс. – 1994. – 467 с.
9.   Эриксон Э. Идентичность:юность и кризис. – М.: 1996.
10.     Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина.– 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. -608 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.