Реферат по предмету "Социология"


Социологические исследования как инструмент познания проблем социальной работы

Тема:Социологические исследования как инструмент познания проблем социальной работы

Содержание
 
Введение
1. Сущность, функции и типы социологическихисследований проблем социальной работы
2. Использование результатов социологическогоисследования в социальной работе
2.1 Функции использования результатов социологическихисследований в социальной работе
2.2 Использование социологического инструментария вопределении путей повышения эффективности социального обслуживания (на примереКировской области)
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Социологическое исследование…Кому незнакомо сегодня это понятие. Оно на устах специалистов практически специалистоввсех областей обществознания. Им все чаще пользуются управленческие кадры. С каждымгодов увеличивается число проводимых социологических исследований, расширяетсякруг профессиональных социологов.
Как показала практикапоследних лет, возможности социологически исследований широки и многогранны.Это отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определениефакторов, воздействующих на их изменение, выяснение ведущих тенденций развитияобщественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств ихсовершенствования; обоснование планов; управленческих решений и оценкаэффективности их реализации; обобщение опыта и прогнозирование социальныхситуаций. Это, наконец, и действительный контроль за состоянием дел наразличных участках, и утверждение новаторского, реалистического стиля мышленияи деятельности.[1]
В социологическихисследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровнясоциальной работы, обновления, обогащения и актуализации ее содержания. Этивозможности раскрываются по мере того, как методы социологического исследованияи его анализа регулярно используются для оценки состояния и эффективностидеятельности социальных служб.
Социологическиеисследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всестороннепроанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб, выяснитьстепень действенности различных форм и методов социальной работы. Их результатыявляются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнуты успехи,и имеющиеся недостатки в социальной работе. Более того, подобные исследованияпо праву можно назвать одним из универсальных источников информации дляруководителей социальных служб; они не только выявляют разного рода проблемы,высвечивая их, так сказать, изнутри, но и подсказывают действенные средства дляих решения.[2]
Регулярно проводимыесоциологические исследования в социальной работе помогают обеспечиватьбесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируястатистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах,мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состояниемпсихологического климата.
Результатысоциологических исследований в социальной работе позволяют не ограничиватьсятолько количественными характеристиками, а анализировать непосредственнокачество социальной работы с населением.
Основная цель даннойработы – рассмотреть каким образом социологические исследования помогаютпознать проблемы социальной работы.
Задачи, при рассмотренииданной темы, следующие:
1.    Описать функции и типысоциологических исследований, применяемых для выявления проблем социальнойработы.
2.    Показать использование результатовсоциологических исследований в социальной работе и средства их решения.
3.    Рассмотреть на примере Кировскойобласти использование социологических исследований в преодолении путей повышенияэффективности социального обслуживания.

1. Сущность, функции итипы социологических исследований проблем социальной работы
 
Специалист социальнойработы является профессионально подготовленнымне только дляиндивидуальной или групповой терапевтической деятельности, но и дляосуществления планирования работы отдела и всей службы. Здесь социальная работасближается по своим функциям с прикладной социологией, которая предусматриваетпроведение исследований с целью их незамедлительной реализации в деятельностиучреждения или ведомства. С этой точки зрения, для повышения качества работыорганизации важно, во-первых, оценивать потребности непосредственных, ужеизвестных клиентов и нужды района или города в целом; выявлять потенциальныхклиентов, которые представляют этнические меньшинства, мигрантов, особые группыриска пока еще не охваченные профессиональной помощью. Во-вторых, необходимооценивать те методы, которые применяются конкретными специалистами и службой вцелом, те результаты, которых удается достичь. Все это применяется для того,чтобы оценить вклад и квалификацию работников, представить отчет о деятельностислужбы, найти проблемы в ее работе, запросить дополнительное финансирование ипродемонстрировать должную степень рефлексии, то есть осмысленной деятельности,а также реализовать задачи прозрачности и подотчетности, необходимой для эффективногоуправления организацией социальной сферы.
Особенности исследований всоциальной работе обусловленной областью – это социальная работа, связанные сней организации и более широкий контекст. Вместе с тем, интересы другихисследователей, например, психиатров, геронтологов нередко пересекаются синтересами исследователей социальной работы напрямую озабочены развитиемсоциальной работы и связанных с ней сервисов, в исследовании эффективностиметодов, подходов и практик.
Когда ведется речь обисследованиях в социальной работе, предполагается изучение социальной работыкак профессиональной практики, анализ теоретических допущений, методов иуровней интервенций, социальных проблем и способов их решения, аспектовповедения индивидов и групп. Единственное условие, которое при этом должны бытьисследования для социальной работы, приносящие пользу профессий.
Помимо особого предметавнимания, исследования в социальной работе отмечаются тем, что они междисциплинарны,то есть требуют привлечения знаний из разных научных областей – теориисоциальной работы, социологии, психологии, медицины, юриспруденции.[3]
К основным функциям исследованийв социальной работе можно отнести следующее:
— диагностика – оценкасостояния социального объекта в момент исследования.
— контроль достоверностиинформации — сбор информации о социальном объекте и его окружении с цельюустановить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующиекоррективы;
— прогноз – выявлениевозможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной идолгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этихсостояний;
— проектирование –выработка рекомендаций по тематике экспертизе социального объекта длясоциального проектирования и принятия управленческих решений;
— объяснение и анализ –выявление причин и природы социальных проблем, рассмотрение характерасоциальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принциповорганизаций социальной работы;
— внедрение – применениерекомендаций сформулированных в результате исследования, в практике социальнойработы, в управлении организациями, в образовании;
— информирование –распространение информации о выявленных проблемах или положительном опыте ихразрешения;
— концептуализация –развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы;
— развитие рефлекснойпрактики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальнойработы;
— активизация –мобилизация социальных сетей, выявленных посредством исследований, объединениелюдей и наделение их полномочиями проводить исследования и осуществлятьизменения;
— преобразование –проведение социальных изменений в ходе эксперимента.[4]
Благодаря исследованиямпроисходит развитие теории и методов практической социальной работы,оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс. Теданные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности вовзаимодействии с клиентами, в специально проводимых исследованиях имониторингах, представляют собой, самостоятельную ценность не только для целейинтервенции, управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирическиеданные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различногожанра – информационных, справочных и докладах, научных статьях и учебныхпособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальнойработы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальныхпроблем.
Поскольку социальнаяработа имеет целый ряд направлений, реализуется комплексными структурами(сложноорганизованными специальными организациями, службами, отделами,отдельными специалистами, выполняющими разнообразную деятельность посоциальному обслуживанию, а ее исполнители на практике сталкиваются смногочисленными препятствиями, необходим критический анализ всех этих аспектов,нацеленный на выработку знания о конкретной проблеме и способах ее решения, атакже на внедрение этих знаний в процессе принятия решений.
Исследования в социальнойработе развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии:интервью, наблюдения, анализа текстов.
Метод интервью.
Неструктурированноеинтервью подходит для разведывательного исследования, когда мало, что известноо конкретной проблеме. Данный вид интервью применяется в социальной работе стем, чтобы предоставить интерпретации взаимоотношений переменны, возможныевариации субкультур или факторов.
Глубинные интервьюполезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок,ценностей и убеждений.
Сбор эмпирических данныхметодом интервью осуществляется как в учреждении, так и на дому у респондентаили в специально отведенном для этого офисе.
Наблюдение.
Целью включенногонаблюдения является понимание культур с точки зрения и представлений, при этомполученные результаты могут использоваться для критики существующихпозитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение и контроль, поэтомуона связаны с проверкой гипотез и поиском логических связей.
Участвующее наблюдениечасто применяется в проектах прикладного характера. Например, П.Х. Хьюджессстолкнулся с трудностями, пытаясь разобрать реабилитационную программу дляпотребителей героина. Он понял, что только познав особенности повседневнойжизни потребителей наркотика, он может получить информацию, полезную приразработке эффективной программы реабилитации.[5]
Наблюдение применяется ипрограммах оценки качества и в том случает исследователи осуществляют переходот общей проблемы к частным вопросам и гипотезам. Характерным примером являетсяпроект по оценке результатов и последствий образовательной программы и оценкепотребностей слушателей.
Этнографическиеисследования социальной работы, социального обслуживания позволят вскрытьпроблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником иклиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается виерархии властных отношений между начальством и подчиненными.[6]
С помощью приемов дискурс– анализов можно проанализировать репрезентации тех или иных сюжетов вроссийских СМИ.
Исследования СМИ в духесоциального конструктивизма позволяют вскрыть приемы и проследить процессысоздания социальных проблем средствами массовой коммуникации.
Нарративный анализ оченьважен в исследовании социальной жизни, так как он позволяет осуществить систематическоеизучение личного опыта и смысла, показать, как события конструируются активнымисубъектами.
Исследования могут бытьописательными, предполагающие получение эмпирических сведений, дающиеотносительно целостное представление об изучаемом явлении или жеаналитическими, направленные на анализ, выяснение причин, лежащих в основеявления и обуславливающих его характер.[7]
Исследование может быть разведывательным,если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Исследования такжеразделяются на разовые и повторные, а также мониторинговые, когда по данномусценарию, исследование через определенный промежуток времени повторяется илипроводится регулярно. Разновидностью повторных исследований оказываютсяисследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени илиповторяется регулярно. Разновидностью повторных исследований оказываетсяисследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток временик одним и тем же людям.
По типу используемых дляанализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных – здесь используютсяэмпирические данные, материалы, собранные самим исследователем в ходесобственного исследования.
Вторичный анализ данных подразумеваетиспользование материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, вцелях сравнения или проведения дополнительного анализа.
Итак, предназначениелюбого социологического исследования – анализ таких проблем, которые имеют невторостепенное, а ключевое значение для социальной практики. Один из главных мотивовобращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можноболее обширной, содержательной и актуальной информацией, отражающей те стороныи нюансы социальных проблем нуждающегося населения, которые подчас скрыты от«внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социальной работы.

2. Использование результатовсоциологического исследования в социальной работе
 
Всесторонняя иквалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открываетдорогу для широкого применения в практике социальной работы. И происходит этоблагодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинаетскладывается единая количественно-качественная оценка «проблемных узлов» изучаемогоявления постепенно вырисовываются те конкретные пути, с помощью которых онимогу быть «развязаны». Более детальное обоснование эти пути и средства получаютпо мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с нимипрактических рекомендаций.
Заметим, основная тяжестьзабот по использованию результатов социологических исследований и егорекомендаций всегда лежала и будет лежать на плечах руководителей социальныхслужб — людей, досконально знающих ее сильные и слабые стороны, душой болеющихза повышение ее целенаправленности и действенности. Их убежденность впрактической ценности выводов исследования в том, что использование полученныхданных способно помочь разрешению изучавшейся проблем.
Что представляет собой ииз чего складывается процесс использования социологических данных? На какихучастках социальной работы их применение оказывается наиболее нужным иперспективным
Отвечая на поставленныевопросы, прежде всего подчеркнем, что практическая польза проведенногоисследования может и должна измеряться тем, насколько его результаты полагаютсовершенствовать различные виды, направления, средства, формы и методысоциальной работы в соответствии с потребностями дня.
Такой критерий результативности,практической отдачи социологических исследований обуславливает более строгийподход к вопросу об использовании их выводов в социальной работе. Имеющиесяотдельные, но не связанные друг с другом единой целью и логикой примеры того,как используется социологическая информация руководителями социальных служб,уже не могут сегодня полностью удовлетворять. Только системный подход позволитинтегрировать разнородные частные проблемы, подвести их к одному знаменателю итем самым сложнейшую группу различных проблем представить как единую проблему.
Опираясь на этопринципиальное положение, представим, что означает для руководителей социальныхслужб системный подход к использованию результатов социологических исследованийв социальной работе. Для этого, в соответствии с требованиями такого подхода,предстоит определить и рассмотреть функции социологических данных в практикесоциальной работы.
2.1 Функции использования результатовсоциологических исследований в социальной работе
 
Социологическоеобеспечение анализа социальной работы.
Использование результатовсоциологических исследований для анализа социальных служб получило за последниегоды широкое распространение. Это связано с социальными проблемами населения,требующими безотлагательного решения, совершенствования системы его информационногообеспечения, что помогает полнее овладеть обстановкой, принимать оптимальные решения,предвидеть их последствия, проводить всестороннее взвешенную, отражающуюдействительное положение дел социальную политику.
Среди аналитическихматериалов результаты, выводы исследований занимают особое место.Социологические данные, как показывает практика, не просто констатируетсостояние деятельность социальных служб.
Они побуждают кразмышлениям, дают возможность сравнивать работу по регионам, сопоставлятьнакопительный опыт, своевременно видеть новые, наиболее существенные тенденциив развитии тех или иных общественных явлений и на этой основе планомерно влиятьна их развитие, последовательно добиваться намеченной цели.
Накопленный социальнымислужбами опыт использования результатов социологических исследований в анализепрактической работы позволяет выделить два уровня такого анализа. Первыйуровень связан с оценкой состояния социальной работы (в целом или ее отдельныхнаправлений и участков), второй – с оценкой степени ее эффективности.
Оценка состояниясоциальных служб и социальной работы в целом, функционирования различных ееформ и методов дает их обобщенную количественно- качественную картину. Посуществу, на таком уровне социологического анализа можно получить возможность видетьреальное состояние дел, достигнутые на данный момент результаты в проводимойработе, свойственные ей плюсы и минусы, полнее и глубже уяснить, что нужносделать в первую очередь для того, чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки.Другими словами, анализ состояние социальной работы с помощью методовсоциологического исследования позволяет объективнее оценить сложившуюся в нейситуацию и, опираясь главным образом на научно обоснованные социологическиеданные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характерданной ситуации.[8]
Тем самым использованиеаналитического потенциала результатов социологических исследований помогаетсоциальным службам преодолевать стихийность и формализм в своей деятельности,ориентироваться в работе на надежный критерий количественно-качественной оценкиее реального состояния.
Что же касаетсяиспользования результатов социологических исследований для оценки эффективностисоциальной работы, то это дело более сложно. Данная сложность обусловленасодержанием самого понятия «эффективности», которое в наиболее общем видеопределяется как отношение полученных результатов к ранее выдвигавшимся целямто есть фиксирует степень соответствия достигнутого тому, что предполагалосьдостичь.
Определить эффективностьсоциальной работы при помощи социологической информации можно лишь в томслучае, если последняя всесторонне и объективно отражает результат проведеннойработы и правильно соотнесена и ее целью, а также с тем, что было достигнуторанее. Другими словами, речь и дет о необходимости осуществления в той или инойформе сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляется последняя социологическаяинформация с информацией предыдущей. Это позволяет соотнестиколичественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенномучастке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ееэффективности.
Для получения болееполной и точной оценки эффективности не только осуществляется анализ полученныхрезультатов, соотносят их с ранее имевшимися данными, но и изучают сам процесс,который привел к ним.[9]
Социологическое обеспечениепланирования в социальной работе.
Значимость этой функциииспользования социологических данных вытекает из активного стремлениясоциальных служб заложить научные основания под разработку и составлениепроектов социальной работы. Научный подход к планированию социальной сферыберет в расчет научно и практически обоснованное определение целей, выявлениезадач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, егореализации и претворения в интересах общества. «Ни один план не будет полным ивсесторонним без предварительного проведенных научных исследований, которые необходимопредусматривать как в текущем, так и в перспективном планировании. Особое местосреди них занимают социологические исследования, так как только с помощью ихможно оценить состояние и тенденции развития жизни людей.[10]
Учет результатовсоциологических исследований в процессе планирования позволяет теснее увязыватьсодержание планируемых мероприятий с решением конкретныхсоциально-экономических проблем; учитывать реальный уровень жизни населения;направленность их запрос и потребностей; осуществлять рациональный выбор техсредств и форм социальной работы, которые позволят выполнить намеченные задачи.Одним словом, использование социологической информации при составлении планов всоциальных службах дает возможность полнее и глубже отразить в них наиболеесущественные тенденции и процессы в жизни города, региона, что способствуетобеспечению ее последовательного развития и преемственности.
Социологическоеобеспечение прогнозирования в социальной работе.
Результатысоциологических исследований, являясь хорошим подспорьем в планировании социальнойработы, оказывается в то же время ценным материалом для научного предвидения,прогнозирования результатов социальных процессов и отношений. Обоснованныйпрогноз в сфере социальных служб дает возможность учитывать различные вариантыдвижения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяетсделать более современным управление, эффективным-проектирование .
Весьма существенную рольв прогнозировании социальных процессов играют результаты массовых испециализированных (экспертных) опросов. В первую очередь это результаты техсоциологических исследований, которые дают качественно-количественнуюхарактеристику существенных сторон объекта социальной работы – нуждаемостилюдей. Причем полезность социологических сведений для прогноза возрастает помере того, как эти сведения начинают отражать состояние объекта не только встатике, но и в динамике, то есть указывать направленность происходящих в немизменений, особое значение здесь имеют результаты повторных социологическихисследований потребностей людей.
Однако для серьезного ивсесторонне обоснованного прогноза в социальной сфере социологическаяинформация об объекте должна быть дополнена показателями экономического,социально-культурного и демографического развития. Специалисты правомерносчитают, что без учета таких данных надежность прогноза социального процессарезко падает.[11]
Социологическоеобеспечение контроля и учета в социальной работе.
Контроль – этоуправленческая деятельность, задачей которой является количественная икачественная оценка и учет результатов работы организации. Контроль призванвыявлять не только своевременность, количество и направленность проведенныхмероприятий, но и их отдачу, то есть качественную сторону социальной работы. Вэтом смысле использование социологических данных для контроля за состояниемданной работы оказывается тесно связанным с их применением для анализа и оценкиее реального уровня и эффективности. В число направлений контрольнойдеятельности входит: контроль за выполнением работ, намеченных планов; меры покоррекции всех значительных отклонений от плана; определение взаимосвязи ипреемственности традиционных и новых средств, форм и методом работы; ихактуальности, связи с жизнью; оценка уровня теоретической и методической подготовленностикадров; оценка достоверности отчетной информации о состоянии социальной работы,поступающей из социальных организаций.
Для того чтобы обеспечитьдейственность контроля в социальной работе, нужно позаботиться о его научнойоснове, используя в единстве всю совокупность имеющихся для этого средств, втом числе различные виды социологических исследований. Они во многом, как показываетпрактика, помогает добиваться оперативности, широкого охвата и глубиныконтроля, повышать его объективность в оценке истинного положения дела.
Социологические данныеоказываются ценным материалом для наиболее полного обеспечения рядаучетно-отчетных количественных показателей, характеризующих состояниесоциальных служб.
В повседневнойпрактической работе социальные службы сталкиваются также с необходимостьюучитывать при помощи результатов исследований и качественно-количественныеданные, показывающие в динамике в сравнении изменения уровня информированности трудящихсяпо вопросам социальной помощи и социального обеспечения.
Социологическоеобеспечение подбора, обучения и оценки деятельности социальных работников.
В социальных службахсложилась стройная система работы с кадрами. Для повышения ее эффективности всешире начинают использовать социологические исследования. Они оказываютсяполученными во многих отношениях. Во-первых, их последовательное применениепозволяет уточнить круг критериев оценки работников, полнее учесть те ихкачества, которые не всегда фиксируются в официальных документах: Во-вторых, ихрезультаты с большей долей объективности могут отражать реальный уровеньтеоретических знаний и информированности кадров, высвечивая те «узкие места» вих подготовке, которые должны быть взяты под особый контроль. В–третьих, онипоказывают, каким авторитетом обладают социальные работники, каков ихнравственный облик, деловые качества в глазах клиентов. В-четвертых, опросысамих социальных работников позволяют выявлять и концентрировать компетентныесуждения о проблемах социальной работы, причинах наличия тех или иныхнедостатков, путях и средствах их преодоления. Наконец, в –пятых, привлечениесоциальных работников к процессам подготовки и проведения социологических исследований,анализа и использования их результатов формирует у них широкий, свежий взглядна состояние и совершенствовании своей деятельности, развивает ихсоциологическое мышление, прививает вкус к постоянной аналитической работе,стимулирует потребность повышения своего общетеоретического уровня. Все это позитивносказывается на практической работе социальных работников, на актуализации.
2.2 Использованиесоциологического инструментария в определении путей повышения эффективностисоциального обслуживания (на примере Кировской области)
Одним из важнейшихкомпонентов стратегии и тактики социальной практики являются мониторинговыеисследования, дающие возможности принимать действительно продуманные решения наосновании анализа изученных и проверенных данных.
Одним из источниковполучения объективной информации о положении, проблемах и чаяниях гражданстаршего поколения стали материалы социологического исследования, проведенногоКировским региональным центром Института социологии РАН совместно департаментомсоциальной защиты населения Администрации области.
Использовался методличного формализованного интервью по месту жительства респондентов. Изучалисьразличные аспекты жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Анализ материаловсоциологического исследования позволил сделать вывод о том, что пожилоенаселение является социально-дискриминируемой возрастной группой. Отсюдавытекает необходимость функционирования и развития различных видов и формэкстренной и действенной государственной (альтернативной) помощи пожилымгражданам, попавшим в сложные жизненные ситуации по независящим от нихобстоятельствам. Становится очевидной необходимость разработки мероприятий,способствующих эффективному решению проблем старшего поколения.
Далее, данныесоциологического исследования показали, что граждане пожилого возраста оченьчасто нуждаются в услугах, не входящих в перечень гарантированных государством,к примеру, механизированная обработка приусадебного участка; ручная обработка,посадка и уборка картофеля; пошив одежды и ремонт обуви и др.
Востребованностьперечисленных выше услуг доказывает необходимость развития в учреждениях ислужбах системы данного направления работы, повышающего эффективность ихдеятельности по оказанию адресной помощи пожилым людям. Это подтвердилосьданными социологического исследования и убедило Департамент социальной защитынаселения в развитии дополнительных видов услуг, а также помогло лучше увидетьслабые позиции, на которые необходимо обратить внимание.
Исследование такжепоказало, что потребность в сохранении и поддержании здоровья является приоритетнойценностью для абсолютного большинства опрошенных.
Данные по состояниюздоровья были использованы при разработке блока. «Здоровье пожилых людей «проекта Концепции социальной политики и конкретных мероприятий по организации медицинскойспециализированной помощи на территории области для граждан старшего поколения.Данные социологического исследования по блоку «Здоровье» послужили толчком дляпринятия решения властных структур по улучшению медицинского обслуживанияпожилых людей.[12]
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что роль методов социологических исследований ворганизации социального обслуживания достаточно значима. Информация, получаемаяв результате мониторинговых оценок, позволит не только оценить степеньэффективности социальной политики в регионе, но и прогнозировать ситуацию,разрабатывать стратегию и тактику принимаемых органами управления решений на опережение,то есть принимать превентивные меры по снижению социальной напряженности, атакже находить варианты оптимальных затрат на реализацию социальных программ.

Заключение
Социальная работа во всехсвоих ипостасях – один из наиболее тщательно подготовленных, научно иметодически оснащенных социальных феноменов. Процесс усиления научных,теоретических и практических основ социальной работы постоянно набирает силу. Иочень важно, чтобы социологические исследования как средства научногообеспечения деятельности социальных учреждений и служб использовались грамотно и,как говорится, к месту, давали в руки их организаторам действительно нужную,достоверную и всестороннюю информацию для того, чтобы принимать продуманныерешения на основании анализа полученных данных, устранять недочеты, искатьправильные и нужные пути решения нуждающимся. [13]
Высокая отдача отсоциологических исследований наблюдается лишь там и тогда, когда они проводятсяне ради любопытства и созерцания полученных результатов, а в целях познанияпроблем социальной работы и устранения этих проблем на практике.

Список литературы
 
1.        БатыгинГ.С. Лекции по методологии социологических исследований.-М.,1995
2.        ДевяткоИ.В. Методы социологического исследования. — М, 2002,
3.        Какпровести социологическое исследование/ Под ред.
 М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М., 1990
4.        КоробановВ.В., Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определениипутей повышения эффективности социального обслуживания//Работник социальнойслужбы, 2002 №2, с 19-25
5.        ЛуковВ.А. Социальное проектирование, М, 2003
6.        РомановП., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ,экспертиза.- Саратов, 2004
7.        Социальнаяполитика и социальная работа в изменяющейся России/ Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В. Романова М, 2002
8.        Социальнаяработа/ Под ред. В.И. Курбатова – Ростов/Д., 2004
9.        ТатароваГ.Г. Методология анализа данных в социологии. М, 1999
10.      ТощенкоЖ.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981
11.      ЩегловаС.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование., М, 2001
12.      ЯдовВ.А. Социологическое исследование: Методология, программы, методы. – Самар.ун-т, 1995
13.      ЯдовВ.А. Стратегия социологического исследования. М, 2001
14.      Ярская-СмирноваЕ.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 86-95
15.      ЯсавеевИ.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. –Казань, 2004

Вопросы к зачету:
1.   В чемсостоит различие между социальными обследованиями и социологическимиисследованиями?
2.   В чемстоит цель прикладного социального исследования?
3.   Зачемнужны исследования в социальной работе? Функции исследований в социальнойработе?
4.   В чемособенности различных типов исследований в социальной работе?
5.   Расскажите,что вы знаете о различиях между качественными и количественными полевыми исследованиями,качественными и количественными методами. Триангуляция
6.   Расскажитео методе эксперимента.
7.   Расскажитеоб особенностях метода интервью.
8.   Расскажитео методе наблюдения. В чем состоят особенности метода участвующего наблюдения?
9.   Расскажитео методе анализа текста. Как можно применять этот метод в исследованиях всоциальной работе?
10.  Расскажите сутьисследовательской стратегии кейс-стади. В чем состоят особенностиэтнографической полевой работы? Как понимается контекст и что такое «случай» висследовательской стратегии кейс-стади?
11.  Что такое потребности икак проводится оценка потребности (нуждаемости) клиентов социальной работы?
12.  Расскажите об оценкепроектов и программ. Для чего необходимо осуществлять оценку деятельностиорганизаций и проектов, которые нацелены на работу с различными группамиклиентов?
13.  Как вы понимаетевыражение «оценка эффективности»? Где применяется такая оценка? Какие формыоценочных исследований вам известны?
14.  Раскройте понятия«социальная экспертиза» и приведите примеры подобных исследований.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.