Реферат по предмету "Социология"


Социальные статусы и роли

Содержание:
Введение
1. Социальные статусы1.1 Значение термина «статус»1.2 Виды статусов
2. Социальные роли и их структура
2.1 Понятие социальной роли
2.2 Структура социальной роли
3. Социальный контроль. Социальные нормы
3.1 Понятие социального контроля
3.2 Элементы социального контроля
3.2.1 Понятие социальной санкции
3.2.2 Понятие социальной нормы
3.2.3 Виды социальных норм
3.3 Типы и формы социального контроля
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Слово «социология»буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука,знание).
Георг Зиммель считал, чтовся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социологияпредставляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
Социология изучает людей,социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальнымиявлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
Давно известно, чтопсихические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека запределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человекпросто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами илиутрачивает такую способность.
В каком отношениипредписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? Наэтот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социального статуса исоциальной роли.

1. Социальные статусы.
1.1 Значение термина«статус»
Социальный статус – то место в общественной системе,которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужденвыполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
Существует два основныхзначения термина «статус»:
1.        Социальный статусможет рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любойсоциальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностьюстатусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такоепонимание статуса было предложено Р. Линтоном.
2.        Понятие «статуса»может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этомслучае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутриобщества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятиябыло предложено М. Вебером.
Обычно у человеканесколько статусов, однако существует только один, который действительно определяетположение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее,занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такойстатус называется интегральным.
1.2 Виды статусов
Один человекобладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец,муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, членредколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать двапротивоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей онотец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых однимчеловеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американскийсоциолог Роберт Мертон).
В статусномнаборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболеехарактерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют(отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Длямужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы(директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства(домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статусотносителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главнымвсегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, кругзнакомых, манеру поведения.
Различаюттакже социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека вобществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы(профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусомназывают положение индивида в малой группе, зависящей от того, как егооценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии сего личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании илизнатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе)межличностных отношений (но не социальных).
Разновидностямисоциального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.
Приписываемым называется статус, в котором человекрожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковымобществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр —прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с нимфизиологические особенности организма невозможно.
Однако негр вСША, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе негр — представителькоренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные сдругими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения,но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известныйисторический период напоминала ситуацию в ЮАР.
Такимобразом, негр — не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемыйстатус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «членкоролевской семьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Ониприрожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяетсяпо наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя,уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобныхстатусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественноммнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным иприписываемым одновременно.
Поясняющийпример
Приписываемыйстатус у шамана. Им не становятся, а рождаются. Надо обладать особойпредрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.
Раньше некоторыедолжности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат,генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить вполиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский — только мужскаядолжность.
Системародства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь,сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получаюткровные родственники. Некровные родственники называютсяродственниками-в-законе. Теща — это мать-в-законе, тесть — отец-в-законе. Этоприписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку.Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.
В строгомсмысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, надкоторым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статусприобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится подконтролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора,православного, члена консервативной партии.
Статусы мужа,жены, крестного отца и матери — достигаемые, поскольку их получают пособственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаяхговорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого.Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результатемассового сокращения производства, экономического кризиса.
Итак, обобщимсказанное: статус —позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальныестатусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый(задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободномувыбору) и смешанный.

2. Социальные роли и ихструктура
2.1 Понятие социальнойроли
Социальная роль – это способ поведения, которыйсоответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданияхокружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, всоответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Рольможет быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которыевыдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальнуюпозицию.
Роль не можетсуществовать вне социального института (так как социальный институт – это иесть совокупность ролей и статусов), а следовательно, предполагает соотношение сдругими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне еёотношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главнымобразом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению кребёнку).
Социальные ролиусваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначаланаблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так,как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По меревзросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.
Статус детей обычноподчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению кпоследним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана сриском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иногоповедения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, иокружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с даннымистатусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: еслистатус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная рольсостоит:
• из ролевого ожидания (экспектации)и
• исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могутбыть:
• Институционализированные:институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
• Конвенциональные:принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культурыусваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающийроль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам,характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всемичленами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или инойличности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым длядругого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способами методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обученияролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частьюобщества.
2.2 Структура социальнойроли
Основные характеристикисоциальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Онпредложил следующие четыре характеристики любой роли.
1.        По масштабу.Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2.        По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называютдостигаемыми).
3.        По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленныхрамках, так и произвольно.
4.        По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественноеблаго и т. д.
Масштаброли зависит отдиапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, посколькумежду мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С однойстороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств иэмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенномсмысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуютсясамыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически неограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальнымиролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие можетосуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесьмасштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и являетсянебольшим.
Способполучения ролизависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так,роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяютсявозрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая ужесуществует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются впроцессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий.Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Этопрактически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристикасоциальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя даннойроли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений междулюдьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — тольконеформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальныеотношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правилдорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения междублизкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаютсянеформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимаяи оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит,когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительноустойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивовчеловека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь облаге своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы;руководитель трудится во имя дела и т. д.

3. Социальный контроль. Социальныенормы
3.1 Понятие социальногоконтроля
Социализация касаетсяпрежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда подбдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, нои контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контрольосуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, аесли целым коллективом -семьей, группой друзей, учреждением или социальныминститутом, то приобретает общественный характер и называется социальнымконтролем .
Основная задачасоциального контроля — создание условий для устойчивости той или инойсоциальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время дляпозитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способностираспознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные,приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следуетпоощрять.
Социальный прогресс вразвитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового,однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает бытьсохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы,нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и безкоторых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятникиматериальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом,социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним изосновных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Онаоблегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вестисебя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любоерешение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходереализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путемосуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своимповедением.
3.2 Элементы социальногоконтроля
Социальный контрольпомогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особыймеханизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента —нормы и санкции.
3.2.1 Понятие социальнойсанкции
Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальныенормы.
Социальные санкции —разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть задевиантность. Выделяют четыре типа санкций:
позитивные и негативные,формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можноизобразить в виде логического квадрата .
|                                     |Позитивные               |Негативные                 |
|Формальные                |Ф+                             |Ф —                                |
|Неформальные            |Н+                             |Н -                                |
Формальные позитивныесанкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций(правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени,вручение почетных грамот и так далее.
Неформальные позитивныесанкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций:дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.
Формальные негативныесанкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственнымиуказами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремноезаключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.
Неформальные негативныесанкции — наказания не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями:порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.
3.2.2 Понятие социальнойнормы
Слово «норма» происходитот латинского «Norma», чтоозначает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить вобществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила былиразнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей изнакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д. Все созданные людьмиправила можно условно разделить на две группы.
Первую группу составляютправила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природнымиресурсами. Они получили название технических норм, т.е. таких правил,выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своейдеятельности достижения техники, работать с естественными (природными) иискусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правилавыполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.
Ко второй группе правилотносятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальныминормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведениялюдей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиесярезультатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляютсобой некоторые стандарты модели поведения человека в обществе. Они разнообразны.Одни из них воплощают собой интересы отдельных социальных групп, другие носятвсеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям, иоказывают влияние на жизнь общества.
Система социальных нормотражает экономическое, социальное, политическое и духовное развитие. В нейнаходят отражение: образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет(ценности), характер существующей в стране государственной власти.
3.3 Виды социальных норм
Существует различныеклассификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни обществавыделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозныеи правовые нормы.
Нормы обычаев                    Нормыморали                      Нормы этикета/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Виды социальных норм   /> /> /> /> /> /> /> />

Корпоративные нормы        Религиозные нормы                      Правовые нормы
Нормы обычаевпредставляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате ихмногократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпохуродового строя. Их формирование чаще всего было обусловлено конкретнойпотребностью людей. Например, появление обычая кровной мести было вызванонеобходимостью мстить за вред, нанесенный роду. Обычаи регулировали наиболееустойчивые общественные отношения, складывавшиеся на протяжении длительногопериода времени, в течении жизни нескольких десятков поколений. В процессеисторического развития общества одни обычаи отмирали, другие рождались.
На ранних этапах развитиячеловеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьмипринадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называетсяправило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранееформа его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно – главное значениеимеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизнипервобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменниковна охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям. Особуюгруппу ритуальных действий составляют обряды. Обряд – это правило поведения,заключающееся в выполнении некоторых символических действий. В отличии отсовершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические(воспитательные) цели и оказывает влияние на психику человека.
Обычаи нравственногохарактера называют нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психологияопределенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережиткипрошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные,правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми,устаревшими нравами.
Разновидностью обычаевтакже являются традиции ( лат. traditio – передача; предание) – элементы социального и культурного наследиячеловечества, передающиеся от поколения к поколения и сохраняющиеся вопределенных обществах, классах и социальных группах в течение длительноговремени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитииобщества, бережное отношение к истории своего народа.
Нормами морали ( лат.moralis – нравственный) называют правила поведения, являющиесяпроизводным от представлений людей о добре и зле, о справедливости, о хорошем иплохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии этимипредставлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческогообщежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не толькопрактические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. Особую рольв моральной регуляции играет формирование в человеке способности относительносамостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе безповседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях,как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Моральные требования,предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляетсяпосредством духовного воздействия: через чувство долга, через оценку исамооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят вукоре совести и переживание нарушителем чувства вины за содеянное. Однако занарушение общепризнанных моральных норм возможно и осуждение человека состороны общества.
Нормы этикета ( фр. Etiquette) представляют собой правилаповедения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другимлюдям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человекублагожелательное, располагающее к нему отношение. Различают речевой этикет,этикет письма, повседневный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинскийэтикет и т. д. В современном международном сообществе большую регулятивную рольиграют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения вмеждународных отношениях, неукоснительное соблюдение которых подчеркиваетуважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикетапредписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту илипоздравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного(в начале) и заключительного (в конце) комплимента и т. п.
Корпоративными нормами называют правила поведения,установленные общественными организациями. Корпоративные нормы представляютсобой особую разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения,складывающиеся в общественных организациях, предпринимательских союзах,ассоциациях. Эти нормы прежде всего в уставах соответствующих организаций.Например, деятельность Московского политехникума регулируется его Уставом.Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Онизакрепляют порядок их формирования, построения, функционирования общественныхорганизаций, а также права, обязанности ответственность членов этихорганизаций. Исполнение корпоративных норм обеспечивается самими организациями:их нарушение влечет за собой организационное наказание – исключение изорганизации, общественное порицание и т. д.
Под религиозными нормами понимаютсяправила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране ит. д.) либо установленные церковью. В средневековых и теократическихгосударствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественныхотношений, тесно переплетаясь с обычаями, морально и правом. В современныхсветских государствах религиозные нормы регулирует частную жизнь и внутренниймир верующего человека.
Правовые нормы – это правила поведения,установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственнонародом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силомгосударства.
Правовые нормы являютсясамым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современномобществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения –экономические, политические, социально-культурные и др. Совокупностьсуществующих в государстве правовых норм называется правом.
3.4 Типы и формысоциального контроля
Выделяется два типасоциального контроля:
— внутренний контроль илисамоконтроль;
— внешний контроль —совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.
В процессе самоконтролячеловек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его собщепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести.Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфересознания (помните, у З. Фрейда «Сверх-Я»), ниже которого расположена сферабессознательного, состоящего из стихийных импульсов («Оно» у З.Фрейда). В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться сосвоим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условиемколлективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него долженбыть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокийвнешний контроль.
Чем плотнее опекает своихграждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., темслабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешнийконтроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградациииндивидов как социальных существ. Пример: Россию захлестнул вал тяжкихпреступлений против личности, в том числе убийств. До 90% убийств, совершаемыхтолько в Приморском крае, являются бытовыми, т. е. совершаются в результатепьяных ссор на семейных празднествах, приятельских встречах и т. п. По мнениюпрактиков, подспудной причиной трагедий является мощный контроль со стороны государства,общественных организаций, партий, церкви, крестьянской общины, очень жесткоопекавших россиян практически все время существования российского общества — современ Московского княжества и до конца СССР. Во время перестройки внешнее давлениеначало ослабевать, а возможностей внутреннего контроля оказалось недостаточнодля поддержания стабильных социальных отношений. В итоге мы наблюдаем росткоррупции в правящем классе, нарушений конституционных прав и свобод личности.А население отвечает власти возрастанием преступности, наркомании, алкоголизма,проституции.
Внешний контрольсуществует в неформальной и формальной разновидностях.
Неформальный контрольоснован на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых,общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средствамассовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия —важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большойгруппе.
Формальный контрольоснован на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти иадминистрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаныхнормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях.
Осуществляют егообразование, государство, партии, средства массовой информации.
Методы внешнего контроляв зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые,косвенные. Пример:
ü  телевидениеотносится к инструментам мягкого косвенного контроля;
ü  рэкет —инструмент прямого жесткого контроля;
ü  уголовный кодекс— прямой мягкий контроль;
ü  экономические санкциимеждународного сообщества — косвенный жесткий метод.

Заключение
Функции, статусы и социальные ролиобразуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведениечеловека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становитсяносителем его культуры.
Социальные статусы и роликак средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многомпо-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые»научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальнымобразованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

Список используемойлитературы:
1.        Общая социология: учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2007.
2.        Козлова, О.Н.Личность – граница и безграничность социального. Учебник. — М.: Омега-Л, 2006.
3.     Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. –М.: ИНФРА-М, 2002.
4.        Парсонс, Т.Осоциальных системах- М., 2002.
5.        Эфендиева А.Г.Общая социология: учеб. пособие — М.: Инфра-М, 2002.
6.        Бабосов Е.М.Общая социология: Учеб. пособие для студентов и вузов. – Мн.: «ТетраСистемс»,2002.
7.     Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституционные основы государственного устройства РФ
Реферат Несимметричная многомаркерная кольцевая локальная сеть с буферами конечной емкости и ординарной дисциплиной обслуживания
Реферат Новый жанр публицистики
Реферат Hell Essay Research Paper HELL Hell
Реферат Витамины группы "В"
Реферат Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций
Реферат Дисгармония сексуальная
Реферат Monkey Island And Missing May Essay Research
Реферат А. С. Пушкина "Станционный смотритель" урок
Реферат Прагматика посвящения в паратексте французской литературной волшебной сказки XVII века
Реферат Богуславская Зоя Борисовна
Реферат Утилізація та знешкодження відходів Очисні споруди Усі міста з їхньою високою концентрацією
Реферат Взаимосвязь между субъектом и объектом познания
Реферат Yates
Реферат Совершенствование и развитие ценовой стратегии предприятия