Реферат по предмету "Социология"


Социальные проблемы современной сельской молодежи

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Магнитогорский государственный университет»
Социальныйфакультет
Кафедратеории и методики социальной работы
Социальныепроблемы современной сельской молодежи
Выпускнаяквалификационная работа по специальности
«Социальнаяработа»
Допустить кзащите:
Выполнила:
АралбаеваГ.Г.
студентка Vкурса ПДМ
социальногофакультета
в г. Сибай
Выпускнаяквалификационная
работазащищена:
канд. пед.наук, доцент
Оценка:
Научныйруководитель:
ИспуловаС.Н.,
Рецензент:
ПредседательГАК
Магнитогорск2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАКОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методысоциальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи РеспубликиБашкортостан
2.2 Анализ результатов эмпирическогоисследования
2.3 Программа «Молодежь Хайбуллинского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Молодежь —социально-демографическая группа с характернымидля нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальнымиценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического,культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Государственнаясистема социальной защиты молодежи должна обеспечить правовые и экономическиегарантии, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это,прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода отсвоей деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни, правона отдых и т. д. Для малоимущих групп населения — денежные дотации и натуральныевыдачи, причем помощь от государства должны получать не только те граждане, ктопо объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметьдостаточный доход для нормальной жизни.
Ведущая цельгосударственной системы социальной защиты молодежи — помочь молодым людям обрестичувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудомдобиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается нетолько и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении емувозможности самоопределиться, самоутвердиться.
Главной задачей государстваи общества в отношении молодежи является формирование условий, при наличиикоторых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готоваактивно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом игосударством.
Молодежь — субъект государственной политики,уникальный стратегический ресурс общества, который не должен быть толькообъектом воздействия со стороны государства и старших поколений. Молодежь — этогруппа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населениямаксимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальнойсреды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействийи испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении,профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальнымигарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежипсихологические особенности социализации лиц данного возраста. Указаннаяпроблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом егоиз первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыканияк различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Необходимым условиемвключения молодежи в общественную жизнь является развитие самоорганизациимолодежи, молодежного самоуправления. В наибольшей мере этому соответствуетсоздание и деятельность молодежных общественных объединений, участие в нихширокого круга социально активных молодых людей.
Целью настоящей работы явилось изучение социальныхпроблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой целибыли поставлены следующие задачи: изучитьнормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы ипотребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью.
Объект исследования: сельская молодежь.
Предмет исследования: социальные проблемы сельскоймолодежи.
Гипотеза: предполагается, что молодежная политика, в том числе всельской местности эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всестороннеучитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальнойжизни; более эффективной реализации молодежной политики способствуетпрограммно-целевой принцип работы.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизировананаучная литература по проблеме исследования.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистамиотделов по делам молодежи в сельской местности.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводовпо главам, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I.МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО — ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
 
1.1 Социальныйпортрет молодежи
 
Молодежь — этоособая социально-демографическая группа, переживающая период становлениясоциальной зрелости, положение которой определено социально-экономическимсостоянием общества.
Социальныеособенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимаетв процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не тольконаследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е.потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающиевнутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежныхпроблем.
Молодежь какстановящийся субъект общественного производства характеризуется также особеннымсодержанием личностной, предметной и процессуальной сторонконкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качествамолодежи связано со спецификой ее социального положения и определяетсязакономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условиябытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическоеединство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационныесущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивыхдетерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительностии мотивацию социальной деятельности (19; с.45).
Исследование проблем молодежиневозможно без определения понятия «молодежь», нахождения критериев обозначенияначала «границы молодежности». На поверхностный взгляд кажется, что здесь нетникакой проблемы и нет каких-то особых трудностей, все ясно. Визуально, безособых усилий человек может определить кто старый, кто молодой. Это,естественно, только на первый взгляд. При серьезном подходе к этой проблемеможно заметить, что понятие «молодежь» довольно расплывчатое. По этой проблеменет единства среди ученых. Каждый специалист, работающий в этой области,определяет возрастные границы по-своему. В условиях современной России наметилсяопределенный отход от методологии исследования молодежи с позиции еецелостности и монолитности (49, с. 46-49).
Молодежьхарактеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которыеопределяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежьимеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективнойсущности. Социальные особенности определяются специфической позицией, которуюона занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а такжеспособностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественныеотношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основецелого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь какформирующийся субъект общественного производства также характеризуется такжеособенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторонконкретно-исторического бытия. подобное проявление социального качествамолодежи связано со спецификацией ее социального положения и определяетсязакономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях (33;с.25).
В отечественномобществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельнаясоциально-демографическая группа.
Одно из первыхопределений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь –поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зреломвозрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другиесоциальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастныекатегории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» (4; с.73). Позднее болееполное описание было дано И.С. Коном: «Молодежь – это социально-демографическаягруппа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик,особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологическихсвойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологическиуниверсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальныйстатус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческуюприроду и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данномуобществу закономерностей социализации» (21; с.84).
В возрастнойпсихологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системыценностей, становление самосознания и формирования социального статусаличности. Становление социальной зрелости молодежи происходит под влияниеммногих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудовогоколлектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийныхгрупп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляетсобой жесткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфическиефункции в развитии личности.
По мнению большинства социологовРоссии, целостный процесс социализации молодежи объективно разграничивается наопределенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся наследующие этапы: подростки 15-18 лет: это срок окончания средней школы, ПУ;молодежь 18-24 лет: это такой отрезок времени, когда юноши или проходят военнуюслужбу в армии или вместе с девушками завершают обучение в вузе;«молодые-взрослые» 25-29 лет: этот период в социологии обозначается как «важнаяграница» молодости и характеризуется тем, что молодое поколение на данном этапежизни окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества(49; с.53).
Каждому из этих временных этапов, каквидим, присущи свои определенные цели и задачи. В то же время объективно и то,что между возрастом и социальными возможностями человека в достижении этихцелей существует и зависимость, и тесная взаимосвязь. Тем не менее и ныневесьма актуальным остается целостный подход к изучению проблем молодогопоколения. Перед государством и обществом всегдабудут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодомупоколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономическиепроцессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи.Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и являетсяисточником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.
Исходя из социальныхпроблем, определяется государственная молодежная политика. Важной целью ееявляется помощь молодежи в адаптации к современным социально-экономическимусловиям. Несогласованность и непроработанность отдельных решений, касающихсямолодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляет негативные социальныетенденции в ее среде (42; с.37).
Развал Советского Союза, продолжающийсяи углубляющийся социально-экономический кризис в конце XX — начале XXIвв. поставили российскую молодежь в исключительно сложную ситуацию. Этосерьезно беспокоит общество и, естественно, требует более пристального вниманияк молодежной проблематике и настоятельно диктует необходимость разработки ипринятия закона о молодежи и разработки на ее основе такой политическойстратегии, которая всесторонне и полно учитывала бы современные ее потребности,интересы и ценностные ориентации. Молодежная политика эффективна и жизненналишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современноеположение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни.Жизневостребованность молодежи зависит не только от учета современныхпотребностей, интересов ее, но и от непременного учета основных направлений итенденций развития. А это можно реализовать, руководствуясь достижениямисовременной социально-педагогической науки.
Отчетливо прослеживается тенденциярасширения десоциализации, маргинализации молодого поколения. За последние годыв стране увеличивалось количество молодых людей, ведущих асоциальный,аморальный образ жизни в силу различных, как объективных, так и субъективныхпричин. К ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональныенищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. Хотябольшинство из них стремятся быть социально-полезными гражданами, но в силусложившихся в российском обществе условий не могут ими стать. Происходитлюмпенизация и наказание в исправительных трудовых колониях (49; с.55-60).
В настоящее время нельзя ограничиватьсялишь констатацией экономического кризиса в России, а крайне важно критическианализировать его пагубные воздействия на все сферы социальной жизни, преждевсего духовную. Сегодня в России идет процесс социальной деградации общества:разрушение образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности. В странебезудержным способом распространяются такие патологические явления, как криминализацияобщества, пьянство и алкоголизм, наркомания, безработица, обнищание населения.Самое тревожное состоит в том, что Россию захлестнула волна нравственныхдеградаций. Это, прежде всего, коснулось молодежи. Сейчас врачей-психиатровтревожит распространение среди молодого поколения психических заболеваний,шизоидных и истерических отклонений, неврозов и т.д.
Социальной деградации прежде всегоподвергается молодежь. В списке расходов нынешней школьной молодежи на«духовную пищу» приоритетными являются аудио и видеозаписи. Ныне телевидениеформирует у молодежи неадекватное, искаженное восприятие окружающей насреальной действительности. Засилье теле-видео продукции фильмами и передачами,до предела наполненными сценами насилия, жестокости, оказывающими разрушающеевлияние на сознание детей и подростков, тревожит российскую общественность.
В настоящее время все без исключения каналытелевидения заполнены праздничными шоу, карнавалами и шумными презентациями.Все это приучает молодежь к легкой, беспроблемной жизни. Насыщенность каналовтелевидения «легким» несерьезным жанром отучает российскую молодежь отповседневного умственного труда в сфере духовности, отвлекает ее от серьезной работыпо изучению истории отечества, богатой русской литературы и искусства. Было быисключительно своевременно и хорошо, если бы давали объективную информацию осерьезных проблемах России, пропагандировали трудовой образ жизни, формировалиу молодежи устойчивое убеждение о невозможности добиться успехов без напряженноготруда во всех сферах социальной жизни.
Сегодня в Российских средствах массовойинформации много разговоров относительно утверждения в обществе права на«свободу выбора». Конечно, высшим благом является свобода и человек долженделать свободный выбор. Но это может сделать только духовно зрелый человек,этого не может сделать незрелый, неподготовленный к взрослой жизни подросток июноша. К тому же их положение в сегодняшней России осложняется тем, что«свобода выбора» происходит в ситуации тотальной агрессии западной, и преждевсего американской массовой культуры, ориентирующей молодежь делать выбор междуподлостью и пошлостью (49; с.45-48).
Развал устоявшейся системы воспитания иобразования привел к утрате жизненных ориентиров, целей и духовных идеалов уподростков. Ныне молодыми людьми в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательномутруду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. Сегодня всистеме нравственных приоритетов у молодежи доминирующее место заняли «культуспеха». Естественно, успех сам по себе не несет ничего плохого, наоборот; инициируетстремление к развитию личности, открывает в человеке новые возможности. Носамое прискорбное заключается в том, что в сознании у нынешнего поколениягосподствует психология обогащения, причем обогащения без труда, приложенияусилий.
Усиление влияния криминогенности намолодежь приводят к серьезным изменениям в ее сознании и поведении. Преждевсего, трансформируется ее социальное самочувствие. В нем доминируют чувствоопасности и страх в связи с ростом молодежной и подростковой преступности.Разочарование в жизни, чувство страха, которое все более и более растет средимолодежи, способствуют усилению тенденций суицида среди юношей и девушек. Впоследнее время в молодежной среде падает ценность жизни. Растет количествосамоубийств. По данным социологических исследований, основными причинами суицидасреди молодежи выступают безработица, семейные неурядицы, увлечение алкоголем инаркоманией (49; с.121-122).
Другая проблема, которая вызываетозабоченность российского общества — увлечениемолодежи потреблением алкоголя и ее наркотизация. В настоящее время срединаселения с каждым годом возрастает страх и беспокойство за судьбуподрастающего поколения. По мнению многих социологов, психологов причинойувлечения молодежи наркотиками, алкоголем является стремление уходить отреальной жизни, растущее отчуждение в обществе и, в частности, отчуждениемолодежи от своего ближайшего окружения. В сегодняшней российской реальности неимоверномного причин и поводов для разочарований, неуверенности. Они вызываются многимисоциальными и психологическими факторами, прежде всего, как уже об этом не разговорилось, ростом безработицы среди молодежи. Сегодня молодым людям труднонайти работу. Это не просто даже тем, кто имеет высшее образование, не говоряуже о тех, кто не смог поступить в институт. Молодые люди, не выдержавтрудностей, желая хоть на время забыться, встают на путь употреблениянаркотических веществ, изменяющих психику, вызывающих желаемое состояниеэйфории.
Социальная опасность этих отклоненийсостоит в том, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не умея предвидетьсоциальные, физиологические последствия проституции, алкоголизма, наркомании,не считают их отклонениями от нормы. Массовое распространение их создает уподростков иллюзию нормального поведения, и это, в конце концов, приводит кформированию особой подростково-молодежной субкультуры со своими «нормами»,разрешающими делать все, что захочется, и минимальными табу на подобиеворовских «законов», запрещающих «предавать своих» (24; с.45).
В ближайшее время государству, обществув целом необходимо сосредоточиться на борьбе с этими отклонениями, чтобы они нестали «нормой» образа жизни российской молодежи.
От уровняразвития молодежи — физического, умственного, от ее образованности, уровнясознания, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т. д.зависят ее возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад всоциальный прогресс. Развивать молодежь — значит усиливать инновационный,творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста,накапливать силы для ускоренного выхода России из тяжелейшего положения. Оттого, насколько широко и глубоко молодежь интегрирована во все сферы жизни общества,насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, иобщества в целом.
Молодежь — однаиз самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. По советуЗапада, Россия подвергла себя безответственному эксперименту, реализовалабездумно так называемую «шоковую терапию», что привело к разрушению экономики имассовому обнищанию населения.
В обществе крайненизок престиж образованности, профессионализма, духовности и нравственности.Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность,неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов», к уходу в «частнуюжизнь» и в «никуда».
Переход крыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлениюзначительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровняподрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистовс высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов особеннорезко сказывается на трудоустройстве девушек. Актуален вопрос о физическомвыживании научной интеллигенции.
Правильнаяобразовательная молодежная политика является залогом стабильности общества.Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытияспособностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном,нравственном и физическом развитии. Должна быть обеспечена востребованностьнародным хозяйством знаний и талантов (16; с.47-48).
Серьезное беспокойствовызывает уровень здоровья подрастающего поколения. Причем каждое следующеепоколение менее здорово, чем предыдущее. Острие проблемы здоровья населенияперемещается от старшего поколения к младшему, в сферу детства и молодости. Наповестке дня — сохранение генофонда нации, вопрос ее физического выживания.После революции, во время первой волны беспризорности, генофонд нации был болееили менее в порядке. Сегодня у многих беспризорников задержки в развитии, «младенческийинтеллект».
Решение возникающих в молодежной сфересоциальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы,разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

1.2 Формы и методы социальной работы с сельскоймолодежью
Социальная работа среди молодежирассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономическихусловий развития каждого молодого человека, способствующая социальномустановлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участияиндивидов в жизни общества.
Молодежь, являясь наименее социальнозащищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства.Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуетсяоказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов.
Одним из основныхнаправлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежиявляется содействие занятостиюношей и девушек. Оно реализуется черезпрофессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству спомощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест,консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда,общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест(16; с.37-39).
Профессиональная подготовкабезработных осуществляется на базе комплексного центра социальногообслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которыежелают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место напредприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный периодобучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменоввыпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействиязанятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Даннаяформа эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющимивозможности обучаться в учреждениях профессионального образования.
Важным направлениемдеятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа,которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективныхформ. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовыхплощадокдля молодежи по месту жительства. Здесь специалист посоциальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучаетюношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.
В каждом конкретном случаеспециалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечениипсихотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга поинтересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).
Содержание работыспециалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных подстражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и ихсемьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебныхпроцессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым,либо направляют отчет о проделанной работе.
Содействует формированиюдуховно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическоенаправление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов поделам молодежи. Социально-клубные учрежденияпредоставляют разнообразныепо форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развитиядуховно-нравственных ориентиров молодых людей.
Основным назначениемданного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека кпознанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ,услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющимсодержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести:обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональноесамоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе,формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательногодосуга молодежи.
Учреждение организуетработу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельностьосуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам(студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работыподростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальнойработе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ,рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалистымогут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим(методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся попрограммам одной тематической направленности или комплексным, отражающимразличные направления деятельности подростково-молодежного клуба(21; с.27-28).
Содержание и формыдеятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуютпреодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия дляразвития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которомуприсущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учрежденийорганов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастныйсостав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могутвходить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничестворазных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта,традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решениювозникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежиформировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии,взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основеиндивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий можетдобровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказываетсявсем нуждающимся молодым гражданам.
Одним из основных направленийдеятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействиезанятостиюношей и девушек. Оно реализуется через профессиональнуюподготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующихформ: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи иработодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ,временного трудоустройства, квотирования рабочих мест(25; с.67-68).
Профессиональная подготовкабезработныхосуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи.Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию.Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города дляпрохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет тримесяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получаютсвидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, гдеспециалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна вработе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможностиобучаться в учреждениях профессионального образования.
Специалисты учреждений органов по деламмолодежи оказывают психологическую, педагогическую, социальную, правовую имедицинскую помощь детям, подросткам и молодежи, а такжеконсультативно-методическую помощь родителям, специалистам инспекций по деламнесовершеннолетних. Проводятся групповые занятия и тренинги по наиболее сложнымпроблемам молодежи, разрабатываются и внедряются коррекционно-развивающиепрограммы, организуется психологическое просвещение населения, издаютсяметодические пособия и методические рекомендации. Учреждения органов по деламмолодежи сотрудничают с ЗАГСами, кабинетами планирования семьи, с военкоматами,образовательными учреждениями, подростковыми медицинскими кабинетами,инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д.
Создаваемые органами по делам молодежиучреждения, в том числе социально-реабилитационные центры для подростков имолодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центрыпрофессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иныеучреждения органов по делам молодежи предоставляют социальные, правовые и иныеуслуги несовершеннолетним и молодежи (53; с. 78-80).
Важным направлением деятельностисоциальных учреждений является социально-профилактическая работа, котораяреализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистами отмечается эффективностьвнедрения коллективных формработы с безнадзорными подростками.Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, вусловиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнемоздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межличностныхотношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется черезпредъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любогоколлективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребятазакрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во времяработы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения идобивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своегоотряда(16; с.25).
Социально-профилактическая работаорганизуется также с помощью дворовых площадокдля молодежи по местужительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализуетразличные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческойдеятельности.
Программа социальной реабилитациивключает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документовдля регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинскогополиса и т. д.
В каждом конкретном случае специалистыпо социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтическойи медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных,спортивных клубов и т. д.).
Содержание работы специалистов посоциальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гудав следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями.Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, гдепредоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляютотчет о проделанной работе (25; с.34).
Содействует формированиюдуховно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическоенаправление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органовпо делам молодежи. Социально-клубные учрежденияпредоставляют разнообразныепо форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развитиядуховно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данногоучреждения определен инструктивным письмом Министерства образования РоссийскойФедерации от 1 ноября 2002 г. № 5 «О подростково-молодежных клубах органов поделам молодежи» (27; с.75).
Основным назначением данного учрежденияявляется развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству,реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи,общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельностиподростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий дляличностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределениеюношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формированиеобщей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.
Учреждение организует работу сподростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельностьосуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам(студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работыподростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом посоциальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ,рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалистымогут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим(методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся попрограммам одной тематической направленности или комплексным, отражающимразличные направления деятельности подростково-молодежного клуба.
Содержание и формы деятельностиспособствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условиядля развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которомуприсущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учрежденийорганов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастныйсостав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могутвходить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничестворазных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта,традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решениювозникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежиформировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии,взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основеиндивидуального подхода в работе с каждым человеком.
Государственный комитет по деламмолодежи Республики Башкортостан, видоизменив и усовершенствовав сохранил популярныееще с комсомольских времен такие традиционные соревнования, как «Золотаяшайба», «Кожаный мяч», «Плетеный мяч», «Белая ладья», «Чудо шашки», «Веселыйдельфин», «Лыжня румяных» и т. д. (18;с.52-54).
Одной из главных проблем молодыхявляется трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход крынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономическойактивности людей, формирование готовности и способности молодого поколения житьи работать в новых условиях.
 
Выводыпо главе I
Молодежь составляет вобществе особую группу, для которой еще не завершена первичная социализация, вто же время молодое поколение является стратегическим ресурсом страны. Этим иопределяется необходимость государственной поддержки молодежи, решения ее социально-экономическихпроблем по месту учебы, работы и жительства. Роль органов государственнойвласти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан состоит всоздании механизмов, снижающих влияние негативных факторов на социализациюмолодежи и укрепляющих воздействие на нее позитивных тенденций. Государственнаяподдержка молодежи должна быть ориентирована как на привлечение дополнительныхисточников финансирования, так и на адресное распределение и эффективноеиспользование средств, выделенных на указанные цели из бюджета. Необходимоподготовить молодежь к широкомасштабному участию в общественной жизни,мобилизовать ее энергию и потенциал на созидательное участие в жизниреспублики.
Молодежь — это возраст, когда происходит «второе духовное рождение»,делающее молодых самостоятельными лицами. Особенностью молодого поколениявыступает то, что оно занимает весьма динамичное промежуточное положение междупериодом «подростковым» и «взрослым», отличающееся неустойчивостью характера,эмоциональностью и самонадеянностью.
Молодежь меньше других слоев,социальных и возрастных групп обременена старыми идеологическими стереотипами имифами. Она в отличие от старшего поколения легче, безболезненно можетотказаться от всего отжившего, отстоявшегося. Именно ее нужно готовить жить иработать в условиях цивилизованно обустроенного рынка в будущем. Это обстоятельствотребует кардинальных преобразований в системе образования, совершенствованияфилософии воспитания подрастающего поколения, разработки новой идеологии и политикиего социализации.
Немаловажной проблемой сегодня являетсяразработка целостной концепции государственного развития. Составной частьюдолжна стать научно-обоснованная, хорошо выверенная молодежная политика. Государстворешение всех задач молодежной политики не может взять только на свои плечи, ипоэтому львиную долю их передает в руки тех общественных организаций и объединений,которые способны реализовывать свои задачи более эффективно и быстро. Но приэтом государство должно обратить особо пристальное внимание на разработкуспециальных программ, создание особых механизмов и принципов для осуществлениямолодежной политики. На наш взгляд, программно-целевой принцип будетспособствовать более эффективной реализации молодежной политики. Эти целевыепрограммы, механизмы и принципы должны быть разработаны во всех городах икрупных населенных пунктах.
Для активной интеграции молодежи вединое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима,с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так иидеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, тоесть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельностьмолодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциалмолодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения косвоению новых технологий, развитию новых идей.

ГЛАВА II.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ/>
 
2.1Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан
Положение молодежи вобществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как вомногом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая болеетрети населения республики, – это большая социальная группа, требующая активнойподдержки со стороны государства. Социально-демографическая ситуация всовременном российском обществе характеризуется сокращением рождаемости,преобладанием смертности над рождаемостью, высокой младенческой смертностью,возрастанием числа разводов и т.д. Многие проблемы социально-демографическогоразвития российского общества характерны и для нашей республики.
Принятый 12 ноября 1991 г. в РеспубликеБашкортостан (РБ) закон «О молодежи» заложил первую борозду в целину молодежнойполитики в России. В целях реализации этого закона в этом же году был созданГосударственный комитет РБ по делам молодежи. Ныне он преобразован в Управлениепо делам молодежи при Совете Министров республики. Этот государственный органосуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сферегосударственной молодежной политики. В настоящее время среди 75административно-территориальных образований Башкортостана отделы (управления икомитеты) по делам молодежи существуют при 72 администрациях. Дальнейшее развитиеструктуры органов по делам молодежи связано с введением должностей специалистовпо работе с молодежью в штаты органов местного самоуправления, хозяйств и предприятий(18; с. 45-47).
К началу 2008 г. в 30 районах и городахреспублики работало около 130 специалистов этого профиля. В настоящее времязакон «О государственной молодежной политике» существенно обновлен. С учетомпроизошедших изменений во всех сферах социальной жизни, а также накопленногоопыта работы с молодежью в этот закон были внесены серьезные корректировки идополнения.
При разработке молодежной политики в РБбыли учтены две группы особенностей, присущие молодежи. Во-первых, все подрастающеепоколение, вступая во взрослую жизнь, на рубеже смены поколений формирует всебе образ будущего, несет ответственность за самосохранение и развитиеобщества, за преемственность истории и культуры народов, этносов, составляющихего (30; с.38).
В молодежной политике Башкортостаначетко и ясно выражена идея о том, что именно подрастающее поколениеответственно за сохранение и дальнейший расцвет народа как культурно-историческойобщности, за дальнейшее совершенствование и приспособление его образа жизни кусловиям современной цивилизации. Во-вторых, в период вступления молодогопоколения во взрослую жизнь у нее в силу объективных причин не сразуформируются ценностные, духовно-нравственные ориентиры. Нередко недостатокжизненного опыта у молодежи при принятии ею серьезных и ответственных решений приводитк непростительным ошибкам. Как свидетельствует история многих государств, этапроблема еще более усугубляется, осложняется в условиях революционныхпереворотов, кардинальных реформ и трансформации традиционного общества, когданеопытная молодежь, не успев усвоить старые, устоявшиеся в обществе ценности,которыми руководствуется старшее поколение, полностью не принимает на вооружениедалеко непонятные ей, неопределенные новые ценности и духовно-нравственныеориентиры. В новой политике, предлагаемой современной молодежи в республике,учтены эти нюансы и обстоятельства и предложены конкретные механизмы и путисохранения всего ценного из опыта старшего поколения. В настоящее время вреспублике проводится масштабная работа по вооружению подрастающего поколениясистемой ценностей и ориентиров, адекватной требованиям современнойцивилизации.
В результате принятия этого закона вреспублике значительно укрепилась правовая и социальная защищенность молодыхграждан, их организаций и объединений. За годы функционирования его в республикесоздана система социально-экономической поддержки молодежи. Это прежде всегокасается создания условий для решения жилищной проблемы молодых семей. С 1994г. в Башкортостане молодым малообеспеченным семьям, например, предоставляется льготнаявозвратная ссуда.
Государственный комитет РеспубликиБашкортостан по делам молодежи, опираясь на законы и правовые акты, принятые запоследние годы, делает немало для обеспечения трудовой занятости молодых людей.В республике безработица среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет с каждымгодом сокращается (18; с.67-68).
Работа по организации занятости и трудоустройствамолодежи в Республике Башкортостан проводилась по следующим направлениям.
Проведены специализированные ярмаркивакансий рабочих мест, акции «Дни карьеры». Всего в данных мероприятиях принялоучастие более 50 тыс. молодых людей. Среди них были учащиеся и выпускникиучебных заведений, с которыми специалисты отделов по делам молодежи и центровзанятости населения проводили тестирования по профориентации. Кроме того, былиорганизованы собеседования с работодателями, оказаны консультационные услугиспециалистов службы занятости и работодателей, проводились компьютерныетестирования.
Для поддержки молодежногопредпринимательства начиная с 2000 г. под патронажем Госкоммолодежи РБ создан идействует Республиканский центр содействия молодежному предпринимательству. В2003 г. Республиканский центр содействия молодежному предпринимательствупроводил работу по развитию и поддержке молодежного предпринимательства:проводились консультации, оказывалось содействие при разработке бизнес-планов,обеспечивалось участие в выставочной деятельности. Центром ведется и постояннообновляется реестр молодых предпринимателей, в котором представлены данные о 3 217молодых предпринимателях и 107 молодежных предприятиях. В 2008 г. количествообратившихся в центр и получивших консультации по вопросам малого бизнесасоставило 633 человека.
Разработаны предложения по созданию вгородах и районах республики информационно-консультативных центров для молодыхпредпринимателей на базе библиотек. Создание таких центров позволит значительнорасширить работу по развитию молодежного предпринимательства (18; с. 98).
В целом работа в сфере трудоустройствамолодежи в дальнейшем должна строиться как на основе традиционных методовработы, так и с использованием инновационных технологий. Помимо трудоустройстваи организации рабочих мест, большое внимание необходимо уделятьпрофориентационной работе с молодежью, работе с выпускниками школ, развитиюмолодежного предпринимательства на селе.
Сегодня можно констатировать, что частьучреждений осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне. Вкачестве примера можно назвать, центр психологической помощи «Доверие» Комитетапо делам молодежи администрации г. Салават, Баймакский региональный центрсоциально-психологической помощи семье, детям, молодежи. В основефункционирования этих учреждений лежит четко сформулированная концепцияразвития и направления этой важнейшей работы. Содержательная ее часть определенас учетом социальной потребности и интересов. Специалисты регулярно проводятанализ социальных проблем подростков и молодежи региона, вся работаспециалистов имеет серьезное научно-методическое обоснование (13; с. 64-65).
Анализ молодежных проблем показывает, чторабота специалистов, социально-психологической помощи востребована, сегоднястоит вопрос о ее качестве и необходимости четкого определения направленийдеятельности каждой из служб, исходя из ситуации, сложившейся в конкретномрегионе, и, конечно же, образования, специализации и квалификации специалистов.В Республике Башкортостан в ведении органов помолодежной политике действует 40 социально-психологических центров и служб, 13кабинетов планирования семьи, 9 клубов «Молодой семьи».
Также в рамках реализации федеральнойцелевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» молодым семьям имолодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности,оказывается господдержка в виде предоставления субсидий в размере 70% отрасчетной стоимости жилья. Субсидии могут быть использованы на приобретениежилья на вторичном рынке, на строительство жилого дома или на приобретениежилья в долевом строительстве, а также на уплату первоначального взноса или напогашение основного долга при ипотечном кредитовании. Данную поддержку в 2008 г.получили 722молодые семьи и молодых специалиста (18; с. 53).
За время реализации Республиканскойпрограммы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшениижилищных условий, на 2003-2010 годы, утвержденный постановлением ПравительстваРеспублики Башкортостан от 25 марта 2003 года № 80 36 молодых семей получилисубсидии по списанию части задолженности по кредитным договорам на сумму более1,758 тысяч рублей, а жилищные условия улучшили более 90 молодых семей имолодых специалистов. В рамках реализации программы в каждом сельском поселениипоявились специалисты по работе с молодежью. Была активизирована пропагандаздорового образа жизни среди подростков и молодежи района (49; с. 201-203). Программанаправлена на создание условий для интеллектуального и физического развития,формирования нравственной устойчивости, социальной активности,самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколенияБашкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развитияреспублики и гражданского общества.
В Хайбуллинском районе проживает 32750человек, численность молодежи района составляет около 8000. На территорииХайбуллинского района расположено 55 общеобразовательных школ, из них — 27средних, 11 основных, 17 начальных, где обучаются более 5000 учащихся, а такжефункционируют профессиональное училище № 110, Акъярский горный колледж им.Тасимова. Действуют учреждения дополнительного образования: дом детского творчества,станция юных техников, детская юношеская спортивная школа, школа искусств.Ежегодное поступление в ВУЗы составляет в среднем 37,4 % от общего числавыпускников.
В настоящее время в ведении комитета поделам молодежи района находится муниципальное учреждение«Молодежно-подростковый клуб «Нур». Основной целью работы подведомственногоучреждения, является организация работы по месту жительства, привлечение детейи подростков к культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе.Учредителями клуба является администрация района согласно постановлением № 197от 25 июня 2003 года. Клуб работает в таких направлениях каксоциально-психологическая помощь подросткам «группы риска», школа выживания(краеведение, экология), спортивное (мини-футбол, туризм, шашки, шахматы),«Умелые руки», «Музклуб», курс этикета, художественная студия, клуб творчествамолодых инвалидов.
В 2004 году клуб посещало 104 ребенка,2005 году -138 детей, 2006 году — 154 детей и подростков, в 2007 — 186 детей,подростков и студентов Акъярского горного колледжа, профессионального училища.Одной из важнейших задач педагогов-организаторов и социальных педагоговявляется работа с «трудными детьми», состоящих на учете. Основной возрастпосещающих это подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Особое внимание уделяетсядетям из многодетных и малообеспеченных семей, детям из социального приюта длядетей и подростков «Карлугас» и детей-инвалидов. Спортивная, оздоровительнаяработа в клубе проводится под девизом «Пропаганда здорового образа жизни», гдеведется работа по целому комплексу спортивных мероприятий, акций, игр, викторин(55; с.79-83).
Система мероприятий по поддержкемолодых семей, проводимые комитетом по делам молодежи и специалистами по работес молодежью включает в себя:
— консультации по вопросам реализации федеральныхи республиканских целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года», попрограмме «Жилище»;
— тематические мероприятия(тематический конкурс «Молодая семья»);
— вовлечение в спортивные мероприятия(по национальной борьбе «Куреш», мини-футбол и т.д.);
Реализация программы предусматриваетсоздание и использование централизованных механизмов осуществления молодежнойполитики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространениена республиканском и муниципальном уровнях. Районная программа молодежнойполитики «Молодежь Хайбуллинского района» на 2007-2010 годы, это основарайонной молодежной политики механизмы ее реализации, в том числе — выработкаосновных программных мероприятий, возможно за счет комплекса мер по созданиюусловий для более полного включения молодежи в общественную жизнь иодновременного воспитания патриота и достойного гражданина РеспубликиБашкортостан.
 
2.2 Анализрезультатов эмпирического исследования
В основе работы учреждения «Молодежно-подростковый клуб «Нур» лежит четко сформулированная концепция развития,направления работы выбраны с учетом социальной потребности. Специалистырегулярно проводят анализ социальных проблем подростков и молодежи района,работа специалистов имеет серьезное научно-методическое обоснование.
Был проведен социологическийопрос молодежи района. Для этого была разработана анкета, состоящая из 22вопросов, касающихся темы исследования. В анкетировании принимали участие 145 человек. макет анкетыпредставлен в приложении.
Основные выводы по результатам исследованияследующие.
Основные проблемы – жилье для молодежи,организация молодежного досуга, молодежная занятость и безработица, проблемыобразования молодежи. Рассмотрим эти проблемы более подробно.
Проблема жилья для молодежи – это,прежде всего, проблема закрепления и привлечения молодых специалистов всельскую местность. Но эта проблема на селе практически не решается, по крайнеймере, существует проблема слабой информированности населения о ходе ее решения.
Большая часть молодежи проводит свойдосуг неорганизованно, бесцельно. Это связано, прежде всего, с плохимматериально-техническим оснащением учреждений культуры и платностьюпредоставляемых услуг. Одно из решений этой проблемы – в развитии молодежных идетских общественных организаций, тем более, что они имеют значительныйвоспитательный потенциал.
Остро на селе стоит вопрос с развитиемсельского здравоохранения, что в частности приводит к отсутствию профилактики иросту заболеваемости в молодежной среде. Однако, несмотря на многочисленныепроблемы в сельской местности края, отрадно заметить, что больше половиныучастников исследования 55% не собирается менять свое место жительства нагород, будет продолжать жить и трудиться на благо родного села.
Поистине национальнойугрозой становится проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не толькосокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но ипреобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населенияначинается при двух детях в семье. Согласно опросу, 51,0% молодых людей ввозрасте от 17 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 18,0% — одного ребенка, итолько 11,2% — троих детей, 6,5% вообще не хотят иметь детей. Молодежь называеттакие причины нежелания иметь более одного ребенка: материальные затруднения,необходимость завершить учебу, жилищные проблемы.
В результате исследованийвыяснилось, что для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет жизненными приоритетамиявляются любовь, дружба, высокие доходы, а в системе ценностей 23-30-летнихдоминируют дети, семья и брак, любовь. Однако декларирование значимости семьи,брака и детей не всегда находит отражение в реальном поведении молодых.Неполные семьи, незарегистрированные браки, внебрачная рождаемость становятсясегодня социальной нормой.
В нынешних условияхмолодежь ориентирована на материальные ценности, и поэтому главный мотив ееустройства на работу – необходимость удовлетворения материальных потребностей.Это свидетельствует о падении социальной значимости труда. Согласноисследованиям, 41,0% молодежи работает по найму на постоянной основе, 33,0%учатся, численность молодых предпринимателей составляет около 2,0%, не имеютпостоянной работы и не учатся около 24% молодежи.
Результаты исследования показывают,что получение образования является важным для 53,0% опрошенных молодых людей,отчасти важно для 32,1%, повышение квалификации в значительной степени важнодля 41,2%, а отчасти значимо для 38,8% юношей и девушек.
При этом современнаясоциально-экономическая ситуация такова, что система профессиональногообразования не гарантирует получения желаемой работы по профессии.Неуверенность части молодых людей в том, что они смогут устроиться навысокооплачиваемую работу, соответствующую их уровню образования, приводит кразличным социальным патологиям в молодежной среде. По данным опроса, около30,0% молодых людей ощущают подобную неуверенность.
Потенциальная возможностьпотерять работу уменьшается с получением более высокого уровня образования. Изчисла тех, кто имеет начальное профессиональное образование, боятся потерятьработу 51,2%, со средним специальных образованием – 46,9%, лица с высшимобразованием – 33,6%. Однако предпринимательство как вид деятельности,приносящей дополнительные доходы, для 59,7% молодежи не представляет интереса всвязи с отсутствием должных условий для занятия им. Особую тревогу вызываетутрата молодежью такой ценности, как профессионализм. По результатамисследований, 61,4% молодежи после обучения вообще не работали по специальности,30,3% работали по специальности, но в настоящее время оставили эту работу, итолько 8,2% молодых людей в настоящее время продолжают трудиться поспециальности.
Анализ ситуации,сложившейся в молодежной среде, свидетельствует о том, что ослабление вниманияобщества к проблеме организации свободного времени подростков и молодежи ведетк негативным последствиям: 66,8% молодежи всем видам активного организованногодосуга предпочитают общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотртелевизора, компьютерные игры. По данныммониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения средимолодежи являются встречи с друзьями. Желание общаться, времяпрепровождение вкругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельныйвес в досуге молодежи занимает просмотр телепередач и видеофильмов. Наиболеепопулярны в рейтинге досуговых мероприятий — отдых на природе, хобби, посещениекинотеатров, концертов, театров. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4,2%молодежи.
Предпочтения в сфере досуга зависят отполовозрастных критериев. Для девушек более характерен пассивный отдых – чтениекниг, журналов, прослушивание музыки, они занимаются домашним хозяйством,шитьем, чаще проводят время дома в кругу семьи.
Жизненная позиция молодых людей болееактивна. Свободное время для них, как правило – это способ отдохнуть,расслабиться. Они чаще девушек проводят время с друзьями, занимаются спортом,играют в компьютерные игры или на игровых автоматах, проводят время на природе.Но стремление общаться, посещать дискотеки, учиться и узнавать новоесвойственно обоим полам.
При анализе возрастных характеристик, висследовании выделяются возрастные подгруппы молодежи. Необходимо отметить, чтоэти категории условны и проецируются в обобщенном виде на социум, но существуюти исключения, так как многое зависит от индивидуальных характеристик подросткаи от его жизненной ситуации.
Молодежь старшей возрастной категориидля содержания своей семьи вынуждена подрабатывать – этому посвящает своесвободное время 15,6% молодых людей 25-30 лет, 24,2% — 20-24 лет, и только4,1%- 14-16 лет. Занятиям на компьютере посвящает свое свободное время восновном учащаяся молодежь возраста 14-16 и 20-24 лет. В свою очередь проводитьдосуг с семьей предпочитает 51,6% молодых людей старше 25 лет, как правило,состоящих в браке и только 22,7% — 14-16 лет. Молодежь старше 25 лет отличаетжелание и возможность отдыхать на природе.
Посещение дискотек – это своеобразнаяотличительная черта молодежи возраста 14-19 лет. Так проводят свой досугпорядка 30% молодежи этого возраста и только 5,6% — тех, кому 25-30 лет.Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятиехобби. В большинстве случаев за любимым занятием проводят свой досуг молодежь ввозрасте 14-16 лет (23,8%). Очень часто к этой категории относятся подростки,которые посещают школы дополнительного образования, кружки, секции. В то времякак среди молодежи старших возрастных категорий занятие хобби в структуредосуга занимает значительно меньшую долю.
Характер проводимого молодежью досугаво многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационнымисточником для большинства молодых людей является телевидение (87,4%). Второйпо популярности источник получения информации в молодежной среде – газеты, ихчитает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующуюего информацию, слушая радио (34,1%), каждый пятый – от родственников и друзей (21,1%).Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированныежурналы и Интернет (8,8% и 6,2% соответственно). Эти источники не так популярныскорее из-за достаточной дороговизны журналов и отсутствия свободного доступа ксети Интернет и необходимых технических ресурсов у большинства молодежи. С возрастоминтерес молодежи к телевидению, Интернету, журналам не меняется, зато, в связис вступлением в период активной социализации, ростом интереса к социальной,политической жизни общества, значительно увеличивается доля молодежи, читающейгазеты.
 
2.3Программа «Молодежь Хайбуллинского района»
Программа «Молодежь Хайбуллинскогорайона» на 2007-2010 годы (далее — Программа)является продолжением Программы «Молодежь Хайбуллинского района» на 2004-2006годы, которая направлена на создание условий для интеллектуального ифизического развития, формирования нравственной устойчивости, социальнойактивности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодогопоколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономическогоразвития республики и гражданского общества.
Положение молодежи в обществе являетсяодним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этогозависит будущее. Молодежь, составляющая более трети населения республики, — этобольшая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства.
В настоящее время введение комитета поделам молодежи района находится муниципальное учреждение«Молодежно-подростковый клуб «Нур». Основной целью работы подведомственногоучреждения, является организация работы по месту жительства, привлечение детейи подростков к культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе.Учредителями клуба является администрация района согласно постановлением № 197от 25 июня 2003 года. Клуб работает в таких направлениях каксоциально-психологическая помощь подросткам «группы риска», школа выживания(краеведение, экология), спортивное (минифутбол, туризм, шашки, шахматы),«Умелые руки», «Музклуб», курс этикета, художественная студия, клуб творчествамолодых инвалидов.
Система мероприятий по поддержкемолодых семей, проводимые комитетом по делам молодежи и специалистами по работес молодежью включает в себя:
— консультации по вопросам реализацииФЦП, РЦП «Социальное развитие села до 2010 года», по программе «Жилище»;
— тематические мероприятия(тематический конкурс «Молодая семья»);
— вовлечение в спортивные мероприятия(по национальной борьбе «Куреш», мини-футбол и т.д.);
Реализация программы предусматриваетсоздание и использование централизованных механизмов осуществления молодежнойполитики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространениена республиканском и муниципальном уровнях. Районная программа молодежнойполитики «Молодежь Хайбуллинского района» на 2007-2010 годы, это основа районноймолодежной политики механизмы ее реализации, в том числе — выработка основныхпрограммных мероприятий, возможно за счет комплекса мер по созданию условий дляболее полного включения молодежи в общественную жизнь и одновременноговоспитания патриота и достойного гражданина Республики Башкортостан. Срокдействия Программы-2007-2010 гг.
Основной цельюпрограммыявляется создание условий для интеллектуального и физического развития,формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельностии экономической самодостаточности молодого поколения, как стратегическогоресурса социально-экономического развития района и республики, дальнейшееформирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий длягражданского становления и социальной самореализации молодежи.
Для достижения цели требуется решитьследующие задачи:
1. Обеспечение межведомственнойкоординации в решении проблем молодежи;
2. Развитие инфраструктуры и укреплениематериально-технической базы учреждений молодежной политики;
3. Создание системы подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров, действующих в сфере молодежнойполитики.
4. Формирование здорового образа жизнимолодежи.
5. Обеспечение трудоустройства изанятости детей, подростков и молодежи.
6. Адресная помощь молодым семьям врешении жилищных проблем, укрепление института молодой семьи.
7. Развитие системы учреждений оказаниясоциально-психологической помощи семье, детям, молодежи,социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи.
Программа реализуется в следующихнаправлениях:
— развитие гражданской позиции,духовно-нравственной культуры и патриотизма в молодежной среде;
— социальная защита молодых граждан,укрепление института молодой семьи и повышение ее статуса, содействие в решениижизненных проблем и проблем трудовой занятости молодежи;
— правовое воспитание, повышениеэкономической культуры, конкурентоспособности;
— организация культурно-досуговойдеятельности и развитие творческого потенциала молодого поколения;
— укрепление здоровья, формированиездорового образа жизни;
— научно-методическое, информационное икадровое обеспечение реализации молодежной политики.
На базе клубов и центровполучила развитие работа по социальной реабилитации детей и подростков сограниченными умственными и физическими возможностями. Работники клубасовместно с обществом инвалидов организуют различные оздоровительные идосуговые мероприятия. Следует отметить, что работа в данном направлениитребует наличия в штате учреждения высококвалифицированных специалистов посоциальной работе. С 2003 года в Хайбуллинском районе на базе подростковогоклуба «Нур» введена ставка специалиста для работы с инвалидами и организованаработа клуба творчества молодых инвалидов.
Принимая во внимание прямуюзависимость состояния здоровья от образа жизни и физической активности,совместно с органами по делам молодежи администраций муниципальных образованийпланируется продолжение работы по пропаганде здорового образа жизни,направленной на мотивацию к активным занятиям физической культурой и спортом.Занятия физической культурой и спортом должны стать серьезной школой воспитанияу подростков и молодежи ценности здорового образа жизни. Они помогутзначительно повлиять на разрешение существующих социальных проблем, станутдейственным фактором профилактики девиантного поведения, табакокурения,алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Занятие физической культурой и спортом являются однимиз основных способов проведения молодежи своего свободного времени.
В этой связи работа государственныхорганов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает огромноезначение. Основные усилия физкультурных организаций направлены на организациюфизкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы среди работающей,учащейся и студенческой молодежи.
Уровень и количество сельских досуговыхмероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемостьмолодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, онибольше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют. Молодежьтрудится во всех сферах производства и сельского хозяйства. Среди них передовыемеханизаторы, водители, учителя-новаторы, медики и многие другие. Они, несмотряна экономические и финансовые трудности, с оптимизмом смотрят на будущее. Прирайонном доме культуры открыты клубы по интересам. Помимо традиционных вечеров,посвященных знаменательным датам, организуются различные конкурсы, викторины,игры, еженедельно проводятся мероприятия с участием молодежи.
Перед государством иобществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опытамолодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные иэкономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий длясамореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильностьобщества и является источником инициативы и развития всех сфер общественнойжизни.
Главной задачей государстваи общества в отношении молодежи является формирование условий, при наличиикоторых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готоваактивно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом игосударством.
Молодежь — субъектгосударственной политики, уникальный стратегический ресурс общества, который недолжен быть только объектом воздействия со стороны государства и старшихпоколений.
 
Выводыпо главе II
Знание истинного положениясегодняшней молодежи, ее наиболее актуальных социально-экономических проблем,поиск оптимальных путей их решения, оказание молодым помощи в выборе жизненногопути и обретении уверенности в завтрашнем дне — в целях решения этих и иныхвопросов необходимо осуществлять координацию деятельности образовательныхучреждений, организаций, республиканских органов государственной власти,органов местного самоуправления.
Применениепрограммно-целевого метода в решении проблем, характерных длямолодежно-подростковой среды, позволит добиться следующих результатов: обеспечитьадресность и контроль за инвестированием бюджетных средств в молодежнуюполитику;
выявить круг приоритетныхобъектов и субъектов целевого финансирования;
разработать и внедритьтехнологии решения актуальных проблем молодежи с участием ее самой; обеспечитьустойчивое развитие инфраструктуры, созданной в ходе выполнения Программы.
Проблема творческого подхода корганизации досуга молодежи это задача государственного уровня. Ее решениеимеет общегосударственное значение, поэтому надо уделять большое внимание навсех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном,личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничногоразвития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведениюдосуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей.
Задача общества игосударства сегодня —оказывать всемернуюподдержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активностьмолодежи в сторону общественных интересов и интересов государственногоразвития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечениядосуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного идетского досуга, здорового образа жизни.
Важно, чтобы в учрежденияхорганов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенныйна свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должнаосуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком.Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежнаяработа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулированииактивности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решениястоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на созданиельгот для молодежи. Это — адресная исистемная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств вмолодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемойи проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программымолодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный,долгосрочный и стабильный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная молодежная среда,являющаяся объектом воздействия со стороны политических институтов и структур,политических партий и объединений, функционирующих в обществе, представляетсобой сложный и противоречивый организм, отражающий все социально-экономическиеи политические тенденции развития современной России.
Молодежь — это социальная группа, наиболее восприимчивая и в то жевремя прагматично настроенная часть населения любого государства. Имеющиесяпроблемы модернизации российского общества, ее успехи и сложности интересуют иволнуют большую ее часть. Несмотря на многочисленные трудности повседневногобытия молодого поколения, возникшие за годы рыночных реформ, молчаливоеравнодушие к потребностям и интересам молодежи со стороны государства, она вцелом поддерживает и одобряет эти судьбоносные преобразования, осуществляемыена стыке двух столетий в России. Такое одобрительно-спокойное отношениемолодежи к разбегающимся социальным ценностям (бесплатное образование,медицинское обслуживание и др.), формальной свободе управляемой демократии,многому негативному, имеющему место в современной реформирующейся России,— это явление временное. Неоспоримостьэтой ситуации должно хорошо понимать, чувствовать нынешнее руководство Россиии, не откладывая в долгий ящик, начинать работу по разработке научно обоснованноймолодежной политики.
Основными ее задачами являютсяприобщение молодых граждан к участию в общественных и социально-экономических преобразованиях,совершенствование системы трудового, нравственного и патриотическоговоспитания, усиление социальной защиты подрастающего поколения. Каждый молодойчеловек в российском государстве должен иметь достойные условия длясамореализации, получения качественных знаний, отвечающих требованиям эпохи. Воснову современной молодежной политики государства должна быть заложена научновыверенная философия полноценной социализации молодежи. Решение этой задачи вусловиях трансформирующегося общества, сопровождающегося системными кризисами,требует фундаментальной коррекции идеологии воспитания молодежи. Эту работуследует начинать с основательного лечения самого общества, институтовсоциализации молодежи (семьи, системы образования и др.), обратив при этомособое внимание на мощную финансовую поддержку их со стороны государства.
Особое место в молодежной политикедолжны занимать вопросы, относящиеся к семейно-брачным отношениям, так каксоциально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являютсядвижущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости,рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы, проблемы воспитания исоциализации молодежи в семье требует от органов государственной власти болеевнимательного подхода к разработке современной семейной политики и главное — усиления финансово-экономической ееподдержки. При этом всегда нужно иметь в виду, что способ структурированиясемьи и действий индивидов в их повседневной жизни основан не только наограничениях и поощрениях в поведении согласно принятым традициям и политике всемье, он построен еще на функционировании таких институтов общества, как рыноктруда, способы культурного конструирования семьи, «материнства», «отцовства» и«детства» в российском обществе.
В процессе дальнейшего реформированиявсех сфер социальной жизни следует полновесно использовать юношеский оптимизм, энергетическийпотенциал и деловую предприимчивость молодого поколения. При этом очень важнопри реализации задач модернизации общества более смело и решительно использоватьвсе позитивное, нетрадиционное в молодежной среде, независимо от политическойориентации этой особой социальной группы общества.
Таким образом, поставленная нами цельисследования — изучение социальных проблем сельскоймолодежи на современном этапе достигнута.
Поставленные нами задачи решены:
— изучена литература по проблемеисследования;
— раскрыты социальные проблемы ипотребности молодежи;
— рассмотрен опыт Республики Башкортостанв сфере социальной работы с молодежью.
Гипотезы исследования подтвердились:действительно молодежная политика эффективна тогда, когда в ней масштабно ивсесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферахсоциальной жизни; более эффективной реализации молодежной политики способствуетпрограммно-целевой принцип работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Акчурин Б.Г.Духовное здоровье сельского населения Башкортостана // Социс. — 2001. — №12. – С. 23-24.
2.    Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. — М.,1995.
3.    Апарина А.Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современныхусловиях // Диалог. — 1998. — №1. – С. 27-28.
4.    Арефьев А.Л.Поколение, которое теряет Россия // Социс. — 2000. — №8. – С. 45-48.
5.    Бобахо В.А., С.И.Левикова.Современные тенденции молодежной культуры: конфликтили преемственность поколений? // Общественные науки и современность. — 1997. — №2. – С. 33-37.
6.    Бочарова В. Педагогикасоциальной работы. М., 1994
7.    Быков В. В., Парамонов А. И. Развитиепредпринимательства в молодежной среде: учеб.-метод. пособие. — М., 2002. — 245с.
8.    Гологузова М.Н Социальнаяпедагогика. — М,, 1999.
9.    Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социальныеосновы социальной педагогики. — Барнаул, 1996. – 178 с.
10.  Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защитенаселения: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк„ 1996. — 111с.
11.  Димов В.М.Проблемы девиантного поведения Российской молодежи // Вестник Московскогоуниверситета. — 1997. — №3. – С. 12-13.
12.  Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. длясоциальных педагогов и социальных работников. М., 2003. -157 с.
13.  Заочныйсеминардля специалистов по делам молодежи (информационно-методологический сборник).Выпуск I. — Уфа, 2001. – 85 с.
14.  Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальныхмолодежных объединений. — М.: Профиздат, 1998. — 224 с.
15.  Зубков Ю. Будущеемолодых россиян проблематично//Диалог. -1998. — №9. – С. 31-35.
16.  Иваненков С. П. Проблема социализациисовременной молодежи. — М., 1999. – 154 с.
17.  Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика.Философия. История. Теория. — М.: Голос, 2001.- 214 с.
18.  Информационный отчетГосударственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике ореализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан в 2006году и задачах на 2007 год. — Уфа, 2006. – 137 с.
19.  Камалдинова Э. И. Молодежь как объект исубъект социальной деятельности. – М.: Педагогика, 1998. – 142 с.
20.  Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: Нормы,отклонения, социализационная траектория//Социс.-2003.-№6.- C.42-44.
21.  Кон И.С. Психологияранней юности: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 1989. — 255 с.
22.  Кравченко А.И. Социология: учеб. пособие. — М.:Академия, 2002. — 416 с.
23.  Липский И. Социальнаяпедагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития // Социальная работа.– 1995. — № 1. – С. 41-45.
24.  Лисовский В. Т. Ключевыепринципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. — 1994. — № 1/4. – С.38-41.
25.  Лисовский В. Т. Социальная защитамолодежи. — М., 1994. — 212 с.
26.  Лупов В.А.Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. — 1998. — №8. –С. 47-49.
27.  Лучанкин А. И., Сияцкий А. А.Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. — Екатеринбург, 1997.– 153 с.
28.  Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. — М.:Гардарики, 2006.
29.  Медведева Г.П. Этика социальной работы: учеб. пособие.- М., 2002.
30.  Молодежное движение в Башкортостане ХХ века / сост.Г.Р. Мухаметдинов. – Уфа: Гилем, 2005. – 265 с.
31.  Молодежный вестникБашкортостана. — 1997. — №3. – С. 26-28.
32.  Молодежьиобразование в условиях перехода к рыночному обществу // Мониторинг «Молодежь Башкортостана».- Уфа, 1997.
33.  Молодежь Россиитенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильвинского, А.В. Шаронова. — М., 1993.
34.  Молодежь России:социальное развитие / Ред. В.И. Чупров и др. М, 1992.
35.  Молодежьсферыматериального производства Республики Башкортостан. — Уфа: Гилем, 2003. –171 с.
36.  Мудрик А.В Введениев социальную педагогику. — М., 1994.
37.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник. — 6-еизд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007.
38.  Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академическийпроект, 2001. – 416 с.
39.  Овчарова Р. Справочная книга социального педагога. –М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
40.  Основы социальной работы / под. ред. Е.В. Ханжина. –М.: Академия, 2001. – 144 с.
41.  Основы социальной работы: учеб. пособие / Подред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., испр. — М., 2005.
42.  Положение молодежи в Российской Федерации:Аналитический доклад. М., 2005.
43.  Попов В.А., Кондратьев О.Ю.Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы// Социс. — 2003. — №8.
44.  Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие. — М.:Гардарики, 2003.
45.  Российская энциклопедия социальной работы / Под ред.А.М.Пановой и Е.И. Холостовой: В 2 т. — М., 1997.
46.  Ручкин Б. А. и др. Молодежь РоссийскойФедерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. — М., 2000.
47.  Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органовсоциальной защиты: учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2001. – 192 с.
48.  Садриев М.М.Молодежь — будущее страны // Ватандаш. — 2002. — №6. – С. 53-56.
49.  Садриев М.М. Социология молодежи: учеб. пособие. — Уфа: Гилем, 2005. – 308 с.
50.  Словарь-справочник по социальной работе/ под. ред.Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.
51.  Социологиямолодежи: учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. –298 с.
52.  Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И.Григорьева. – М., 1994. – 316 с.
53.  Формы и технологии социальной работы:научно-методическое пособие / под ред. Гусляковой, Т.В. Крохонен. — Барнаул,2005. – 245 с.
54.  Фролов С.С. Общая социология: учебник. — М.: Проспект,2008. — 384 с.
55.  Хайбуллинский район: стат. сборник. – Уфа, 2008. – 106с.
56.  Чередниченко Г.А.Жизненные траектории молодежи на различных этапах полученияобразования // Материалы исследовательского проекта «Будущее молодежи России».- М., 2003.
57.  Чернявская А. П. Психологическоеконсультирование по профессиональной ориентации. — М., 2001.

Приложение
Уважаемый респондент!
Персонал нашего клуба считает своейприоритетной задачей повышение качества услуг и улучшение условий работы.Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью усовершенствованияработы.
Большинство предлагаемых вопросовсодержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют вашемумнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свойвариант.
Благодарим за участие!
1. Что Вы слышали о социальных службах(телефон доверия, биржа труда и трудоустройства, служба знакомств и др.) длямолодежи?
Обращался сам, или знакомые
Знаю, что есть такая служба
Ничего об этом не слышал
Самые важные направленияработы служб помощи молодежи:
развитие молодежных бирж труда и службтрудоустройства
психологическая помощь молодежи имолодым семьям
психологическая помощь подросткам
юридическая служба для молодежи
развитие клубов по интересам
подготовка молодежи к браку, семейнойжизни
3. Знаете лио молодежных программах реализуемыех в республике
да, знаю
нет, не знаю
4. Еслизнаете, то назовите эти программы
___________________________________________________________
5. Как часто вызываетинтерес тема трудоустройства?
интересует постоянно
интересует периодически
не интересует
6. Работаете ли Вы по своейспециальности?
1. да
2. нет
7. Для достижения успехаважно:
хорошее образование
состоятельные родителя
одаренность, талант
высокая трудоспособность
необходимые знакомства,связи
обладать сильной волей,целеустремленностью
Другое _________________
8. Как часто вызываетинтерес тема семья, воспитание детей?
интересует постоянно
интересует периодически
не интересует
9. Сколько детей в семье планировали бы?
одного
двоих
троих
ни одного
10. Источники информации обинтересующих событиях и проблемах
местные газеты
радио
телевидение
другое _________________
11. Как Вы проводитесвободное время?
________________________________________________________________________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, данные о себе:
Возраст
Образование
Род занятий


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.