Реферат по предмету "Социология"


Социальные группы и институты

Социальные группы и институты


Содержание
 
Лекция 1. Социальная деятельность и социальные группы… 2
Основные понятия. 2
Словарь. 2
1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия. 3
1.1.2. Социальные группы. Типология социальных групп. 5
Лекция 2. Социальная стратификация. 9
Основные понятия. 9
Словарь. 9
1.2.1. Социальное неравенство: сущность, причины, значение. 10
1.2.2. Стратификация общества. 10
1.2.3. Исторические типы социальной стратификации. 12
Лекция 3. Социальные институты… 14
Основные понятия. 14
Словарь. 14
1.3.1. Сущность, признаки, функции социальных институтов. 14
1.3.2. Семья как социальный институт. 17
Лекция 4. Социальная организация и управление. 18
Основные понятия. 18
Словарь. 18
1.4.1. Сущность и структура социальной организации. 19
1.4.2. Процессы управления в организациях. 21
Основная литература. 26
Дополнительная литература. 26
 />Лекция 1. Социальная деятельность исоциальные группы/> Основные понятия
Активность, деятельность, поведение, социальное действие,мотив, мотивация, интеракция, социальные отношения, группа, квазигруппа, толпа,социальная организация, малая группа, социальная общность, диада, триада,лидер, ингруппа, аутгруппа, референтная группа./>Словарь
1.  Активность — присущая всем живым существам способность реагировать наокружающую среду.
2.  Деятельность — совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленныхна достижение цели и побуждаемых потребностями.
3.  Поведение — 1. Изменение, движение или ответ объекта, человека,системы, действующих в специфическом контексте. 2. Внешне заметный ответорганизма животного либо человека  на воздействие окружающей среды (психологич.подход). Поведение — внешняя форма проявления деятельности.
4.  Социальное действие — 1. Выражение какого-либо вида или ряда видов социальногоповедения. 2. Вид деятельности или поведения. 3. Частично осознанный поступок,преследующий более или менее ясные цели.
5.  Мотивация— побудитель поведения. Мотивация подразделяется на внутреннюю– осуществление потребности, ведущее к личному удовлетворению, и внешнюю– получение вознаграждения, не относящегося к лично необходимому.
6.  Интеракция или взаимодействие — 1. Система взаимообусловленных социальных действий, связанныхциклической причинной зависимостью. 2. Процессы и способ, которым социальныеакторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом клицу. 
7.  Социальный актор – человек, занимающийся социальной деятельностью.
8.  Социальные отношения — упорядоченные устойчивые социальные взаимодействия.
9.  Социальная группа —  1. Коллектив или множество индивидов (людей или вещей),ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. 2. Ряд людей,которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают своюпринадлежность к группе и воспринимаются другими, как члены данной группы.
10.           Вторичная группа – совокупность людей, между которыми почти отсутствуютэмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижениюопределенных целей.
11.            Первичная группа – небольшое количество людей, между которыми устанавливаютсяпрямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, искладываются устойчивые эмоциональные отношения.
12.           Номинальные группы — социальные категории, выделяемые статистиками для учетанаселения.
13.           Реальные группы — выделяются по реально существующим признакам.
14.           Социальная организация — искусственно созданная общность людей для решения социальнозначимых задач.
15.           Малая группа — небольшая по численности совокупность людей, объединеннаяобщими целями, ценностями, интересами, нормами, постоянным взаимодействием.Малая группа может быть как первичной, так и вторичной.
16.           Социальная общность — совокупность социальных связей, действующих внутриконкретных границ, местоположений или территорий.
17.           Территориальная группа — совокупность людей, у которых естьпостоянное место жительства, которые во взаимодействии удовлетворяют общиепотребности.
18.           Диада — первая исходная форма малой группы, состоящая из двухчеловек, отношения между которыми основаны на чувствах, эквивалентности обменаи взаимности.
19.           Триада — вторая исходная форма малой группы, основанная на разделениитруда, постоянном обмене ролями, принципе правоты большинства.
20.           Лидер — член группы, пользующийся наибольшими симпатиями ипринимающий решения в самых важных ситуациях./> 1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия
Социальное действие, поведение — проявление социальнойактивности.
Активность присуща всем живым существам. Формами еепроявления выступают произвольные движения — от элементарных актов дорассудочной деятельности. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя(физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
Деятельность присуща только человеку. Она включает в себяцели, потребности, действия.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия.Потребность — состояние психологического напряжения, вызванное нуждой вкаком-либо объекте (предмете или человеке), стремлением к достижению цели.Действие — элементарный  акт,  состоящий из движений  – является единицейдеятельности.
Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность, ономожет быть только открытым, видимым. Деятельность включает осознанные цели,планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего роль внешнего стимула, например, почета, дохода, спасения и т. д.Поведение часто не преследует никакой цели. Но в нем содержатся потребности,мотивация, ожидания. Внешне поведение представляет собой совокупностьпоступков. Мотивация — это побудитель поведения, придающий действиюсубъективный смысл. Действие мотивировано, если его цели и логика понимаются иосознаются действующим человеком.
Зачем социологии изучать мотивацию? Без ее учета  мы несможем установить причинные связи, которые позволяют создать объективноепредставление о социальном процессе. Но понятным может быть только осмысленноедействие, т. е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые выпризнаете соответствующими этим целям. Поведение, обладающее указаннымипризнаками, называется целерациональным. М. Вебер положил в основу своей теориисоциального действия именно этот его тип. Сравнивая с ним все прочие действия,Вебер выделил ценностно-рациональный и традиционный типы.Ценностно-рациональное действие основано на вере в том, что наш поступок имеетэстетическую, этическую, религиозную или какую-либо еще ценность. Онобескорыстно. С целерациональным его сближает наличие мотива, средств,ориентации на других, отличает же отсутствие цели, результата, успеха.Традиционное действие — действие, совершаемое автоматически, в силу привычек.Ничего общего с целерациональным нет, следовательно, традиционное действиенесоциально. М. Вебер определял социальное действие как любое осознанномотивированное и ориентированное на других действие.
Совершая социальные действия, каждая личность испытывает насебе действия других людей. Происходит обмен действиями или социальноевзаимодействие — интеракция.
Интеракция — система взаимообусловленных социальных действий,связанных циклической причинной зависимостью. Большую роль в осуществлениивзаимодействий играет система взаимных ожиданий, случайных или устойчивых,предъявляемых людьми и социальными группами друг к другу. Пассажир автобуса икондуктор, вступают во взаимодействие, ожидая: один, что его без проблем ивовремя довезут до нужной остановки, другой — что за проезд будет заплачено. Вэтом примере интеракция, как правило, случайна, но она может продолжатьсястановиться все более устойчивой. По мере укрепления взаимодействия взаимныеожидания видоизменяются, формируется их определенный набор, придающийинтеракции достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные иустойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.
Типы взаимодействия.
На основе различных видов социального действия выделяются: физическоевзаимодействие (например, драка), словесное (например, разговор двухдрузей), жестовое (улыбка, рукопожатие). На основе систем социальныхстатусов (социальных сфер) можно выделить экономическое, профессиональное,семейно-родственное, демографическое, политическое, религиозное,территориально-поселенческое взаимодействия.
Все многообразие типов социального взаимодействия исоциальных отношений принято делить на первичную и вторичную сферы интеракции. Первичнаясфера — область личных отношений и взаимодействия, существующая средидрузей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная сфера — областьделовых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, фирме,банке, церкви и т. д.
Принято различать три главные формы интеракции — кооперацию,конкуренцию и конфликт. Кооперация — сотрудничество несколькихиндивидов ради решения общей задачи. Конкуренция — борьба заобладание дефицитными ценностями, ведущаяся по заранее обговоренным правиламигры. Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующихсторон в процессе борьбы за дефицитные блага.
Социальное взаимодействие (интеракция, обмен).
/>
В социологии существует несколько теорий социальноговзаимодействия. Особый интерес представляет теория обмена Дж.Хоманса. Согласноего представлениям, специфическим признаком взаимодействия является обмен —универсальный процесс. Обмениваться можно чем угодно: словами, символами,жестами, материальными предметами и т. п. В структуру обмена входят агенты (дваи более человека), процесс (действия, совершаемые по правилам), предмет (то,что меняют), место (место проведения обмена). Дж. Хоманс вывел основные правилаобмена:
1.  Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее,что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация кего повторению увеличивается. В случаях неудачи он снижается.
2.  Если успех определенного типа действий зависит от тех илииных условий, то, скорее всего, человек будет к ним стремиться. Если бизнесменполучает прибыль в результате ведения дел согласно законам, он будет соблюдатьзаконы. И наоборот.
3.  Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любыетрудности ради его получения.
4.  Когда потребности человека близки к насыщению, он все вменьшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. То есть, еслиработник несколько месяцев подряд получает завышенную зарплату, он снижаетпроизводительность труда.
В целом, социальное взаимодействие — сложная система обменов,обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Это означает,что, если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди не начнутвзаимодействовать, когда их к тому не принуждают.
В идеале обмен должен происходить на эквивалентной основе. Вдействительности происходят различные отклонения, т. к. стремление экономитьусилия и желание максимального успеха могут действовать одновременно, норазнонаправленно.
Другая важная теория  социального взаимодействия былапредложена  Дж.  Мидом, родоначальником символического интеракционизма. Мидрассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное накоммуникации, и считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, нои на их намерения. Взаимодействие между людьми является, по сути, непрерывнымдиалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга иреагируют на них. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест –представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания; 2) значимый жест. Впоследнем случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадываютзначение поступка, прежде чем ответить на него. Они способны на это, потому чтонаучены придавать значение  предметам, действиям и событиям, то есть«превращать» их в символы. Поскольку усвоение значения различных символовпроисходит в процессе социального взаимодействия, постольку они для всех насоказываются общими. К примеру, гладкое золотое кольцо на безымянном пальцеправой руки не просто драгоценность, оно  — символ брака. Сходное пониманиесимволов облегчает общение. Символический интеракционизм дает болеереалистическое представление   о взаимодействии между людьми, чем теорияобмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия,уникальных для данных индивидов, вступающих в общение.
К символическому интеракционизму примыкает этнометодология,основоположником которой стал Гарольд Гарфинкель. Данная наука изучает     принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми. Эти правилаопределяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклонитьсяот насмешки, тактично прекратить разговор и т.д. Цель этнометодологов –определить, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностноеобщение.
 И символический интеракционизм, и этнометодология обращаютглавное внимание на взаимопонимание  между индивидами, участвующими в процессеобщения. Это взаимодействие облегчает общение между людьми, делает их поведениепредсказуемым.     /> 1.1.2. Социальные группы. Типология социальных групп
В процессе обмена — взаимодействия происходит оформлениесоциальных отношений и формирование социальных групп.
Социальная группа —   коллектив или множество индивидов,ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социальнаягруппа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции –взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Р.Мертон выделил три основныхпризнака группы. Первый – определенный способ взаимодействия между ее членами.Второй – членство – чувство принадлежности к данной группе. Третий – групповаяидентичность с точки зрения значимых других.
Общество представляет собой совокупность самых различныхгрупп. Количество групп по оценкам специалистов превышает численность населенияЗемли в 1,5-2 раза. И все это потому, что один индивид может состоять сразу в5-6 группах.
 Каковы функции социальной группы?
И общество и отдельный человек живут по законам группы.Многие особенности человека, такие как способность абстрактно мыслить,говорить, контролировать себя, вести себя согласно нравственным нормам,сформировались под влиянием групп. Следовательно,  группа играет решающую рольв социализации личности.
Группа является основным фактором, способствующим выживанию.Благодаря разделению ролей члены группы могут добывать пищу и защищаться отврагов более эффективно, чем действуя в одиночку.
Люди образуют группы для выполнения определенной работы(пример – организация) и для удовлетворения стремления членов групп ксоциальному одобрению, уважению и доверию ( компании друзей).
Все группы можно типологизировать в зависимости отособенностей внутригруппового взаимодействия, социально значимых критериев,особенности  идентификации личности с группой.
Классификация социальных общностей:
/>
 На основе особенностей внутригруппового взаимодействиявыделяются первичные, вторичные и малые группы. Первичная группа состоитиз небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения,основанные на их индивидуальных особенностях. Чарлз Кули впервые ввел понятиепервичной группы применительно к семье, между членами которой складываютсяустойчивые эмоциональные отношения. Семья первична потому, что она являетсяпервой социализирующей группой в жизни человека. Впоследствии социологи сталиприменять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировалисьтесные личные отношения, например, друзей, влюбленных, соседей и т.д. Вторичнаягруппа образуется из людей, между которыми  почти отсутствуют эмоциональныеотношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению  определенныхцелей. В этих группах  основное значение придается не личностным качествам, аумению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы можно назватьорганизацию – фирму, футбольный клуб, правительство и т.д.
К малым группам относятся небольшие по численностисовокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормамии правилами поведения, а также взаимодействием на личностном уровне. Малойгруппой являются дружеские компании, небольшие производственные бригады,спортивные команды и т. п. Социологи выделяют следующие признаки малой группы:
1.  Ограниченное число членов группы — от 2 до 20 человек. Большинство малых групп включает 5-7человек;
2.  Стабильность состава, основанная на индивидуальной неповторимости инезаменимости участников;
3.  Структура группы — состоит из системы неформальных ролей, статусов, включаетмеханизм социального контроля;
4.  Чем меньше группа, тем интенсивнее взаимодействия, тем болееличностный характер оно носит;
5.  Число связей между ее членами растет в геометрическойпрогрессии, если количество членов увеличивается арифметически, в группе изтрех человек возможны четыре отношения, в группе из семи человек — 120 связей;
6.  Размеры группы зависят от характера деятельности группы:группы конкретного действия состоят из 6-7 человек, группы, занятыетеоретической работой, например, парламентские комитеты, включает 14-15человек;
7.  Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностейчеловека;
8.  Каждый член группы должен делать максимальный вклад в еедеятельность.
Исходными формами малой группы являются диада и триада.
Диада, состоящая издвух человек, основана на эмоциональных межличностных взаимодействиях — любви,дружбе, доброжелательности, ревности и т. д. Обмен услугами эквивалентен,наличествует взаимность чувств и отношений.
Триада —активное взаимодействие трех человек. В отличие от диады в ней впервыепоявляется мнение большинства, а с ним рождается социальное отношение. В нейвозникает разделение труда, происходит обмен ролями, в результате никто недоминирует.
Малая группа строится из диад и триад и может представлятьсобой весьма сложное динамичное образование. Нужно отметить, что данная группаможет быть и первичной, и вторичной.
К процессам групповой динамики относятся руководство илидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты,групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.
На основе социально значимых критериев (пол, возраст,национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяютсяследующие  группы:
—  демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые,старики);
—  стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);
—  кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);
—  территориальные (горожане, селяне, выходцы из однойместности); иногда эти группы называют социальными общностями;
—  формальные группы — организации (промышленные предприятия,кооперативы, банки, школы и т. п.);
—  профессиональные и др.
По особенностям идентификации с группой выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.
Ингруппы —группы, члены которых расценивают друг друга как «мы». Для членовэтих групп все остальные общности будут аутгруппами — «другими».Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к нимоказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппыобычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой.Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, чтофранцузы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки.«Мы», как правило, добры, храбры, упорны, «они» — злы,глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700тыс. евреев, назвал эту бойню «удаление чуждых расово-биологическихтел». Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели кнемыслимой жестокости и цинизму.
Референтные группы —означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотноситсебя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают — семья,этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например,рок-группа для своего фанатичного поклонника.
/>
Помимо социальных групп социологи выделяют квазигруппы(«как бы» группы) — неустойчивые социальные образования, возникающиеспонтанно. Они могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия междуучастниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. Кквазигруппам относят аудитории — сложные, неоднородные социальныеобразования с односторонним воздействием (оратор ® слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа— временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространствеобщностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость,спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (втолпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными).Толпы можно разделить на несколько видов:
—  случайная толпа,объединенная либо незначительной целью, либо бесцельным времяпрепровождением(например, толпа зевак, собравшаяся вокруг столкнувшихся автомобилей);
—  обусловленная толпа —собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное(например, толпа футбольных болельщиков на стадионе);
—  экспрессивная толпа —собрание, организованное в целях личного удовольствия его членов (например,толпа на дискотеке, рок-фестивале);
—  действующая толпа — этообщность с экстремальными типами поведения (сборище линчевателей, восставших ит. п.), самый опасный вид толпы. Формами поведения действующей толпы являются массовыеистерии (состояние всеобщей нервозности), слухи (сведенияиз неизвестных источников, распространяющиеся неофициально), паника(нескоординированные реакции участников толпы), погромы(коллективные акты насилия толпы против личности или собственности), бунты,мятежи, восстания.
Наиболее близким к устойчивым социальным группам видомквазигрупп являются социальные круги — свободные союзы,основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивыхотношений между членами. Взаимодействие в них направлено почти полностью наобмен информацией. Выделяют следующие разновидности социальных кругов:
—  контактные круги —возникают среди людей, постоянно встречающихся на стадионах, в транспорте,очередях;
—   профессиональные круги(круги коллег) — члены этих общностей собираются для обмена информацией попрофессиональному признаку;
—  дружеские круги —приятельские компании, собирающиеся время от времени;
—  статусные социальные круги-  общности, образующиеся для обмена информацией среди индивидов, имеющиходинаковые или близкие статусы (например, бомонд, женский круг, круг бомжей ит. п.).
В социальных кругах формируется общественное мнение; крометого, они могут стать основой для образования целерациональных активнодействующих групп — организаций, а также социальных институтов.
Итак, социальная группа — своеобразный посредник междуотдельным человеком и обществом в целом. Принадлежность к группе может бытьреальной, осознаваемой и обозначаемой индивидом, но может и никак неосознаваться, а использоваться социологами в качестве критерия классификациилюдей по социальным категориям./> Лекция 2. Социальная стратификация/> Основные понятия
Неравенство, страта, стратификация, доход, власть,образование, престиж, рабство, каста, сословие, класс, средний класс,ценностная ориентация./>Словарь
1.  Социальное неравенство — неравномерное распределение в обществе дефицитных ресурсов— денег, власти, образования, престижа.
2.  Страта — социальный слой людей, имеющих сходные доходы, образование,объем власти, престиж.
3.  Стратификация — совокупность слоев, иерархически расположенных в обществе.
4.  Средний класс — совокупность индивидов, обладающих относительнойэкономической независимостью.
5.  Рабство — 1. Институциализированное  господство над людьми, неимеющими никакой собственности или прав по рождению. 2. Постоянноенасильственное господство над отчужденными по рождению и в целом опороченнымилюдьми. 3.Форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайнейстепенью неравенства.
6.  Каста — форма социальной стратификации, включенная в иерархическивыстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта, членство в которой являетсяпредписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильностьтеоретически исключена.
7.  Власть — 1.Возможность навязывать свою волю или решения другим людямнезависимо от их желания. 2. «Вероятность того, что один актор в рамках социальныхотношений окажется в состоянии реализовать собственную волю, несмотря насопротивление» (М.Вебер).
8.  Сословие — социальная страта в системе социальной стратификации,отличающаяся особым набором определенных законом прав и обязанностей.
9.  Класс — 1. Иерархические различия, существующие между личностямиили группами (например, профессиональными) в обществе. 2. Определенная формаскорее «открытой», чем «закрытой» стратификации классовой системы в современныхиндустриальных обществах, в которых относительно распространенной являетсяиндивидуальная и коллективная мобильность. 3. Большая социальная группа людей,владеющая либо не владеющая средствами производства, занимающая определенноеместо в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическимспособом получения дохода (марксистское определение).
10.           Ценностная ориентация — индивидуальное и групповое представление о ценностях(социальных  идеалах) и о способах их достижения./>1.2.1. Социальное неравенство: сущность, причины, значение
Неравенство — характерный признак человеческого общества. Наранней стадии его существования господствовало природное  неравенство — делениеиндивидов по уму, физической силе, внешней привлекательности, способностям,полу, возрасту.
По мере продвижения человечества к цивилизации на базеприродного формировалось неравенство социальное. Оно выражалось в неравномерномдоступе к дефицитным ресурсам — деньгам, власти, престижу, образованию.Неравенство делит общество на страты — вертикально (иерархически) расположенныесоциальные слои.
Почему существует неравенство в положении людей? Предлагается масса объяснений. Функционалисты полагают, что неравенство —следствие неодинаковой значимости различных социальных функций. Наиболее важнойфункцией является управление и координация действий всех членов общества,поэтому люди, ее выполняющие, занимают самое высокое положение. Функционалистамвозразили социологи всех прочих направлений: почему функция талантливого фермераменее важна, чем функция бездарного министра? И как объяснить тот факт, чтомногие члены высших страт не принимают участие в управлении обществом?
К. Маркс объяснил существование социального неравенстванеравным отношением к собственности и неравным распределением материальныхблаг. Следовательно, ликвидировав частную собственность, можно уничтожитьсоциальное неравенство. Объяснение и выводы логичны, однако исторический опытРоссии показал, что и с ликвидацией собственности неравенство остается.
М.Вебер выделил три основных компонента неравенства. Онсчитал их взаимосвязанными и в то же время в существенных отношенияхнезависимыми. Первый компонент – имущественное неравенство, второй – престиж,третий – власть.
Р. Дарендорф (конфликтолог) высказал идею о решающемвоздействии фактора власти на возникновение и развитие неравенства в обществе исделал вывод о неизбежности социального неравенства в любом обществе.
Т. Парсонс, попытавшийся обобщить все теории социальногонеравенства, распределил страты на социальной лестнице на основе ценностныхориентаций членов общества. Оценивание и приписывание людей к определеннымсоциальным слоям, по Парсонсу, осуществляется по следующим признакам:
—  качественным характеристикам членов общества (происхождение иличные качества);
—  ролевым характеристикам, т. е. набором тех социальных ролей,которые индивид осуществляет в обществе;
—  характеристикам владения материальными и духовными ценностями(деньгами, средствами производства, произведениями искусства, средствами массовойинформации и т. д.).
В конце концов, социологи пришли практически к единомувыводу: истоки неравенства можно найти в обладании определенным статусом,собственностью, властью и т.д. Неравенство является свойством любого общества ипроявляется в отношениях между полами, возрастными группами, классами, внутрималых и больших социальных групп. Неравенство является необходимым условиеморганизации социальной жизни./> 1.2.2. Стратификация общества
Социальная стратификация – иерархически организованныеструктуры социального неравенства, существующие в любом обществе. Стратификациявозникает по причине неравного распределения результатов труда всех членовобщества. Основные каналы доступа к социальным благам — богатство и доход,власть, образование, престиж.
Богатство – то,чем люди владеют.  Доход — количество рублей (или у. е.), которыеотдельный индивид или семья получают в течение одного месяца (года). Доход –более важный показатель, чем богатство. Так, люди, коллекционирующие редкиемонеты, старинные книги, предметы искусства и т.п., обладают огромнымибогатствами, но дохода не получают. Другие получают высокую зарплату, живут вроскоши, но богатства не имеют.
Образование —число лет обучения в школе, вузе, институтах повышения квалификации. Скажем,профессор обучается в течение 20-22 лет (полная средняя школа + университет +аспирантура + докторантура), сантехник — 8-10 лет (средняя школа). Профессорболее уважаем, чем сантехник. Таким образом, образование способствуетпродвижению индивида вверх или вниз по социальной лестнице.
Власть определяет, какиеименно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальностьсоциальной жизни. Она измеряется количеством людей, на которых распространяетсяпринимаемое субъектом решение. Власть президента России измеряется числомжителей нашей страны, решения бригадира —  7-10 чел.
В отличие от первых трех показателей, показатель престижасубъективен. Это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Наибольшимстатусным уважением в России пользуются представители власти и управления,затем следуют индивиды, обладающие высоким доходом, связанные с финансовойсферой, затем — представители творческого интеллектуального труда. Наименьшимстатусным уважением пользуются сантехники, дворники и т. п.
Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем основнымпоказателям, составляют одну страту. Но кроме объективных показателейсуществуют и субъективные факторы — личное ощущение причастности к даннойгруппе, самоидентификация с ней, а также признание этой причастности со сторонызначимых других членов данной страты и всего населения. Скажем, вцивилизованной стране с нормальной социальной, политической и культурнойобстановкой глава мафиозной организации не может принадлежать к высшей страте.У него могут быть очень высокие доходы, огромное личное состояние, высшееобразование, практически бесконтрольная власть, но его занятие не пользуется ине будет пользоваться высоким престижем у граждан. Так что субъективно он можетсчитать себя членом элиты, может подходить по объективным показателям, нозначимые другие будут его отвергать.
Многие ученые отмечают, что профиль вертикального срезаобщества не является постоянным. К. Маркс, к примеру, полагал, что его строениебудет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и обнищания основной массы населения. В результате неизбежна борьба между верхамии низами за перераспределение общественного капитала.
П. Сорокин не поддержал марксову идею абсолютного обнищаниятрудящихся при капитализме, однако, и он полагал, что верхняя часть социальнойпирамиды стремится собрать в свои руки все богатство и всю власть. Однако этотпроцесс не беспределен. Как только доходы верхушки общества начнут превосходитьв 20-30 раз доходы нижних страт, наступает, по мнению П. Сорокина, «точканасыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупнойсоциальной катастрофы. По мере приближения к этой точке начинаются либо реформыпо перераспределению богатства, либо  восстания, бунты, забастовки, ставящиеобщество на грань развала и «укорачивающие»  стратификационныйпрофиль за счет «усечения» его верхушки.
Еще Г. Зиммель высказывал идею о том, что стабильностьструктуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса.
Средний класс состоит из тех, кто добился относительновысокого социального положения своим трудом. Следовательно, он заинтересован всохранении того строя, который представил подобные возможности. Чем большеудельный вес среднего класса в обществе, тем меньше вероятность прихода ивласти левых или правых радикалов. Чем меньше доля среднего класса, тем ближедруг к другу бедные и богатые, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Средний класс состоит из тех, кто, не обладая большими доходами,все-таки имеет экономическую независимость, т. е. владеет фирмой, предприятием,частной практикой, преподает в школах и вузах, занят в науке, искусстве,шоу-бизнесе, занимает пост мелкого или среднего менеджера.
В развитых странах численность среднего класса составляет от60 до 80%, и правительства всеми мерами стремятся увеличить размеры этогосоциального слоя. Недовольство низших слоев  нейтрализуется предоставлениемреальной возможности достичь лучшего положения в обществе.
Размывание среднего слоя, происходящее в условияхсоциально-экономических и политических кризисов, приводит к серьезнымпоследствиям. В России, например, в конце ХХ в. за чертой бедности оказалосьболее 80% населения. Разрыв в размере доходов самых богатых и самых бедных в 1999 г. составил 40 раз. Ясно, что страна находится на пороге социальной катастрофы и будущее еезависит от того, кто будет ею управлять в ближайшие пять-семь лет.
Устойчивость общества может быть обеспечена только за счетсоздания и расширения среднего слоя. Развитие же общества во многом связано ссоциальным неравенством, стимулирующим индивидов к продвижению по социальнойлестнице.
/>1.2.3. Исторические типы социальной стратификации
/>
В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыреосновных исторических типа стратификации.
Первый тип — рабство — экономическая,социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправиеми крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства — патриархальную(примитивную) и классическую (античную).
При примитивной форме рабства раб, будучи членом той жеэтнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи.  Онжил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключатьбрак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищаласьправовыми нормами.
При античном рабстве раб (как правило, иноземец) жил вотдельном помещении, ни в чем не участвовал, не мог вступать в брак и получитьнаследство. Его можно было убить. Статус такого раба — «говорящееорудие».
Страта рабов пополнялась за счет военнопленных, купленных,преступников, неисправных должников и индивидов, рожденных от рабов.О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелецимеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом.Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогическиизолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувствауважения.
 Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом вовсех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.
Второй исторический тип стратификации — кастовый.Классический пример кастового общества — Индия. Кроме нее касты отчастинаблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.
Каста — это страта,членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положениезакреплено индуизмом — национальной религией. Согласно её основным положениям,люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый вкасте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек велсебя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот.Каста замкнута – выйти из нее нельзя, эндогамна – разрешены тольковнутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью«ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.
Все население Индии делится на крупные социальные слои —варны и более мелкие — касты. Варн — четыре — брахманы, кшатрии, вайшии, шудры,каст же насчитывается до 5 тысяч. За каждой кастой закреплена определеннаяпрофессия и определенная степень «ритуальной чистоты». Самую низшую позициюзанимают неприкасаемые – «нечистые», не входящие ни в одну из варн. Кастовыйстрой отчуждает страты друг от друга, разобщая индийское общество. До сих пор 7/10населения Индии, проживающие в деревне, подчиняются законам кастового строенияобщества. В городах же формируются классы.
Третий тип стратификации — сословия —социальные группы, чьи права и обязанности закреплялись правовыми нормами ипередавались по наследству. Классический образец сословного деления общества —средневековая Европа, Россия — со второй половины XVIII в.
Права и обязанности каждого сословия не только определялисьзаконом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждоесословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянствопоставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизньюнаселения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев,ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополнялогосударственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные бракидопускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная скороля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения отмонарха (пример — судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). Всовременной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры,спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул(пример — баронесса М. Тэтчер).
Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытоеобщество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либозначительно ограничены.
Открытое общество начинает формироваться с появлениемклассового (четвертого) типа стратификации.
Классы понимают в широком смысле слова и узком.
В широком значении (марксистский подход) под классомпонимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющихсредствами производства, занимающую определенное место в системе общественногоразделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Известно, что частная собственность появилась примерно 4 тыс.лет назад. Получается, что уже в древнем Египте, Шумере, Индии, Китае былиантагонистические классы эксплуатируемых рабов и эксплуататоров —рабовладельцев, в средневековой Европе — крепостных крестьян и феодалов и т. д.В таком случае очень трудно представить место в обществе тех групп, которые неэксплуатировали никого, но владели собственностью или получали доходы отприменения своих талантов и способностей.
В настоящее время более распространена узкая трактовкакласса. Согласно ей, класс — любая социальная группа в современном обществе,отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем. Если принятьво внимание названные признаки, то можно выделить несколько классов,переходящих друг в друга. Согласно узкой трактовке классы появились только сразвитием капитализма. Промышленная революция, индустриализация, рост городовпривели к сокращению крестьянства, духовенства, дворянства. Возрослачисленность буржуазии. В этом классе появились группы предпринимателей,коммерсантов, купцов, банкиров. Появилась совершенно новая страта — рабочийкласс.
Термин «класс» выражал экономическое положениелюдей, свободу продвижения из страты в страту благодаря личным усилиям,таланту, трудолюбию. И хотя продвинуться удалось лишь отдельным индивидам, былсоздан исторический прецедент. Деньги вследствие своей универсальности идоступности смогли уравнять всех.
В России процесс классообразования начался лишь в конце XIXв. Главная причина — зачаточность товарно-денежных отношений, низкаяпокупательная способность населения. Большая часть крестьянства продолжала житьв условиях натурального хозяйства. Не был завершен промышленный переворот.12-миллионный пролетариат состоял в большинстве из полурабочих-полукрестьян.Правительство, создав максимально благоприятные условия для российскойэкономики, сдержало оформление буржуазии как класса. Не сложился сильныйсредний класс. Поэтому революция 1917 года легко разрушила социальную структуруРоссии, уничтожив сословия, классы. Партия большевиков провозгласила курс напостроение бесклассового общества. Но социальное неравенство неистребимо, и, витоге, в СССР начали формироваться новые классоподобные страты,  прежде всеговластная, бюрократическая элита, ставшая фактическим собственникомобщественного богатства, очень неэффективным его распорядителем и расточителем.Но настоящие классы не могли возникнуть, потому что в советском обществеотсутствовали их главные предпосылки — частная собственность и рынок. Споворотом к рыночной экономике в России начали формироваться классы — высший(богатый) — 3%, низший (бедный), составляющий более 80%, средний —неустойчивый, слабый экономически  и политически. Большую часть высшего классасоставляет все та же советская бюрократическая элита — номенклатура, которая спомощью приватизации легализовала свое положение собственника средствпроизводства. Остальные источники высшего класса — полукриминальные дельцы«теневой экономики» и выходцы из научно — инженерной стратысоветского общества. Условий для формирования сильного среднего класса в Россиипока не сложилось./> Лекция 3. Социальные институты/> Основные понятия
Институт, институционализация, семья, брак, моногамия,полигамия, патриархальная семья, нуклеарная семья./>Словарь
1.  Институт — установленный порядок правил и стандартизированных моделейповедения. Социальный институт относится к образованиям,  охватывающим большиемассы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.
2.  Институционализация — процесс, а также результат процесса, в котором социальныедействия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурныеособенности, то есть в институты.
3.  Семья — основанная на браке и кровном родстве группа людей,соединенная взаимной ответственностью за заботу и воспитание своих детей ихозяйственной деятельностью.
4.  Брак — социально подтвержденный и иногда юридически заверенныйсоюз между взрослыми мужчиной и женщиной.
5.  Полигамия — брак нескольких партнеров (разновидности — групповой брак,полигиния — многоженство, полиандрия — многомужество).
6.  Моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной.
7.  Патриархальная семья — группа родственников, которую возглавляет отец — господин ихозяин жены, детей, слуг, всего имущества.
8.  Нуклеарная семья — семейная группа, состоящая из родителей и их детей (двапоколения)./> 1.3.1. Сущность, признаки, функции социальных институтов
Институт — это своеобразная форма человеческой деятельности,основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а такжеразвитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельностьосуществляется людьми, организованными в группы или объединения, где проведеноразделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальнойгруппы или общества в целом. К примеру, институт образования реализуется черезколлективы школ, вузов и т. п., т. е. через группы, где существуют статусыректора (директора), его заместителей, деканов, заведующих кафедрами,преподавателей, учителей, учеников, студентов. Каждый статус с его наборомролей отвечает потребностям воспитания, научения, передачи информации, контроляза поведением членов коллектива и т. д. Следовательно, институты создаютсягруппами для поддержания социальных структур и порядка в обществе иудовлетворения социальных потребностей.
Социальные институты появляются в обществе стихийно. Процесс институционализации,т. е. образования социального института, проходит следующие этапы:
1.  Возникновение потребности, удовлетворение которой требуетсовместных организованных действий;
2.  Формирование общих целей;
3.  Появление социальных норм и правил в ходе стихийногосоциального взаимодействия;
4.  Появление на их основе определенных образцов поведения;
5.  Практическое применение норм, правил и образцов поведения вмасштабах общества;
6.  Установление системы санкций для поддержания норм и правил;
7.  Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех безисключения членов института.
Без социальных институтов общество существовать не может,поэтому необходимые проявления активности  превращаются в институты:беспорядочные драки — в формальные спортивные поединки, беспорядочная половаяжизнь — в семью. Но не все роли в институте могут быть институциональными.«Мамина помощница» — не институциональная роль, дочь —институциональная, потому что является постоянной, строго контролируемойобществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелироватьиндивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения,общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимостиот личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум илиглупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированнаясильная армия.
При изучении социальных институтов можно выделить пять группобщих признаков.
Признаки главных институтов общества
Семья
Государство
Бизнес
Образование
Религия
1. Установки и образцы поведения
Привязанность
Лояльность
Ответственность
Уважение
Послушание
Лояльность
Субординация
Производительность
Экономичность
Производство прибыли
Любовь
к знаниям
Посещаемость
Почтительность
Лояльность
Поклонение
2. Культурные символы
Обручальное кольцо
Брачный ритуал
Флаг
Печать
Герб
Национальный гимн
Фабричная
марка
Патентный знак
Школьная
эмблема
Школьные
песни
Крест
Иконы
Святыни
Гимн
3. Утилитарные культурные черты
Дом
Квартира
Мебель
Общественные здания
Общественные работы
Бланки и формы
Магазин
Фабрика
Оборудование
Бланки и формы
Классы
Библиотеки
Стадионы
Церковные
здания
Церковный
реквизит
Литература
4. Кодекс устный и письменный Семейные запреты и допущения
Конституция
Законы
Контракты
Лицензии Правила учащихся
Вера
Церковные запреты
5. Идеология
Романтическая любовь
Совместимость
Индивидуализм
Государственное право
Демократия
Национализм
Монополии
Свободная торговля
Право на труд
Академическая свобода
Прогрессивное образование
Равенство при обучении
Православие
Баптизм
Протестантизм
Рассмотрим более подробно некоторые институциональныепризнаки.
Культурные символы, какправило, создают имидж института. Для  государства — это герб, флаг, гимн, длясемьи — обручальное кольцо, семейный очаг и т. п.
Кодексы поведенияподдерживают институционально закрепляемые роли и являются частью социальногоконтроля. К ним можно отнести супружеские клятвы, присягу на верность Родине,контракты, лицензии и т. п. Конечно, кодекс не гарантирует должного исполненияролей, иначе у нас не было бы ни предателей, ни неверных мужей и т. д. Нопринятие устного или письменного кодекса в значительной степени гарантирует егособлюдение, нежели самостоятельное формирование установок на ту или иную формуповедения.
Идеология —важнейший культурный комплекс, поддерживающий влияние института и оправдывающийего деятельность. Скажем, если повторение присяги формально привязывает солдатак текущим правилам армейской жизни, то идеология дает ему рациональноеоправдание для применения их в повседневной жизни. При этом любая критикаинституциональной идеологии рассматривается как ересь или как разрушающеенападение.
Предназначение социальных институтов — удовлетворениефундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется иосновных социальных институтов:
—  потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтомсемьи);
—  потребности в безопасности и социальном порядке(государство);
—  потребности в добывании средств к существованию(производство, торговля, финансы, кредит и т. п.)
—  потребность в социализации детей (школа,  культура);
—  потребности в определении смысла жизни и решении «последних»проблем человеческого существования(религия).
Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие, неглавныеинституты. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения.Скажем, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов какмаркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственностии т. д. Внутри государства мы можем обнаружить неглавные институтыпрезидентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии и т. д. Вотличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу,обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность.Общая черта тех и других — выполняемые функции. Функция института — совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Но есликроме пользы институт приносит вред, можно говорить об его дисфункции. Институтрелигии, например, выполняет важнейшие функции осмысления жизни человека, но вто же время порождает межконфессиональную вражду, фанатизм.  Функции укрепляютобщество, дисфункции — расшатывают.
Функции и дисфункции бывают явные, если они удовлетворяютсоциальные потребности, и скрытые, если они не заявляются. Например, явныефункции университетского образования — получение знаний, подготовка кисполнению профессиональных ролей, приобретение диплома. А скрытые —приобретение более высокого социального статуса, завязывание знакомств и т. д.
К явным функциям институтов мы можем отнести:
—  функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений;
—  функцию регулирования взаимоотношений между людьми;
—  интегративную функцию;
—  транслирующую функцию;
—  функцию производства и распространения информации.
Все институты общества находятся во множественномвзаимодействии. Религия может (и стремится) влиять на политику (как это принятов исламе), на семью, экономику и культуру. Вот почему институты редко бываютспособны полностью контролировать поведение своих членов. Государство, кпримеру, воспитывает патриотизм у населения, однако у отдельных слоев населения(бизнесменов, например, некоторых политиков, военных) эта идеология несогласуется с индивидуальными желаниями. Стремясь влиять друг на друга,институты в то же время отстаивают свою автономию. Бизнес стремится к независимости от государства, государство — к независимости от контроля бизнеса ит. п. Если найдено удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдение иминезависимости по отношению друг к другу, в обществе устанавливается прочныйсоциальный порядок./> 1.3.2. Семья как социальный институт
Семья — один из самых важных социальных институтов. Она —основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, атакже необходимое условие нормальной социализации личности. Именно в семьечеловек получает основы образования, манеры поведения, обучается социальнымролям.
При всем том человечество не смогло выработать единые образцысемейной жизни. Почему?
Рассмотрим вначале, как появилась и в каких направленияхразвивалась семья.
В примитивных обществах семья — род — единственный социальныйинститут, решающий все вопросы распределения власти, продуктов, удовлетворяющийдуховные потребности людей. С увеличением размеров родов, затем племенивозникает потребность в формальной политической организации. Главы семей —старейшины и вожди — объединяются в племенные советы, племена — в конфедерации.Усложняется культура, развивается торговля — обмен — с соседями и ближнимиплеменами. Все это приводит к началу формирования институтов. Профессиональноеразделение труда приводит к появлению узаконенных ролей торговцев,ремесленников, управленцев, затем священников, учителей — ролей, выходящих зарамки семьи — рода.
Таким образом, можно сказать, что семья явилась основой всехпрочих социальных институтов.
Семья определяется как основанная на единой общесемейнойдеятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства,родства. Как институт семья представляет собой сложную систему неосновныхинститутов — отцовства, материнства, наследования статуса родителей,имянаречения, помолвки, ухаживания, брака и т. п. Но только институтыродительства, супружества и родства в совокупности позволяют говорить осоздании семьи как таковой в ее строгой форме. Если присутствуют только два илиодин институт, мы можем говорить лишь о фрагментарной, осколочной семье.
Все функции, выполняемые семьей, важны для общества. Но срединих можно выделить уникальные, специфические функции, характерные только длясемьи, и неспецифические — те, к выполнению которых семья оказаласьпринужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
К специфическим функциям семьи относят рождение детей и ихсоциализацию — физическое и духовное воспроизводство общества. Неспецифическиефункции — накопление и передача собственности и статуса, организацияпроизводства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, уход за младенцами,больными и стариками, создание психологического убежища, способствующего снятиюнапряжений и самосохранению личности и прочее. Неспецифические функциифактически раскрывают исторически преходящую картину того, как именнопроисходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейныеизменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функцийна разных исторических этапах: в новых условиях они обновляются, сужаются либорасширяются, осуществляются полностью, либо исчезают. К примеру, явно отмираютфункции организации производства и потребления, отдыха, досуга, сужаютсяфункции образования детей и т. п. Их выполнение берут на себя школа, сфераобслуживания, индустрия развлечений.
Типы семейных структур многообразны и образуются взависимости от характера супружества, родства и родительства.
По критерию супружества — брачности выделяются моногамия— брак одного мужчины с одной женщиной, полигамия — брак одногосупруга с несколькими партнерами, причем полигамия бывает двух видов — многоженствои многомужество (очень редко). Полигамия — наиболеераспространенная форма брака в мире, моногамия, видимо, порождена культурнымитребованиями христианства и иудаизма.
Экзогамные бракизаключаются между людьми — представителями разных родственных групп.Применяется для избежания кровосмешения. Эндогамные — внутри родственнойгруппы. Эндогамные браки характерны для индийских каст, для кланов некоторыхнародов Северного Кавказа. Для современного общества характерна расовая инациональная эндогамия.
По родству различают патрилинейные семьи, гдестатус и имущество передаются по линии отца и матрилинейные, гдето же самое происходит по линии матери. По числу поколений родственников всемье выделяются нуклеарные, состоящие из родителей и несовершеннолетнихдетей-иждивенцев. Кроме нуклеарной в нашем обществе распространена родственнаясемья — клан родственников с их супругами и детьми. Основой нуклеарнойсемьи является супружеская пара, основой родственной — братья и сестры с ихсупругами и детьми.
В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняяженщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и лишьнаполовину входит в семью супруга. Фактически человек в основном связанобязательствами с той семьей, в которой он родился. Родственная семья лучшезащищает своих членов, лучше социализирует детей, так как они, общаясь сродичами, усваивают значительно больше социальных ролей. В современном обществеродственная семья не всегда возможна. Родственники могут быть фактически(пространственно) или социально отделены от супружеской пары, и в этом случаесемья остается нуклеарной в чистом виде.
По власти социологи выделяют патриархальную семью,где отец является главой и хозяином своих домочадцев и имущества, матриархальную— где то же положение занимает мать (очень редкая форма), партнерскую,где супруги равны, но кто-то из них занимает доминирующую позицию и эгалитарную,где власть распределяется между супругами смотря по ситуации. Последние дватипа характерны для современного общества.
По детности выделяются малодетные (1 — 2ребенка), среднедетные (3 — 4 ребенка) и многодетные(5 детей и более). Малодетные так называются потому, что 1 — 2-х детей мало дляукрепления семьи, мало для простого воспроизводства населения. Для того чтобынаселение страны не уменьшалось, необходимо, чтобы 2/3 его составляли 2 — 3-х-детные семьи. Если преобладают среднедетные — население может расти,правда, невысокими темпами.
Для традиционных обществ Азии, Африки, некоторых регионовЛатинской Америки характерны патриархальные, патрилинейные, родственные,многодетные семьи. Для индустриальных обществ, в том числе и для России,характерны партнерские, нуклеарные, мало- и среднедетные, со значительноменьшим числом функций. У лидеров мирового сообщества — стран Северной Америки,Западной Европы, Японии появился новый тип — эгалитарная, нуклеарная, мало- ибездетная семья, возросло число разводов, безбрачных сожительств, внебрачныхрождений детей. Практически исчезли функции производства и потребления,организации досуга и отдыха, ухода за детьми, больными, стариками. Значительноослабли функции деторождения и социализации детей. Эти изменения свидетельствуют,что институт семьи, возникший около полумиллиона лет назад, находится вкризисе, теряет соответствие с потребностями современного общества, егоотдельных членов. Дезорганизация семьи является одной из важных    характеристик  современного общества. Лекция 4. Социальнаяорганизация и управление/> Основные понятия
Организация, элементы организации, социальная структура,цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегиянаведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдачараспоряжений, контролирование, инновация, бюрократия./>Словарь
1. Организация — социальнаягруппа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей исоздание высокоформализованных структур.
2. Управление —функция особого органа в организации, которая обеспечивает направлениедеятельности всех элементов организации, удерживает в допустимых пределахотклонение организации в целом от поставленных целей.
3. Бюрократия — 1.Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменныхинструкциях и иерархии, проводящей явное различие   между «ведомством» и должностнымилицами, а официальные должности заполняются  на основе формальной квалификации.2.Организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которыхобразуют иерархию и различаются формальными правами и обязанностями. 3.(Буквально)  управление должностными лицами. 4. (Уничижительное) обозначениеформальных неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» ипроцедур, съедающих время.
4. Адхократия —организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы,собирающиеся для решения только какой-либо задачи./>1.4.1. Сущность и структура социальной организации
Можно выделить четыре направления в определении организации.
1. К. Барнард считает, что организация — это такой видкооперации людей, который отличается от других социальных группсознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.
2. Д. Марч и Г. Саймон полагают, что организация — этосообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самымраспространенным в обществе и содержащем центральную координирующую систему.Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.
3. П. Блау и У. Скотт определяют организацию как группу,создаваемую для достижения специфических целей и обладающую структурой.
4. По мнению А. Этциони, организации — это социальныеобъединения (или человеческие группы) сознательно конструируемые иреконструируемые для специфических целей.
Все теоретики выделяют две особенности организаций, отличающихих от других социальных групп.
В первую очередь, организации целесообразны — в том смысле,что действия ее членов определенным образом скоординированы для достиженияобщего для него результата во вполне определенной области человеческойдеятельности. Так, больница существует для лечения больных, политическая партия— для приобретения власти и т. п. Во-вторых, организация — это такая группа,которым свойственна высокая степень формализации. Это означает, что вся сфераповедения ее членов охвачена правилами, регламентами, определяющимиобязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностныхкачеств членов организации.
На основании вышеперечисленных можно определить организациюкак социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанныхспецифических целей и формирование высокоформализованных структур.
Рассмотрим отдельные элементы организации (простейшаямодель):
/>
Социальная структура —совокупность существующих достаточно долгое время упорядоченных и типичныхсвязей между элементами общества. Иногда ее определяют как всякую повторяющуюсямодель социального поведения. К. Дэвис выделяет в социальной структуре ее нормативнуюи поведенческую стороны.
Нормативная структура включает ценности, нормы и ролевыеожидания, которые организованы так, что составляют относительно связанные истойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членоворганизации. К ценностям можно отнести признаки привлекательности и разумноговыбора целей, своего рода организационные идеалы. Нормативная структураобезличена, навязана внешней средой. Поведенческая структура (в соответствии сДж. Хомансом) состоит из действий, взаимодействий, симпатий и антипатий. Люди,находящиеся в рамках нормативной системы, взаимодействуют под влиянием личныхчувств, предпочтений, интересов.
Социальная структура организации различается  и по степениформализации.
Формальная социальная структура — это структура, в которойсоциальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определенынезависимо от личностных характеристик членов организации. Формальная структураорганизации определена в штатном расписании, определяющем количестводолжностей, их функции, обязанности и права. При этом директор может быть умнымлибо глупым, активным, пассивным, юмористом, меланхоликом. На формальнуюдолжность личные качества не влияют.
Неформальная структура — структура, в которой социальныепозиции, формируются на основе личностных характеристик, доверия и престижа.Она может совпадать с формальной частично, или не совпадать вовсе, что влияетна достижение целей организации.
Цели — желаемыйрезультат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность,члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Социологивыделяют три вида организованных целей: задания, ориентации, системы.
Цели-задания — этопоручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня, например,рынком. Задания определяют цель существования организаций. К целям-заданиямможно отнести, например, преподавание в школе, лабораторные работы внаучно-исследовательском институте.
Цели-ориентации —совокупность целей каждого участника организации и обобщенных целей коллектива,реализуемая через организацию. Очень важно чтобы ориентации не расходились сзаданиями, иначе работа организации станет неэффективна.
Цели-системы — этостремление организации сохранить себя, выжить в окружающем мире. Системы должныорганично вписываться в цели и задания, иначе организация выродится. Задания,ориентации, системы — цели основные. Помимо них организация ставит перед собойпромежуточные цели: укрепление дисциплины, реорганизация, повышениеэффективности работы и т. п. Каждая промежуточная цель соответствует разделениюориентации на уровни и отделы.
Члены организации — ееучастники — персонал, взаимодействующий друг с другом в соответствии снормативной и поведенческой структурой.
Технология — ворганизации существует в трех видах. Во-первых, как система физическихобъектов, составляющих организацию (материалы, компьютеры, принтеры, ксероксы ит. п.). Во-вторых, как физические объекты, соединенные с человеческойактивностью (компьютер и веник различаются при этом только тем, что для ихизготовления совершаются разные действия). В-третьих, как ноу-хау —систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практическихдействий. Развитие технологии возможно лишь на основе сосредоточения вниманияна сложных, неанализируемых решениях проблем организации, на обоснованныхинновациях.
Внешнее окружение. Всеорганизации для того, чтобы существовать, функционировать, достигать целей,должны иметь многочисленные связи с окружающим миром. Из внешнего мира ворганизацию поступают культурные образцы, профессии, материальное обеспечение.Члены организации (за исключением, пожалуй, обитателей монастыря) одновременновходят в состав других организаций, которые могут значительно изменять ихповедение. От окружения зависит технология, ресурсы, цели.
На организации решающее влияние оказывают политическаясистема и государство, рынок — в лице конкурентов и рабочих, экономика,социальные и культурные факторы, внешние образцы технологий. Организация — длятого, чтобы выжить — должна адаптироваться ко всем требованиям окружающей среды,выбрать по отношению к ней соответствующую стратегию поведения. Еслиорганизация стремится к автономии от окружения, такую стратегию называют буферной.Если организация стремится расширить и укрепить связи с окружающим миром, такуюстратегию называют стратегией наведения мостов. К буферным относятстратегию ужесточения контроля входа в организацию информации, ресурсов, людей,стратегию складирования и расширения организации.
К наведению мостов относятся стратегии заключения сделок,переговоров, взаимного проникновения и т. д.
Социологи Западной Европы и США выделяют в качестве важногоэлемента организации еще и организационную культуру. Это совокупностьнорм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников на всехуровнях организации и образуют неписаный кодекс поведения. Исследованы трисвойства организационной культуры:
1. Оргкультура пластична, поддается манипуляции и можетпроектироваться и формироваться руководством в сфере бизнеса.
2. Оргкультура является определенной объединяющей силой.
3. Она связана с организационной эффективностью и успехомданного бизнеса.
Функции организационной культуры — формирование солидарности(чувства принадлежности сотрудников к фирме), выгодных для фирм образцовповедения служащих, формирование неформального социального контроля исамоконтроля и т. д.
Организационная культура создает мотивацию на достижение, т.е. постановку себе умеренно трудных, но достижимых задач. Сотрудники, такимобразом, учатся реально оценивать свои способности, не рисковать понапрасну,добиваться уважения коллег и наград от руководства. Однако в организациискладываются группы со своими особыми культурными образцами поведения. Еслиидея организационной культуры противоречит неформальной культуре групп, томаловероятно, что она сложится, сколько бы усилий не вкладывали в эторуководители организации. Ну и конечно на организационную культуру оказываетвоздействие внешняя среда.
Социологи выделяют два основных типа организаций — формальнаяи неформальная.
Формальная (административная) организация — это по сутиформальная социальная структура. Она включает в себя: 1) распределение функциймежду отделами организации; 2) субординацию должностей — объем и меруответственности в принятии решений на разных уровнях; 3) систему коммуникаций —средства и каналы передачи информации; 4) руководство — организацию процессауправления.
Неформальная организация — совокупность индивидов, малыхгрупп и взаимоотношений между ними./> 1.4.2. Процессы управления в организациях
Все организации имеют искусственную, созданную людьмиприроду. Помимо этого, каждая из них стремится к усложнению своей структуры итехнологии. Эти два обстоятельства делают невозможным неформальный контроль икоординацию действий членов организации. Поэтому в любой организации долженбыть особый орган — штаб, который должен обеспечивать ее участников целями,координировать, контролировать и направлять их усилия. Это и есть управление.
Впервые характеристики управления организацией были определеныв начале ХХ в. Г. Файолем. Это планирование общего направления действий ипредвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдачараспоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме;координация различных действий для достижения общих целей и контролированиеповедения членов организации в соответствии с существующими правилами инормами.
Современные организации — более сложные образования посравнению с началом ХХ в. Управление ими в настоящее время сродни искусству,игре, науке и функции руководителей  более сложны. В систему современногоуправления входят:
1. Деятельность руководителя как лидера организационногообъединения, интеграции членов организаций;
2. Взаимодействие — формирование и поддержание контактов;
3. Восприятие, фильтрование и распространение информации;
4. Распределение ресурсов;
5. Предупреждение нарушений и управление текучестью кадров;
6. Ведение переговоров;
7. Проведение инноваций;
8. Планирование;
9. Контроль и направление действий и т. п.
Очевидно, что это далеко не полный перечень возможныхдействий специалиста по управлению. Опыт показывает, что ему приходит­сязаниматься рекламой, «выбиванием» дополнительных средств и мно­гими другимивидами деятельности. Ясно, что настоящий управленец должен бытьвысокопрофессиональным работником. В организации те, кто занимается выполнениемфункций управления, входят в особую группу, называемую бюрократическойадминистрацией, деятельность которой необходимо проанализировать.
Бюрократия. Под бюрократиейобычно понимается организа­ция, состоящая из ряда официальных лиц, должности ипосты кото­рых образуют иерархию и которые различаются формальными права­ми иобязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин«бюрократия» французского происхождения, от слова «бюро» — офис,контора. Формы правления бюрократии заимствованы из клас­сических греческихполисов: власть немногих — олигархия, власть од­ного — автократия, власть всех,т.е. народа — демократия.
Бюрократия в современном виде возникла в Евро­пе в начале XIXв. и сразу же стала означать, что официальные долж­ности, чиновники иуправляющие, обладающие специальными знания­ми и компетенцией, становятсяключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе сразвивающейся фабричной системой, усложнением структуры организованных группбыло, безусловно, явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всемрычагам управления и потому была всесильна и подчинялась только «интересамдела»; она обеспечивала четкость и однознач­ность потоков информации ворганизациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметьспециальное образование, быть компетентным. Идеальный тип бюрократа, егоотличительные свой­ства лучше всего описаны М. Вебером. В соответствии с уче­ниемМ. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:
— личности, входящие в органы управления организации, личносвободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, су­ществующих вданной организации. «Безличный» здесь означает, что обязанности и обязательствапринадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их вопределенный момент времени;
— ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это озна­чает,что определенная должность будет доминирующей над всеми ни­жестоящими изависимой по отношению к должностям, находящим­ся выше ее. При иерархическихотношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решенияотносительно ин­дивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется реше­ниямлиц, находящихся на более высоких должностях;
— ярко выраженная спецификация функций каждой из должно­стейи позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкомукругу проблем;
— индивиды нанимаются и продолжают работу на основе кон­тракта;
— отбор действующих индивидов производится на основании ихквалификации;
— людям, занимающим должности в организациях, выплачиваютзарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в ие­рархии;
— бюрократия представляет собой карьерную структуру, в кото­ройпродвижение производится по заслугам или по старшинству, не­зависимо отсуждений начальника;
— должность, занимаемая индивидом в организации, рассматри­ваетсяим как единственное или, по крайней мере, главное занятие;
— деятельность представителей бюрократии основывается настрогой служебной дисциплине и подлежит контролю.
Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разра­боталтаким образом идеальный тип управления организации. Бюро­кратия в такомидеальном виде представляет собой наиболее эффек­тивную машину управления,основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют строгая ответственностьза каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действиебезличных пра­вил, четкая иерархическая зависимость.
Однако такое идеальное положение не существует в действитель­ности,более того, бюрократия, первоначально предназначенная для достижения целейорганизации, на деле часто отходит от них и на­чинает не только работатьвхолостую, но и тормозить все прогрес­сивные процессы. Причинами являютсяналичие неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутрибюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности.
Отрицательные качества, присущие бюрократии, частично анали­зируютсяв модели бюрократии Р. Мертона.
/>
Р. Мертон полагает, что постоянное неукоснительное следованиеформальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющие­ся при этом, вконечном счете, приводят к потере индивидами спо­собности приниматьсамостоятельные решения. Постоянная опора на правила и руководства к действиюприводит к тому, что они стано­вятся всеобщими и окончательными, а ихсоблюдение — основной за­дачей и результатом. Все это обуславливает отказпредставителей бю­рократии от творческого, самостоятельного мышления и даже откомпетентности. Р. Мертон назвал данное явление «обучением неспо­собности».Следствием такого «обучения» является стереотипный бю­рократ, не имеющийвоображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норми правил в ситуациях, простых и ясных для всех, кроме него. Другое следствиебюрократизации — кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другимилюдьми, попытка показать, что они знают тайные пружины управлен­ческогомеханизма.
Модель бюрократии Р. Мертона начинается с требований уста­новленияконтроля над элементами социальной структуры органи­зации. Эти требованиязаключаются в попытке создания у членов организации необходимого поведения имотивации на выполнение заданий. Руководитель-бюрократ в таких условияхначинает забо­титься прежде всего о безопасности своего положения, а потомупред­почитает опираться на формальные правила и свою формальную власть. Заправилами он не видит реальных исполнителей и все бо­лее утрачивает контроль заситуацией. Это заставляет его еще боль­ше заботиться об упрочении и защитесвоего служебного положе­ния. Круг замыкается. Руководитель не можетобеспечивать надле­жащий контроль и принятие обоснованных управленческих ре­шений.
Несмотря на изначально заложенную в бюрократии опасностьпотери компетенции и «обюрокрачивания» деятельности в сфере управления, такаяформа управления в настоящее время является единственно работоспособной иприемлемой. Поэтому одна из основных задач современного управления  изменениероли бюрократии в дея­тельности организации в соответствии с принципами,разработанны­ми М. Вебером. Путь к достижению этой цели многие исследователивидят в изменении установок представителей бюрократии, в установ­лении связи ихблагополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.
Что делать с бюрократией?
Рассмотрим несколько средств борьбы с бюрократией.
1. Омбудсмены.Впервые появились в Швеции в 1809 г. Омбудсмены назначаются и оплачиваютсяпарламентом, а не исполнительной властью. Омбудсмен — правительственныйзаконник (буквально «агент юстиции»), выступает от лица граждан,права которых нарушены бюрократией. Омбудсмен обладает широкими правами: отпривлечения к суду до вынесения выговора любому чиновнику. Институт омбудсменовимеется в Дании, Норвегии, Великобритании и Новой Зеландии. Идея омбудсменовпривилась в тех странах, где сильна традиция уважения закона и существуетопределенный политический и моральный климат, при котором достаточно простовыговора.
2. Законодательный контроль. Для борьбы с извращениями бюрократов в США созданы комиссиивсеобщей подотчетности, парламентская исследовательская служба, парламентскаябюджетная комиссия.
Первая контролирует правильность и эффективностьраспределения бюджетных фондов. Вторая контролирует исполнительные службы.Третья противостоит ведомству управления и бюджета президента. Создаетсяконкуренция исполнительной и законодательной бюрократий. Недостатки —увеличение числа бюрократов.
3. Сокращение бюрократии. Разные пути, но сводятся к одному: фактически свертываютсясоциальные программы. В 1980 г. Рейган, стремясь сократить штаты управленцев,срезал штаты и ассигнования многих федеральных учреждений, например, агентствпо охране окружающей среды, Департамента образования. Однако именно этиорганизации оказались необходимыми обществу и Рейган, в конце концов, уступилдавлению граждан.
4. Децентрализация управления. Для высокоцентрализованных систем государственногоуправления, как во Франции и Италии, децентрализация предполагает улучшение.Однако она порождает новые проблемы. Децентрализация управления спускаетпринятие бюрократических решений на местный уровень, но это может усилитькоррупцию и неэффективность управления.
Пример, США в течение почти всей истории имелидецентрализованную систему образования, находящуюся под местным контролем.Свобода в этой сфере огромна, но качество образования неровно. Чтобы улучшитькачество, нужно вводить единые стандарты, единые программы, единые требования.Штаты хотят, чтобы это делали федералы на деньги федерального бюджета. Иначенеобходимо увеличение местных налогов, а гражданам это не нравится.
Децентрализация может повлечь за собой широко изменяющиеся стандартыи проблемы координации.
Пример: проблемы ФРГ в очистке Рейна. Каждая земля предлагаласвой вариант работ, не желая согласовывать с остальными. И третий минус —увеличение числа местных бюрократов.
5. Политизация бюрократии. Государства гордятся тем, что развивают у себяпрофессиональную, нейтральную, аполитичную бюрократию. Но бюрократия косна иконсервативна. Положение могут исправить служащие, назначенные политически  иконтролирующие бюрократию (что было в СССР).
В США президент назначает три тысячи должностей, и назначенцыусиливают ответственность гражданской службы.
Адхократия. В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин «адхократия» и назвал ееальтернативной бюрократии формой организации. Адхократия – организационная структура,основу которой составляют временные рабочие группы, которые собираются длярешения одной задачи или проекта, а после завершения работы распускаются исоздаются заново  для следующей задачи. В отличие от бюрократии адхократияимеет не более двух уровней управления и более эффективно работает внестабильной экономической ситуации. Конкретный пример адхократии «система 4» — одна из моделей стиля руководства с минимумом участия исполнителей вуправлении, разработанная Р. Лайкертом. По мнению специалистов, адхократия –это будущее формальных организаций. Однако, Н.Смелзер полагает, что, несмотряна все недостатки бюрократии, современное общество настолько от нее зависит,что, вероятно, невозможно с этим покончить. Поэтому в будущем нас скорее всегождет расширение бюрократического пространства. />Основная литература
1. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. — М.,1975.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. — М., 1992.
4. Смелзер Н. Социология. — М., 1999.
5. Фролов С. С. Социология. — М., 1998.
6. Кравченко А. И. Социология. — М., 1999./> Дополнительная литература
1. Социология. Энциклопедический словарь. — М., 1996.
2. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. // Современнаязарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
3. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1998.
Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь.В 2-х тт. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Юридческая психология
Реферат 5. Оволодів (ла) знаннями І навиками програми професійного спрямування
Реферат Язык жестов или речь без слов
Реферат Море в поэтической картине мира Бродского
Реферат Статистические методы, применяемые в экономическом анализе: индексный, корреляционный, регрессионный
Реферат Охрана программного обеспечения
Реферат Смачивание, смачивающие агенты, гидрофобизация, гидрофобизирующие агенты
Реферат Аграрне право - юридичні аспекти в Україні
Реферат Cельское хозяйство
Реферат Билеты к экзамену по статистике с-х
Реферат «Две вещи несовместные»
Реферат Исследование возможностей проектирования, создания и использования компьютерного тестирования в системе дистанционного обучения Moodle
Реферат Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
Реферат Актинобациллезная (гемофилезная)
Реферат Волков, Иван Фёдорович