Реферат по предмету "Социология"


Социальное расслоение российского общества

Введение
 
Слова ПредседателяПравительства Российской Федерации (8 мая 2008 по наст. время) В.В. Путинао том, что Россия – богатая страна бедных людей, заставляют обратиться кпроблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью,обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением имеждународно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан,бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжаетоставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.
Экономическиереформы серьезно изменили социальную структуру общества. Произошлостремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайнебедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защитыгосударства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни вусловиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количествабедных людей оказалось неизбежным. Все это и обусловило выбор темы и ееактуальность.
Социальноерасслоение стало одним из самых распространенных и самых болезненных явлений всовременной России.

1. Социальноенеравенство
 
Социальноенеравенство существовало на протяжении практически всей разумной историичеловечества. Не смотря на то что во все века неравенство осуждалось,подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членовобщества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорствомсопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальномравенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.
Истокисоциального неравенства многие современные ученые видят в природных различияхлюдей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а такжепо силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущныхпотребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво ине приводит к закреплению социальных статусов.
Относительнопримитивная культура не создает социальных норм относительно жесткогозакрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появлениесложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие болеесложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходекоторых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальныеразличия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому, чтонаиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личностиполучат преимущества входе обмена социальными ценностями. Эти преимущества даютвозможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходепостоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинаетсяформирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляетсобой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов всоответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательнойбазы для возвышения отдельных социальных групп.
Следующимформирования отношений неравенства является закрепление существующегоположения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Этозакрепление осуществляется путем создания нормативной базы, котораяустанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальнойгруппы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжениинеобходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует видструктуры, относительно которой определяется статус индивида или группы
Один изисточников социальной напряженности в любой стране – разница в уровняхблагосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяетсядвумя факторами:
1) величинойимущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величинойтекущих доходов граждан.
Люди получаютдоходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятсяпредпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторыпроизводства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям илифирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. Втаком механизме формирования доходов изначально заложена возможность ихнеравенства.
В 1918 годубыли проведены первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, атакже первые попытки рассчитать прожиточный минимум. Прожиточный минимумрассчитывался как физиологический и основной статьей расхода в нем были затратына питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимумабыли прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-хгодах.
До 1990 годасоциально-экономические науки по идеологическим соображениям избегалиупотреблять термин «бедность» и вместо него
использовалсятермин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную,очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установилопорог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье,равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне былиустановлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальнаяпенсия».
В настоящеевремя уровень жизни населения выглядит так:
Таблица1. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
Апрель
2010г
В% к
Январь-
апрель
2010г.
в% к
январю-
апрелю
2009г.
Справочно
апрелю
2009г.
марту
2010г.
апрель 2009г. в% к
январь-
апрель
2009г.
в% к
январю-
апрелю
2008г.
апрелю
2008г.
марту
2009г. Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 18721 110,2 107,1 112,9 114,6 107,5 114,2 Реальные располагаемые денежные доходы 103,7 106,9 106,5 102,4 108,0 101,1 Среднемесячн. начислен. з/п одного раб-ка: номинальная, рублей 20383 112,4 99,0 111,0 108,3 99,3 111,6 реальная 106,0 98,7 103,8 95,7 98,6 98,3
 

Реальныерасполагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей,скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2010 г. по сравнениюс соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 3,7%, вянваре-апреле 2010 г. – на 6,5%.
Таблица2. Величина прожиточного минимумов IV квартале 2009 года
рублейв месяц, в расчете на душу населения
Все
население
В том числе по основным социально-демографическим группам населения
трудоспособное население
пенсионеры
дети
Величина прожиточного минимума
5144
5562
4091
4922
в том числе:
стоимость потребительской корзины 4801 5003 4091 4922
из нее минимальный набор:
продуктов питания 1969 2024 1747 2033 непродовольственных товаров 862 844 774 1025 услуг 1970 2135 1570 1864 расходы по обязательным платежам и сборам 343 559 х х
Посравнению с III кварталом 2009 г. величина прожиточного минимума снизилась на1%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины снизилась на4,5%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 3,0% и 0,9%соответственно.
Все людирождаются разными и наделены разными способностями, некоторые из которыхвстречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей,способных достичь вершин математики, стать выдающимися футболистами или создатьпроцветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос натакие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту ценытрудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Ни однойэкономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатствасемей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено былоотказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать тольков период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу:«От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Но посколькуспособности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет засобой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.
Конечно, вСССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были кудаменьше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали.Кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время вовсех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег дляпокупки школьной формы детям из нищих семей. Неравенство доходов и богатстваможет достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политическойи экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые странымира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Бедность инеравенство – понятия, тесно связанные между собой. Неравенство характеризуетнеравномерное распределение дефицитных ресурсов общества: денег, власти,образования и престижа между различными слоями населения – в этом заключаетсясоциальное неравенство. Основным измерителем неравенства выступает количестволиквидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги, и их количествоопределяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Самыйраспространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнениевеличин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Другой способ– анализ доли семейного дохода, затрачиваемый на питание: чем беднее индивид,тем больше он тратит на питание, и наоборот. Если неравенство сравнить в видешкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), ана другом – наименьшим (бедные) количеством благ: это экономическоенеравенство. Неравенство характеризует общество в целом, бедность же касаетсятолько части населения. Таким образом, бедность – это экономическое исоциокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидныхценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Бедность –характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они немогут сами оплатить стоимость необходимых благ.
Бедность –неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.
Бедность –показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорийнаселения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовныхпотребностей.
Одним изкритериев цивилизованности любого государства в социальной сфере являетсяподдержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения(семей), которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже наминимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты(питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальноеположение этой части населения, уровень их доходов не позволяют имудовлетворить определенный круг минимальных потребностей – необходимых дляжизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенногообщественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека(семьи) считается бедностью.
Категорияминимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегдаотносительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чемболее богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей ивыше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей истепень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми,в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятиябедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция,как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения. Точное определениеграниц бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размерсоциальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходыгосударства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии другихслоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостатокнеобходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, вкотором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяютудовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневнойжизни общества. Бедность – это «намного больше чем деньги».
Определениебедности как – состояния, при котором насущные потребности человека превышаютего возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо неконкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности,каково их значение для жизнедеятельности человека?
Потребность –это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определеннаяформа связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования иразвития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяютсяразличные классификации. Существующие нормативы отражают современные научныепредставления о потребностях человека в благах и услугах – личных потребностях.Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют ихколичественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость вопределенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальныхусловий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личныепотребности подразделяют на физиологические (физические), социальные иинтеллектуальные (духовные).
Физиологическиепотребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражаютпотребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всемтом, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В ихсоставе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви,жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.
Социальныепотребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает внем определенное место. К социальным относят потребности в трудовойдеятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другимилюдьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Интеллектуальныепотребности касаются образования, повышения квалификации, творческойдеятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальныекачества человека порождают также духовные потребности. Если потребностифизические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовныхпотребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека,делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности взнаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.
Интеллектуальныеи социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости иудовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворенияпервостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависятот состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.
Различаютрациональные (разумные) и иррациональные потребности.
Рациональныеотвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых дляподдержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности.Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке.Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кромерациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основеданных науки о питании).
Иррациональныепотребности выходят за рамки разумных норм принимают гипертрофированные, иногдаизвращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Внешнейформой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя иколичественно, и качественно он отличается от действительной потребности.Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуютобъему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособныйспрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.
Наряду сличными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостьюобеспечения условий его функционирования и развития, в том числепроизводственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды ит.д.
Неудовлетворениепотребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека,либо к его гибели.
В зависимостиот того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три видабедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной,относительной, субъективной.
Абсолютнаябедность – состояние, при котором индивид на свой доход не способенудовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либоспособен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающиебиологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности(прожиточный минимум).
Относительнаябедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, илинекоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедностьпоказывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.
Субъективнаябедность – базируется на оценках собственного положения самими людьми;чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющиеуровень бедности.
В последнеевремя российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованияхбедности необходим анализ депривации (оценка бедности через испытываемыелишения) в социальной жизни, которые испытывает определенная часть населения. Вэтом состоит суть депривационнного подхода в оценках бедности, неотъемлемойсоставляющей концепции ее относительного понимания и изучения. Депривационныйподход требует учета целого ряда материальных и социальных индикаторов с цельюопределения качественного «порога», который означает социальную эксклюзию, тоесть фактическое исключение определенной части населения из нормальных условийжизнедеятельности.
Оценку вбедности, основанную на депривационном подходе, следует разграничивать наколичественную и качественную стороны депривации.
Качественноенаполнение различных ступеней депривации (уровней бедности):
Перваяступень депривации – ступень, характеризующая близкие к средним жизненныестандарты и не означающая существенное отклонение от общепринятого в российскомсообществе образа жизни. Семьи на этой ступени нуждаются в улучшении жилищныхусловий, экономят на приобретении современных дорогих предметах длительногопользования, платных образовательных услугах, семейном отдыхе и развлечениях.
Втораяступень депривации – ступень стесненности (малообеспеченности) – когда нехватает средств на любимые в семье деликатесы, подарки для близких, газеты,журналы, книги; снижается качество досуга взрослых и детей; семья не можетпозволить приобрести стиральную машину, посетить далеко живущих родственников;отказывается от платных услуг, в первую очередь необходимых медицинских.
Третьяступень депривации – ступень острой нуждаемости (бедности) – лишениеконцентрируется на качестве питания, нехватке одежды и обуви (взрослые членысемьи вынуждены отказываться от их обновления), семье трудно поддерживать жильев порядке, иметь простую повседневную мебель, организовать в случаенеобходимости ритуальный обряд (похороны, поминки), приобретать жизненно важныелекарства, ограничивать возможности приглашения гостей и выхода в гости.
Четвертаяступень депривации – ступень нищеты, когда ресурсов не хватает на нормальноепитание, семья экономит на предметах гигиены, не обновляет одежду для детей помере их роста, отказывает им в покупке фруктов, соков, не имеет таких предметовдлительного пользования как телевизор и холодильник.
Следуетобратить внимание, что многие виды депривации, испытываемые россиянами внастоящее время, пока напрямую не ассоциируются в массовом сознании сбедностью, поскольку присутствуют у большинства населения.
ФЗ «Огосударственной социальной помощи»
Впервыетермин «социальное обеспечение» появился в «Акте о социальном обеспечении» вСША в 1935 г. и в «Акте о социальном обеспечении» в Новой Зеландии в 1938 г.
В определениисоциального обеспечения, ключевым моментом стал доклад У. Бевериджа вВеликобритании в 1942 г. В этом докладе он определил социальное обеспечениеследующим образом: «социальное обеспечение означает обеспечение минимальногодохода от безработицы, болезни, аварии, увольнения по старости и предотвратитьубытки от иждивенчества других людей, а также решить проблему исключительныхрасходов, возникающих в случае рождения, смерти, брака».
П. Ларокутверждает, что социальное обеспечение непрерывно определяет уровень жизни длятрудящихся масс, и во всех случаях обеспечение соответствующего минимальногоуровня жизни, посредством перераспределения доходов, основываясь на принципесолидарности, гарантирует такой уровень жизни».
Можносказать, что определения даваемые учеными понятию социального обеспечениявесьма разнообразны. Однако основное значение и цель социального обеспеченияони видят в обеспечении права на достойное существование через обеспечениеминимального уровня жизни. Таким образом, они включают в данное понятиесоциальную и экономическую функции государства.
Юристы иправоведы считают, что цель социального обеспечения заключается в охране правана жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качествеполитического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, какперераспределение доходов.
Принимая вовнимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспеченияследующим образом: Социальное обеспечение в узком смысле означает, чтогосударство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровняжизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающихпотере средств к существованию – таких как болезнь, несчастный случай напроизводстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смыслесоциальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественныеорганизации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для тогочтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится ксоциальному равенству и полному равновесному развитию.
МеждународнаяАссоциация Социального Обеспечения классифицирует различные формы системы социальногообеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь исоциальное обслуживание.
Можносчитать, что основой системы социального обеспечения является, прежде всего,социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляютследующие элементы:
а) пенсионноестрахование: б) медицинское страхование: в) страхование несчастных случаев напроизводстве: г) страхование по безработице.
Социальнаяпомощь подразделяется следующим образом: а) охрана жизни: б) медицинскаяпомощь: в) поддержка военным инвалидам. г) спасение от стихийных бедствий.
Особенностьюсоциальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждатьсяее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи отсоциального страхования.
Такимобразом, все условия связанные с жизнью населения как-то: обеспечение дохода,медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье – являются объектамисоциального сервиса.
Самой важнойфункцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечениеприемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова:нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляетсявозможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержкеоказывается поддержка социальным обслуживанием.
Второйважнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичнымпримером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальнаяпомощь, которая, можно сказать, осуществляет «вертикальное перераспределениедоходов». Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию «вертикальногоперераспределения», является социальное обслуживание. Функции «горизонтальногораспределения» выполняет социальное страхование.
Третьейосновной функцией социального обеспечения, является функция экономическойстабилизации.
В Федеральномзаконе «О государственной социальной помощи» четко сформулированы целипредоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизнималоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевойдоход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное ирациональное использование бюджетных средств» (ст. 3).
Подчеркивается,что получателями государственной социальной помощи могут быть только темалоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по независящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 также определены источникиоказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случаенедостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местныхбюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средствавыделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления засчет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы» (ч. 2 ст. 5).
Важнымпредставляется положение, в соответствии с которым государственная социальнаяпомощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).
Другойсущественной новацией является то, что Закон предусматривает возможностьпроведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионногообследования), направленной на подтверждение сведений, которые представлены взаявлении о предоставлении государственной социальной помощи (п. 2 ст. 8).Здесь же регламентируются порядок и сроки принятия решения по таким заявлениям(п. 3 ст. 8).
Закон весьмаподробно указывает причины отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст.9), а также основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Законустанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающихсоциальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальныхзаконах), но и обязанности получателей социальной помощи.
Такимобразом, последние социальные законы свидетельствуют о желании законодателяизбавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственнойсоциальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.
2. Подходык сглаживанию неравенства
 
Имеется дваподхода к проблеме выравнивания доходов. Сторонники первого считают, что придостижении полного равенства доходов общество добивается максимальногоудовлетворения нужд потребителей. Действительно, степень удовлетворенияпотребностей можно оценить по предельной полезности того или иного товара (воснове использования теории предельной полезности для исследования спросапотребителей лежит предположение, что поведение индивидуального покупателя нарынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности,какую полезность приносит ему тот или иной товар). Если взять двухсреднестатистических индивидов A и B, то можно с большей долей вероятностиполагать, что их вкусы и желания в потреблении тех или иных товаров и услугбудут совпадать. Тогда предельная полезность каждой единицы товаров и услуг,потребляемых A и B, определится их доходом: чем выше доход, тем ниже предельнаяполезность товаров и услуг в расчете на последний потраченный рубль.
Если полагатьвсе остальные факторы, влияющие на предельные полезности товаров и услуг,неизменными, то можно считать, что условием максимизации общей полезности отпотребления товаров покупателями A и B явится условие:
/>

где MUa –предельная полезность товаров и услуг для покупателя A, Ya – его доход, а MUb иYb – соответствующие показатели для покупателя B. Поскольку по принятымначальным условиям, MUa и MUb зависят только от дохода, то вышестоящееравенство удовлетворится лишь в том случае, когда Ya = Yb. Действительно, пустьдоход А превысит доход В, то есть Ya > Yb. Но в этом случае предельнаяполезность MUa товаров и услуг в расчете на последний рубль дохода А понизится,а MUb увеличится. Иными словами, в нашем равенстве числители и знаменателиизменятся в противоположных направлениях, усиливая неравенство. Добитьсяравенства можно только одним способом: выровнять доходы Ya = Yb, при этомсовпадут и предельные полезности потребляемых товаров и услуг MUa = MUb.
Итак,согласно этому подходу, максимальная полезность потребления товаров и услугдостигается при выравнивании доходов потребителей.
Сторонникивторой точки зрения считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложноедопущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемогодохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого ираспределяемого дохода зависит от способа распределения дохода. Представим,например, что изначально А получал 1 млн. дол. в год, а В – 5 млн. дол. Еслигосударство посредством налоговой политики перераспределит доход и сделает егоравным (Ya = Yb = 3 млн. дол), то, скорее всего, на следующий год для индивидаВ значительно снизятся стимулы получать высокий доход – зачем это делать, кольвсе равно большую часть дохода изымет государство. Одновременно у А тожеисчезнут стимулы повышать свой доход – за него это делает государствопосредством налоговой политики. Стремление государства уравнять доходы с оченьбольшой долей вероятности приведет к тому, что на следующий год доход А неизменится, а доход В сократится; в итоге суммарный распределяемый доходсократится. Значит, попытка выравнивать доходы может привести к снижениюэффективности производства: индивиду В не интересно работать высокопродуктивнои много зарабатывать (государство все равно изымет значительную часть дохода),а индивид А вообще может не работать (его доход 1 млн. дол, а государстводоплачивает еще 2 млн. дол.). Это и является главной идеей второй точки зрения:неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышенияэффективности производства.
Какпоказывают оценки некоторых западных экономистов, попытки увеличить доходыбедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезнымипотерями в эффективности. По подсчетам А. Оукена. эти потери равносильнытому, что из каждых 350 долларов, изъятых у богатых, 100 долларов доходят добедных, а 250 долларов просто теряются.
Всечеловеческие особенности (сильный и слабый, ловкий и неуклюжий, талантливый изаурядный, трудолюбивый и лентяй, образованный и невежда), формирующиенеповторимый индивидуальный облик каждого, определяют разные возможности людейв состязании за свое личное счастье и благополучие.
С точкизрения экономистов, это неравенство возможностей проявляется на потребительскомрынке в неравной платежеспособности покупателей, в основе которой лежитнеравенство их доходов.
Всеубежденные «уравнители» всегда стремились уничтожить двойной стандартсовременного общества, сделать людей равными не только как граждан, но и какпокупателей. Так, первый председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановскийсчитал: «Крепя основы подлинной демократии, мы одновременно сокрушаем старыевкусы, создаем предпосылки того однотипного спроса, который уже сам по себе облегчаетрациональное массовое производство». И спрос у нас действительно стал«однотипным».
Очевидно, чтопри равном распределении доходов, какими бы благими намерениями оно неоправдывалось, в обществе не будут производиться так называемые предметы «роскоши»,так как их некому будет купить. Сошлемся на высказывание экономиста И. Бентама:«При подведении всех частных богатств под один уровень общество должно лишитьсявсех тех предметов потребления, которые иначе иначе не могут существовать, какобразуя ценность, превышающую установленный уровень». С другой стороны, стольже очевидно, что в обществе с неравным распределением доходов выпускаемаяпродукция и оказываемые услуги будут значительно разнообразнее, а структурапотребления разных доходных групп будет существенно различаться. И то, что дляодних будет предметом первой необходимости, для других может оказатьсяпредметом роскоши
3. Понятиесоциологической анкеты
 
Для тогочтобы чётко определить уровень жизни в обществе и понять, как люди относятся ктакому понятию как деление на «бедных и богатых» поможет проведениеанкетирования среди разных слоёв общества.
Анкета – самое распространенноеорудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета – это рядвопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – инструмент оченьгибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов.Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленныхнедостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленнойанкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкетыисследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбираетформу этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Анкетирование– одиниз основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общениясоциолога и респондента.
Различают следующие виды анкетирования:
1. по способу общения между исследователем иопрашиваемым:
– прессовый (вопросник печатают в газете, журнале);
– почтовый (рассылают анкеты по почте)
– раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).
В первых двух случаях (заочное анкетирование) нетнепосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очноеанкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет,раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.
2. по месту проведения:
– по месту жительства
– по месту работы или учебы.
В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным);
3. по уровню стандартизации:
– полностью стандартизированным
– частично стандартизированным.
Этот вид анкетирования определяется характером вопросов(закрытыми или полузакрытыми).
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономиясредств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностьюполучаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетированиенеобходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
Правила составления анкет
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип:Учет особенностейвосприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют ивсе другие требования к ее построению.
Второй принцип:непременный учетспецифики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Этотребования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросахрабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы.Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следуетуказать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип: вытекает из того, чтоодни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разнуюинформацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенностикакой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем – вопросына оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержаниемработы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будутвлиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от спецификитого или иного аспекта общей ситуации.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми,обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперьпросим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены…чем-либо» и т. д.Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляетреспондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобратьсяв собственных настроениях.
Четвертый принцип: – смысловые «блоки» опросноголиста должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежносказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, ванкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем,уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, чтопервое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такойпозицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа»,а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределениявопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми,далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – ещесложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и вконце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».Расположение коммуникативных блоков анкеты
Под коммуникативными блоками имеются в виду такиесоставляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, ана его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете,инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно,выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслямчитателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На ихтитульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащиезнаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенныхориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Онинавязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать всоответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтомуупотребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают рольобщественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимостьучаствовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфыактивизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросечрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжаликаким-либо эпиграфом, пока крайне редки).
Обращение к респондентам. Ни у кого не вызываетсомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автораи побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетахобычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый…»и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком,естественно, что обращение формулируется в единственном числе.
Объективка. Объективку можно назвать,конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блокомвопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то жевремя это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, иполное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса каксущественный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерноговорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, какправило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо вконце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовитьреспондента к ответам на более сложные вопросы, во втором – наоборот,предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее вконце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверияраспространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ееобычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могутвозникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснениизнаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений офактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты собъективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и,в конечном счете, на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразузадавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливымбудет вставить преамбулу, например: «Для того, чтобы быть уверенными, что мыопросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общиесведения о себе».
Чем закончить анкету? Для любого вежливогочеловека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе иудовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно вконце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «СпасибоВам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п.
Однако нередко, прежде чем закончить общение, социологинтересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременнымсчитают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»).Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать впоследующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов, иВы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»).Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться среспондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописатьто, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения:«Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можетеизложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможностьнаписать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).
Виды вопросов
Открытые вопросы – вопросы без вариантовответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и вфункции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяетвыявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явленийили говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в ихсознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказкивариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного,обыденного сознания, свой образ мыслей. Недостаток открытых вопросов – трудностиобработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку ичасто квантификацию, а контент-анализ ответов – процедура сложная и трудоемкая.Но самое главное – здесь требуется высокое искусство «расшифровки» реальныхсмыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо «практическое сознание» неявляется прямым аналогом теоретического, которое социолог использует в подобныхоперациях контент-анализа.
Закрытые вопросы– вопросы с вариантамиответов; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесенияоценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенныхвариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем приоткрытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.
Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытыхвопросов ведут к тому, что они чаще используются исследователями. Постановказакрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:
·  Главное– максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытыйвариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев изамечаний. В конце списка ответов значится: «Дополнительные замечания (укажите,какие именно)…».        Важно отвести должное место для комментария иуточнений. Рекомендуется приближенно оценить, сколько строк займет комментарий,и утроить эту величину. Если в анкете не предусмотрено достаточное место дляответов на открытый вариант вопроса, он «не работает».
·  Формулируяварианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила,подтвержденных экспериментальными исследованиями:
а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первыеподсказки, реже – последующие. Поэтому правило 1-первыми должны быть наименеевероятные варианты ответа;
б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность еевыбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент несклонен его тратить. Поэтому правило 2 – подсказки должны быть примерно равнойдлины;
в) чем более общий (абстрактный) характер имеетподсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно,их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельноконкретной. Отсюда правило 3 – все варианты ответов следует выдерживать наодном уровне конкретности.
·  Никоимобразом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.
·  Всевозможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобыреспондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.
·  Нельзяпечатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею – сериюотрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самойпоследовательностью предложенных вариантов.
Список предложенных ответов иногда столь обширный, чтоопрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группамисуждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действоватьсила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на триблока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности,остальным группам – в другой.
Полного совпадения данных, полученных из вопросов закрытого иоткрытого типов, не бывает. Специальные методические эксперименты указывают нато, что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы,относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например,предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п.), носущественно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позицийопрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех илииных действий и т. п.
Контактные вопросы. Любое общение начинаетсяс фазы адаптации (приспособления), в процессе которой социолог реализует важныецели: создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их кисследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам,знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.
Социологи осознают значение первого вопроса и стремятсясделать его наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цельего – установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельныхответов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологурассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он можетпродолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу необходимоуделить особое внимание. Он должен отвечать определенным требованиям.
Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым.Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийногохарактера – например: стажа работы, района местожительства. Уместны также ивопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, озанятиях в свободное время и т. п. В ряде случаев целесообразным оказываетсявопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.
Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т. е.касаться всех респондентов. Контактный вопрос рекомендуется делать настолькошироким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинаетверить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желаниеразвивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучшеначинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.
Впоследствии, при установлении контакта, предметпервоначального обсуждения, в связи с которым возникли отношения взаимодействия,общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействиясохраняется.
Вовсе не обязательно, чтобы контактные вопросы содержалиискомую информацию. Главная их функция – в облегчении взаимодействия. Ответы наконтактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи ссодержательными проблемами. С другой стороны, в методическом плане эти ответыимеют большое значение: в зависимости от их содержания можно определитьотношение опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросовестность,искренность и т. п.
Буферные вопросы. Довольно редко анкетабывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуждаютсяразличные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могутпроизвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Ведь в обычной беседе «перепрыгивание»с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровнячеловека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько стремление кобщению, на основе учета интересов собеседника, сколько попыткасамоутверждения, самовыражения, эгоистичное домогательство – «выжать» изсобеседника все, что интересует говорящего. Чтобы освободить респондента отподобных ощущений, в анкете используются так называемые буферные вопросы.
Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияниявопросов в анкете. Они играют роль своего рода «мостиков» при переходе с темына тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такаяформулировка: «Свободное время – это не только время, необходимое нам длявосстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность длявсестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов озанятиях помимо работы».
С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступалне собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентамход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время достаточноэффективное средство для создания у них впечатлений о большей симметричности общения.С помощью таких «буферов» исследователь не просто вежливо предлагаетреспондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем этонужно. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Большуючасть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи инеудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотимпоговорить с Вами о работе».
Правило воронки.Подготовка респондента кнаиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкетывопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых ксложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяетреспондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать втакой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зренияисследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы,носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: фактсопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простыепредшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и наэти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами – кульминационныймомент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спадинтереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряженияпамяти, воображения, внимания и т. п.
Эффект излучения.Когда все вопросылогически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникаетопределенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такоевзаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха ипроявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ходмыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-системукоординат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенныйответ.
Ниже будет представлен образец анкеты:
1. по способу общения между исследователем иопрашиваемым:
– почтовый (рассылают анкеты по почте)
2. по месту проведения:
– по месту жительства
3. по уровню стандартизации:
– полностью стандартизированным
Использованы вопросы закрытые, буферные; «правило воронки»,«эффект излучения».
 
4. Небольшиезаметки из газет по выбранной теме
 
Минтруда:значительного расслоения общества у нас нет
По даннымминистерства, соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных гражданстраны в прошлом году составило 5,9 раза. Это значительно ниже, чем в другихстранах СНГ.
Как заявилзаместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Игорь Старовойтов нареспубликанском семинаре «Региональная социальная политика: проблемы и поискрешений», доля населения с доходами ниже БПМ за 2001–2008 годы снизилась в семьраз с 41,9% до 6,1%. Реальные денежные доходы населения за этот периодповысились в три раза. Это и позволило не допустить значительного расслоенияобщества.
 Правда, замминистра не учел того обстоятельства, что в Беларуси значительновыше количество тех людей, которые скрывают свои реальные денежные доходы. Вотличие от России или Украины, в Беларуси большая часть бизнеса предпочитаетсущественно снижать свои реальные доходы.
 Игорь Старовойтов отметил, что в Беларуси невысокая дифференциация доходовнаселения в региональном разрезе. «В связи с негативным влиянием мировогофинансово-экономического кризиса на экономику нашей страны в текущем годуотмечается снижение темпов роста реальных денежных доходов населения, – цитируетпредставителя министерства БЕЛТА. – И это обуславливает увеличение долималообеспеченного населения».
 В третьем квартале нынешнего года уровень бедности по республике составил7,3%. Это на 0,6 процентного пункта выше аналогичного показателя первогоквартала текущего года. Наибольший удельный вес малообеспеченного населения – вБрестской, Витебской, Гомельской и Могилевской областях.
«Ежедневник»
16 декабря 2009 г.
/>/>Бедность к/>ак бедствие
Кризис еще большеувеличил разрыв между богатыми и бедными
Среднийдоход наиболее обеспеченных россиян сегодня почти в 40 раз больше среднегодохода наименее обеспеченных граждан. Такие данные были вчера озвучены в СоветеФедерации, где собрались ученые и представители региональных властей, чтобыобсудить причины продолжающегося процесса имущественного расслоения общества.
Сегодняспециалисты расходятся во мнении, где точно проходит пресловутая черта бедностии от какого уровня дохода ее необходимо считать. Факт лишь в том, что, однаждыпопав за эту черту, мало кто оттуда может вырваться. По подсчетам Институтасоциологии РАН, за девять месяцев с начала года в 57 регионах уровень доходовнаселения снизился на 30 процентов.
Да,в последние восемь лет на фоне экономического роста ежемесячные среднедушевыедоходы людей заметно выросли. По последним данным Росстата, средняя начисленнаязарплата россиянина вышла на уровень 18 650 рублей. «К сожалению, усредненныепоказатели в обществе с таким большим разрывом уровня жизни смазывают реальныепоказатели, – считает гендиректор Всероссийского центра уровня жизни ВячеславБобков. – Да, за время экономического подъема уровень жизни населения вырос,количество бедных сократилось по всем регионам. Однако разрыв между бедными ибогатыми все это время тоже увеличивался».
Социологиуже давно пришли к выводу, что сами по себе доходы еще не говорят облагополучии человека. Гораздо важнее здесь то, чем он владеет – квартирой,машиной, дачей – и что успел за долгие годы скопить. Например, по разнымоценкам, сегодня до 70 процентов граждан нуждаются в улучшении жилищныхусловий. При этом до кризиса ипотеку теоретически способны были оплатить изсвоего кармана только 15 процентов населения. Понятно, что сейчас эта цифра ещеменьше. Коэффициент доступности жилья (за сколько лет человек может накопить наквартиру) по европейской норме составляет 5 лет. В нашей же стране, по оценкамдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН АлексеяШевякова, малообеспеченным гражданам нужно копить на квартиру площадью 50–60квадратных метров 80 лет. А если исходить из европейских стандартов жилплощади(порядка 100 квадратных метров), то на покупку квартиры уйдет почти 200 лет.
«Оченьхорошо в последние годы подтянулся уровень пенсий. И по показателям абсолютнойбедности пенсионеры не самые бедные люди. Гораздо тяжелее приходится семьям сдетьми, – считает Алексей Шевяков. – До 70 процентов семей с тремя и болеедетьми находятся за чертой бедности».
Приэтом социологи настаивают, что трудности в социальной сфере никак не связаны снынешним кризисом, они существуют перманентно и независимо от него. Хотя, какпоказывают результаты опроса, озвученные директором Института социологии РАНМихаилом Горшковым, большинство населения считает, что за последний годположительная оценка качества жизни упала с 30 до 18 процентов. При этомобострились социальные страхи: потерять работу, остаться без средств ксуществованию. Поэтому, согласно результатам опроса, население сегодня всеактивнее использует дополнительные способы выживания. На первом месте врейтинге стоит приусадебное хозяйство. Следом идут разовый приработок исверхурочные работы. Но эти меры эффективны только в тех городах, где естьработа.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5062 от11 декабря 2009 г.
Прооптимизацию, расслоение общества и детский отдых
/>
Выпуск: 130 (2831)от 15 июля 2008 года
Рубрика: Экономика
Автор: СофияСАЙГАНОВА, «ВиД»
В минувшуюсубботу во Дворце труда прошла традиционная встреча Премьер-министра РТ РустамаМинниханова с профсоюзным активом республики. С докладами выступили пятьминистров, которые затем ответили на вопросы профсоюзных активистов.
 А профсоюзных лидеров интересовали пути снижения дифференциации денежныхдоходов граждан, формирование отраслевых систем оплаты труда совместно спрофсоюзами, оптимизация бюджетной сферы, судьба здравоохранения в республике,государственная политика занятости населения; выравнивание уровня минимальнойзаработной платы с прожиточным минимумом и многое другое.
 – То, как ведется оптимизация в бюджетной сфере, вызывает беспокойство у профсоюзов.Актуален и вопрос занятости населения, ведь рынок труда в Татарстане несбалансирован. Оптимизация приводит к увеличению количества безработных. Вреспублике принята программа по занятости, но не задействованы ресурсы поактивному переобучению и переподготовке граждан, что крайне необходимо, – сказалаПредседатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова. – Много вопросоввызывает и введение отраслевой системы оплаты труда. Хотелось бы четкоопределить, каким видит Правительство фонд оплаты труда работников бюджетнойсферы, каковы возможности повышения зарплаты.
К серьезнымпроблемам профсоюзный лидер причислила и детский отдых, поскольку количестводетей, которые отдохнули в оздоровительных лагерях, снижается. Не внушаетоптимизма и имеющаяся база для санаторно-курортного лечения. В этой сференеобходимо принять правительственную программу.
Оптимистичнымможно назвать выступление перед профсоюзными активистами министра экономики РТМарата Сафиуллина.
– В течениепервого полугодия 2008 года нам удалось снизить и стабилизировать дифференциациюденежных доходов граждан, – сообщил Марат Рашитович.
По словамминистра, в настоящее время среднероссийский показатель дифференциации денежныхдоходов граждан составляет 17. В Татарстане он колеблется около 15. На местепрофсоюзного актива я бы сдержанно отнеслась к этой информации. Напомню, что какуже писал «ВиД» со ссылкой на советника Президента РТ Фильзю Хамидуллина, в2000 году на долю бедной части населения приходилось 6,3% денежных доходов, вто время как в 2007 году – 5%, на долю самых зажиточных в 2000 году приходилось46% доходов республики, в 2007 году – 49%. Соотношение совершенно неприличное.Честь и слава Правительству, если оно и впрямь сумеет сократить расслоение, нопрежде чем начать аплодировать, давайте дождемся конца года и сравним его спредыдущим.
Министрэкономики РТ отметил также, что Татарстан занимает первое место в России попокупательской способности. Если в среднем по стране этот показатель равен 3,6,то в РТ – 4. Памятуя о вышеупомянутом расслоении, интересно знать, какие слои исколько приобретают, ведь у значительной части бюджетников и селян зарплаты 5–6тысяч рублей. С такими деньгами дай Бог, чтобы на еду и квартплату хватило – многоне напокупаешься!
МаратСафиуллин рассказал, что вначале года создалась тревожная тенденция по снижениютемпов роста промышленного производства: «Нам удалось исправить ситуацию. Выдерживаетсяна уровне и прирост внутреннего регионального продукта. По данным за 6 месяцев2008 года, увеличение составило около 8 процентов».
 Министр заявил, что в 2008 году будут перевыполнены плановые показатели потемпу роста привлеченных инвестиций: «Нынешний год мы закроем с ростоминвестиций на 18 процентов вместо запланированных 12–13».
Где жить хорошо
По уровню жизни Россиязаняла 67-е место
ООНопубликовала список самых благополучных государств в мире. Лидером в этомрейтинге стала Исландия. Она подвинула старожила списка – Норвегию – на второеместо. Замыкает тройку Австралия.
Основныепоказатели, по которым определялся рейтинг государств, – продолжительностьжизни, размер ВВП на душу населения (исходя из покупательной способности) иуровень грамотности. Лидирующие позиции Исландии обеспечила в первую очередьрекордная продолжительность жизни – более 81 года – и один из самых высоких ВВПна душу населения. При этом в стране практически нет бедных, и классовоерасслоение выражено очень слабо.
Шестоеместо заняла Швеция. Швейцария – седьмое и Япония – восьмое. Франция оказаласьна десятой позиции, а США на 12-й, сразу после Финляндии. Великобританиязанимает 16-е место в списке самых благополучных стран мира. 64-ю строчкурейтинга заняли братья-славяне из Белоруссии. Россия оказалась на 67-м местемежду Боснией и Албанией. Дальше идут все остальные государства СНГ.
Замыкаютсписок из 177 государств Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау и Нигер. Вэтих африканских странах чрезвычайно низкая продолжительность жизни – от 40 до50 лет. Умеют читать и писать не более 30 процентов всех жителей, а ВВП на душунаселения составляет около 1 доллара на человека.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4530 от29 ноября 2007 г.
 

Заключение
 
Такимобразом, по мере развития рыночных отношений в российском обществе происходятзначительные изменения как позитивного, так и негативного характера. Происходитрасслоение общества на богатых и бедных, значительно усиливая процесс социальнойдифференциации, а также социальной мобильности, когда большие массы людейпереходят в силу разных причин из одного социального слоя в другой и т.д. Можноконстатировать в нашей стране формирование стабильного узкого слоя элиты. Внедрах обостренного социального расслоения постепенно растет средний класс,тоже дифференцирующийся на нижний и верхний слои. Наиболее активны в неммолодежь, получающая профессиональное образование, специалисты. Однакосоциальное расслоение современного российского общества носит неравновесныйхарактер, поскольку основную часть его составляет базовый слой, находящийся вкрайне неблагоприятном положении. Низкий статус и трудное материальноеположение не позволяют ему найти достойное место в рыночной экономике,приспособиться к новым экономическим условиям. Дальнейшее ухудшение положениябазового и нижнего слоев может поставить под угрозу социальную стабильностьобщества. Остро стоит проблема социальной справедливости, социальной защитыинтересов малоимущих слоев населения, людей, оказавшихся в результате этихявлений неспособными быстро адаптироваться и развиваться в данной среде, – пенсионеров,студентов, военнослужащих и т.д. Социальное расслоение российского обществаносит сложный характер, когда выделяются различные по своей роли социальныеобщности, складываются неоднозначные взаимосвязи между ними.

Список литературы
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск: ТетраСистемс,2001
2.Большой толковый социологический словарь. Пер. с англ. (в 2-х томах). – М., 2001
3. Гидденс Э. Социология. – М.: ЕдиторияУРСС, 2005
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологическогоисследования. – М.: Инфра-М, 2004
5.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, пониманиесоциальной реальности. – М.: Омега-Л, 2007
6. Осипов Г.В. и др.Социология. М., 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.