Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа и психология

Содержание
 
ВведениеГлава 1 Система социальной работы
1.1 Особенностисоциальной работы как вида деятельности
1.2 Формирование системысоциальной работы в РФ
Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальнойработы
2.1 Психологическиеаспекты социальной работы
2.2 Использованиепсихологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом
2.2.1 Психологическиеприемы в работе с клиентом социальной службы
2.2.2 Психологическиетеории, применяемые при работе с клиентами
2.3 Применениепсихологических технологий в практике социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
ДОБАВИТЬ ГИПОТИЗЫ

Введение
 
Социально-психологическаянаправленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всейистории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновениюпсихосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд(Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950–1960-е гг. большоевлияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда,затем — работы Дж. Боулби.
Висследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновываетсянеобходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, которыйего окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренниймир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е.психосоциальность.
Актуальностьтемы обусловлена тем, что социальная работа и психология представляют собойсмежные науки. Знания по психологии помогают специалисту по социальной работе вего повседневной деятельности. Недаром дисциплина «Психология» внесена вгосударственный образовательный стандарт специалиста по социальной работе.
В связи сэтим мы выделили цель нашей работы:
1.Рассмотреть(исследовать) взаимосвязь психологии и социальной работы в теории.
Цельопределяет следующие задачи:
— определитьсистему социальной работы;
— изучить(исследовать)психологические аспекты социальной работы;
— рассмотретьпсихологические методы и приемы, используемые социальным работником в работе склиентом;
Предметнашего изучения: взаимосвязь социальной работы и психологии.
Объект:реализация психологических приемов в социальной работе
Методыисследования, используемые в работе: анализ документов; метод сравнения исопоставления; анализ существующей ситуации на основе теоретических ипрактических данных.
Теоретическойосновой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых вобласти социальной работы, таких как: В.М. Басова, М.А. Гулина, И.Г.Зайнышева, А.И. Кравченко, Е.В. Кулебякин и многих других.
Структураработы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит извведения, двух глав, включающих определенное количество параграфов, заключения,списка литературы.
Практическаязначимостькурсовой работы обусловлена тем, что полученные знания представляют интерес дляработников и специалистов в области социальной работы, а также практическихработников в данной сфере.
/>Глава 1 Система социальной работы
 />1.1 Особенности социальной работы как видадеятельности
 
В начале ХХ столетия социальная работа приобрела статус новойпрофессии. В вузах России осуществляется подготовка специалистов по социальнойработе, деятельность которых задана запросами общества.
Социальные работники как профессионалы осмысливают сущностьжизнедеятельности отдельной личности, группы людей, их изменения подвоздействием различных экономических, социально-психологических факторов. И нетолько осмысливают, но и решают практические задачи по оказанию помощиотдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач,реализации интересов и стремлений.
Профессионал должен быть грамотным специалистом (владетьопределенной системой знаний) и быть носителем высоких нравственных качеств.Исследователи в области социальной работы, социальной педагогики, средикоторых: В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.Г. Бочарова, С.А. Беличеваи др. считают, что овладеть профессией социального работника можно только виндивидуально-личностном, деятельностном контексте.[1]В.Г. Бочарова считает, что профессионализм как одно из ведущих слагаемыхсоциальной работы базируется и формируется на основе личностных ипрофессиональных качеств, ценностных ориентацией и интересов социальногоработника.[2] Прежде чемрассматривать специфику социальной работы как форму практической деятельности,следует напомнить, что вообще понимается под деятельностью. В научнойлитературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение.И. Гегель употреблял это понятие по отношению к движению. В философииданный термин употребляется в качестве инструмента изучения общественной жизнив целом, отдельных ее форм, исторического процесса. В отечественной наукепроблемы деятельности разрабатывались в различных гуманитарных дисциплинах, но,прежде всего, в философии (П.В. Капнин, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин, М.С. Каган,В.П. Иванов и др.) и психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев,А.В. Петровский, В.А. Петровский, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, В.Н. Мясищев и др.). Л.П. Буева определяетдеятельность как способ существования и развития общества и человека,всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальнойреальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями изадачами.[3] В любойдеятельности центральным компонентом можно выделить субъекта, то есть того, ктоосуществляет действия и операции. Л.П. Гуслякова и Е.И. Холостова считают,что, рассматривая содержание и структуру социальной работы как видапрофессиональной деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятойфилософской и психологической трактовки деятельности с другой, учитыватьспецифические особенности и факторы, характеризующие ее.
Деятельность – это способ существования и развития социальнойдействительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражениеи преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение),продуктивный и общественный характер.
Деятельность разделяется на практическую и духовную, которыедополняют друг друга. Социальная работа является особым видом деятельности,цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересови потребностей различных групп населения, создание условий, содействующихвосстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.Рассматривая социальную работу как особый вид профессиональной деятельности, мыпридерживаемся точки зрения С.И. Григорьева и его школы, определяющихсоциальную работу как разновидность социальной деятельности, имеющей своейцелью оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизниобщества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержанияжизнеобеспечения и деятельного существования личности в конкретной средеобитания.[4] Разнообразиеподходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого терминаспособствует появлению множества оснований для классификаций различных форм итипов деятельности. Исходя из этого, можно говорить о правовой деятельности,медицинской, производственной и т.д. Профессия социального работника, объектомкоторой является человек, относится к типу профессий человек — человек; поклассу – к преобразующим профессиям; по признаку основных орудий труда – кпрофессиям, связанным с преобладанием функциональных средств труда; по условиямтруда – к группе профессий с повышенной моральной ответственностью. Повышеннаяморальная ответственность является главной характеристикой условий трудаспециалиста по социальной работе. Именно поэтому в структуре егопрофессиональной деятельности важно выделить профессионально-этическийкомпонент. Специфика деятельности социальных работников предполагает наличиегуманистически ориентированных личностных качеств ее субъекта (моральнаяответственность, милосердие, эмпатия, толерантность и т.д.). И.А. Зимняяподчеркивает, что по своей аксиологической и функциональной природе социальнаяработа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видовпрофессиональной деятельности в области профессии «Человек-человек». Еенепосредственный инициальный субъект – социальный работник – осуществляетмногообразные функции организации, обеспечения, поддержки (включая какпсихологическую, так и физическую), правовой и административной защиты,коррекции и др. Деятельность специалиста по социальной работе представляетсобой профессиональную активность, направленную на формирование ситуацииразвития личности клиента как субъекта, поддержание его жизнедеятельности,индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий сучетом конкретных условий среды обитания. Данную деятельность характеризуетяркая выраженность ее этического аспекта, поскольку ее мотивационную основусоставляет принятие этических норм, базирующихся на гуманистической этикевзаимодействия.
Деятельность социального работника не может осуществляться безразвития профессионально-значимых качеств личности, которые реализуются впрофессиональной деятельности, оцениваются, компенсируются, адаптируются иполучают развитие с позиций деятельности. Специфика функций социальногоработника, а также яркая выраженность этического аспекта данной деятельностипредполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств.
Таким образом, социальная работа является особым видомцелесообразной и целенаправленной деятельности. Ее содержание и развитие носитмногосубъекный, многофакторный характер, поэтому в ней велика рольнепредвиденных обстоятельств и побочных следствий, значительную роль играютслучайности, которые могут существенно деформировать предлагаемые средства ипоставленные цели.
 />1.2 Формирование системы социальной работы в РФ
Формированиесистемы социальной защиты населения как особого социального института,находится в процессе своего развития.
Социальнаязащита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовыхнорм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, вмеждународном контексте обычно имеет дело с установленными законодательствомкатегориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работылибо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своихжизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи[5].В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленныхзаконодательством неблагоприятных событий предоставляется помощькомпенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в формеразличного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют мерыпрофилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятныхсобытий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовыхформах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственностьработодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь,государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иныхорганизационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальныеи экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществленииуправления данной отраслью.
Эффективнаясоциальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей насоциальное самочувствие людей, способной улавливать рост социальногонедовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты ирадикальные формы протеста.
Конституция РоссийскойФедерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но ичетко определяет пути его реализации – прежде всего, это государственноестрахование работающих, создание других фондов, являющихся источникамифинансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральныхзаконов, гарантирующих реализацию этих прав.
В первоочередном порядкев социальной защите населения в Российской Федерации нуждаются:
— граждане пожилоговозраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; инвалиды ВеликойОтечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе сдетства и дети-инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии наЧернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные;вынужденные беженцы и переселенцы; дети с девиантным поведением; семьи, вкоторых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики и наркоманы;малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери; молодые,студенческие семьи; граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом; лица сограниченными возможностями; лица без определенного места жительства.
Органы управлениясоциальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации,территориальные органы социальной защиты населения образуют единуюгосударственную систему социальной защиты населения, обеспечивающуюгосударственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц,уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальныхслужб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения итрудовых отношений.
Такимобразом, социальная защита в любом государстве – это комплексная системасоциально-экономических отношений, предназначенная для оказания разностороннейпомощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям,доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно-необходимогоуровня жизни семьи.
Подводя итоги главы,отметим, что современная концепция социальной защиты исходит из того, что онане должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Еесуть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувствохозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его втакой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности»для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты являетсясам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненныепотребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические,организационные, правовые финансовые и др. – для формирования самосознания,системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защитесвоих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственнойсамореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами исоциальной защиты.

Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы
 
2.1 Психологические аспекты социальной работы
 
Возникновениесоциальной работы как науки и специфической социальной деятельности былообусловлено обострением социальных коллизий в Х1Хв. в связи с бурным развитиемкапитализма в западных странах — индустриализацией и урбанизацией и какследствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.
Ужеизначально в процессе становления и институциализации социальной работы былоясно, что органическая составляющая её — психологическая деятельностьсоциальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом игруппой.
Врамках социальной работы возникла социальная индивидуальная психотерапия,поэтому в первый период социальная работа даже сводилась ксоциально-психологической работе.
Непосредственнуюметодологическую основу психологической практики социальной работы составляют,бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре;типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивацииповедения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однакоданные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались ихавторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь,под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе исущности человека. Следует отметить, что многие из философско-антропологическихи социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личностии вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Средифилософско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значениедля практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, осоотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смыслеего жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества идругие.[6]
Многие подходы к социальнойработе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явилсяосновой для диагностической теории социальной работы, что позднее определилометод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенноезначение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистическойпсихологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К.Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальнойработы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяютпонять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своимокружением.
И социальная работа, ипсихология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особоезначение приобретают следующие направления:[7]
1. Психодиагностика –отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза(актуальна для социального прогнозирования, консультирования ипсихотерапевтической помощи и др.).
2. Психологическоеконсультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достиженияими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.
Современная психологияпредставляет большие возможности использования социальной работе различныхспособов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра идр.[8]
Если как практикасоциальная работа возникла раньше научного периода в психологии — примерно в70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыковшло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплотьдо конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы былидоминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с однимклиентом, а не с группой; «social casework») и позже теории социальной психологии,теории научения, теории стресса и других психологических концепций.[9]
Таким образом, социальнаяработа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных науксвязь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретическиеосновы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.
2.2 Использование психологических методов в социальной работе привзаимодействии с клиентом
 
2.2.1 Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы
Изучение клиентасоциальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личностинуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияниена развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказалиисследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности. К теориии практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистическойпсихотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснениииндивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т.д.опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу,Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологииличности, разработанные этими и последующими исследователями, находят отражениев подходах к феномену клиента социальной работы, определяют ту или инуюстратегию взаимоотношений с ним, позволяют сформировать различныеинтерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиентов. Особоевлияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказалипсиходинамические, гуманистические и системные психологические концепции.[10]
Социальному работникунеобходим определенный уровень психологической грамотности для результативноговыполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией ифункционированием социальных служб.
Если исходить изположения о том, что среди профессиональных функций социальных работниковважнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнениепосреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами(психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристамии др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общихтенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста,пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Необходимость достаточновысокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальныйработник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональнымипсихологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых,различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблемапсихологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующемуспециалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержкунуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененнымипсихологическими проблемами, он должен владеть принципами психологическиправильного общения с ними.
В практике социальнойработы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом.Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, ихрастерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только вэкстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.
Нередко в помощисоциального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемыиз-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них,как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия,депрессия, аутизм и т.д.
Кроме того, к социальнойпомощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь длярешения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений. Объектомдеятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном(но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая рольпринадлежит психологической составляющей.[11]
Варианты психологическойпомощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяютсяв сочетании теории, методологии и технологии использования психологическихзнаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать ииспользовать в практической деятельности методы, соответствующиеиндивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребностии интересы.
Согласно мировойпрактике, относительно использования психологических методов при оказаниипомощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологическойпрактикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинскоеобразование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает вчисло своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, чтотребования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, вВеликобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. Вбольшинстве западных стран роль социального работника в оказаниипсихологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас числосоциальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья,превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этойобласти. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет иважное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль,вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяетизбежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.
Социальная помощьнаселению оказывается по тем же направлениям практической психологии:[12]
— сообщение клиентуобъективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиентвырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение оее использовании;
— психологическаякоррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальнаяпрограмма определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) всоответствии с общими требованиями;
— психологическоеконсультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно большевариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия слюдьми и социальными группами внутри социума;
— психопрофилактическаяработа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможныенарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развитияна каждом возрастном этапе.
Важным направлениемявляется психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с цельюее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляетсясоциальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технологиярасполагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговыхметодов воздействия.[13]
Таким образом, при работес клиентом социальному работнику зачастую приходится использовать различныепсихологические приемы. Это обусловлено тем, что социальному работнику в первуюочередь приходится работать с личностью клиента. Особенно это прослеживается виндивидуальной работе.
2.2.2 Психологические теории, применяемые при работе с клиентами
Психодинамическаяпрактика базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываютсямежду клиентом и терапевтом, такие же, как и между пациентом и врачом. Вотпочему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, определяется какпациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента инеобходимые процедуры, тем самым выстраивались, как и в медицинской практике,директивные принципы взаимоотношений. Позднее З. Фрейд приходит к заключению,что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частьютерапевтического контакта и они могут мешать или помогать решению проблемпациента.
Поведенческая практикаработы с клиентом отличается от других типов терапии, в ее основе лежитповедение, а чувства и мысли клиента, даже несмотря на эмоциональный фон,вторичны. Поведенческая терапия направлена на обучение клиентов позитивныммоделям поведения.
Р. Дастин (R. Dustin) иР. Джордже (R. George) выделяют такие основные принципы поведенческой терапии.
1. В центре вниманиятерапевта — поведение клиента.
2. Концептуализациятерапевтических поведенческих целей.
3. Развитие процедурылечения, построенной на поведенческих проблемах клиента.
4. Объективная оценкатерапевтических целей, выполненных в процессе лечения.
Поведенческая терапияпозволяет не только рефлексировать, но и измерять изменения, происходящие склиентом, обеспечивать продвижение клиента к поставленным целям. В этой связиповеденческая терапия дает возможность клиентам:[14]
— изменять поведение;
— включаться в процесспринятия решения;
— предотвращать возможныепроблемы, формировать необходимое поведение.
Личностно-ориентированнаятерапия направлена на самоактуализацию клиента, осознание им своего отношения ксамому себе, к окружающему миру, своему поведению. Она развивает творческий потенциалличности, ее способность к самоусовершенствованию.
В основе ее лежитпонимание, что люди способны решить любые конфликты, но они ограничены в знаниио самих себе. Конфликты возникают в результате несоответствия собственногоорганизмического оценочного процесса с оценочной ценностной позицией окружающейсреды.
Клиенты способныпреодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта,сформировать о себе представления как о полноценно функционирующей личности,самоактуализирующемся индивиде, если терапевт обладает необходимыми личностнымикачествами. Создание атмосферы отношений с клиентом — одно из главных условийтерапевтического процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичьсамоактуализации, решить конфликт, приобрести положительные ценности, увеличитьтенденцию положительного личностного роста.[15]
Таким образом, в данномпараграфе мы рассмотрели три вида психологических теорий, которые частичномогут быть применены в практике социальной работы: психодинамический,поведенческий и личностно-ориентированный подходы.
2.3 Применение психологических технологий
в практике социальнойработы
Социальная работанаправлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, вкоррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтомупсихологические технологии и методики по праву активно используются и вподготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразиепсихологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующийспециалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку иобществу.[16]
Для практики социальнойработы особенно важное значение приобретают следующие направления:
1)  психодиагностика,
2)  психологическоеконсультирование,
3)  использование техник,методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.
Психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза.Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» нетолько как установление любого отклонения от нормального психологическогофункционирования или развития, но и как определение психического состоянияконкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функцииили процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностикауровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта,произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуацийхарактера, типа темперамента и т.д.[17]
Сбор информации о клиентерекомендуется проводить, используя один из приемов — пятишаговую модель,описанную Е. Айви. Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой,пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания,состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, чтоименно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют обистинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следуетанализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностикераспространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники,проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при ихиспользовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание наследующие достоинства этих методик:[18]
1)  они позволяют собратьдиагностическую информацию в относительно короткие сроки;
2)  представляют информациюне вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте,тревожности, чувстве юмора и пр.);
3)  информация поступает ввиде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида сдругими людьми;
4)  информация, получаемая спомощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средстввмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или инойдеятельности индивида.
Социальный работник,используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для полученияболее полной и объективной характеристики клиента, при необходимости направляетего к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностическиезадачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного примененияпсиходиагностического тестирования.
Тест — очень тонкий ипорой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знатьего потенциальные возможности, правила интерпретации, четкость процедурытестирования, правила соотнесения результатов, полученных с помощью разныхтестов.[19]
Вместе с тем грамотноеиспользование тестирования расширяет горизонты психолога и социальногоработника. Однако нередко увлечение решением очевидных, явных проблем приводитк забвению того, с каким типом клиента они имеют дело. То, как психолог исоциальный работник воспринимают клиента, часто сказывается на их суждениях.Тесты — это удачный способ избежать предвзятости. Они дают возможностьсбалансированно оценивать ситуацию.
Психологическоеконсультирование населения — новый вид практической деятельности отечественныхпсихологов и пока, к сожалению, оно развивается в довольно скромных масштабах,хотя во многих зарубежных странах Европы, Америки, Азии уже много летфункционирует сеть муниципальных, городских, районных (коммунальных), местныхпсихологических консультаций, дающих значительный практический эффект.[20]
Принято различатьпсихологическое консультирование и психотерапию. Консультирование — оказаниепомощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, болееэффективной организации поведения. Психолог-консультант может помочь личностипосмотреть на себя как бы со стороны, осознать проблемы, которые она неконтролирует, изменить установки отношения к окружающим и в соответствии с нимикорректировать свое поведение и др.
Психотерапия — долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокимиизменениями в ее структуре. Нередко высказывается мнение о том, чтопсихотерапия — это работа с патологической личностью. Но на практике понятияпсихотерапии и психологического консультирования сливаются. Консультирующиепсихологи проводят иногда много встреч с клиентами и работают глубже, чемпсихотерапевты.[21]
Таким образом, всоциальной работе применяются различные психологические методики и технологии.Наиболее часто используемые из них это: психодиагностика, тестирования,психотерапия, психологическое консультирование.
Вывод по второй главе
В первой главе мырассмотрели взаимосвязь психологии и социальной работы. На основе анализатекстов используемой литературы мы убедились, что социальная работа немыслимабез психологии. Причем с самого начала своего становления социальная работаопиралась на психологию. Особенно популярен психологический подход к практикесоциальной работы был за рубежом.
На данный моментразличные психологические методы широко применяются в социальной работе склиентами.

Заключение
 
В отечественнойметодологии и практике социальной работы идея синтеза психологического исоциального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задачсоциальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностныхобязанностях социальных работников, в государственных образовательныхстандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно,интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах одеятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников.Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданамквалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществлениеконсультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств длясамостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихсятрудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных,личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Социальныеработники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, вгруппах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросахпсихического здоровья, социально — психологической природы человека, ееособенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности,темперамента, характера, общения и т.д.
Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами.
Все психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник обязан в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно-реабилитационные методы и средства.
Среди многочисленных методов и средств коррекции и реабилитации клиентов важнейшее значение в психологической работе с клиентами имеют психологическое консультирование и психотерапия, представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе. Следует отметить то, что и психологическое консультирование и психотерапия в решении проблем клиентов опираются на базовые принципы и поэтому включают целый ряд соответствующих основных подходов: диагностический (диагностическая шкала), функциональный (функциональная школа), метод решения проблем, психоаналитический, когнитивный, бихевиоральный (поведенческий), мультимодальный (включает наряду с бихевиоральным также анализ сенсорных процессов личности, межличностных отношений, воображения), экзистенционально-гуманистический (гуманистическая и экзистенциальная психология), трансактный подход (на основе трансактного анализа гештальт психологии), системный, интегративный (на основе принципа: для каждого клиента своя психотерапия), онтопсихологический, подход с позиций трансперсональной психологии, деятельностный и другие.

Список использованной литературы
 
1. Басова,В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В.Бойцова. – М.: Дашков и К, 2008. – 364 с.
2. Гулина,М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М.А. Гулина. –СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
3. Зайнышева,И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
4. Кравченко,А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.:Проспект; Велби, 2008. – 416 с.
5. Кулебякин,Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: ИздательствоДальневосточного университета, 2004. – 82 с.
6. Никитин,В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебноепособие / В.А. Никитин. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 236 с.
7. Ромм,М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. –Новосибирск: [б.и.], 1999. – 52 с.
8. Сафонова,Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. — М.:Академия, 2006. – 224 с.
9. Содержаниеи методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция[Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческойинформации /- Режим доступа: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577
10.  Фирсов, М.В. Психологиясоциальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособиедля студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. — М.: Академия,2002. — 192 с.
11.  Фирсов, М.В. Теориясоциальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов,Е.Г. Студенова. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
12.  Холостова, Е.И. Теориясоциальной работы: учебник / Е.И. Холостова. — М.: Юристь, 1999. — 334 с.
13.  Холостова, Е.И.Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М,2001. – 400 с.
14.  Чернецкая, А.А.Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс,2006. – 346 с.
15.  Шемет, И.С. Интегративныепсихотехнологии в социальной работе: научное издание / И.С. Шемет. — Кострома:КГУ, 2004. — 226 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.