Реферат по предмету "Социология"


Сознание как основа существования человека

Тема:
Сущностьи структура сознания

Содержание:
 
1. Введение…………………………………………………………..……..3
2. Основная часть.
2.1. Происхождение категории сознания….…………………..………..4
2.2. Сознание как основасуществования человека……………………10
3. Заключение……..……………..……………………………….............21
Список используемойлитературы……………….………….…..........23

1. Введение
Сознание – это высшая,свойственная только человеку форма отражения объективной действительности,способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собойединство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человекомобъективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственноего телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только черезобщение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственныхобразов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающихзначением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти,и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления иязыка. Сознание является особой формой взаимодействия человека сдействительностью и управления ею.
В течение многих веков несмолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламенибожественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания поотношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира ирассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективныеидеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимоничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить всесовершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
Цель данной работы:
1. рассмотреть происхождениекатегории сознания;
2. рассмотреть сознаниекак основу существования человека.

2.Основная часть
 
2.1. Происхождение категории сознания
 
Проблема сознания была иостается одной из самых трудных.
Фундамент современныхисследований различных проявлений сознания был заложен людьми доисторическихвремен и первобытных культур.
Существуют различныеисторико-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какоемировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.
В античности, пригосподствующем космоцентрическом  мировоззрении внимание человека было всецелонаправлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь междуразумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент ихвстречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след навоске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античнаяфилософия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
Так, Платон писал: «… вовсю длину [пещеры] тянется широкий просвет. Внутри пещеры живут узники. С малыхлет у них там, на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, ивидят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они немогут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему из огня,который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходят верхняядорога, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когдаповерх ширмы показывают кукол… Так представь же себе и то, что за этой стенойдругие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены;проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные изкамня и дерева… Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении,люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем нарасположенную перед ними стену пещеры?..»[1].
В вышеприведенном отрывкеПлатон развивает свою «теорию пещеры», согласно которой человек блуждает впотёмках пещеры и видит лишь объективированные тени идей, имеющих реальноебытие где-то вне нее.
Таким образом, валлегорической форме Платон стремится показать соотношение между «первичным»миром идей (предметы, носимые вне пещеры), «производным» физическим миром (тенивещей в пещере) и человеческим сознанием, способным воспринять лишь тени, но не«истинные» идеи. Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов,поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов,установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуальногои нахождение общего для приведения их к одной форме.
Известно, что Сократобладал даром предвидения, объясняя свои способности помощью личного «даймония»– трудноуловимого благосклонного полубожественного существа, голос которого онслышал время от времени с самого детства.
Относительно ученикаСократа – Платона – нужно заметить, что он проводил строгое различие междупростым гаданием (которое является попыткой постичь дела Бога посредством чисторационального процесса) и истинным пророчеством, как у Сократа (основанным навнутренних «голосах», внетелесных состояниях, снах и трансах).
В культуре христианства возникает потребность вовнутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения  с Богомчерез молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвойвозникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу исамоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовномопыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и,наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым.
Сознание это способность воспроизвести переживания,поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.
Мировоззрение эпохи Средневековья можно назватьгеоцентрическим.
Средневековый иудейскийфилософ Моисей Маймонид верил, что человек по своей природе обладаетестественным даром прорицания, причем в некоторых людях, — говорил он, — «воображение и прорицание столь сильны, что верно предвещают» большую частьбудущих событий.
В Новое время человекотказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свойРазум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, вкотором человек освобождается от власти сверхчувственного о согласии принятьсвое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это началоантропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причинойвсего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира,который он может понимать и действовать в нем.
Человек своейдеятельностью творит мир. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться втом, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некийсосуд, в котором уже содержится идеи и образцы того, с чем предстоитстолкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения квнутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самомусебе, то есть является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, тоесть максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правиламлогики, так как сознание тождественно предметному миру.
В частности, по мнению Р.Декарта, «Я – субстанция, сущность, природа которой состоит в мышлении икоторая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какойматериальной вещи… «Я есть, я существую» — это достоверно. Но скольковремени? На столько, сколько я мыслю, ибо возможно, что я совсем бы пересталсуществовать, если бы окончательно перестал мыслить»[2].
Из сказанного выше сочевидность следует, что, по мнению Декарта, душа не только в познавательном аспектезависит от сознания (только одним этим атрибутом мы постигаем душу), то ионтологически душа существует постольку, поскольку она мыслит. Таким образом,это полностью идеалистическая теория, базирующаяся на постулате о первичностидуха как независимой от природы субстанции, проявлениями которой являютсямышление и воля.
Другой мыслитель, Д.Дидро, писал: «- Могли бы вы мне определить, в чем заключается бытие чувствующегосущества в отношении к самому себе?
— В том, что оно сознаетсамого себя, начиная с первого момента сознания до настоящего времени...»[3].
В процитированномфрагменте из диалога Д. Дидро и Ж.-Б. Д-Аламбера речь идет о взаимном отношениибытия и сознания, в данном случае, как сознает человек самого себя. Будучиобъективным материалистом, Дидро понимает под словами «сознает самого себя»«ощущает самого себя и происходящие в самом себе психические процессы ощущения».Кроме того, следует отметить, что указание временных границ «с первого момента»и «до настоящего времени» вызвано влиянием концепции постоянного развития,которому подвержен и человек.
Относительно сознанияписал и такой ученый, как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляютисточник всех наших знаний… Мы располагаем тремя главными средствами исследования:наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты;размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций всякое нашеощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи неизвестным,когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально»[4].
Философов иестествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложилисьразные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая,феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др.Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление квещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указываютна подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характермышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозги его работу. Противоположный этому – объетивно-идеалистический подходопределяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовнымфактором (Богом, идеей).
Философско-реалистическое направление впонимании источников сознания выделяет следующие факторы: внешний предметный идуховный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании ввиде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результатвзаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контактс нею, социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и  эстетическиеустановки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательнойдеятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазамиобщества.
Духовный мир индивида,его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствиивнешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т. д.
Мозг как макроструктурнаяприродная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организацииматерии, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическоесостояние мозга влияет на сознание.
Источником сознаниявыступает и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которогоявляется сознание человека.

2.2. Сознаниекак основа существования человека
 
Разные ученые по-разномутрактуют категорию сознания.
Кант, пытаясь решитьвопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним ивнутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единствотрансцендентальной и эмпирической апперцепции, что в конечном итоге все-таки недает ему возможности избежать разрыва между чувственным и рациональным.
По Канту, основойсодержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваютсяличностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта.Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известныйпорядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство,время, причинность и т. п. Именно эту априорную основу, присущую, по мнениюКанта, всем людям, он называет трансцендентальным сознанием. Это сознание Кантхарактеризует как высший априорный синтез, предшествующий сознательномусодержанию опыта[5].
Начиная с «философиижизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным.
С одной стороны,сохраняется классический смысл этого термина, согласно которому сознаниетождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательногосубъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некотороепрепарированное (т. е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечтовторичное, или рефлективное сознание.
С другой стороны,сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечтонепосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. Вэтом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфическийвид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме.Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть, поэтому, предмет негносеологии, а онтологии.
Онтологическая трактовкасознания и субъективности осуществляется в современной западной философии понескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо,как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализапересекаются и взаимодополняются.
Условно можно выделитьследующие направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого идаже тождественного непосредственной жизненной реальности («философия жизни»,концепция жизненного разума Ортеги-и-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивногоуровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» ифеноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания нафеноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминацийсознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структурыбессознательного порядка (психоанализ, структурализм).
«- Откуда мы знаем, что унас именно такое, а не иное тело, именно такое лицо? Что мы стоим, что держим вруках книгу, что цветы пахнут? Вы ответите, что определенные импульсывоздействуют на наши органы чувств и по нервам бегут в наш мозг соответствующиесигналы. А теперь вообразите… что я смогу воздействовать на ваш обонятельныйнерв точно так же, как это делает душистая гвоздика, — что вы будете ощущать?
— Запах гвоздики,разумеется.
— А если я сделаю то жесамое со всеми вашими нервами, то вы будете ощущать не внешний мир, а то, что Япо этим нервам протелеграфирую в ваш мозг… Понятно?
— Но тогда возможно и то,что хозяин запыленной лаборатории, в которой мы стоим на полках, — самтоже ящик, построенный другим, еще более высокого ранга ученым, обладателеморигинальных и фантастических концепций… И так до бесконечности. Каждый изэтих экспериментаторов – творец своего мира, этих ящиков и их судеб, властеннад своими Адамами и своими Евами, и сам находится во власти следующего бога,стоящего на более высокой иерархической ступени...»[6].
Приведенный фрагмент изфантастического рассказа писателя и философа Станислава Лема демонстрирует валлегорической форме сущность солипсистического подхода к решению вопроса осущности сознания. Приверженцы солипсизма (среди которых и сумасшедшийпрофессор-кибернетик Коркоран – создатель «мыслящих» ящиков) утверждают, что вмире не существует ничего, кроме человеческого сознания, и вся окружающая действительностьесть обман наших органов чувств. Таким образом, получается, что весьобъективный мир, в том числе и люди, и тело самого индивидуума, существуют лишьв его сознании. В процитированном рассказе Лем демонстрирует теоретическуювозможность практической реализации солипсистического сознания.
В целом,  сознание –свойство мозга.
Современная наукарасполагает достаточными данными, позволяющими создать картину развитияматерии, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним – человеческогосознания.
Жизнь на Земле возниклаестественным путем на основе развития материи, когда для этого появилисьсоответствующие условия. В результате длительной эволюции органической природы.ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. Наопределенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функциейкоторого является сознание.
Сознание человека, егопсихическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности,тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становитсяневозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долейчеловек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долейнарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушаетсякоординация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение»сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добро вольное умопомешательство.
Важное значение дляпонимания психической деятельности человека, ее отличия от психики животныхимеет учение Павлова о двух сигнальных системах. Если первая сигнальная системапредставляет собой реакцию нервной системы на непосредственное воздействиепредметом внешнего мира, то вторая – это ре акция на слово, представляющеесобой обобщающий сигнал, за меняющий конкретный предмет, «сигнал сигнала».
Благодаря второйсигнальной системе у человека формируется абстрактно логическое мышление,которое принципиально отличает его мышления высших животных, обладающих лишьнаглядно-образным, предметным мышлением.
Если сознание – свойствоматериального органа – мозга, то не является ли оно материальным? Утвердительноотвечали на этот вопрос немецкие философы середины 19в. К. Фохт, Л. Бюхнер, Я.Молешотт. Они рассматривали сознание как секрецию мозга.
Однако хотя психическаядеятельность основывается на физиологических, биофизических, биохимических идругих материальных процессах, она нематериальна. Это идеальная деятельность,сущностью которой является отражение объективного в идеальных образах,формирующихся в сознании. Вещи, свойства и отношения воздействуют на органычувств. Полученные раздражения передаются по нервным каналам в кору большихполушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологическиепроцессы. Эти процессы являются материной основой ощущений, восприятий,представлений, составляющих основу абстрактного мышления. Благодаря языкуидеальные образы возникают в результате воздействия не только реальных предметов,но и их «заместителей» — слов, воспринимаемых в устной или письменной форме.
Идеальные образыявляются, следовательно, результатом взаимодействия объекта (или его«заместителя» — слова) с органами чувств. И хотя механизм преобразованияматериального в идеальное изучен пока недостаточно, есть основания утверждать,образ не обладает материальными свойствами ни отображаемо предмета, ни нервнойсистемы и мозга. Восприятия, представления, понятия – это образы вещей, но несами вещи.
Являясь высшей формойотражения, сознание развивалось из менее высоких форм в процессе длительнойэволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе возникают«следы» во взаимодействующих предметах: «следы» стихийных явлений – пожаров,наводнений, землетрясений; оставленные на почве следы протекторов колес автомобиля,обуви и т. п. Эти «следы» могут рассматриваться как предпосылка болеесовершенных форм отражения.
Живые организмы обладаютспособностью взаимодействовать с внешней средой, получать необходимую для ихжизнедеятельности информацию. Растения, простейшие одноклеточные организмыобладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, смену дняи ночи, времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные — на пищевойраздражитель. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связаннаяс формированием идеального образа.
На более высоком уровнеорганизации живого появляется качественно новое свойство — чувствительность —способность отражать свойства предметов в форме ощущения. Это уже начальнаяформа психики.
Высшие животные, психикакоторых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться вокружающей среде, им свойственно избирательное отражение, которое, какутверждает известный физиолог П. К. Анохин, имеет опережающий характер:происходит «преднастройка» — животное настраивается на встречу с будущимсобытием. Хищное животное, завидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника,мобилизуют все резервы своего организма. Нервная система позволяет организмуактивно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализоватьопределенные цели. На этой ступени своего развития организм освобождается от«привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение,приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.
Высшие животные способнык некоторым видам рассудочной деятельности, к конкретному мышлению, носознанием они не обладают. Они не осознают своих действий, не способныабстрактно мыслить и руководствуются преимущественно инстинктами, помогающимиим приспосабливаться к окружающей среде.
Высшей формой отраженияявляется сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеетбольший объем и гораздо более сложную организацию. Но дело не только и нестолько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных,оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальныммозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках,ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не толькофункция мозга, но и продукт общественного развития.
Сознание формируетсявместе с формированием человека и человеческого общества. Это подтверждаетсякак историческим (филогенезом), так и индивидуальным развитием человека(онтогенезом).
В процессе эволюциичеловек в борьбе за свое существование не мог ограничиваться, подобноживотному, приспособлением к природе. С помощью созданных им орудий онвоздействовал на нее: добывал необходимые для жизни пищу, одежду и т. п.Совершенствуя орудия, используя их, человек преобразовывал не только окружающуюего действительность, но и свою собственную физическую и психическую природу;осваивал прямую походку, совершенствовал мозг, «очеловечивал» чувства, развивалмышление, волю. Труд объединял людей, создавал условия для их общения друг сдругом. Это привело к потребности в средстве общения, к формированию языка,членораздельной речи. Труд, общение, язык явились важными стимуламивозникновения и развития человека и человеческого общества. Сознаниеобусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться неможет. Это подтверждается и онтогенезом.
Человек с раннего детстваусваивает привычки, правила поведения, нравственные принципы той общественнойеды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Егосознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влияниемсуществующих в данном обществе социальных отношений, политических и правовыхидей, нравственных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистическихвоззрений.
Сознание формируетсявместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях.Благодаря языку мысли одного человека передаются другим людям, формируются идеии теории, которые становятся всеобщим достоянием элементами общественногосознания.
Внимание характеризуетсяизбирательностью познавательной деятельности, ее направленностью наопределенный объект. Внимание организует познание, делает его активным,целенаправленным процессом.
Язык может быть какестественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневнойжизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми.Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.
Язык – явлениесоциальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнениюпрофессора И. П.Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак,будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что онобозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познанияреальной действительности.
Язык является средствомфиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения кпоколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактногомышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающейдеятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув,язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами,отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием исловом, суждением и предложением и т. д. К тому же язык представляет собойопределенную систему, «структуру», со своей внутренней организацией, внекоторой нельзя понять природу и значение языкового знака.
«Язык рассматривается какпродукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторойвнешней стихии», — писал Гегель[7].
Таким образом, для Гегеляязык – это объективированное мышление. В непосредственном контакте с миромприродных явлений человек находится в качестве ощущающего существа как субъектчувственности. Выход в опосредование, т. е. в размышление, рефлексиюдостигается, согласно Гегелю, лишь за счет введения особой, знаковой предметности,слов и терминов, в которых фиксируется устойчивость и всеобщее содержаниечувственных впечатлений.
Память как способностьхранить и воспроизводить информацию об объекте позволяет объединить имеющиеся иприобретаемые знания и на этой основе пополнять и углублять их. Благодарявоображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда впрошлом реально не воспринимавшиеся. С воображением связана способность строитьфантазии, выдвигать предположения, делать открытия.
Познавательнаядеятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляютсярезультаты познания.
Эмоциональная сферавключает внутренние чувства человека, которые следует отличать от внешних,сенситивны чувств. Это чувства радости, горя, любви, сострадания, ненависти идр. К эмоциональной сфере относятся аффекты (от лат. душевное волнение,страсть) (гнев ужас, ярость), эмоциональное состояние (настроение); оно можетбыть подавленным или радостным, веселым или грустным; элементарные эмоции(жажда, голод и т. п.).
Эмоциональное состояниесубъекта влияет на познавательный процесс, на его отношение к объекту и,следовательно, отражается на результатах познания. Эмоции связаны с познанием,«сопровождают» его, зависят от него. Познание же, в свою очередь, испытывает теили иные, положительные или отрицательные воздействия эмоций.
Мотивационно-волеваясфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его впознавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность квыбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связываетпознавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания,направляет его на приобретение новых знаний.
Все сферы сознаниявзаимосвязаны, причем основную роль в познавательной деятельности играетрациональное познание, мышление. Оно ориентирует чувственное познание,контролирует эмоциональную и мотивационно-волевую сферы.
К психическойдеятельности относится бессознательное, под которым понимается совокупностьпсихических явлений, не осознаваемых человеком. К ним относятся сновидения,гипнотические состояния, инстинкты, представляющие собой определений типповедения, закрепленный биологической наследственностью (например, инстинктсамосохранения). К бессознательному же относятся стереотипы автоматическогоповедения; действуя первоначально под контролем сознания, они приобретаютбессознательный характер (работа на пишущей машинке, игра на пианино и т. п.).
Есть и другиебессознательные явления психики, однако для теории познания особый интереспредставляет интуиция.
Интуиция (лат. –пристально всматриваться) – способность непосредственного постижения истиныпутем прямого его усмотрения без рационального обоснования.
В истории философииинтуиция понималась по-разному. В некоторых сенсуалистических теориях – какспособность непосредственного постижения истины с помощью органов чувств. Эточувственная интуиция, непосредственное чувственное познание, результатыкоторого не нуждаются в обосновании их истинности (например, восприятие белизныснега или зелени травы).
Философы-рационалисты –Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза выдвинули учение об интеллектуальной интуициикак непосредственном усмотрении умом некоторых положений, не требующихдоказательств. К ним относятся аксиомы, постулаты (например, логические иматематические аксиомы). Так, Декарт рассматривал интуицию как понятие ясного ивнимательного ума, порожденного лишь светом разума.
В этих учениях интуицияне противопоставляется чувственному или рациональному познанию, онарассматривается как непосредственное знание. Однако в иррационалистических,интуитивистских течениях (например, в философии Бергсона) интуицияпротивопоставляется логике и рациональному познанию, трактуется каксверхразумная мистическая деятельность.
В современной наукеинтуицию принято рассматривать как форму непосредственного познания, связаннуюс рациональным опосредованным познанием. Интуитивным считается также знание, ккоторому приходят внезапно, когда какая-либо идея возникает без осознаниямыслительного процесса, который к нем привел.
Это можно объяснить тем,что весь ход рассуждения не всегда осмысливается, отдельные его звенья,мыслительные приемы не осознаются, вытесняясь в область бессознательного, выпадают из общей логической цепочки, в то же время результат осознается какочевидная истина. Такого рода интуиция нередко встречается в деятельностиученого, художника, врача, юриста.

3.Заключение
 
Итак, мы рассмотрели происхождение категориисознания; а также сознание как основу существования человека.
Сегодня мы без трудаможем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителейпрошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные магисредневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывалисьпростодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия былатакже исскуством привнесения божественной жизни в материальную сферу,искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека.
Психологические опыты иэксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательнойинтроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современнуюэкспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которыепреследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., — «сверхестественный опыт»,«божественное откровение» и т. д. – и как бы к ним ни относиться, бесспорноодно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти людиистолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайнообогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового инеожиданного в развитие наших знаний о психическом.
Бытие материи,существующей в виде вещей, свойств, отношений, неразрывно связано сматериальными свойствами движением, пространством и временем, системностью исамоорганизацией. Идеальное бытие, сознание является свойством особым образоморганизованной материи — человеческом мозга, продуктом общественного развития,высшей формой отражения действительности.
Каково же отношениематериального и идеального, материи и сознания? 1. Сознание возникло наопределенном этапе развития материи, на её основе, и, следовательно, по «своемупроисхождению вторично.
2. Сознание – свойствоматериального органа – мозга. Являясь идеальным, оно функционирует на основепроисходящих в мозгу физиологических процессов и, значит, психическоеопределяется физическим, зависит от него, вторично.
3. Возникающий в сознанииобраз предмета обусловлен, в конечном счете, реально существующим материальнымпредметом. Отражение обусловлено отражаемым, зависит от него, и, следовательно,вторично. Так решается вопрос о соотношении материального и идеальногосовременным материализмом, опирающимся на естественно – научные данные.

Списокиспользуемой литературы:
 
Антология мировойфилософии. М., 1970, т. 2.
Бойко А. Н. Проблемабессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978.
Быкова Г. Ф. Гегелевскоепонимание мышления. М., 1990.
Введение в философию:Учебник для вузов / Под ред. И. Т. Фролова, М., 1989.          
История философии вкратком изложении. М., 1994.
Краткий очерк историифилософии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова, М., 1960.
Мир философии. М., 1991,ч. 1.
Платон. Государство //Сочинения в 3-х т. М., 1971. Том 3, ч. 1.
Проблема сознания всовременной западной философии. М., 1989.
Современная западнаяфилософия. М., 1991.
Философский словарь. М.,1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.