Реферат по предмету "Социология"


Совершенствование системы подготовки специалистов по социальной работе в России

СОДЕРЖАНИЕВведение
Глава 1. Состояние системы подготовки специалистовпо социальной работе
1.1Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе1.2.Зарубежный опыт подготовкиспециалистов по социальной работе
Глава 2. Анализ системы подготовкиспециалистов по социальной работе в России
2.1 Общаяхарактеристика системы подготовки кадров по социальной работе
2.2 Проблемыподготовки специалистов по социальной работе в РФ
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию подготовкиспециалистов по социальной работе в РоссииЗаключение
СписокИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы
Введение
Социальнаяработа — сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая кличности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимальнорегулировать свою деятельность при столкновении с трудностями.
Всовременных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределеннойсистемы дополнительного пожизненного образования, с помощью которой человекможет непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки которыепозволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.
Переднашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовкиспециалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджментесоциальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнемпрофессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующейдеятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации,ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение ктруду, то есть уровень профессионализма и творчество работников.
Поэтомучрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многиеиз них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги,психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника.
Вразличных университетах города Иркутска действуют курсы повышения квалификациидля практических социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек.Открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы. Ноэтого недостаточно.
Глубиннымдля системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречиемежду необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальнымикачествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью.Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся какпрофессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированныхспециалистах, несмотря на то, что на сегодняшний день переподготовкаспециалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, атакже большого числа негосударственных образовательных структур.
Вгосударственном университете ведутся исследования в области повышенияэффективности подготовки и переподготовки социальных работников, где наряду спостоянным улучшением качества подготовки специалистов, можно выделить и рядпроблем. В частности, в содержании профессиональной подготовки не всегдаучитывается общее и специфическое в социальной работе, компонентобщечеловеческой культуры и регионально-этические особенности. В процессеобучения недостаточно внимания уделяется практическому обучению, недостаточноразработаны содержательные и методические основы практической подготовкиспециалиста.
Исходя извышеизложенного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы являетсяактуальной для исследования. Проблемой является несовершенство системыподготовки специалистов по социальной работе в России. Исходя из даннойпроблемы цель – усовершенствовать эту систему. Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
Определитьнабор требований подготовки специалистов по социальной работе и круг проблем,которые делают систему несовершенной.
Проанализироватьопыт подготовки специалистов за рубежом и в России
Наметитьрекомендации по усовершенствованию подготовки специалистов по социальной работе
Последовательнаяреализация данных задач позволит достичь цели курсовой работы.

Глава 1. Состояниесистемы подготовки специалистов по социальной работе 1.1 Общепринятые требования к подготовкеспециалистов по социальной работе
Единогомеждународного набора требований к обучению и аттестации социальных работниковне существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношениюподготовки специалистов по социальной работе.
Дляначала, остановимся на такой важной проблеме, как отбор и поступление молодежив учебное заведение для получения профессии социального работника. Мировой опытпоказывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента напрофессию социального работника.
ВНорвегии, например, от соискателей требуется соответствующий уровень знаний иопыт практической работы в органах социального обеспечения, дополнительнаятеоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которыепринимаются во внимание при решении вопроса о приеме соискателей в учебныезаведения.
В Даниивысок уровень безработицы среди социальных работников, поэтому критерии отборапоступающих очень жесткие: требуются знания датского и английского языков и, покрайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником,существует также и возрастной ценз.
В Италиии Испании нижняя возрастная граница — 18 лет, и многие абитуриенты приходятучиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практическойработы.
ВПортугалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы приуниверситетах, ориентированные на социальные науки. Минимальный возрастпоступающих — 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам.
В Грециипредпочтение также отдается мужчинам.
В Турциипринимается равное количество мужчин и женщин, собеседование проясняетпсихологическую пригодность и мотивацию поступающих, чтобы отобрать лучшихлюдей для обучения профессии социального работника.
ВШвейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12классов школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать дваофициальных языка страны, понимать диалекты, которые отличаются от письменногоязыка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошосчитать и печатать; предпочтение отдается обычно людям, более старшим повозрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.
Лишь внемногих странах, например, в Швеции и Финляндии отсутствуют радикальные требованияк претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качествасоискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения,поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в областисоциальной работы, и у выпускников имеются широкие возможности выбора будущейкарьеры.
Такимобразом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальнойработы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую системуопределенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективнуюпереподготовку и повышение квалификации специалистов.
Общимиусловиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличиевысоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания попредметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность,социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестовна слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностныхкачествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендациистуденческого советника.
В Россиик претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленныхтребований. Каждый желающий пройдя вступительные экзамены, может приобрестиданную специальность.
Рассмотримсодержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе,например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкалапрофессиональной квалификации: два уровня допрофессиональной подготовки ичетыре уровня – профессиональной переподготовки. Подготовка основывается нанепрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях готовятпомощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистовсистемы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарныхнаук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программебакалавра.
На профессиональномуровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра,социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник,закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальныйработник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).
Несмотряна значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию,учебные планы обычно включают в себя общие элементы — практическую подготовку,социологические и психологические концепции человеческого поведения исоциального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечениив стране и методах социальной работы. В зависимости от уровня курса подготовкив программу иногда включается информация о методах оценки социальных программ исоциальной практики.
Разногласияотносительно учебных планов подготовки социальных работников и реализации этихпланов характерны для многих стран.
Некоторыепрактики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерныйакадемизм, что, по их мнению, увеличивает разрыв между практиками испециалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях.
Западнаямодель преподавания социальной работы, особенно североамериканская, оказываетсущественное влияние на учебные программы многих стран. Однако не всепреподаватели приветствуют такое влияние. Они сомневаются в целесообразностиприменения западной модели в тех странах, где культурные традиции, социальнаяструктура и экономические условия кардинально отличаются от западных.
Вотдельных странах предпринимались попытки преподавать социальную работу,ориентируясь на собственную ситуацию. Кое-где попытались сориентироватьпрограммы на социальное развитие, а где-то приступили к изучению права иэкономики. Тем не менее, споры о степени западного влияния и, в частности,влияния США на преподавание социальной работы в развивающихся странах,продолжаются до сих пор.
Выяснив,что единого набора требований к подготовке специалистов по социальной работе несуществует, каждое государство само определяет этот набор, но как проблемасуществует влияние западной модели преподавания социальной работы, что неприветствуется многими преподавателями, поэтому дальнейший анализ можно начатьс определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе. 1.2 Зарубежный опыт подготовкиспециалистов по социальной работе
Зарубежныйопыт подготовки специалистов по социальной работе многообразен и многолик. Доопределённого времени лидером в области составления программ по подготовкиспециалистов социальной работы являлись Соединенные Штаты Америки, поэтомустоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны.
Практическоеобучение в американских учебных заведениях социального профиля представляетсобой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студентполучает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практическиеситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков ввиде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностейсоциальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств ивыработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Практическоеобучение социальных работников оценивается как сложный, многослойный процесс,конкретной целью которого является создание связи между академическим обучениеми практическими занятиями, для того чтобы новый социальный работник смогэффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюденияспециальных принципов. Именно наличие этой связи и помогает отличитьпрофессионального наставника от непрофессионала или просто от человека, дающегосоветы из добрых побуждений.
Приоритетнымиобластями программы обучения социальных работников в США являются: политика иуслуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальнаясреда, многообразие человеческой природы, практика социального обслуживания,исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическоеобучение.
Однако впоследние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения вуниверсальной эффективности американской модели профессиональной подготовкисоциальных работников. Ведущий американский специалист профессорХантер-университета (Нью-Йорк) Ч. Казетта констатировал конец американскоймонополии в учебных планах по социальной работе, приводя убедительные аргументыв своем докладе под характерным названием «Закат американской модели»на XXVII Международном конгрессе школ социальнойработы. [18] Закат американской модели обучения социальной работе наступил врезультате утраты общего, объединяющего фактора, профессиональной самодисциплины,приверженности к универсальным проблемам.
Быланарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучениясоциальной работе. Вывод Ч. Казетты: некогда доминирующая американская модельможет стать только одной из многих моделей и должна быть оценена по своему соответствиюместным и мировым проблемам.
Европейскаямодель практического обучения специалистов в области социальной работы имеетсущественные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимисятрадициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональнойподготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем вБерлине, Лондоне; ведущая роль Церкви в социальной работе; наличиеразнообразных филантропических организаций, функционирующих многие десятилетия;сложившаяся система профессиональной подготовки через старинные университеты;особый социально-политический контекст исторического развития).
В Великобритании,как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа иагентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение вагентствах стало играть более значительную роль, чем прежде. Огромное вниманиестало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которыеспециализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики.
Ихосновная задача — совершенствование профессиональных навыков студентовнезависимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствахполностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются ктрем и более студентам.
Практикав агентстве занимает у студента около половины всего объема учебного времени,из которого на завершающем этапе практики выделяется обычно 80 дней. Основныемодели практического обучения социальных работников классифицированы (Таблица2.1).
Таблица1.1
Основныемодели практического обучения социальных работниковМодели практического обучения социальных работников Содержание модели, отличительные черты. 1. Модель личностного роста и развития Основана на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения. Студент становится как бы клиентом супервизора. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы студента с клиентом. Для супервизора большее значение имеет процесс обучения, чем его результаты. Опора на психологические теории. 2. «Ученическая» модель Создана по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов. Профессиональный рост студента оценивается на основе стандартов супервизорства. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдений студента за практической работой супервизора и копирования моделей и стиля работы. Для супервизора одинаково важны и процесс, и результаты практики. Опора на теории поведения. 3. Управленческая модель В данной модели отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики — управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков, при этом критерии оценки результатов практики соотносятся с политикой агентства, среди которых главный — результаты работы студента с клиентами. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режима и т.п., обращается внимание на трудовую и профессиональную дисциплинированность студента, так как самое важное — защита клиентов и качество работы агентства. Опора на теории управления. 4. Модель структурированного обучения Основана на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные (обучение в «команде»). Ни процесс практики, ни ее результаты не признаются приоритетными. Одинаково важно и приобретение навыков, и усвоение ценностных основ работы студентов, также предъявляются определенные требования к оценке на основе критериев компетентности. Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Опора на теории обучения взрослых.
Всебольшее распространение в последние годы приобретает модель структурированногообучения как обещающая наибольшую эффективность.
Центральнаяфигура практического обучения социальной работе в Великобритании — руководительпрактики. Им в профессиональном сообществе уделяется повышенное внимание. ВВеликобритании руководители практики должны быть аккредитованы своимиагентствами, затем в перспективе — получение звания «Преподавательпрактики». Это звание получают кандидаты, представившие экзаменационномусовету информацию о своих достижениях.
В учебныхзаведениях Франции существует дифференцированная многоуровневая системаподготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы являетсясвоевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка,реализуемые в общеобразовательной школе. Во Франции не стремятся прибегать кранней специализации, предпочитая ей профилирование, дифференциацию и глубокуюобщеобразовательную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения иуглубления общеобразовательной подготовки как основы дальнейшей специализации.
Существующиетипы и виды подготовки работников социальной сферы преемственно связаны междусобой, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональнойклассификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплатытруда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос иновые требования к работникам этой сферы.
Важнейшимусловием доступа к подготовке работников социальной сферы является наличиеопределенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляютсяна специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, котороеподтверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентнымему дипломом профессионального образования. Подготовка более высокого уровняпредполагает также двух — или трехлетний опыт профессиональной деятельности собязательной аттестацией нанимателя или организации. Все это направлено назащиту сферы социальной работы от профессиональной некомпетентности, котораядорого обходится обществу.
Подготовкасоциальных работников включает вариативную часть, охватывающую основы наук,широкие области знания, общие методики и т.д., и региональные компоненты,конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу дляпрактики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем,деятельности в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистовсосредоточена в региональных центрах, институтах, специализированных школахподготовки персонала для социальной работы. Эти учебные заведения концентрируютв себе многолетний опыт социальной практики в данном регионе, апробируютразличные модели и формы деятельности, аккумулируют значительный потенциал вобласти подготовки, переподготовки и повышения квалификации работниковсоциальной сферы.
Система подготовкисоциальных работников во Франции является сквозной и построена по принципунепрерывности образования. Она исключает тупиковые варианты, как и долгосрочнуюподготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии стребованиями быстро меняющегося общества. Подготовка построена по принципучередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведениичередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных социальныхслужбах, учреждениях, организациях. Причем важно отметить, что и та, и другаясоставляющие подготовки проводятся по единой учебной программе, преследуют одницели и оцениваются обе по четко определенным критериям. Это позволяетоптимально использовать практику в соответствующей среде для выработки профессиональныхумений и приобретения опыта деятельности в конкретных ситуациях.
Присуществующей во Франции организации второй ступени среднего образованиявыпускники лицеев получают допрофессиональную подготовку к этим профессиям ещев период обучения в старших классах средней школы.
ВоФранции старшие классы средней школы (лицей) являются профилированными и ведутк различным типам свидетельства о среднем образовании — бакалавриату. Лишьуспешная сдача двухступенчатого экзамена на бакалавра позволяет продолжитьобучение в высшей школе. Это отличает французский бакалавриат от американского,который отмечается дипломом, подтверждающим получение базового высшегообразования.
Такимобразом, во Франции существует очень дифференцированная многоуровневая системаподготовки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильнойпрофессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки вобщеобразовательной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-ученых, которые,однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личныйпрактический опыт.
Французскаясистема подготовки работников социальной сферы является одной из наиболееэффективных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то жевремя одной из наиболее динамично развивающихся, обновляющихся, реформируемых.Вероятно, в этом одна из причин ее эффективности.
Социальнаяработа во Франции имеет длительную и интересную историю. Эта сфера деятельностинеразрывно связана с развитием государства и общества в этой стране. Накопленныйза этот период опыт, безусловно, полезен для нас, хотя бы в силу общностикультурных традиций, которые роднят Россию и Францию с незапамятных времен.
ВНидерландах согласно новому законодательству, вступившему в силу в 2002/2003учебном году, университеты и институты более высокого профессиональногообразования ввели систему бакалавра-магистра. Это позволило им усилить ихположение на международном рынке образования.
Приподготовке специалистов по социальной работе в Нидерландах существует две программыобучения; курс полной рабочей недели и курс частичной занятости. Оба — по 4года обучения.
Этосоциальное обслуживание, которое поддерживает людей в следующих областях:развитие общества, отдых, обучение взрослых, искусство и культура.
Студентыдолжны быть обучены активизировать, стимулировать и поддерживать людей в ихсоциальной, культурной жизни, помогать организовывать досуг. В программе,помимо теории и методического обучения, много времени отводится творческимпредметам: драме, музыке, аудиовизуальному обучению, танцам или спорту.Студенты учатся исследовать и применять возможности этих видов деятельности всвоей профессиональной практике.
Обучающаяпрограмма «Социальная работа и социальная служба» включаетчетырехлетнее профессиональное обучение профессии социального работника. Втечение года студентов знакомят с различными теориями, группами целей,навыками, методами и профессиональными областями. Программа обучениязаканчивается научной работой или заключительным проектом (заключительным собеседованием).
ВИсландии социальное образование — официально признанная профессия, разрешеннаяМинистерством здравоохранения и социальной защиты. Социальные работникиосуществляют свою деятельность главным образом с людьми всех возрастов сограниченными возможностями, а также с их семьями. Чтобы работать социальнымработником, нужно получить свидетельство, выпущенное Министерствомздравоохранения и социальной защиты. Свидетельство выдается тем, кто выполнилтребования на степень бакалавра (3-летняя программа) отделом Социальногообразования в Исландском университете образования или эквивалентной программойиностранного университета.
Образованиебазируется на официальном регулировании работы, места работы и рабочей практикиспециалистов по социальной работе. Оно включает: социальную, психологическую,педагогическую, медицинскую, реабилитационную и этическую подготовку наряду спрактическим обучением, Образовательное обучение направлено на удовлетворениепотребностей людей с ограниченными возможностями. Индивидуальная оценка по всемглавным предметам проводится в течение трех лет обучения и включаетобязательную работу студентов, различные экзамены, научно-исследовательскуюработу и заключительную научную работу.
Внастоящее время уровень подготовки специалистов по социальной работе — 4 года,а основная программа обучения — 3 года.
ВНорвегии образование социальных работников проходит в системе университетскихколледжей, это — 3-летнее обучение, которое дает степень бакалавра. Всеспециализации социальных работников имеют общие предметы, определенныеструктурой национального учебного плана. Профессионалы в данных областях частоработают на общих рабочих местах, сталкиваются с подобными задачами.
Рассмотревопыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что существует много различий вотдельных моделях обучения социальной работе разных стран. Однако есть и общиеподходы к системе подготовки социальных работников, в том числе отбор студентовна основе определенных требований приема относительно академических стандартовпрограммы и пригодности претендента к социальной работе; повышение роли и поискновых технологий практического обучения социальной работе.
Изложивматериал об опыте подготовки специалистов по социальной работе за рубежом,целесообразно будет обратиться к вопросу, который посвящён подготовкеспециалистов по социальной работе в России. Поэтому следующая глава будетпосвящен анализу системы подготовки специалистов по социальной работе в России.

Глава 2. Анализсистемы подготовки специалистов по социальной работе в России
2.1 Общаяхарактеристика системы подготовки кадров по социальной работе
Центральнымпонятием в системе профессиональной социальной работы является понятие«социальное образование», которое включает множество взаимосвязанныхкомпонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, какдеятельность, как результат.
Представителитрадиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образованияв подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов посоциальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др.Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитываясистему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социальногообразования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностнаяхарактеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль встановлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества,новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессеанализа существующей системы образования, то, безусловно, придется, преждевсего, говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышенияквалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е гг., аточнее — об особенностях становления в стране современной системы, еепервоначальном этапе.
Весомыхоснований для утверждения, что в России существует система социальногообразования, еще не существует. Что же сделано в России в области подготовкиспециалистов для социальных служб?
В 90-егг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой ипереподготовкой социальных работников. И начиная с 1991 г. сеть высших учебныхзаведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов посоциальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году такихучебных заведений было 8, то в 2008/2009 учебном году — 120. [2] По состояниюна март 2009 г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкойкадров для системы социальной защиты населения, было 82 государственныхуниверситета, 10 государственных академий, 11 государственных институтов, 5негосударственных институтов и университетов, а ещё свыше 60 филиаловуниверситетов почти в 80 регионах России. Подготовку социальных работниковведут также 12 средних учебных заведений, в их числе 6 техникумов, 5 колледжей,1 лицей. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Московскийгосударственный социальный университет, на базе которого созданоУчебно-методическое объединение вузов России по образованию в областисоциальной работы.
Профессиональнаяподготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства(очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя),экстернат. Всего в вузах по очной, заочной и очно-заочной формам обучаетсяболее 30 тыс. будущих социальных работников.
Сегодняможно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системыподготовки и переподготовки социальных работников.
Профессиональнаяпереподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образованиепо социальной работе, для работы в социальных учреждениях, осуществляется поиндивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессиональногообразования.
Индивидуальныйплан обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих враздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальнойработе), проводилось на начальных этапах обучения
Далеепроводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующейдеятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовкапроводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделовсоциальной работы.
Личностнои профессионально ориентированные тренинги проводятся в течение всего срокаобучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалистаназначается руководитель, который принимает непосредственное участие в обучениии несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляетмероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение попрограмме ориентируется на активную самостоятельную работу обучаемого,продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времениобучения. По окончании обучения при положительном заключении руководителя,который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочныеиспытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональнойпереподготовки по социальной работе для последующей деятельности в социальныхучреждениях.
Длялицензирования учреждений, проводящих профессиональную переподготовкуспециалистов по социальной работе, включая научно-исследовательские учреждения,необходимо: наличие программ и тематических учебных планов, разработанных всоответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста посоциальной работе. Наличие квалифицированных педагогических и научных кадров вобласти социальной работы (специалистов по социальной работе по базовомуобразованию).
Наличиеусловий для проведения учебного процесса в соответствии с современнымитребованиями к его организации и возможностям проведения подготовки насобственных и иных (по договорам) клинических базах. Собственные возможностиучреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обученияпо социальной работе.
Напротяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решаетсякомплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего- приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качествобучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическаяустойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).
Профессиональнаяподготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственныхуниверситетах, педагогических и медицинских вузах, технических итехнологических высших учебных заведениях.
Исследование,проведенное группой совета учебно-методического объединения вузов в областисоциальной работы, показало, что к подготовке социальных работников проявляютвсе больший интерес не только многопрофильные образовательные учрежденияуниверситетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств.
В целомпо стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.
1.Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях.Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работниковотделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляетсятакже право поступить в средние специальные учебные заведения илисоответствующие вузы.
2.Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можноработать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых,социальными педагогами и т.д.
3.Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических,медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3года).
Чтокасается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются триступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическуюи научно-исследовательскую работу. [13]
Специализациявыпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебныхзаведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцевсоциальной работы с населением, некоторые вузы — специалистов службы занятости,по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективахи т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощинаселению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности,которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретныеучреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальнойсферы, в которые он может трудоустроиться. В настоящее время в вузах введенозначительное число разнообразных специализаций (Таблица 2.1).
Таблица2.1
Специализацииспециалистов по социальной работе в РФСпециализации Квалификация и трудоустройство «Организация социальной защиты населения» подготовка по этой специализации предполагает будущее трудоустройство в органах управления системы социальной защиты населения; присваивается квалификация «организатор социальной защиты населения» «Социально-экономическая поддержка населения» целесообразно ориентировать на работу в отделениях социально-экономической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, комплексных центрах социального обслуживания населения; присваивается квалификация «экономист социальной службы» «Социально-правовая поддержка населения» ориентация на трудоустройство в службах срочной социальной помощи, центров социального обслуживания; социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; в отделениях социально-правовой помощи; присваивается квалификация «юрист социальной службы» «Медико-социальная работа с населением» возможное трудоустройство — в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям; присваивается квалификация «медико-социальный работник» «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» работа в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация «специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» «Социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями» будущее место работы — в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, центрах реабилитации взрослых граждан с ограниченными возможностями; присваивается квалификация «специалист по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями» «Трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями» выпускники должны ориентироваться на работу в тех же учреждениях, что и получившие две предыдущие специализации, а также в домах-интернатах, в том числе детских, где проживают инвалиды; присваивается квалификация «трудотерапевт» «Психосоциальная работа с населением» рабочие места получивших эту специализацию — службы срочной социальной помощи центров социального обслуживания; отделения психолого-педагогической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям; учреждения психологической помощи населению; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация «психолог социальной службы» «Социально-педагогическая работа с семьями и детьми» в системе учреждений социального обслуживания потребность в кадрах по этой специализации существует в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; присваивается квалификация «социальный педагог социальной службы» «Социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением» специалисты этого профиля необходимы для отделений профилактики безнадзорности детей и подростков территориальных центров социальной помощи семье и детям; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на основании социальной дезадаптации); присваивается квалификация «специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска»; «Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания» место работы специалистов — в домах-интернатах; присваивается квалификация «специалист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях» «Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий» осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий» «Социальная работа с людьми пожилого возраста» потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специальных домах для одиноких престарелых; присваивается квалификация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста»
Вподготовке специалистов по социальной работе в России участвует более 3 тыс.преподавателей, 2/3 из них доктора и кандидаты наук, профессора и доценты.
В странесоздано несколько профессиональных объединений, в состав которых входятспециалисты по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работниковсоциальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы,Ассоциация социальных работников и др.
С марта1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузовРоссийской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМОявляются: координация деятельности педагогической общественности вузов испециалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективныхпланов, подготовка учебников и учебных пособий, разработка Государственныхстандартов в соответствии с Законом об образовании, обеспечение интеграциивысшей школы в мировое академическое сообщество.
В моментего создания в УМО входили представители 42 вузов, научно-исследовательских иучебных центров, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров поспециальности «Социальная работа». Ныне таких вузов и центров более100.
Важноезначение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качествеГосударственного образовательного стандарта высшего профессионального образованиятребования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра,специалиста и магистра по направлению «Социальная работа». [9] Всоответствии с Государственным стандартом усилиями УМО, вузовских коллективовобновляются имеющиеся учебные программы, разрабатываются новые.
Попроблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовленобольшое количество учебных пособий, брошюр и статей. Особенно большой вклад врешение задачи обеспечения учебной литературой внесли Московский государственныйсоциальный университет (МГСУ), Алтайский государственный университет, Институтмолодежи и Пермский государственный университет.
Большуюнаучно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994 г. Институтсоциальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий попроблематике социальной работы, в том числе «Российский журнал социальнойработы». Систематически проводятся научные и научно-практическиеконференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.
В некоторыхвузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.
Взаключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как наукии учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная системаподготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областейчеловеческой деятельности — социальной сфере.
Однакоимеется еще немало проблем, нерешенных вопросов, о которых более подробно ужеговорилось во втором параграфе первой главы курсовой работы.
В числеактуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметитьследующие:
Болеетесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью.Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит вединстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальныйработник.
Подготовкасоциальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений икакой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направленийсоциальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юристсоциальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист посоциальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной(общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальнымработникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
Обновлениесуществующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособийпо учебным дисциплинам, предусмотренным новым Государственным стандартом.Получение, хранение и распространение социальной информации.
Анализвышеизложенных проблем подготовки специалистов по социальной работе в Россиипоказал, что данная система ещё далека от совершенства. Поэтому необходимоперейти к третьей главе, в которой будут даны рекомендации по еёусовершенствованию. />
2.2Проблемы подготовки специалистов по социальной работе в РФ
Социальныеработники имеют дело с людьми разного возраста — с детьми, молодежью,взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различнымисферами жизни человека и общества — сферой здоровья (как физического, так ипсихического); правосудием; системой образования; с планированием семьи;финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения.
Они проводятиндивидуальное и групповое консультирование, работают со случаями, организуютсети поддержки, а, кроме того, они планируют и координируют социальную работу,осуществляют административные функции в ее организации и, наконец, формируют ееоценку.
Им приходитсяработать как с традиционным контингентом — с детьми и пожилыми людьми, так и сновым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, симмигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странахсоциальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальныхперемен и реформ. В развивающихся странах система социальной работыориентируется на развитие общества в целом.
Вконфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Какпедагоги они работают в контакте с представителями других профессий, используясвои навыки в групповой работе, общении, планировании программ. Они организуютработу в общине, учитывая ее специфику.
Почти вовсех странах проводится работа с неимущим населением [8]. Независимо от того, вкакой организации трудятся социальные работники — в государственной,добровольческой или общественной, они разделяют одни и те же основополагающиеценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержкунеимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения, стремление к мирномусосуществованию, добрую волю.
 Большоеколичество клиентов, с различными проблемами обязывают социального работникабыть человеком, образованным во всех сферах жизни общества. С этим и связаныразличные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Социальныйработник должен быть универсалом.
Насовременном этапе формирования и развития социальной работы приоритетзакономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников,расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей егоусиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов посоциальной работе, социальных педагогов и практических психологов,социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальныхюристов и других специалистов, т.е. подготовке специалистов в областисоциальной работы.
Всовременной России профессиональная подготовка специалистов по социальнойработе — это адекватная реакция на сложившуюся непростую социально-экономическуюи духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развитиясистемы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативныхпоследствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальныхпотребностей различных категорий населения нашей страны.
В 2009году в России действует около 1670 центров социального обслуживания, 843 центрасоциальной помощи семье и детям, 54 центра психолого-педагогической помощинаселению и экстремальной психологической помощи по телефону, 132 социальныхприюта для детей и подростков, 59 социально-реабилитационный центров длянесовершеннолетних, 63 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченнымивозможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства изанятий. В системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс.человек, в том числе около 100 тыс. специалистов. Но, к сожалению, этого числасоциальных служб и специалистов, работающих в них недостаточно для такой страныкак Россия, с множеством пробелов в области социальной защите населения.
К тому жесовременные условия диктуют необходимость переподготовки специалистовсоциальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80%укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых,стационарные факультеты и отделения высших учебных заведений не в состоянииудовлетворить потребности служб в специалистах; в-третьих, сложившаяся ситуацияна рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, втом числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно,предполагает их переподготовку по направлению «социальная работа». Впереподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную службу инженеры,технологи, агрономы, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольныхзаведений, работники МВД и др. Проблема подготовки специалистов по социальнойработе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развитиясоциальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических,социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации.
Неопределенностьи нестабильность современного мира создают новые стимулы и возможности длявозрастания роли профессиональных социальных работников в разрешении,преодолении или, по крайней мере, смягчении многих социальных конфликтов,формировании социального государства.
Становлениепрофессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитанияспециалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системысоциальной работы и профессионального образования. Без профессиональногообразования невозможна организация социальных услуг с целью разрешения труднойжизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии егофункционирования.
Серьезнуюпроблему подготовки специалистов по социальной работе представляет собой ислабая государственная поддержка, недостаток финансирования,материально-технического обеспечения процесса переподготовкипрофессорско-преподавательского состава, как в стране, так и за рубежом. Необходимысредства для развития социальных наук, осуществления целого ряда проектов вобласти социальной защиты.
Такжеодной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории ипрактики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний,накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокогоусвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.
Сегоднявсеобщее признание получила идея о том, что строить практику социальной работылишь по модели, фокусирующейся на проблемах только индивидуальных клиентов(индивидуально-центрированная модель), недостаточно.
Вкачестве альтернативного подхода часто предлагается работа на макроуровне,направленная больше на изменения в рамках всего общества, в том числе всоциальной политике, планировании, социальной деятельности, чем наиндивидуальное консультирование или работу со случаем.
Этопривлекательная модель, но необходимо помнить, что практическая социальнаяработа осуществляется в весьма политизированном контексте. В интересах здравогосмысла социальным работникам можно предложить не ставить перед собоймаксималистских целей. В профессиональные обязанности социального работника невходит фундаментальное изменение социальной структуры. Кроме того, усоциального работника есть преимущество в осуществлении именно индивидуальной игрупповой работы, и было бы неразумно не уделять этому достаточного внимания. Витоге можно отметить, что специфическое свойство социальной работы заключаетсяв том, что она неотделима от конкретного социального контекста и ее стратегиядолжна строиться исходя именно из этого контекста. Тем, кто составляет учебныепрограммы по социальной работе, необходимо учитывать данный факт. Его следуетотметить еще и потому, что знания по социальной работе, как уже подчеркивалось,распространяются в основном из западных стран в развивающиеся и другие страны.В свою очередь, многие новые подходы к работе в ситуации социальных и семейныхконфликтов, недостатка жилья, которые с разной степенью успешностииспользовались в других странах, не нашли применения в экономически развитыхстранах. Вот почему преподавателям по социальной работе в России было быполезно познакомиться с опытом подготовки специалистов в других странах.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию подготовкиспециалистов по социальной работе в России
Длярешения проблемы интеграции практики и теории можно предложить следующиерекомендации.
Анализсовременных тенденций системы подготовки специалистов за рубежом показываетбольшое значение практической составляющей этой подготовки. Например, вВеликобритании, Германии, Дании, Нидерландах объем производственной практики — 9-12 месяцев, включая возможность работы вне пределов своей страны (Англия,Канада, Россия, Дания, Южная Африка). Большинство зарубежных студентов очнойформы также хорошо представляют мир профессии социального работника: они либоучаствовали в общественных организациях, социальных акциях до поступления ввуз, либо совмещают обучение в вузе и работу в социальном учреждении. Большоеместо в содержании практики за рубежом отводится теоретической и личностнойрефлексии будущих специалистов, работе в рамках супервизорства под руководствомопытных практиков и преподавателей.
Решениезадачи практико-ориентированной подготовки специалистов по социальной работеможно предложить следующим образом:
1)Введение практикумов как формы занятий
Во-первых,введение практикумов, поддерживающих целый ряд учебных дисциплин в блоке общейпрофессиональной и специальной подготовки. Общий замысел этого вида подготовкивидится в практическом овладении предметной составляющей профессиональнойдеятельности будущего специалиста, в возможности знакомства студентов срегиональным опытом организации той или иной социальной поддержки населения вусловиях посещения профильных учреждений. Тематические встречи с реальнымипредставителями будущей профессии обогащают конкретным содержаниемтеоретический уровень знаний студентов, помогают им уточнить предмет своейбудущей деятельности, усиливают их профессионально-позиционные установки.
Во-вторых,разработать практикум, представленный с 1-го по 6-й семестр курсом по выборустудентов «Практикум профессиональной подготовки». Цели курса связаныс практическим овладением субъектной составляющей профессиональной деятельностибудущего специалиста; расширением ориентировки в картине внутреннего мирасвоего и социального работника-практика как носителя идеального опыта будущейпрофессии. Условием, реализующим личностную составляющую профессиональнойподготовки будущего специалиста, здесь является актуализация индивидуального иобщекультурного опыта студентов в различных ситуациях оказания и принятия имипомощи. Механизмом, обеспечивающим профессиональное становление студента в этомвиде практикума, будут как учебный диалог с квалифицированными социальными работниками-практиками,так и групповой, и внутренний диалоги, сфокусированные на рефлексиипрофессионально-личного продвижения в предмете практики.
Ожидаемыйрезультат освоения данного курса – это появление у студентов, с одной стороны,готовности к профессиональному взаимодействию с клиентами разных социальныхгрупп, с другой — рефлексивного отношения к себе как начинающему специалисту.
2)Исследование и полевое образование
Данныйблок дисциплин необходим в подготовки специалистов по социальной работе, длятого чтобы обучить студентов развивать, использовать и эффективно связыватьполученные эмпирическим путем знания, особенно знания, необходимые для практикисоциальной работы, а также уметь квалифицированно оценивать проделанную ими жеработу. Исследовательский курс должен включает в себя стандартный набор тем:умение провести обзор литературы, формулирование исследовательской проблемы игипотезы, составление программ работы экспериментальных и не экспериментальныхгрупп, составление программ изучения отдельного человека и населения, анализданных и распространение результатов исследования.
Заключительнойчастью содержания обучения должно стать так называемое полевое образование. Вовремя полевого образования предполагается работа студента в социальномучреждении как ученика под руководством опытного социального работника. Цельполевого образования — это усилить понимание студентом целей, ценностей и этикипрофессии; стимулировать использование эмпирических и практико-основанныхзнаний и побудить к развитию профессиональной компетентности.
Приполевом образовании студенты учатся, работая, комбинируя практический опыт спроверкой их собственных реакций и знаниями, полученными на лекционныхзанятиях.
Началополучения полевого образования необходимо предложить с третьего курса, когданачинается преподавание профильных предметов. А форму прохождения полевогообразования целесообразно представить в виде параллельного обучения, когдастуденты посещают занятия в учебном заведении несколько дней в неделю инесколько дней в неделю работают в каком – либо социальном учреждении в течениеакадемического года. Что будет идеально способствовать более тесной связитеоретического и исследовательского содержания, изученного в аудиториях, спрактическими умениями, которые студенты приобретут на полевой практике.
Решениемпроблемы ориентации на рынок труда будет создание организация по мониторингупотребностей рынка.
В Россиисистема профессионального образования пока недостаточно сориентирована как нафедеральный, так и на территориальные рынки труда, а также на перспективныепотребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качествеосновного фактора обновления профессионального образования выступают запросыразвития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Должна бытьсоздана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностейрынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международныхтенденций. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда в федеральном итерриториальном разрезе, а также рейтинги учреждений профессионального образованиядолжны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.
Дляустранения академизма в области подготовки специалистов по социальной работенеобходимо:
1)Внедрение в учебный процесс коллективных форм учебной деятельности
Предметомтеории и практики социальной работы в самом широком смысле выступаетвзаимодействие социума и конкретного человека. Именно социальные отношениячеловека в пространстве политической, экономической, демографической ипсихологической реальности представляют профессиональный фокус деятельностисоциального работника, решение которым различных профессиональных задач всегдасвязано с мобилизацией и усилением социального потенциала личности клиента(выражается в проявлении социального интереса, в социально ориентированномповедении и др.). В западном опыте подготовки специалистов преобладающее числозанятий строится в рамках специально организованной групповой работы. Именно вгрупповом взаимодействии студенты имеют возможность проявлять и обсуждатьсоциально-личностные чувства, видеть и изучать феномены групповой динамики.Группа выступает, с одной стороны, условием построения предмета учебной деятельности,социального по своей специфике, с другой — средством формированияпрофессионально значимых (социальных) качеств личности. Широкое распространениев подготовке специалистов помогающих профессий имеют тренинговые формыобучения, позволяющие использовать непосредственную и опосредованную (например,видеотехникой) обратную связь, проведение многодневных семинаров в нетипичнойобстановке (например, в Нидерландском опыте — многодневное морскоепутешествие), где в сжатые сроки студенты имеют возможность построить иотрефлексировать коллективную деятельность, пережить коллективные чувства.Особую роль в групповом взаимодействии необходимо отвести преподавателю. Вусловиях групповой формы работы он берет на себя роль супервизора. Студенты вприсутствии преподавателя и при его минимальной дозированной поддержке самиорганизуют и регулируют учебный процесс, поочередно осваивая роли ведущего,секретаря, рядового участника учебной дискуссии в ходе обучения, основанного наанализе проблемы (широко представленный в Европе опытпроблемно-ориентированного обучения).
В учебномплане подготовки специалиста могут быть включены тренинговые курсы — «Тренинг коммуникативных умений», «Тренинг письменногообщения», «Психодрама» и др.
В курсахспециализации необходимо разработать и реализовать сценарии коллективно — распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальныхакций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.
Широкоевнедрение коллективных форм учебной деятельности приведет к росту социальнойактивности студентов, ответственной позиции в обучении, позволит добитьсявысокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширитьрепертуар коммуникативных умений.
2) Методпроектов
Проектированиекак метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовкеспециалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, длякоторого характерно включение студентов в той или иной форме в реальнуюсоциально-проектную деятельность, в процессе которой достигаются какпрактические, так и учебные цели. Проект должен выступать основой организацииучебного процесса в России.
Методпроектов способствует реальной интеграции, с одной стороны, теории и практикисоциальной работы, с другой — содержания отдельных дисциплин профессиональнойподготовки социальных работников, что актуализирует потребностьвнутридисциплинарного и междисциплинарного сотрудничества преподавателей.Создание проекта предполагает групповую работу студентов. Анализ реальнойпроблемы, конструирование возможных шагов, практических действий осуществляютсяв тесном взаимодействии с другими студентами, преподавателями,профессиональными социальными работниками, представителями целевых групп(детьми, молодежью, инвалидами и т.д.). Проектное обучение должно бытьориентировано на технологическую подготовку специалиста. В процессе разработкии реализации конкретного проекта в конкретном практическом поле студент будетовладевать обобщенной технологией решения социальной проблемы, знание ивладение которой он может использовать в различных профессиональных полях прирешении различных социальных проблем.
Участие впроектной деятельности приведёт к актуализации и обогащению личностного опытастудента; будет стимулировать его самостоятельную работу; обеспечит реальноеучастие в конкретной социальной практической деятельности.
3)Художественно – творческие технологии
Знакомствос опытом подготовки специалистов в Нидерландах позволило обнаружить большиевозможности творческой специализации социальных работников. Наибольшеевпечатление произвели творческие социальные проекты, подготовленные студентамии преподавателями высших учебных заведений — масштабом времени (недельнаяпродолжительность праздника), уровнем профессионализма организаторов иисполнителей, охватом различных категорий населения (инвалидов, многодетныхсемей, молодежи, пожилых людей). В Российской системе подготовки специалистовпо социальной работе необходимо освоение новой дисциплины«Художественно-творческие технологии в социальной работе». Нужносоздать систему программного и методического обеспечения преподавания такихкреативных дисциплин, связанных с такими видами творчества, как театрализация,музыкальная и изобразительная деятельность, имеющими значительный потенциалпрофессионально-личностного развития студентов.
В рамкахэтой дисциплины займёт достойное место и метод проектов. Студентам в ходеучебного предмета необходимо разрабатывать и проводить культурные проекты длясоциальных учреждений различного профиля, что позволяет решать социальнозначимые задачи районного и городского уровней.
4)Построение ориентировочно-целевого блока деятельности студентов
Знакомствос учебными планами и организацией подготовки специалистов за рубежом позволилоувидеть альтернативные подходы к созданию учебного плана, основанные напроцессах либо обучения, либо учения. В первом случае центром обсуждения ипланирования выступают действия преподавателя, во втором — студента. Теперьнеобходимо сформулировать требования к построению целей освоения каждой учебнойдисциплины с позиций растущей профессиональной компетентности студента. Помимотрадиционных учебных целей, связанных с освоением предметного иоперационально-технического содержания дисциплины, нужно сформулировать цели,определяющие субъектную составляющую обучения, в частности егоценностно-смысловое содержание. Таким образом, каждая учебная дисциплина должнабыть представлена студенту с четырех целевых позиций освоения:
ценностно-смысловой(мотивационно-ориентировочный компонент);
предметно-содержательнойкомпетентности;
предметно-операциональнойкомпетентности;
профессионально-личностногороста.
Необходимоподготовить материалы, в частности «Информационный пакет» длястудентов каждого курса, ориентирующие в учебном плане, а также помогающиепредставить логику освоения учебных дисциплин данного года обучения. Такаяинформация позволит студентам реально планировать самостоятельную работу,видеть перспективы своего продвижения в предметной области, рациональноиспользовать аудиторное и внеаудиторное учебное время. Данное направлениеработы за счет создания «прозрачности» учебных планов реальнопоспособствует повышению роли самого студента в становлении его какпрофессионала.
5)Мониторинг качества образовательного процесса в профессиональной подготовкеспециалиста
С помощьюинтеграции зарубежного опыта и основных тенденций развития высшего образованияв России необходимо определить основные конституирующие положения. Преждевсего, при определении качества подготовки нужно рассматривать позиции всехзаинтересованных сторон, для экспертизы различных аспектов образовательногопроцесса должны привлекаться студенты, преподаватели, администрация вуза,учебно-вспомогательный персонал, работодатели и работающие специалисты и т.д.
Процессреализации системы обеспечения качества будет носить систематичный и цикличныйхарактер, включать этапы целеполагания, собственно оценивания, анализа иобсуждения результатов оценивания, принятие решения и их реализации, постановкизадач нового цикла работы.
В зарубежных системах совершенствования профессиональныхкачеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, воснове которого лежит идея активного использования опыта, накопленного впроцессе практической работы. В России пока супервизорство не получило широкогоразвития. Однако оно заслуживает серьёзного внимания, т. к. наряду с используемымиинновационными организационными и содержательными формами социальной работы иразвития кадров может оказаться очень результативным.
Действенный отпечаток на процесс «развития» молодогоспециалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы склиентом, но, в особенности, знания и умения, приобретённые им в результатесотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочьразобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективныеметоды и технологии работы. Такого рода процесс «научения» в отечественнойлитературе традиционно называется наставничеством.
На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оновключает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особоважная система формирования профессионально грамотного специалиста.
Супервизорство – новое для России направление работы спрофессионалом, целью которого является увеличение целенаправленностипрофессиональных действий, повышение квалификации и повышение степениудовлетворенности собственной работой. Предметом супервизии выступает анализосознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.
В нашей стране супервизорский институт только начинаетразвиваться, отдается предпочтение групповой супервизии, а индивидуальныесупервизии в проекте. Впервые в октябре 2001 г. в Областном центрепсихолого-педагогической помощи населению комитета социальной защиты населенияадминистрации Пермской области состоялся областной семинар «Супервизорство вучреждениях социального обслуживания семьи и детей», на котором были положеноначало формирования супервизорства в России и обсуждены «срочные меры поформирования института супервизорства в России». Во-первых, – это внестисоответствующие коррективы в штатные расписания организаций в системесоциального обслуживания, т. е. ввести должности супервизора (наставника).Во-вторых, через систему курсов начать подготовку таких специалистов наначальном этапе из числа ныне практикующих, наиболее опытных специалистов посоциальной работе, а в дальнейшем организовать соответствующую специализацию нафакультетах социальной работы (преимущественно на вечерних и заочныхотделениях) на базе специализации по управлению. Конечно, организация такогоучебного процесса потребует дополнительных усилий, качественно новое научное иметодическое обеспечение.
Супервизорство же является одним из атрибутовпрофессионализма в зарубежной социальной работе. Основными обязанностямисоциального работника-супервизора на западе являются:
1. Способствовать повышению квалификации персонала, уровняего знаний, навыков и умений (образовательная функция); отслеживать новуюинформацию и делиться ею с персоналом (выполнение функции консультирования).
2. Улаживание конфликтов в поведении, профилактика стрессов,организация досуга, корпоративных мероприятий, открытие комнат снятия стрессов(поддерживающая функция).
3. Подбор и расстановка кадров; планировании социальнойработы; подбор «команд»; распределение обязанностей между членами команды;мониторинг; контроль; оценка качества работы социального работника; координацияработу между командами; организация внешних связей команд с другими организациямиили органами власти; сотрудничество с другими супервизорами; выполнение ролиадминистративного буфера (улаживание конфликта между клиентом и специалистом);защита профессиональных интересов подопечных ему социальных работников, т. е.выполнение роли посредника между специалистом по социальной работе ируководством органов социального обеспечения (контрольная функция).
Таким образом, супервизорство представляет собой технологию,включающую в себя подготовку социального работника, его последующийпрофессиональный рост и профилактику профессиональных рисков.
Социальная работа признана одним из специфических видовпрофессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальныйработник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его кстрессовым ситуациям.
Среди многих стрессогенными факторами в профессиональнойсоциальной работе являются постоянно повышенная эмоциональная нагрузка; необходимостьдействовать в непредсказуемых ситуациях; неуверенность в конечном положительномрезультате своих действий; повышенная ответственность не только за своипоступки, но и за действия других; чувство отчаяния от невозможности решитьпроблему своего подопечного.
Предстрессовые состояния социальных работниковхарактеризуются отчуждением от работы специалиста; рассмотрением работы с точкизрения пессимизма; разочарованием в работе; довольно частыми обращениями за помощьюк другим специалистам, т. к. считает себя беспомощным в решении проблемыклиента; отношением к клиентам жёстко, бюрократично, механически, педантично иформально.
А супервизия в свою очередь даёт возможность специалиступроанализировать вопросы, касающиеся практической работы, с более опытнымспециалистом, выступающим в роли супервизора.
Супервизия помогает специалисту совершенствовать своипрофессиональные знания и умения. Она является также инструментом совершенствованияпрофессиональной деятельности и повышения уровня специалиста. Одновременнообеспечивается повышение уровня услуг организации социальной службы. Супервизияоснована на взаимодействии и сотрудничестве супервизора и специалиста.
Говоря о супервизии, осуществляемой в команде «супервизор-специалист-клиент»,следует отметить, что социальные работники – специалисты высшей квалификации,люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечениямногопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения.Несомненно, действия опытного супервизора помогают начинающему специалистувидеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия исвоё профессиональное поведение.
Также стоит отметить, что в профессиональной деятельностисоциальный работник зачастую может встретиться с такими негативными факторами,как профессиональный риск (возможная опасность профессии), профессиональныйстресс, синдром «эмоционального сгорания», с которыми он порой не в силахсправиться самостоятельно. В таких ситуациях важна квалифицированная помощьсупервизора, который в силу своих качеств – профессионализма, опытности –сможет указать верные пути решения и поможет разобраться в сложившейсяпроблеме.
Если же говорить о супервизии, которая осуществляется вкоманде «супервизор- преподаватель (руководитель практики от кафедры)», можноотметить, т. к. большая часть супервизионного процесса в ВУЗах реализуется именнов процессе прохождения студентами практики, то планомерный процесс супервизииявляется основным инструментом поддержки студентов во время прохождения ими вучреждениях социальной сферы практической подготовки, которая является важнойстороной учебного процесса.
Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которойдолжен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работывидеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которыми пришёл социальныйработник, и самого социального работника, не теряя из фокуса вниманиясобственный внутренний процесс и взаимодействие с клиентом здесь исейчас.Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизор исоциальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общегов языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудничать. Супервизорствопозволяет оглянуться назад и оценить происходившее, даёт шанс молодомупрофессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые знания, которыевозникают в наиболее сложных ситуациях и получить поддержку со стороны. 
Заключение
Социальнаяработа — это не только профессия, но и призвание человека. На практике мынеоднократно убеждались в том, что разные люди по-разному определяют и решаютсоциальные проблемы. Это во многом зависит от уровня профессионализма, системыповышения квалификации, а также нравственных качеств специалиста.
В Россиидо настоящего времени не сформировалось достаточно четких подходов креформированию сложившейся системы социальной защиты, в которой основнымсубъектом выступают профессиональные социальные работники. Пока им чрезвычайнотрудно выполнять свое предназначение, используя свои профессиональные навыки иумения, реализовать истинные цели социальной работы: помочь человеку в труднойжизненной ситуации стать социально самодостаточным, социально развитым исоциально активным членом общества, способствующим устойчивому социальномуразвитию человеческого сообщества.
Российскимсоциальным работникам приходится действовать в условиях, для которых характернычрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначеныобщественные институты гражданского общества.
На основеизученного опыта мы можем еще раз подтвердить то, что система подготовкиспециалистов по социальной работе в России несовершенна.
Цельюкурсовой работы является разработка предложений по усовершенствованию этойсистемы. Решение поставленной цели осуществлялось по нескольким направлениям.
Одной изважных проблем в подготовки специалистов по социальной работе в России являетсяинтеграция теории и практики. В данном направлении необходимо:
— внедрение практикумов как формы занятия
— проведение исследований и полевого образования
Длярешения проблемы конкурентоспособности на рынке труда необходимо создатьсистему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынкатруда.
Дляустранения проблемы академизма в системе подготовки специалистов по социальнойработе следует внедрить в учебный процесс:
— коллективные формы учебной деятельности
— методпроектов
— художественно – творческие технологии
-мониторингкачества образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста
Практическаяреализация данных положений, по-моему мнению, позволит изменить системуподготовки специалистов по социальной работе в лучшую сторону. Кроме того, этопозволит повысить уровень социальной защиты населения, что отразится на техкатегориях граждан, которые нуждаются в ней. Необходимо совершенствоватьсистему подготовки специалистов по социальной работе и адаптировать зарубежныйопыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровеньсоциальной сферы, а как следствие этого – возрастет стабильность в обществе.
Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы
1.    Арская-СмирноваЕ.Р. Профессионализация социальной работы в России Социологическиеисследования. – 2009. — №5. – с.86-95
2.    РомановП.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Трудности перевода»: теория, практика икачество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журналсоциальной работы. – 2009. — №1. – с.64-79
3.    РудзикМ.Ф. Становление и развитие системы дополнительного профессиональногообразования // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. — №1. – с.72-75
4.    ЧеремошкинаЛ.В., Письменная Е.Е. Профессиональные способности специалистов по социальнойработе // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. — №1. – с.76-87
5.    ШмелёваН.Б. Воспитание личности социального работника в учебной и профессиональнойдеятельности // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. — №4. – с.72-75
6.    ШишкинаО.В. Развитие специалистов по социальной работе в процессе профессиональнойподготовки // Отечественный журнал социальной работы.  2008. — № 3. – с.79-84
7.    ШеронБ. Ранняя история социальной работы в США и социальная работа в современнойРоссии: параллели и различия (субъективный взгляд американского исследователя)// Отечественный журнал социальной работы. 2008. — №2. – с.79-85
8.    ФилатоваЕ.В. Динамика представлений о профессии у студентов – будущих социальныхработников // Психология зрелости и старения. – 2009. №4. – с.67-73
9.    ГришановаН.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы итенденции // СОТИС. – 2009. — №2. – с.25-26
10.  Фокин В.А., Фокин И.В.Содержание подготовки профессиональных социальных работников в США // Вестникпсихосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2009. — №1. – с.3-19
11.  Цыплакова Л. Москва –Нидерланды // Социальная работа. – 2009. — №2. – с.53-54
12.  Туринский В. Подготовкакадров в системе социальной защиты населения // Социальная работа. – 2009. — №3. – с. 20-21
13.  Закатова И. Готовимпрофессионалов для социальной сферы // Социальная работа. – 2009. — №4. –с.23-25
14.  Морозова Н., Зуева С.,Чидилян Е., Филатова Е. Система подготовки социальных работников // Социальнаяработа. – 2004. — №1. – с.48-49
15.  Чернышова Н. Обмен опытом:учёба у зарубежных коллег // Социальная работа. – 2008. — №4. – с.24-26
16.  Агошкова О.В., Иванов А.Г.,Поддубная Т.Н. Актуальные проблемы организации и проведения практики студентовфакультета социальной работы // Социальная работа. – 2008. — №1. – с.57-59
17.  Кремнева Т. Подготовка социальныхработников за рубежом Социальная работа. – 2008. — №1. – с.46-49
18.  Малькова З.А. Актуализацияпроблем воспитания в США. // Социальная защита. — 2008. — № 3. – с.79-90
19.  Слепцов Н.С. Стандартыквалификации практической социальной работы Социальная защита. – 2008. — N 7. –с.68-76


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.