Реферат по предмету "Социология"


Социологические концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера

Институтбизнеса, права и информационных технологийКонтрольная работаПо дисциплине: СоциологияНа тему: «Социологические концепции  Э.Дюркгейма  и М. Вебера»Научныйруководитель:_____________________________

Студентки1 курса
Юридическогофакультета
Заочногоотделения
БобковойЛ.В.
Шифрзачетки:___________________
 
Оценка__________________________
Подпись науч.руководителя_______
                                                 П л а н:

 
1.  Введение
2.  Социологические концепцииДюркгейма
3.  Социологические концепции Вебера
4.  Заключение
                                                 Введение
             Социология возникает в конце 30 – х, начале 40 годов Х1Х в… В социальной сфереэто было время  крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии  ( 1844год ), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франциисвидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Вовремя решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающейтеории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какиеориентиры можно опереться, обрести свое место и роль в этом процессе.
             Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою деятельность в тоже время ипри тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции,сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт вучастии в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепциинаучного социализма, сердцевиной   которой  является теория социалистическойреволюции.
             О. Конт  и другие  « отцы основатели социологии » — Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположникисоциологии были сторонниками  стабильного порядка. В условиях революционногоподъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот,как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими вкачестве  инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической де основой реформизма, с их точки зрения, является«позитивный метод». 
                 Глава 1 Социологические концепцииДюркгейма
              Социология вычленилась в качествесамостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовалосогласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историковсоциологии Ю. Давыдов считает необходимым говорить о последовательномвозникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности:классического, неклассического и промежуточного, электрического.
             Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими виднымисоциологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
                                 Основные принципы классическойметодологии
                                                сводятся к следующим :
 
1.     социальные явления подчиняютсязаконам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальныхзаконов
2.     по этому социология должнастроиться по образу естественных «позитивных наук».
3.     Методы социального исследованиядолжны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны бытьописаны количественно.
4.     Важнейшим критерием научностиявляется объективность содержания знания. Это значит, что социологическоезнание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительныерассуждения, но описывать социальную действительность. Не зависимо от нашего кней отношения. Этот принцип нашел в себе выражение в требовании «социология какнаука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологии».
             Наиболее четко принципы классического типа научного были сформулированы вработе французского социолога Э. Дюркгейма « Правила социологического метода»(1895 год). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта.В данной работе  Э. Дюркгейм  излагает основные требования к социальным фактам,которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
                                                Правило первое
             состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи ». Это означает,что:
а. социальныефакты внешне для индивидов;                                       
б.  социальные факты могут быть объектами в том смысле,что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;                                                    
 в. устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношенияпричинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
                                                Второе правило
             состоит в том, чтобы « систематические отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что :
А. Социология, прежде всего, должна порвать свои связи свсякими идеологиями и личностными пристрастиями ;
Б. Она так же должна освободится от всех предрассудков,которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
                                                Третье правило
              состоит в признании примата  «первенство, приоритета » целого над составляющими ее частями. Это означаетпризнание того, что :
А. Источник социальных фактов находится в обществе, ане в мышлении и поведении индивидов ;
Б. Общество есть автономная система, управляемая своимисобственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
             Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальныхфактов, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиямииндивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит науровне индивидуальных сознаний потому что у него другое основание другойсубстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает  Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидовобъединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новыйрезультат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующихиндивидов (  так как он образуется  из взаимодействия множества сознаний ), тоон неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальныхсознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д.,которые существуют объективно.Признание объективной реальностисоциальных фактов является центральным пунктом социологического методапо Э. Дюркгейму.                   Глава 2 Социологические концепции Вебера
             Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г.Зиммелем  ( 1858 – 1918 годы ) и М. Вебером ( 1864 – 1920 годы). В основе этойметодологии лежит представление о принципиальной противоположности законовприроды и общества и, следовательно, признание необходимости существования двухтипов научного знания: наук о природе ( естествознания ) и наук о культуре (гуманитарного знания ). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее.У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам ипричинно – следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук —  методпонимания и отнесения к ценностям.
              Такая трактовка взаимодействия социологии идругих наук вытекает  из их понимания предмета социологии.  Г. Зиммель и М.Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как« общество », « народ », « человечество », « коллективное », и т.д. онисчитали, что предметом исследования социолога может быть только индивид,поскольку именно он обладает сознанием мотивации своих действий и рациональнымповедением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологовсубъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующиминдивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социологдолжен сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивовэтих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичнымимотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте средидругих наук     
                   Веберформулирует ряд методологических принципов, на     
                которые,по его  мнению опирается социологическое знание :
 
1.   требование устранения из научногомировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условиемпревращения социального знания в действительную науку является то, что оно недолжно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражение самойдействительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признанияпринципиального различия между социальной теорией и действительностью.
2.   По этому социология не должнапретендовать на что- то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихсясобытий, воздерживаясь от так называемых «  научных прогнозов ».
              Строгое следование этим двум правиламможет создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного,общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снятьэто впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают :
3.   социологические теории и понятияне являются результатом интеллектуального произвола, ибо сам интеллектуальнаядеятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преждевсего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.
4.   Социолог должен знать, что воснове механизма его интелектуальнолй деятельности лежит отнесение всегомногообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которыезадают общее направление всему человеческому мышлению. « Отнесение к ценностям кладетпредел  индивидуальному произволу», — писал  М. Вебер.
              М. Вебер различает понятия « ценностныесуждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегдаличностно и субъективно. Это какое –либо утверждение, которое связанно с нравственной,политической или какой – либо другой оценкой. Например, высказывание: « Вера вБога – это непреходящее качество человеческого существования».  Отнесение кценности – это процедура и отбора, и организации, эмпирического материала.В приведенном выше примере это процедура может означать, сбор фактов дляизучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизничеловека, отбор и классификация этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый - социолог  в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и дляотбора и анализа этих фактов он доложен исходить из какой – то установки,которая, и формулируется им как ценность.

              Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностныепредпочтения ?  М. Вебер отвечает так :
5.   изменение ценностных предпочтенийсоциолога определяется  «интересом эпохи», то есть социально –историческими обстоятельствами, в которых он действует.
              Каковы же инструменты познания, черезкоторые реализуются основные принципы « понимающей социологии »? У Г. Зиммелятаким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые,универсальные черты, а не эмпирическое  многообразие социальных фактов. Г.Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается  мир идеальныхценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам,отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучениеценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремитьсяизолировать желания, переживания и мотивы,  как психологические аспекты, от ихобъективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и наоснове этого строить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометриюсоциального мира. Таким образом, в учении г. Зиммеля  чистая форма – этоотношения между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которыевыступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.Формально — геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще,институты вообще и построить такую систему, в которой социологическое знаниеосвобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочныхсуждений.
              Главным инструментом познания у М.Вебера выступают « идеальные типы ». « Идеальные типы ». По Веберу, неимеют эмпирических  прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляютсобой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Этиконструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности,считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это «картина однородного мышления, существующая в воображенииученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее « типичныхсоциальных фактов».               Идеальные типы – это предельное понятие,используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с нимисоциальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняютсясоциальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типовгосударства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», « бюрократизм», « религия » и т.д.
              Какую же основную задачу решаютидеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии – сделатьмаксимально понятным то, что небывало таковым в самой реальности, выявить смыслтого, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан.Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материалболее осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
                                             

Заключение :
              Социология, по мнению Э. Дюркгейма,основывается на познании социальных фактов, социальный факт специфичен. Онпорожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своейприроде о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому что унего другое основание другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобывозник социальный факт,  указывает  Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайнеймере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинацияпородила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит внесознания действующих индивидов (  так как он образуется  из взаимодействиямножества сознаний ), то он неизменно имеет следствием закрепление,установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения,способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признаниеобъективной реальности социальных фактов является центральным пунктомсоциологического метода по Э. Дюркгейму.
              Главным инструментом познания у М.Вебера выступают « идеальные типы». « Идеальные типы ». По Веберу, неимеют эмпирических  прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляютсобой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Этиконструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихсяисследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых ипредназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее « типичных социальныхфактов». Идеальные типы – это предельное понятие, используемые в познании вкачестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной историческойреальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства ирациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как « капитализм», «бюрократизм», « религия » и т.д.
                            Список использованной литературы  :
1.   А.А. Радугин К. А. Радугин«социология» второе издание перераб. и доп. М.:- 1997 год
2.   Ю.Г. Волков, В. И. Добренькая, В.Н. Нечипуренко А. В. Попов Социология  учебник для ВУЗов  М. :- 2000 год.
3.   Волков Ю.Т. Мостовая И.В.Социология М.: 1998г.
4.   Маркович А. Дашко Ж Общаясоциология М.: 1998г.
5.   Тосленко Е.Т.  СоциологияМ.:1994г.
6.   Фролов С.С. Социология М.: 1998год.
                                                Содержание

1.  План……………………………………………………………………..2
2.  введение…………………………………………………………………3
3.  глава 1 Социологические концепцииДюркгейма……………………4
4.  глава 2 Социологические концепцииВебера………………………...6
5.  заключение………………………………………………………………9
6.  список использованнойлитературы………………………………….10
7.  содержание…………………………………………………………….11
29 июля 2002 год                                              ___________________БобковаЛ. В.
                                                                                                    подпись


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.