Реферат по предмету "Социология"


Система социального управления

СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос1. Система социального управления. 2
Вопрос2. Центры социального обслуживания инвалидов и прочих граждан  5
2.1.Социальное обслуживание населения. 5
2.2.Развитие центров социального обслуживания населения. 5
Используемаялитература… 5
Вопрос 1. Система социального управления
Под управлением понимается основанное на достоверном знаниисистематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) насоциальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступатьобщество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая,духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения ит.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование,совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляетсяпутем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их целостныеориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошоскоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участниковсовместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальнойорганизации (системы) в целом[1]
Социальное управление имеет свои специфические особенности,трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническимисистемами.
В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают вуправлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошовладеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.
Различные интересы как сильный субъективный момент вносятбольшую трудность в управление социальными системами[2]. Отношенияпо управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут бытьчисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В нихнеизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на этиотношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей,причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности ит.д.
Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые изних порождаются самой природой управления, другие — особенностями процессауправления, его субъектами.
В общем виде социальное управление выступает каксознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъектаи объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественнойопределенности и развития.
Менеджмент в социальной работе — это система гибкогопредприимчивого управления в обществе, направленная на эффективноерегулирование социального положения всех участников общественной жизни и наобеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, наобеспечение достойного, цивилизованного существования.
Объектами управления в социальном менеджменте являютсясоциальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а такжевся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказаниисоциальной помощи населению.
Субъектами управления в социальном менеджменте являютсяруководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые имиорганы управления, наделенные управленческими функциями.
Субъект и объект управления в любой социальной организациивзаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямомуканалу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия)от субъекта управления к объекту управления[3].По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передаетсяинформация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъектуправления, объект управления и существующие между ними разнообразные связисоставляют систему социального управления, в частности систему управления пооказанию социальной помощи населению.
Функции управления.
Функции управления — это виды деятельности органовуправления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемыйобъект.
Необходимым условием изучения функций управления является ихклассификация. Автором первой развернутой классификации функций управления былизвестный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. Вкачестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в егоклассификации были представлены как последовательные этапы: предвидение,организация, распорядительство, согласование, контроль.
В настоящее время эти этапы представлены в виде следующейсистемы функций трехзвенного управления:
·    предварительное управление (целеполагание, прогнозирование,планирование);
·    оперативное управление (организация, координация, руководство,мотивация);
·    заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболеепроблемные для социального управления: целеполагание, прогнозирование,организация, мотивация.
Целеполагание — это начальный момент управления, в которыйустанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываютсямеханизмы достижения этих целей.
Конкретные цели управления социальной работой формируются наоснове анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причемпроцесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным иэффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших идолгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегическойцели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоевнаселения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки инаучно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развитиянашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся всоциальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.
Несмотря на известное противоречие между ближайшими идолгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретныхцелей управления состоит в том, что стратегическая цель не может бытьдостигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый планвыдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозитразвитие социальной работы[4].
Стратегические и тактические цели управления социальнойработой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающемдокументе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальнойработой.
Прогнозирование социальной работы — одна из главных функцийсоциального менеджмента, это научно-аналитический этап социальногопланирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативныхпланов социальной работы.
Прогнозирование социальной работы — это выработкаобоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее вбудущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.
Качество прогнозирования во многом зависит от используемыхметодов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные иколичественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозированияявляются методы массовых и специализированных экспертных оценок сиспользованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования даютболее достоверные оценки.
При прогнозировании социальной работы могут бытьиспользованы аналитические, тендовые, регрессионные и факторные модели. Внормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.
Например, с использованием метода прогнозирования впрефектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управленияхсоциальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переходна безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовалвыявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. Внастоящее время действуют следующие информационные системы[5]:
-«Пенсионер-справка» — позволяет получитьинформацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждогополучателя;
«Пенсионер-транспорт» — дает информацию обобеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензини транспортные услуги;
«Пенсионер-путевка» — содержит данные о выдачесанаторно-курортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;
«Льготы-справка» — позволяет получить информацию опредоставляемых льготах отдельным категориям граждан;
«Пенсия-норма» — информирует о пенсионномзаконодательстве;
«Платежные поручения» — дает возможность печататьи регистрировать платежные поручения;
«Адрес-справка» — помогает определить, к какомумуниципальному округу относится та или иная улица Москвы;
«Баланс» — позволяет вести пенсионныйбухгалтерский баланс;
«Архив» — содержит фамилии и адреса пенсионных делумерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедшихна другой вид пенсии;
«Обращение-учет» — содержит информацию описьменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам,социально-бытовому обслуживанию.
Организация. Эффективность деятельности социальных службсущественным образом зависит от типа используемой организационной структурыуправления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работойпонимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей междуними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различныхвнутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное числозвеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость,непрерывность, оперативность и гибкость управления[6].
Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы приуправлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные,дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые иэкономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипнойдеятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижнихуровнях применяются функциональные организационные структуры управления, наверхних — дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять приуправлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболеепрогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективноиспользованы при проектировании и совершенствовании организации органовсоциальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.
Для создания эффективной системы социальной защиты населенияважнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровняхуправления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления:
·    верхний, институциональный уровень — это Российская Федерация иавтономная республика;
·    средний, управленческий уровень — это регион, т.е. органысоциальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов,округов, префектур, муниципалитетов;
·    низовой уровень — это социальные организации, различныенегосударственные (благотворительные) общественные организации.
На каждом из этих уровней управление социальной работойосуществляется в рамках трех ветвей власти:
законодательной, в лице органов системы представительнойвласти;
исполнительной, в лице Президента РФ и его властныхструктур, органов регионального управления и органов местного самоуправления;судебной[7].
Основным государственным органом в области социальной защитынаселения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерствоздравоохранения и социального развития, в функции которого входит:
·    разработка положения по основам федеральной политики длянуждающихся в государственной помощи;
·    анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорийнаселения;
·    подготовка рекомендаций для разработки различных региональныхпрограмм по:
·    организации обслуживания и обеспечения пособиями; социальномуобслуживанию;
·    медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказаниюпротезно-ортопедической помощи; социальной помощи семье и детям;
·    внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.
Исполнительными органами управления социальной работой нарегиональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономныхобразований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальнойзащиты населения в составе местных администраций являются такие учреждениясоциального обслуживания, как:
·    центр, обеспечивающий оказание социально-экономической,медико-социальной, правовой помощи населению;
·    центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому,отделение дневного пребывания-лиц пожилого возраста и инвалидов;
·    центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
·    центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальныегостиницы и т.д.
Управление социальной защитой населения по линии законодательнойвласти осуществляется Государственной Думой РФ, областными думами и думамиавтономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровняхсамоуправления[8].
В социальных организациях (предприятиях, вузах, научныхинститутах и т.д.) имеются различные организационные структуры по оказаниюсоциальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органысамоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказываетсятакже по линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Этиорганизации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы(устав, положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органовуправления, их права и обязанности. Только в Москве таких организаций несколькосотен, а в целом по стране несколько тысяч.
Оперативное управление предполагает правильную расстановкусил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов,а также непосредственную организацию их исполнения[9]. В процессеисполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершатьсяошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтомутакое большое значение придается личностным качествам и профессиональнойкомпетентности исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватнореагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативномуправлении. Также важно определить заранее союзников, «смежников»,контрагентов, конкурентов и т.п., способных оказать существенное положительноеили негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координацияпланов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами такжеявляется частью и важнейшей функцией оперативного управления.
Заключительное управление (контроль, учет, анализ) — этапреализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги[10]. Однакодаже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться,проанализировать создавшуюся ситуацию, подвести промежуточные итоги,зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеетавторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу иполучить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, наборсредств или состав участников и т.п. [11]
Вопрос 2. Центры социального обслуживания инвалидови прочих граждан2.1. Социальное обслуживание населения
Социальное обслуживание представляет собой деятельностьсоциальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг иматериальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,находящихся в трудной жизненной ситуации".
Исполнительными органами управления социальной работой нарегиональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономныхобразований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальнойзащиты населения в составе местных администраций являются такие учреждениясоциального обслуживания, как:
·    центр, обеспечивающий оказание социально-экономической,медико-социальной, правовой помощи населению;
·    центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому,отделение дневного пребывания-лиц пожилого возраста и инвалидов;
·    центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
·    центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальныегостиницы и т.д. [12]
Федеральный закон «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует нашипредставления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашегообщества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социальногообслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним изнаправлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законепредмет его определяется таким образом: «Социальное обслуживаниепредставляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанныхграждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себясовокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилоговозраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживаниянезависимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получениядостаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальныхуслуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечнигарантированных государством социальных услуг[13].
Социальное обслуживание основывается на принципах:адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетностьпредоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам,находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическаянаправленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всехвидов социального обслуживания.
Внутри службы социальной защиты множество подсистем иэлементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, находятся в сложномвзаимодействии, обеспечивающем ее результативность. В литературе выделяются, содной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службыпсихологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи,экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям имолодежи, с другой — территориальные социальные службы (межведомственные),муниципальные и т.п.
Вопрос об организации социальных служб рассматривается спозиции как территориальности, так и ведомственности. В то же время социальныеслужбы различных министерств и ведомств видятся в качестве неотъемлемогокомпонента (или сектора) территориальной социальной сети. Такая территориальнаясеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживаниянаселения имеют двойное административное подчинение и нередко множествоисточников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становленииподсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальнойзащиты населения, образования, МВД, службы занятости, молодежи и т.д.
Сущность социального обслуживания как социальной системы вее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм иметодов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учрежденийсоциального обслуживания населения; подсистем и элементов системытерриториальных и ведомственных социальных служб (государственные,муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организациисоциального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальнымобслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное,финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное) [14].
Исследователи проблем социального обслуживания выделяют двегруппы функций системы социального обслуживания:
1.     сущностно-деятельностные функции (профилактическая,социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальныйпатронаж);
2.     нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).
Практическая реализация этих функций неразрывно связана соптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социальногообслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро — имикроуровнях.
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платночерез систему соответствующих социальных служб (государственные, муниципальные,частные и др.) на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя илидругого законного представителя. Виды социального обслуживания:
·    материальная помощь: денежные средства, продукты питания,медикаменты, средства санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми, одежда,обувь, предметы первой необходимости; специальные транспортные и техническиесредства профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц,нуждающихся в постороннем уходе;
·    социальный патронаж граждан и семей, нуждающихся в постоянномнестационарном обслуживании: помощь в виде социально-бытовых услуг, содействиев получении медицинской и иной помощи, услуги по уходу за детьми[15];
·    стационарное обслуживание граждан, частично или полностьюутративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянномпостороннем уходе: создание необходимых условий жизнедеятельности, проведениемероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечениепитанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга;
·    предоставление временного приюта гражданам без определенногоместа жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся втакой помощи;
·    организация дневного пребывания гражданам пожило го возраста иинвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению;людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
·    консультативная помощь гражданам и семьям в областисоциально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности,психолого-педагогической помощи, правовой защиты;
·    реабилитационные услуги: помощь в профессиональной, социальной,психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами; реабилитационнаяработа с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно опаснымповедением.
Социальные услуги — действия по оказанию помощи клиентусоциальной службы в соответствии с видами социального обслуживания. Услугимогут быть платными и бесплатными. Бесплатные услуги предоставляются:
·    гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с возрастом,болезнью, инвалидностью и имеющим доходы ниже четырех минимальных размеровоплаты труда;
·    гражданам, находящимся в чрезвычайной жизненной ситуации в связис безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденноймиграцией;
·    несовершеннолетним — сиротам и безнадзорным;
·    семьям, в которых совокупный доход на каждого члена семьи нижечетырех минимальных размеров оплаты труда[16].2.2. Развитие центров социального обслуживаниянаселения
В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более12 тыс. учреждений — стационарных, полустационарных и нестационарных.
Активно развивается сеть учреждений социального обслуживаниясемьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
В настоящее время значительная часть центров социальногообслуживания — это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье,детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги:социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-бытовые и торговые,оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее высокими темпами сеть центров социальногообслуживания развивается в Краснодарском крае, Нижегородской, Самарской,Пермской, Московской областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге. В настоящеевремя наибольшее количество центров социального обслуживания граждан пожилоговозраста и инвалидов создано в Москве, Республике Дагестан, Кемеровской,Свердловской областях,
Совершенствуется их внутренняя структура: половина всехцентров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть — отделения социальной помощи семье и детям[17].
В настоящее время действует свыше 1000 стационарныхучреждений социального обслуживания различных типов, в том числе 406домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений длялиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные имипреступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат дляумственно отсталых детей, 7 детских домов-интернатов для детей с тяжелымифизическими недостатками.
В республиках Татарстан и Коми, в Нижегородской, Орловской инекоторых других областях получает развитие сеть домов малой вместимости дляветеранов (на 8-15 человек). Часть таких домов находится на содержаниимуниципальных бюджетов, другую часть содержат совместно органы социальнойзащиты населения (обслуживание) и сельхозпредприятия (материально-техническаябаза). Такие дома для ветеранов пользуются большим спросом и авторитетом упрестарелых граждан.
Но действующая сеть стационарных учреждений социальногообслуживания, ставшая опорой в осуществлении мер по социальной защитенаселения, далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности. Достаточно сказать,что очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживаниясоставляет более 6 тыс. человек.
Актуальными являются задачи оптимального удовлетворенияпотребностей людей пожилого возраста: создание домов-интернатов малойвместимости (до 100 мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальномобразовании, обеспечение функционирования стационарных учреждений какпансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условийпроживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базыи кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональноеразмещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилоговозраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной средеобитания[18].
По-прежнему острой остается проблема лиц без определенногоместа жительства и занятий, не имеющих средств к существованию, в том числеотбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионноговозраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местногосамоуправления оказывают социальную помощь таким людям, создавая сетьсоциальных учреждений -  специальных домов-интернатов, домов ночногопребывания.
Быстрыми темпами развивается сеть учреждений социальногообслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения.
Определенное развитие получили учреждения социальногообслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации функционирует свыше450 учреждений, который оказывают социальные услуги людям по более чем 20 ммправлениям деятельности — от организации досуга и культурно-спортивной работыдо консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.
Развивается сеть социального обслуживания детей в системеобразования. Формируется служба практической психологии в образовательныхучреждениях. Одновременно создаются и развиваются различные службы:психолого-педагогической помощи, социально-психологические,психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые,реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированнуюмногопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательныхучреждений, а во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов,работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях[19].
Процесс создания сети социальных служб (учреждений)противоречив и неоднозначен. На местах нередко пытаются решить сложную задачу — развить сеть учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг,ориентируя их главным образом на наиболее социально уязвимые группы населения,которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сетиучреждений социального обслуживания препятствуют различные факторы:
·    слабая правовая база системы социального обслуживания;
·    ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении управительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средству органов местного самоуправления;
·    отсутствие координации деятельности министерств и ведомств всфере социального обслуживания;
·    дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой вобласти социальной работы;
·    низкий социальный статус и неадекватная заработная платаработников социальных служб;
·    недостаточное использование финансовых, экономических иинтеллектуальных возможностей неправительственных учреждений[20].
Используемая литература
3.     Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. — 4-е изд. — Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 288 с. стр.
4.     Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. идоп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.
5.     Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект,2002.
6.     Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»", 2005. — 668 с.
7.     Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. –СПб.: Питер, 2004. – 316 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.