Реферат по предмету "Социология"


Самоубийство как девиантное поведение

--PAGE_BREAK--1.   Понятие самоубийства
Самоубийство, суицид (от лат. sui– себя, caedere– убивать) – умышленное (намеренное) лишение себя жизни. Суицид – это один из сложнейших социальных феноменов, требующий серьезного отношения и изучения.
1.1.          Девиантное поведение и самоубийство
В процессе социализации люди учатся тем ценностям и нормам поведения, которые существуют в обществе, они учатся конформному поведению. Однако в обществе не все люди ведут себя в соответствии с принятыми нор­мами. Тот факт, что общество создает стандарты — социальные ожидания поведения, подразумевает, что оно не всегда им соответствует.

Поведение, которое не соответствует принятым нормам, называют отклоняющимся или девиантным.Девиация может создать проблемы для некоторых групп общества или даже для всего общества в целом, но она также естественна, как и конформизм — ее противоположность.

Девиация с трудом поддается определению, что связано с многообразием социальных ожиданий,которые часто представляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. В переводе с латинского «девиация» означает — отклонение от дороги.Социологи определяют девиацию, как поведение, которое считается отклонением от нормы группы и которое влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловеч­ные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство. Но даже убийство при определенных условиях оправдано: оно не только разрешается, но и вознаграждается во время войны.

Если даже убийство нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Например, в небольшом американском городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной, в Рено она узаконена, но не вы­зывает одобрения, в Париже — — легальна и не вызывает осуждения.

Ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения. В период Гражданской войны в Америке сигареты были включены в обычный паек, выдававшийся солдатам. Но в начале XXвека противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение.

Разные слои населениямогут выражать разные точки зренияпо поводу девиантности некоторых типов поведения. Кроме того, непременно придерживаются разного мнения те, чье поведение считается сомнительным, и те, кто заинтересован в контроле за поведением и осуществляет его.

В зарубежной и отечественной литературетрадиционно девиантное поведение оценивается отрицательно.В отечественной литературе девиантное поведение до начала 70-х гг.изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т. д. Социологические исследования,нацеленные на изучение девиантного поведения как социального явления, впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 60-х — начале 70-х гг. XXв.

Отечественный исследователь Я. И. Гилинскийпервым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации.Как писал Я. И. Гилинский, девиации (флуктуации в неживой природе, мутации — — в живой) являются всеобщей формой, механизмом, спосо­бом изменчивости,а следовательно и жизнедеятельности, развития любой системы. Я. И. Гилинский назвал два значения девиантного поведения.

Первое значение девиантного поведения, по Я. И. Ги-линскому, является объектом исследования преимущественно педагогики, психологии, психиатрии.Это-
поступок, действия человека, не соответствующие офици
ально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Второе значение девиантного поведения является объ­ектом изучения социологии и социальной психологии. Это — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности.Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизнен­ной энергии.

Агрессивный тип девиации,как в прямой, так и в смещенной форме, нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижение цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий второй.

Девиантное поведение деструктивной направленности— совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом.

Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения)-это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном, плане вектор эволюционного развития общества.

Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой является человек, точнее внутриличностный конфликт,возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

Границы между позитивной и негативной формами девиации подвижны во времени и в пространстве.

Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления — осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и т. д.— можно считать как девиантными, так и недевиантными; все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.

Наиболее удачной можно считать типологию девиантного поведения, предложенную Мертоном, который считает, что девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемымисредствами их достижения. Исходя из этого Мертон строит свою типологизацию.

В системе Мертона тотальный конформизмпредполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, являются олицетворением конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех) и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

Вторая возможная реакция называется инновацией; она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Инноватор использует новые, но незаконные средства достижения богатства: он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые «преступления белых воротничков» (вроде растраты чужих денег).

Третья реакция, названная ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, но соглашается использовать социально одобряемые средства. Бюро-крат, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что происходит забвение деятельности — для чего все это делается.

Четвертая реакция, названная бегством от действительности (ретреатизм), наблюдается в случае, когда одновременно отвергаются и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы — бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы, самоубйцы и т. п.

Наконец, бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую.

Концепция Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории.

Самоубийство относится к девиантному поведению, разрушительной направленности, по Мертону оно принадлежит к типу отклоняющего поведения – бегство от действительности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2.          Проблема понятия суицида в социологической литературе
Под словом «самоубийство» в русском языке понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходит из жизни. Как индивидуальный поступок самоубийство является предметом психологии, этики, медицины и педагогики; как социальное явление – предметом социологии, социальной психологии.[1]Нас будет интересовать второй смысл.

Существует очень много определений самоубийства.

В самом широком смысле, самоубийство – вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения (наряду с пьянством, курением, потребление наркотиков, а также перееданием). По терминологии западной суицидологии (Н. Фаберов), «косвенное самоубийство», включает злоупотребление алкоголем, наркотиками, обжорство и «спорт высокого риска». Шнейдмен (Shneidman) предпочитает называть такие случаи «намеренной смертью». В более узком, медико-биологическом смысле, самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием её причины.

Предложенные выше определения не единственно возможные. В мировой суицидологии существует множество определений «самоубийство», «суицидальное поведение».

Одно из первых научных определений самоубийства дал Э. Дюркгейм: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». В этом определении подчеркивается, что суицидальный акт – осознан и совершается самим суицидентом.

Грейбер (Graber, 1918) также акцентирует внимание на намерении суицидента и определяет суицид как какие-либо действия, имеющие результатом смерть, которая была запланирована, когда были намерения окончить жизнь или облегчить боль при мысли, что возможно только посредством смерти.

Дуглас (J. Douglas, 1967) называет свойства («измерения») самоубийства:

1)     принятие действия, ведущего к смерти инициатора;

2)     желание действия, ведущего к смерти желающего ее человека;

3)     стремление к самодеструкции;

4)     утрата воли;

5)     побуждение, мотивация умереть, которая ведет к действию, ведущему к смерти инициатора;

6)     знание суицидента, что действие, которое он предпринимает, объективно ведет к смерти.

Тщательное аргументированное определение дает Шнейдмен (Shneidman, 1985): «Распространенный в Западном мире суицид есть сознательный акт самоуничтожения, лучше всего понимаемый как разнообразные препятствия в удовлетворении необходимых потребностей индивида, который находит в суициде выход, понимаемый как лучшее решение».[2]

Г.Т. Бокль говорит о том, что «самоубийство есть продукт нездорового состояния всего общества».

Все эти определения говорят об одних и тех же аспектах, что самоубийство – это сознательный поступок и то, что оно совершается самим суицедентом.

Сложность феномена самоубийства, множество его разновидностей, а также разнообразие концепций, объясняющих суицид, определяет и множественность его классификацийпо разным основаниям (причины, стадии, мотивы и др.).

Э. Дюркгейм различал их по причинам: эгоистические(как результат недостаточной интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом); аномические (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии), а также фаталистические — как следствие чрезмерного соци­ального контроля, «избытка регламентации» (это суицид в армии,пенитенциарных учреждениях и т. п.). При этом Э. Дюркгейм признавал возможность иных классификаций, в частности, не по этиологическим основаниям, а по морфологическим признакам.

Последователь Э. Дюркгейма М. Хальбвакс (М. Halbwachs) частично отходит от классификации учителя, предлагая различать самоубийство искупительное (самообвинение), проклинающее (протестное) и дезиллюзионное (результат разочарования, неудовлетворенности своим статусом и др.). М. Хальбвакс отрицает альтруистическое самоубийство, считая его самостоятельным феноменом самопожертвования.

Е. Шнейдман (Е. Shneidman) выделяет три типа самоубийства: эготическое (egotic),дуалистическое (dyadic)и «выламывающееся» (ageneratic). Эготическое- плод внутреннего психологического диалога с самим собой, самопорицающей депрессии. Это суицид психологической природы. Дуалистическое- результат коллизий с внешним миром, следствие фрустрации, ненависти, страха, стыда, гнева, чувства вины, импотенции и т. п. Это суицид, социальный по своей природе. «Выламывающийся» суицид — это последствие «выпадения» из поколения, непричастности к своему времени, поколению, «выламыванию» из поколенческих, родственных, семейных связей, сетей. Это социологическое по своей природе самоубийство. Сегодня мы сказали бы — «эксклюзивное самоубийство», суицид «исключенных».

Т. Хилл (Т. Hill, 1983) различает суицид импульсивный, апатичный, самоуничижительный и гедонистический (когда при «подведении итогов» жизни, боль превышает удовольствия).

По стадиям или по определенности намерений различают суи­цид жеста, или демонстративный, противоречивое («колеблющее­ся») покушение на свою жизнь, серьезное покушение и завершенное самоубийство.

Л. Векстен (L. Wekstein) приводит классификацию-перечень, насчитывающий 30 видов суицидального поведения, включая хронический суицид лиц, имеющих алкогольные или наркотические проблемы; суицид «по небрежности» (когда суицидент игнорирует реальные факторы); рациональный суицид; психотический; экзистенциальный и др.

Баглей (Bagley, 1976) выделяет суицид как следствие хронической депрессии; социопатический и старческий или «гандикапный». А. Бечлер (A. Baechler,1979) раличает самоубийство эскапистское (бегство, уход); агрессивное; жертвенное и «нелепое» (следствие самоутверждения в деятельности, сопряженной с риском гибели).

Существует еще множество классификаций. В работе приведены самые разные из возможных.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Причины самоубийств
Самоубийство – осмысленный поступок человека, стоящего на грани жизни и смерти. И определить настоящие мотивы каждого человека трудно, но все же ученые изучили многие закономерности этого явления, в том числе причины, по которым чаще других человек предпочитает смерть, нежели жизнь.

Условно все причины суицидов можно разделить на две большие группы: социальные, психологические.

Психологические причины: стресс, феномен подражания – процесс, в силу которого человек бессознательно и механически повторяет поступок другого человека. Иногда достаточно бывает одного случая суицида, чтобы вызвать ряд других самоубийств. Такие случаи известны истории, но они все-таки немногочисленны.

Главными же причинами самоубийств, по мнению большинства исследователей, являются социальные причины. Все чаще самоубийства связывают с общественными условиями. Исследования показали, что высокий уровень самоубийств связан со слабой экономикой отдельного периода, большим процентом пожилых людей в популяции, высоким уровнем иммиграции и низким уровнем эмиграции, протестантизмом, высоким показателем урбанизации, низкой социальной интеграцией или нехваткой социальной связи.

Социальная природа самоубийства не вызывала сомнений уЭ. Дюркгейма, который утверждал, что самоубийства зависят от внешних по отношению к индивиду причин, которые следует искать внутри общества, а число самоубийств можно объяснить только социологически. Как упоминалось, Г. Бокль связывал самоубийства с «состоянием всего общества».

Здесь же отметим ряд закономерностей, свидетельствующих о социальной природе суицидального поведения как общественного явления, порождения общества, следствия закономерностей и противоречий общественного развития.

Количество и уровень (обычно в расчете на 100 тыс. человек населения) самоубийств, как показал Э. Дюркгейм, находятся в обратной корреляционной зависимости от степени интеграции, сплоченности общества. Поэтому, по Дюркгейму, уровень самоубийств в католических странах ниже, чем в протестантских. И в наши дни наблюдается более низкий уровень самоубийств в католических странах.

По той же причине во время войн снижается уровень самоубийств (сплочение общества перед лицом общей опасности, общего врага). Об этом свидетельствует динамика суицида во время войн.

Уровень самоубийств повышается в годы экономических кризисов, депрессий и роста безработицы.

Действительно, если посмотреть на данные о самоубийствах, можно проследить, что в переломные моменты, кризисы страны число суицидов резко возрастает.

Всплеск самоубийств наблюдается также в период экономической депрессии, когда нарушается статус (социальная роль) личности. В частности, растет число суицидальных попыток среди мужчин, потерявших работу по профессии; среди разорившихся представителей имущих слоев общества, вынужденных покинуть элитное место проживания. Также выше среднего показателя доля суицидов среди одиноких (разведенных, пенсионеров), среди представителей очень бедных слоев.

Стоит отметить следующий факт, что чем культурнее и цивилизованнее народ– тем больше самоубийств.

Перечисленные критерии – явно социологические факторы суицидальной ситуации.

Самоубийство почти всегда связано с повышенной социальной изоляцией. Оно обусловлено длинной цепью различных проблем. Тогда происходит что-то, что вызывает новые трудности или углубляет прежние проблемы. Личность не может решить эти проблемы, возрастает её социальная изоляция и, в конце концов, личность чувствует безнадежность положения, а самоубийство становится единственным приемлемым способом спастись от трудностей.[3]

Шереги Ф.Э в своей работе выделяет объектные и предметные причины суицидов. В качестве объекта выступает источник конфликта, то есть некая личность или социальная группа (явная либо неявная); в качестве предмета обвинения – некий конфликт между покушавшимися на самоубийство и объектом, на который он «сетует».

К объектным причинам относятся пять групп объектов. Из них четыре носят «внешний» характер: семейная среда (родная семья, приемные родители, родители мужа или жены, собственная семья), круг неформального общения (любимый человек, друзья, товарищи, соседи), место работы или учебы (руководители, коллектив), социальные институты (государственная власть, силовые структуры). И одна «объектная» причина носит личностный характер – это либо болезнь после травмы, либо депрессия, либо алкоголизм.

Обстановка в семье вызвала суицидальное состояние у 62% обследованных, круг неформального общения – у 27,2%, место работы или учебы – у 12%, социальные институты – у 8,3%, личностные факторы – у 35,6%. Как следует из рис. 1, среди причин, порождающих суицидальную ситуацию, доминируют внешние, а среди них наибольшим удельным весом обладает семейная среда.

Предметные мотивы суицидального состояния можно свести в восемь групп: конфликты в семъе (жестокость, запреты со стороны родителей; конфликты с неродными родителями, измена или уход одного из супругов из семьи, развод; отсутствие интимных отношений между супругами; конфликт с детьми, невнимание с их стороны к родителям; алкоголизм одного изсупругов); конфликты по месту работы, учебы (в том числе интенсивная работа, повышение ответственности за результаты труда, снижение успеваемости в школе, техникуме, вузе, боязнь отчисления); конфликт с представителями неформальной среды коммуникации (прежде всего разрыв с любимым человеком, ссора с друзьями); стресс из-за насилия (изнасилование, избиение, запугивание); чувство одиночества (ощущение ненужности в семье, наличие комплекса неполноценности, потеря родных); болезнь (в основном страх тяжелой болезни); экономические трудности (неустроенность в жизни и профессии; долги; потеря любимой работы, невозможность трудоустроиться; потеря жилья или имущества); опасения социальных институтов (боязнь службы в армии, боязнь уголовной ответственности).[4] Процентный показатель предметной мотивации приведен в рис. 2.

П. Сорокин видит главную общую причину роста самоубийств в росте одиночества личности, ее оторванности от общества. Также нужно заметить, что больше суицидов среди безработных. Отсюда следует, что немаловажную роль играют голод, нужда, именно, по этим причинам многие выбирают смерть.

По мнению Э. Дюркгейма, важнейшая социальная причина суицидальной ситуации – дезинтеграция связей личности с референтными группами или лицами, то есть социальное отчуждение.

         Изучение причин такого явления, как самоубийство, очень важно для социологов. Так как, зная причины, можно прогнозировать, планировать, разрабатывать программы по уменьшению суицидов.










    продолжение
--PAGE_BREAK--2.   Социально-демографический анализ суицида
Никто не застрахован от суицидального поступка. Вместе с тем, представители одних демографических и социальных групп совершают суицидальные акты относительно чаще, чем представители других.
2.1. Гендерный аспект самоубийств
Стоит отметить тот факт,что в большинстве государств мужчины значительно чаще женщин кончают жизнь самоубийством. В России прослеживается эта же тенденция (табл. 1, 2).

По последним данным,в Россиисвыше 80% самоубийств приходится на долю мужчин. Одной из возможных причинтакого феноменаявляется крайне неблагоприятные условия жизни мужского населения. Общеизвестно, что мужская смертность в России гораздо выше, чем женская, а продолжительность жизни мужчин существенно короче: для женщин она составляет 71 год, а для мужчин — только 55 лет. Причем, характерно, что мужчины очень часто не просто умирают, а гибнут. В 1992 году от несчастных случаев ушли в мир иной 300 человек на каждые 100 тысяч жителей, что в 4 раза выше среднеевропейских показателей. Мало того, среди этих явно безвременно ушедших мужчин самуюбольшую группу составили представители наиболее дееспособной возрастной группы — от 20 до 40 лет. На долю именно этих мужчин ложится вся самая тяжелая и вредная физическая работа, но зачастую и эту работу получить невозможно из-за высокого уровня безработицы. А ведь способность зарабатывать деньги для мужчин значит очень много.Поэтому можно вполне определенно сказать, что чувство ущербности в среде работоспособного мужского населения является достаточной мотивацией к совершению самоубийства. Хотя число самоубийств среди женщин растет, все же частота самоубийств у мужчин выше.

Как свидетельствуют результаты исследований в России, доля женщин существенно возрастает среди покушавшихся на свою жизнь. Но и в этом случае уровень суицидальной активности (соотношение доли социально-демографической группы среди суицидентов и доли той же группы в населении) мужчин выше.

Мужчины в России избирают добровольный уход из жизни намного чаще, чем женщины. За весь полувековой период (1956 – 1999) на одно женское самоубийство приходилось в среднем около четырех мужских. В годы снижения уровня самоубийств разрыв сокращается до 3 раз, в годы максимума возрастает до 5.Если же использовать более точные стандартизированные показатели, то положение мужчин еще хуже: за последние 35 лет (1965-1999) они кончали с собой, в среднем, в пять раз чаще, чем женщины, а максимальное превышение достигал 6 раз. И все же результаты раздельного анализа динамики самоубийств у мужчин и у женщин в кризисные девяностые годы оказываются неожиданными. Пик самоубийств у мужчин в 90-е годы превысил максимальный уровень предшествующего периода, хотя в целом лежит на линии тренда, сложившегося в 1960 – 1980 – е гг. У женщин же даже в пик 1995 г. оказался ниже пика 1983 – 1984 гг., а общая динамика показателя, при всех его колебаниях, пока все же не вернулась к неблагоприятному тренду времен застоя. Иными словами, если судить по уровню самоубийств, самочувствие российских женщин в 90-е годы явно улучшилось, чего нельзя сказать о мужчинах.[5]

Средний возраст совершивших покушение на самоубийство мужчин в 1990-х годах составлял – 35,3 лет, женщин – 38,9 лет. Пик покушения на самоубийство у мужчин в 1990-х годах приходился на возраст 26-40 лет, у женщин – 41-50 лет.

Доля женщин, совершивших самоубийство, выше в старших возрастных группах. А мужчин, совершивших самоубийство, больше среди рабочих, предпринимателей и представителей силовых структур.

Большинство самоубийц имели вредные привычки, при чем, показатели среди женщин и мужчин различные. Среди мужчин курили 12%, среди женщин – 5%; злоупотребляли алкоголем среди мужчин – 36%, среди женщин – 13,2%; употребляли наркотики: среди первых – 5,3%, вторых – 2,3%. В целом имели вредные привычки среди мужчин – 50%, среди женщин – 20%.

Что касается занятости, снижение работоспособности чаще наблюдается у женщин, а мужчины чаще меняют место работы.

Из всех данных можно сделать следующие выводы:во-первых, об относительно больших психотравмирующих нагрузках на мужчин, а во-вторых, о большей пластичности и адаптивности женщин к условиям социального бытия. Об этом же говорит и увеличивающийся разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин.[6]
2.2.          Статусный анализ самоубийства


Наличие семьи — в целом антисуицидальный фактор. Уровень самоубийств среди несемейных, одиноких обычно выше. По данным, в Санкт-Петербурге (в середине 80-х гг.) среди покушавшихся на самоубийство доля семейных (41,3% мужчин и 40,1% женщин) значительно уступает доле семейных лиц во взрослом населении города (74,7% мужчин, 66,6% женщин, по данным выборочного опроса населения). Это может свидетельствовать о том, что отсутствие семьи, одиночество, неустроенность в сфере семейно-бытовых отношений служат суицидогенным фактором. (табл. 3)

В то же время семейные конфликты также могут стать поводом трагического выбора. Эта двойственная роль семьи (без семьи — плохо, плохая семья — еще хуже) проявляется в мотивации суицидальных актов

В таблице 4 приведены данные о самоубийствах в Москве и Санкт- Петербурге При всех количественных различиях результатов двух исследований, есть некие общие тенденции: высокий процент самоубийств по мотивам, связанным с одиночеством или с семейными конфликтами; преобладание мотивов, зависящих от конфликтных ситуаций в семье; более значимый для мужчин мотив конфликтности в семье при более значимом для женщин мотиве одиночества. Последнее обстоятельство зависит, очевидно, оттого, что среди лиц преклонного возраста (старше 65-70 лет), когда одиночество особенно дает о себе знать, — значительно больше женщин.

Таким образом, наибольшему риску суицида подвергаются люди, которые никогда не состояли в браке; вслед за ними — овдовевшие и разведенные; далее — состоящие в бездетном браке; и, наконец, супружеские пары, имеющие детей.

В России бытует мнение, что относительно чаще кончают жизнь самоубийством представители интеллигенции, вообще «белые воротнички». Анализ образовательного и социального статуса суицидентов опровергает это заблуждение.

Сравнительные данные об образовательном уровне суицидентов по результатам двух исследований начала 80-х гг. — москвичей (под руководством А. Г. Амбрумовой) и в Санкт-Петербурге представлены в таблице 5.

Итак, среди самоубийц преобладают лица с невысоким образованием. Не имели среднего образования 78,8% покончивших жизнь самоубийством и 66% покушавшихся на свою жизнь, по результатам исследования москвичей в тринадцати регионах Российской Федерации, и соответственно 63,4% и 41,6% — вСанкт-Петербурге.

Сопоставление образовательного уровня суицидентов из Санкт-Петербурга и жителей этого города показало, что коэффициенты суицидальной активности составили для лиц со средним и высшим образованием — 0,8, а с начальным и неполным средним образованием — 2,1.

Суицидальное поведение как следствие социальной неустроенности, психологической неудовлетворенности, смыслоутраты, очевидно, в большей степени присуще тем социальным группам, чья профессиональная деятельность не дает желаемого удовлетворения. Не удивительно поэтому, что наиболее высокие показатели суицидальной активности среди рабочих, служащих без специального образования, а также среди не работающих и не учащихся.

По данным, в Санкт-Петербурге коэффициенты суицидальной активности основных социальных групп составили: по завершенным самоубийствам — у рабочих 1,7; у служащих 0,7; среди учащихся 0,3; среди пенсионеров 0,8; по суицидальным попыткам соответственно — 1,2; 1,1; 0,4; 0,6. Иначе говоря, вероятность самоубийства рабочего в 2,4 раза выше, чем у служащего. При чем, ситуация у рабочих выглядит следующим образом: часто меняют место работы – 29% самоубийств; снижение работоспособности – 45%; работа тяготит – 7,1%; успешный карьерный рост – 18,9%.(рис. 3)

Среди учащихся суицидентов велика доля ощущающих апатию к учебе. А именно: 29% суицидов у тех, кого учеба запущена, снижение успеваемости – 47,9%; учатся успешно – 23,1%. (рис. 4)

Известно также, что к группам повышенного суицидального риска относятся военнослужащие срочной службы (особенно в первый год службы, до 70% всех самоубийств в армии приходится на это время), заключенные (особенно в первые месяцы нахождения под стражей — до 60% всех самоубийств в течение первых трех месяцев и в последние месяцы перед освобождением), офицеры в отставке, лица, вышедшие на пенсию. Особенно тревожная ситуация в современной армии: каждая пятая смерть в ней — самоубийство. В 1993 г. доля самоубийств возросла до 30% всех смертей в армии.

         В анализе представлены данные 80-х и 90-х годов, а мы сейчас живем уже в XXIвеке. Могу сказать, что цифры изменились, а закономерности остались прежние.

Очевидно, наиболее «суицидоопасен» не столько определенный статус, сколько его изменение, утрата положения, занимаемого в обществе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :