Реферат по предмету "Социология"


Религия как социальный институт

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
I. Понятие социального института. 4
1.1. Характеристика социальногоинститута. 4
1.2. Наличие цели деятельностисоциального института. 6
1.3. Набор социальных позиций иролей социального института. 7
1.4. Функции социального института. 8
II. Религия как социальный институт. 11
2.1. Определение религии каксоциального института. 11
2.2. Анализ религии каксоциального института. 15
Заключение. 22
Список литературы… 24
Введение
Религиякак явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории иохватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара,оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной дляочень многих людей.
Религия- это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанноена вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.
Религия являетсянеобходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовнойкультуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций.Одной из таких функций религии является мировоззренческая, илисмыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляетсямысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которойвырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другиекомпоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающиев качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Данная курсовая работа представляет собой попытку рассмотреть религию каксоциальный институт. Целью курсовой работы является систематизация, накоплениеи закрепление знаний о религии как о социальном институте.
Основные задачи курсовой работы:
— изучение понятия социального института, его характерных черт;
— рассмотрение религии как социального института.
Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор его структуры. Курсоваяработы состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной принаписании работы литературы.
В первой части курсовой работы «Понятие социального института» излагаютсяосновные характеристики социального института.
Во второй части «Религия как социальный институт» непосредственнораскрывается тема курсовой работы и проводится анализ религии как социальногоинститута.
Взаключении подведены основные итоги курсовой работы.
I.Понятие социального института1.1. Характеристика социального института
Социальные институты (отлат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиесяустойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Термин «социальныйинститут» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят обинституте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государстваи т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальныйинститут», связано с характеристикой всякого рода упорядочения,формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процессупорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.[1]
Выделяют следующие видысоциальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья,наука, образование и т.д.
Социальные институтывыполняют в обществе функции социального управления и социального контроля какодного из элементов управления.
Социальный контроль даетвозможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий,нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такогоконтроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решенияи т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применениюсанкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой — кодобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено ихпотребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, ивыбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятойданной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определеннойсистемы ценностей способствует идентичности поведения членов общности.Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидамустановленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Социальные институтыруководят поведением членов общности через систему санкций и наград. Всоциальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задачасводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты,осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности — свободутворчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формыи величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д.Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поискановых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новыепроблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальныеинституты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной(«материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальныйинститут выглядит, как уже было отмечено выше, как совокупность лиц,учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющихконкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определеннаясистема целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц вконкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне можетбыть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средствосуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения — это совокупностьстандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих даннуюсоциальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенныхролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката,следователя и т. д.).
Важнейшими социальнымиинститутами являются политические. С их помощью устанавливается иподдерживается политическая власть. Экономические институты обеспечиваютпроцесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важныхсоциальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителямии детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иныхсоциальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такиесоциально-культурные институты, как система образования, здравоохранение,социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все ещезаметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Каждый социальныйинститут характеризуется:
наличием цели своейдеятельности;
набором социальныхпозиций и ролей, типичных для данного института;
конкретными функциями,обеспечивающими достижение такой цели.
Рассмотрим более подробноэти характерные черты социального института.1.2. Наличие цели деятельности социального института
Одним из необходимыхусловий появления социальных институтов служит соответствующая социальнаяпотребность. Институты признаны организовывать совместную деятельность людей вцелях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
Так, институт семьиудовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитаниидетей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.
Институт высшегообразования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человекуразвить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующейдеятельности и обеспечивать свое существование и т. д.
Возникновение определенныхобщественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первойхарактерной чертой социального института.[2]1.3. Набор социальных позиций и ролей социального института
Социальный институтобразуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретныхлиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальныесистемы не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействия. Социальныеинституты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственнымсистемным качеством.
Следовательно, социальныйинститут представляет собой самостоятельное общественное образование, котороеимеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут бытьрассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиесяустойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостьюих функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а такжеобразцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурногопроцесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает инаправляет в русло их определенные стремления, устанавливает способыудовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессеповседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамкахтой или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этихсоциокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социальногоинститута. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достояниемвнутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации,воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всехсоциокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностейличности, ценностных ориентаций и ожиданий является второй характерной чертойсоциального института.[3]1.4. Функции социального института
Каждый институт выполняетсвою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальныхфункций складывается в общие социальные функции социальных институтов какопределенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функциисоциальных институтов:
1) Воспроизводство членовобщества.
Главным институтом,выполняющим данную функцию, является семья, но к ней причастны и другиесоциальные институты, такие, как государство.
2) Социализация
Передача индивидамустановленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
3) Производство ираспределение.
Обеспечиваютсяэкономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
4) Функции управления иконтроля
Осуществляются черезсистему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типыповедения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений исанкций.
Социальные институтыотличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1)Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки,хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупностьпроизводства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем,экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты- государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации,преследующие политические цели, направленные на установление и поддержаниеопределенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическуюсистему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство иустойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие вобществе социально-классовые структуры.
3) Социокультурные ивоспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводствокультурных и социальных ценностей, включение индивидов в определеннуюсубкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивыхсоциокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностейи норм.
4)Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляцииповедения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственнуюаргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществеимперативные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5)Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения наоснове норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических иадминистративных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силойгосударства и системой соответствующих санкций.
6)Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Этиинституты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (подоговору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормырегулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгрупповогоповедения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируютметоды передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламентсобраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.[4]
На основевышеизложенного, можно дать сделать следующие выводы.
Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социальнозначимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основевыполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,нормами и образцами поведения.
Каждый социальный институтхарактеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями,обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей,типичных для данного института.
Во второй части курсовойработы «Религия как социальный институт» мы попытаемся рассмотреть религию каксоциальный институт.
II.Религия как социальный институт2.1. Определение религии как социального института
 
Исходным пунктомобъективного социологического анализа религии должно быть понимание ее каксоциокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещаетв себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов иценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместес тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социальногоинститута (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальнымиинститутами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить ипроанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизнисовременного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенностьсоциологического анализа религии, заключающаяся в том, что при исследовании еефункций как социального института необходимо уделить особое внимание тем изних, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны сценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характернаяметодологическая особенность социологического анализа религии состоит в том,чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, то есть самогодействующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значениерелигиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент такжечрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и изучение религииведет, с одной стороны, к ложной дилемме «религия-наука», а с другойстороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значениерелигии.
Имеющийся на сегодняэмпирический материал, накопленный социологией религии за вековую историюсвоего существования, дает основание предположить в качестве наиболеесущественных черт религии связь религиозного опыта и практики с«предельными, конечными условиями человеческого существования», кчислу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение исмерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания ипереживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают,что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах какраз и объясняются стремлением человечества не только найти ответы на этифундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформироватьсознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность инашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности.
«Опыт смерти, зла истраданий», — отмечает известный американский специалист в областисоциологии религии Р.Белла, — приводит к постановке глубоких вопросов о смыслевсего этого, на которые не дают ответа повседневные категории причины иследствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этотопыт может быть объяснен благодаря помещению его в более грандиознуюМировоззренческую структуру, и представлению эмоционального утешения, пусть дажеэто будет утешением самоотреченности. Однако религия, по мнению Р.Белла, неявляется только средством преодоления тоски и отчаяния. Скорее всего, онапредставляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт — какпознавательный, так и эмоциональный… Что делать и что думать, когдаотказывают другие способы решения проблемы — вот сфера религии.
Р.Белла отмечает такуюсущественную деталь религии, как ее обращенность к самым общим проблемамчеловеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опытеотдельного человека, а включает в себя обобщенные, символические характеристикибытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладаетобобщенным, рефлексирующим содержанием. Эта особенность религиозных идей исимволов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуяинтеграции и консолидации общества. Итак, можно заключить, что религиозный опыти религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека.
Что касаетсясоциологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения даютоснование отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы,связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями,определяющими смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западнойсоциологии толкование религии определяет ее как «институционализированнуюсистему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группулюдей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческогобытия». Сходное с этим определение религии дает и Р.Белла в своейизвестной работе «За пределами веры», отождествляя ее с «наборомсимволических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиямиего существования». Следовательно, наиболее существенная черта религии,религиозных символов и действий, заключается в их соотнесенности с конечнымиусловиями человеческого существования — рождением и смертью человеческогосущества, его жизненными трагедиями, бесконечностью окружающего мира и др.Именно этот смыслообразующий компонент религии дает основание рассматривать еев качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решениясмысла «конечных условий человеческого существования» встает передлюбым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественногоустройства.[5]
Своеобразнуюкультурологическую трактовку религии предлагает Т.Парсон. Исходя изразработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческихдействий, в соответствии с которой функционирование социокультурных системопределяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем — биологического организма, личности, социальной и культурной систем — он тактрактует религию: «В социокультурной сфере то, что обычно называютрелигией, находится на самом высоком уровне кибернетической иерархии сил,которые, в смысле определения общей направленности человеческих действий средивозможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования,контролируют процессы человеческих действий». Несмотря на некоторуюусловность этого истолкования религии, ввиду отождествления общества скибернетическим механизмом, оно, подобно предыдущим интерпретациям,подчеркивает смыслообразующий момент религиозных ценностей, обуславливающих ихуникальное место в системе культуры.
Культурологический подходк пониманию сущности религии широко распространен в западной социологии, онимеет под собой определенный исторический фундамент, но его защитники непринимают во внимание социальную эволюцию религии, которая привела к заметномуослаблению позиций религии в обществе. В системе современной культуры научноезнание, в неменьшей мере, чем религиозное, определяет смысл и значение многихвидов человеческой деятельности. Односторонность культурологической трактовкирелигии может быть преодолена, если дополнить его институциональным подходом, всоответствии с которым религия рассматривается как социальный институт, а еесодержание раскрывается в ходе анализа выполняемых им в обществе функций.
Рассмотрение религии вкачестве социального института предполагает ее теоретическое описание втерминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
Рассмотрим характерныечерты религии как социального института. 2.2.Анализ религии как социального института
Институциональный подходк изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различныхступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса,ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Историческипервичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшиев первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозногопоклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемыемистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладаниеэтим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод.Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качествеколлективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотемобладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магияпредставляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которыхстремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобыизменить их в желательном направлении.
Вступление человечества вэпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типоврелигиозных систем. Создание социально стратифицированных обществсопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которыхможет служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческоймифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствуетопределенным сферам жизнедеятельности человека: Аполлон — бог искусства, Гермес- торговли. Марс — войны и т.п. На вершине Олимпа восседает Зевс.Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основойнационально-государственных образований.
Другим известным типомрелигиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формированиятрех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.)и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различныхсоциальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру вединого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религияхсуществуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа итолковании единобожия. В христианстве, например, бог един в трех лицах(ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.
Как уже было сказаноранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает еетеоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемысоциального целого.
С социологической точкизрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может бытьпредставлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1)ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований,символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов,называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых ирегулируемых посредством религиозных норм и верований.
Ценностно-нормативныйуровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов,ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах иписаниях. В христианской религии, например, источником ценностей и знаниявыступает Библия, в мусульманстве — Коран и т.п. Эти священные тексты являютсядля верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе.Эти знания тесно переплетаются с художественно-образным, подчас фантастическимизображением земной жизни. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается втом, что они оказывают сильное воздействие на психику и эмоции верующих,порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения,наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует уверующего особое «религиозное чувство».
Религиозные верования изнания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место вдуховной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значениепредельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду сэтим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, какправило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правилачеловеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающуюк социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению.Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуютсоциальной интеграции и стабильности общества.
Исключительно важная рольв ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике,такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующееустремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Всерелигиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведениецерковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательнопроисходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформлениепризвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которымсоприкасается верующий во время культовых действий, а с другой — призвановызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения.
Характерной особенностьюрелигиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативныхобразцов поведения в других сферах человеческой деятельности, являетсяпреобладание в них эмоционально-аффективных моментов. Это дает основаниеотносить «религиозное действие» к типу нелогичного, нерациональногосоциального действия, которое в значительной мере связано с эмоционально-чувственной,бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношениярационального и нерационального аспектов человеческой деятельности всоциологической и философской литературе нередко однобоко интерпретируется — заостряется на противопоставлении двух полярных типов — науки и религии.
Центральное место врелигиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которогоопределяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодарякультовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиямотносятся религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения ит.п. Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственноговзаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами,которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых действий: 1)магическое (колдовское) и 2) умилостивительный культ.
Магические элементыприсущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место впервобытных религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новымсодержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значениепоследнего заключается в том, что верующие в ходе совершения культовогодействия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами и пожеланиями,относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающеммире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особаягруппа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредникамимежду божественными, священными силами и объектами, и группой верующих. Впервобытных религиях культовые действия, как правило, совершались коллективно,с участием всех взрослых членов рода или племени. В более развитых религиозныхсистемах разрешается индивидуальная культовая деятельность, как например,молитва верующего у себя дома.
Важную роль всоциологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиознойорганизации, Последний термин может использоваться как в широком смысле слова,когда она отождествляется с социальной системой, и в узком — когда подорганизацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способыуправления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин«религиозная организация», наряду с понятиями «религиозногосознания» и «религиозного культа» использовался для описания ианализа природы религии в марксистской социальной философии.
Основной формойсовременной религиозной организации выступает церковь. Это такое объединениеверующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то еговетви, как например, православная или католическая церковь.) В качествеинституционализированной социальной организации деятельность церкви находится вопределенных официально-правовых отношениях с государственными органами.Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние своеговероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья католическаяцерковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и императоров.
В церковной организациивыделяются две основные социальные группы: 1) клир — служители церкви,священники и 2) миряне — рядовые члены церкви. Священнослужители, такимобразом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечиватьотправление религиозного культа и контролировать деятельность церковногоприхода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковнойорганизации осуществляют священнослужители высшей иерархии — епископы,патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признаютнеобходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующихна клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершатьбогослужение, то есть быть священником.[6]
С социологической точкизрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:
1) интегративную;
2) регулятивную;
3) психотерапевтическую;
4) коммуникативную.
Первые две функции непосредственноотносятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку ониприсущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
Интегративная функциярелигии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытныерелигии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозныйсимволизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальнойсплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включаетчеловека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой,сплачивающей людей.[7]
Регулятивная функциярелигии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых вобществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, какформальный — через деятельность церковных организаций, могущих поощрять илинаказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими вкачестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности,эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религияпредписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленныегосподствующими религиозными ценностями.
Психотерапевтическаяфункция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, саморелигиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозныедействия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы,обряды и т.п. — оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих,придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
Коммуникативная функция,как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих.Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и«небожителями», и в плане их общения друг с другом.«Богообщение» считается высшим видом общения и в соответствии с этимобщение с «ближними» приобретает характер второстепенности. Важнейшимсредством общения выступает культовая деятельность — богослужение в храме,общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служитрелигиозная символика, священные писания, ритуалы.
Указанные четыре функциирелигии как социального института носят универсальный характер, проявляются влюбом типе религиозной практики.[8]
Таким образом, на основевсего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт –это организованное объединение людей, выполняющих определенные социальнозначимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основевыполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,нормами и образцами поведения.
Религия как социальныйинститут характеризуется:
наличием цели своейдеятельности;
набором социальныхпозиций и ролей;
конкретными функциями,обеспечивающими достижение такой цели.
Заключение
В заключении подведемосновные итоги курсовой работы.
Данная курсовая работа представляла собой попытку рассмотреть религию каксоциальный институт. Целью курсовой работы являлись систематизация, накоплениеи закрепление знаний о религии как о социальном институте.
Основными задачами курсовой работы являлись:
— изучение понятия социального института, его характерных черт;
— рассмотрение религии как социального института.
В первой части курсовой работы «Понятие социального института» былиизложены основные характеристики социального института.
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместнойдеятельности людей.
Каждый социальныйинститут характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретнымифункциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций иролей, типичных для данного института.
Во второй части «Религия как социальный институт» непосредственно былараскрыта тема курсовой работы и проведен анализ религии как социальногоинститута.
Религия, рассматриваемая как социальный институт, также характеризуется наличием цели своей деятельности,конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, наборомсоциальных позиций и ролей.
Таким образом, религиякак социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющихопределенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижениецелей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемыхсоциальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Список литературы
1.        Андреев Ю. П.Категория «социальный институт»//Философские науки.- 1984.- № 1.
2.        Андреев Ю.П. Рольсоциальных институтов в жизни общества//Общественно-политическийи научный журнал “Россия” – 2001 — №1.
3.        Голиков В.Д. Социология управления. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4.        Ионин Л. Г.Культура и социальная структура//Социологические исследования.- 1996. — № 3.-С. 31-43.
5.        Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. — 654с.
6.        Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Социология. –М.: изд-во “Мысль”, 1990
7.        Пархоменко И.Т.Религия как социальный институт//Общественно-политическийи научный журнал “Россия” – 2002 — №2.
8.        Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.
9.        Радугин А. А.Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб и дополн./А. А. Радугин и др. — М.: Центр, 2000. — 244 с.
10.      Социальныеинституты//Социально-политический журнал.-1993.- № 4.
11.      Фролов С. С.Социология: учебник для высших учебных заведений. — М.; Наука, 1994. – 254 с.
12.      Яблоков И. Н.Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.- 256 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Почему брэндами становятся единицы?
Реферат Жизнь это сон
Реферат Усилитель радиолинейной линии связи
Реферат Провинциальное дворянство в романе Евгений Онегин
Реферат Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
Реферат Система налогообложения фирмы
Реферат Организация связей с общественностью в малой и средней фирме
Реферат Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова Левша
Реферат Однопроходный/двухпроходный транслятор с языка математических выражений на язык деревьев вывода
Реферат Роль ринку в регулюванні суспільного виробництва
Реферат Жизнь ночлежников до появления Луки
Реферат Античные (библейские) аллюзии в современной английской литературе
Реферат Мировой опыт деятельности торгово-посреднических фирм в организации товародвижения и возможности
Реферат Особенности банковской деятельности и планирования ОАО НБД Банк
Реферат Жизнь и творчество Игоря Северянина 2