Реферат по предмету "Социология"


Расизм и его социальные корни

Рефератпо антропологии
натему «Расизм и его социальные корни»
Москва, 2011 г.
Оглавление
Оглавление
Введение
Историярасизма
РасизмXIX века и попытки его научного обоснования
Современнаяистория расизма
Теоретикирасизма
Биологическиепричины проявления расизма
Социальныепричины проявления расизма
Психологическиепричины проявления расизма
Заключение
Списоклитературы
Введение
Несмотряна то, что открытое проявление расизм является в большинстве стран уголовнонаказуемым, сложно признать, что это обеспечивает достаточно надежную защиту отего проявлений.
Вданном реферате делается попытка посмотреть на проблему расизма с различныхточек зрения, потому что однозначно видно, что, несмотря на полноеподтверждение ненаучности расистских теорий, идеи расизма и национализмапродолжают активно жить в современном обществе.
Такимобразом, предлагается посмотреть на проблемы расизма с нескольких точек зрения,отдельно выделяя сферы распространения и проявлений расизма:
·  Расизмкак проявление политических интересов стран или отдельных лиц.
·  Расизмкак способ обоснования и оправдания интервенции на территории другихгосударств.
·  Социальныйрасизм, который проявляется шире проблемы цвета кожи и находит свое выражение вгосподстве одной группы людей над другими.
·  Психологическийрасизм. В данном случае речь пойдет о попытке выделить причины проявлениярасизма на основе рассмотрения ситуации с отдельным индивидом, исходя изпсихоаналитической теории.
ВМеждународной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расизмобозначен как:
Любоеразличие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признакахрасы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения,имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использованияили осуществления на равных началах прав человека и основных свобод вполитической, экономической, социальной, культурной или любых других областяхобщественной жизни.
Мировоесообщество, ООН осуждают расизм как грубое нарушение всеобщих и фундаментальныхправ человека, требуют от всех стран активной борьбы за искоренение расизма.Весомая деколорация прав человека 1948 г., Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г., Декларация о расе и расовых предрассудках 1978 г. и др.
Расизм- это идеология, которая использует внешние отличия в качестве основной причиныдля отказа в равном отношении к членам другой группы на основании научных,биологических или моральных характеристик, считают их отличающимися от своейсобственной группы и изначально нижестоящими. Раньше расизмом считалось толькопроявление негативного отношения белых к чернокожим, однако международныедокументы второй половины ХХ века называют расовой дискриминацию не только поцвету кожи, но и по родовому, национальному или этническому происхождению.
Расыв свою очередь, понимаются как исторически сложившиеся территориальные группылюдей связанные единством происхождения, которое выражается в общихнаследственных, морфологических и физиологических признаках, варьирующихся вопределенных пределах.
Естьверсия, что слово раса — арабского происхождения, оно означает: голова, начало,корень. Итальянское происхождение слова раса означает: племя.
Такимобразом, проблему уже невозможно понимать расизм только как проблему разныхцветов кожи. Расизм необходимо рассматривать более широко как проблемусоциальную и психологическую. Внутри одной страны, внутри одного этноса,этнической группы могут существовать специфические формы расизма, такназываемого социального расизма. Это когда малообеспеченное и малообразованноенаселение, например, крестьяне, испытывают ущемление их достоинства и прав,неадекватной оплаты труда на вполне официальном уровне. Это особенно характернодля стран третьего мира, и это представляет собой одну из форм современногорабства.
История расизма
Всредние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью»призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначальногонакопления капитала (16—18 вв.), когда европейские государства впервыезахватили колонии, расизм служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто иобоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов ЮжнойАзии, Австралии и Океании.
Вэпоху рабства расизм обслуживал интересы рабовладельцев, доказывавших, чтоуравнение людей в правах противоречило бы самой природе, в которой царитнеравенство. В условиях феодального строя расизм принял форму догмата о голубойкрови у господствующей верхушки, якобы созданной самой природой длябезраздельной власти над судьбой земледельца.
Эпохакапитализма ознаменовалась новым расцветом расистских теорий, которые былипризваны служить теоретической базой насильственного захвата земель у коренныхнародов Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Непосредственная цель расизмавсегда заключалась в том, чтобы морально обезоружить жертву угнетения,уничтожить ее веру в свои силы, поселить в ней презрение к самой себе, внушитьей сознание законности ее бесправия и тем самым парализовать ее волю к борьбепротив своих угнетателей.
ВАмерике в 18-19 вв идет активная охота за скальпами индейцев, и согласноподобной расовой политике, в рассматриваемый период появляется ряд расовыхтеорий, которые, казалось, играли на руку колониальной политике Англии и другихевропейских стран, теорий превозносивших белую расу, и указывавших на факты ихинтеллектуального превосходства, на основании этих теорий и расцветало угнетениечернокожих рабов в Америке.
Красизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимостьоправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому — японскийрасизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны(например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всемидругими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, АкиямаКэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы всвоё время некоторыми ретивыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши,финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» отСкандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающиевеличие «избранного» богом народа — Израиля и т.д.
ВXVIII столетии, в рамках становящейся биологической науки, возникла теорияполигенеза — происхождения человечества от разных прародителей. И хотя этатеория достаточно скоро была опровергнута (Дарвином, в частности), попыткинаучного обоснования расизма предпринимались вплоть до конца XIX века.
Какиедоводы приводились в качестве оправдания необходимости расистских теорий?
1.Более высокий культурный уровень государства. Наличие большей социализованностии сложности общественного устройства.
2.Технически более совершенные предметы и орудия. Орудия труда и вооружение,средства передвижения.
3.Как следствие второго пункта, в качестве доказательства приводилась возможностьцивилизованными народами воздействовать на природу и окружающую среду.
В1923 году доктор Дж. Данстон, британский психиатр и член Комиссии по умственнойгигиене в Южной Америке, заявил: «Есть основания полагать, что аборигены, дажеиз самых лучших племен, скорее всего, относятся к расе, которая по умственномуразвитию является более низкой по сравнению с нашей…» «Аборигены «определяютвремя неточными способами, и, как правило, они не знают, каков их возраст исколько времени прошло. А в их танцах, которые они так любят, нет изящныхдвижений –важный психологический аспект, который следует тщательно изучить…».
«Мыможем доказать необходимость рабства, – рассуждал сенатор Джон Калхаун. –Африканцы не способны позаботиться о себе и полностью лишаются рассудка, когдана них обрушивается бремя свободы. Милосердным по отношению к ним будетпроявить заботу и защитить от умопомешательства»Расизм 19 века ипопытки его научного обоснования
Первыепопытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в.,это было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторыхчастей Азии. Идея всех первых расовых теорий: белая раса — самая полноценная.Позже появились желтый и черный расизм. Первыми расистами пропагандировавшимибелое превосходство были: Мортон, Петт, Гледдон.
Теория«естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьёзным первоисточником, накоторый ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следуетотметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевалраба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди,принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков,рабами становились бедные и незащищённые народы, которые были не в силахпротивостоять натиску завоевателей.
«Научное»объяснение использовалось для оправдания рабства в Соединенных Штатах. Еще в1797 году психиатр Бенджамин Раш, «отец американской психиатрии», заявил, чточёрный цвет кожи является результатом редкой, передающейся по наследствуболезни, называемой «негритянство», которая произошла от проказы. Рашутверждал, что единственным признаком исцеления является то, что кожа вновьстановится белой. Этот ярлык «болезни» послужил основанием для сегрегациичёрных (чтобы белые не могли «заразиться»).
17ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологическогообщества — первой антропологической организации в Англии. Президент обществаДжемс Гент выступил с докладом на тему Место негра в природе, в котором былиприведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причемнеграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы. Президентсочувственно цитировал самые бессмысленные мнения, если только они моглипослужить ему материалом против негрской расы. Генту удалось сплотить вокругсебя довольно значительную группу единомышленников среди членов общества и сотрудниковего печатного органа.
Впервом же томе мемуаров этого общества появились очерки истории антропологии,также направленные на обоснование расизма, написанные Бендишем, решительнымсторонником полигенизма. Прослеживая ход развития идей о происхождениичеловеческих рас, начиная с эпохи раннего средневековья, он заявляет, чтомоногенизм всегда был догмой церкви и что критические умы (Юлиан Отступник,Парацельс, Джордано Бруно), наоборот, всегда в этом вопросе отстаивали идею омножестве независимых центров происхождения различных рас человека.
Попыткаобоснования близости негра к обезьяне была сделана Лоуренсом еще в 1819 г., а энергичная защита полигенизма в Англии велась уже в 40-х годах Гамильтоном Смитом и в 50-х- Робертом Ноксом. Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силойвспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну спредложением свободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялсяи не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По советуизвестного в то время антрополога Мор-тона Калгоун составил ноту, адресованнуюАнглии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, таккак негры представляют собой якобы особую породу людей.
Выбитьиз них дьявола кнутом» – таково было рекомендованное «лечение» для умственного«расстройства» под названием drapetomania (от drapetes – «сбежавший раб» и mania– «сумасшествие» или «ненормальность»). Слово означало «неестественноестремление раба сбежать. Эта болезнь была «открыта» в Луизиане в 1851 году.
Большуюпомощь идеологам невольничества оказала ошибка голландского анатома Кампера,который еще в XVIII в. предложил рассматривать людей и животных в профиль иизмерять величину угла, который составляет профильная линия с горизонталью. Притаком сопоставлении оказалось, что у статуи Аполлона Бельведерского угол близокк прямому, у европейца на несколько градусов меньше, у негра еще меньше, уорангутангов немного меньше, чем у негра, у других животных угол очень мал.
Оченьбольшую поддержку сторонникам расовой теории оказал Луи Агассис, развившийтеорию о происхождении различных человеческих рас в восьми областях земногошара, соответствующих так называемым зоогеографическим провинциям. По понятиямтого времени это означало, что между человеческими расами полностью отсутствуетвсякая родственная связь, что они созданы независимо одна от другой и оченьглубоко отличаются по своим природным свойствам, как физическим, так идуховным.
Расизмпытается якобы бороться с догматизмом церкви, которая говорит о единствечеловеческих рас и их едином происхождении. Для реакционных антропологов серединыпрошлого столетия было безразлично, с кем действовать заодно и на когоопираться в борьбе за право преследования негров. Известно, что некоторые полигенистыиспользовали авторитет Библии, выражали надежду на поддержку идеи неравенствасо стороны главы римской церкви и в числе своих предшественников называли дажеимя Магомета, который учил, что бог сделал одних людей из черной глины, адругих – из белой.Современная историярасизма
Впервой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствииобострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами – приверженцамиосвобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политическиепозиции, рабовладельцы-плантаторы с южных штатов взяли на вооружениереакционные расовые теории. В самой выразительной форме их сформулировалиантрополог Мортон и его последователи Н. Нортон и Д. Глиддон. Так в 1844г.последние опубликовали книгу « Типы человечества», где проводили мысль опринадлежности негров к особому биологическому виду, близкого к человекоподобнымобезьянам.
Какпишет М. Калашников: « Уже в 1907 году был принят первый закон, сделавшийлегальной насильственную стерилизацию. Вскоре подобные же законы были приняты вбольшинстве штатов Америки, а потом и во многих странах Европы. Сами же операциипо стерилизации слабоумных, больных тяжелыми наследственными болезнями и простопотомственно бедных и небелых начались еще раньше. По оценкам видныхспециалистов евгеники, стерилизации в США подлежал каждый десятый, то есть поих планам, открыто публиковавшимся в евгенической прессе, около 14 миллионовчеловек должно было быть лишено способности и права иметь детей.
Вдругих странах, по их планам, этот процент был куда выше. Стерилизацииподлежали, по сути, все нации, признанные «неполноценными»: негры, индейцы,евреи, арабы и многие-многие другие. Все, кто не подходил под стандартизобретенной в начале века американскими специалистами (а вовсе не немецкиминацистами!) «Нордической» германской расы. Для недопущения подобных «выродков»в США принимались соответствующие иммиграционные законы, так же как и законы,запрещающие смешанные браки белых с «неполноценными».
Так,авторитетный деятель в области общественного образования Чарльз Боббит сетовалв своей статье «Практическая евгеника»:
«Вбылые славные времена кровь расы была чиста как горный источник… Ныне жепубличные школы и благотворительность снабжают «костылями» всех умственно инравственно отсталых, нарушая чистоту наследственности».
Стоитзаметить, что доктрины расовой чистоты и превосходства белой расы не былипросто идеями невежественных, несознательных масс. Это были тщательновыношенные идеи многих их самых респектабельных и высокообразованных людейАмерики, каждый из которых был экспертом в своей области и каждый обладалгромадным авторитетом.
Антропологиябыла использована для доказательства того, что все те явления, которые в действительностинеизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений насовременном историческом этапе (сосредоточение богатства в руках незначительногочисла собственников, борьба за колонии, безработица, сверхприбыли ничтожногоменьшинства и нищета и разорение миллионов трудящихся и пр.), суть якобыпроявления неизменных законов природы и наследственного неравенства людей. Теоретики расизма
ЖозефАртюр де Гобино (1816—1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде«О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всемиостальными, но и о том, что лишь определённый круг людей высшей расы являетсяеё истинным представителем. Он пытается обосновать право господствабиологически и генетически «предопределённой» арийской (белой) расы. В 1853 г. граф Гобино издал книгу «Опыт неравенства человеческих рас». Его поддержали биологи Геккель,Гальтон. Они пытались научно обосновать идею неравенства рас, но через годы ихисследования не выдерживали ни какой критики и повсеместно признавалисьбезосновательными, недоказуемыми и псевдонаучными.
Важеде Ляпуж (1854—1936), крупный французский расист, пытался доказать, что упредставителей высших классов общества головной указатель меньше, чем у людейиз низших классов, имеющих более круглый, брахицефалический череп. Ляпуж дошёлдаже до утверждения, будто «брахицефалический череп является признакоминдивидов, которые не могут подняться выше варварства». Вопреки этомузаблуждению, статистика показывает, что умственно одарённые люди чаще всегоимеют крупную круглую голову и что брюнеты преобладают среди представителей такназываемого высшего класса.
ЛеБон, французский социолог. Написал книгу под названием «Психология народов имасс» в которой считал, что равенство противоречит естеству, а неравенство рас— объективный способ существования. Ле Бон пишет: «Белая раса генетически ифизиологически превосходит другие расы по умственным способностям, тонкоститеоретико-познавательного и ценностного отношения к миру, логическому мышлению.Желтая раса уступает белой на один порядок, коричневая на 2, американоидная на3, черная не способна без контроля белых вообще ни на что».
ХаустонСтюарт Чемберлен, англичанин, эмигрировавший в Германию после женитьбы надочери немецкого композитора Вагнера и развивший расистские идеи учения Гобинои Ляпужа, также обосновывается превосходство германской расы над другиминародами, однако он уже дал этим идеям существенное развитие, так какпредставил расовую теорию в более откровенном и агрессивном виде. Он выступилкак резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её отвсевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии,кто заложил «основы» теории рас и «евгеники» — «науке» о расовой чистоте исвоеобразных методах «селекции» людей, о чём позже говорил своеобразный учёный Дарре:«Как мы возродили ганноверскую лошадь, отбирая породистых жеребцов и кобыл, такмы возродим чистый тип северного германца путём обязательного скрещивания втечение ряда поколений».
Мальтус(1766–1834), английский экономист, один из родоначальников социал-дарвинизма,евгенического расизма, автора «Трактата о законе народонаселения» (1798), в которомразвивается взгляд о необходимости уничтожения государственной помощи бедным ио том, что голод и нищета масс зависят якобы не от социального строя, а от чрезмернобыстрого размножения бедняков. Эта «теория», оправдывающая гибель миллионовлюдей угнетенных классов и народов, получила заслуженную оценку у классиков марксизма,охарактеризовавших ее как проявление глубочайшей низости мысли. Связь Мальтусас социал-дарвинизмом наиболее отчетлива там, где он заявляет, что бедность ипорок сами как бы автоматически препятствуют чрезмерному размножениюнародонаселения (элиминация «неприспособленных»). Связь Мальтуса с евгеникой проявляетсяв рекомендуемых им предупредительных мерах, которые должны ограничить размножениенеимущих слоев народа.
ИосифЕгорович Деникер (1852 — 1918), русский расовый теоретик. Ссылки на егоосновную работу 1900 года «Человеческие расы» можно без труда встретить вомногих советских академических работах по антропологии. Один из ведущих расовыхтеоретиков Веймарской Германии, а затем и Третьего Рейха Ганс Ф. К. Гюнтер всвоей фундаментальной работе «Нордическое мировоззрение» открыто признавал, чтоназвание базовой части немецкой расовой доктрины «впервые ввел русский расовыйтеоретик Деникер».
КарлРёзе, расист, выпустил в 1905-06 гг. книгу «Европейская расология». Его вывод:«Нордическая расовая составляющая немецкого народа является главнойносительницей его духовной силы».
ФрэнсисГальтон, (1822 — 1911), английский психолог и антрополог. Анализируя факторынаследственности, пришёл к выводу о необходимости создания евгеники.Ограниченность психологических взглядов проявилась в его представлениях опредопределённости интеллектуальных достижений человека его генетическимиресурсами, а политическая реакционность — в попытке представить народные массыбиологически неполноценными.
АльфредПлётц, выпустил в 1895 г. книгу «Основы расовой гигиены», переработавший идеи«отца евгеники» Фрэнсиса Гальтона (1822-1911). Плётц основал в 1904 г. «Архив расовой и общественной биологии», а в 1905 году – Немецкое и Международное обществорасовой гигиены. Он писал тогда: «Мы должны чувствовать себя рыцарями жизни,прекрасной и мощной жизни, из которой возникает все земное счастье ипобедоносное устремление которой ввысь только и дает нам надежды на будущее, назолотой век, который люди относили в прошлое».Биологические причиныпроявления расизма
Рядэтологов, таких как Дольник В. Р., указывали на биологическуюдетерминированность ксенофобии человека.
Уживотных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни,проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическаяцелесообразность такого поведения — запрет на образование смешанных пар. Такимобразом, принимая идею об эволюции человека от животного мира, можно допуститьсуществование ксенофобии оставшихся в психике современного человека ипроявляющих себя в виде расизма.
Определенныенастроения симпатии и антипатии к представителям другой популяции находят своеотражение в ряде примеров. К ним, например, относятся эффекты симпатии «кдальнему и к чужому», пока чужаки в данной популяции появляются единицами и ещёне образуют обособленных групп. Если количество возрастает, то появляется уженациональная ненависть, вырастающая из межгрупповой конкуренции. Вспомнимтёплые чувства к неграм во время Фестиваля молодёжи и студентов в Москве 1957 г., от которых появилось немало «цветных» детей. Сходные явления, так называемые «феноменыредких самцов» присущи большинству видов животных.
Такимобразом, можно говорить о ряде феноменов, которые человек, возможно,унаследовал от животных, хотя это, безусловно, не может служить объяснениемрасизма как общественного явления. Данные биологические феномены могут бытьрассмотрены как дополнительные причины повышения уровня расизма и ксенофобии,действующие наряду с более сильными факторами – социальными и психологическими.Социальные причиныпроявления расизма
Основнойиз социальных причин расизма является, безусловно, «веймарский синдром». Этоэкономический спад, который отбрасывает в бедность именно тех, кто в другойситуации был бы стержнем среднего класса — лавочников, обслуживающую ихинтеллигенцию, вообще всех живущих частной практикой, а не трудом, на доход, ане на зарплату, до охранника на рынке и частного репетитора включительно. Этилюди как раз становятся источником и одновременно питательной средой расистских,фашистских, ксенофобских и националистических настроений.
Экономическийкризис в странах, часто сочетается с политической катастрофой (ГДР — 1989, СССР- 1991 годы) или с военным поражением, как в Германии в 1919 году. Но впринципе для провоцирования национализма и расизма это не обязательно: вКоста-Рике без всякой войны приток гастарбайтеров из Никарагуа в годылиберальных реформ вызвал резкий рост ксенофобии по отношению к ним.
ВГермании и в Японии после 1945 года при долго сохраняющейся популярностифашистских и расистских идей у взрослого населения удалось не допуститьорганизации нацистов, так как экономический кризис быстро перешёл в рост. Тогдакак, по данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправыхэкстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на треть — с примерно 20 тысяч до30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падениемуровня жизни из-за мирового финансового кризиса.
Тенешуточные усилия, которые прикладывает американское общество, чтобы удерживатьдаже современный уровень политкорректности, существующей в основном на словах,показывает органичность национализма и расизма во всяком обществе, построенномна собственности, конкуренции и рынке. Дело в том, что все чувства, связанные ссоответствующими ценностями, в психологическом отношении тождественны чувствам,питающим национализм, расизм и ксенофобию, и отличаются только отсутствиемфетишизма, жёсткой привязанностью к специфическому облику «чужого». «Чужой» — потенциальный объект приложения неприязни и дискриминации в капиталистическомобществе – это твой сегодняшний конкурент, не обязательно «чёрный» или«цветной».
Такимобразом, хорошей средой для развития расизма в обществе является экономическиепроблемы и приток в страну дополнительных эмигрантов, составляющих в условияхкапиталистического общества, дополнительную конкуренцию для основной категорииграждан в стране. Это способствует появлению расистского/ксенофобского мифа –что все беды, проблемы и неурядицы от «чужих», и что чужие «безусловно хуже», иэто «хуже» оправдывает их унижение, даже предписывает его («мы» же – «свои» — «лучше»).
Облик«Чужого» фокусирует чувства ненависти, страха и превосходства, направляет их поцели – людям иной национальности. Чтобы выжить и преуспеть во враждебномокружении, эти Чужие поневоле становятся источником тех самых проблем, вкоторых их подозревали (преступность, коррупция, эксплуатация и пр.).
Ноэто не единственные возможные причины. Ряд западных социологов отмечаетприсутствие у большинства людей так называемого этноцида, который проявляется вотказе от примирения с отличиями в культуре, которые не совпадают с ритмами ихсобственной культуры. Это явление этноцентричности особенно характерно длястран с этнократическим режимом правления, где правящий этнос удерживает всеосновные должности и «высокие места» в стране.
Также,социологи отмечают большую значимость межгрупповой конкуренции. В рядепоставленных экспериментов Музаффара Шерифа было наглядно продемонстрировано,что всякая ситуация межгрупповой конкуренции немедленно вызывает сильную иустойчивую межгрупповую вражду. Например, в экспериментах, проводимых смальчиками-подростками, даже когда мальчики подбирались случайным образом, имежду ними не было никаких биологических, тем более расовых различий все равнообнаруживалась сильная межгрупповая конкуренция.
«Простогораспределения мальчиков по двум помещениям оказалось достаточно, чтобы …возбудить чувство «мы против них», а присвоение группам названий («Орлы» и«Гремучие змеи») усилило чувство соперничества. Мальчики стали принижатьдостижения другой группы и высмеивать её членов. Однако по-настоящему страстиразгорелись тогда, когда экспериментаторы ввели во взаимодействие мальчиковэлементы конкурентной деятельности. Охота за сокровищами, игра «хижина противхижины», перетягивание каната, атлетические состязания привели к появлениюобидных прозвищ и конфронтации… членов чужой команды обзывали «мошенниками»,«трусами» и «вонючками»… развешивались угрожающие надписи, обычным явлениемстали потасовки в столовой».
Раз,возникнув вследствие конкуренции, межгрупповая вражда немедленно связывалась слюбыми деталями внешнего облика членов обоих команд, даже самые случайныепризнаки подростки постоянно пытались переосмысливать как групповые символы,«подходящие» для фокусировки вражды, пока не останавливаются на самомподходящем. Как только соответствующее означивание произошло, индивидуальныеличности с той, а во многом и с «этой» стороны полностью исчезают засоответствующим символом.
Послевышеописанных опытов Музаффар Шериф с соавт. (Sherif et al., 1961) смоделировалсерию ситуаций, когда межгрупповое сотрудничество – обязательное условие общейпользы, а межгрупповая конкуренция принесёт один вред. Так, во времяпродолжающейся весь день экскурсии было «обнаружено», что застрял в канавеединственный грузовик, на котором возможно привести продукты, и его всемнеобходимо толкать. В другой раз был организован перерыв в снабжении лагеряводой, поступающей из отдалённого резервуара, и всем вместе нужно быловосстанавливать трубопровод и т.п. Шериф отмечает, что решающую роль впрекращении вражды сыграло навязывание группам общих целей (Sherif et al.,1961). Собственно, поэтому в советском обществе мы были избавлены от ксенофобиии расизма.
расизм право человек этносПсихологическиепричины проявления расизма
Наличиеобъективных социологических причин возникновения ненависти, вражды к другимэтносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разныелюди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говоритьо наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих егосклонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.
Психикаустроена таким образом, что для того, чтобы уважать себя, чувствовать себяспокойно и достойно, большинство людей вынуждено не замечать некоторую частьсвоих свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которыеобладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традициианалитической психологии принято называть «тенью».
Незамечая собственные неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят ихвнешние объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «людизлы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «онменя ненавидит».
Психическиймеханизм здесь следующий: психика, как правило, распространяет себя и своисвойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек«естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемыйдальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я нетакой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следуетвытеснение — в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человекпродолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.
«Примитивнаяличность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует какпримитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, посколькуего сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшиеконфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечточуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцыстановятся жертвами теневой проекции.
Встране объектами теневой проекции становятся национальные меньшинства.Очевидно, что благодаря расовым и этническим особенностям, и тем более приналичии иного цвета кожи, национальные меньшинства наиболее подходят длятеневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемынациональных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный.Однако все варианты имеют одну общую особенность—раскол в структуреколлективной психики.
Рольчужаков, которую в прежнее время выполняли военнопленные и потерпвшиекораблекрушение мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один итот же принцип определяет отношение к религиозным меньшинствам во всех религиях»(Эрих Нойман).
«Чужаккак объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психическойэнергетике. Тень — чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная,противоположная точка зрения, оказывающая губительное воздействие на нашусознательную установку и чувство безопасности — может быть экстериоризирована изатем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагаминарода по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями,уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национальногомировоззрения» (Нойман).
Действиятакого человека является неосознаваемыми. До сих пор проблема Тени проявляетсебя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, накоторые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер,озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специальногообразования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртогокласса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показалирезультат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценкипрогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык«умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числашкольников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственноотсталых, их 32%.
Сточки зрения аналитической психологии «Коллектив будет стремиться к своемуосвобождению с помощью «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувствовины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления всознании».
Например,в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германиянаконец-то сможет восстановить былое величие, которое было потеряно врезультате проигрыша в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших,что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущуюсудьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5%территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек,из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% еепроизводственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железнойруды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почтивесь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожныхвагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальнаякомиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию насумму 20 млрд. золотых марок.
Нопри всей тяжести экономических последствий Версальского договора не ониповлияли на дальнейшую судьбу Веймарской республики, а то, что в Германиивозобладало чувство унижения, которое способствовало появлению настроенийнационализма и реваншизма. В Версале британский премьер-министр Д. Ллойд Джорджпророчески заявил, что главная опасность заключаемого договора в том, что «мытолкаем массы в объятия экстремистов».
«Любаявойна может состояться только при условии превращения врага в носителя теневойпроекции. Поэтому страсть и радость участия в военном конфликте, без которыхневозможно заставить ни одного человека участвовать в войне, проистекают изудовлетворения потребностей бессознательной теневой стороны. Войны служаткоррелятом старой этики, поскольку в них зримо проявляется активизациябессознательной, теневой стороны коллектива» (Нойман).

Заключение
Каквидно из приведенных материалов, проблема расизма более сложна, нежели проблемабиологическая и антропологическая, и выходит за пределы политического илиэкономического факторов.
Несмотряна то, что научная попытка обоснования расизма показала свою полнуюнесостоятельность, расизм не перестал существовать. Причина этого в социальныхи психологических свойствах как отдельного индивида, так и групп, на которыедействуют механизмы, способствующие конкуренции, а затем и вражде междуразличными группами.
Появлениерасизма в обществе основывается на ряде причин, одними из которых являетсяментальность данного этноса, другими – экономические факторы и уровень жизни вгосударстве. Также большое значение имеют социальные факторы низкого уровнякультуры и осознанности граждан страны, являющиеся дополнительнымикатализаторами расизма.
Темне менее, это позволяет утверждать, что проблема расизма может бытьскомпенсирована и достаточно успешно решена при комплексном подходегосударственных структур и средств управления, учитывающих все влияющие факторы.
Библиография
1. А.Цветков: «Борьба с расизмом и ксенофобией. Расизм: где начало и когда будетконец?» / Спектр Развития № 1, 2002
2. Н.Г.Скворцов: «Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива»/ Журнал социологии и социальной антропологии т.1, вып.1, 1998
3. В.Тишков: «Суды для экстремистов и амнистия для мигрантов»
4. С.А.Токарев «Биологические течения в этнографии. Расизм»
5. А.Фрадкин: «Наука и религия: мнимые противоречия»
6. Г.Сейталиева: «Становление человечества: Введение в социальную антропологию»
7. ЧалдиниДж., 2006. Психология влияния. СПб, Питер. Серия «Мастера психологии». 288 с.
8. Германияпосле Версальского договора, www.world-history.ru/countries_about/2244.html
9. ЭрихНойман, Психология и новая этика.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.