Реферат по предмету "Социология"


Развитие российской социологии

/>СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИВ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙСОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
 
Понятие«российская социология» не совсем привычное понятие для нас, так как мыпривыкли, что социология – это, конечно же, только в Европе и США. Да, возниклаона на Западе, основоположником является О. Конт. Интерес к учению Конта вРоссии возник немного позже, российские социологи того времени дали свою оценкуэтой теории. Социология данного периода получила развитие и приобрела своиособенные черты, стала идти по своему направлению, оставила после себябогатейшее наследие.
АктуальностьДанной работы заключается в том, что социология в настоящее время занимаетведущее место среди других наук. Знание истории возникновения этой науки вРоссии необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процессстановления.
Цельработы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период.
/>Задачи:
1.        Охарактеризоватьразвитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся в то времяэкономической и политической ситуацией
2.        Описать основныенаправления в развитии науки
3.        Рассмотретьосновные идеи социологии
Рассматривалиэту тему в своих работах такие известные социологи, как Б. А. Кистяковский, Н.И. Кареев, А. А. Галактионов, И. А. Голосенко, Г. Я. Миненков и другие.
Даннаяработа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
 
/>1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИСЕРЕДИНЫ XIX– НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
60-егоды XIX века, времена правления Александра III, начинаются великие реформы. Этиреформы были вынужденными, их диктовал ход экономического развития. Обществобыло почти готово к решительным действиям, что признавал даже новый царьАлександр II. Борьба вокруг готовящейся реформыпо поводу меры уступок крестьянам и величины потерь землевладельцев – помещиковпривела к чёткой поляризации общественных сил. Из западничества выделиласьреволюционная демократия во главе с Чернышевским, другая часть западниковсместилась в сторону либерализма. В это время в русском обществоведениисложилась такая ситуация, когда часть конкретных социальных наук – история,этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достиглиизвестных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобальногометодологического осмысления материала. Философия оказалась парализованнойсобственными трудностями. В этих условиях возникла потребность в новойобобщающей общественной науке – социологии.
1860-1890-егоды считаются первым этапом развития социологии, её можно назвать стадиейвозникновения «новой науки» [2, с. 34].В это время в России сталараспространяться идея о необходимости новой науки, которая бы изучалаобщественные явления. Инициатором этой идеи выступил О. Конт – основоположникпозитивной философии, его идеи упоминались уже в 40-50-е гг., но особогорезонанса они не имели… До 60-х гг. знакомство с идеологией Конта быловозможно лишь в кружке Белинского. Чернышевский был самым крупным социологом вРоссии до возникновения в ней социологии. Публицистика (журналы), философия,социология, экономические науки, художественная литература, несмотря нацензурные нормы, давала значительно богатое, чем в 50-60-е гг., разнообразиешкол, направлений, концепций. В печати обсуждаются всевозможные «социальныевопросы»: рабочий, земледельческий, национальный, женский. Широкая популяризацияпозитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят работы Лаврова (первогорусского писателя по социологии), в 1865 году появляются статьи о Конте и егофилософии в журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки».На рубеже 60-70-х гг. появляются первые собственно социологические работыЛаврова.
Именнона этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусеновой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположныхнаправлений – объективного и субъективного. Источником этих направлений сталиидеи Конта.
Вкачестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова,Михайловского, Южакова, Стронина.
Направлениемсоциологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства –наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялисьстуденческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий вдуховной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизмсначала не принимается в революционной среде, затем быстро находитпоследователей в рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего умолодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.
Второйэтап в развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать«теоретико-методологическая критика» [2, с. 36]. В это время утверждаетсямнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственныйпредмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинаетсяпреподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультетынаталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.
Темне менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся ииздаются практически все работы ведущих западных социологов. Российскиесоциологи активно участвуют в работе Международного института социологии. ВПариже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательнымпредметом была социология. В школе преподавали и западные и российскиесоциологи, но школа по праву была оценена как первая модель российскогосоциологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованиюправительства России школа была закрыта.
Напередний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания.В это время утверждается экономический материализм в двух вариантах:ортодоксальный марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).
Третьимэтапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социологиячётко определяет свой предмет и самоё себя как общую теорию социального.
Отличительнаячерта российской социологии – её влияние на общественную и политическую жизнь.
Длястановления социологии стимулирующим фактором оказалось усложнение социальнойструктуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформыпочти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализмувеличил и дифференцировал состав населения города, создал массу новыхпрофессий, способствовал ломке старых культурных стандартов.
Всёэто вызвало интерес к социальным проблемам. Россия не только подарила мирутермин «интеллигенция», но первые теоретические формы самосознания этого слоя,вырастающего на разработке ряда социологических проблем — роли интеллигенции вобщественных процессах, идей общественного долга, соотношения «толпы и героя».
Ужепервые историки русской социологии заметили, что главные теоретическиедостижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос:«Что считать наиболее важным для блага народа?». Своё стремление помочьугнетённому народу русские интеллигенты переносили в писательскую иисследовательскую деятельность, не очень их разграничивая. Отсюдапублицистичность социологической литературы в России, её подчёркнутаягуманистическая ориентация, совпадающая с литературной ориентацией настрадающего человека. Русская реалистическая литература этого периода жадновпитывала социальную проблематику. Распространению и оформлению социологиимешали многие патриархально-традиционные элементы старого общества и культуры,прежде всего это вражда с царской администрацией.
Впору крепостного права верхи сознательно вытравляли из печати любые возможностиобсуждения социально-политических проблем. После реформы растут социальныеслои, с мнением которых приходилось считаться. Кроме этого мешали предрассудкинекоторых учёных в отношении новой дисциплины, особенно в старыхуниверситетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения.Недоброжелательство ломалось очень медленно.
НачалоXX века является самым сложным периодомв истории русской социологии. На первый план выдвигался русский пролетариат, иоттеснялась на второй буржуазия, полный крах потерпела дворянско-буржуазнаяинтеллигенция. Реформа привела к разложению общины, росту кулачества и кусилению крестьянского недовольства. Рабочий класс, организованный ируководимый социал-демократами, преодолел двоевластие. Период совпал вкультурном отношении с Серебряным веком.
Возникает«новое религиозное сознание» и соответствующие философско-социологическиеконцепции Струве, Булгакова, Бердяева. В это время реставрируется либеральноенародничество во главе с Коревым. Самым распространённым является марксистскоеучение.
Вэто время начинается повсеместное признание социологии, и постепенносоциологическая точка зрения стала широко использоваться в истории,правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.
Национальнаямысль шла в русле мировой социологической мысли. Главное в развитии социологиив России – это её позитивизм. Второй особенностью русской социологии былообсуждение проблем динамики (эволюции, прогресса), их последовательности.Третья тема русской социологии – социальная структура и социальное поведение.
Историюсоциологии можно представить как совокупность индивидуальных вкладов,обусловленных личностными особенностями исследователей, имеющими особое значениев социальном познании. В эволюции российской социологии можно выделить трипериода, которые совпадают с вышеописанными и выражаются синтетической,аналитической и аналитико-синтетической ориентацией исследований.
Запериод с 60-х годов XIXвека по 20-е годы XX века российскаясоциология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа,сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимостьинтеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, ана основе принципа их дополнительности, коммуникации.
СоциологияРоссии приобрела, таким образом, твёрдую почву для перехода на качественноновый этап. Русская социология выглядела не хуже западноевропейской иамериканской. У неё было собственное лицо: были оригинальные разработки,обнаруживающие идейную перекличку с национальными социологиями других стран,было у ней и творческое стимулирование мировой социологии./> 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИРОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
 
/>Народническое
Народничествовозникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления былопреобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств,развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остроставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма встране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостническихпережитков в стране, требуя их уничтожения
Русскоенародничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалосьреволюционное народничество, а в XX веке– религиозное.
Повопросам тактики народничество делилось на три направления:
а)народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,
б)народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в)народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандистысчитали, что важной предпосылкой революции в России является необходимостьпредварительной разработки революционных принципов, революционных идей ипропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.
Лавровсчитается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятиемон ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержаниеисторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущиесилы и критерии.
Народники-заговорщики,или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали наменьшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие изахватить политическую власть в свои руки.
Ткачев– виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своегореволюционного пути он был связан с наиболее радикальными группировкаминародников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкойреволюции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу,подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существеннойчастью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков вобщественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционнойломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития обществапостепенно назревает потребность преобразований.
Народники-анархистысчитали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Ониговорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт,отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины,связанные договорными условиями.
Бакунин,в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать к бунту.Какого бы философского вопроса не касался Бакунин, каждый раз он стремитсяповернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философиязанимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение – социология.Социология – это наука «об общих законах», управляющих развитием человеческогообщества, её он считал высшей из наукгалактионов, с.285].
Революционноенародничество создало такую организацию, как «Земля и воля», которая в 1879году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный передел». Во главе «Народнойволи» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а воглаве «Чёрного передела» — Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с. 9].
/>Либеральное
Этонаправление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либеральногодвижения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическаяотсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружилинесостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянствоми буржуазией катастрофического положения страны [3, с. 25].
Представителемлиберального направления был Чичерин Б. Н. Свой вклад он внёс в такие науки,как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такиеработы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» идр.
Чичеринсвязывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистскаясоциология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономическийматериализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватомвсего предметного поля и очень тщательной аргументацией.
Своёмнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданскоеобщество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы бракаменяются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество –это совокупность частных отношений между лицами» [1, с. 160]. По его мнению,государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересови целей народов и призвано устранять общественные противоречия. ПродолжателямиЧичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.
/>Марксистское
Вовторой половине XIX века значительное влияние в Европеприобрела социально-философская и экономическая теория немецкого мыслителя К.Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга.Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключаласьв её социально-политической направленности на изменение типа общественногоустройства через структуры власти [Голосенко, с. 214Первым российским учёным,работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годахпоявляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова,засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.
Плеханов– один из авторитетов марксистской социологии, он опубликовал много работ,посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическаяконцепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, такихкак: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и др. Емупринадлежит заслуга социалистического обоснования необходимости веденияполитической борьбы рабочей партии для решения насущных социальных задачугнетённых классов, прежде всего рабочего класса. Основнымтеоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическоепонимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, какотдельной личности, так и больших социальных групп.
Воснове экономического материализма лежат следующие положения:
1)фундаментом и причиной всей социально-культурной жизни является экономическаяструктура,
2)исторический процесс должен объясняться из борьбы классов, происходящей напочве экономических отношений и интересов,
3)социальная эволюция совершается на основе объективных законов, независимых отволи и сознания индивидов,
4)капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.
Нарядус экономическим материализмов в 90-е годы возникает и «легальный марксизм», егосторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.
РаботыБердяева носят ярко выраженный социально-философский характер. Он определяетсодержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию кконкретным наукам, аналитическим; считает, что в задачу социологии и наук тогоже уровня не входит исследование общества как единого целого образования. Воснове общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм,консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны двапонимания общества и пути его развития: общество строится как природа или какдух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых вмировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массовогочеловека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.
/>Анархическое
Анархизм,как течение общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад внего внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин иП. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.
П.А. Кропоткин занимался теоретической разработкой анархизма. Он написал многосочинений различной направленности, но все они имеют выход на социологическиепроблемы. Главный социальный субъект, по его мнению, народ. Способомуничтожения государства является социальная революция. Общество, покончившее врезультате революции с частной собственностью, будет организовано на началахбезгосударственного анархического коммунизма или коллективизма. Кропоткинсчитал, что анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности.
Учёныйсчитал, что ключевая роль в обосновании современной философии и социологиипринадлежит позитивизму Конта. В духе нового мировоззрения должны бытьперестроены общественные науки, в том числе и социология. Основным вопросомсоциологии, по его мнению, был – «является ли жизнь в обществе средствомосвобождения личности или средством порабощения» [4, с.117]. Центральной проблемойсоциологии он считал проблему взаимопомощи
/>3.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
В 80-е годы XIX в. в />российской социологии наиболее активно развивались неокантианские,антипозитивистские />идеи — в трудах Б. А. Кистяковского, В.М.Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве. Начало XX в.связано в />российской социологии с утверждением неопозитивизма (А.С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-хгодов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал факт,неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальныхструктур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требуетэмпирических исследований, а с другой — теоретических обоснований, так каксамовычленение того или иного социального процесса или социального институтадолжно быть теоретически обосновано. Один из виднейших представителейнеопозитивизма П. А. Сорокин(1889-1968 гг.) оказал громадное влияние наразвитие всей социологии XX в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русскойсоциологической школы, Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполнесформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системесоциологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им вдальнейшем теории социальной стратификации и мобильности. До конца жизниСорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов,стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; еговлияние испытали создатели основных школсовременной социологии Т. Парсонс, Р.Мертон и др. Здесь он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясьпроследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновениесоциокультурной суперсистемы.
Сорокин выделяет тристадии — чувственную, умозрительную и идеалистическую — выступающиеодновременно как своеобразные парадигмы социокультурного существования,воспроизводящиеся в циклической эволюции суперсистемы. В поздних работахСорокина возрождаются на новом уровне в социологическом контексте идеиальтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности исолидарности, т. е. те />идеи, которые определяют этическуюнаправленность всей />российской социологии. Становлениесоциологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтациинемарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные,теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русскихсоциологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны(народники П. Л. Лавров и Н. К.Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве,эсер П. А. Сорокин и др.).Видными учеными и политиками была представленамарксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856-1918 гг.), В.И. Ленина (1870-1924гг.) А. А. Богданова (1873- 1928 гг.). С начала XX в. вРоссии интенсивно осуществлялась институционализация социологии. В 1901 г. вПариже М. М. Ковалевским была основана русская Высшая школа социальных наук, в1908 г. в Психоневрологическом институтебыла создана первая кафедра посоциологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К.М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе — секция по социологии. После Февральской революции в России вводятся ученыестепени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,появляются первые учебники по социологии. После Октябрьской революции вразвитии отечественной социологической школы еще некоторое время действовалаинерция мощного подъема, характерного для предшествующего периода. Однако кконцу 20-х годов доминирование в обществознании марксизма вылилось в егоузаконение в качестве единственно верной теории, что наряду с тотальнымигонениями социологов сделало окончательно невозможным существование социологиив России как официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнееобстоятельство, разумеется, не могло привести к полному прекращению развитиясоциологической мысли, однако существенно исказило процесс изучения социальныхтеорий. Официальный статус не утратила лишь статистика, но и она попала поджесточайший административный контроль. К концу 20-х годов XX в. заканчиваетсяклассический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты,определяемые в западном мире развитием общества массового потребления какспособа не допускать разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний,самый ошеломляющий кризис 1929 г. — великую экономическую депрессию, Запад ипринял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929-1930 годы такжестали переломными — годами утверждения культа личности, что исключаловозможность ведения официальных научных разработок в области социологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Вработе мы рассмотрели развитие российской социологии XIX –XX веков. В первой главе мы осветили вопрос развитияобщественной мысли в России данного периода. Было выявлено, что появлениесоциологии, как науки, это не случайный процесс. Необходимость появленияпредмета требовала данная ситуация в стране. Интерес к социологии появилсянемного позже, чем она возникла на Западе. Социология в своём развитии с 60-хгг. XIX века до 20-х гг. XX века прошла 3 тапа: первый с1860 по 1890 гг. – это стадия возникновения новой науки, основоположникомсоциологии в России считается П. Л. Лавров, второйэтап – с 1890 по 1900 гг.- это период теоретико-методологической критики. В этовремя утверждается мнение, сто социология одна из многих наук, имеющаясобственный предмет исследования и своеобразные задачи. Начинается преподаваниенауки в учебных заведениях. Третий этап – до10-20-х гг. XX века.
Развитиенауки шло до тех пор, пока она не достигла когнитивной зрелости. Временемпоявления новой науки считается период реформ. Для каждого периода развитиясоциологии характерны свои черты, свои представители. Во второйглаве мы рассмотрели основные направления в развитии российской социологии,раскрыли основные их черты и представителей.
Необходимоещё сделать вывод, что отличием русской социологии от было следующее:
1.        на протяжениивсей истории была включена в борьбу политических партий.
2.        существовала иразвивалась в составе философских учений.
3.        создала большоеколичество теорий
4.        устремлённость вбудущее.
/>СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Галактионов А. А.Русская социология XIX – XX веков: Учебник. – СПб.: Издательство«Лань», 2002. – 416 с.
2.        Голосенко И. А.,Еозловский В. В. Мстория русской социологии XIX – XX вв.М.: Онега, 1995. – 288 с.
3.        Китаев В. А. Отфронды к охранительству (из истории русской либеральной мысли 50-60-х годов XIX века). М., «Мысль», 2002. – 288 с.
4.        Миненков Г. Я.Введение в историю российской социологии /Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. –Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. – 343 с.
5.        Щипанов И. Я.Философия и социология русского народничества. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003.– 279 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.