Реферат по предмету "Социология"


Развитие гендерных исследований в США и Западной Европе

Министерство образования и науки Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет 
Факультет психологии и социальной работы
Реферат
 на тему
Развитие гендерных исследований в США и
Западной Европе
                                                      Исполнитель:
                                                     студентка 731 группы
                                                      _________С.В.Конакова
                                                     «___»__________2005 г.
Сыктывкар 2005
Введение
Для анализа возникновения и динамики изучения гендерных отношений  исполь­зуется подход социологии знания.«Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типымышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальныхкорней… Социология знания стремится понять мышление, его конкретные связи систорической и социальной ситуацией». Применяя этот тезис к гендернымисследованиям и исследованиям женщин, различают онтологи­ческие, политические, гносеологические и когнитивныефакторы развития этих иссле­дований. Онтологические факторы — этоповседневные практики внутри- и межполо­вых отношений, оформленных какконвенции гендерных контрактов. К политическим факторам мы причисляем опытженского движения, проблематизирующий гендерные отношения. Гносеологическиефакторы в данном случае понимаются как познаватель­ные установки анализагендерной проблематики. Когнитивные факторы включают в себя знание и рефлексиюгендерных отношений, связанные с участием в женском движении.
Как же «работают» эти факторы в западном контексте?Институционализация ис­следований женщин и гендерных исследований взападных обществах происходит на­чиная с 1970-х годов. Исследования развиваютсякак когнитивная практика женского движения второй волны, опираясь накритическое осмысление некоторой социальной теории. В результате происходитадаптирование макросоциальной теории к гендерной проблематике. Выделяют триисследовательских направления, развившихся в резуль­тате женского движения: 1)либеральный феминизм — полоролевой подход, 2) ради­кальный феминизм — исследования женщин и 3) конструктивизм — гендерные иссле­дования. Этинаправления развивались, сменяя и отрицая друг друга, и в настоящее времясосуществуют в рамках научного сообщества. Перейдем к рассмотрению каждого изнаправлений.
                                                                                Гендерные исследования на западе и США
Либеральный феминизм — полоролевойподход (sex-roletheory).
   Основной пафос этого подхода — в обеспечении равенства мужчин и женщин в публичной сфере. В он­тологическомсмысле либеральное направление женского движения проблематизировало гендерныйконтракт «домохозяйки», доминирующий в западном обществе. Конвен­циигендерного договора, предписывающего женщине роль домохозяйки, закрепляют такиепараметры ее положения, как отсутствие экономической независимости и само­стоятельногоисточника существования, выполнение материнской и супружеской роли в семье. Врезультате такой гендерной конвенции одинокие и бездетные женщины оказываются исключеннымии воспринимаются как девиации. При этом опыт белой замужней матери среднегокласса экстраполируется на другие категории женщин.
Такая гендерная онтология осмысливалась по-разному. Пожалуй, самой значи­тельнойна всех этапах развития феминизма стала работа С. де Бовуар «Второйпол» (1949), где была представлена экзистенциалистская трактовка различияполов и сфор­мулирован лозунг «женщиной не рождаются, женщинойстановятся». Однако в гегемонной социологической теории соответствующаяонтология отношений между полами была закреплена в структурном функционализме.Классик этого направления Т. Парсонс в 40-50-х годах выразил предписанныйстатус домашней хозяйки в американском обществе через концепцию полоролевогоразделения на примере семьи. Согласно его теории, женщина выполняетэкспрессивную роль в социальной системе, мужчина -инструментальную.Экспрессивная роль заключается в установлении внутренних отношений между семьейи другими социальными системами, инструментальная роль- это роль добытчика.
Хотя позиция Парсонса впоследствии была подвергнута критике, а затем ипол­ному забвению со стороны феминистской мысли, его анализ разделения половыхролей проясняет и подтверждает онтологические основания положения женщины взападном обществе накануне возникновения женского движения второй волны. Болеетого, сам полоролевой подход стал первой теорией, объясняющей функциональнообусловленное различие мужской и женской ролей в семье и обществе. Он позволилприменить понятия социализации, ролей и статусов к интерпретации различийположе­ния женщин и мужчин в обществе. В рамках этого подхода были выявленынапряже­ния половых ролей и сформулировано положение о кризисе американскойсемьи и, соответственно, мужественности и женственности.
Обратимся к политическим факторам, способствующим переформулированиюполоролевого подхода в теорию либерального феминизма. К концу 60-х годов сталооче­видно, что гендерный контракт домохозяйки неприемлем для женщин с высшимобра­зованием, а также для одиноких и незамужних. Именно они и сталиактивистками жен­ского движения в это время, требуя равенства в сфере политикии экономики.
 Либеральный феминизмрассматривается как вариант полоролевого подхода, пре­ломленного в опытеженского движения. Либеральные феминистки осмысливали поло­жение женщин врамках парсонсианства, формулируя тезис об угнетении женщин и мужчинпредписанными им традиционными ролями. Такая когнитивная установка вы­двинулаперед движением политическую задачу изменения ролей, в частности выхода женщиныза пределы роли домохозяйки. Вызов гендерным конвенциям контракта домохозяйкиподразумевал обширную программу социальных преобразований в сис­темеобразования, в производственной, политической и законодательных сферах. Все этиреформы направлены на обеспечение равных прав и возможностей женщин в публичноммире, на изменение гендерного контракта в сторону «равного статуса».
Эпистемологической установкой либерального феминизма стала ориентация нано­вое, «объективное» знание о женщинах (и мужчинах). Такое«истинное» знание пред­полагалось получить, сделав женщин«видимыми», т.е. включив их в качестве субъек­та и объекта познания.Данная методология стала называться «добавление женщин» (addingwomen). Включить женщин как субъект познания на данном этапе означалообеспечить фактическое присутствие их в научном сообществе. Включить как объект- означало сделать женский опыт предметом исследования. Для выполнения этойдвойственной стратегии в рамках либерального феминизма разрабатываются, с однойстороны, программы обеспечения женских квот на различных статусных по­зициях, ас другой — обсуждаются женская история, женская литература, женский труд, т.е.изучаются женщины.
Радикальный феминизм — исследования женщин (womenstudies)
   Главная идея этого направления заключается в том, что никакие правовыемеры не в силах унич­тожить патриархатные отношения между полами. Женщинаостанется угнетенной до тех пор, пока не будут осмыслены истинные основыпатриархата, заключенные в сфе­ре приватности и интимности. Сексуальность ирепродуктивные возможности интер­претируются как основа угнетения женщинынаряду с капиталистическими произ­водственными отношениями.
В онтологическом смысле радикальный феминизм продолжал традицию либераль­ного,далее проблематизируя контракт домохозяйки. Но в области практик и опы­товцентральными проблемами становятся особенности женского опыта: репродуктив­ного- рождения детей, заботы и воспитания, угнетения патриархатным обществом, опытастрадания и, наконец, совместной борьбы в женском движении и переосмысле­нияженской роли.
Политическим фактором этого исследовательского направления сталарадикальная ветвь женского движения марксистской и социалистической направленности.Относи­тельная депривация, актуализированная политическими возможностямимассового де-
 йствия, в группах гдемолодые женщины обсуждали свои, казалось
бы, личные проблемы — зависимость от партнера, оскорбление чувствасобственного достоинства, вынужденные аборты, фрустрации в сфере сексуальности,проблемы кон­такта и понимания с мужчинами. Таким образом, осуществляласьколлективная проблематизация исполняемых женских ролей. Их личное сталоинтерсубъективным, а зна­чит, и публичным. Через вербализацию и разделеннуюнеудовлетворенность обра­зовывалась женская коллективная идентичность«сестринства», которая должна была найти опору в некоей социальнойтеории угнетения.
Радикальные феминистки адаптировали марксистские и психоаналитическиекате­гории к анализу отношений полов. Центральной стала категория«патриархата» (уни­версальная политическая структура, наделяющаямужчин преимуществами за счет женщин, главными были вопросы угнетения женщин,власти, проблемы неравенства. Осмысление опыта женщин посредством такихкатегорий выступило в качестве когнитивной практики радикального женскогодвижения 70-х годов.
Радикальные феминистки строят свою методологию изучения гендерныхотношений. Они считают, что стратегия добавления женщин в науку не тольконедостаточна, но и оскорбительна. «Добавить женщину» — еще не значитизменить перспективу от­ношений между полами. Обычно такие «добавки»приводят к растворению женствен­ности в патриархатном дискурсе, к смещениюакцентов на фигуры подруг и спутниц мужчин-вождей. Новая область знанияинституционализируется под названием «исследования женщин» во всехсмыслах, альтернативных патриархату. Предметом этих исследований являетсясобственно женский опыт, специфика женского вообще, осмысление способовмужского господства и женского угнетения в обществе.
В сфере гносеологии данные исследования придерживаются так называемогопози­ционного подхода (standpointtheory). В соответствии сним истина об отношениях меж­ду полами может быть достигнута лишь теми, ктонаходится на общей позиции, раз­деляет женский опыт, рефлексирует его и имеетопыт участия в женском движении как в борьбе против патриархата. Основа истиныо полах — страдание и сопротивление женщин. Очевидна близость такого подходапозициям марксистской гносеологии, утверждавшей истинность пролетарского знанияв противовес буржуазной науке.
Социальный конструктивизм — гендерные исследования (genderstudies).
     Данный подход опирается на понимание гендера как социальносконструированного отношения неравенства по признаку пола. Он утверждаетконтекстуальную обусловленность гендерной культуры как научного и повседневногознания о ней. Сторонники дан­ного подхода обращают внимание на рольисследователя/исследовательницы как «социального конструкторазнания», на его/ее субъективность и предвзятость, на не­достижимостьистинного и неизменного знания. Символом веры становится множест­венностьженственности, мужественности и их отношений.
Феминистские исследования 90-х годов в числе прочего меняют название ичасто фигурируют под институциональным ярлыком гендерный подход.
Развитие исследований женщин на Западе привело к изменению подхода.Изучая женский опыт, исследовательницы вынуждены были усомниться в егоонтологической гомогенности, в правомерности тезиса о единой женской сути, обобъединяющем жен­щин сестринском опыте. Женские опыты различаются в разныхкультурах и со­циальных группах. Категория различия становится основной вопределении женст­венности. Различия задаются, прежде всего, через контекстывозраста, расы, класса и сексуальной ориентации. В каждом обществе присутствуетнесколько гендерных конт­рактов, и один из них является господствующим. Такомугосподствующему контракту соответствуют образцы гегемонной маскулинности идоминирующей феминности.
В процессе распространения курсов исследований женщин в 80-х годах взападных университетах обнаружилась нерелевантность созданных моделей опытуженщин -представительниц другой культуры. Цветные феминистки и феминисткинеевро­пейских стран сформулировали тезис об иерархии женщин и гегемониизападной модели феминизма. Этот факт признается и лидерами исследованийженщин. В связи с этим внимание сместилось к контекстам, определяющим различия(женского) опыта и его смыслов. В то же время развивается множество версийевропейской феминистской мысли — французская школа, итальянская, немецкая,британская, скандинавская и пр.
Итак, гносеология гендерных исследований сводится к конструктивизму,согласно которому в социально сконструированном мире не существует«женского» как при­родного и неизменного. Гендеров много, а знание — это когнитивная практика, т.е. в каждой конкретной ситуации нужноанализировать, кто изучал, что, когда и почему. Эта позиция отрицаетгранд-теорию женственности, но вместе с тем исходит из на­личия группового гендерногоопыта, например, черных женщин низшего класса или гомосексуалистов в Японии.Социальные и политические контексты, вводимые через пересечение категорий расы,класса и возраста, принципиальны для понимания гендер­ных отношений господстваи власти. Углубление идеи конструирования приводит в 90-х годах к включению вгендерный анализ проблем культуры и языка. Заключение
Таким образом, различение исследований женщин и гендерных исследованийна Западе отражает развитие и смену методологии феминистского подхода. Еслиструктурно-функциональный анализ стал познавательным инструментом либеральногофеминизма, то когнитивной практикой радикальной ветви женского движения сталимарксизм и психоанализ — теории, которые легли в основу исследования женщин. Вних подчеркивались отношения власти, неравенства, дискриминации, особенностиженского опыта, его отличия от мужского и необходимость его озвучивания иизучения.
Гендерные исследования началиинституциализироваться в 80-е годы в связи с развитиемсоциально-конструктивистского и постструктуралистского подхода, с однойстороны, и движения цветных феминисток — с другой. В центре их вниманиянаходятся механизмы создания и воспроизводства множественного гендерногонеравенства.
И исследования женщин, и гендерные исследования развиваются в русле феми­нистскойтрадиции. При этом часто «исследователи женщин» критикуют гендерныйподход именно на основании неприятия самоназвания. Согласно этой критике,измене­ние самоназвания исследовательского направления на «гендерныеисследования» оз­начает измену феминистскому движению, поскольку термин«гендер» в публичном дис­курсе воспринимается как менее радикальный иболее политически нейтральный, чем термины,«женщина», «феминизм» и«патриархат».Литература
1.Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории вРоссии и на Западе// Общественные науки и современность.2000.№4.С.5-10.
2.Здравомыслов,Темкина. Исследования женщин на Западе и в России// Общественные науки и современность.1999.№6. С.177-185.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Стрела" Зенона и типы процессов
Реферат Анализ рынка рекламы г Москвы
Реферат Through The Eyes Of A Tiger Essay
Реферат Индия. Расцвет империи Маурьев при Ашоке
Реферат Экономика переходного периода в России
Реферат An Author And His Work A
Реферат Вплив наркотичних речовин на організм людини в умовах техногенного забрудненя території
Реферат Особливості організації роботи з 6-річними першокласниками
Реферат Разработка оборудования для уплотнения балластной призмы
Реферат Ремесло Киевской Руси
Реферат Краткое содержание Пятнадцатилетний капитан Жюль Верн
Реферат Технические средства сокращения потерь нефтепродуктов от испарения из резервуаров
Реферат Певец возвышенной любви по повестям Куприна Гранатовый браслет , Олеся , Суламифь
Реферат Задачи по авиации
Реферат Изменение и расторжение гражданско-правового договора 2