Реферат по предмету "Социология"


Профессиональная адаптация военнослужащих уволенных в запас и членов их семей

--PAGE_BREAK--
2.                 Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас Трудности адаптации военнослужащих приводят к необходимости создания целого комплекса мер по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и психологической поддержке военнослужащих, зачастую возникает вопрос о необходимости медицинской реабилитации.
Сложности адаптационного периода способствуют обострению семейных конфликтов и распаду семей, что предопределяет необходимость комплексной работы и с членами семей военнослужащих, увольняемых в запас.
Значительное влияние на адаптационные процессы, возникающие после увольнения в запас кадровых военнослужащих и в их семьях, оказывают вопросы социальной защищенности.
Социальная защищенность отражает полноту и степень реализации важнейших социальных прав и гарантий различных категорий военнослужащих и членов их семей, позволяющих им удовлетворить необходимые материальные и духовные потребности, компенсирующих ограничения и лишения военной службы.
Таким образом, степень гарантий прав, льгот и свобод  для кадровых военнослужащих, уволенных в запас, определяется:
–                   уровнем их обеспеченности материальными и духовными благами, всеми предусмотренными льготами, компенсирующими трудности, испытанные за время военной службы;
–                   наличием нормальных социально-бытовых условий для проживания, трудоустройства; возможностью заниматься самообразованием, воспитанием детей, повышением своего культурного уровня;
–                   защитой от несправедливости, произвола чиновников.
Социальная защищенность граждан, уволенных с действительной военной службы в запас или отставку, заключается, с одной стороны, в наиболее полной реализации социальных прав и свобод, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законами всем гражданам, а с другой стороны, в реализации специальных прав и гарантий, предоставляемых за многолетнюю службу в вооруженных силах, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, неблагоприятными бытовыми условиями для жизни семей и т.д.
Увольняемые в запас военнослужащие – как правило, трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами. Они могут эффективно трудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российской экономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости. Данной категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Такой подход должен предусматривать:
–                   во-первых, организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения;
–                   во-вторых, содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест;
–                   в-третьих, повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.

3.                 Проблемы профессиональной адаптации  (по результатам социологических исследований) В 2005 году на территории России проводились социологические исследования среди военнослужащих, обратившихся за помощью в трудоустройстве в службу занятости. Целью проводимых социологических исследований является изучение проблемы потребности в профессиональном обучении, профориентации и вопросах занятости военнослужащих, уволенных в запас и желающих работать.
Исследовались факторы, определяющие конкурентоспособность военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей на рынке труда, в том числе уровень их образования, наличие гражданской специальности, предпочтительная сфера деятельности, потребность в профессиональной переподготовке, уровень профессиональной переподготовки, привлекательность предпринимательской деятельности, степень информированности о ситуации на рынке труда, потребность в профессиональных консультациях специалистов службы занятости и психологической помощи.
Предварительный анализ материалов посвящен проблемам занятости военнослужащих и членов их семей. Он позволяет выдвинуть гипотезу, что основными проблемами данной категории людей являются отсутствие гражданской специальности, а также невозможность ее получения из-за удаленности воинских частей от учебных центров.
Социологическое исследование проводилось с помощью анкеты, которая состоит из следующих блоков.
1. Социальный статус респондента. Данный блок выясняет образовательный, профессиональный статус опрашиваемого, наличие гражданской профессии. Здесь определяется имеющееся образование, информированность респондента о трудоустройстве и предпочитаемая сфера деятельности на данный момент, а также профессия, которую респондент желал бы получить в результате переподготовки, тип предприятия, на котором он хотел бы работать, отношение респондента к предпринимательской деятельности.
2. Социальный статус членов семьи военнослужащих. Этот блок определяет количество трудоспособных членов семьи, их профессиональный уровень, потребности членов семьи в трудоустройстве и профессиональной переподготовке.
3.Информированность респондентов о ситуации на рынке труда, перспективах трудоустройства; возможности переобучения и трудоустройства. Изучает самооценку психологического состояния военнослужащих, потребность в консультациях специалистов по вопросам занятости.
4. Демографический блок выясняет: а) пол; б) возраст; в) образование; г) звание, должность, выслуга; д) наличие жилой площади и место планируемого проживания после увольнения из армии.
3.1.         Социально-профессиональный статус военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей По результатам социологических исследований можно отметить, что в условиях современного рынка труда военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей можно выделить как обособленную группу, нуждающуюся в помощи при трудоустройстве и профессиональной переподготовке. В анкетировании, проводимом в июне – июле, респондентами стали военные, служившие в звании старшин и сержантов (38 %), старших офицеров (37 %), младших офицеров (14 %) и прапорщиков (11 %). В проведении второго опроса принимали участие: высший командный состав частей (заместитель командира части по технике и вооружению, начальники служб, начальник штаба), средний командный состав (начальники групп, старшие офицеры, старшие летчики, заместители командиров взвода), а также рядовые офицеры (механики, радиомеханики, летчики, фельдшеры, преподаватели). Были опрошены мужчины в возрасте от 35 до 55 лет (93,1 %) и женщины от 25 до 40 лет (6,1 %). Подавляющее большинство имеют высшее военное образование (78,3 %) и среднее специальное (11,7 %). Респонденты имеют различные воинские звания: подполковник (24,4 %), майор (28 %), капитан (26,8 %), старший лейтенант (11 %). Многие прослужили от 20 (13,7 %) до 25 лет (32,8 %). Планируемый регион для проживания после увольнения из армии – Центральная России (62 %), Западная Сибирь (25 %) и Дальний Восток (13 %). Имеют жилую площадь для дальнейшего проживания в указанных регионах 82,6 % военнослужащих, имеют отдельную квартиру или дом 56 %, жилую площадь у родственников – 22 %, комнату в общежитии – 13 %. При этом 35 % бывших военнослужащих готовы ради получения квартиры поменять место жительства.
Главными причинами увольнения для респондентов по результатам первого опроса было сокращение штатов (65 %) и окончание срока контракта (20 %). В настоящее время пенсию не получают 80 % уволенных в запас. Для бывших военнослужащих, участвовавших во втором опросе, доминирующей причиной увольнения является сокращение (74 %), а у членов семей военнослужащих их две: сокращение и смена места жительства (соответственно 38 % и 33 %).
Военнослужащие имеют наряду с военной и гражданские специальности: первый опрос – ИТР, специалисты (35 %), делопроизводители (32 %), специалисты в сфере промышленности (16 %) и сфере обслуживания (12 %); второй опрос – инженеры-электроники (10,3 %), инженеры-экономисты (5 %), водители (6,4 %), инженеры (6,4 %), техники (6,4 %). Но в среднем 32 % военнослужащих не имеют гражданской специальности. Имеющие гражданскую специальность военнослужащие не испытывают уверенности в трудоустройстве, при этом надо учитывать, что оценка своих перспектив трудоустройства является одним из факторов, формирующих желание освоить новую профессию. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что немаловажное значение имеет дополнительная профессиональная подготовка по уже имеющейся специальности для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Оценивая свои возможности овладеть специальностью без специальной подготовки, военнослужащие отмечают следующие специальности: охранник и водитель (23,5 %), инспектор по кадрам (11,8 %), экономист (5,9 %), электрик (7,8 %), руководитель (4 %), снабженец (9,8 %), менеджер (4 %) – по данным второго опроса. Уровень своей информированности о перспективах трудовой деятельности военнослужащие оценивают следующим образом: «имею некоторое представление» (65,9 %); «знаю и имею возможность достичь желаемого в сфере занятости» (21,6 %); «достаточно низкий, что делать не знаю» (12,5 %). Из приведенных данных можно заключить, что уровень информированности военнослужащих по вопросам трудоустройства находится на довольно низком уровне. При этом военнослужащие достаточно четко представляют сферу производства, где они хотели бы работать после увольнения из армии. По результатам первого опроса характерна ориентация на такие сферы, как госслужба и управление (24 %), армия и милиция (по 17 %), транспорт и связь (11 %). Во втором опросе ответы респондентов распределились следующим образом: на государственных предприятиях хотели бы работать 17 %, в коммерческих структурах 19,3 %, в сфере транспорта и связи 9,1 %, в структурах МВД, прокуратуры, таможни, налоговой инспекции 15,9 %. Не привлекает военнослужащих работа в строительстве, в сфере образования, в сельском хозяйстве (не было дано ни одного положительного ответа). В то же время нужно отметить, что в опросе, проводимом в июне – июле, довольно высок процент ответов «не могу сказать точно», что доказывает необходимость профориентационной работы с этой группой бывших военнослужащих.

3.2.         Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей При организации переподготовки возникает целый спектр проблем. Одна из самых главных заключается в том, что переобучаются взрослые люди, имеющие жизненный опыт, семью, определенный социальный и профессиональный статус, индивидуальные профессиональные предпочтения. Все это накладывает свой отпечаток на отношение человека, вынужденного пройти профессиональное переобучение, к учебе: срокам, методам, условиям.
Для бывших военнослужащих характерно стремление пройти переподготовку (68,6 %). При выборе специальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респонденты отмечают такие признаки, как надежность, гарантия трудоустройства (76 %), высокий заработок (65,3 %), сохранение социального статуса (16 %), легкость и быстрота освоения (10,7 %).
Наиболее привлекательны для переподготовки специальности:
Также интересны для военнослужащих специальности: оператор ЭBM, налоговый инспектор, электрик, инженер, юрист, кадровик, адвокат, специалист по оптовой торговле. При этом предпочтение отдается учебным центрам службы занятости (40 %), учебным центрам на базе вузов (28,3 %), а для 25 % респондентов организация, осуществляющая переподготовку, не имеет значения. Уровень переобучения для военнослужащих имеет также немаловажное значение. Для подавляющего большинства важно получение диплома о втором высшем образовании (41,9 %), повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности (13,5 %), первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности (25,7 %). Учитывая привлекательность специальностей менеджера, экономиста, финансиста, при выборе требований по переподготовке военнослужащие указывают: изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности – 23,3 %; практические навыки – 30 %; дополнительные знания и навыки (иностранные языки, экономика, право, психология) – 21,7 %.
Военнослужащие отдают предпочтение вечерней (30,8 %) и заочной (26,9 %) форме обучения. Учебное заведение, расположенное близко к дому, хотели бы иметь 53,3 % респондентов, а для 43,3 % месторасположение учебного заведения не имеет значения. Предпочтительными сроками обучения для респондентов являются: до шести месяцев – 36 %, до трех месяцев – 35,1 %, до одного года – 25 %. Для 53,2 % респондентов оплата переобучения является неприемлемой, 35,1 % военнослужащих согласны на частичную оплату услуг и всего 11,7 % могли бы оплачивать обучение самостоятельно.
В данный период наиболее благоприятной трудовой нишей для военнослужащих, увольняемых в запас, является предпринимательская деятельность. Но опрос, проведенный в июне – июле, показал, что только у 25 % бывших военнослужащих были мысли о создании своего дела в сфере торгово-посреднической деятельности. Второй опрос показал, что для 30 % респондентов предпринимательская деятельность является привлекательной, 31,1 % готовы заняться предпринимательством, а для 38,9 % это неприемлемо. Для желающих заниматься предпринимательством препятствиями являются: отсутствие личных средств (42,6 %), отсутствие специальной подготовки (34,4 %), отсутствие экономических условий (23 %). Наиболее привлекательной для респондентов является работа в качестве владельца или руководителя коммерческой организации (52,2 %) и в качестве специалиста коммерческой организации (47,8 %).
Немаловажным фактором для военнослужащих, увольняемых в запас, в настоящее время является доступность информации о ситуации на рынке труда, о перспективах трудоустройства по имеющейся у военнослужащих специальности, о перспективах трудоустройства по вновь полученной специальности, о возможности самозанятости. Считают недостаточной свою информированность от 35,2 % до 64,8 % респондентов.
Несмотря на нестабильное положение в армии и общую обстановку в стране, а также принимая во внимание неясность личных перспектив в дальнейшей жизни, психологическое состояние респонденты характеризуют как «оптимизм, активность» (37,7 %). Но в то же время 30,4 % военнослужащих, увольняемых в запас, отмечают тревожность и неуверенность, 13 % затрудняются с ответом.
Необходимость консультаций специалистов по вопросам занятости признается подавляющим числом респондентов (45,6 %). Существование сильной потребности отмечают 25 %, а 22 % считают, что такая потребность существует в той или иной мере. Основные направления работы органов занятости, названные респондентами, – это подбор постоянной, временной или подходящей работы (56,2 %); приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда, определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения (17,5 %); информирование человека о его реальном положении и перспективах на рынке труда (3,7 %).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Респонденты не дали ни одного положительного ответа на вопрос о потребности проведения психологической диагностики, выявлении социально-психологических и психофизиологических особенностей человека, что может говорить о неадекватной оценке военнослужащими, увольняемыми в запас, своих перспектив на рынке труда. По их мнению, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы: протекция и знакомство (44,8 %), деньги (41,7 %), способности и талант (25,4 %), дружеские связи (26,4 %), предприимчивость (16,4 %), хорошее образование (14,9 %), меньше всего военнослужащие надеются на помощь государства (4,4 %). Необходимо отметить, что на данный вопрос респондентам было разрешено дать несколько ответов, поэтому суммарный процент больше 100 %.
Блок вопросов, посвященный потребностям в переподготовке членов семей, не нашел должного отклика среди респондентов. До половины анкетируемых оставили их без ответа, из чего можно заключить, что в период перехода от военной жизни к “гражданке” военнослужащие, увольняемые в запас, рассчитывают только на собственные силы, не надеясь на финансовую поддержку со стороны членов своей семьи. Средняя численность семьи ответивших на данный блок респондентов три-четыре человека (соответственно 35 % и 47 %), из которых 58,9 % в настоящее время не работают. Имеют специальность (бухгалтер, экономист, медсестра, воспитатель детского сада, секретарь-машинистка, менеджер, инженер-строитель), по которой могли бы работать, 48,7 % членов семьи. Но тем не менее 50 % испытывают потребность в повышении квалификации по имеющейся специальности, первичной подготовке или переподготовке на новую специальность (38,6 %). При этом предпочтительной для членов своей семьи респонденты считают заочную (26,5 %), вечернюю (23,5 %) или дневную (26,5 %) формы обучения, для остальных форма обучения значения не имеет (23,5 %).
Таким образом, можно нарисовать социальный портрет среднего военнослужащего, увольняемого в запас. Это человек от 35 до 45 лет с высшим военным образованием, в звании капитана или майора, отслуживший от 20 лет и больше, не имеющий гражданской специальности, не уверенный в своем быстром трудоустройстве после увольнения из армии, желающий переобучаться и получить новую специальность, считающий, что мог бы заниматься предпринимательской деятельностью. У этого человека четко выражено стремление найти высокооплачиваемую работу. Интересен тот факт, что подавляющее большинство военнослужащих, уволенных в запас, желают пройти переобучение, что приводит к мысли о необходимости опережающего образования, в частности заочного или дистанционного обучения, которое можно проводить заблаговременно, параллельно с прохождением военной службы, для смягчения психологических последствий увольнения из армии. Наряду с проблемами военнослужащих, увольняемых в запас, большие проблемы с трудоустройством возникают у членов их семей. Жизнь в закрытых городках, отсутствие работы по специальности или отсутствие самой специальности приводят к дисквалификации, а это в свою очередь – к невостребованности трудоспособных членов семьи военнослужащих в новых экономических условиях, что также выдвигает проблему серьезного рассмотрения вопроса о профессиональной ориентации, профессиональном обучении или переобучении и трудоустройстве данной категории населения.

4.                 Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей Военнослужащие, уволенные в запас, крайне неохотно обращаются за помощью в органы службы занятости. Это можно объяснить следующими причинами:
–                   недостаточная информированность военнослужащих запаса о наличии вакансий и возможностях службы занятости;
–                   отсутствие необходимого количества вакансий, которые удовлетворяли бы потребности офицерского состава как по форме работы, так и по ее содержанию и оплате труда;
–                   определенное психологическое состояние лиц офицерского состава, которое нередко является сдерживающим фактором их обращения в службу занятости и проявлением стремления решать свою судьбу самостоятельно;
–                   усиление конкурентной борьбы за рабочие места вследствие несоответствия спроса и предложения рабочей силы;
–                   неумение отдельных специалистов службы занятости работать с данной категорией граждан, а в ряде случаев – формализм в работе и незнание законодательства по вопросам социальной защиты военнослужащих;
–                   более высокий возрастной показатель офицеров запаса и наличие у большинства из них пенсионного обеспечения.
Проведение мероприятий по снижению социальной напряженности среди военнослужащих, увольняемых с военной службы, и членов их семей нужно начинать как можно раньше. В местах компактного проживания военнослужащих необходимо создавать модельные кабинеты, которые могли бы оказывать психологическую, профконсультационную помощь, а также дающие возможность получить новую специальность методом дистанционного обучения. Это наиболее актуально для частей, расположенных обособленно, вдали от учебных центров.
Немаловажную роль в работе с военнослужащими, уволенными в запас, играет профессиональная ориентация. Профориентационную работу необходимо развивать как по традиционным направлениям, так и по новым, стимулирующим военнослужащих к активным поискам вариантов трудоустройства. Поэтому необходима работа с человеком по выработке у него мотивации к трудовой деятельности после увольнения из армии, психологической готовности к предлагаемым вариантам переобучения и дальнейшего трудоустройства.
Рынку необходимы специалисты высокого класса, а полученное военное образование подразумевает наличие этого качества, поэтому в процессе переподготовки необходимо как можно более полноценно пользоваться имеющимися знаниями, дополняя их новыми полезными навыками.
С учетом того, что малый и средний бизнес все более активно входит в нашу жизнь, необходимо рассматривать вопрос о целенаправленной подготовке и помощи военнослужащим, желающим заниматься предпринимательской деятельностью.
Немаловажную роль в процессе адаптации военнослужащих играет обеспечение занятости бывших военнослужащих. До 85 % увольняемых в последние годы офицеров, прапорщиков и мичманов не имеют гражданской специальности или утратили за время службы навыки по ней. В то же время система переподготовки и переквалификации на гражданские профессии позволяет оказать содействие только каждому пятому из них. Обеспечение занятости является особенно проблематичным для бывших военнослужащих, проживающих в обособленных военных городках, где практически отсутствует возможность трудоустройства.
Переход от военной службы к гражданской жизни требует не только преодоления внешних обстоятельств, но пересмотра сложившихся внутренних установок и привычек, целого ряда психологических барьеров. Процесс вхождения в новую сферу жизни нельзя принимать упрощенно. Неизбежны перепады в настроении, состояние неудовлетворенности, психологические срывы, неверие в свои силы и возможности, сомнения в правильности сделанного выбора. Для того, чтобы раскрыться в новой деятельности, офицеру запаса необходимо время, доверие, терпение и помощь специалистов.
При решении проблемы трудоустройства военнослужащих часто налицо несоответствие запросов работодателя и качеств бывшего военнослужащего, что приводит к неуверенности последнего в собственных возможностях по решению проблемы трудоустройства в новой для него гражданской жизни. Как следствие – трудоустройство военнослужащего на самые простые должности: сотрудник охраны, гардеробщик, контролер и т.п. Человек теряет приобретенные ранее профессиональные навыки, а государство – специалиста, в профессиональную подготовку которого уже вложены значительные средства. В практике трудоустройства зачастую выявляется, что причина неудач не в индивидуальных или профессиональных качествах военнослужащего, а в его неподготовленности к продуманным действиям на рынке труда.
Особое значение во время переходного периода от военной к гражданской жизни на пути поиска работы имеет правильно проведенная работа по профессиональной ориентации бывших военнослужащих и членов их семей. Профессиональная ориентация является одним из этапов профессиональной переподготовки военнослужащих по гражданским специальностям. Здесь важно определить соответствие профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, направить усилия на активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, на формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости.
Полученное военное образование в предыдущие годы как бы само собой гарантировало пожизненную занятость, но произошедшие перемены и невостребованность военной специальности настоятельно диктуют необходимость профессиональной переподготовки. На этапе предстоящего увольнения из армии появляется чувство тревожности и неуверенности. Снижается интерес к службе, могут быть отмечены нарушения в стабильности отношений, неустойчивость в поведении. В этот период запускается механизм самоориентации на основании доступной информации и оценки собственных возможностей. Главным направлением работы профориентационных служб на этом этапе является осуществление упреждающей профориентационной работы с акцентом на профинформировании, на максимальном обеспечении процесса самоориентации. Следующий этап адаптации наступает сразу после увольнения из армии. Для многих военнослужащих, увольняемых в запас, а также для членов их семей, не имеющих гражданских специальностей, этот период характеризуется необходимостью определения направления действия по выбору новой специальности и переобучению по ней. Важно учесть имеющуюся у человека профессию, уровень образования, соответствие военной и вновь выбираемой специальности. Следующий этап – профессиональная переподготовка. Он характеризуется повышением общего уровня активности человека, что напрямую связано с появлением перспектив трудоустройства по вновь получаемой специальности.
Особенности выбора профессии требуют подбора офицерам запаса тех видов гражданской деятельности, которые по своему содержанию являются родственными или смежными их военным специальностям. Этот путь трудоустройства бывших военнослужащих должен быть приоритетным.
Анализ показывает, что для выделения родственных военных и гражданских специальностей лучше всего подходит классификация, включающая семь профилей профессиональной деятельности:
а) организаторский (командный, управленческий, административный);
б) социально-педагогический;
в) инженерно-технический;
г) операторский;
д) оперативно-штабной (диспетчерский);
е) экстремальный;
ж) обеспечивающий.
Специалисты организаторского профиля наиболее широко представлены сегодня в вооруженных силах и современной экономике. Функции специалистов этого профиля очень многообразны: организация работы людей, руководство ими в процессе деятельности, подбор, обучение и воспитание кадров, формирование коллектива исполнителей разного уровня, создание и поддержание в нем хорошей деловой и социально-психологической атмосферы, предполагается наличие у организаторов глубокого знания как существующего дела, так и психологии людей, их возможностей.
Среди индивидуальных качеств для организаторов необходимы: ум, энергичность, самостоятельность, требовательность, общительность, способность легко сходиться с людьми, эмоциональная уравновешенность, самообладание, умение находить правильные решения в короткие сроки и в любой ситуации.
Необходимо также учитывать, что при переходе от военной к гражданской жизни людям этого типа придется избавляться от существующего в армии принципа единоначалия, жесткого, приказного стиля управления.
Специалистысоциально-педагогического профиля также имеют дело с людьми, но их задача – воспитательное воздействие, обучение, решение проблемы психологического и межличностного характера, содействование преодолению трудностей в быту и профессиональной деятельности, в условиях кризисной ситуаций. При такой работе необходимы знания по педагогике, социологии, психологии, политико-социальным и культурно-просветительным вопросам, определенный багаж юридических и медицинских, санитарно-гигиенических знаний, владение методами воспитания, обучения, воздействия в индивидуальной беседе, приемами снятия стресса и т.п. Для успешной работы по специальностям данного профиля необходимо обладать склонностью к работе с людьми, умением анализировать их индивидуальность. Быть честным, доброжелательным, самокритичным, уметь оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении, уметь проявить настойчивость.
В армии и на флоте к представителям этой группы профессий можно отнести помощников командиров по работе с личным составом, психологов, военных социологов. На “гражданке” это учителя, методисты, воспитатели, тренеры, социальные работники, организаторы социальной работы, демографы, инженеры по работе с кадрами, юристы, психологи-консультанты, страховые и коммерческие агенты, дилеры, маклеры, экологи.
Инженерно-технический профиль связан с конструированием, вводом в действие, обслуживанием и эксплуатацией, устранением неисправностей, капитальным ремонтом техники, сложных автоматизированных систем управления. Специалисты данного профиля работают с самыми различными образцами военной и гражданской техники. Они обычно обладают интересом к работе с техникой, аналитическим мышлением, технической сообразительностью, пространственным воображением, а также имеют широкую техническую подготовку. К представителям данного профессионального профиля в армии можно отнести заместителей командира по технической части, специалистов автомобильной, бронетанковой, инженерной служб, конструкторов военной техники, специалистов ремонтных баз, техников подразделений. В народном хозяйстве это главные инженеры, механики по автотранспорту, мастера по ремонту телерадиоаппаратуры, электромеханики, слесари-механики, электромонтажники, техники-технологи, инженеры-электрики и т.п.
Операторский профиль  профессиональной деятельности связан с непосредственным управлением техническими объектами. Специалисты этого профиля обладают следующими качествами: высокий уровень развития основных качеств внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов, эмоциональная устойчивость, ответственность, уверенность в себе. Примерами операторских специальностей могут быть: в армии – оператор ЭВМ (АСУ, РОС), офицер наведения, военный летчик и т.д.; для гражданских специальностей – оператор пульта управления (ЭВМ, АСУ), радиооператор, телефонист, радиотелеграфист, оператор станков с ЧПУ, наборщик, ювелир-гравер, профессиональный фотограф, большая группа водительских специальностей различного профиля.
Деятельность специалистов оперативно-штабного профиля связана с обработкой больших объемов информации, проведением расчетов, работой с цифрами, таблицами, диспетчерской деятельностью, планированием, подготовкой и принятием ответственных решений, существенно влияющих на эффективность управления производством. Для этой работы необходимо знание законов, распоряжений и других нормативных документов, сочетание постоянного стремления выполнять все предписания этих документов и готовности к риску, способности принимать решения, основанные на интуиции. Специалист должен иметь хорошую память, логическое мышление, развитое пространственное представление, обладать высокой ответственностью и решительностью, тщательностью и пунктуальностью, способностью к кропотливой работе, точному считыванию графиков, таблиц, программ, уметь производить сложные расчеты, в том числе с использованием ЭВМ. Специалистами оперативно-штабного профиля можно считать в армии оперативных работников штабов всех уровней, штатных оперативных дежурных командных пунктов, штурманов, военных финансистов и т.п. В гражданской деятельности – операторов в банке, брокеров, диспетчеров по движению, дежурных по железнодорожной станции, штурманов гражданского воздушного флота, распределителей работ, делопроизводителей, чертежников-конструкторов, топографов, финансистов, бухгалтеров, экономистов, программистов и т.п.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Специалисты воздушно-десантных войск, морской пехоты, частей спецназначения, разведывательных подразделений могут найти применение своим знаниям и умениям в работе, связанной с деятельностью вэкстремальной обстановке – экстремальный профиль. В гражданской жизни они могут работать спасателями, сотрудниками подразделений охраны, телохранителями, сотрудниками ОМОН, инкассаторами, каскадерами, пожарными, ликвидаторами, егерями, инспекторами рыбоохраны, инструкторами-парашютистами, взрывниками, водолазами. К специалистам этого профиля предъявляются высокие требования к здоровью, физической подготовленности, выносливости, ловкости, волевым качествам, сообразительности, находчивости и коллективизму.
Деятельность специалистов обеспечивающего профиля  связана с решением задач обеспечения практической работы коллектива. Индивидуальные качества, характерные для специалистов обеспечивающего профиля, – честность, порядочность, бескорыстность, внутренняя собранность, самостоятельность, самоконтроль, бережное отношение к вещам, чуткость, забота о людях, способность переключаться с одной деятельности на другую, умение видеть и учитывать экономическую сторону своей деятельности, испытывать интерес к беспокойной работе. В армии к представителям специалистов данного профиля относятся: специалисты медицинской и финансовой службы, специалисты всех служб тыла. В народном хозяйстве это заместители директора по снабжению, помощники директора по хозяйственным вопросам, агенты по снабжению, менеджеры по розничной торговле, экспедиторы, кладовщики, продавцы и т.п.
Необходимо учитывать и разъяснять, что при всей схожести военных и гражданских специальностей невозможен прямой переход от одного вида деятельности к другому. Но учет и использование уже выработанных у специалиста индивидуальных качеств, определенных приемов практической работы, опыта разрешения жизненных ситуаций может позволить за более короткий срок освоить родственную деятельность.
При подборе родственных специальностей необходимо помнить, что специальности не имеют абсолютного сходства и не обеспечивают прямого перехода от одного вида деятельности к другому. Следует учитывать следующие особенности:
–                   личностные качества в профессиональной деятельности;
–                   профессиональные предпочтения, ценностные ориентации;
–                   интересы, склонности, способности, знания, темперамент,
–                   характер, уровень здоровья и социального благополучия;
–социальные и профессиональные ожидания, уровень притяжения;
–                   социальные и психологические стереотипы, тип личности.
Учет и использование выработанных у специалистов качеств позволяет рассчитывать, что они за более короткий срок и более качественно освоят родственную деятельность, что обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.
Успех профессиональной ориентации, связанный с вхождением человека в новую специальность, во многом зависит от степени сходства видов деятельности. Все виды профессиональной деятельности по своим требованиям к человеку находятся между собой в определенной степени сходства. Ее диапазон достаточно велик: от почти полного подобия до отсутствия какого-либо соответствия между ними.
По степени сходства в требованиях индивидуальным особенностям специалиста можно выделить четыре группы профессий.
1. Аналогичные (сквозные) профессии.При выполнении обязанностей по ним задействованы в основном одни и те же психофизиологические и личностные качества человека. Эти профессии как бы пронизывают сферы деятельности. Переход от одной из них к другой возможен после очень незначительной доподготовки непосредственно на рабочем месте (например, военные и гражданские медики, строители, автомобилисты соответствующих специализаций; среди рабочих профессий – бульдозеристы, трактористы и другие механизаторы из различных сфер хозяйствования).
2.Родственные (смежные) профессии. Наиболее многочисленная группа видов деятельности. По индивидуальным качествам специалистов профессии имеют сходство на уровне 70–75 % индивидуальных качеств специалиста. В свою очередь делятся на классы (например, организаторские, операторские, педагогические и другие профессии). Переход от одной профессии к другой внутри этих классов возможен после непродолжительной подготовки, проведение которой основывается на сходстве базовых качеств.
3.Профессии, не имеющие выраженного сходства. В ходе деятельности по ним доминируют различные группы индивидуальных качеств. Переход между профессиями затруднителен, требуется новая подготовка, например технические (создание, управление, обслуживание и ремонт техники) и гуманитарные (работа с людьми – воспитание, обучение, руководство, обеспечение).
4.Несовместимые профессии.В своих требованиях к специалисту противоречат друг другу, работа по одной из них снижает уровень развития ряда индивидуальных качеств, которые необходимы для успешной деятельности по другой (клепальщик, кузнец, тракторист и гидроакустик, радист).
Зачастую недостаток информации о классификации родственных видов деятельности приводит к незнанию сравнительных характеристик различных профессий, и военнослужащие не могут сопоставить особенности своей квалификации с тем, что требуется при выполнении различных видов деятельности в народном хозяйстве. Но как показывает сравнительный анализ, аналогичные или родственные специальности на “гражданке” имеют свыше 90 % военных профессий [5]. Знание военнослужащими такой информации должно стать важным фактором повышения их психологической готовности к поиску работы, переобучению и трудоустройству после увольнения из армии.

Заключение Обеспечение успешной социально-психологической адаптации военнослужащих запаса – это проблема и личностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людям безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития, поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.
В настоящее время эффективность системы переподготовки военнослужащих и членов их семей осложняется рядом причин. Среди них можно отметить такие факторы:
·     сложность в определении видов профессий, гарантирующих трудоустройство с высокой степенью вероятности;
·     ограничение возможности переподготовки специалистов с высшим образованием без снижения их социального статуса;
·     низкая информированность военнослужащих о конъюнктуре рынка труда и его динамике и, как следствие, наличие субъективной уверенности в трудоустройстве по имеющейся профессии и квалификации;
·     стремление осуществить переподготовку без изменения профессионального уровня в кратчайшие сроки.
Вынужденная смена профессии в зрелом возрасте – это всегда очень трудный процесс, часто ведущий к неадекватным переживаниям, шоковому состоянию. Это приводит к подмене трезвого рационального расчета эмоциями, что в свою очередь – к ошибкам и только усугубляет положение человека, стоящего перед выбором.
Профессиональная переориентация как самостоятельная деятельность военнослужащих, уволенных в запас, по поиску и подбору новой работы должна строиться не на случайных советах со стороны или эмоциональных оценках ситуации, а на понимании общих закономерностей этого процесса, прогнозировании своих возможностей и изменении психического состояния, знании основных факторов, влияющих на успех перехода от военной жизни к гражданской.

Список используемой литературы 1.                 Деготь Б.А., Семенец Н.Я. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы. Саратов, 1997. С. 5–30.
2.                 Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. С. 24–25.
3.                 Мальцев И.В., Соловьев С.С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих // Социс. 1998. № 4. С. 70–81.
4.                 Петров В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии. М., 1993. С. 21–36.
5.                 Попова З.Н., Федотова Н.Н., Чепляев В.Л. Психологические и педагогические особенности профессионального переобучения взрослых. Саратов, 1994. С. 78–84.
6.                 Письмо Федеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11;
7.                 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 «О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей».;
8.                 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей»на 2002-2005 годы.

Приложение 1.   Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 1. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей»на 2002-2005 годы.
3. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 года № 1300 «О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы».
9.                          Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 «О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей»
9. Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2001–2005 годы.
10. Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков и мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 июня 1997 года № 674).
10.                     Письмо Федеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11.

Приложение 2. Ресурсное обеспечение Для реализации Государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей«на 2002-2005 годы необходимы финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы. Степень обеспечения ресурсами является определяющим фактором реализации Программы.
Для реализации Программы в целом необходимо затратить 1104,483 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 553,919 млн.рублей и средств внебюджетных источников — 550,564 млн.рублей.
По разделам Программы эти средства распределяются по следующим направлениям (на 2002-2005 годы):
– нормативное правовое обеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей — 5 млн.рублей (в том числе 3 млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– профессиональная ориентация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей — 6,8 млн.рублей
(в том числе 2,5 млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей — 948,824 млн.рублей (в том числе 396,109 млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность — 108,459 млн.рублей (в том числе 23,87 млн.рублей за счет средств федерального бюджета);
– научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение и международное сотрудничество — 35,4 млн.рублей (в том числе 20,1 млн.рублей за счет средств федерального бюджета).
Финансирование Программы осуществляется за счет:
– средств федерального бюджета, выделяемых в соответствующем году на профессиональную переподготовку военнослужащих, подлежащих увольнению, по сметам Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 „О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей“;
– части средств федерального бюджета, выделяемых по разделу „Расходы на проведение военной реформы“ по сметам Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
– средств внебюджетных источников, в том числе средств негосударственных фондов и международных организаций.
Расчет необходимых средств производится исходя из следующих показателей:
– средний показатель стоимости консультирования по субъектам Российской Федерации принят в размере 23,52 рубля на одного человека. Учитывая, что в среднем в консультировании нуждаются 100 процентов увольняемых военнослужащих, общий объем средств составляет 6,8 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 5,3 млн.рублей;
– переподготовка офицеров по 500-часовой программе составляет, по статистическим данным, в среднем до 6 тыс.рублей на одного человека, прапорщики и контрактники нуждаются, в основном, в профессиональной переподготовке по рабочим специальностям, стоимость которой на одного человека составляет 2,5 тыс.рублей. Таким образом, средняя стоимость обучения одного человека составляет 4,6 тыс.рублей. С учетом того, что правом на профессиональную переподготовку воспользуются около 50 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и контрактников (около 150 тыс. человек) и 10-12 процентов членов их семей, затраты по данному разделу составят 948,8 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 476,2 млн.рублей;
– стоимость услуг по оказанию содействия в трудоустройстве в среднем составляет 750 рублей на одного человека (размещение резюме в базах данных, организация ярмарок вакансий, поиск рабочих мест, реклама и т.д.).
– общий объем средств по данному разделу составит 108,4 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 32 млн.рублей.
Исполнители программных мероприятий в пределах выделенных им средств организуют деятельность подведомственных центров социальной адаптации военнослужащих.
 
Приложение 3. Единая классификация военных и гражданских профессий (по сходству требований к специалисту). Наименование класса профессий
Примеры
военных
профессий
Общие требования к
индивидуальным
качествам специалиста
Примеры
гражданских
 профессий
1
2
3
4
Организаторские
(командные, управленческие)
Командиры
подразделений и частей,
их заместители, начальники
отделений
(отделов, управлений, учреждений, служб) и другие прямые начальники личного состава
Организаторские способности, практический ум, самостоятельность, требовательность, общительность, эмоциональная уравновешенность и самообладание, способность легко сходиться с людьми, умение находить правильные решения в короткие сроки в любой ситуации, знание психологии людей, умение разобраться в их возможностях и настроении
Исполнительные (коммерческие, технические) директора, администраторы, менеджеры-организаторы малых, средних и других предприятий, бригадиры, мастера и другие руководители
Социально-педагогические
Помощники (заместители) командира по работе с личным составом, военные социологи (юристы, журналисты, экологи), преподаватели вузов, психологи подразделений, культпросветработники, военные гигиенисты (эпидемиологи)
Интерес к работе с людьми, склонность анализировать их индивидуальные особенности и желание помочь им, общительность, честность, доброжелательность, обаяние, умение оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении с ними, настойчивость; наличие необходимых знаний по педагогике, психологии, политико-социальным и культурно-просветительным вопросам, а также в сфере медицины и юриспруденции, владение методами воспитания и обучения
Учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники (на производстве, в жилом районе, с трудными детьми, подростками, инвалидами, пенсионерами и т.д.), демографы; социологи, юристы, психологи-менеджеры, коммерческие (страховые, налоговые, рекламные) агенты, дилеры, маклеры
Инженерно-технические
Заместители командиров по технической части, специалисты автомобильной (бронетанковой, инженерной связи и др.) служб, конструкторы военной техники, специалисты ремонтных баз и парков, техники подразделений
Интерес к работе с техникой, аналитическое мышление, настойчивость, техническая сообразительность, склонность к ручному ремеслу, пространственное воображение, хорошая общенаучная подготовка, знание физики, механики, радиоэлектроники, соответствующих образцов техники, владение математическим аппаратом
Инженеры предприятий, механики по автотранспорту, мастера по ремонту телерадиоаппаратуры (компьютерной, автомобильной и другой техники), механики всех профилей, электромонтажники, слесари, техники-технологи
Операторские
Операторы ЭВМ (АСУ, РЛС), офицеры наведения, военные летчики и другие специалисты, непосредственно управляющие военной техникой и вооружением
Высокий уровень развития основных качеств внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов, эмоциональная устойчивость, ответственность, уверенность в себе
Операторы пультов управления (ЭВМ, АСУ), радиооператоры, радиотелеграфисты, операторы станков с ЧПУ, наборщики, ювелиры-граверы, профессиональные фотографы, летчики гражданского воздушного флота, водители различных видов транспорта
Оперативно-штабные
Оперативные работники штабов всех уровней, штатные оперативные дежурные командных пунктов, штурманы ВВС и ВМФ, военные финансисты
Хорошие знания соответствующих нормативных документов, готовность к точному выполнению их требований при одновременном умении рисковать, принимать решения, основанные на интуиции, долговременная память, логическое мышление, тщательность и пунктуальность, способность к кропотливой работе, ответственность и решительность, умение работать с графиками, таблицами, производить сложные расчеты, в том числе на ЭВМ
Операторы в банках, диспетчеры по движению, дежурные по железнодорожным станциям, штурманы гражданского воздушного и морского флота, распределители работ, делопроизводители, бухгалтеры, топографы, программисты
Специальности, связанные с деятельностью в экстремальной обстановке
Специалисты воздушно-десантных войск, морской пехоты, частей спецназначения, разведывательных подразделений
Особенно высоки требования к здоровью и физической подготовленности (выносливости, силе, ловкости), волевым качествам (смелости, решительности, самообладанию и выдержке), сообразительности, находчивости, готовности к внезапным действиям, коллективизму
Спасатели всех видов, сотрудники охраны,
телохранители, сотрудники ОМОН (муниципальной милиции, уголовного розыска и т.п.) инкассаторы, каскадеры,
пожарные, егеря, инспектора
 рыбоохраны,
 инструктора по туризму
Обеспечивающие
Специалисты всех служб тыла вооруженных сил, некоторые специалисты медицинской и финансовой служб, заместители командиров по тылу
Бескорыстность, чуткость к людям, внутренняя собранность, самоконтроль, бережное обращение с вещами, способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, решать многообразные и порою противоречивые задачи, видеть и учитывать экономическую сторону своей деятельности, вести тщательный учет ее результатов
Заместители
(помощники)
директора по снабжению
(хозяйственным вопросам),
агенты по снабжению, быту, маркетологи,
товароведы,
экспедиторы,
заведующие
складами,
менеджеры
по розничной торговле
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.