Реферат по предмету "Социология"


Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле

РЕФЕРАТ:
ПРОБЛЕМА АБСОРБЦИИ РУССКИХ ИММИГРАНТОВ В ИЗРАИЛЕ

Проблемаабсорбции иммигрантов в Израиле – многогранная и многоплановая тема, требующаявсестороннего комплексного исследования. В данной статье затрагиваются лишьнаиболее центральные вопросы адаптации массовой иммиграции в Израиль из бывшегоСССР и стран СНГ с конца 1989 г.до середины 1999 г. В рамках данногоисследования автор пытается проанализировать: причины иммиграции; узловыепроблемы абсорбции и адаптации русскоязычных иммигрантов; показать их место ироль в социально-политической и культурной жизни израильского общества.
Напротяжении многих десятилетий до и после создания Государства Израиль,концепция «собирания евреев всего мира» («кибуц галуйот») находится в основеполитического и социального развития страны, влияя на все процессы,происходящие в израильском обществе. Суть этой концепции отражена в основныхофициальных документах Израиля: предоставление каждому еврею права навозвращение в Израиль и автоматическое приобретение израильского гражданства.Право на возвращение было сформулировано в Базельской программе Первогосионистского конгресса (1897 г.) и, позднее, изложено более детально в ст. 6-йМандата на Палестину, предоставленного Великобритании Лигой Наций в 1922 г.Согласно этому документу, Великобритания брала на себя обязательства поощрятьеврейскую иммиграцию, способствовать «прочному поселению евреев», а такжедолжна была «установить такие политические, административные и экономическиеусловия, которые обеспечат создание еврейского национального очага»1.
Впоследствииправо евреев на иммиграцию и обязательства Израиля перед иммигрантаминеоднократно подчеркивались и закреплялись в различных законодательных актахстраны: Декларации независимости (1946 г.), Законе о возвращении (1950 г.) идр.2. Закон о возвращении предоставлял каждому еврею или еврейке, занебольшим исключением (кроме лиц, действия которых направлены против еврейскогонарода, либо несут опасность здоровью граждан или угрожают безопасностигосударства) право на иммиграцию в Израиль и предоставление гражданства3.В ст. 1-й Закона о возвращении подчеркивалось: «Каждый еврей или еврейка имеютправе на иммиграцию в Землю Израилеву»4. Впоследствии в поправке кэтому закону, сделанной в 1970 г., эта формулировка была расширена, в связи снеобходимостью разрешить проблемы иммиграции советских евреев, состоящих всмешанных браках. В поправке давалось определение, что евреем считаетсячеловек, родившийся от матери-еврейки или женщины, принявшей иудаизм и неисповедующей другой религии5. В результате право на иммиграцию иравные права в Израиле получили не только приезжающие евреи, но также ихсупруги, дети, внуки, а также супруги детей и внуков.
Еврейскаяиммиграция в Палестину, а затем в Израиль может быть разделена на два основныхпериода: до и после образования Государства Израиль. Внутри каждого из нихсуществовали спады и подъемы. Каждая из иммиграционных волн, имея характерныеособенности, вносила свой вклад и придавала новый импульс развитию страны.
Вконце 80-х годов Израиль ощутил массовый подъем иммиграции из бывшего СССР, азатем из стран СНГ – самый большой по масштабам начиная с 50-х годов иоказавший огромное влияние на все аспекты развития израильского общества. Поданным Центрального статистического бюро Израиля: с 1989 по 1999 г. в рамкахЗакона о возвращении в Израиль прибыло 903,1 тыс. репатриантов, в том числе771,5 тыс. человек из бывшего СССР/СНГ. Наибольшее число иммигрантов приехало с1989 по 1995 г. – 710 тыс. человек, в том числе из бывшего СССР/СНГ – 609,9тыс. человек (подавляющее большинство), что увеличило численность населениястраны примерно на 13 %.
Втечение 1989-1996 гг., несмотря на массовый поток иммигрантов, происходиликолебания в динамике численности олим. Так, например, после наибольшего притокаиммигрантов в 1990 г. отмечалось некоторое снижение числа приехавших и, впервую очередь, из России, что отчасти определялось изменением экономической иполитической ситуации, возрождением еврейских культурных традиций, образования,языка, литературы и т. д. По данным таблицыпрослеживается география иммиграциипо республикам бывшего СССР и стран СНГ, а также наблюдается снижение числаиммигрантов из России после 1991 г. и постепенный рост репатриантов из Украины.В последующие годы характерно стабильное нарастание потока иммигрантов изУкраины (в 1995 г.) – 36%, из России – 24%; в 1996 г. – соответственно 40,3 и28,3%.
Дляалии 1995-1996 гг. характерно увеличение иммигрантов из периферийных, а нестоличных городов. Снизилось число иммигрантов из Москвы (где проживает самая крупнаяеврейская община – около 200 тыс. человек) – в 1995 г. 1872 иммигранта; изСанкт Петербурга (община 120 тыс. человек) – 1348. Аналогичная ситуациясложилась в этот период в Украине – сокращение на 23% иммиграции из крупныхгородов (Киева, Одессы) и ряда других и одновременно рост на 14% иммиграции изпериферийный городов.
Сравниваяиммиграцию 80 – 90-х годов с иммигрантами 70-х годов, можно выделить рядспецифических особенностей. Следует учесть, что все иммиграции проходили всовершенно разные периоды внутриполитического развития страны выезда. Для 70-хгодов характерно большое наличие среди иммигрантов активистов сионистскогодвижения («узников Сиона», отказников и др.). Сионизм в бывшем СССР официальнорассматривался как подрывная враждебная идеология, и до конца 80-х годовсионистская деятельность в СССР была запрещена. Иммигранты 70-х годов, вопределенной мере, стремясь на «землю обетованную», выражали протест в связи сположением евреев в СССР (религиозные, политические, культурные ограничения изапреты), а также с проявлением антисемитизма в той или иной форме.
Конец1989 г. ознаменовался началом распада СССР, многочисленными тенденциямипротивоположного характера: с одной стороны, демократизация общества,либерализация экономики, свобода слова и печати; возможность возрождать своикультурные, религиозные, исторические традиции; создавать систему еврейскогообразования и воспитания; с другой, – как в России, так и в других республикахбывшего СССР эти процессы сопровождались экономическими, политическими,национальными и этническими кризисами и конфликтами; ухудшением уровня жизни,нестабильностью обстановки и бесперспективностью.
Врезультате для иммиграции конца 80-х – 90-х годов характерно наличиебольшинства людей, стремившихся любой ценой покинуть свою страну, спасаясь отопасностей и безнадежности. В данной ситуации Израиль был для них страной,безоговорочно предоставлявшей свою помощь. Иммиграция происходила, преждевсего, не по сионистским убеждениям, а из-за сложных и трудных жизненных обстоятельств,с которыми репатрианты сталкивались у себя дома. В отличие от иммиграциипредыдущей «волны» репатрианты представляли собой людей далеких от еврейскойрелигии, культуры, традиций, языка, сионистской идеологии, истории своегонарода, практически безразличных (особенно молодежь) к проблемам еврейскогосамосознания. У большинства отсутствовало чувство солидарности с евреямиИзраиля и многие состояли в смешанных браках, не признавались евреями построгим канонам иудаизма.
Дляиммигрантов последней «волны» характерен большой процент репатриантов из бывшихсоветских республик – Украины, Молдавии, Грузии, в связи с ухудшениемэкономического и политического положения в этих регионах; практически полностьюотсутствие сионистских или религиозных причин: подавляющее большинствоиммигрантов – светские евреи, часть из них (по данным опросов) «соблюдаюттрадиции». Одним из основных доводов репатриации в первую очередь было опасениеи боязнь политической, экономической нестабильности и экологических катастроф встранах СНГ. Существенной причиной стало резкое ухудшение экономическогоположения, жизненных условий, массовая безработица в ряде регионов СНГ. Поданным опросов среди причин отъезда, одной из центральной, выделялосьстремление иметь «будущее для своих детей».
Характерно,что среди аргументов в пользу репатриации у иммигрантов 80 – 90-х годов, вгораздо меньшей степени звучали причины, связанные с проявлением антисемитизма,что было характерно для алии 70-х годов. В среде научной интеллигенции, поданным опросов, высказывалось острое желание реализовать на практике своипрофессиональные знания и способности; внедрить уже имеющиеся планы, идеи,наработки, проекты и т.д.
Вцелом иммигранты 80 – 90-х годов были менее идеологизированы по сравнению спредыдущей волной, имели более четкий прагматичный подход, определявший причиныи цели их переезда в Израиль. Особенность иммиграции последней «волны» –социально-психологическая связь и идеологические воззрения, тесно связанные содной стороны, с концепциями коммунистического периода и, с другой – споследствиями столкновений постперестроечной идеологии с западными ценностями.Иммиграция конца 80 – 90-х годов была большим испытанием для Израиля: онапривнесла в страну огромные человеческие ресурсы, оказала глубокое воздействиене только на его экономику, политику, культуру, но и на все общество в целом,создав своеобразный параллельный «русскоязычный мир».
Дляиммигрантов из СССР/СНГ характерен высокий образовательный уровень: большоечисло дипломированных специалистов и ученых с научными степенями. Средирусскоязычных репатриантов 40,5% имеют общий стаж обучения 13 лет и более,тогда как у израильтян этот показатель значительно ниже – 24,2%. Если,например, 60% иммигрантов – с высшим образованием (научные сотрудники, инженеры,представители свободных профессий и др.), то у израильтян эта категориясоставляет – 28%7. В результате последней «волны» иммиграции,население Израиля не только увеличилось на 13%, но и на 41% возросло числонаучной интеллигенции, выведя Израиль а первое место в мире по числу ученых надушу населения: 133 – на 10 тыс. человек. По израильским статистическим даннымпрофессиональная структура иммигрантов представляется следующей: 73 тыс.инженеров (вдвое больше, чем инженеров–израильтян), 15,2 тыс. врачей идантистов (практически равнозначно количество врачей-израильтян) 16,1 тыс.медсестер, 33,6 тыс. учителей, 11,7 тыс. ученых, 15,1 тыс. музыкантов,артистов, писателей, журналистов и представителей других творческих профессий8.
Рекордновысокий образовательный уровень русскоязычной иммиграции, ее значительныйкультурный и интеллектуальный потенциал, определили ее занятость в самыхперспективных отраслях: в индустрии высоких технологий, наукоемкихпроизводствах, научно-исследовательских комплексах, в области прикладныхтехнологий, в современных финансовых структурах, в оборонной промышленности,торговле, международном бизнесе9.
Проблемамииммигрантов в Израиле занимаются различные министерства, агентства,организации. Основные среди них: Еврейское агентство – СОХНУТ (создано в 1929г.), Министерство абсорбции (основано в 1968 г.), правительственная комиссия повопросам абсорбции иммигрантов, существует также большое число фондов, программи проектов различных ведомств и учреждений. Несмотря на значительный опыт,накопленный Израилем в области абсорбции, существует определеннаянесогласованность в подходах к решению проблем абсорбции и адаптациииммигрантов на концептуальном уровне. Одни руководители делают акцент нарелигиозных ценностях; другие – на секуляризме и антиклерикализме; третьи – выступаютапологетами известной теории «плавильного котла»; четвертые – поддерживаютплюралистическую модель развития израильского общества. Все эти противоречия,по мнению израильских исследователей, часто ведут к путанице и непониманиюполитики абсорбции, что, в свою очередь, подчас вынуждает необустроенных инеудовлетворенных иммигрантов к возврату в свою привычную среду обитания – т.е. в страны выезда10.
Накаждом историческом этапе развития Израиля «механизм» абсорбции был направлен,в первую очередь, на решение двух основных проблем, от которых целиком зависелауспешная адаптация репатриантов: проблемы трудоустройства и обеспечения жильем,при этом изменялись формы и методы разрешения этих вопросов.
В70-х годах и ранее абсорбция осуществлялась через центры абсорбции, где нанесколько месяцев иммигрантам предоставлялось жилье с полным обеспечением ивозможностью изучать иврит. Эта политика позволяла постепенно интегрироваться визраильское обществе, находя свою «нишу», облегчая поиск работы и жилья.Система центров абсорбции имела ряд недостатков, порождая иждивенческиенастроения у части иммигрантов и, в свою очередь, являясь препятствием дляактивной интеграции в израильском обществе11.
Другимнаправлением абсорбции иммигрантов стала так называемая политика прямойабсорбции: в этом случае иммигранту предоставлялось государственное жилье нальготных условиях оплаты. Жилье было снабжено всем необходимым для нормальногопроживания (мебелью, посудой, постельными принадлежностями и т. д.). По этойсхеме предполагалось, что иммигрант должен был начать интегрироваться визраильскую действительность с первых дней пребывания в стране, безспециального адаптационного периода.
Одноиз центральных мест в программах абсорбции отводилось социальной поддержкеиммигрантов. Виды этой помощи различны и многообразны: денежная помощь,налоговые льготы, ссуды на аренду и покупку квартиры, различные консультации икурсы по переквалификации и профессиональной переподготовке и многое другое.Форма и размеры помощи зависят от состава семьи, возраста экономического исоциального положения репатриантов (неполные семьи, число иждивенцев и т. д.).
Поплану абсорбции взрослым предоставлялась возможность обучения языку в вечернемульпане, при этом они должны были одновременно подыскивать работу; их детимогли посещать сад или школу, для этого также предоставлялись определенныедоплаты.
Вконце 80-х годов политика абсорбции дополнилась новой теорией: цельеезаключалась в активизации иммиграции из западных стран. Название этой теориибыло прежним – прямая абсорбция, ноцель состояла в том, чтобы увеличить свободувыбора для репатрианта в вопросе проживания в стране12.
Вначале 90-х годов по этой схеме иммигранту предоставлялись не услуги и льготы,как раньше, а значительная сумма денег, с которой он оказывался в условияхрыночной экономики, т. е. на рынке жилья, трудообеспечения, услуг и т.д. Этасистема обозначала децентрализацию и перенос ответственности за абсорбцию сцентральных государственных учреждений на местные власти и общественныеорганизации. Подобная политика была эффективна до тех пор, пока иммиграцияоставалась незначительной13.
Всвязи с мощным потоком иммигрантов из бывшего СССР в начале 90-х годов былразработан метод абсорбции – так называемая корзина абсорбции. Она включаласущественную финансовую поддержку на первые шесть месяцев пребывания в стране:пособие по оплате жилья в течение первого года; расходы на транспорт на шестьмесяцев для поездок в ульпан; пособия на образование в зависимости от возрастаи числа детей; небольшую сумму на оплату переводов и ксерокопий для официальныхдокументов, заявлений, резюме при поиске работы14.
Вначале иммигрант получал небольшую наличную сумму и более значительную сумму ввиде чека. Для получения ежемесячной суммы, предназначенной из «корзиныабсорбции», иммигрант должен был открыть счет в банке и систематическипредъявлять копию своего банковского счета в местном отделении абсорбции.Остальная сумма переводилась непосредственно на его счет в банке, вопределенных размерах в течение первого года проживания в стране.
«Корзинаабсорбции» должна была корректироваться каждые три месяца соответственно ростуиндекса потребительских цен.
Хотяденежные пособия, «корзина абсорбции», ссуды и другие виды социальной помощи нерешают многих кардинальных проблей иммигрантов, они дают поддержку в наиболеетрудный период первоначальной адаптации в стране, сопряженный с многочисленнымитрудностями, наиболее основными среди которых являются проблемы трудоустройстваи обеспечения жильем.
Несмотряна то, что в 1995 г. среди репатриантов из стран СНГ были распределены более 5тыс. единиц государственного жилья, эта проблема оставалась крайне острой. Поданным Министерства абсорбции в государственные квартиры в 1995 г. въехалооколо 15 тыс. человек, а всего с начала массовой иммиграции последнего периода,государственное жилье получили более 23,5 тыс. семей репатриантов (свыше 15%всех приехавших). По мере увеличения числа иммигрантов возрос спрос на съемноежилье и встал вопрос о размере ренты. Многие иммигранты не могли приобрестижилье за сумму, выделяемую по «корзине абсорбции». Практиковалось объединениессуд двух и более семей для приобретения одной квартиры или дома. Это явлениеполучило распространение, в большей степени, в центральных районах, включаямегаполис Тель-Авива, Хайфы, где в 1990-1991 гг. проживало 50 и 20% новыхиммигрантов соответственно. После первого года пребывания в стране передрепатриантом возникало несколько вариантов решения жилищной проблемы: он могостаться на своей съемной квартире или переехать в другую (в том же районе);мог приобрести жилье с помощью предоставляемой ссуды (которая тем не менеесоставляла только 50% или менее от стоимости жилья); либо мог взять на льготныхусловиях в аренду сборный дом в районах, определенных государством или получитьгосударственное жилье в городах развития на юге или севере страны15.
Проблемарасселения иммигрантов имеет чрезвычайное значение для адаптации в Израиле, онанапрямую связана с решением экономических, социальных проблем и вопросамибезопасности. До создания Государства Израиль основным местом расселенияиммигрантов служили, в первую очередь, прибрежные районы, но в 50-60-х годахправительство в качестве национальной задачи выдвинуло проблему размещенияиммигрантов по всей территории страны. В тот период иммигрантов направляли втак называемые города развития в периферийных районах и в пограничные зоны16.Большинство иммигрантов, подчиняясь правительственной политике и деятельностиагентств по расселению, вынуждены были селиться в этих районах.
Демографическаяполитика правящих кругов вызывала жаркие споры и дискуссии. Противникиправительственного курса считали, что «политическая цель территориальногорасселения противоречит политике социальной и культурной интеграции…, приводя кизоляции новых иммигрантов от социальной жизни Израиля»17. «Расселяяиммигрантов (практически против их воли)в районах с достаточным количествомжилья с целью укрепить пограничные поселения, мы ставим их под удар...»18.
Отстаиваяпринцип расселения в центральных районах, его сторонники считали, что«осуществлять массовую абсорбцию легче в центре страны, где имеютсяпреимущества в инфраструктуре, предоставлении рабочих мест и городских условий,которые были важны как для иммигрантов 50-х, так и 90-х годов в подавляющембольшинстве жителей городов»19.
Проблемарасселения иммигрантов постоянно стоит на повестке дня, став особенноактуальной в связи с иммиграцией из бывшего СССР, а затем и СНГ. В связи с этимв конце 1991 г. правительство внесло на обсуждение Национальный комплексныйплан, представлявший собой крупномасштабную программу, в которой акцент былсмещен с проблемы, касающейся только жилья, на проблему «рабочие места – жилье»20.
Посхеме, предусмотренной в плане, предполагалось: интенсивное расселение на юге исевере; сокращение расселения иммигрантов во внутренних районах; крайненезначительное расселение в центре. Помимо этих вариантов, были выделены долго-и краткосрочные цели и задачи: первые включали создание инфраструктуры поабсорбции иммигрантов в периферийных районах; вторые – расселение в центральныхрайонах, где имелась инфраструктура, предоставляющая рабочие места21.
Врезультате усилий правительства в начале 90-х годов половина десятимиллиардногозайма, предоставленного Израилю США для абсорбции иммигрантов, былаизрасходована на строительство 140 тыс. квартир и 25 тыс. сборных домов дляобеспечения жильем вновь прибывших22. Однако строительствопроизводилось в отдаленных районах, где отсутствовало достаточное количестворабочих мест и впоследствии (январь 1993 г.) половина квартир оказаласьнезанятой.
Этаситуация наглядно продемонстрировала правящим кругам страны необходимость учетав процессе абсорбции специфики иммигрантов из бывшего СССР, для которых в большинствеслучаев работа оказалась важнее, чем жилье. По мнению специалистов, проблематрудоустройства имеет принципиальное значение для русскоязычных иммигрантов.Эту ситуацию можно объяснить, с одной стороны, тем, что в советский период убольшинства рядовых граждан бывшего СССР жилье было весьма скромным. А с другой– на протяжении многих десятилетий в стране (по крайней мере, официально) несуществовало безработицы, и социальный статус человека определяла егопрофессия. Следовательно, отсутствие работы, по канонам советского периода означалоне только отсутствие средств к существованию, но, что было важнее дляиммигрантов, отсутствие достойного социального положения в обществе23.
Дляуспешной адаптации русскоязычных иммигрантов необходимо разрешение одной изнаиболее жизненно важных проблем – проблемы трудоустройства. Опыт Израиля вэтом случае представляется уникальным, так как за время существования страны,особенно в последний период, его экономика смогла вместить огромное числоиммигрантов. Для небольшой по масштабам страны проблема трудообеспечения всталакрайне остро, так как оказалось довольно сложно, а подчас и невозможно,обеспечить работой многочисленный поток русскоязычных репатриантов: врачей,ученых, инженеров, музыкантов, преподавателей и т. д., число которыхзначительно превышало потребности страны.
ВИзраиле в последние годы постоянно существует безработица, уровень которойколеблется. Процесс трудоустройства затрудняется рядом факторов: существуетжесткая конкуренция между самими иммигрантами и иммигрантами и израильтянами;поиск работы проходит неравномерно – кто-то быстрее «встает на ноги», находясвою профессиональную «нишу», у кого-то этот процесс затягивается. Многимиммигрантам приходится сталкиваться со снижением своего профессионального исоциального статуса в период адаптации. Существует ряд конкретныхспециальностей, не требующихся в целом: горные инженеры, преподаватели теориимарксизма-ленинизма, истории КПСС, многочисленные преподаватели русского языкаи ряд других.
Притокиммигрантов из СНГ всего лишь за три года (с 1991 по 1993 г.) увеличилчисленность рабочей силы на 8%24. Для создания новых рабочих мест ирасширения существующих в долгосрочном плане требовались инвестиции,предоставленные США в виде займа в размере 10 млрд. долл.25Анализируя проблему занятости, следует иметь ввиду два аспекта: число занятых икачество трудоустройства. По данным ЦСБ Израиля, уровень безработицы средииммигрантов из СССР/СНГ в 1990-1996 гг. оставался ощутимым, и наибольший подъемв 16% наблюдался в течение трех лет: 1994-1996 гг.
Характерно,что в первые шесть месяцев пребывания в стране наиболее высокая безработицасреди иммигрантов составляет 60%. Позднее этот показатель неуклонно снижается всвязи с адаптацией, хотя, получив работу, многие репатрианты испытывают чувствонеудовлетворенности от уровня предоставленной работы.
Поданным исследования израильских специалистов, среди 1,2 тыс. иммигрантов последвухлетнего пребывания в стране уровень трудоустройства, как в целом по стране,составлял 78% среди мужчин и 48% – среди женщин. При сравнении этих показателейс СНГ обнаруживается, что там работали 80% женщин и почти все трудоспособныемужчины. Трудности при трудоустройстве у русскоязычных иммигрантов связаны срядом моментов: практически всем претендентам на рабочие места приходилосьподтверждать свой профессиональный уровень и навыки (проходя тестирование,испытательный срок, конкурс и т. д.); за исключением специалистов смеждународным признанием и соответствующего уровня; жесткий возрастной барьер(предпочтение отдавалось молодежи и специалистам до 40 лет); отсутствиедостаточных знаний языка (как иврита, так и английского).
Проблемадля русскоязычных иммигрантов состоит не только в нахождении конкретного местаработы: для них важно качество трудоустройства и, в первую очередь, работа поспециальности. Среди русскоязычных иммигрантов, пробывших в Израиле менееодного года, этот показатель составлял 23%, а после двух лет пребывания – до54%27. В течение первого года пребывания на неквалифицированныхработах занято 34%, в сервисе – 24% (уборщики, сторожа, вахтеры и т. д.). Средииммигрантов, находящихся в стране два года и более число занятых нанеквалифицированной работе сокращалось до 16% и в сервисе – до 18%. По даннымЦСБ Израиля, численность рабочей силы из иммигрантов из СНГ в 1993 г. составила188 тыс. человек. Хотя 80% (152 тыс. человек) из них и трудоустроились, однакоподавляющее большинство не смогло получить работу по специальности и, врезультате, занимали значительно более низкое положение, чем в СНГ.
Рассматриваяпроблему трудоустройства ученых и дипломированных специалистов, следуетподчеркнуть, что в 1989-1996 гг. в Израиль иммигрировало из СССР/СНГ 11,7 тыс.ученых28. Среди этой профессиональной группы: 52% – физики и специалистыв области вычислительной математики, программирования; 27 – биологии испециалисты в области биотехнологии; 12 – химики; 9% – гуманитарии. Основнаявозрастная группа (около 50%) – от 31 до 45 лет; 56% имели ученую степенькандидата и 16% – доктора наук29.
Основнаязадача в процессе адаптации ученых возложена на Центр абсорбции в науке (ЦАН),созданный в 1973 г. и состоящий из трех основных отделов: технологий и точныхнаук; биологии и медицины; общественных и гуманитарных наук30. Взадачу ЦАН входит предоставление консультаций и помощи вновь прибывшим ученым впоисках работы; реализация их идей и планов; вовлечение их в сферу израильскойнауки и промышленности и т. д. По данным Министерства абсорбции в конце 90-хгодов в сфере науки получили работу 8820 человек, из них 7320 – трудоустроилисьс помощью ЦАН, 3475 – работают в частном секторе и 1970 – в университетах31.
Правительстворазработало систему всевозможных исследовательских грантов, активноподдерживает ученых в предпринимательстве и бизнесе. В этом процессе огромнаяроль отводится «технологическим теплицам», где соединяется наука спроизводством – в настоящее время таких «теплиц» примерно 28 (около 1,2 тыс.ученых). Специалистам – иммигрантам предоставляется возможность разрабатыватьсвои проекты, большинство из них в области электроники, химии,программирования, биотехнологии.
Несмотряна трудности адаптации русскоязычных специалистов, иммиграция из стран СНГ даласильный импульс для развития наукоемких отраслей и высоких технологий. В этомсекторе израильской промышленности З0% занятых составляют русскоязычныеиммигранты последней «волны». В сфере электроники занято не менее 5 тыс.специалистов-репа-триантов32.
Заслугарусскоязычных иммигрантов состоит в том, что с их помощью Израилю удалось начетверть увеличить экспорт продукции в области высоких технологий, что, в своюочередь, привело к созданию в этой отрасли десятков тысяч новых рабочих мест.Вместе с тем, анализируя такой показатель, как оплата труда, следуетподчеркнуть, что при средней заработной плате (по данным 1998 г.) – 5700шекелей (брутто) и минимальной – 2605 шекелей, специалист-репатриант получал всреднем на предприятиях наукоемких отраслей 3600 шекелей, что примерносоответствовало средней зарплате специалистов, работающих в традиционныхотраслях, например в строительстве33.
Помнению авторов ежегодного отчета Ассоциации израильских промышленников, «иммигрантыиз стран СНГ, занятые в передовых отраслях израильской индустрии, работают завесьма скромную плату». Аналогичную точку зрения высказывают также авторыисследования, подготовленного Союзом инженеров–репатриантов, подчеркивающиеоткровенно заниженный уровень оплаты, которая «не соответствует обычной дляизраильских инженеров оплате труда, колеблющейся примерно от 50 до 250 шекелейв час»34.
Анализируяпроцесс адаптации специалистов-репатриантов, наблюдается следующая тенденция:если в начале при трудоустройстве 70% репатриантов-специалистов вынуждены былисоглашаться на неквалифицированную работу при низкой оплате труда, то спустя примернопять лет – 42% специалистов с высшим образованием уже работали по своимспециальностям35.
Впоследние годы на рынке рабочей силы Израиля ощущалась нехваткаквалифицированных специалистов в компьютерной отрасли и электронике. Напредприятиях металлургической и электронной промышленности был дефицит рабочейсилы – помимо специалистов с высшим образованием также требовались слесари,сварщики, фрезеровщики, разнорабочие.
Израильскоеруководство, постоянно стремясь изменить сложившуюся ситуацию, ведет поискпутей разрешения социальных проблем новых иммигрантов, создавая специальныецентры по переподготовке и переориентации трудовых кадров из числа новых олим.Однако проблемы и задачи сегодняшнего дня требуют подчас нового,нетрадиционного подхода при решении вопросов трудоустройства новыхрепатриантов. Примером такого новаторского подхода может служить созданиемагниевого завода на основе технологий, разработанных в Санкт-Петербурге иЗапорожье. С помощью этого проекта удалось создать сотни рабочих мест. Благодаряудачному соединению российского сырья и технологий с израильскимикапиталовложениями и трудовыми ресурсами из числа новых иммигрантов появилисьпредприятия, где олим получили сотни рабочих мест.
Впоследние годы много программ и проектов для трудоустройства репатриантов былоразработано в Иерусалиме, где центры по трудоустройству создаются при участиимуниципального управления абсорбции и ряда других организаций, на которыхготовят специалистов – от компьютерщиков до секретарей. Подобные Центры поддерживаютпостоянный контакт с руководителями фирм и предприятий, осуществляя комплекснуюподготовку кадров нужного уровня для различных отраслей. Так, например, с цельюпоощрения и развития строительной отрасли в Израиле был создан совместныйпроект министерств труда, просвещения и ряда других организаций. В рамкахпроекта новым репатриантам предоставлялась возможность, сразу же после приездав страну, параллельно с изучением языка иврит осваивать профессию строителей.По плану проекта, в четырех новых колледжах репатриант через полгода получалспециальность строителя, гарантированную материальную поддержку, а также основыязыка.
В90-х годах министерства абсорбции и труда также выступили с инициативойреализации нового проекта для решения проблемы специалистов длявысокотехнологичных предприятий: предполагалась переквалификация 200репатриантов с высшим образованием и их дальнейшее трудоустройство в сферепрограммного обучения. Обучение проводилось бесплатно в течение шести месяцев,учащимся предоставлялись пособия от Службы национального страхования.
Последняямногочисленная волна русскоязычных иммигрантов заставила израильские властивплотную подойти к решению проблем занятости репатриантов в области бизнеса. Намногих израильских фермах работают репатрианты из стран СНГ, и в середине 90-хгодов около 40% всех желающих открыть свое дело составили русскоязычныеиммигранты, обратившиеся за помощью для развития малого бизнеса в центрыподдержки деловой инициативы.
Всередине 90-х годов в Хайфе, например, при помощи такого центра было основанопорядка 306 малых компаний, из них134 компаний – новыми иммигрантами.Предприятия иммигрантов в тот период дали городу 370 новых рабочих мест,открыв: мини-маркеты, мастерские по пошиву одежды, парикмахерские, пекарни, кондитерские,оптики и ремонтные мастерские. В Иерусалиме примерно за четыре года приподдержке Центра деловой инициативы создана тысяча новых компаний, обеспечившихработой 2250 человек, из них половина — русскоязычные иммигранты.
В1994-1995 гг. правительство в 3 раза увеличило бюджет на стимулирование деловойинициативы иммигрантов из стран СНГ: в 1995 г. ссуды новым иммигрантам,желающим открыть свое дело, составили 15 млн. шекелей. В тот период быласоздана Ассоциация новых предпринимателей, активно выступавшая в их защиту.
Поданным Министерства абсорбции за годы последней алии в страну прибыли более 15тыс. медиков, из них в средине 90-х годов примерно 10 тыс. человек подалипросьбу о получении израильской лицензии на работу и более 6 тыс. ее получили,около 5 тыс. стали работать в парамедицинских областях. Министерство абсорбциисовместно с Министерством здравоохранения организовывали различные курсыпереквалификации и обучения врачей новым специальностям, требующимся в Израиле(гериатрия, трудотерапия и др.), с последующим устройством в больницах иклиниках страны, а также в школах, детских садах, домах престарелых.
Многиепроблемы трудоустройства медиков, а также преподавателей и представителей рядадругих профессий были решены благодаря их собственной инициативе. В 1992 г.русскоязычные преподаватели создали Ассоциацию учителей-репатриантов, обеспечивработой 450 человек. Помимо этой ассоциации существуют различные местныеорганизации, в которых сотрудничают педагоги-репатрианты. В средине 90-х годовв израильских школах уже преподавали примерно 6 тыс. учителей-репатриантов иоколо 2,5 тыс. из них получили постоянное место работы.
Подводяитог, необходимо подчеркнуть, что иммиграция – как одна из главнейшихприоритетных задач строительства израильского общества – постоянно находится вцентре внимания правящих кругов. На протяжении многих лет Израиль накопилзначительный опыт в области абсорбции и интеграции иммигрантов. Этот процесс,подчас весьма тяжелый и болезненный как для государства, так и для иммигрантов,меняется, совершенствуется, приобретая новые формы.
Иммигрантыиз стран СНГ стремятся внести свой вклад в развитие научно-техническогопотенциала Израиля, привнося свои идеи, технологии, а также стремление ихвнедрить. Создается уникальная ситуация, когда «русские» олим, связывая Израильсо странами СНГ, могли бы способствовать развитию взаимовыгодных экономических,научно-технических, культурных и многих других связей и контактов.
Вместес тем, русскоязычные иммигранты, адаптируясь в стране, одновременно, сохраняютсвою самобытность, при этом постоянно и напряженно стремятся к поиску своегоместа и роли в израильском обществе.
иммиграция русскоязычный израиль абсорбция

СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государство Израиль (справочник). М., Наука, 1986, с. 50.
2. Horowitz T.Value-Oriented Parameters in Migration Policies in the 1990’s: The IsraeliExperience. – International Migration, V. 31, № 4. 1998, с.514; Sefer ha-bukim, 02.12.1952.
3. ImmigrantAbsorption: Situation, Challenges and Goals. Ministry of Immigrant Absorption.April 1996.
4. Щаранский Н. Достойное трудоустройство. – Вести. 18.03.1999.
5. Lissak M., LeshemE. The Russian Intelligensia in Israel: Between Ghettoization and Integration.– Israel Affairs Winter 1995, v. 2, № 2, c. 22.
6. Adler Sh. Israel’sAbsorption Policies since 1970’s. –Russian Jews on the Three Continents.Migration and Resettlement. L., 1997, c. 135-144.
7. Gonen A. TheGeography of Immigrant Absorption. The Hebrew University, Department ofGeography. Jerusalem, 1990 January.
8. Lehrmen A.Combined National Outline Plan for Building. Development and ImmigrantAbsorption. –/> NOP. V. 2, №31, Tel-Aviv, 1996.
9. Gittelman Z. Immigration and Identification.1995, c. 18.
10. Международная Еврейская газета.февраль 1999, №9.
11. Абсорбциярепатриантов с высшим образованием. (Из исследования Тель-Авивскогоуниверситета). – Вести. 26.03.1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.