Реферат по предмету "Социология"


Процессы социальной мобильности

Реферат по социологии
Тема: «Процессы социальной мобильности»
Студентапервого курса,
биологическогофакультета,
заочнойформы обучения:
ГригорияАлександровича Янина
№ зач.32080023
Преподаватель:
ТатьянаВладимировна Поликарпова

«Глупый мотылёк догорал на свечке-
Жаркий уголек, дымные колечки»
Егор ЛетовВведение
Напротяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет онтого или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет,холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность илинаоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазонжизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальнаямобильность».
Под этимпонятием понимают переход индивида или социального объекта из одной социальнойпозиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида, социального объектаиз одной группы в другую, без потери своего статуса. Включает такие понятия,как миграция и урбанизация. Вертикальная мобильность обозначает переходиндивида или социального объекта из одного пласта в другой. Действует вопределённых сферах человеческой жизни (ипостасях) — экономической, профессиональнойи политической. Может быть как индивидуальной, так и массовой, последнеесвойство характерно и для горизонтальной мобильности.
Следуетотметить, что не существует общества с социальной мобильностью равной 100%, каки общества с нулевым её значением. Да, история знает примеры, когдавертикальная мобильность приближалась к пиковому своему значению, это периодысоциальных ломок, революций и иных социальных катаклизмов, но это отнюдь неприносило положительных результатов.
Из этого следует,что процессы социальной мобильности находятся в равновесии и нарушение егоприводит к серьёзным последствиям для общества вплоть до его гибели, вспомнимхотя бы революцию 1917 года. В результате прихода к власти большевиков ивзятого ими на вооружение тезиса, что даже кухарка может управлять государствомс одновременным уничтожением старой политической элиты, возник дефицит кадров. Чтобыисправить существующее положение власть прибегла к искусственномустимулированию социальной мобильности. В результате на верхние этажистратификационной системы «хлынули потоки рабоче-крестьянских выдвиженцев, едваовладевшие азами грамоты, но чётко усвоившие чувство классового превосходства»(Сорокин П. А» Человек. Цивилизация. Общество»). О дальнейшей судьбе этойсистемы мы знаем из учебников по истории. Как видно это равновесие столь шатко,что любое вмешательство с целью повлиять на него, даже с благими намерениями,приводит к катастрофическим последствиям, сразу становиться понятным выражение- «Ад начинается с пены на губах у ангела, взявшегося за правое дело» («Моральи политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп» Шейнис В. Л 2003г)
Часть 1: Понятие социальной мобильности пути и способы её реализации. Вертикальнаямобильность
Под социальноймобильностью понимается перемещение индивидуального или социального объекта,или ценности из одного положения в другое. Различают два принципиально разныхтипа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальноймобильностью подразумевают переход индивидуума или социального объекта, илиценности из одной группы в другую без изменения своего социального положения, т.е.перемещения происходят в пределах некоторых групп одного уровня, например, сменаконфессии, гражданства, семьи или, применительно к ценности, становлениехристианства государственной религией римской империи и соответственно перемещенияего в высшие слои стратификационной системы конкретного общества.
Вертикальнаясоциальная мобильность подразумевает перемещение индивидуума или социальногообъекта из одного социального слоя в другой. Существует два варианта её реализации:восходящая и нисходящая (социальный подъём и социальный спуск).
Взависимости от типа стратификации выделяют восходящие и нисходящие потоки экономической,политической и профессиональной вертикальной мобильности.
Восходящиепотоки могут быть двух видов:
1) Проникновениеиндивида из более низких слоёв в более высокие.
2) Образованиеиндивидами новой группы с последующим вхождением её в группу с более высоким положением,ранее существовавшую или наряду с ним.
Соответственнои нисходящей мобильности свойственна двойственность:
Первый тип,это падение индивидуума с более высокой социальной позиции, на существующуюболее низкую, сопровождающийся или не сопровождающийся распадом той социальной группы,к которой он принадлежал.
Например: результатомоктябрьского переворота 1917 года стало отречение императора Николая 2, которыйфактически являлся ядром тогдашней аристократии. Его отречение привело нетолько к лишению его всех прав, но и исчезновению дворянства как такового…
Второй тип, состоитв деградации социальной группы и распаде её как целого.
Например: Врезультате реформ Петра 1, в частности перехода к регулярной армии, стрельцы,как категория служивых людей оказались не нужны. Постепенно утрачивая не толькобылые права, но и средства к существованию, не раз восставали, следствием чегостало не только исчезновение их как класса, но и физическое уничтожение многих…
Вертикальнаямобильность может различаться по интенсивности и объемности. Интенсивностьозначает социальную дистанцию по вертикали или количество слоев — экономических,социальных, политических — которые проходит индивид в процессе своеговосходящего или нисходящего движения за определённый промежуток времени.
Подобъёмностью понимают число индивидов, которые изменили, своё социальное положениеза определённый промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов называютпоказателем абсолютной мобильности. А отношение числа таких индивидов ко всемунаселению конкретного общества, — показателем относительной объёмности.
Как видно,социальная стратификация одной и тойже высоты, может иметь различную внутреннеюструктуру, обусловленную разницей интенсивности и объёмности (горизонтальной) вертикальноймобильности. В качестве примера общества с высокой мобильностью можно привестистарую Америку. Так в 1828 году, несмотря на сопротивление рабовладельческойолигархии, президентом соединенных штатов стал искусный в «земельных отношенияхи лошадиных сделках, в борьбе и дуэлях, первый, кто занял самую высокуюдолжность, не имея ни влиятельной семьи, ни образования, ни богатства» ЭндрюДжексон.
Кстатиговоря: принято считать, что демократические группы обладают более высокими значениямивертикальной мобильности, но это всего лишь иллюзия, которую создаёт элементвыборности. Да, несомненно, они обладают большим числом социальных ходов, чтосоздаёт впечатление отсутствия стратификации, но всё же она существует. Крометого, в некоторых не демократических группах мобильность более интенсивна, чем демократических.Это не всегда заметно, так как способы повышения и понижения в таких обществах невыборы, отсюда впечатление застойного и неподвижного характера таких обществ. Такженельзя использовать критерий «выборности» в качестве оценки развитостиобщества, ибо достоверно известно, что основным механизмом вертикальнойциркуляции в примитивных обществах является выборность. Часть 2: Общие принципы социальной мобильности. Пять теорем Сорокина
Перваятеорема: вряд ли существовало общество, слои которого были бы абсолютнораскрыты или в которых вертикальная мобильность отсутствовала в трёх своихипостасях — экономической, профессиональной, политической.
В качествепримера общества с особо жёстким типом стратификации можно привести кастовоеобщество Индии. До проведения демократических реформ в ней практически отсутствовалипроцессы вертикальной мобильности постольку, поскольку принадлежность к томуили иному классу (в том числе профессия), передавалась по наследству, чтоделало невозможным переход представителей из низких слоёв на существующие болеевысокие.
Но даже втаком обществе, пусть медленно, но всё равно протекали процессы социальноймобильности. Следует отметить, что перемещения в таких обществах индивида илигруппы в более высокие слои зачастую являются результатом сильнейшей социальнойломки: революций и прочих социальных катаклизмов.
Втораятеорема: никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальнаямобильность была бы абсолютно свободна и переход из одного социального слоя вдругой не встречал бы ни какого сопротивления. Если бы социальная мобильность былаабсолютно свободна, то в обществе устроенным таким образом не было бы никакихсоциальных слоев, подобно зданию без потолков. Лишь в периоды полнейшей анархиии беспорядка возникает что-то похожее на хаотичную и дезорганизованную социальнуюмобильность» (П.А. Сорокин «Социальная мобильность») Вспомним лихие 90-е, врезультате сильнейшего изменений политического устройства государства,индивидуумы, ранее не обладавшие особенно значимым социальным статусом,вознеслись до небес — «и небесталанный политический клоун, преуспевший вискусстве самой бессовестной демагогии и совершающий немыслимые кульбиты смгновенной переменой фронта…»(В. Л Шейнис «Мораль и политика вещи несовместимые?» «Социологический калейдоскоп»2003 г)
Третьятеорема: интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности,варьирует от общества к обществу.
Четвёртаятеорема: Интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности в трёхипостасях: экономической, политической и профессиональной изменяются в одном итом же обществе в разные периоды времени. Для любого общества характерночередование процессов высокой вертикальной мобильности и относительной еёнеподвижности.
Пятая теорема:если судить на основании соответствующих исторических и других материалах, то всфере вертикальной мобильности, в её основных трёх видах — экономической, политической,профессиональной – по-видимому отсутствует сколько-нибудь определённая ипостоянная тенденция в сторону увеличения так и снижения её интенсивности и объемности.Считается, что устранение религиозных и иных социальных препятствийспособствует усилению процессов социальной мобильности, но, увы, вместоустраненных препятствий возникают новые. Часть 3: Каналы вертикальной мобильности
Вертикальнаямобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому вмембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия,какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающихсоциальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшимисреди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональныеи экономические организации.
Армия играетособенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн,зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успехазачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армияпродолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды,значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров,когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационнойлестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя нетолько из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сынгоршечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступивв войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получивэту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживатьодним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту,и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе,добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти изатем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)
Вторымосновным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняетэту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. Впериод наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытиявысших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучиканалом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающими её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» ипрочих «инакомыслящих».
Школа, какинститут воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальнойсоциальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьнаясистема представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижнихэтажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшимслоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхнихэтажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.
Человек,который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу квлиятельному представителю правящего класса, автоматически начинаетподниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странахсуществует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Крометого, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если егоработа окажется особо ценной.
Поскольку внастоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играетинститут выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политическиеорганизации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким – то образомпроявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя.Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль вкачестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполнялицерковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.
Профессиональныеорганизации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными дляпредставителей большинства слоёв — научные, творческие, литературные институтыи организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительносвободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простыхлюдей, возвысились благодаря этому каналу.
Пресса этотоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве каналавертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеруничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человекунезаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которыеконтролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.
«Один изсамых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. АСорокин» Социальная мобильность»2005г)
Организациипо созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальнойциркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегдаобладали высоким социальным статусом. Так в средние века представителиеврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однакоте из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то,что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и былиприближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытныевремена действовал принцип — «кто богат, тот и прав».
Семья — одиниз наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрахпервобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-этоединственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки,многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальныхинститутов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именноона является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение.Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образованияи навыки поведения. Функция семьи — удовлетворять потребности общества иличности.
Семья,позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счётвступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящеевремя семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе.Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людейизначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствийдля повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей. Часть 4. Механизм социального тестирования и распределения индивидов внутрисоциальных слоёв
Огромноезначение в распределение индивидов внутри различных слоёв также выполняютсоциальные институты, которые выступают в качестве каналов вертикальнойциркуляции. Такие институты как семья, церковь, армия, политические ипрофессиональные организации, в тоже время являются «ситами», которыетестируют, отбирают и распределяют индивидов по разным слоям и позициям.
Семья ишкола, используют в качестве критерия общие свойства индивидов, такие какуровень интеллекта, здоровья и социальный характер. Другие институты, относятсяк механизмам тестирующим особые свойства индивидов.
Семьяявляется первым критерием для суждения об общих свойствах человека и, соответственно,первичным основанием для определения будущего социального положения индивида. Вобществе где семья стабильна, брак неприкосновенен и длителен, браки междупредставителями разных слоёв немногочисленны, воспитание и образованиепроисходит в основном в семье, место других тестирующих и отбирающихорганизаций невелико, причем молодое поколение поступает к ним в относительнозрелом возрасте, в таком обществе семья, как тестирующая, отбирающая ираспределяющая сила, играет исключительно важную роль, и наоборот, в обществегде семья нестабильна, браки недолговечны, семейные союзы между членами разныхслоёв обычное явление, где образование детей с раннего возраста происходит вдругих институтах, вне семьи, а количество таких институтов довольно велико, втаком обществе семья, как тестирующая и отбирающая сила играет гораздо менееважную роль, чем в обществе первого типа.
Школа-семья,представляет собой институт, который первым проверяет человека и даёт наиболеегрубый набросок жизни индивидуума. Но в дальнейшем семейное тестирование ивлияние семьи пересматривается, и перепроверяться представителями разныхсоциальных институтов. Важнейшим из них является школа.
В настоящеевремя когда влияние семьи резко упало, школа во истину стала самым первым иглавным таким институтом. Существенная её социальная функция заключается не втом, чтобы выяснить усвоил ученик материал или нет, но в том чтобы посредствомвсех её экзаменов и нравственного наблюдения определить какие из учениководарены, а какие нет, путем исключения недостойных закрывает им пути на верх. Потомушкола и есть в первую очередь тестирующая, отборочная и распределяющаяинстанция.
Интенсивностьэтой функции школы, естественным образом меняется от общества, в разныепромежутки времени, она сильно зависит от степени, в которой тестирование иотсеивание индивидов осуществляется другими институтами и особенно семьи. Школавыполняет функцию отбора и препятствует социальному продвижению индивидов,которые не были отстранены и отобраны семьёй.
Церковь, каки школа, тестирует интеллектуальные способности человека, так и церковьтестирует нравственные и духовные социальные характеристики. Семья, церковь ишкола являются теми институтами, которые в основном тестируют общие способностии качества людей и определяют лишь в общем виде и предварительно в какой изосновных
социальныхслоёв индивидуум должен быть помещён, и каким видом деятельности должензаниматься. В дальнейшем они перепроверяются и пересматриваются различнымипрофессиональными организациями, в которые попадает индивидуум. Эти инстанции основныеи их решение окончательно, в том смысле, что ряд привилегированных групп оказывается,закрыт для подавляющего числа «неудачников» не выдержавших проверку со сторонышколы семьи, церкви. Подавляющее число индивидов прошедшие эту проверкуотправляются в эти привилегированные, профессиональные группы.
1) Профессиональноетестирование проявляется, прежде всего, в том, что само существование любыхпрофессий требует определённого отбора такого рода людей, которых можно принятьи оставить в рамкой данной профессии и которые могут заниматься ею.
2) Формасоциального тестирования, отбора и распределения индивидов, профессиональнымигруппами проявляется в восходящем передвижение, блокировании или нисходящемдвижении, как внутрипрофессиональных рангов, так и внутри межпрофессиональных рангов,слоев.
3) формасоциального тестирования, отбора и распределения индивидуумов выражается вфакте перемещения человека из сферы профессиональных занятий неподходящих длянего в других, более соответствующих его возможностям и призванию.
Часть 5. Горизонтальнаямобильность.
Горизонтальнаямобильность, как говорилось выше, представляет собой переход индивида илиценности из одной социальной позиции в другую, без изменения социального статуса.К таким процессам относятся перемещения в географическом пространстве, например,из группы в группу, без изменения социального статуса, или переезд населения сместа жительства к местам покупок, работы, развлечений — это так называемаямаятниковая миграция.
Болеезначительным процессами являются так называемая массовая миграция,представляющая собой перемещения крупных групп населения на большие расстояния.Все перемещения относительно каждой территории слагаются из потоков выбытия (эмиграции),и прибытия (иммиграции). Разница между двумя этими потоками даёт объём чистой миграции,а их сумма-объём валовой миграции.
Различаютвнешнюю и внутреннюю миграцию. Первая связана с пересечением государственныхграниц и делиться на межконтинентальную и внутриконтинентальную. В зависимостиот долговременности каждого перемещения миграцию делят также на постоянную, илибезвозвратную, и временную, или сезонную. Безвозвратный характер обычно имеет межконтинентальнаямиграция, миграция из села в город.
Приняторазличать несколько основных исторических разновидностей миграции
А) древнейшиеперемещения целых народов выливавшиеся в форму завоевательных походов. Они игралибольшую роль в истории человечества, его распространению по всему земному шару,образованию рас и этносов…
Б) регулярныеперемещения населения из деревни в город и в обратном направлении. Конечно,интенсивность таких перемещений неодинакова от общества к обществу и находитсяв зависимости от конкретных условий страны и эпохи.
В) перемещениябольших масс населения, связанных с рядом постоянно действующих социальноэкономических причин: колонизация, освоение пустующих и слабозаселённых территорий.
Г) столкновение,пересечение миграционных потоков, которые то меняют направление, то набираютсилу, то мелеют. Среди них особое место занимают миграционные потоки, вызванныечрезвычайными обстоятельствами, стихийными бедствиями, политическимипереворотами, религиозными гонениями, войнами и революциями. Называемые поаналогии с ветхозаветными событиями «исходом».
Распространеннымявлением в современном мире стало образование многочисленных диаспор. Диаспора –это часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.Социокультурная роль диаспор в современном мире не поддаётся однозначной интерпретации.С одной стороны, они способствует сближению этносов, диалогу культур, азачастую вливают новые идеи и образы в литературу, искусство, с другой – онимогут служить источником конфликтов, умножения очагов маргинальности, напряжённостив обществе.
Мобильныйхарактер современного общества проявляется, прежде всего, в интенсивной, всеболее усиливающейся территориальной циркуляции его членов. В современныхобществах люди всё меньше и меньше сохраняют чувство привязанности к тому месту,где они родились. Раньше территориальная миграция ограничивалась сравнительноузким кругом ближайших окрестностей т.е., территориально общество состоялопочти исключительно из людей, родившихся по соседству. Количество пришлых влюбом таком обществе было нулевым или совсем незначительным. Рост территориальнойциркуляции является следствием размытия пространственных границ, которые ранее,рядовой индивидуум преодолеть не мог. Сейчас же это стало возможным, человекимеет широчайшей выбор транспортных средств, которые в часы переносят его изодной точки мира в другую.
Циркуляция социальныхценностей также имеет тенденцию к увеличению за счёт прогресса средствинформационных коммуникаций. Под горизонтальной циркуляцией социальных объектови ценностей следует понимать любые перемещения материальные и духовные ценностей,которые созданы или модифицированы в результате целе — направленной или неосознаннойчеловеческой деятельности… »…различные новости коммунистическая идеология,каменный топор и автомобиль, короткие стрижки и контроль за рождаемостью»(П. АСорокин»Социальная мобильность»2005г) Увеличение и усиление объёма циркуляциисоциальных объектов обозначает тоже самое, что и усиления и увеличенияциркуляции индивидов. Взаимопроникновение первых является синонимомтерриториального взаимопроникновения последних. Если тот или иной обычай изодной социальной группы проникает в другую, это в каком-то смысле равносильнопроникновению членов первой группы во вторую.
Мобильностьсоциальных объектов и ценностей, как и мобильность индивидов, может приниматьдве основные формы – горизонтальную и вертикальную. Когда социальным объектомначинают пользоваться всё большее число лиц принадлежащих к одному и тому жеклассу (безотносительно к стране), то это является примером горизонтальноймобильности этого объекта. Когда социальным объектом используемый определённымслоем, пересекает классовые границы и начинает распространяться внутри другихгрупп, то говорят о вертикальной циркуляции. Благодоря современным, скоростнымсредствам информационных коммуникаций, СМИ и. т.п., любая новая новые идеи, нормы,правила, новости, художественные произведения становятся достоянием мировойобщественности, ни то что в минуты, а в секунды и в мгновения. Поэтому не стоитудивляться, что в прошлом, для распространения какой-нибудь новой идеитребовался период в несколько сотен лет, именно из-за отсутствия таковыхсредств.
Ещё однойважной формой горизонтальной циркуляции, является внутрипрофессиональнаяциркуляция индивидов — это переход из одного места работы в другое, сменапрофессии на профессию, но той же квалификации. Такие переходы, зачастую неведут за собой сколько-нибудь изменений в вертикальном направлении. И эти видывнутрипрофессиональной циркуляции или текучести кадров относят, поэтому кразряду горизонтальной, внутрипрофессиональной мобильности. Интенсивность иобъёмность в общем зависит как от свойств конкретного индивида (срединеквалифицированных рабочих текучесть гораздо больше), так и от организациитруда на конкретном предприятии. Несомненно, немаловажное значение имеет и возраст,и стаж работы сотрудника.
Когдаразведённый мужчина или разведённая женщина вновь вступает в брак, мы можемговорить междусемейной циркуляции. В большинстве случаев, подобноемеждусемейное перемещение индивидов не сопровождается сколько-нибудь, заметнымизменением его положения по вертикали. По этой причине междусемейную циркуляциюрассматривают, как разновидность горизонтальной циркуляции. Нарастающаямеждусемейная циркуляция свидетельствует о том, что институт семьи слабеет и разрушается,о чём свидетельствует и стремительное нарастание числа разводов.
Всовременном обществе также наблюдается заметный рост передвижений индивидов изодной страны в другую. Под этими перемещениями понимается не простотерриториальная миграция индивидов из страны в страну, когда они сохраняют своёпрежнее гражданство, а как раз его смена.
Современноеобщество также динамично, в том отношение, которое касается передвиженияиндивидов из одной религиозной группы в другую. Религиозные взгляды населенияменяются постепенно. Периоды, когда эти изменения накапливаются, кажутсясовершенно неподвижными. Действительно, изменения эти накапливаются, достигаютсвоей точки насыщения, видимо прорываются наружу и заявляют о себе в виде самойнастоящей религиозной революции, сопровождающийся резкими изменениямизатрагивающими численность и характер существующих религиозных групп. Такиепериоды наступают время от времени, как проявление постепенно накопившихсяизменений, религиозных представлений и бывают отмечены чрезвычайно интенсивнымпереходом из одной религиозной группы в другую, исчезновением одной существующейрелигии и появлением новых.
Часть 6. »Последствиясоциальной мобильности её влияние на жизнь общества и личности»
Болееинтенсивное перемещение с места на место — в вертикальном и горизонтальном направлениях- в значительной мере мешает установлению строгих обычаев и незыблемых норм морали.В иммобильном обществе такое установление происходит гораздо успешнее,поскольку любая социальная ячейка обладает своими строгими обычаями, а индивидвнутри такой ячейки занимает своё постоянное место. Членами мобильного общества,которые являются либо «временными постояльцами» той или иной ячейки, либо, — «какмотылек, все время порхают с места на место, а в каждой ячейки и на каждомместе свои стандарты и своя мораль, членами такого общества нельзя привить строгиеи определённые навыки жизни, да и сами навыки не отличаются тем постоянством,какое свойственно традициям, установившимся в неподвижном обществе. Отсюда-большаяморальная неустойчивость членов мобильного общества; отсюда его нынешняядеморализация и отсюда высокий уровень преступности в настоящее время. (П. АСорокин» Социальная мобильность. »2005г).
Всовременном обществе индивид подвержен влиянию множества конфликтующих систем воспитания.Отсюда – противостояние традиций, раскол личности, запутанность и непоследовательностьлинии поведения. Когда мы переезжаем в город или в другую страну, или попадаемв иной социальный слой, результатом этого, как правило, оказывается частичнаянравственная изоляция и атрофия морального чувства результатом этого являетсято, что большая часть общества состоит из перемещённых лиц, среди которых царит«анархия духа», при которой не существует этноса, т.е. устоявшейся системынравственной жизни в целом, а происходят только вспышки импульсов, хороших илиплохих.
В идеальноммобильном обществе индивиды могут распределяться в соответствии с ихспособностями и возможностями независимо от положения, занимаемого их родителями.В иммобильном обществе лишь исключительно удачная расовая частота могла в какой-тостепени приблизиться к подобному типу. Но даже такая чистота не в состоянии предотвратитьпоявления детей, непохожих на своих родителей, поэтому даже исключительноудачное иммобильном общество будет отличаться от идеального образца.
Длясуществования идеального общества необходимо соблюдение некоторых условий:
1) изначальноеравенство детей и одинаковые шансы для всех.
2) адекватностьтестирующих институтов и методов. Оно состоит в том, что методы проверки должнывыявлять именно те способности и таланты, которые действительно необходимы дляуспешного выполнения определённых социальных функций. Никогда в истории не одиниз этих принципов не был реализован в полной мере. Поэтому ни одно из этихобществ не может похвастаться тем, что ему удалось реализовать идеальную модельраспределения индивидов.
В мобильныхобществах существует система «свободных вакансий», между претендентами навысокие должности разворачивается острая конкурентная борьба. Таким образом,более сильные индивиды вытесняют и изгоняют более слабых. Сильный потокмобильности напоминает бурное течение, которое смывает и уносит те деревья, укоторых слабо развита корневая система. Таким образом, слабые наследникиименитых родителей вытесняются, возвышаются сильные индивиды незнатногопроисхождения и в результате вся социальная структура на всех уровнях постоянноочищается от неподходящих обитателей. Внутри современного иммобильного обществасовременная аристократия значительно обескровлена; она состоит из потомков, ужеиспорченных внутренними браками, ослабленными тепличными условиями жизни ипривилегиями, которые не уравновешены соответствующей ответственностью. Отсюдавывод-наследование социального статуса препятствует вытеснению недостойныхпредставителей аристократии и возвышению талантливых выходцев со дна социальнойпирамиды.
В мобильномобществе индивиды распределены по социальным слоям лучше, благодаря чему онилучше справляются со своими обязанностями, чем менее удачно размещённыеиндивиды в обществе иммобильном. Поэтому мобильное общество прогрессирует болееинтенсивно. Интенсивная мобильность также способствует повышению экономическогоблагосостояния общества. Мобильность оказывает положительное воздействие насоциальную стабильность. Удачное распределение индивидов способствуетсоциальной стабильности, Когда индивид выполняет функции, к которым у него естьсклонность и испытывает удовлетворение от выполняемой работы, он не имеет влечениявыступать против существующего режима. Кроме того, большая эффективность работыправильно размещённых людей обеспечивает больше возможностей для удовлетворениянужд населения в целом. Отсутствие наследственных привилегий и надуманных льготуменьшает силу аргументов недовольных элементов. Однако мобильностьспособствует деморализации и ослабляет действенность многих социальнонеобходимых традиций, что приводит к разрушению социального порядка: — «тот, ктонаходиться внизу, стремиться возвыситься, тот, кто обитает в верхних слоях,хочет продвинуться ещё выше или же опасается, что его оттеснят вниз…… этоведёт к непрекращающейся борьбе между индивидами, группами и фракциямимобильного общества» (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г). Также мобильностьоказывает отрицательное влияние на целостность комплекса культуры. Подкомплексом культуры понимают уникальную комбинацию многих социальных и культурныххарактеристик, которые в совокупности создают «социокультурный облик» обществаили предают ему его социальную индивидуальность. Мобильность является тем фактором,который сокращает долговечность культуры, разрушает её целостность,способствует её дезинтеграции и тем самым сокращает срок жизни соответствующегообщества или социального института. Усиление горизонтальной мобильностиприводит к рассеиванию представителей данного сообщества и проникновение в неголиц руководствующихся другими нормами и стандартами. Это приводит к тому, чтоместная культура превращается в некую смесь из элементов разных культур, необладающая никаким индивидуальным стилем. Вертикальная мобильность имеет схожиепоследствия, когда состав конкретного социального слоя постоянно меняется, засчёт представителей разных слоев, и каждый новый его член приносит с собой своитрадиции и правила, это приводит к размытию границ слоя, стиранию стиля ираспаду его культуры как некой целостности.
Заключение
Как видно влияниесоциальной мобильности на жизнь общества и на каждого его члена неоднозначно. Содной стороны мы имеем повышение уровня жизни, наличие элемента справедливостиво взаимоотношениях между представителей различных слоев, с другой истощениедуховных вод общества, обесценивание принципов гуманизма. По сути, современноеобщество существует благодаря неким безусловным стимулам, ограничивающим егосвободу действия, например, различные законы, акты и нормы, регламентирующиеповедение каждого его члена. Мобильность привела к отмиранию даже безусловныхрефлексов, обеспечивающих сохранность видов в дикой природе, а именно чувствоколлективной безопасности, что само по себе доказывает сколь сильно её разлагающеедействие. Так в неподвижном обществе, где имеются строгие, веками устоявшиесятрадиции и нормы поведения, убийство расценивалось как святотатство, сейчас жеубийство нас «возмущает», но без каких-либо глубоких эмоций. Человек всовременном мобильном обществе воспринимается как что-то вроде арифметическойединицы, абстрактной и лишённой жизни. Более того, когда массовое убийствосовершается ради каких-то высоких целей, во имя «Свободы», «Демократии», «Борьбыс терроризмом» и «однополярным миром», многих людей не возмущает подобное кровопролитие,а иногда и радует их «сердце», — «Человек украшает хорошими словами все свои поступки,вплоть до самых пакостных. («Социология революций» П.А. Сорокин 2005г)
Одиночествосовременного человека, это тоже порождение мобильности. Человек, как мотылёкперелетает из одной ячейки общества в другую. В результате, у него атрофировалосьчувство внутреннего единства с какой бы то ни было из групп, ведь даже семья,по сути уничтоженная мобильностью, перестала исполнять роль убежища. Мобильностьпривела и к эмоциональному истощению общества, сведение столь высокого чувства,под названием любовь, к простому физиологизму, явное тому подтверждение. Оттого и обесценивание семьи, брак перестал быть символом единения душ и превратилсяв некоторую бюрократическую формальность. Конечным результатом мобильности, каквидно, является деградация общества в целом, его обезличивание и гибель.
«Мораль сейбасни человеческой проста-
Всё то жеповторяется из века в век:
Спервасвобода, слава, а потом-
Слабеет имельчает человек.
Он ценит роскошь,негу и разврат
И вварварство мечтает погрузиться,
И всейистории огромные тома –
Одна лишьэта грустная страница. »
Н. Макиавелли
Список литературы:
1)«Человек.Цивилизация. Общество». Сорокин П.А. 1992г.
2)»Системасоциологии». Сорокин П.А. 1993г.
3)«Социальнаямобильность». Сорокин П.А. 2005г.
4)»Социологияреволюций». Сорокин П.А. 2005г.
5)«Общедоступныйучебник социологии». Сорокин П.А. 1994г.
6)»Социальныеперемещения». Руткевич М.Н. Филиппов Ф.Р. 1970г.
7)«Государь»Никколо Макиавелли 1997г.
8)»Общаясоциология». Под ред. профессора Дыльнова Г. В 1999г.
9)«Социология».Лукьянов В.Г. Сидоров С.А. Урсу И.С.
10)»Моральи политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп» Шейнис В. Л 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образ Петра Гринева в повести Капитанская дочка
Реферат Маржиналистская теория ценности и ее значение
Реферат Monkey Garden By Cisneros Essay Research Paper
Реферат Синдромальный подход - основа клинического диагноза (на примере синдрома Кавасаки).
Реферат Митний тариф як інструмент економічної політики держави
Реферат Разработка маркетинговой стратегии салона красоты
Реферат Незаконне зайняття рибним звіриним або іншим водним добувним промислом Проведення вибухових ро
Реферат Национальные казахские виды спорта. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи
Реферат Оттепель: творение Н.С. Хрущева или объективный процесс?
Реферат "Мой век забвенный…" (Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных…" и "Дорожные жалобы")
Реферат Особенности финансирования и пути привлечения дополнительных финансовых ресурсов в учреждениях з
Реферат Февральская революция 1917 года 2
Реферат Металургійний комплекс світу
Реферат The Vagabond Essay Research Paper The Vagabond
Реферат Методы оценки эффективности инвестиций и обоснование их экономической целесообразности по проекту