Реферат по предмету "Социология"


Понимание проблем сексуального и репродуктивного здоровья, ВИЧ/СПИД и ИППП применительно к детям улиц

СОДЕРЖАНИЕ
молодежь безнадзорный риск инфекционный заболевание
Введение
1.Социально-демографические характеристики детей улиц
1.1 Половозрастной составбезнадзорных
1.2 Влияниепродолжительной уличной жизни на риск заболевания ВИЧ-инфекцией
1.3 Специфика уличногообраза жизни подростка
1.4 Разрыв связей сошколой, как один из факторов риска ВИЧ-инфецирования
Глава 2.Социально-психологические особенности детей улиц
2.1 Основные причиныухода из дома подростков
2.2 Адаптация подростковк уличным условиям
2.3 Характеристикауличной «тусовки»
2.4 Способы получениясредств. Криминализация «тусовок»
2.5 Психологическиехарактеристики уличных подростков и молодежи
2.6 Типичные рискованныеформы поведения, характерные для уличных подростков
2.7 Социальная помощь какнаиболее эффективный помощник в преодолении препятствия на пути измененияжизненной ситуации
Глава 3. Инфекционныезаболевания, типичные для уличной молодежи
3.1 ВИЧ-инфекция
3.2 Вирусные гепатиты
3.3 Инфекции,передающиеся половым путем (ИППП)
Заключение
Список использованныхисточников

ВВЕДЕНИЕ
 
На 1января 2009г. общее число ВИЧ-инфицированных в России по даннымРоспотребнадзора РФ, превысило 467 тысяч человек[1],а распространенность ВИЧ-инфекции составила 300 случаев на 100 тысяч населения,или 0,3% населения страны[2].Около 80% новых случаев ВИЧ-инфекции в России выявляются среди лиц 15-30 лет.Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех субъектах Российской Федерации.
Наиболееинтенсивно распространение ВИЧ-инфекции происходит в тех социальных группах,которые практикуют рискованные формы поведения, прежде всего внутривенноеупотребление наркотиков и незащищенный секс. Актуальность темы курсовой работы состоитв том, что, рискованные формы поведения широко распространены, в частности, всреде уличных подростков. Из них 50,7% имеют опыт употребления инъекционныхнаркотиков, а 79,6% нерегулярно используют презервативы при половых контактах[3].
Такимобразом, проблема ВИЧ-инфецированности безнадзорных детей заслуживает особоговнимания, в котором должны принять непосредственное участие всезаинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительнойвласти и социальные работники.

1.Социально-демографические характеристики детей улиц
1.1. Половозрастнойсостав безнадзорных
Наиболееинтенсивно распространение ВИЧ-инфекции происходит в тех социальных группах,которые практикуют рискованные формы поведения, например, в среде уличныхподростков. ВИЧ-положительные уличные подростки не всегда получают необходимуюим медицинскую, социальную и психологическую помощь. Причины, которыезатрудняют обращение за помощью, включают в себя отсутствие документов,регистрации по месту жительства, а также в целом отсутствие социальных навыков,необходимых для получения помощи. Многие подростки не знают о своемВИЧ-статусе, а если и знают, то не считают ВИЧ-инфекцию актуальной проблемой всвоей жизни и не считают нужным тратить усилия на обследование и лечение. Крометого, уличные подростки редко проходят лечение, что вызвано их беспорядочнымобразом жизни, наркозависимостью и низкой мотивацией и в совокупностистановится основным препятствием к назначению антиретровирусной терапии.Необходимо отметить, что уличные подростки – это неоднородная по своему составусоциальная группа, которая включает как безнадзорных, так и беспризорныхнесовершеннолетних
Федеральныйзакон РФ № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль заповедением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащегоисполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию состороны родителей или законных представителей либо должностных лиц[4]».
Такимобразом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушенав результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данныеобстоятельства сами или с помощью родителей. Такие исследователи как И.А.Фурманова и Н.А. Белов, относят таких детей к «группе риска»:
1. дети с проблемамив развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2. дети, оставшиесябез попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силыобстоятельств;
3. дети изнеблагополучных, асоциальных семей;
4. дети из семей,нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи иподдержке;
5. дети спроявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации[5].
Средибезнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучныхсемей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортноготипа» [6].Такие дети имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никакихобязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, безсобственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает подчужое влияние, чаще отрицательное.
Согласноданным исследования 2002 г., проведенного в 23 субъектах Российской ФедерацииСанкт-Петербургского ГУ «Городской центр профилактики безнадзорности инаркозависимости несовершеннолетних» среди уличных детей и подростков 7-17 лет,68,3 % составляли мальчики и юноши, 31,7 % — девочки и девушки[7].Причина преобладания подростков мужского пола в уличной среде состоит в том,что они более склонны к протестам, после чего мальчики чаще убегают из дома илиинтернатных учреждений и оказываются на улице. По сравнению с ними девушкибольше приспосабливаются к сложившейся ситуации[8].Больше всего по численности возрастные группы, составляют юноши и девушки ввозрасте от 18 до 21 года (51,6 %), 16-17 лет (20,4 %), 21-25 лет (14,5 %).Подростки младших возрастных категорий (14-15 лет) и дети младше 14 летвстречаются значительно реже (9,4 % и 3,7 % соответственно) [9].Таким образом, средний возраст начала уличной жизни среди мальчиков и юношей нанесколько лет ниже, чем среди девушек.
Поданным исследования, ВИЧ-инфекция среди уличных подростков в большинствераспространена среди юношей, чем среди девушек. Из числа обследованныхподростков мужского пола ВИЧ-инфицированными являются 42,2 %, женского – 28,7 %[10].Возможно, это связано с тем, что молодые люди чаще практикуют рискованные формыповедения, чем девушки. Если среди 15-17-летних подростков распространенностьВИЧ-инфекции составляет 30,1 %, то к 18-19 годам этот показатель возрастает до43,7 %[11],вероятно, доля ВИЧ-инфицированных среди уличной молодежи увеличивается по меревзросления.
Подводяитоги, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которыхнарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолетьданные обстоятельства сами или с помощью родителей. В уличной тусовкепреобладают мальчики и юноши, они более склонны к протестам и чаще убегают издома или интернатных учреждений и оказываются на улице. Так же ВИЧ-инфекцияболее распространена у юношей, так как они склонны к рискованным формамповедения.

1.2 Влияниепродолжительной уличной жизни на риск заболевания ВИЧ-инфекцией
 
Однимиз главных факторов, влияющих на увеличение процента заражения ВИЧ-инфекциейсреди уличных подростков, является продолжительность уличной жизни. Наиболеераспространенный период пребывания подростков на улице, по мнению В.И. Чупрова,это от 7 до 12 месяцев. ОднакоА. В. Рудов в своей статье пишет, что большинство подростков ведут уличныйобраз жизни довольно давно – более одного года. При этом с увеличением «стажа»уличной жизни повышается риск ВИЧ-инфицирования. Среди подростков, живущих наулице менее одного года, ВИЧ-инфицированными являются 27,3 %, в то время как вгруппе подростков с более чем годичным стажем уличной жизни этот показательвозрастает до 39,7 %[12]
Следуетотметить, что период пребывания подростка на улицах городов России от 7месяцев, это достаточно большой период[13],что в свою очередь свидетельствует о невысокой степени эффективности социальныхслужб. Определенно, долгий период бродяжничества ребенка характеризуетсямасштабами городов, позволяющими долго избегать контакта с городскими системамиправоохранения и социальной защиты. Кроме этого, основная масса «детей улиц» —приезжие из других регионов и стран, поэтому пути их пребывания в город иперемещения в нем не удается эффективно контролировать.
Такимобразом, можно предположить, что основной срок пребывания детей на улице от 7месяцев и более. Так же, с увеличением времени, проведенного в уличной среде, атакже с увеличением возраста уличных детей, становятся более приемлемымирискованные формы поведения, которые способствуют заражению ВИЧ-инфекциями.         
 
1.3Специфика уличного образа жизни подростка
 
Вопрекираспространенному мнению, среди уличных подростков лишь 13,4 % являются полнымисиротами[14].Большинство этих подростков ранее были воспитанниками интернатных учреждений.Почти треть потеряли одного из родителей, а большинство не являются сиротами. Несмотряна то, что большинство уличных подростков имеют полную семью или одногородителя, их семейная ситуация характеризуется рядом проблем. Так среди прочих В.И.Орел выделяет следующие:
· нестабильный бракили родители в разводе
· деструктивныевзаимные отношения между членами семьи
· низкий уровеньблагосостояния, наличие в семье безработных или членов семьи с асоциальнымповедением
· частые социальныеконтакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения[15].
Длямногих семей характерны конфликтные отношения, которые носят устойчивыйхарактер: 36,3 % уличных подростков подвергались дома физическому насилию и 5,3% — сексуальному[16].Нужно отметить, что реальное распространение насилия в семье может быть выше,потому что подростки не всегда готовы рассказать о насилие, или же не всегдарасценивают взаимоотношения в семье как насилие. Е.И. Морозова пишет, что желаниеизбежать конфликтных ситуаций в семье является наиболее типичным факторомсклонности к уходу на улицу[17].Однако для многих уличных подростков семья остается важной ценностью, чтопозволяет рассматривать возвращение в семью как одну из приоритетных задач ихсопровождения.
Полноесиротство является достоверным фактором риска ВИЧ-инфекции[18].Это доказывает, что среди круглых сирот распространенность ВИЧ-инфекции поданным Санкт-Петербургского «Городского центра профилактики безнадзорности инаркозависимости несовершеннолетних», составляет 64,3 %, по сравнению с 33,2 %среди тех, у кого есть один или оба родителя. Таким образом, отсутствиепопечения родителей усугубляет возможность заразиться ВИЧ-инфекциямипрактически в два раза.
Стоитобратит внимание, на жилищные условия уличных детей. В.О. Спартин пишет, чтопочти четверть уличных подростков и молодежи (23,5 %) не имеют места для жилья[19]и проживают в подвалах, на чердаках, в заброшенных домах, канализационныхколлекторах и прочих неприспособленных для жилья местах. Эта группа внаибольшей степени подвержена риску ВИЧ-инфицирования: распространенностьВИЧ-инфекции среди подростков, не имеющих жилья, составляет 68,1 %. Средиуличных подростков, имеющих свое жилье или проживающих в общежитиях илиинтернатных учреждениях, доля ВИЧ-инфицированных составляет 28,7 % и 31,6 % соответственно[20].
Такимобразом, данные исследования показывают, что проживание в нежилых помещениях сантисанитарными условиями, в отсутствие минимального контроля со сторонывзрослых, способствует формированию и закреплению рискованных форм поведения.
1.4Разрыв связей со школой, как один из факторов риска ВИЧ-инфецирования
 
Однимиз ключевых факторов, влияющих на появление ребенка на улице, является школьнаянеуспеваемость, напряжение, конфликтные отношения с учителями и одноклассниками[21].Возможно склонность к уличному образу жизни может также способствовать желаниюизбежать этих моментов. Н.А. Белов отмечает, что большинство уличной молодежине посещают никаких учебных заведений от 1 до 5 лет, из них 44,5 % не учатсяуже более 3-х лет. 15,3 % не посещают занятий от нескольких месяцев до года, итолько 15,6 % регулярно посещают школу или другое учебное заведение[22].Хотя в опросе дети нередко говорят, что в школу им ходить нравится, однако изответов других респондентов следует их равнодушное, а чаще негативное отношениек школе. Представления респондентов о школе расплывчаты и неточны. В лучшемслучае опрошенные могли назвать фамилию кого-то из их бывших учителей.Незначительная часть опрошенных (7%) отметили, что образование им нужно, но несмогли пояснить, зачем.
Можнопредположить, что разрыв связей с образовательным учреждением можетрассматриваться как один из факторов риска ВИЧ-инфицирования. Так Н.А. Беловотмечает, что практически никто из ВИЧ-положительных подростков не посещаетшколу регулярно, 87,8 % не были в школе более одного года[23].Автор так же пишет, что ВИЧ-инфицированные подростки составляют большинствоуличных подростков, не посещающих школу более 3 лет. Однако, в группе уличноймолодежи, посещающие образовательным учреждением, преобладают подростки сотрицательным ВИЧ-статусом.
Такимобразом, ВИЧ-положительный статус является немаловажным фактором, влияющим напосещение уличными детьми образовательных учреждений. Неуспеваемость иконфликтные отношения с учителями и одноклассниками тоже влияют на уход изобразовательного учреждения. Так же, уличным подросткам было интересно посещатьшколу, но мало кто из них мог точно указать причину посещения школ, однакомногие из респондентов, утверждали, что посещать школу очень важно для них, ноони не могли уточнить почему.
Подведяитог вышесказанному, можно сформулировать основные факторы риска зараженияВИЧ-инфекциями:
· Сиротство:круглые сироты в 2-5 раз чаще рискуют заразиться ВИЧ, чем те, у кого есть хотябы один из родителей;
· Непосещениеобразовательного учреждения;
· Отсутствие жилья:подростки, не имеющие жилья, в 2,5-5 раз чаще рискуют быть ВИЧ-инфицированнымипо сравнению с теми, у кого есть жилплощадь.

Глава2. Социально-психологические особенности детей улиц
2.1Основные причины ухода из дома подростков
Уличныеподростки, как правило, скрывают или не осознают реальные причины своего уходаиз семьи или интернатного учреждения. На первом месте среди названных имипричин находится склонность к бродяжничеству[24],в то время как по данным клинических психологов и психиатров эта цифра непревышает 8-10 %[25].А.Е. Личко выделяет четыре типа причин ухода детей и подростков на улицу:импунитивные, эмансипационные, демонстративные и дромоманические.
Импунитивныепричины связаны состремлением подростка избежать жестокого обращения со стороны родителей,педагогов или сверстников. К жестокому обращению относятся психологическое,физическое и сексуальное насилие, унижение личностного достоинства. В этомслучае поведение строится таким образом, чтобы отвлечься от проблем, забыть оних.
Эмансипационныепричины связаны состремлением подростков избавиться от контроля взрослых, от наскучившихобязанностей, с желанием стать «свободными». Однако поводом для ухода на улицуможет стать конфликт с родителями или педагогами, в основе такого поведениялежит не страх перед ними, а желание освободиться от надзора, изменить образжизни.
Демонстративныепричины основе причинылежит стремление привлечь к себе внимание, потерянное по тем или иным причинам.Иногда подросток пытается таким образом добиться желаемого – приобретения емукаких-либо вещей, предоставления определенных прав и свобод. Характернойособенностью уходов на улицу, обусловленных данными причинами, являетсястремление быть найденным. Такие уходы из дома приводят к формированию уличногообраза жизни реже, чем все остальные, за исключением тех случаев, когдаподросток, использующий их постоянно как эффективное средство воздействия на родителей,втягивается в уличный образ жизни.
Дромоманическиеуходы на улицу,встречаются реже, чем все остальные причины. В их основе лежит внезапно ибеспричинно снизившееся настроение, тяга к перемене обстановки. В этом случаеуходы из дома могут рассматриваться как одна из форм поведенческих расстройств.Они закрепляются в поведении по принципу условно-рефлекторных связей, становясьнемотивированными и стереотипными, причем с каждым разом их ареал расширяетсявсе больше и больше. В современной классификации психических заболеваний МКБ-10синдром уходов и бродяжничества рассматривается в разделах «поведенческиерасстройства» в целом и «нарушения настроения»[26].
2.2Адаптация подростков к уличным условиям
 
О.А.Селиванова отмечает, что процесс адаптации подростка к уличному образу жизнипредставляет собой перемещение из одной социальной ниши в другую и включает всебя три фазы[27]:
1. Фазаотрыва, открепления отдельной личности или целой группы от
занимаемогоранее места в социуме и от определенных культурных обстоятельств. Иногда этототрыв символически обозначается в различных ритуалах посвящения, в том числедовольно жестоких, которые должен пройти «новичок» для того, чтобы статьполноправным членом уличной «тусовки».
2. Фазаперехода, в течение которой подросток получает двойственные черты,подросток пребывает в промежуточном состоянии отказа от прошлой жизни инеопределенности будущей.
3. Фазавосстановления целостности, вступления в новое состояние. В рамках этойфазы у подростка формируется убеждение, что он отстоял свое право на жизнь внесоциума, опробовал способы и методы «самообеспечения», утвердился в возможностисуществования в условиях улицы. Для него важен в этой ситуации новый личныйопыт. Большинство уличных подростков не сразу достигают третьей фазы, оставаясьдостаточно долго в фазе двойственности и при активной работе с подростком,можно его социально реабилитировать.
Такимобразом, адаптация к уличному образу жизни никогда не бывает окончательной,потому что факторы, под которые нужно подстраиваться, постоянно меняются.Подросток не имеет возможности отдохнуть, напряжение нарастает, механизмыадаптации истощаются. В условиях улицы возможности удовлетворения важнейшихбазовых потребностей негарантированны. В итоге формируется «порочный круг»склонности к уличному образу жизни: подросток в результате неспособностиадаптироваться к «неподходящему» обществу оказывается на улице, гдесталкивается с проблемой необходимости приспособления к уличной среде.
2.3Характеристика уличной «тусовки»
 
Всовременной уличной субкультуре прочно закрепился групповой образ жизни.Подростки-«одиночки», ведущие обособленный образ жизни, встречаются редко.Уличная молодежь проводит большую часть времени в компании друг друга. Можноотметить, что группировки уличных подростков на их сленге, а также напрофессиональном жаргоне социальных работников называются «тусовки».
А.Л.Арефьев пишет, что «тусовки» уличных подростков довольно неустойчивы. Они легкораспадаются и меняют локализацию, численность групп непостоянна и зависит отпогоды, времени суток, способа добывания денег, активности правоохранительныхорганов и других факторов. Кроме того, если в начале 2000-х гг. уличныеподростки проводили в условиях улицы большую часть времени, то сегоднянаблюдается уход подростков с улицы на квартиры, где проживает кто-то из членов«тусовки» [28]. Возможнохозяином является кто-то из подростков, чьи родители не проживают в квартире,либо страдают алкогольной зависимостью и не контролируют квартиру. В другихслучаях жилье подросткам предоставляет наркозависимый или страдающийалкоголизмом взрослый, который за спиртное или наркотики позволяет им ночеватьв его комнате или квартире. Некоторые «тусовки» находят пристанище вприспособленных под жилье подвалах или чердаках в черте города или в ближайшихпригородах.
А.Л.Арефьев уточняет что, основными принципами группировки уличных подростков в«тусовки» являются территориальная близость места проживания, общность формыдобывания денег и сходство интересов, прежде всего связанных с видомупотребляемых ПАВ.
Группировкиуличных подростков можно условно классифицировать по последнему признаку на двавида:
· Употребляющиеингаляционные ПАВ (на профессиональном жаргоне их иногда называют «дышащие»,«дышки»);
· Употребляющиеинъекционные наркотики наряду с ингалянтами («смешанные тусовки»).
А.Л.Арефьев пишет, что «тусовки» уличных подростков, употребляющих исключительноингалянты, сегодня встречается довольно редко. Как правило, их составляютподростки в возрасте от 11 до 16-17 лет. В этих «тусовках» чаще всегонаблюдается преобладание общих интересов над индивидуальными: в группеобщепринятыми считаются взаимопомощь и взаимовыручка, поддержка друг друга,защита коллективных интересов. Групповая структура достаточно неясна:отсутствует четкое разделение обязанностей, нет явных лидеров, стихийновозникают микрогруппы с постоянно меняющимся составом[29].Внутри «тусовки» отношения между подростами могут быть довольно жесткими,однако при возникновении угрозы извне подростки могут достаточно быстрообъединяться, чтобы противостоять ей. В таких «тусовках» наблюдается крайненегативное отношение к инъекционным наркотикам и их потребителям, поскольку этинаркотики ассоциируются с ВИЧ. Отношение к ВИЧ-инфекции резко отрицательное,возможно из-за страха заражения ВИЧ. Молодежь из таких группировок чащеобращается за помощью для обследования на ВИЧ, интересуется профилактическойинформацией и гораздо активнее использует презервативы.
А. Л.Арефьев пишет, что ВИЧ-инфицированные подростки в «тусовку» не принимаются. Вотношении них прослеживается активная дискриминация. Если кто-то из «тусовки»инфицируется ВИЧ, он становится объектом пренебрежения и агрессии.
В«тусовки», употребляющие инъекционные наркотики наряду с ингалянтами, чащевходят старшие подростки и молодежь. Здесь групповые ценности уступают месторыночным отношениям. Товарно-денежные отношения заменили в большинстве подобныхгруппировок принципы общности и взаимовыручки. В «смешанных тусовках»наблюдается более жесткая групповая структура, обычно присутствует выраженныйлидер, который распределяет обязанности и имеющиеся ресурсы, в том числе инаркотики. В «тусовке» зачастую имеется общая «казна», в пополнении которойучаствуют все рядовые члены. Это является их обязанностью, за невыполнениекоторой могут последовать жестокие санкции. Право распоряжаться «казной»принадлежит лидеру. Именно лидер имеет контакты с продавцами наркотиков, преждевсего героина[30].Таким образом, остальные члены «тусовки» не имеют возможности покупатьнаркотики самостоятельно, благодаря чему попадают в зависимость от лидера,который за небольшую дозу наркотика получает от них вырученные за день деньги.
НаблюденияА.Л. Арефьева показывают, что употребление инъекционных наркотиков в основномпроисходит в группе. Из уличных подростков, употребляющих героин, 45,6 % делаютэто в группе всегда, а 48,7 % – время от времени. Групповое употребление частосвязано с совместным использованием шприцев и оборудования для изготовлениянаркотика, следовательно, с высоким риском инфицирования ВИЧ и другимиинфекциями[31].Можно предположить, что очередность использования общего шприца связана с тойролью, которая отведена подростку в группе. Подросток с самым низким статусом вгруппе, соответственно, имеет самый высокий риск инфицирования.
В тех«тусовках», где подростки регулярно употребляют героин и другие инъекционныенаркотики, ВИЧ-инфекция считается нормой, отмечает А.Л. Арефьев. Для многихподростков ВИЧ-положительный статус является знаком принадлежности к своейгруппе, иногда даже предметом своеобразной гордости. Меры по предотвращениюсексуальной и инъекционной передачи ВИЧ принимаются подростками от случая кслучаю, несмотря на их достаточную осведомленность в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.Однако в случаях продвинутой стадии ВИЧ-инфекции, когда у больного подросткапоявляются различные внешние проявления СПИДа, подростки ведут себя поотношению к нему достаточно агрессивно. Он или она становится объектом насмешеки преследований[32].Очевидно, что подобная реакция – это результат нежелания сравнивать себя сбольным и допускать вероятность наступления тяжелых последствиями ВИЧ-инфекцииприменительно к себе. Вероятно именно поэтому уличные подростки, употребляющиеинъекционные наркотики, зачастую не придают должного значения вопросампрофилактики ВИЧ-инфекции.
2.4Способы получения средств. Криминализация «тусовок»
 
Наиболееполное и подробное исследование способов получения средств к существованиюуличными подростками в России было проведено в 2000 г. Международной организацией труда. В нем приняли участие 1003 уличных подростков. Экспертыназвали около 30 различных видов работ, в которых использовался труд уличныхдетей: мытье машин, услуги на автозаправках и в автомастерских; торговля;подсобная деятельность; сбор мусора и другие виды деятельности[33].
Однакоза последние годы способы получения средств, предпочитаемые уличной молодежью,существенно изменились. Вероятнее всего, причиной этому послужил переход многих«тусовок» к употреблению инъекционных наркотиков, что, с одной стороны, требуетдовольно больших денежных средств, а с другой стороны, препятствует успешнойзанятости подростка тем или иным легальным видом деятельности. В последнеевремя в ряде уличных группировок наблюдается тенденция к криминализации. Висследовании Комитета по молодежной политике России, проведенном в 2004 г.[34],было показано, что практически три четверти уличных детей имеют те или иныепроблемы с правоохранительными органами. Наиболее распространенными видамиправонарушений являются нахождение в общественных местах в состоянииалкогольного или наркотического опьянения, кражи, мелкие грабежи, хулиганство.Значительно реже встречается участие в организованных разбойных нападениях.Примерно 40 % от общего числа уличной молодежи вовлечены в незаконный оборотнаркотиков. Почти треть опрошенных признались в том, что добывают деньги спомощью воровства, вероятно в реальности эта цифра гораздо больше. Только 19,5% уличных подростков утверждают, что никогда не используют незаконнозаработанные средства, добывая деньги исключительно работой илипопрошайничеством. Остальные признают, что используют такие средства иногда.Возможно, попрошайничество большинству уличных детей позволяет получитьсредства для развлечений, покупки сигарет, токсических и наркотических веществ,спиртных напитков. Однако В.М. Середа отмечает, что некоторые дети зарабатываютсредства не только для себя, но и для своих семей[35].Так чаще всего бывает в семьях, в которых родители ведут асоциальный образжизни, злоупотребляют алкоголем, не имеют постоянной работы. В таких случаях родителине заинтересованы в том, чтобы образ жизни подростка изменился, поскольку тогдаони лишатся источника средств к существованию. Возникает ситуация, в которойсемья становится фактором, препятствующим возвращению подростка к нормальнойжизни
2.5.Психологические характеристики уличных подростков и молодежи
 
Психологическийпортрет уличного подростка определяется взаимодействием многих факторов,которые затрудняют социализацию и психическое развитие несовершеннолетнего, атакже способствуют формированию различных психогенных расстройств[36].
Н.В.Тарабрина пишет, что опыт работы с уличными подростками показывает, чтобольшинство из них пережили те или иные психотравмирующие события:алкоголизацию или наркотизацию родителей, потерю одного или обоих родителей,физическое, эмоциональное или сексуальное насилие[37].Каждый подобный факт является мощнейшим стрессом для подростка, перегружающимего психологические и физиологические адаптационные возможности. Последствияподобных стрессов – посттравматические стрессовые расстройства – введены вдесятую редакцию Международного классификатора болезней МКБ-10[38].
Н.В.Тарабрина пишет, что психическая травма сопровождается негативными реакциямиокружающих на проблемы ребенка, отказом в предоставлении помощи или, наоборот,гиперопекой, которая создает вокруг пострадавшего «травматическую мембрану»,отгораживающую его от внешнего мира[39].Автор отмечает, что основными последствиями психической травмы являютсяэмоциональные расстройства. Теряется способность быстрого реагирования напроисходящие в жизни события, что может проявляться затруднениями в учебнойдеятельности и усвоении новой информации.
С.В.Березин пишет, что на психическое развитие уличных подростков оказывает влияниеопыт употребления наркотических и токсических средств. Наиболеетипичными последствиями в этой связи являются неравномерное выделение(акцентуация) отдельных черт характера, пассивность и безынициативность,нарушение мотивации[40].Резко снижаются интеллектуальные возможности, способность к произвольномусосредоточению внимания. Социальные связи со временем сужаются до контактов счленами «тусовки», вместе с которыми подросток употребляет наркотики. НаркологИ.Н. Пятницкая отмечает, что на поздних этапах развития наркологическихзаболеваний стираются индивидуальные особенности больных, и они становятсяпохожими друг на друга: внешне, в манере одеваться, рисунке поведения, в образемышления и мировосприятия[41].
В.В.Беляева пишет, что если подросток ВИЧ-инфицирован и знает о своем диагнозе,он зачастую чувствует свою неполноценность и, в связи с этим, оченьуязвим. Он нуждается в помощи и поддержке, однако в силу низкого уровняразвития социальных навыков не умеет заявить о своих потребностях. Однако С.Н.Коваленко отмечает, что подросток начинает демонстрировать асоциальные формыповедения и взаимодействия с людьми, за которыми скрывается тревожность инеуверенность в завтрашнем дне[42][43].Это часто приводит к стремлению подростка общаться с теми, кто имеет такие жепроблемы. В этом случае положительный ВИЧ-статус приобретает для негосвоеобразную ценность, поскольку становится символом принадлежности к«тусовке».
ОднакоА.Г. Рахманова пишет, что практика показывает, что среди ВИЧ-инфицированныхуличных подростков широко распространена анозогнозия – отрицание имеющегосязаболевания. Основным механизмом ее формирования является действиепсихологических защит, прежде всего – отрицания, стремления избежать новойинформации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Значительнореже можно встретить случаи анозогнозии, обусловленной неадекватной оценкойсвоего состояния вследствие интеллектуальной недостаточности[44].При этом для ВИЧ-инфицированных уличных подростков характерно отрицание нестолько самого факта болезни, сколько его очевидных последствий для себя иокружающих. Подросток считает себя не нуждающимся в помощи и продолжает вестипривычный образ жизни, отказываясь от обследования и необходимого лечения.
И.А.Фурманов отмечает, что у уличных подростков может формироваться иждивенческаяпозиция («нам должны», «дайте»), снижаться бережливость и ответственность. Онизачастую испытывают существенные трудности в планировании расходов любыхимеющихся у них ресурсов (материальных, временных) [45],они не умеют ставить перед собой адекватные цели, преодолевать трудности,возникающие на пути их достижения.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие психологические особенности уличныхподростков:
1. Вмотивационной сфере:
· Отсутствуетмотивация на изменение образа жизни или она неустойчива, подвержена влиянию«тусовки». Реальные действия, направленные на изменение жизненной ситуации,крайне редки;
· Отсутствуеткритическая оценка собственного образа жизни;
· Преобладаютценности уличной и наркотической субкультуры;
· Круг интересовсужен, связан с поиском средств для удовлетворения доминирующих потребностей.
2. Всфере самоконтроля:
· Трудности,связанные с произвольной регуляцией поведения;
· Инфантильность,избегание ответственности;
· Несформированнаяжизненная перспектива, отсутствие навыков планирования;
· Неконструктивныестратегии совладания со стрессом (копинг-стратегии), агрессивное илиаутоагрессивное (направленное на себя) поведение.
3. Впознавательной сфере:
· Недостаточноекачество познавательной деятельности;
· Неспособностьудерживать внимание на деятельности, требующей интеллектуальной активности;
· Низкий темппсихической деятельности;
· Несформированностьучебных навыков.
4. Вэмоциональной сфере:
· Эмоциональная нестабильность;
· Предневротическиеи невротические эмоциональные проявления (тревожность, субдепрессия, защитнаяагрессивность).
5. Всфере общения:
· Нарушение правилобщения, границ другого человека;
· Взаимосвязь группасоциальной направленности, разделяющих ценности уличной и наркотическойсубкультур.
6. Вличностной сфере:
· Выраженныеакцентуации характера, дисгармоничный характер;
· Неадекватнаясамооценка;
· Низкий уровеньрефлексивности, осознанности чувств и мотивов поведения.
2.6Типичные рискованные формы поведения, характерные для уличных подростков
Л.С.Колесова пишет, что в уличных «тусовках» поведение, отличающееся высокойстепенью риска, является одобряемым и часто служит поводом получить признание удругих членов группы. Подростки стремятся «перейти границы», и восхищаютсяподобным поведением у других. Примерами могут служить прыжки с мостов,балансирование на крыше в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,дерзкий грабеж и т.п[46].Другими словами, рискованное поведение является для уличных подростков весьматипичным.
Результаты,полученные в ходе исследования Л.С. Ковалевой о распространенностиВИЧ-инфекции, позволяют перенести это наблюдение и на поведение, связанное сриском инфицирования ВИЧ. Как показывают данные, поведенческие риски, связанныес половым и инъекционным путями передачи ВИЧ, являются составляющими образажизни уличной молодежи[47].Кроме того, в уличной субкультуре встречаются дополнительные рискиВИЧ-инфицирования, такие как ритуал «братания» с кровопусканием и смешениемкрови членов «братства», а также нанесение различных татуировок.
Поданным сайта «Демоскоп», уличные подростки достаточно хорошо информированы оВИЧ-инфекции, путях ее передачи и мерах профилактики. Так, 99,4 % знают о том,что ВИЧ передается при совместном использовании шприцев; 69,0 % уверены, чтопрезерватив защищает от ВИЧ при сексуальном контакте; 73,5 % знают, чточеловек, который выглядит здоровым, на самом деле может быть инфицирован ВИЧ.Ошибочные знания встречаются реже[48].Тем не менее, несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности о ВИЧ,уличные подростки часто демонстрируют рискованные формы поведения.
Л.С.Колесова пишет, что рискованное поведение, связанное с половым путемпередачи ВИЧ,является важным фактором распространения ВИЧ-инфекциив среде уличной молодежи. Однако опасность полового пути передачи связана еще ис тем, что он может способствовать распространению ВИЧ из относительнозамкнутой среды уличных подростков — наркоманов в общую популяцию.
Подростки,имеющие положительный ВИЧ-статус, в целом реже используют презервативы, но чащеменяют половых партнеров, чаще подвержены сексуальному принуждению и имеют опытсекса в обмен на материальные ценности.
Наиболееяркими являются различия между группами ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательныхподростков по показателю распространенности ИППП. 70,5 % уличных подростков, укоторых когда-либо был диагностирован тот или иной вид ИППП, являютсяВИЧ-инфицированными, что подчеркивает высокую значимость полового пути передачиВИЧ в процессе его распространения в среде уличной молодежи[49].
Следующимфактором риска ВИЧ-инфекции, отмечает Л.С. Колесова, являетсяинъекционноеупотребление наркотиков. Из числа уличных подростков, употребляющих инъекционные наркотики,более чем три четверти являются ВИЧ-инфицированными. Среди тех, кто при этомиспользует чужие шприцы, этот показатель достигает 86,4 %.
Врискованном поведении, связанном с инъекционным употреблением наркотиков,статистически значимых различий между ВИЧ-инфицированными юношами и девушкамивыявлено не было. Для них одинаково характерно употребление инъекционныхнаркотиков и использование чужих шприцев.
Итак,в среде уличных подростков широко распространено поведение, рискованное с точкизрения заражения ВИЧ, которое рассматриваться как элемент уличной субкультуры.В связи с этим уличные подростки представляют собой группу, подверженную рискуВИЧ-инфицирования, которую достаточно трудно вовлечь в профилактическую работу.Несмотря на то, что подростки хорошо осведомлены о ВИЧ-инфекции, методахпрофилактики, и собственном положительном ВИЧ-статусе, они не стремятсяизменять рискованные формы своего поведения. Это требует разработки эффективныхпрофилактических программ, специально направленных на группу уличной молодежи.Такие программы должны основываться на характерных особенностях и актуальныхпотребностях уличных подростков и ориентироваться на интенсивное вовлечениеклиентов в профилактические мероприятия на основе индивидуального подхода ккаждому из них.
2.7 Социальнаяпомощь как наиболее эффективный помощник в преодолении препятствий на путиизменения жизненной ситуации
Препятствия,которые мешают уличным подросткам изменить свой образ жизни, можно условносгруппировать вокруг наиболее типичных для них проблемных сфер.
Социальныепрепятствия крайне разнообразны. Многие из уличных подростков не имеютпостоянного жилья, или не могут жить по месту регистрации из-за сложнойситуации в семье. У многих отсутствуют необходимые документы, удостоверяющиеличность и предоставляющие доступ к различным услугам. Большинство уличных подростковне имеют законных источников средств к существованию. Социальная помощь впреодолении этих препятствий является наиболее важной в сопровождении уличных подростков,поскольку в противном случае их успешная социальная реабилитация невозможна.Однако, по данным В.М. Середы, в различные социальные службы за помощьюобращаются только 58,2 % подростков, хотя знают об их существовании 69,0 %опрошенных[50].Таким образом, почти половина уличных подростков не использует имеющиеся у нихвозможности изменить свою жизненную ситуацию, что может быть связано как с отсутствиемсоциальных навыков, так и с низким уровнем доверия к государственнымучреждениям.
Социально-психологическиепрепятствия связаны с трудностями, которые возникают у уличных подростков при взаимодействиис ближайшим окружением, отмечает В.М. Середа. У многих подростков нарушены взаимоотношенияс родителями, а некоторые полностью утратили связи с родственниками, что серьезнозатрудняет их возвращение в семью и требует других способов жизнеустройства. Серьезнымбарьером на пути изменения жизненной ситуации для многих уличных подростков становитсяотсутствие таких социальных связей, которые бы служили для них ресурсом. Так,86,3 % уличных подростков отмечают наличие в своей жизни человека, которому онидоверяют и могли бы обратиться к нему за помощью. Однако только у половины этимдоверенным лицом является взрослый, причем необязательно, что этот взрослый самсоциально адаптирован. Для 39,6 % опрошенных таким человеком являетсясверстник, который принадлежит к уличной среде, что, как показывает опыт,препятствует социальной реабилитации подростка[51].
В.М.Середа так же отмечает, что психологические препятствия обусловлены темиличностными особенностями, которые характерны для уличных подростков. Так, убольшинства из них не удовлетворена одна из важнейших психологическихпотребностей человека – потребность в уважении, принятии и любви. Семья, школаили интернатное учреждение, в которых эта потребность не удовлетворяется,отталкивают подростка, что приводит его на улицу. Там он ищет и, в результате,находит ту группу, в которой он может получить необходимое уважение и принятие.Именно психологическая комфортность «тусовки» удерживает подростка на улице,создавая препятствия на пути попыток родителей, правоохранительных органов,социальных служб вернуть его домой[52].
 Такимобразом, препятствием на пути изменения жизненной ситуации также являютсяотмеченные выше личностные черты, такие как несамостоятельность, инфантильность,потребительская позиция, а также искажение системы моральных ценностей,размытость представлений о добре и зле, которые мешают строить жизненные планыи добиваться их реализации.
И.В.Бовина пишет, что наркологические препятствия связаны с зависимостью отпсихоактивных веществ, характерной для большинства уличных подростков. Помимо того,что длительное употребление этих веществ, приводит к искажению личности, а внекоторых случаях и к органическим поражениям головного мозга, наркозависимость«удерживает» подростка на улице еще и потому, что именно улица предоставляетнаиболее удобные условия для употребления наркотиков. На улице отсутствуетконтроль со стороны взрослых, зато появляются более широкие возможности дляполучения средств, необходимых для покупки психоактивных веществ[53].Поэтому до тех пор, пока подросток зависим от наркотиков, улица остается длянего более привлекательной средой, чем семья или интернатное учреждение.
 И.Б.Бовина так же отмечает, что педагогические препятствия отражают особенностьвзаимоотношений уличных детей с образовательными учреждениями. В главе 1 ужеотмечалось, что в группе уличных подростков в целом наблюдается низкийобразовательный уровень. По данным Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга,в 2004 г. среднее специальное образование, позволяющее рассчитывать наполучение относительно квалифицированной работы, имели только 4,3 % уличныхподростков. Практика показывает, что на сегодняшний день ситуация неулучшилась. Уровень образования многих уличных детей и подростков несоответствует их возрасту, у большинства налицо педагогическая запущенность,отсутствие или выраженное снижение учебных навыков: беглого чтения и письма,произвольной концентрации внимания и т.д[54].Однако характерно, что сами подростки не воспринимают собственное образованиекак ценность, и в большинстве случаев они не мотивированы к продолжениюобучения. И.Б. Бовина пишет, что медицинские препятствия определяютсясостоянием здоровья уличных подростков. Типичный для них образ жизниспособствует высокому травматизму, а также снижению иммунитета и развитию разнообразныххронических заболеваний. В связи с этим, наиболее типичным вариантомфизического развития уличных подростков является отставание от нормативныхпоказателей. Как правило, такие подростки ниже своих гармонично развивающихсясверстников и характеризуются недостатком массы тела, что часто заставляет ихиспытывать стеснение перед окружающими. Это приводит к замкнутости,отгороженности или, напротив, повышенной конфликтности по отношению к«благополучным» людям.
 Особыесложности на пути социальной реабилитации уличных подростков создаетраспространение в их среде ВИЧ-инфекции. Практика показывает, что уличныеподростки относятся к своему положительному ВИЧ-статусу недостаточно серьезно.
Дляуличной субкультуры, в частности для «тусовок», употребляющих инъекционныенаркотики, характерно, что подростки свободно сообщают окружающим людям о своемВИЧ-статусе. Однако по данным социологов, в современном российском обществе,напротив, распространена дискриминация ВИЧ-инфицированных[55],что создает препятствия для социальной реабилитации уличных подростков.
Такимобразом, уличный образ жизни препятствует формированию желания к лечению,вследствие чего ВИЧ-положительные подростки, как правило, не получаютмедицинскую помощь в полном объеме. Подводя итог характеристике препятствий, возникающихна пути изменения жизненной ситуации уличных подростков, необходимо подчеркнуть,что они связаны с разнообразными проблемными сферами. Следовательно, эффективноесопровождение уличного подростка возможно только при активном взаимодействииразличных специалистов: специалистов по социальной работе, медиков, педагогов ипсихологов.

Глава3. Инфекционные заболевания, типичные для уличной молодежи
 
Какуже отмечалось выше, уличная молодежь активно практикует рискованные формыповедения, такие как употребление алкоголя, ингаляционных и инъекционныхнаркотиков, а также незащищенный секс. Рискованное поведение, а такженеудовлетворительные санитарно-бытовые условия жизни уличных подростковприводят к тому, что они особенно подвержены различным инфекционнымзаболеваниям, включая ВИЧ-инфекцию, гепатиты, инфекции, передаваемые половымпутем (ИППП), кожные паразитарные заболевания. По данным благотворительногофонда «За здоровое поколение на пороге ХХI века», в медицинской помощи остронуждаются до 80% уличных подростков[56].
Нижеприведены краткие характеристики инфекционных заболеваний, наиболеераспространенных в уличной среде.
3.1 ВИЧ-инфекция
 
ВИЧ-инфекция– это длительно текущее инфекционное заболевание, вызываемое вирусомиммунодефицита человека (ВИЧ), который относится к группе ретровирусов и оченьнеустойчив во внешней среде. Финалом ВИЧ-инфекции является развитие синдромаприобретенного иммунного дефицита (СПИДа)[57].ВИЧ чаще всего проникает от инфицированного человека через слизистые оболочкипри незащищенных сексуальных контактах или прямо в кровь через зараженныеинструменты. В организме ВИЧ поражает прежде всего иммунные клетки(CD4-лимфоциты), отвечающие за борьбу с микроорганизмами. С течением времениколичество CD4-лимфоцитов у инфицированного человека сокращается от нормальногоколичества 800-1200 клеток до 350 клеток в 1 мм3, в результате чего снижаетсяиммунитет. При достижении критического уровня 200 CD4-лимфоцитов в 1 мм3 крови(обычно через 8-10 лет с момента инфицирования) наступает стадия СПИДа, иорганизм становится подверженным различным инфекциям, называемымоппортунистическими, эти инфекции пользуются появившейся возможностью поразитьослабленный организм.
Ворганизме человека ВИЧ в наибольших концентрациях содержится в крови и другихвнутренних жидкостях, в грудном молоке, в сперме и вагинальном секрете.Соответственно, путями передачи ВИЧ являются:
· Незащищенныйполовой контакт;
· Переливаниезараженной крови;
· Пересадка органови тканей;
· Использованиенестерильных инструментов — игл, шприцев;
· Передача отматери к ребенку во время беременности и родов, при грудном
· вскармливании[58].
Всоответствии с особенностями распределения вируса в организме и путями его передачи,следует помнить, что ВИЧ не передается:
· При чихании икашле;
· Через укусынасекомых;
· Через домашнихживотных;
· При использованииобщей посуды;
· При использованииобщих полотенец, постельного белья, телефона, унитаза, ванны и бассейна;
· При объятиях,рукопожатии, поцелуе.
Основнымметодом диагностики ВИЧ-инфекции является обнаружение антител к ВИЧ, которыеорганизм инфицированного человека вырабатывает в ответ на присутствие в немвируса через 3 месяца после заражения.

3.2 Вирусныегепатиты
Существуетпять форм вирусных гепатитов: А, B, C, D и E. Все гепатиты имеют разныхвозбудителей, различные пути передачи, методы иммунологической диагностики, нов острой фазе заболевания объединяются общими клиническими признаками. Этипризнаки включают в себя интоксикацию (повышение температуры, слабость,тошноту, рвоту), желтуху (желтая окраска склер и кожи), обесцвечивание кала ипотемнение мочи. Согласно путям передачи, вирусные гепатиты разделяют на двегруппы:
Гепатиты,передающиеся фекально-оральным путем через пищу, воду и грязные руки (гепатитыА, Е);
Гепатиты,передающиеся преимущественно непищевым путем (гепатиты В, С, D)[59].
Вирусныйгепатит А (ВГА) вызываетсякишечным вирусом, достаточно устойчивым во внешней среде. ВГА передаетсяфекально-оральным путем, чаще поражает детей и лиц молодого возраста, имеетосенне-зимнюю сезонность и периодичность возникновения эпидемий. Заболеваниюспособствуют неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия и навыки, чтохарактерно для уличных подростков и молодежи. ВГА протекает благоприятно изаканчивается полным выздоровлением. В настоящее время широко применяетсявакцина против ВГА. Больной ВГА госпитализируется в инфекционный стационар. Законтактной группой устанавливается наблюдение (инкубационный период составляет14-28 дней).
Вирусныйгепатит Е (ВГЕ), каки ВГА, относится к гепатитам с фекально-оральным механизмом передачи и имеетсходное с ВГА течение. Встречается в странах субтропического и тропическогоклимата, включая страны Средней Азии.
Вирусныйгепатит В (ВГВ) вызываетсявирусом из группы гепатовирусов, который передается через кровь, половым путем,а также от матери к плоду. Вирус гепатита В чрезвычайно устойчив к воздействиювнешних факторов и способен длительное время сохраняться во внешней среде. Ворганизм вирус попадает через слизистые оболочки при незащищенных половыхконтактах или в кровоток через инфицированные инструменты и предметы обихода,включая бритвы и зубные щетки. Инкубационный период составляет от 6 недель до 6месяцев. ВГВ клинически характеризуется склонностью к неблагоприятному течению,осложнениями и развитием хронических форм. Острый ВГВ протекает тяжело, можетприводить к смерти от печеночной недостаточности, и примерно в 10% случаевпринимает хронический характер. Хроническая форма инфекции через несколькодесятков лет в 10-30% случаев вызывает цирроз и рак печени. При выявленииносителя ВГВ необходимо обследовать всех членов семьи и контактных лиц. Больныеострой формой ВГВ госпитализируются в инфекционный стационар. Впервыевыявленный носитель ВГВ проходит стационарное или амбулаторное обследование дляисключения хронической формы заболевания. За носителями ВГВ устанавливаютдиспансерное наблюдение. Против ВГВ широко применяется эффективная вакцина.
Вирусныйгепатит D (ВГD) встречаетсятолько у лиц, инфицированных ВГВ. Пути передачи ВГD сходны с таковыми у ВГВ.Сочетанная инфекция протекает гораздо тяжелее, в 5-30% случаев приводя ксмерти, или к быстрому формированию цирроза печени. Вакцинация против ВГВявляется эффективной мерой профилактики ВГD[60].
Вирусныйгепатит С (ВГС) передаетсяв основном через зараженную кровь. Если в медицинских учреждениях посредствомпрофилактических мероприятий этот риск сведен к минимуму, то распространенностьВГС среди потребителей инъекционных наркотиков достигает 70-90%. ВГСхарактеризуется хроническим течением с развитием цирроза и рака печени. Вакциныпротив ВГС нет в связи с существованием множества разновидностей вируса ВГС[61].
Оченьважно, что вирусные гепатиты В, С и D, развивающиеся в сочетании сВИЧ-инфекцией, взаимно осложняют течение заболевания и ухудшают прогноз. Острыеи активные формы гепатитов, которые вызывают нарушение функции печени, частоприводят к непереносимости АРВ-препаратов.
3.3 Инфекции,передающиеся половым путем (ИППП)
 
Впоследнее время отмечается значительный рост числа заболеваний, передающихсяполовым путем. Основным путем инфицирования (до 99%) является половой путь, нодля некоторых видов возбудителей (например, мочеполового трихомониаза) наряду споловым реализуется и контактно-бытовой путь передачи. Проникновению инфекции ворганизм и ее распространению способствуют следующие факторы:
· Половые контактыбез использования барьерных методов контрацепции (презервативы);
· Большоеколичество половых партнеров;
· Ненадлежащеесоблюдение правил личной гигиены;
· Хроническиевоспалительные заболевания;
· Ослаблениефакторов защиты организма;
· Иммунодефицит[62].
Венерическиеболезни, для которыхосновным является половой путь передачи, характеризуются сравнительно быстрымраспространением среди отдельных групп населения, практикующих рискованноесексуальное поведение, и необходимостью применения мер общественнойпрофилактики. Классические венерические болезни – это сифилис, шанкроид (мягкийшанкр), гонорея, венерическая лимфогранулема и паховая гранулема (донованоз).
Средиэтой группы заболеваний отдельно выделяется сифилис – общее инфекционноезаболевание, вызываемое бледной трепонемой и поражающее все органы и тканичеловека. Среди ранних симптомов наиболее важно образование характерной язвы(шанкра) в месте проникновения возбудителя в организм, чаще всего в областиполовых органов. Дальнейшее течение сифилиса настолько многообразно, что тестна сифилис для его исключения является стандартным практически при любомобращении к дерматовенерологу. У ВИЧ-инфицированных пациентов течение сифилисаимеет свои особенности:
· Стремительноетечение заболевания с развитием проявлений, характерных для поздних стадий,через короткий промежуток времени;
· Большой удельныйвес редких и тяжелых форм.
Гонореявызываетсягонококком и передается преимущественно половым путем. Контактно-бытовой путь(через мочалки, белье, полотенца) встречается значительно реже. У женщининфекция протекает практически бессимптомно с поражением преимущественновнутренних половых органов (матка, маточные трубы, яичники). При тяжеломтечении инфекции возможно формирование гнойных очагов, что требует неотложногохирургического вмешательства. У мужчин инфекция вызывает острое воспалениемочеиспускательного канала с яркими симптомами. Типичные жалобы – учащенноеболезненное мочеиспускание, гнойные выделения из мочеиспускательного канала.Наряду с этим регистрируются случаи поражения прямой кишки, слизистой оболочкирта, глаз, в зависимости от входных ворот инфекции[63].Из первичного очага инфекции гонококки могут активно проникать в кровь ираспространяться по всему организму. Приобретенного, так же как и врожденногоиммунитета против гонококка нет. Клиническая картина при повторноминфицировании протекает так же остро, как и первичное заражение.
Мочеполовойтрихомониаз являетсяодним из самых распространенных воспалительных заболеваний половых органов.Передается половым и контактно-бытовым путем. Бытовой путь заражения чащенаблюдается у женщин. Трихомониаз диагностируется у 40-80% больных, страдающихгинекологическими заболеваниями, особенно часто (до 90%) у больных гонореей,что объясняется взаимосвязью этих микроорганизмов и общностью путей заражения. Типичныежалобы: жжение в области наружных половых органов, обильные гнойные пенистыевыделения, зуд, иногда учащенные позывы на мочеиспускание[64].Диагноз ставят на основании жалоб, истории развития заболевания, клиническойсимптоматики и данных лабораторных методов исследования.
До65% больных воспалительными заболеваниями половых органов инфицированывозбудителями хламидийной, микоплазменной и уреаплазменной инфекций. Этиинфекции передаются только половым путем. Ярких клинических проявлений ненаблюдается, в связи с чем хламидийную инфекцию, наряду с микоплазменной иуреаплазменной, относят к так называемым «скрытым инфекциям». Результатомнелеченного заболевания являются бесплодие (и мужское, и женское),невынашивание беременности. Возможно внутриутробное инфицирование плода (чащевсего хламидийная пневмония).
Кчислу вирусных инфекций, передающихся половым путем, относятсягенитальный герпес, папилломатоз и цитомегаловирусная инфекция. Течениевирусных инфекций хроническое, малосимптомное. При обострениях герпеса наполовых органах появляются пузырьки, наполненные мутной жидкостью, беспокоитзуд и жжение. Вирус папилломы человека приводит к развитию рака шейки матки.Цитомегаловирусная инфекция в большом числе случаев вызывает поражение плода. Всвязи с этим важна профилактика ИППП, а также своевременное обследование илечение при наличии воспалительных заболеваний мочеполовых органов.
Кандидознаяинфекция обнаруживаетсяпреимущественно при гинекологическом обследовании. Половой путь передачинеобязателен. Развитие заболевания возможно на фоне снижения иммунитета (в томчисле на фоне ВИЧ-инфекции), гормональных изменений, применения антибиотиков,лечения других хронических заболеваний[65].Характерны жалобы на зуд, жжение, обильные творожистые выделения из половыхпутей.
Припредъявлении подростком жалоб на болезненность при мочеиспускании или на другиесимптомы, характерные для ИППП, необходимо направить клиента вспециализированное медицинское учреждение, желательно дружественное молодежи. Еслиу подростка нет регистрации по месту жительства или других необходимыхдокументов, бесплатная медицинская помощь может быть оказана в учреждении,получающем финансирование из городского бюджета для лечения несовершеннолетних,не имеющих полиса обязательного медицинского страхования[66].Необходимо помнить, что непременным условием лечения ИППП является одновременноелечение половых партнеров. В период лечения половые контакты запрещены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводяитоги, можно сделать вывод, что наиболее интенсивно распространениеВИЧ-инфекции происходит в среде уличных подростков, так как эта социальнаягруппа практикует рискованные формы поведения, такие как внутривенноеупотребление наркотиков (50,7%) и незащищенный секс(79,6%).
Вработе была представлена характеристика уличных подростков, описаны ихсоциально-демографические и социально-психологические особенности. Особоевнимание уделено особенностям ВИЧ-положительных подростков, представленыфакторы риска ВИЧ-инфицирования подростка, ведущего уличный образ жизни. Так жепредставлены краткие характеристики инфекционных заболеваний, наиболеераспространенных в уличной среде.
Такимобразом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которыхнарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолетьданные обстоятельства сами или с помощью родителей. В уличной тусовкепреобладают мальчики и юноши, они более склонны к протестам и чаще убегают издома или интернатных учреждений и оказываются на улице. ВИЧ-инфекция болеераспространена у юношей, так как они склонны к рискованным формам поведения.
Всвязи с тем, что в среде уличных подростков широко распространено поведение,рискованное с точки зрения заражения ВИЧ, уличные подростки представляют собойгруппу, подверженную риску ВИЧ-инфицирования, которую достаточно трудно вовлечьв профилактическую работу. Несмотря на то, что подростки хорошо осведомлены оВИЧ-инфекции, методах профилактики, и собственном положительном ВИЧ-статусе,они не стремятся изменять рискованные формы своего поведения. Это требуетразработки эффективных профилактических программ, специально направленных нагруппу уличной молодежи. Такие программы должны основываться на характерныхособенностях и актуальных потребностях уличных подростков и ориентироваться наинтенсивное вовлечение клиентов в профилактические мероприятия на основеиндивидуального подхода к каждому из них.
Такимобразом, уличный образ жизни препятствует формированию желания к лечению,вследствие чего ВИЧ-положительные подростки, как правило, не получаютмедицинскую помощь в полном объеме. Подводя итог характеристике препятствий, возникающихна пути изменения жизненной ситуации уличных подростков, необходимоподчеркнуть, что они связаны с разнообразными проблемными сферами.Следовательно, эффективное сопровождение уличного подростка возможно только приактивном взаимодействии различных специалистов: специалистов по социальнойработе, медиков, педагогов и психологов.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Федеральный Законот 24.06.1999 №120-ФЗ
2. Письморуководителя Роспотребнадзора РФ Г. Онищенко от 19.11.2008 №01/13478-8-23 «Опроведении мероприятий Всемирного Дня Борьбы со СПИДом 1 декабря 2008г.»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru/documents/letters/2143.
3. Протоколселекторного совещания у руководителя Роспотребнадзора РФ Г. Онищенко от19.02.2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru/documents/proto/2367.
4. «Азбука СПИДа» [текст]/ М. Адлер, П. Мортимер, П. Беверли, К. Саттентду. – М.: Мир, 1991. – 328 с.
5. Актуальныепроблемы организации медико-психо-социальной помощи несовершеннолетним, злоупотребляющимпсихоактивными веществами, в условиях крупного города [текст] / Под ред. ОрлаВ. И., Середы В. М., Яцышина С. М. – СПб.: ГУ «Городской центр профилактикибезнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних», 2003. – 157 с.
6. Арефьев, А. Л.Беспризорные дети России/ А. Л. Арефьев// Социс. — 2003. — №9. – С. 12 — 18.
7. Белов, Н. А.Дети-бомжи: как это началось// Н. А. Белов // Правда. – 2006. — №5. – С.13 –15.
8. Беляева, В. В.Коммуникация и консультирование в области ВИЧ-инфекции [текст] / В. В. Беляева.– М.: Здоровая Россия, 2005. — 394 с.
9. Березин, С. В.Психология ранней наркомании [текст] / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, И. А.Мотынга. – Самара, 1998. – 294 с.
10. Бовина, И. Б.Представления о СПИДе и ВИЧ-инфицированных в молодежной среде/ И. Б. Бовина. — Социологический журнал. – 2004. — №3-4. – С. 16-20.
11. Боголюбова, О.Н.Руководство по оказанию комплексной помощи безнадзорным и беспризорнымнесовершеннолетним [текст] / Под ред. Йорика Р. В. – СПб: «Врачи детям», 2008.– 361 с.
12. Верцинская, Н. Н.Трудный ребенок [текст] / Н. Н. Вертинская. — Минск: Народная Асвета, 1989. –421 с.
13. Гершгорина, О. ВРасстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогическийпроцесс: Методические рекомендации врача-психиатра и психолога педагогам [текст]/ О.В. Гершгорина, Т.Д. Владимирова. – Хабаровск: ХГПУ, 2004. – 203 с.
14. Дети улицы.Образование и социальная адаптация безнадзорных детей [текст] — Интеллект-Центр, 2001. – 230 с.
15. Егорова, М. О.Подходы к решению проблемы беспризорности в России / М. О. Егорова // Вопросысоциального обеспечения. – 2009. — №10. – C. 4 – 5.
16. Коваленко, С.Н.Психологические особенности личности и качество жизни ВИЧ-инфицированныхпациентов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. [текст] / Коваленко Светлана Николаевна. — М., 2006. – 62 с.
17. Колесова, Л. С.Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции / Л. С. Колесова// Педагогика. – 2002. — № 1. – С. 34-41.
18. Личко, А. Е. Типыакцентуаций характера и психопатий у подростков [текст] / А. Е. Личко. — М.:1994. – 284 с.
19. Международнаяклассификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических иповеденческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике [текст] – 635 с.
20. Морозова, Е. И.Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам [текст] / Е. И.Морозова. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 292 с.
21. Ненужные детиРоссии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.demoscope.ru/weekly/2003/0113/tema06.php
22. Пятницкая, И. Н.Подростковая наркология [текст] / И. Н. Пятницкая, Н. Г. Найденова – М.:Медицина, 2002. – 365 с.
23. Рахманова, А. Г.ВИЧ-инфекция у детей [текст] / А. Г. Рахманова, Е. Е. Воронов, Ю. А. Фомин –СПб.: Питер, 2003. – 326 с.
24. Рудов, А. В.Беспризорная Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:index.org.ru/journal/17/rudov.html
25. Санкт-Петербургскийблаготворительный Фонд медико-социальных программ «Гуманитарное действие»[текст]. Годовой отчет, 2004 – СПб, 2004. – С. 13
26. Селиванова, О. А.Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум / О. А.Селиванова // Педагогика. – 2004. — № 1. – С.56-62.
27. Спартин, В. О.Положение детей в Российской Федерации/ В. О. Спартин // Известия. — 2006. — №7. – С. 26 – 30.
28. Тарабрина, Н. В.Практикум по психологии посттравматического стресса [текст] / Н. В. Тарабрина.– СПб.: Питер, 2001. – 236 с.
29. Употреблениеингалянтов в среде безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних на территорииСанкт-Петербурга [текст] / Середа В. М., Яцышин С. М., Микляева А. В., КанаянВ. А., Морозова Л. В; — СПб.: Комитет по молодежной политике и взаимодействию собщественными организациями, 2004. – 132 с.
30. Фурманов, И. А.Психология депривированного ребенка [текст] / И. А. Фурманов – М.: ВЛАДОС,2004. – 371 с.
31. Чупров, В. И. Правамолодежи в России: состояние и проблемы реализации: Сравнительныйсоциолого-правовой анализ [текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, Е.А. Певцова. — М.:Русское слово, 2007. – 385 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :