Реферат по предмету "Социология"


Понятие и содержание понятия "качество жизни"

Введение
В настоящей работе предлагается рассмотреть понятие качествожизни и пути его повышения через социальную активность и самореализациюличности.
В последнее время «качество жизни» как интегральныйпоказатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. Вэто понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная,сексуальная, политическая активность личности.
Проблема качества жизни активно разрабатывается в социальныхнауках в силу стремления к целостному пониманию и изучению человека.
Понятие «качество жизни» возникло в 60-х гг. XX в. ивоспринималось первоначально не как «…научное понятие с точно фиксированнымсодержанием и объемом», а как «всего лишь конгломерат различных проблем,начиная со смысла жизни и счастья человека и кончая проблемой утилизации отходови очистки больших городов».
Цель работы – рассмотрение возможностей и предпосылокповышения качества жизни путем самореализации и социальной активности человека.
В работе поставлены следующие задачи:
1.        Рассмотреть понятие «качество жизни»;
2.        Рассмотреть социальную активность как одну из составляющих качестважизни;
3.        Показать пути и возможности повышения качества жизни через социальнуюактивность и самореализацию личности.

1. Понятиеи содержание «качествожизни»
Качество жизни связывалось преимущественно с качествомокружающей среды, показателями динамики доходов населения и масштабов обретенияим материальных благ, отождествлялось с понятиями стандарта жизни, уровнемжизни [3]. Сущность человека сводилась к «пяти основным потребностям» – в пище,одежде, жилье, здоровье, образовании.
Насыщение рынка товарами, рост производства и потребления ит.п. признавались основанием улучшения человеческой жизни [2, с. 167], т.е.предпочтение отдавалось количественным показателям. Однако уже в 60-е гг.признавалось, что человек еще и «существо духовное, и «диаграммы» его чувств истремлений, рефлексии и счастья могут не совпадать с диаграммами экономическогороста».
А. Тойнби утверждал, что «жизненный стандарт – это средства,а качество жизни – это цель человека». Р. Айер выделяет объективные(благосостояние, жизненный стандарт) и субъективные показатели качества жизни.Он отмечает, что это понятие обязательно должно включать все аспекты бытия,переживаемые именно индивидом, а не обществом в целом. Таким образом, с моментапоявления понятия «качество жизни» в нем наметилась дифференциация объективных(реально существующие условия жизни) и субъективных (отношение личности кразличным аспектам жизни) показателей и выявилась возможность его использованияне только в отношении сообществ людей, но и к отдельному человеку.
В 70-х гг. появляется концепция «человеческого развития» (Я.Майлз, С. Коул, Дж. Галтунг, А. Вирак и др.). По Я. Майлзу, «это процесс,включающий все стадии человеческой жизни и отражающий гармонию взаимоотношениймежду личностью, обществом и природой, то есть такой расцвет человеческогопотенциала, который не сопровождается деградацией, порчей или разрушениемобщества и природы». В данная концепция акцентирует внимание на том, что«человек – в одно и то же время средство и цель мирового развития», иобщественный прогресс не может оценивается только с экономических позиций.
К этому же периоду оформляется концепция «ощущаемогокачества жизни», где «изучаются социально-психологические механизмы,опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей».
В 70-е гг. исследователи «субъективного качества жизни», вчастности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание – отношение –существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальнымположением, межличностными отношениями, уровнем самооценки. В исследованиях А.Кемпбела было установлено, что наличие хороших межличностных отношений,позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важнуюроль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация», т.е. категории«отношения» и «существования» признаются столь же, если не более важнымфактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенностьматериальными условиями жизни).
Таким образом, понятие качество жизни эволюционировало отхарактеристики материальной стороны жизни человека к понятию, учитывающему идуховную комфортность существования людей. В настоящее время данное понятиерассматривается как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.
Большинство исследователей отмечают объективный исубъективный аспект качества жизни. В отличие от объективных показателейфункционирования человека в жизни, которые отражают социально приемлемые нормыжизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важностьразличных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм ипредпочтений [1]. Качество жизни «по сути своей является социальным отношениемкак между личностью и обществом, так и между отдельными индивидами».
Таким образом, качество жизни в своих субъективных аспектахоказывается тесно связанным с понятиями «ценность», «потребности», «смысл»,«жизненная стратегия» и т.д.2. Социальная активность как один из показателейкачества жизни
Социальная активность личности — совокупность формчеловеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач,стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный историческийпериод. />В качестве субъектов активности может выступатьличность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Активность проявляется в различных сферах: трудовой,общественно политической, в сфере культуры и быта.
Социализация развивается под воздействием как внешнихсоциально-контролируемых или стихийных процессов общественной жизни, так иблагодаря внутренним энергийным силам самого индивидуума. Второй фактор неполностью зависит от первого, сохраняя некую природную уникальность.
Если бросить ретроспективный взгляд на историю России ХХвека, то легко обнаруживается ассиметрия в действии обоих факторов — сил.Первый абсолютно доминировал в годы Советской власти, подчиняя человекаофициальной идеологии. Второй преобладает в современной России, хотя постепенногосударство и “партии при власти” усиливают целенаправленное воздействие насознание, ценностные ориентации и поведение граждан. Процесс социализации носитв связи с этим неупорядоченный характер.
В реальной ситуации он может иметь как положительный, так иотрицательный смысл.
Первый вариант означает сублимацию витальной энергии вверх,т.е. возвышение личности, ее совершенствование.
Второй — движение вниз, отказ от нравственных ценностей,опускание на дно криминального и асоциального существования.
Иногда оба процесса могут сменять друг друга на протяжениижизни одного и того же индивидуума. Моральное падение нередко прикрываетсяпоказным благородством, а истинный талант и высокое одухотворение обреченыпрозябать в нищете и одиночестве. В жизни все случается, и ее бесчисленныеколлизии неисповедимы. Многое зависит от условий, но кое-что находится в рукахсамого человека. Внешние и внутренние причины так переплетаются друг с другом,что подчас трудно определить их разделительную границу. И тем не менее можнопровести их условное деление по признаку положительного или негативноговоздействия на развитие личности.
Вопрос о роли объективных причин того или иного варианта мыоставляем за скобками, поскольку они сами являются плодами социальнойактивности людей. Однако, что даже и при схожих исходных условиях одни лицаспособны развиваться, а другие предпочитают довольствоваться достигнутым и немогут даже сохранить имеющееся. В обоих случаях человек должен все жепреследовать какую-то цель, иметь какое-то представление о самом себе.Бессмысленность существования это рассеяние даже самого сильногоэнергетического потенциала. И, напротив, при желании и воле не очень сильнаянатура способна сублимировать свою энергию наилучшим образом, предпочитая дажежертвовать своим благополучием. Пример тому — многие художники, поэты,философы.
В современном мире, как, впрочем, и прежде, формы и путиреализации энергии весьма многообразны, поскольку зло и добро в посюстороннеммире часто представляются почти синонимами.
Если обратиться к современной России, то обнаружитсяпринципиальное отличие новых ценностных ориентаций по сравнению с социалистическимобразом жизни. В советское время этот образ формировался искусственно и целикомподчинялся официальной идеологии. В постсоветское время формирование личностипроходит почти стихийно и в обстановке противостояния различныхидейно-политических устремлений и принципов жизни. В настоящее время человека,как правило, интересуют следующие ориентации:
— тяга к прагматизму как главному принципу достиженияличного и общего блага;
— стремление к власти и богатству;
— корпоративная солидарность;
— готовность к сотрудничеству с криминалом;
— терпимость к коррупции;
— использование демагогии и лжи;
— склонность к гедонизму;
— приспособленчество и потребительское отношение к политике;
— моральная эластичность;
— увлечение религиозным сектанством или оккультизмом;
— оскудение духовно-нравственных устремлений и т.д.
Эти ориентации относятся, так сказать, к негативным аспектамнынешней социализации. Но есть, конечно, и прямо противоположные положительныетенденции:
— трудовая мобильность и активность;
— гражданская активность и ответственность;
— духовно-этическое и эстетическое совершенствованиеличности;
— непримиримость к криминалу, коррупции, наркомании и другимотрицательным явлениям;
— рост требовательности к властям;
— опора на собственные физические и духовно-нравственныесилы.
Оба направления в процессе социализации молодого поколенияпроисходят одновременно. Иногда они противостоят друг другу, иногда тесносплетаются в один клубок, что прямо воздействует на самоопределение личности.Разумеется, все перечисленные характеристики “нового” человека постсоветскойРоссии имеют характер относительных и условных категорий. Они могут сочетатьсясамым причудливым образом как между собой, так и в связи со старыми критериями.В итоге рождается крайне запутанная и противоречивая картина социализации.Буквально каждый человек мечется из стороны в сторону, склоняясь то в одну, тов другую сторону.
Зрелое поколение, надо сказать, в основном уже сделало свойвыбор: одни остались на прежних позициях, другие перешли в лоно новомодногопрагматизма. Сложнее обстоит дело с молодежью, которая не обладает достаточнымопытом и не получает от общества четкой ориентации. В итоге весь процесс еесоциализации происходит стихийно подобно “уличному” воспитанию подростка,лишенного постоянной родительской опеки. Веер предпочтений интересов иповедения в этой связи принимает широкий и разнообразный характер — от самыхположительных до отрицательных.
Условно к позитивным формам социальной активности можноотнести общественно-полезный труд, творчество во всех его формах, науку,искусство, спорт, просвещение и др.
Есть и протестные формы социального поведения. Часто онивыливаются в активные выступления в защиту своих интересов, как, например,забастовки, демонстрации и пр. Иногда протест принимает «пассивный» характер,выражаясь в отказе от участия в голосовании или голосовании “против всех”,эмиграции. Особую разновидность представляют собой такие явления каксубкультура «андерграунда», движения типа хиппи, футбольных “фанатов” и пр.
Нельзя не отметить и деструктивные, разлагающие личность инаносящие вред обществу деяния, как, например, наркомания, алкоголизм,преступность, терроризм, экстремистская деятельность.
В реальной жизни разнонаправленные тенденции переплетаютсяили сменяют друг друга. Особая сложность их анализа обусловленапротиворечивостью сознания и подсознания человека. Ведь иногда самые лучшиепобуждения могут обернуться недостойными и просто преступными действиями.
3. Пути и возможности повышения качества жизни черезсамореализацию и социальную активность личности
За последнее десятилетие проблема самореализации приобрелаособую актуальность. Первоначально она была сформулирована в рамках психологии,но вскоре приобрела явно философское звучание. Дело в том, что процесссамореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека. Наоснове идеи самореализации могут быть синтезированы разнообразные и внешнеплохо стыкующиеся знания о человеке (философские, научные, религиозные и пр.).
Вне контекста самореализации чаще всего формируются чистосуммативные представления о человеке. Самореализация может развертыватьсяодновременно в нескольких направлениях: по линии выполнения требованийсоциальных структур, свободного развертывания способностей и задатков, по линииреализации ценностных установок. Активность человека может при этом подчинятьсягосподствующей в обществе идеологии, требованиям социальной мифологиии т.п. В конечном счете это может привести к возникновению противоречиймежду этими, сильно различающимися типами самореализации. На процесссамореализации оказывают влияние как внешние, так и внутренние условия.
Наиболее благоприятной является самореализация человекаодновременно в различных сферах. Самореализация человека в какой-либо отдельнойсфере не может сделать его счастливым и гармоничным. В какой-то мере такойчеловек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различныесоциальные структуры, он получает возможность удовлетворения прежде всего своихфизиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только послеэтого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в видерасширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутвержденияи самовыражения.
В самом общем случае под самореализацией понимается наиболееполное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека,осуществляемое путем включения его в социальные структуры [1].
Процесс самореализации — это познание на протяжении всейнашей жизни своей внутренней сути. Стать совершенным — для нас не главное.Главное — сам процесс становления.
О самореализации, так или иначе, давно писали многие ифилософы, и писатели, и психологи, но подозреваю, что до однозначного конца этополе не удалось распахать никому. Потому как вероятно, это в принципеневозможно. Данная тема сложна и многопланова — именно из-за своей неопределенности.
Самореализацию можно рассматривать через качество жизни,т.е. если человек создал, свою жизнь, то она является качественной, значитчеловек самореализован. И наоборот, если человек самореализован, то жизнь вкакой то мере качественна (так как самореализация является одним из элементовкачества).
Под качеством жизни, следует понимать комплексную оценкужизнедеятельности людей, представляющую собой систему показателей, котораяхарактеризует уровень реализации потребностей человека, степень достижениясвоих жизненных целей, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и сресурсными возможностями общества.
Наиболее целесообразно рассматривать самореализацию личностичерез обеспечение качества жизни.
Самореализация — это разрешенность противоречий междувнутренним и внешним миром человека, т.е. мы что-то хотим (это внутренний мир),но мы этого не имеем (из-за ограниченности внешнего мира), и это влияет напредставление о качественности нашей жизни.
Самореализация наступает в тот момент, когда достигнутбаланс между внутренним и внешнем миром личности. Т.е., то что мы хотели, кчему стремились мы получили, другими словами актуальные потребности реализованыи можно говорить о состоянии счастья. Это состояние кратковременно и в периодего действия другие потребности отступают на задний план.
Самореализация этот стремление к созданию баланса либо повсем направлениям, либо по одному (качество жизни либо счастье жизни).
Составляющими элементами самореализации, или можно сказатьнеобходимые и достаточные условия, при которых личность самореализована это:наличие дохода: предметов потребления (квартира и бытовая техника); организациядосуга; деньги и их накопление вес в обществе; признание родителей; чувственныепереживания (семья, любовь, секс и т.д.)
Следует заметить, индивидуальность каждого человекаоказывает влияние и на самореализацию. Одному человеку очень важно наличиекакого-то одного элемента, а другому необходимы все.
Наиболее полно самореализация осуществляется в процессахтворчества. Творческие достижения в конечном счете получают признание как состороны общества, так и самого человека. При этом все другие формысамореализации, как правило, теряют свою значимость. Расширение границ ивозможностей своего сознания в творческой деятельности открывает перед человекомнаиболее перспективные формы самоутверждения. В процессе творческойдеятельности он приобретает качества, которые недоступны подавляющемубольшинству людей. Естественно, при этом отступают на задний план такие формысамоутверждения, как овладение материальными ценностями, престижноесамоутверждение, приобщение к информации и интеллектуальной элите обществаи т.п. И не удивительно, что подавляющее большинство людей хотятреализовать себя именно в творчестве. Это полностью подтверждается социологическимиисследованиями.
До настоящего времени не удалось выявить наиболееблагоприятное сочетание разнообразных факторов, способствующих реализациитворческой активности человека. Среди таких факторов отмечают такие, какнаследственность, способности, мотивации, внешние, в том числе —социальные, условия и т.д. Этим, видимо, объясняется существованиеразличных подходов к проблеме творчества. Скажем, если субъектоцентрическийподход ориентирован на рассмотрение игры интеллектуальных сил, реализацию высшихформ психической активности, талантов, способностей и т.п., то в контекстесоциоцентрического подхода творчество уже рассматривается как активность,направленная на создание новых оригинальных продуктов, вещей, ценностей,имеющих объективную, общественную значимость. Однако в реальной жизнитворчество сочетает в себе и свободную игру интеллектуальных сил инеобходимость включения в жесткие социальные структуры. Целостное пониманиетворчества позволяет интерпретировать его как бы в различных измерениях, и сточки зрения личности и общества, последствий его результатов для общества.Такой подход является достаточно многомерным и одновременно крайнепротиворечивым.
Итак, творчество является высшей формой самореализациичеловека, ибо в нем воспроизводятся наиболее существенные и значимые феномены,представляющие собой явно выраженные целостные образования, в которыхинтегрированы рациональные и иррациональные компоненты. Все попыткивоспроизвести такие явления в рамках только рациональных или толькоиррациональных представлений оказались неэффективными. Научные концепции несправляются с этой задачей, потому что наука на всех стадиях своего развитияпытается исключить все иррационалистические моменты, т.е. все, что неукладывается в рамки ее категориального аппарата. Иррационалистическая жетрадиция, наоборот, не признает рационально оформленных компонент или сильно ихдеформирует.
Заключение
Таким образом, в заключение данной работы можно сделатьследующие выводы.
В последнее время «качество жизни» какинтегральный показатель состояния человека привлекает все большее вниманиеисследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная,эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.
Повышение качества жизни как совокупности перечисленныххарактеристик возможно через развитие одной из составляющих. В настоящей работебыло исследовано повышение качества жизни путем повышения социальной активностичеловека и самореализацию человека.
Социальная активность личности — совокупность формчеловеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач,стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный историческийпериод. В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив,социальная группа, слой, класс, общество в целом.
 Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно-политической,в сфере культуры и быта.
Динамика тех или иных форм социализации и десоциализациизависит от многих факторов, в том числе от общего духовного и психологическогоклимата в обществе, материального положения людей, степени их удовлетворенностикачеством жизни и т.д.
Самореализация наступает в тот момент, когда достигнутбаланс между внутренним и внешнем миром личности. Т.е., то что мы хотели, кчему стремились мы получили, другими словами актуальные потребности реализованыи можно говорить о состоянии счастья. Это состояние кратковременно и в периодего действия другие потребности отступают на задний план. Самореализация этотстремление к созданию баланса либо по всем направлениям, либо по одному(качество жизни либо счастье жизни).Список литературы
1.    ПавловаЛ.Е. Обзор зарубежной литературы по проблемам качества жизни и качестванаселения / Демография и социология. Выпуск 6. Качество населения. Москва,Российская Академия наук. Институт социально экономических проблемнародонаселения. 1993. 185 с.
2.    ПетрушинаИ.Ю. Субъективные индикаторы качества жизни в социологии США: обзор современныхинтерпретаций // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 111–114.
3.    КлочкоВ.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза //Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8–9.
4.    КлочкоВ.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2001.153с.
5.    Современнаязападная социология. Словарь. М., 1990.
6.    ТодоровАнгел. Ст. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. М., 2003.
7.    ЗобовР.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб.:СПбГУ., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.