Реферат по предмету "Социология"


Подготовка кадров для системы социальной защиты населения

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Астраханскийгосударственный технический университет»
Кафедра«Социологии и психологии»
Курсоваяработа
ПОДГОТОВКАКАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Подготовила:
Студентка группы ДГС-41
Лукьяненко Наталья
Научный руководитель:
к. соц.н. Крятова
Наталия Владимировна
Астрахань2010год

Содержание
Введение
ГЛАВА1: ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1.1Кадровая политика и подготовка кадров
1.2Службы социальной помощи в России
ГЛАВА2: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО КАДРОВЫЙПОТЕНЦИАЛ
2.1Министерство социального развития и труда Астраханской области
2.2Подготовка кадров для социальной службы Астраханской области
Заключение
Литература

Введение
В настоящее время вРоссии очень большое количество населения нуждается в социальной защите иподдержки со стороны государства. В связи с этим проблема подготовки кадров длясоциальных служб встаёт особенно остро и нуждается в контроле со стороныгосударства. Стране нужны новые хорошо обученные кадры, разбирающиеся в даннойпроблеме.
Актуальность выбраннойтемы обуславливается тем, что Россия в последнем десятилетии XXстолетиястолкнулась с серьёзными социальными проблемами: в стране очень низкий уровеньжизни населения, большое число безработных, малоимущих и многодетных семей, атакже значительное количество пенсионеров нуждающихся в помощи.
Уровеньпрофессиональной подготовки людей, в основном не соответствует требованиемсовременной системе управления. В литературе сформулированы причины такойситуации. Во-первых, в организациях не функционирует система повышенияквалификации, а уровень подготовки управленческих кадров отстает от требованийорганизации. Во-вторых, повышение требований, к специалисту социальной службыили какой-либо другой организации влечет за собой понижение уровня квалификацииуправленческих кадров и кадров в учреждениях социальной помощи населения.В-третьих, получают развитие отрасли, которым ранее не уделялось стольковнимания (например, сфера обслуживания социальной защиты населения), безкоторых невозможно функционирование организации по оказанию социальной помощинуждающемуся населению. Но даже высококвалифицированные специалисты из смежныхорганизаций не имеют соответствующей профессиональной подготовки, чтобыэффективно осуществлять деятельность по возникающим новым профессиям.В-четвертых, профессиональные знания, получаемые в высших и средне специальныхучебных заведениях, со временем устаревают, и являются недостаточными дляосуществления квалифицированной деятельности в социальных учреждениях и другихразличных организациях.
Целью данной курсовойработы является: изучение и анализ работы по подготовке кадров для социальныхслужб.
Исходя из цели намибыли сформулированы следующие задачи:
1.        определитьсодержание кадровой политики и подготовки кадров;
2.        датьхарактеристику сферы социальной защиты населения и специфики ее управления;
3.        охарактеризоватьуправление сферой социальной защиты населения Астраханской области;
4.        проанализироватьподготовку кадров для управления сферой социальной защиты населенияАстраханской области.
Объектом исследованиякурсового проекта является система управления социальной защиты населения Астраханскойобласти.
Предметом исследования выступаетподготовка кадров для системы управления социальной защиты населенияАстраханской области.
Проблема заключается втом, что изменения, происходящие в обществе, ведут за собой изменения вфункционировании его систем, какой является система социальной защиты. Для еёактивного функционирования необходимы высококвалифицированные кадры и чёткосформулированная программа кадровой политики.
Предпосылкойанализа современных проблем кадровой политики[1],а также проблемы формирования и функционирования профессиональных кадров и ихвозрастающая роль в реформировании социальных служб Астраханской области нашлиотражение в работах Ю. П. Аверина, Т. Ю. Базарова, В. Д.Граждана, В. А. Дятлова, А. П. Егоршина, А. Я. Кибанова, Е. В. Маслова, В. В.Травина, Г. В. Щекина и др.
Вработах Г. В. Гречихина, Л. Я. Дятченко, Е. М. Ковешникова, В. В. Маркина, М.Маркова, В. Н. Иванова, Г. П. Овчинникова, А. И. Пригожина, А. А. Хохлова, В.В. Щербины исследованы общие вопросы управленческой теории и практики, а такжеметодологические основы использования социальных технологий в качествеэффективного инструментария совершенствования кадрового потенциала и повышенияего в управлении современными социальными процессами.
Теоретическиеи практические вопросы[2],связанные с формированием и развитием системы подготовки и повышенияквалификации государственных служащих, эффективностью их обучения исследуются втрудах В. Э. Бойкова, B. И. Видяпина, Т. А. Кононенко, В. С. Кабакова, А. М. Смолкина.
ГЛАВА1: ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ. 1.1 Кадровая политика и подготовка кадров
Решение задач кадровойполитики в практической деятельности составляет суть кадровой работы. Сюдаотносится деятельность по планированию, подбору, подготовке, расстановке,переподготовке, оценке, воспитанию и рациональному использованию кадров.Кадровая работа, таким образом, является средством реализации кадровой политики.
Понятие «работа скадрами» охватывает все проблемы персонала в социальном управлении ипредполагает условное их разделение на три большие группы:
·         анализкатегорий работников и должностей, вопросы планирования и прогнозирования вобласти кадров, определение и формирование источников удовлетворения кадровойпотребности;
·         вопросыподбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации кадров;
·         вопросыорганизации и оценки труда, формирования стабильных коллективов, укреплениядисциплины и др.
Рассматривая проблемыкоординации кадровой работы, следует учитывать отраслевой, региональный ифирменный аспекты использования кадрового потенциала.
Отраслевой принципуправления, несмотря на создание корпораций, и ассоциаций имеет ряднедостатков. В области проблемы кадров эти недостатки связаны, прежде всего, снесовершенством учета территориальных балансов трудовых ресурсов.
Принцип эффективногоиспользования человеческого фактора в социально-экономическом развитии, лежащийв основе организации работы с кадрами на современном этапе, реализуется по тремосновным направлениям:
·         созданиенеобходимых условий для всестороннего и гармоничного развития всех способностейчеловека в его профессиональной деятельности;
·         обеспечениеповышения производительности и качества труда за счет развития специальныхспособностей и совершенствования профессионального мастерства на базе высокойпрофессиональной подготовки и общей культуры работников;
·         регулярноеи систематическое обновление и пополнение профессиональных знаний, умений инавыков всех категорий работников, планирование и осуществление постоянногопрофессионально-квалификационного роста кадров.
Работники по кадрамзанимаются планированием, оценкой, анализом, практической реализацией кадровойполитики, применяя различные методологические подходы, работая в конкретныхорганизационных рамках и обеспечивая эффективность работы с персоналом.
Система работы скадрами – явление многогранное, поэтому при ее разработке необходимо учитыватькак внутренние связи между составляющими этой системы, так и внешние.
Для более чёткогопредставления того, какие кадры в настоящее время необходимы для социальнойсферы, несомненно является важным рассмотреть, при помощи каких программ кадрыподготавливают для соответственной деятельности.
Определяя, какие кадрыпотребуются для выполнения стоящих перед обществом задач, необходиморазрабатывать меры по их подготовке, правильному распределению и использованиюв каждом конкретном случае. Такая программа должна предусматривать:
·         анализположения, существующего в области кадров, прежде всего кадров управления, ихраспределения по узловым участкам государственной, хозяйственной исоциально-культурной работы;
·         определениестратегических направлений дальнейшей работы по подготовке и непрерывному образованиюкадров специалистов и квалифицированных рабочих;
·         определениепотребности в кадрах специалистов и рабочих в соответствии с требуемым уровнемзнаний, умений и навыков, необходимым уровнем развития специальных способностейи деловых качеств;
·         организациюмногоуровневого профессионального образования с учетом конкретных задачразвития общества, решения проблем наиболее целесообразного использованиявыпускников учебных заведений;
·         совершенствованиемероприятий по дальнейшему повышению квалификации кадров, планированию иэффективной реализации деловой карьеры, постоянномупрофессионально-квалификационному росту кадров;
·         изучениедействующего состава кадров управления, формирование резерва руководителей,оценки кадров, аттестацию специалистов, совершенствование механизма подбора ирасстановки кадров.
Программа развитиякадров может стать эффективным средством организации планомерной кадровойработы только в случае постоянного совершенствования и корректировки всоответствии с требованиями сфер жизнедеятельности общества. Определяя местокадров в системе государственного управления, следует подчеркнуть два важныхобстоятельства:
·         кадроваяполитика, вся работа с персоналом управления проводятся и организуютсягосударством;
·         кадроваяполитика и кадровая работа являются общегосударственной задачей.
В общем смыслеподготовка кадров — планомерная и организованная подготовка для всех отраслейобщественной жизни квалифицированных специалистов.
Подготовкаквалифицированных кадровдля работы в социальной службе осуществляетсяпрофессионально в Астраханской области в ВАГСе, а также на курсах повышения квалификации и непосредственно в организации.
Подготовка нового кадрового потенциала осуществляется в организации или учреждениисоциальной защиты населения по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальнойквалификации, необходимых в условиях этого вида деятельности… Сроки такого обучения зависят от сложности самой профессии и заканчиваются сдачей квалификационного экзамена иприсвоением служащему определенного разряда.
Прииндивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется квысококвалифицированному специалистув данной области трудовой деятельности либо включается в состав отдела. Теоретический курс изучается обучающимсясамостоятельно.
При групповойформе обучающиеся объединяются в учебные группыи выполняют работу согласно учебной программе под руководством квалифицированных специалистов. Численный состав учебных группустанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и условий трудовой деятельности.
Курсоваяформа подготовки кадров используется для обучения управляющих и работников учреждений особо сложным профессиям, требующимзначительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыминевозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится вучебно-курсовых аудиториях, на постоянно действующих курсах,создаваемых отраслевыми министерствами.
Срокиподготовки кадровогопотенциала определяютсянормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющихтехническое образование.
Переподготовка –получение новой специальности из числа лиц, имевших профессию дляудовлетворения потребности предприятия организации вданной специальности
Следовательно, кадроваяполитика имеет очень тесную связь с кадровой работой. Основа работы с кадрами,повышения их уровня подготовка для работы в сферах жизни общества напрямуюзависит от сформулированной кадровой политики государства. Кадровая политикаявляется залогом успеха работы с кадрами и их подготовки.1.2Службы социальной помощи в России
В разных странах путиразвития и становления социальных служб не были идентичными. Известнымтеоретиком социального обеспечения и управления является И. Нойфелъд. Исследуя кадровыепроцессы в социальных министерствах и систему подготовки кадров для их работы вГермании, и в других странах, выявилось, что они претерпели известное влияниеСША, но все же их развитие, безусловно, носило в нашей стране самобытныйхарактер и имело национальные корни.
Социальную работу[3] можноопределить как специфическую форму государственного и внегосударственноговоздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального иматериального уровня жизни населения. Деятельность социальных служб направленана практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищеннымили малозащищенным группам населения.
Развитие деятельностисоциальных служб и профессии социального работника началось в Германии в началеXX столетия с создания социальных школ, прежде всего женских. Далее созданиесоциальных служб помощи населения стало набирать обороты и создаваться вразличных странах.
По указу министерстванародного обеспечения в 1920 году в России было введено государственноерегулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный актявился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистовк социальной деятельности в России вплоть до второй мировой войны.
Первоначальносоциальные службы поддерживали и финансировали преимущественно свободныеблаготворительные союзы и общества. Только после первой мировой войны возниклагосударственная служба социальной помощи населению, которая существует и по сейдень в виде ведомств социального обеспечения, охраны здоровья и помощимолодежи.
Первые десятилетиядоминирующим методом работы социальных ведомств как в США, России, так и вдругих странах, была главным образом индивидуальная помощь населению. Затемстали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практикуи социальная работа в общине.
Эти три формысоциальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающеевоздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.
После второй мировойвойны развитие социальной работы и системы подготовки профессиональных кадровполучило серьезный импульс и прошло несколько этапов.
Основным содержаниемсоциальной работы впервые послевоенные годы в различных странах, было оказаниематериальной помощи населению, перенесшему тяжелейшие невзгоды в период войны.
 В теоретическойподготовке (двухлетней) в эти годы студентам показывались истоки бедственногоположения людей в таких социальных сферах, как здравоохранение, защита молодежии материальная помощь населению. Методические исследования в области работысоциального ведомства страны, правда, были еще в это время не известны. Ничегоне говорилось и в системе подготовки в специальных школах социальной работы отом, какими методами следует преодолевать бедственное состояние людей. Теориявообще была еще очень слабо связана с практикой и мало подкрепляла ее.
Практическая подготовкасостояла главным образом из допрофессиональной, промежуточной ипрофессиональной практики, причем обучение социальной деятельности проводилосьтолько на моделях.
В первой половинешестидесятых годов значительно дифференцировалась и расширилась подготовкапрофессиональных кадров социальной сферы.
Социальная сфераобщества представляет собой устойчивую область человеческой деятельности повоспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной службы. В нейреализуются социальные и гражданские права человека. Ее функционирование определяетсяобъективными закономерностями и основывается на определенных принципахсоциальной помощи и социального управления.
При подготовки кадров, несомненно,акцент должен делаться на структуру социальной работы. В научной литературеимеются различные подходы к определению структуры социальной службы. В одномслучае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, вдругом — по основным функциям, в третьем — по категориальному аппарату,характеризующему социальную службу.
 Так, ее можнопредставить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферыбытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания. Исходя из этогоопределим компетенцию социальной службы, можно заметить, что специалисты должныбыть подготовлены как минимум в 2, а то и более сферах социальнойдеятельности.
Сфера социальнойдеятельности не имеет жестких пространственных и временных рамок. Онасуществует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи сдругими сферами общества: материально- производственной, политической,культурно-духовной и системами природного порядка.
Социальные службы[4] располагаетнеобходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного ичеловеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должнопорождать присущие данной системе качественные особенности.
Отнесем к таковымсоциальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессыобразования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы иинституты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базурегулирования потребительского поведения населения.
Возникновение исуществование всех компонентов социальных служб и их специфика обусловленыглавной функцией социальной сферы — функцией социального воспроизводства людейкак субъектов жизнедеятельности, воспроизводство ресурсов их жизнеобеспечения,а также функции воссоздания социальных институтов.
Значимый компонентсоциальной защиты социальная инфраструктура. Под ней понимается устойчивуюсовокупность материально- вещественных элементов, создающих условия дляудовлетворения всего комплекса потребностей (витальных исоциально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. По своейвнутренней организации инфраструктура социальной работы представляет собойсистему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающихфункционирование всех институтов социальной сферы.
Процессы образования,медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты ипредставляют собой совокупность статистически устойчивых актов социальноговзаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия воспроизводства.Это взаимодействие призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранениюранее накопленного человеческого потенциала, доступности услуг и созданию новыхинституциональных предпосылок социального совершенствования качественных характеристиквоспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальнойсферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.
Социальное обслуживаниенаселения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальнойработы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющаяоказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложнойсоциально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельностьчеловека или социальной группы, в- третьих, как принципиально важный секторсоциальной сферы.
Возможностьосуществления социального обслуживания населения в условиях современной Россиистановится реальной и ощутимой по мере организации и развития сетитерриториальных социальных служб и быстрого формирования отрядовпрофессиональных социальных работников и других специалистов в областисоциальной работы, социальной педагогики и практической психологии[5].
В федеральном законе«об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельностьсоциальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг иматериальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,находящихся в трудной жизненной ситуации».
На данном этаперазвития страны Российская система социального обслуживания находится на стадиистановления. Важнейшим признаком становления системы является её динамичноразвивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услугипредоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных инестационарных).
Сегодня значительнаячасть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения,способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формамуслуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые[6].
В половине всех центровсоциальной помощи функционируют отделения дневного пребывания, в трети –отделения социальной помощи семье и детям.
В ведении органовсоциальной защиты населения субъектов РФ действует свыше 1000 стационарныхучреждений социальной помощи различных типов на 2568 мест, в том числе 406домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442психоневрологических интерната, 30 специальных домов- интернатов и отделенийдля лиц с асоциальным поведением, отбывших наказание за совершенные имипреступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом- интернат дляумственно отсталых детей, 7 детских домов с тяжелыми физическими недостатками[7].
В настоящее время вРоссии насчитывается более 40 телефонов доверия. В 1999 году создана ассоциацияроссийских телефонов доверия, основная задача которой – создание культурыконсультирования, то есть создание сети центров, которые взяли на себяподготовку консультантов для телефонов доверия, подготовку руководителей, иподготовку тех, кто сам будет подготавливать, т.е. учителей.
Но действующая сетьстационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяетимеющиеся потребности.
По прежнему особоострой остается проблема лиц без определённого места жительства и занятий,«бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших срокинаказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставшихинвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправленияосуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для нихсоздается сеть социальных учреждений – специальных домов-интернатов, домовночного пребывания.
Процесс становлениясистемы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексныйподход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детейпрактически осуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной,хорошо развитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нуждынаселения можно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ[8].
Примерно четвертьсубъектов РФ имеют всего 3-5 учреждений социальной помощи семьям и детям,причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах.
В условиях жесточайшегодефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемысемьи и детства, открывая многопрофильные центры социальной помощи семье идетям, а отделения (не редко маломощные, однообразные по видам поддержки)помощи семье и детям. В ряде регионов типичным является процесс объединенияразличных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такиеучреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов посоциальной работе и дефицита современных технологий не могут практическиповлиять на изменение ситуации в регионе.
К сожалению, в отдельныхрегионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей иподростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимуюпомощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Несогласованностьдействий учреждений просматривается также там, где они подчинены разнымведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи,а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых единыхтребований к кадрам социальных работников и анализу эффективности ихдеятельности[9].
В настоящее времяминистерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь нагосударственные органы субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданнойсети социальных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг,адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которыеиспытывают постоянные трудности в повседневной жизни.
По мере формированиятерриториальных служб социального обслуживания появляется потребность вуправлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как ивсякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается вуправлении, целью которого является всё более полное удовлетворениепотребностей людей в услугах.
Социальная работа,существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости Россииотнесена к профессиям лишь с 1991 г.
Российская системасоциального управления сегодня впервые сталкивается с теми аспектами развитияуказанной профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались тамнаучной рефлексии на протяжении длительного времени. Поэтому зарубежный опытизучения деятельности социальных служб, его социологические ресурсы оказываютсяполезными в исследовании процессов становления отечественной социальной работы.
Наличие или отсутствиев обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под какимуглом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы,формируются ли ценности гражданского общества. Социальная работа играет рольпосредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственнымиорганизациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана сизменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей.
В советскую порунекоторые функции социальной работы выполнялись организациями, находившимися введении четырех министерств — образования, здравоохранения, соцобеспечения ивнутренних дел. Схожие функции брали на себя компартия, комсомол, профсоюзы, атакже ряд общественных организаций (например, всесоюзное общество инвалидов).Вся эта система государственной и общественной поддержки была разобщенной ифинансировалась по остаточному принципу, что существенно снижало ееэффективность.
Последнее десятилетиеXX века ознаменовалось значительными изменениями в социальных отношениях,политике, экономике, культуре. Разлом нашего хозяйственного механизма вызвалрезкое снижение качества бытия, ухудшение положения инвалидов и пожилых,многодетных семей, женщин и детей, обнажил прежние и привел в возникновениюновых жизненных проблем.
В ответ на этиизменения были учреждены новые образовательные программы и профессии из разрядапомогающих или заботящихся, поскольку их предназначение — практическая помощь,забота о человеке. Среди таких нововведений – социальная работа, утвержденная встране одновременно как вузовская специальность и профессиональнаядеятельность.
Профессиональнаяподготовка социальных работников ныне ведется 120-ю российскими вузами, включаяпять частных. Уровень образования достиг высоких стандартов благодаряинтенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативепреподавателей. Это способствует формированию квалифицированных кадров. Однакопрофессионализация социальной службы тормозится некими параллельнымипроцессами, или дисфункциями ее внутреннего и внешнего контекстов.
Следовательно, можносделать вывод, что в настоящее время выявлены тенденции и предпосылки развитияподготовки работников социальной сферы в отечественной и мировой практикепрофессионального образования специалистов управления: возрастают ценности ивостребованности дополнительного профессионального образования в модернизацииуправленческого корпуса социальной сферы, для более качественногофункционирования социальной службы как по России в целом, так в частности поАстраханскому региону.
ГЛАВА2. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО КАДРОВЫЙПОТЕНЦИАЛ 2.1 Министерство социального развития и труда Астраханскойобласти
Министерствосоциального развития и труда Астраханской области[10] (далее — министерство) является исполнительным органом государственной властиАстраханской области, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфересоциального развития и труда, а также по оказанию государственных услуг вустановленной сфере, включая социальное обслуживание населения, оказаниепротезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, государственнуюэкспертизу условий труда.
Министерство являетсяправопреемником департамента труда и социального развития Астраханской областии комитета по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области в семейнойполитике в части социальной поддержки семьи, материнства и детства.
Министерствомсоциального развития осуществляется координация и контроль деятельностинаходящегося в его ведении агентства по занятости населения Астраханскойобласти.
Главными документами,которыми Министерство руководствуется в своей деятельности является КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционными законами, федеральнымизаконами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации, Уставом и законами Астраханской области,постановлениями Государственной Думы Астраханской области, постановлениями ираспоряжениями Губернатора и Правительства Астраханской области, а такженастоящим Положением.
Министерствоосуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации, территориальнымиорганами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органамигосударственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления,региональными отделениями государственных внебюджетных фондов, объединениямиработодателей, общественными организациями, гражданами по вопросам, относящимсяк его компетенции. Деятельность осуществляется, непосредственно и через своиструктурные подразделения с правами юридического лица в муниципальных районахАстраханской области (далее — территориальные органы министерства).
МинистерствоСоциального развития и труда Астраханской области является юридическим лицом,имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своимнаименованием, соответствующие печати, штампы, бланки, лицевые счета,открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обособленноеимущество, находящееся в государственной собственности Астраханской области,закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетную смету иотвечает по своим обязательствам денежными средствами, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, бытьистцом и ответчиком в суде.
Министерство реализуетсвои полномочия посредством принятия постановлений, распоряжений, приказов повопросам реализации и организации контроля за их исполнением. Расходы насодержание министерства осуществляются за счет средств областного бюджета.
Министерствоосуществляет следующие полномочия:
Разрабатывает проектызаконов Астраханской области, нормативных правовых актов Губернатора иПравительства Астраханской области, целевых программ и другие документы, покоторым требуется решение Губернатора или Правительства Астраханской области,по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства.
На основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации, законов Астраханской области, нормативныхправовых актов Губернатора и Правительства Астраханской области самостоятельнопринимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфередеятельности министерства и подведомственного министерству агентства позанятости населения Астраханской области
·         Разрабатываети утверждает ведомственные целевые программы, осуществляет текущий контроль заих реализацией.
·         Обобщаетпрактику применения законодательства и проводит анализ реализациигосударственной политики в установленной сфере деятельности.
·         Вобласти оказания и реализации мер социальной поддержки, социальной помощи и организациисоциальных выплат населению:
·         назначаети выплачивает денежные компенсации отдельным категориям граждан;
·         выдаетсправки, подтверждающие право на предоставление мер социальной поддержкиотдельным категориям граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
·         предоставляетсубсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
·         назначаети выплачивает социальные пособия, материальную и иную помощь на погребение,возмещает специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимостьуслуг по погребению умерших;
·         назначаети выплачивает государственные пособия гражданам, имеющим детей;
·         выплачиваетденежные средства семьям, усыновившим детей, опекуну (попечителю) на содержаниеребенка, денежные средства, предусмотренные на оплату труда приемных родителей;
·         назначаетежемесячное пособие детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностейвоенной службы по призыву, в том числе признанных в установленном порядкебезвестно отсутствующими или объявленных умершими;
·         назначаетденежные средства на проведение ремонта индивидуальных жилых домов,принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;
·         назначаети предоставляет ежегодную денежную выплату гражданам, награжденным нагруднымзнаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;
·         назначаети выплачивает государственное единовременное пособие и ежемесячную денежнуюкомпенсацию гражданам при возникновении у них пост вакцинальных осложнений;
·         назначаетежемесячную, единовременную и ежегодную денежную компенсацию гражданам,подвергшимся воздействию радиации;
·         формируети ведет областной банк данных получателей мер социальной поддержки по отдельнымкатегориям граждан, социальной помощи, социальных услуг, субсидий и другихсоциальных выплат;
·         выдаетудостоверения и иные документы о праве на льготы отдельным категориям граждан всоответствии с действующим законодательством;
·         выплачиваетГероям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам орденаСлавы компенсации расходов на
·         оказываетустановленные законодательством Российской Федерации и Астраханской областимеры социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению им равнойдоступности услуг общественного транспорта;
·         присваиваетзвание «Ветеран труда» и выдает удостоверение, подтверждающее право напредоставление мер социальной поддержки;
·         предоставляетинвалидам реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации иуслуги бесплатно, за счет средств областного бюджета;
·         оказываетединовременную материальную помощь отдельным категориям граждан на газификациюдомовладений;
·         оказываетгосударственную социальную помощь малоимущим гражданам, материальную помощьгражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Министерство имеет ещемножество полномочий, которые в нашей работе упомянуты не были.2.2 Подготовкакадров для социальной службы Астраханской области
Для выявленияподготовки специалистов, работающих в социальной сфере и изучения кадровойполитики социального управления был проведен стандартизированный индивидуальныйэкспертный опрос.
Данный опрос заключалсяв индивидуальной работе с каждым отдельным экспертом из привлеченных.
Наиболее важнойпроблемой для проведенного интервью было выявление существования ифункционирования разработанной кадровой политики, каким образом готовятся кадрыдля работы в данной сфере, при помощи каких инструментов и методов происходитповышение их квалификации и происходит ли вообще.
Необходимо было изучить,каких кадров для работы в социальной сфере не хватает, а каких — избыток. Наиболеезначительным было рассмотреть кадровую политику и кадровый потенциал данногоминистерства.
Для проведения опросабыли отобраны эксперты по следующим критериям:
·         Экспертдолжен работать в сфере социальной защиты не менее 5 лет, для того, чтобы иметьнаиболее чёткое представление о работе и проблемах существующих в данной сфере.
·         Экспертдолжен быть руководителем, какого- либо отдела социальной сферы, с тем чтобыможно было выявить какие проблемы именно на уровне управления данной сферойсоциальной жизни.
·         Экспертдолжен быть компетентен и подготовлен к общению, так как задаваемые вопросыносят специфический характер.
В опросе принималиучастие следующие эксперты:
1.        Начальникотдела методологии предоставления мер социальной поддержки – Самойленко ИринаГеннадьевна.
2.        Начальникотдела по организации социального обслуживания, социальной реабилитации иработе с общественными организациями – Ахмедулина Галия Зульбухаровна.
3.        Начальникотдела реабилитации несовершеннолетних – Афанасьева Елена Владимировна.
4.        Начальникотдела жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей– Зверева Светлана Геннадьевна.
5.        Начальникотдела государственной службы, кадров и мобилизационной работе – Шаркова МарияВячеславовна.
При отборе экспертов,все выдвигаемые критерии отбора были соблюдены.
Первый вопрос, которыйбыл задан экспертам – это вопрос «В кадрах какой квалификации, по Вашемумнению, система управления социальной защиты испытывает потребность»?
При ответе на вопрос практическивсе эксперты дали однозначный ответ – «Юристы», мотивируя это тем, чтоспецифика работы социального работника предусматривает большой потенциалтрудовой деятельности юристов, а их не хватает. Прежде всего, это обусловленотем, отмечали эксперты, что в данной сфере работы много, а заработная платанизкая, и кадры с юридическим образованием, попросту не видят смысла работы занятостии трудовой деятельности в данной сфере.
Кадры, которыепоступают на работу, не имеют опыта, что связано с их недавним окончаниемучебного заведения, а трудоустроиться таким специалистам трудно, так как у нихнет стажа работы по профессии.
Если же взглянуть научреждения социальной защиты, то они нуждаются в медицинском персонале, и особовыделяли эксперты психологов, так как большинство обращающихся в социальнуюслужбу нуждаются в помощи профессионала.
Лишь один экспертответил, что наполнение социальных служб достаточно и даже имеется переизбытокпедагогов – этот ответ был дан Афанасьевой Еленой Владимировной. Данный ответобусловлен спецификой деятельности отдела.
Начальник отдела кадровзаметила, что всем имеющимся служащим просто необходимо повышение квалификации,так как данные курсы проходили более 5 лет назад, а специфика деятельностиуказывает на то, что люди, работающие в социальной сфере должны бытькомпетентными.
Экспертам был заданвопрос «Разработана ли в системе социальной защиты кадровая политика?» Этотвопрос является ключевым, в связи с тем, что именно кадровая политика обуславливаетработу министерства, его ведомств и служб. Кадровая политики должна бытьструктурирована, в ней необходимо чётко указываться проблемы, существующие вданной сфере и мероприятия по их решению. Хорошая кадровая политика, о которойзнают кадры, работающие в данной сфере – залог успехи и эффективной работы.
Можно выявитьхарактерную реакцию для всех респондентов, они начинали в начале смущаться,потом задумывались и отвечали, что безусловно кадровая политика существует иона хорошо разработана. Несмотря на это, респонденты не смогли назвать неодного пункта разработанного кадровой политикой, даже в работе своего отдела.
Следовательно,напрашивается вывод, что программа кадровой политики находится на стадииразработки, поэтому не все руководители подразделений подробно могут рассказыватьо ней.
Следующим стал вопрос «Насколькоостро у Вас стоит проблема обновления (омоложения) кадров» — он былнеобходим для анализа функционирования и подготовки кадров, потому что внастоящее время в стране идёт омоложение кадрового потенциала государственныхслужащих.
На данный вопрос былполучен ответ, что с омоложением кадров проблем нет. В министерстве есть службапо подбору кадрового резерва служащих, который черпается из молодыхспециалистов, окончивших Астраханские ВУЗы, такие, как Астраханский государственныйтехнический университет и Астраханский государственный университет. Также кадрынаправляются различными департаментами, заинтересованными в деятельностисоциальных служб.
Все эксперты отмечали,что в медицинские учреждения приходит мало молодых специалистов, что связано снизким уровнем заработной платы.
Чтобы молодыеспециалисты могли трудоустроиться на работу в сфере социальной защиты, вминистерстве объявляются конкурсы на замещение вакантных должностей.
Омоложение кадров сталопроисходить с того момента, как министром Социального развития и труда Астраханскойобласти стала Екатерина Анатольевна Лукьяненко — замечают эксперты.
На следующий вопрос «существуетли в Астраханской области система подготовки и переподготовки кадров длясистемы управления сферой социальной защиты»? Однозначного ответа отэкспертов не было получено.
Ответы были односложнымиили просто «да», или «нет», свой ответ они не аргументировали. А АфанасьеваЕлена Владимировна и вовсе воздержалась при ответе на данный вопрос.
Чёткий и развёрнутыйответ был дан Шарковой Марией Вячеславовной. Она отмечала, что несомненно такаясистема функционирует, она ведет свою работу с государственными и гражданскимислужащими. Курсы по повышению квалификации, должны проходить не менее 1 раза в3 года, но это не всегда удаётся, в связи с тяжелой экономической ситуацией врегионе. В нашем регионе функционирует филиал Волгоградской академиигосударственной службы, где можно пройти подготовку для работы в сфереуправления различным государственный служащим.
Последним в нашемопросе был задан вопрос «Из каких сфер трудовой занятости поступают кадрыдля работы в системе управления социальной защиты?»
На данный вопросэксперты отвечали следующим образом, что кадры для работы в социальной сферепоступают из различных сфер трудовой занятости. «У нас в регионе существуетавтономная система кадров» — отметила Мария Вячеславовна. В регионе идёт учёт,о поступлении и подготовки кадров. Эксперты отмечают, что кадры по своемуобразованию различны, что даёт огромный потенциал для их трудоустройства.Большое количество кадров с педагогическим и журналистским образованием.
Все экспертыпризнались, что не смотря на то, что кадровый резерв существует, всё же оченьмалое количество высококвалифицированных и хорошо подготовленных молодыхспециалистов. Ведь в работе социальных служб очень важен индивидуальный подходк каждому обратившемуся человеку. Нужно уметь понять человека, и оказать емунеобходимую помощь, а ситуации бывают разные.
В общем можно отметить,что ситуация с управленческими кадрами более стабильная, чем на местах вучреждениях, где кадров не хватает. В регионе необходимо чаще проводить курсы,различные конференции и семинары, чтобы специалисты социальной сферы моглиповысить свою квалификацию и стать настоящим профессионалов в своём деле.
Кадровая политика всоциальной сфере жизни общества еще не оформилась, что свидетельствует отяжелом положении социальной службы, она ведет своё функционирование недостаточно эффективно.
Заключение
До недавнего времени вРоссии на федеральном уровне отсутствовала целенаправленная стратегия развитияблаготворительности как элемента социальной политики. Одобрение в июле 2009года Правительством Российской Федерации Концепции содействия развитиюблаготворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерациисформировало базу для совместной деятельности органов государственной власти,местного самоуправления и структур гражданского общества по развитию этихважных элементов социальной политики. В этой связи назрел вопрос о квалификациикадров и возможности их функционирования в данной системе общественной жизни.
Поддержкаэкономических, политических и социальных условий есть базис для стабильностиобщества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других.Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальнойдестабилизации.
С другой стороны,изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества.Улучшение жизненных условий населения – вот чаще всего цель реформ. Но в Россиижизненные условия различных групп изменились к худшему. В свете этих переменпотребность в социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает растипо сей день.
Исходя из этого внастоящее время нарастает необходимость в подготовке специалистов для работы всоциальной сфере, уровень их подготовки должен быть высоким, чтобы помогатьлюдям находить выход из сложившейся для них трудной ситуации.
Общий анализ показал,что службы социальной помощи являются неотъемлемой частью социальной политикисовременного Российского государства. Необходимость подготовки кадров для этихслужб – вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность – проблемасовременной России.
Главным факторомэффективности института социальной защиты в России в настоящее время являетсяпотенциал используемых кадров для социальной защиты для населения.
Проведя исследование иизучив проблемные вопросы в данной сфере были сделаны следующие выводы, припомощи которых происходит объективное оценивание сложившейся ситуации ссистемой социальной защиты Астраханской области:
На сегодняшний денькадровая политика в стране находится в стадии разработки. Государственнымиорганами власти еще не сформирован комплекс мер по регулированию и подготовкекадрового потенциала работников социальной службы.
Сфера социальной защитынаселения в Астраханской области постепенно развивается. Министерство социальногоразвития и труда является правопреемником департамента труда и социальногоразвития Астраханской области и комитета по делам семьи, детства и молодежиАстраханской области в семейной политике в части социальной поддержки семьи,материнства и детства. Министерством социального развития и труда осуществляетсякоординация и контроль деятельности находящегося в его ведении агентства позанятости населения Астраханской области.
Служащие управлениясоциальной защиты не проходят своевременно курсы повышения квалификации, чтосказывается на уровне их компетенции как специалистов в данной сфере. Кадровыйрезерв, который формируется при Министерстве социального развития и трудаАстраханской области, функционирует, но кадры составляющие его основу побольшей мере профессионально не совсем подготовлены для работы в данной сфере. ВАстраханском регионе в настоящее время кадровая политика еще полностью неоформилась, что несомненно отрицательно сказывается на функционированиекадровых служб. Выявлено, что подготовка кадров ведётся не в полной мере.Специалисты повышают свою квалификацию очень редко, что сказывается на ихпрофессионализме.
Кадровый резервформируется в основном из молодых специалистов. Несмотря на то, что кадровыйрезерв сформирован кадры, входящие в него не компетентны в связи отсутствиемстажа работы в данной сфере трудовой занятости, это обусловлено тем, что в резервев основном находится молодежь. Отмечается недостаток кадров с юридическимобразованием, что обусловлено низким уровнем заработной платы.
Подводя итоги, отметим,что в структуре и функционировании социальных служб Астраханской областиследует проводить изменения, благодаря которым функционирование данногоминистерства будет более профессиональным.
Необходимореформирование, прежде всего самого подхода к деятельности социальных ведомств,также особое внимание стоит уделить формированию кадровой политики. Чёткоструктурированная кадровая политика – залог успеха жизни общества.

Литература
1.        АдамскаяЛ. В. Актуальные проблемы развития и управления кадровым потенциаломобразования в современной России. Автореферат диссертации на соискание учёнойстепени кандидата социологических наук. – М., 2008.
2.        Кремнева, Т. А. Подготовка социальных работников за рубежом //Социальная работа. М.,– 2005. — №1.
3.        КувшиноваЕ.Е. Формирование механизма социальной политики в Российской Федерации: тенденциии противоречия. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 1999.
4.        Кузьмин,К. В., Сутырин, Б. А. История социальной работы за рубежом и в России. — Екатеринбург, 2002.
5.        ЛебедеваЛ.Ф. США: государство и социальная политика. М.: Социальная энциклопедия. — М.,2000.
6.        МорозоваН., Зуева С., Чидилян Е., Филатова Е. Система подготовки социальных работников// Социальная работа. — М., 2004.
7.        Нойфельд,И.П. Методы социальной работы. — М., 2003.
8.        Основыкадрового менеджмента. — Краснодар, 1999.
9.        Павленок,П. Д. Теория, история и методика социальной работы: изд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
10.      Положениео министерстве Социального развития и труда Астраханской области.
11.      СмирновС.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. — М., 2004.
12.      Социологическийсловарь / Сост. Елсуков А.Н., Шульга К.В; Науч. ред. Соколова Г.Н.,. ПисаренкоИ.Я; Редкол.: Давидюк Г.П. (отв. ред.) и др. – Минск, 2004.
13.      Теориякадровой политики, — Киев, 2002.
14.      Теориясоциального управления, — Киев, 2003.
15.      Теориясоциальной работы/ Под. ред. проф. Холостовой Е. И… — М.: Юристъ, 2007.
16.      Территориальныесоциальные службы: теория и практика функционирования. – М., 2004.
17.      ТуринскийВ. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения // Социальнаяработа. – 2003. — №3.
18.      Управлениетрудовыми ресурсами/ О. П. Апостолов, Бляхман Л. С.,. Гендпер Г. Х. Под общейредакцией Костина Л. А. – М., 1999.
19.      ЧикаринаЛ.Я. Влияние социальной политики на адаптацию населения в условияхтрансформации российского общества. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиалФГУ «Объединение «Росинформресурс», 2009.
20.      ЧикаринаЛ.Я. Мобилизация социальных ресурсов в современных условиях//ВестникКраснодарской ассоциации работников социальных служб. Краснодар: КраснодарскаяАссоциация работников социальных служб,- Краснодар 1999. — №2.
21.      ЧикаринаЛ.Я., Васильчиков В.М. Политико-правовые аспекты социальной защиты отдельныхкатегорий граждан//Современная стратегия социально-экономического развитияРоссии: вопросы экономики и права. Коллектив авторов/Под ред. О.В. Иншакова,Г.Б. Клейнера, А.Ю. Архипова, В.И. Гайдука, С.М. Горлова, В.Ф. Лазовского, В.И.Нечаева, В.В. Сорокожердьева, Л.Я. Чикариной. – Краснодар: Изд-во Южногоинститута менеджмента, 2009.
22.      ШейдийМ. В. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах.- Орел, 2006.
23.      ШишкинаО.В. Развитие специалистов по социальной работе в процессе профессиональнойподготовки // Отечественный журнал социальной работы. – 2006.
24.      ЩёкинГ. В. Социальная теория и кадровая политика. — Краснодар, 2000.
25.      Ярская-СмирноваЕ.Р. Социальная работа в России: профессиональная идентичность // социальныепроблемы образования: методология, теория, технологии. — Саратов: СГТУ, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.