Реферат по предмету "Социология"


Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 5

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I Теория структурно-функционального анализа…………………4

Глава II Теория социального конфликта…………………………………9

Глава III Эволюция общества в теории Парсонса……………………...12

Заключение ………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………….16



Введение

Тема контрольной работы сформулирована следующим образом: «Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии». Наиболее ярким представителем является Т. Парсонс, создатель теории структурно-функционального анализа. Именно поэтому В своей работе я постараюсь наиболее полно рассмотреть и изучить теорию Толкотта Парсонса.

Цель моей работы — наиболее полно раскрыть основные направления объективного подхода к анализу общества, изучить социальную теорию Парсонса. Именно правильная интерпретация и понимание сущности его теории лежат в основе моей работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить теория структурно-функционального анализа

Проанализировать теорию социального конфликта

Рассмотреть эволюцию общества в теории Парсонса

Глава I. Теория структурно-функционального анализа.

Структурно-функциональный анализ является одним из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального «объекта» — группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). В социологии структурный подход акцентирует аспект социальной структуры (целостность взаимосвязанных элементов, процессы воспроизводства), а функциональный — аспект социальной организации (принципы соотнесения и функционирования элементов) социума, общества как системы в целом. Центральным для структурно-функционального анализа является понятие функции, которая рассматривается в нем в двух аспектах:



1) как «назначение» («роль») «одного» из элементов некоторой целостности по отношению к «другому» или к целостности (системе) в целом;

2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных).

В своем развитии структурно-функциональный анализ прошел ряд этапов становления и представлен несколькими основными версиями:

предысторию структурно-функционального анализа связывают с идеями органицизма в социологии, прежде всего с именем Спенсера

основы. структурно-функционального анализа («его прообраз»), его исходные методологические принципы заложил Дюркгейм и его школа

так называемый «ранний» функционализм представлен Британской школой антропологии — прежде всего Радклиф-Брауном и Малиновским

собственно классический американский структурный функционализм стал формироваться с 1930-х под влиянием круга идей Сорокина, в это же время конституируются методологически близкие ему статусно-ролевые теории личности;

в конце 1940-х основные идеи структурно-функционального анализа. были переинтерпретированы в терминах системного подхода;

1950-1960-е — время доминирования структурно-функционального анализа в социологии в виде двух его основных версий: функционального императивизма Парсонса и функционального структурализма Мертона; в это же время происходит экспансия

методологии структурно-функционального анализа. далеко за пределы социологии и антропологии, она начинает трактоваться не только как «подлинно» социологическая, но и как общенаучная методология); основное оппонирование С.-Ф.А. встретил в это время со стороны социологии конфликта — Козер Дарендорф — и «критической теории» Франкфуртской школы

со второй половины 1960-х нарастает критика структурно-функционального анализа с разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии (в меньшей мере — в антропологии), так и в общенаучной методологии

в эти же годы (с середины 1960-х) происходит кардинальное переосмысление основ структурно-функционального анализа. с позиций социологии социальных изменений – Турен, П. Штомпка и др.,

в постклассической перспективе (особенно с 1980-х) установки структурно-функционального анализа оказались в целом «сняты» в различных версиях постструктуралистски ориентированной социологии

Толкотт Парсонс (1902-1979) — центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Главная проблема в теории Парсонса — это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог

признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

1. Достижение клинической психологии, представляющей человеческий индивид как динамическую структурно-функциональную систему.;

2. Результаты, результаты, полученные социальной и культурной антропологией.

3. По мнению Парсонса, Дюркгейм показал подлинное структурно-функциональное понимание социальной системы с вычленением её наиболее важных элементов и функций.

4. Работы немецкого социолога М. Вебера содержали обоснование социальных действий индивидов в контексте функционирования социальных организаций и институтов.

В центре исследования Парсонса — индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

Социальные системы, по определению Парсонса, — это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы. Нормы, коллективы и ролинормы («Система современных обществ»). Поскольку самасома социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актёром, обладающим. Обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные.

Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её «юрисдикцией», именуется Парсонсом социетальной общностью.

Таким образом, социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурных категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это — адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца.Функциональные требования выполняют 4 вышеназванные компоненты системы ( ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами.

Ценности являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство и другие общественные институты выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности людей. Вообще способность выполнять значимые ролевые действия является, по Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества.
Глава II. Теория социального конфликта.

Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения. Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в: o символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.) o нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм) o волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных определений ситуаций).

Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию.
Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент.

Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют: o система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного o принятие индивидуальных решений о путях достижения целей существующие средства и условия

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Первичной структурной характеристикой организма является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.

Структура социального действия включает:

1) деятеля (aктора);

2) ситуацию;

3) ориентацию деятеля на ситуацию.

Формализованная модель системы социального действия включает подсистемы:

1) социальную (она обеспечивает интеграцию действий множества индивидов);



2) культурную (содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний);

3) личностную (отражает индивидуальные особенности личности aктора);

4) органическую (обеспечивает актора физическими и энергетическими ресурсами для взаимодействии

Модель социального действия по Парсонсу можно представить в виде схемы:
Глава III. Эволюция общества в теории Парсонса

Еще одна немаловажная проблема, рассматриваемая в теории Парсонса — это проблема социальных изменений и эволюций. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов — задача эмпирического исследования.

В работе «Функциональная теория изменения» Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как «подвижное равновесие».

Процессу эволюционного развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и ценностей.

Дифференциация общества требует интеграции. Так, например, в системе, где есть найм, различные профессии, глава дома в традиционном обществе уже не может контролировать производство в рамках своей прежней роли, определяемой родством. Производственная организация должна, поэтому разработать систему авторитета, которой не было в системе родства. Производственные и домашние коллективы должны быть скоординированы

внутри более широкой системы посредством изменений в структуре локального сообщества. Тем самым возникают новые «правила» игры и условия для выполнения новых ролей. Парсонс отмечает, что наиболее важным в новой легитимации является новая ценностная ориентация человека, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности — в его профессиональной роли и в его семье.

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества. С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненноважные вопросы своих членов.

Согласно Парсонсу, структурные переменные типа А характерны для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая — к типу Б.

Структурные переменные типа А

Структурные переменные типа Б

Предписание

Статус предписан, он определяется типом семьи, в которой индивид рожден

Достижение

Статус индивида достигается благодаря его личным усилиям (усердная работа)

Диффузность

Люди вступают во

взаимоотношения, чтобы удовлетворить широкий круг потребностей



Специфичность

Люди вступают во взаимоотношения,

чтобы удовлетворить конкретные потребности (отношения между покупателем и продавцом)



Партикуляризм

Индивиды ведут себя по-разному с конкретными людьми, например, они лояльны по отношению к членам семьи, но не к незнакомцам

Универсализм

Индивиды действуют сообразно универсальным принципам, например, перед законом все равны, поэтому полицейский при необходимости арестует своего родственника

Аффективность

Люди стремятся удовлетворить свои желания как можно быстрее

Аффективная нейтральность

Люди становятся более нейтральными относительно сроков вознаграждения (сбережение средств для больших покупок)

Коллективная ориентация

Люди ставят интересы социальной группы, к которой принадлежат, выше интересов собственных

Ориентация на себя

Прежде всего, люди преследуют свои интересы, а не интересы своей социальной группы

По Парсонсу, социальная эволюция обществ предполагает движение к структурным переменным типа Б. Если же общество окажется не в состоянии двигаться в этом направлении, то в нем начинается стагнация, ибо структурные переменные типа А противодействуют общественному прогрессу: общество, в котором статус предписан, препятствует наиболее способным индивидам выполнять важные социальные роли.

Свои взгляды на социальную эволюцию сам Парсонс рассматривал как исходные, нуждающиеся в развитии.



Заключение

Итак подводя итог работе можно сделать следующие выводы. Парсонс в своей научной деятельности описал и изучил фундаментальное теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы. На основе изученного материала можно сказать, что Парсонс исследовал общество на макросоциологическом уровне. Он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основная задача социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия. Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко можно увидеть структурно- функциональный анализ, который явился основным базисом теории Толкотта Парсонса.

Таким образом, цель контрольной работы достигнута, я поэтапно изучила аспекты теории Парсонса, и сделала вывод о его деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
Реферат Процветание навечно: какую выбрать стратегию развития для своего бизнеса
Реферат Вопросы о сущности налогов
Реферат Лишайники
Реферат Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского
Реферат Системный анализ на примере предприятия
Реферат Новый передел мира на пороге III тысячелетия геополитический и историософский аспект
Реферат Чистотел большой: свойства и применение
Реферат l'enseignement en France
Реферат Створення бази даних "Автосалон" за допомогою програми Microsoft Access
Реферат Формування позитивної мотивації навчання за допомогою трудової діяльності
Реферат Расчет параметров выпрямительно-инверторного преобразователя выполненного по шестипульсовой
Реферат Канадский союз фашистов
Реферат Синтез и анализ механизмов глубинного насоса
Реферат Диктатура и демократия как формы власти: сравнительный анализ