Реферат по предмету "Социология"


Основные механизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Открытыйуниверситет ДВГУ
Специальностьсоциальная работа
Кафедрасоциальной работы
Основныемеханизмы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа
Студентки курса
Специальности «Социальнаяработа»
Владивосток
2010

Содержание
Введение
1. Причины социального сиротства
2. Формы социальной защиты детей, оставшихся безпопечения родителей
2.1 Усыновление (удочерение) ребенка
2.2 Опека (попечительство)
2.3 Приемная семья
2.4 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей
2.5 Патронатное воспитание
3. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Список литературы

Введение
Сиротство как социальноеявление существует столько же, сколько человеческое общество и являетсянеотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийныебедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего детистановились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется итак называемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительскогопопечения в силу нежелания или невозможности осуществлять последнимиродительские обязанности.
С середины XIX в. социальное сиротство сталоприобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается вомногих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.) ВРоссийской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей,оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рожденыматерями в возрасте от 16 до 19 лет.1
Падение уровня жизни, увеличение числанеблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что детизачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный спослевоенного времени рост беспризорности. По некоторым подсчетам количестводетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей странесоставляет от 500 до 700 тыс., что по численности равно населению среднегогорода. 2
Цель данной работы – показать основныеформы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Обозначитьпроблемы социализации и воспитания детей при различных формах устройства всемью. Раскрыть способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей государством.
Задачи данной работы:
— рассмотреть причины социальногосиротства;
-раскрыть механизм передачи детей вспециализированные учреждения;
— изучить технологию усыновления, опеки(попечительства), передачи в приемную семью и на патронат.

1. Причины социального сиротства
Историческоеразвитие ведет к превращению семьи в социальную общность, в социальныйинститут. Характер семейной структуры определяется в конечном счете,социально-экономическими условиями жизни, изменениями в составе, структуре ифункциях семьи, являющихся неотъемлемой частью социокультурных различий.Социальные функции семьи имеют два основных источника возникновения:потребности общества и потребности самой семейной организации.
Семья, содной стороны, осуществляет социальные функции (репродуктивную, воспитательную,хозяйственно – экономическую, рекреативную, коммуникативную, регулятивную), а сдругой – удовлетворяет личные потребности, участвует в регулировании,управлении и социальном контроле деятельности родителей и детей, обеспечиваетустойчивые взаимоотношения между ними.
А.И. Антонови В.М. Медков (1996) дают следующее определение: «Семья – это основанная наединой общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводствонаселения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей иподдержание существования членов семьи».1
Поэтомудезорганизация в обществе приводит к аналогичным процессам вструктурно-функциональной деятельности семьи, что выражается в числе разводов,конфликтов, снижении воспитательной дееспособности, качества выполнениясоциальных ролей.
Известныйамериканский социолог У.Гуд определяет семейную дезорганизацию как разрывсемейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или болеечленов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности.1 В качестве главных формсемейной дезорганизации выступают:
- неполная семейная группа, незаконнорожденность;
- распад семьи;
- семья – «пустая оболочка», родители, живущие вместе, но практически неподдерживающие никаких отношений;
- внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного изсупругов или детей.
Средимотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г.Харчева, М.С. Мацковского, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых местзанимает пьянство или наркомания одного из супругов, затем идут конфликты искандалы, плохие отношения с родственниками, вмешательство родственников вжизнь молодой семьи, измена, сексуальная несовместимость.2 В указанных мотивахнеобходимо выделить общую доминанту — отсутствие у супругов должнойсоциально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.
Рассмотримданные заключения и расторжения браков по Приморскому краю.3
/>
Рис.1 Данныезаключения и расторжения браков по Приморскому краю
Средиосновных причин расторжения брака пьянство, неверность, психологическаянесовместимость, экономическая несостоятельность партнеров.
Социальныеинституты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важныхдля общества социальных отношений. В любом реальном мире существует известнаядоля аномичного, не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения.Последнее обстоятельство может послужить основой дестабилизации системысоциальных институтов. Таким образом, аномия возникает тогда, когда стандартыповедения и ожидания перестают учитываться людьми. Можно считать аномиюпротивоположностью институционализации. Почему стандарты отношений перестают усваиватьсяиндивидами? Можно выдвинуть ряд гипотез:
- система социализации, воспитания в обществе стала неэффективной;
- привычное ролевое поведение и ролевые ожидания стали ощущаться индивидомкак фактор собственного дискомфорта;
- социальная среда (микросреда) перестала удовлетворять ожиданиям человекаи стала требовать от него нового нестандартного поведения;
- человек, по каким-то причинам вступил в конфликт с системой и сталсознательно игнорировать стандарты поведения.
- уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей,предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полногоантогонизма. Эта опосредованность делает семейную группу до определенноговремени почти единственным инетпретатором ценностей, господствующих в различныхсоциальных структурах, с которыми человек столкнется в будущем.
Таким образом,в семье закладывается тип структуры будущего поведения, характера интеграции(или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будетпервичная семейная группа, тем конфликтней будет вхождение индивида и вовторичные группы, и в социальную структуру общества. Значение межличностныхотношений в семейной группе (родители-дети, муж-жена, старшее – младшеепоколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка кинформации, исходящей от членов семьи, которая до определенного возраста служитдля ребенка основным каналом коммуникации.
Неполадки всистеме социализации порождают не только конфликты поколений, но идезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов.Перед лицом реальной угрозы стабильности общества стала особенно актуальнойзадача смены приоритетов государственной социальной политики, которая не можетисходить из упрощенного уравнительного характера распределения. Тем более чтоочевидны длительность переживаемых Россией социально-экономических процессовпереходного периода, сложность и болезненность врастания различных слоевнаселения в рыночную структуру, дефицит финансовых средств, которымирасполагает государство.
Семьи,переживающие кризис (кризисные, маргинальные, проблемные семьи), как правило,ищут возможность для изменения ситуации, создают предпосылки для трансформацииотношений, переобучения, смены профессии и т.д. В состояние кризиса семья можетбыть ввергнута вследствие потери близкого человека, переживаний жертвы несправедливойрасправы, потери жилья, заработка, разрушения системы отношений, рожденияребенка–инвалида – все эти и другие причины влекут за собой специфическуюпоследовательность кризисных состояний. Проблемные (кризисные) семьи должнысвоевременно получать помощь от государства и общества.
Асоциальные(дисфункциональные) семьи характеризуются наличием таких проблем какалкоголизм, жестокое обращение с детьми, членами семьи, несоблюдением моральныхнорм, нарушением экономических прав ближних, злостным уклонением от контактов справоохранительными органами, представителями власти, общественности. Семьиведут аморальный, паразитический образ жизни, зачастую принуждая детей кворовству, попрошайничеству, проституции и т.д.
Нижеприведен анализ причин деградации семей, лишенных родительских прав илиотдавших своих детей в детский дом по договору.1
Таблица 1
Анализсоциальных паспортов асоциальных и проблемных семей воспитанников детского домаПричины кризисного состояния и нахождения ребенка в учреждении Показатель, % Бедность, отсутствие дохода 30,36 Безработица, отсутствие жилья 7.4 Алкоголизм родителей, физическое насилие над ребенком 54,8 Отказ от ребенка, нежелание заботиться о ребенке 8.56
Именнодисфункциональные семьи с неадаптивным, нездоровым поведением ее членовотрицают существование каких-либо проблем, в подобных семьях очень жесткисемейные роли, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной, аиндивидуальные потребности – потребностям семьи в целом. Закрытые конфликтысоздают почву для ненависти членов семьи друг к другу. В семье, где родителипостоянно пьянствуют, у ребенка могут возникнуть серьезные отклонения вповедении. Семейная среда определяет формирование личности ребенка, вдисфункциональной семье блокируются жизненные потребности детей.
Возникаютнарушения поведения: агрессивность, упрямство, конфликтность, искажениеэмоционального, нравственного развития, кроме того, им внушается необходимостьпроявлять осторожность, поэтому они испытывают сложность в установкестабильных, доверительных отношений.
Дети изасоциальных семей являются, как правило, жертвами насилия.
Анализируядокументы первичного медицинского осмотра детей из реабилитационных центров,была составлена диаграмма, по результатам которой у поступающих в центры детейнаблюдаются следующие признаки насилия: 1
/>
Рис.4Признаки насилия у детей, поступающих в реабилитационные центры.
Проведенныйанализ интеллектуального, эмоционального развития детей позволили составитьследующую таблицу.2
Таблица 2
Анализопросных листов, заполненных детьми из реабилитационных центров в возрасте10-15 летвопрос типичный ответ Любимое время года Лето Животное Собака, кошка Любимое занятие Гулять Любимая телепередача
«Стань миллионером»
«Поле Чудес» Любимое блюдо Жареный картофель Любимый фильм «Дикий ангел», «Титаник» Кем будешь? Фотомодель Мечта
Вернуться домой
Выйти замуж
Иметь деньги
Результатыданного опроса однозначно доказывают то, что дети из проблемной, асоциальнойсемьи прагматичны, их мечты, желания приземлены и носят практический характер.
Многочисленныеисследователи отмечают передачу некоторых особенностей родительского поведенияиз поколения в поколение: родители, которые жестоко обращаются со своимидетьми, сами были жертвами такого обращения. Зачастую основы жестокостизакладываются в младенческом возрасте, в первые 12-18 месяцев жизни ребенка, всвязи с этим следует обращать внимание на особенности становления супругов вкачестве родителей.
Дети изасоциальных семей относятся к категории лишенных родительского попечения иоставшихся без попечения родителей.
/>
Рис.5 Количество детей, лишенныхродительского попечения в Приморском крае.
Даннаядиаграмма наглядно демонстрирует неуклонный рост количества семей, лишенныхродительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей.1
В полныйрост встала проблема сексуального домогательства, насилия, развратных действийв отношении несовершеннолетних в семьях. Раньше бытовало мнение, что в семьенасилие осуществляют отчимы, но все чаще встречаются другие факты: насильники –родные отцы, дедушки, старшие братья, близкие родственники и знакомые. Дети до13 лет рискуют подвергнуться насилию зачастую в стенах собственного дома состороны близких, дорогих людей. Как показывают исследования, в 30% случаевсексуальное насилие осуществляют старшие члены семьи, чаще всего совратителямиявляются братья и сестры (45% девочек и 60% мальчиков), а также отцы и отчимы (38%девочек и 10% мальчиков), некоторые сыновья (6%) имеют сексуальные контакты сматерями.
Сексуальноенасилие не только порождает дисгармонию семейных отношений, но и приводит кгрубым изменениям личности, после насилия, иногда через длительное время, могутвозникать различные сексуальные дисфункции и формы необычного прежде для жертвысексуального поведения. существует определенная связь между насилием в детствеи последующей гомосексуальностью, проституцией, склонностью к совращениюмалолетних. В асоциальных семьях дети, как правило становятся свидетелями,участниками инцестов. Речь идет о сексуальном, физическом, эмоциональномнасилии. Среди множества факторов, которые могут спровоцировать домашнеенасилие, следует назвать разногласия в воспитании детей, секс, беременность,денежные затруднения, безработицу, необходимость долговременной медицинскойпомощи, плохие жилищные условия и др.
Подростковаяжестокость обусловлена применением физических наказаний в семье как единственноэффективного средства в решении детских проблем, финансовые затруднения семьи,наличие отчима, мачехи, сожителей, пьянство родителей, наркомания. Сексуальноенасилие или его угрозу как причину побега из семьи назвали 50% опрошенныхдетей, физическое насилие – 70%, пьянство, драки родителей – 96%. (Анкетадавала несколько вариантов ответов для ребенка).1
Основныепричины социального сиротства заключаются в следующем – добровольный отказродителей от своего ребенка, как правило вскоре после его рождения, лишениеродительских прав, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений.

2. Формы социальной помощи детям, оставшимисябез попечения родителей
К числу детей-сирот относятся те, укоторых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся безпопечения родителей, относятся те, кто остался без попечения обоих илиединственного родителя в связи с отсутствием родителей или лишением ихродительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителейбезвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными),находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбываниемнаказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защитыих прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных,лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и другиханалогичных учреждений и в иных случаях.
Государство вынужденобрать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачиватьнемалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случаеявляется социализация детей как вне семьи, так и в новых условиях (опекунских,приемных – т.е. в тех условиях, где отсутствует генетическая связь междуродителями и детьми). Основное содержание социальной работы с детьми- сиротамии детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав,устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации иадаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы попеки ипопечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Ихдеятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правахребенка 1989г., Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ ( ст.34, 35, 39), Семейный кодекс РФ ( ст. 121 – 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст. 53, 60, 62), Федеральный закон РФ от 04.12.96 «принципы, содержание и мерыгосударственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовымиактами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевымзаконодательством.
На органы опеки ипопечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию формустройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю заусловиями их проживания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневныйсрок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечитьего защиту и устройство.
Дети,оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (наусыновление, удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а приотсутствии такой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом,отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболееотвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для еговоспитания и развития.
Оказание помощи детям, по разнымпричинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлениемсоциальной политики государства.
Основноесодержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися безпопечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями ихсодержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве иобеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки ипопечительства.

2.1Усыновление (удочерение) ребенка
Усыновление (удочерение)ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и ихпотомством, а также усыновителями и их родственниками возникают права иобязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.
Усыновление являетсяодним из самых древних правовых институтов и существует во всех современныхправовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихсябез попечения родителей. В России в разные исторические периоды отношение кинституту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательномустановлении ограничений и препятствий различного характера. В 1918 году он былотменен вообще, что объяснялось существовавшим тогда отрицательным отношением ксемейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь летДекретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926г. институт усыновления былвосстановлен. Сегодня усыновление является оптимальной формой воспитания и устройства ребенка,зафиксированной в Семейном Кодексе Российской Федерации, принятом в 1996 году(ст.124-144 гл. 19).
Основной социальной цельюусыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболееблагоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. На первое местопри усыновлении ставятся интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок вправовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя,приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить изобщей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновленииследует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, таки морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом,психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если этонеобходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной имсемье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническоепроисхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык,возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а такжевозможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое,духовное и нравственное развитие.
К интересам ребенка,которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесенысамые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав иинтересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокойженщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует лиинтересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница(заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положениюосуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения имсовершеннолетия.
Именно в интересах детейне допускается усыновление разными лицами братьев и сестер.
Не вызывает сомнения, чтолегче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит приусыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновленииподростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительныетрудности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбыоб усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее неучаствовавшим в их воспитании или содержании, не проявлявшим о них заботы ивнимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересамусыновляемого юноши (девушки). Усыновление детей такого возраста не всегдаможет рассматриваться как «соответствующее интересам усыновляемого», посколькуусыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем наусыновленных детей, достигших совершеннолетия. Усыновленныечетырнадцати-семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспитании исодержании усыновителей непродолжительное время (один-три года), в дальнейшембудут обязаны осуществлять содержание и уход за нетрудоспособными, нуждающимисяв помощи усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такоговозраста может производится в тех случаях, когда усыновлению предшествовало ихвоспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличиемежду ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимнойпривязанности, желании юридически оформить сложившиеся взаимоотношения.
Тщательное выяснениеобстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка –залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целяхвозложения на него спустя непродолжительное время обязательств по собственномусодержанию или получению тех или иных льгот, предусмотренных законом.Необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка:заменить ему родную семью или получить, например, право пользоваться жилымпомещением усыновленного, право получит пособие, пенсию, наследство,причитающееся усыновленному, и т.п.
Закон не содержитограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием.Усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети.
Предпочтение отдаетсяусыновителям, являющимся гражданами РФ, а также родственникам ребенка(независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями –иностранными гражданами
Усыновленные детиутрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности поотношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом позаявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участииорганов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособныелица обоего пола, кроме лиц, которые согласно ст. 127 СК, не имеют право наусыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна посостоянию здоровья и т.д.) Разница в возрасте между усыновителем и усыновленнымдолжна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судомуважительными, она может сокращена. Для усыновления ребенка, достигшеговозраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специальнооговоренных законом.
Практика показывает, что,как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старшихвозрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
Приступая к работе поусыновлению социальный работник должен получить полную информацию по следующимвопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению;усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда этонеобходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновлениесознательно и без нажима с чьей-либо стороны; если стоит вопрос о международномусыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка;существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержатьребенка и приемную семью.
Кроме того, необходимоуделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучитьпсихологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а такжекультурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям испособствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогатьусыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своихсобственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передачаосиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период,длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и усыновителей(возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); отподготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей(особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играютсемейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимозаранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачногоусыновления.
Российская статистикафиксирует, что в последние годы практически отсутствует очередь желающих усыновитьребенка. В абсолютных цифрах количество усыновленных детей практически нерастет. Так, если в 2005 году было усыновлено 14333 детей, то в 2006 году –13187, а в 2007 году эта цифра составила 15183.[1]
Эта форма не особеннопопулярна среди россиян. На это есть множество причин: у значительной частивоспитанников интернатных учреждений родители находятся в местах заключения ине лишены родительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт неустановлен, достаточно большой процент воспитанников – дети, имеющие братьев исестер.
2.2 Опека(попечительство)
Отношения, возникающие всвязи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства наднедееспособными или не полностью дееспособными способными гражданами,регулируются ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 № 48 – ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
Опека и попечительство всемейном праве – это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попеченияродителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защитыих прав и интересов.
Закон устанавливаетследующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):
Факт отсутствия попечениясо стороны родителей или лиц их заменяющих (ст.145 Семейного Кодекса РФ), аименно:
— смерть родителей(объявление родителей умершими, которое производится
 судом, по правовымпоследствиям приравнивается к смерти);
— лишение их родительскихправ;
— ограничение их вродительских правах;
— признание родителейнедееспособными;
— болезнь родителей;
— длительное отсутствиеродителей;
— уклонение родителей отвоспитания детей или от защиты их прав и интересов;
— отказ родителей взятьсвоих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальнойзащиты населения и других аналогичных учреждений;
— пребывание родителей(родителя) в местах лишения свободы.
Рождение ребенка у лиц,не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ).
Опека и попечительствонад детьми преследуют две цели: а) воспитание детей, оставшихся без попеченияродителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попеченияродителей.
Семейным и гражданскимзаконодательством установлено, что опека устанавливается над малолетнимидетьми, не достигшими четырнадцати лет, а попечительство – наднесовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Разграничение понятийопеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания иобразования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями)их личных имущественных и неимущественных прав и интересов, что во многомопределяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних ввозрасте до четырнадцати и от четырнадцати лет. В гражданско-правовой сфереопека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособностиграждан (частичной или неполной). Как известно, малолетние в возрасте от шестидо четырнадцати лет вправе самостоятельно решать только весьма ограниченныйкруг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездноеполучение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственнойрегистрации; а так же сделки по распоряжению средствами, предоставленнымизаконным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной целиили свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, недостигших возраста четырнадцати лет и утративших попечение родителей, совершаютот их имени их опекуны как законные представители. Благодаря опекуну ребенок,оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданскогоправоотношения.
Несовершеннолетние подопечные в возрасте отчетырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом гражданскойдееспособности, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те жесделки, что и несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, а кроме того,они могут без согласия попечителей: распоряжаться своим заработком, стипендиейи иными доходами, осуществлять права автора произведений науки, литературы илиискусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальнойдеятельности; а также в соответствии с законодательством вносить вклады вкредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделокподопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменноесогласие законного представителя – попечителя. Таким образом, попечительпризван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации егоправ в гражданско-правовой сфере.
 Орган опеки ипопечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенкув течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимостиустановления опеки и попечительства над ним. Если ребенку, нуждающемуся в опекиили попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель,исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается непосредственно наорган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может бытьобжаловано заинтересованными лицами в суде.
В 2004 году в России подопеку было передано 65900 детей, около 54% от общего числа устроенных в семьи.В 2005 году 69742 ребенка стали жить у опекунов. В 2006 году 67923 ребенка быливзяты под опеку. Традиционно в России сложилось так, что под опеку бралиребенка его родственники (около 80%), из них свыше 40% — бабушки и дедушки.[2]
Опека наиболее популярнасреди россиян, о чем свидетельствует приведенная выше статистика. Опекапозволяет ребенку быстрее попасть в семью, так как оформляется проще, чемусыновление. Воспитание родственниками имеет ряд преимуществ перед воспитаниемв семьях: у детей возникает меньше поведенческих и психологических проблем.
2.3 Приемная семья
В России издавна былопринято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге былозарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалосьболее двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьямвыплачивались деньги из казны.1
Практика передачи детей,утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться вРоссии первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числена основе крестьянских фермерских хозяйств.
Приемная семья даетвозможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому закономотдается безусловное предпочтение. Например, в 2003 году в России на воспитаниев приемную семью передано 3093 ребенка, в 2004 году – 3517, в 2005 году — 4609.2
Всравнении с данными на 01.01.2006 года количество детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в семьях выросло на 3%.3
Приемная семья образуетсяна основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, которыйзаключается между органом опеки и попечительства по месту жительства(нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельнымигражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью. Основаниемдля заключения такого договора является заявление лиц (лица), желающих взятьребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитаниеконкретного ребенка (детей), которое подается в орган опеки и попечительства поместу жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложенызаключение органа опеки и попечительства о возможности данных лиц бытьприемными родителями и другие необходимые документы.
Приемными родителями могустать совершеннолетние граждане, как состоящие, так и не состоящие в браке,желающие взять на воспитание оставшегося без попечения ребенка. СогласноПоложению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996г., вприемной семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняютфункции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемнымидетьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобныхотношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случаеусыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправлениявыделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка ипредоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органыопеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь,способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, атакже осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителейобязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
Передача ребенка вприемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, каки при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когдаразъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемныхсемьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.
Данная практика ненаходит распространения в силу отсутствия в государственных органах опеки ипопечительства служб, проводящих поиск, обследование семей-претендентов,обучение, сопровождение семей специалистами с целью оказания помощивоспитателям в воспитании приемных семей. Несмотря на то, что в СемейномКодексе ст. 151 гл. 21 говорится, что в приемную семью передается на воспитаниеребенок (дети), при этом подразумевается, что приемная семья может иметь на воспитанииодного ребенка имея статус «приемной семьи», на практике выходит иначе – статусприсваивается только при наличии 5 детей, лишенных родительского попечения, иболее. Последнее обуславливает возникновение негативного отношения к приемнымсемьям со стороны общественности, психологические сложности в адаптации иинтеграции детей в общество.
Не смотря на явнуюпривлекательность данной формы семейного устройства, она не получилараспространения в России.

2.4 Учреждения длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
К ним относятсяобразовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/ иливоспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся, без попечения родителей;учреждения социального обслуживания населения ( детские дома-интернаты длядетей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попеченияродителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) идругие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрастеот 0 до3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сиротыпереводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста,специализированные интернаты для детей с физическими и умственныминедостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В Россиикаждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физическинеполноценных детей.1
Несмотряна то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения(дифференциация детских домов, появление социальных приютов исоциально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи ит.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатногоучреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, чтолишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и можетпроявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенкаот матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта иличностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная сменамикросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом детейшкольного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает егоздоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинствеотстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить иговорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротскихучреждений могут учиться по программам массовых школ. В 2000г. лишь 15%выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшиепрофессиональные учебные заведения.1Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, чтодети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному итому же месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей отучреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни.Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовыхнавыков: приготовить поесть, купить чего-либо, организовать свободное время ит.д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми,воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детскихдомов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание такимзадачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам дляопределенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы;создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному;организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бысамостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждамребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома вдругой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям;укрепление связей между детьми и их родителями; развитие; развитие у детейумений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельнойжизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущихвыпускников.
Очевиден тот факт, чтовоспитанники детских домов и интернатных учреждений не приспособлены ксамостоятельной жизни, и по достижении 17-летнего возраста 70% пополняют рядыкриминальных структур, 10% -суицид, остальные либо возвращаются к родителям,которые были лишены родительских прав, восполняя ряды алкоголиков, тунеядцев,либо выживают лишь за счет опеки над ними дальних родственников, знакомых, ит.д.1В реабилитационных центрах воспитатели, учителя, социальные педагоги ипсихологи в течение 6 месяцев пытаются научить детей, изъятых из асоциальныхсемей, элементарным навыкам самообслуживания, гигиены, учат детей грамоте,письму, счету и т.д., но по истечении срока пребывания в центре, большинство детейвозвращаются в кровные асоциальные семьи и, как правило, на протяжении однойнедели все усилия коллективов центров сводятся на ноль.
Практика определениядетей в учреждения «по социальным показаниям»: отсутствие жилья, тяжелоематериальное положение, по договору на срок до 1 года и более – зачастуюприводит к отказу от ребенка родителей.
Несмотря на то, что вданной области происходят заметные позитивные изменения (дифференциация детскихдомов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров длянесовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личностиребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.
2.5 Патронатноевоспитание
Патронатное воспитаниекак форма устройства детей в семьи регулируется законами субъектов РоссийскойФедерации (часть 1 статьи 123 СК РФ).
Система «Патронатноевоспитание» — отличается от традиционного жизнеустройства детей, лишенныхродительского попечения, от оформления опеки или усыновления следующимипараметрами:
Дети (воспитанники)сохраняют свой статус «сирота» при определении в замещающую семью, что внастоящий момент позволяет наиболее эффективно защитить права и интересы детей,оставшихся без попечения родителей.
Эта форма устройствадетей пригодна для детей и с установленным статусом и без него. На патронатпередаются дети на тот срок, который нужен для ребенка, четко разграниченыправа и обязанности по защите прав ребенка и определены обязанности сторон –учреждения (службы), патронатного воспитателя, и, если речь идет о социальномпатронаже семьи, то и кровного родителя.
Воспитатели «замещающихсемей» получают заработную плату, им идет рабочий стаж.
Патронатное воспитаниепредусматривает несколько форм патроната:
Долгосрочный патронат- устройствов замещающие семьи детей, лишенных родительского попечения, до достиженияребенком (детьми) 18 лет. (В этом случае возможно прерывание патроната поинициативе воспитателей и оформление усыновления, опеки наднесовершеннолетним). Данная форма патроната приемлема преимущественно длядетских домов, интернатных учреждений.
Краткосрочный патронат –устройство в замещающие семьи детей, оставшихся без попечения родителей, насрок до 6 месяцев, преимущественно со следующим возвратом в кровную семью, новозможно и оформление опеки, усыновления. Данная форма позволяет определять навоспитание, реабилитацию, абилитацию в замещающую семью детей не только изасоциальных семей, но и детей, родители которых находятся под следствием, вместах лишения свободы, на длительном лечении, родители которых пропали безвести или безвестно отсутствуют, личность детей не установлена и др. случаях,когда статус ребенка не установлен, а также возможно временное устройстворебенка, жертвы домашнего насилия, на период работы с семьей.
Социальный патронат –система мер по предотвращению деградации кровной семьи и отказа от ребенка,работа с семьей, из которой ребенок временно изъят, стоит вопрос об изъятии,ребенок нуждается в защите интересов. Работа с асоциальными семьями и семьямигруппы риска должна строится на договорных условиях, временные рамки которогоне должны превышать одного месяца, который должен заключаться ежемесячно втечение полугода и содержать условия реальные, которые могут быть выполненыасоциальной семьей. Обязательства второй стороны договора: социальная службаоказывает адресную помощь в качестве гуманитарной помощи, определение ребенка вДДУ, обучение ребенка школьного возраста в классах выравнивания, определениеребенка в центр дневного пребывания, осуществление патронажа семьи напротяжении 3 и более лет после возврата ребенка в семью.
Объекты патроната:
Органы опеки ипопечительства, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения,уполномоченные службы по предоставлению патроната, комиссии по защите прав иинтересов детей, службы сопровождения учреждений для детей, лишенныхродительского попечения, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты,семьи, нуждающиеся в помощи государства, асоциальные, опекунские семьи,замещающие семьи.
Патронатные воспитателипо отношению к воспитаннику (воспитанникам) обладают правами и обязанностями,делигированными им на основании договора о предоставлении возмездных услугорганами опеки и попечительства (учреждением).
Замещающая семьяобразуется на основании договора, Постановления главы администрации органаместного самоуправления о передаче ребенка (детей) на патронат в семью, приказадиректора реабилитационного центра или детского дома, Дома ребенка.
Орган опеки ипопечительства выдает патронатному воспитателю удостоверение, воспитательзамещающей семьи зачисляется в штат учреждения для детей, лишенныхродительского попечения, оставшихся без родительского попечения.
Устройство ребенка(детей) на воспитание в замещающую семью не влечет за собой возникновения междупатронатным воспитателем и воспитанником наследственных и алиментных отношений.
Патронатнымивоспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, лишенныхродительских прав в отношении своих детей;
- Бывшихусыновителей и опекунов, если усыновление или опека отменены судом за виновныедействия со стороны усыновителей (опекунов);
- Лиц, признанныхсудом недееспособными, ограниченно дееспособными или ограниченными вродительских правах;
- инвалидов 1 и 2группы;
- лиц, имеющихвредные привычки и наклонности (алкоголизм, наркомания);
- лиц, имеющихкорыстные мотивировки;
- лиц, старше 55лет;
- лиц, имеющихсудимость за преступления против личности.
На сегодняшний деньпатронатное воспитание является наиболее перспективной формой жизнеустройствадетей, оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы являетсято, что принимающие ребенка семьи получают специальную подготовку, ребенкуподбирают семью, которая сможет удовлетворить все его нужды, патронат позволяетплавно перевести ребенка из учреждения в семью, что обеспечивает более успешнуюадаптацию к новым условиям.

3. Основные гарантиисоциальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
социальныйсиротство попечение опека
Дополнительные гарантиипо социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, предоставляются в соответствии с Федеральным Законом «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.
Финансовое обеспечение.Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средствфедерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счетгосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещениярасходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь,мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат надетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве ипоступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечениявоспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации иорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантииправа на образование. Дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования.Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению вучреждения среднего и высшего профессионального образования без взымания с нихплаты за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональноеобразование.
Лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типахгосударственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшегопрофессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в периодобучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полноегосударственное обеспечение до окончания ими данного образовательногоучреждения.
Выпускники этихобразовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательнымучреждением сезонной одеждой и обувью. Помимо полного государственногообеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менеечем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся вданном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы,начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Кроме того, им выплачиваетсяежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменныхпринадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
При предоставленииобучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весьпериод полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дополнительные гарантииправа на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание иоперативное лечение в любом государственном и муниципальномлечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации,оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующегобюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческиеспортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортныеучреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха,лечения и обратно.
Дополнительные гарантииправ на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на негоправо на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждениисоциального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видовпрофессионального образования независимо от форм собственности, на периодслужбы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения вучреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В случае, если они неимели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания вобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также вучреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службыв рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющихнаказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной властипо месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или ихродителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальныхнорм.
При отсутствиинеобходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целеваябезвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не нижеустановленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В случае смертиродителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жиломпомещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки ипопечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законныепредставители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договорпередачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей.
Дополнительные гарантииправа на труд. Органы государственной службы занятости населения при обращениик ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте отчетырнадцати до восемнадцати лет осуществляю профориентационную работу иобеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состоянияздоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения РоссийскойФедерации. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для нихспециальные рабочие места, могут предоставляться налоговые льготы всоответствии с законодательством РФ.
Органы исполнительнойвласти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональнуюдеятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальногообслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.
Социально-правовыеуслуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попеченияродителей, а равно и их законные представители, опекуны(попечители), органыопеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке всоответствующие суды РФ. Им оказывается помощь в написании и оформлениидокументов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовоепросвещение.
Меры по предоставлениюгарантий социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, а также лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей,основываются на государственных минимальных социальных стандартах дляопределения финансовых затрат по их осуществлению.

Заключение
Сиротство как социальноеявление существует столько же, сколько человеческое общество и является неотъемлемымэлементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия,другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становилисьсиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и такназываемое социальное сиротство, когда дети лишаются родительского попечения всилу нежелания или невозможности осуществлять последними родительскиеобязанности.
К числу детей-сирот относятся те, укоторых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попеченияродителей, относятся те, кто остался без попечения обоих или единственногородителя в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав,ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестноотсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися влечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием наказания вучреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местахсодержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений,учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иныхслучаях.
Дети, оставшиеся безпопечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление,удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствиитакой возможности, в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
Усыновление (удочерение) ребенка – этогосударственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, атакже усыновителями и их родственниками возникают права и обязанности, которыепо закону существуют между родителями и детьми. Эта форма не особенно популярнасреди россиян. На это есть множество причин: у значительной части воспитанниковинтернатных учреждений родители находятся в местах заключения и не лишеныродительских прав, у многих пропали без вести, но судом этот факт неустановлен, достаточно большой процент воспитанников – дети, имеющие братьев исестер.
Опека и попечительство всемейном праве – это устройство детей-сирот детей, оставшихся без попеченияродителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защитыих прав и интересов. Опека позволяет ребенку быстрее попасть в семью, так какоформляется проще, чем усыновление. Воспитание родственниками имеет рядпреимуществ перед воспитанием в семьях: у детей возникает меньше поведенческихи психологических проблем.
Приемная семья образуетсяна основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, которыйзаключается между органом опеки и попечительства по месту жительства(нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельнымигражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание в семью.
Патронатное воспитание насегодняшний день является наиболее перспективной формой жизнеустройства детей,оставшихся без попечения родителей. Достоинством такой формы является то, чтопринимающие ребенка семьи получают специальную подготовку, ребенку подбираютсемью, которая сможет удовлетворить все его нужды, патронат позволяет плавноперевести ребенка из учреждения в семью, что обеспечивает более успешную адаптациюк новым условиям.
Таким образом, законодательство, отдает приоритетименно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностямребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Списоклитературы
1. Анализ ситуации в Приморском крае /Электронный ресурс/ — Владивосток,2008.- Режим доступа: www.primorsky/regoperator/ru
2. В помощь детскому психологу: сборник ст./ под ред. И.Осиповой –Владивосток, 2001
3. Динамикаустройства детей в семьи граждан: Усыновление в России / Электронныйресурс/.-Режим доступа: www/usynowite.ru
4. Из опыта работы регионов России по внедрению семейных формжизнеустройства детей-сирот: сборник ст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток,2001
5. Из опыта работы фонда «Данко» как службы сопровождения семьи: сборникст./ под ред. И.Осиповой – Владивосток, 2002
6. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации – М.: ИздательствоНОРМА, 2003
7. Консультант: приложение по правовым и методическим вопросам помощидетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Детский дом. 2006.№ 2(7)
8. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейв Приморском крае Электронный ресурс/ — Владивосток, 2008.- Режим доступа: www.primorsky/regoperator/ru
9. Развитие семейных форм устройств детей-сирот в России // Детскийдом.2007. № 2(11)
10. Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. – ростов н/Д. 2000
11. Социальная работа: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс. 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.