Реферат по предмету "Социология"


Основные направления демографической политики Показатели демографической ситуации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Налогообложения и учета
(кафедра)
Демография
(дисциплина)
Письменное контрольное задание для студентов и слушателей дистанционного обучения
Студент
Группа
Дата
Подпись
Преподаватель
Дата
Оценка
Подпись
Новосибирск 2008
1. Расчетно-аналитическая часть
Численность населения. Численность населения в Волгоградской области постоянно снижается начиная с 1995 года — тогда она составляла 2 миллиона 738 тысяч человек. Вместе с тем, в 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель рождаемости увеличился на 8%, а смертности — снизился на 4%. Впервые за последние 15 лет в шести районах Волгоградской области отмечен положительный естественный прирост.
Численность населения Волгоградской области на 1 января 2007г. составляет 2 млн. 620 тыс. человек. Ежегодно численность населения сокращается на 0,7-0,8 процента. На протяжении последних лет сохраняется в одних и тех же пределах соотношение женщин и мужчин: 53,7 % — доля женского населения, 46,3 % — мужского, городского и сельского населения: 75 % и 25 % соответственно.
Демографическая ситуация в Волгоградской области характеризуется сокращением численности населения: за три года население уменьшилось на 1,3 %.
На фоне снижения общей численности жителей области темпы убыли мужского населения опережают женского на 0,5%. Наблюдается тенденция некоторого прироста населения в репродуктивном возрасте (18-34 года), при этом численность мужчин в этом возрасте на 0,8 % больше.
Численность несовершеннолетних ежегодно сокращалась. В 2005 г. она сократилась к уровню 2004 года на 4 %. (рис. 1).
Рис. 1 Динамика численности населения Волгоградской области за 10 лет
Год
Численность населения (в тыс. человек)
1997
2698,4
1998
2720,1
1999
2694,1
2000
2725,4
2001
2709,6
2002
2694,2
2003
2673,1
2004
2655,2
2005
2635,7
2006
2620,0
Рождаемость населения. По состоянию на 1 января 2006 года население Волгоградской области составило 2635,7 тысячи человек, то есть по сравнению с прошлым годом снизилось на 19,5 тысячи. Процесс депопуляции, который начался в нашей области в конце 1991 года, наблюдается до последнего времени. Депопуляция происходит под двойным давлением — низкой рождаемости и высокой смертности. В 2005 году умерших было в 1,7 раза больше, чем родившихся. В начале 80-х годов был осуществлен ряд мероприятий государственной демографической политики, главным из которых было поэтапное введение частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком, и как следствие этого — увеличился суммарный коэффициент рождаемости, который составил 1,9-2,2, что было близко к простому воспроизводству. С 1991 года этот показатель стал снижаться и составил 1,8, а в 2005 году — всего 1,2. В настоящее время стало наблюдаться небольшое увеличение числа рождений в связи с тем, что в детородный возраст входит поколение 80-х годов, когда произошел некоторый «бум» рождаемости. В настоящее время можно отметить «постарение» рождаемости, так как уровень увеличился в основном в возрастных группах после 25 лет.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на территории Волгоградской области, начиная с 2000 г., в динамике показателей рождаемости наметилась положительная тенденция. По сравнению с 1999 годом, ставшим «точкой абсолютного минимума», в последующие годы отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся. В 2006 году родилось 26427 детей (по данным отдела записи актов гражданского состояния), в 2005 году – 25482, в 2004 г. – 25610 детей. По сравнению с 2004 годом в 2006 г. число новорожденных увеличилось на 817 человек, или на 3,2 %.
Отмечается также устойчивый рост абсолютного числа родившихся, а также коэффициента рождаемости: в 2006 году, по сравнению с 2004 годом, коэффициент рождаемости вырос на 0,2 промилле и составил 9,8 промилле. Вместе с тем, суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году не превысил 125 родившихся на 100 женщин репродуктивных возрастов. Это значительно ниже уровня, необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми или простого воспроизводстванаселения. (рис. 2).
Рис. 2 Рождаемость населения Волгоградской области за 1991- 2000 гг. (на 1000 населения)
Год
Рождаемость населения (на 1000 населения)
1991
12,0
1992
10,7
1993
9,6
1994
9,5
1995
9,1
1996
8,6
1997
8,2
1998
8,4
1999
7,9
2000
8,5
Коэффициент смертности населения. В 1992г. по сравнению с 1990г. общий коэффициент смертности у мужчин возрос с 12% до 12,9%, соответственно для женского населения уменьшился с 11,5% до11,4%.
За период с 1991г. по 2000г. во всех районах Волгоградской области наблюдается интенсивный процесс снижения уровня естественного прироста населения. Рост смертности населения Волгоградской области привел к снижению продолжительности жизни с 70,5 лет в 1991г. до 66,1 лет в 2000г.
Показатель смертности за последние годы незначительно снижается. Младенческая смертность снизилась до 11,1 промилле (11,4- в 2005 г.; 14,5 — в 2004г.), перинатальная смертность составила 9,4 промилле (9,3 промилле — в 2005 г. и 11,6 — в 2004 г.). Общая тенденция динамики смертности населения области характеризуется высокой смертностью граждан трудоспособного возраста, среди которых более 80 % составляют мужчины (по данным ГОССТАТа по Волгоградской области, комитета по труду и комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области). Число умерших составило 40105 человек, в 2005 году – 41519, в 2004 г. – 41044 детей. По сравнению с 2004 годом в 2006 году число умерших снизилось на 1026 человек, или на 2,3 %. В структуре смертности основными причинами смерти остаются болезни системы кровообращения (61,1% всех умерших), онкологические заболевания (14,8 %) и несчастные случаи, отравления, травмы (11,1%). От убийств и самоубийств погибло 1066 человек, от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами, – 600, и от случайных отравлений алкоголем – 309 человек.
Сложность демографической ситуации проявляется в процессе смертности населения. В настоящее время смертность населения в области несколько повысилась. В 1992г. число умерших по сравнению с предыдущим годом выросло на 1,1 тыс. чел. Общий коэффициент смертности сельского населения выше, чем городского: 13,6% и 11,5% в 1992 г. соответственно. Доля населения старших возрастов увеличивается в 1992г. по области на 21,1%. (рис. 3)
Рис. 3 Динамика смертности населения Волгоградской области за 1991 – 2000 гг. (на 1000 населения).
Год
Смертность населения (на 1000 населения)
1991
11,7
1992
12,0
1993
13,8
1994
15,4
1995
14,6
1996
14,4
1997--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Доля мигрантов


Прибывших
Выбывших
1997
43
54,4
2000
49,3
50,6
2003
54,6
48,9
2005
55,7
50,3
Рис.5.3 Доля мигрантов прибывших и выбывших из других регионов РФ.
Год
Доля мигрантов


Прибывших
Выбывших
1997
36,3
35,6
2000
36,4
38,7
2003
39,2
44,8
2005
36,8
45,3
Рис. 5.4 Доля мигрантов прибывших и выбывших из-за пределов РФ.
Год
Доля мигрантов


Прибывших
Выбывших
1997
20,7
10
2000
15,7
9,4
2003
6,2
6,3
2005
7,5
4,4
Соотношение городского и сельского населения. До 1989 года в области шел процесс урбанизации, росло число горожан. А с 1989 по 2002 годы, как показала перепись, этот процесс прекратился. В области за межпереписной период соотношение городских и сельских жителей изменилось в пользу села. И население увеличилось на 109 тысяч человек. Больше всего горожан в Волгограде, Волжском и Камышине.
Так, например, по данным областного комитета статистики численность городского населения Волгоградской области за последние тридцать лет увеличилась на 10%. На рубеже веков соотношение городского и сельского населения в области стабилизировалось, и в целом соответствует общероссийской тенденции. (рис. 6).
Рис. 6 Соотношение городского и сельского населения в регионе в динамике за 10 лет.
Год
Городское население
Сельское население
1999
1997,6
696,5
2000
2044,8
681,4
2001
2032,2
677,4
2002
1937,3
680,9
2003
1978
695
2004
1991,4
663,8
2005
1976,7
658,9
2006
1973,5
646,5
2007
2010,2
662,9
2008
1969,6
639,1
Прогноз численности населения Волгоградской области на ближайшие 2-3 года.
Экстраполяционный метод основан на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за период или о среднегодовых темпах роста или прироста. Если эти показатели известны, то можно рассчитать численность населения на любое число лет вперед, просто предположив их неизменность на протяжении всего прогнозного периода.
Рt = Р0 + ∆ * t,
где Р0 и Рt — численность населения соответственно в моменты времени 0 и t, ∆ — абсолютный среднегодовой прирост, t — время в годах.
Пусть, например, нам известна численность населения Волгоградской области по данным переписей населения 2002 и 2006 гг. (2694,2 тыс. человек и 2620 тыс. человек соответственно). Определим численность населения Волгоградской области на 2010 г. при предположении неизменности ее абсолютных среднегодовых приростов. Для этого сперва рассчитаем величину абсолютных среднегодовых приростов:
∆ = (2620 – 2694,2) / 5 = — 14,84.
Численность населения Волгоградской области на 2010 г. будет равна:
Р2010 =2620 — 14,84 * 5 = 2545,8 тыс. чел.
Таким образом, за 1991-2000гг. в Волгоградской области сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, которая выражается в уменьшении численности детей, росте лиц пенсионного возраста, уменьшении кол-ва браков и увеличении кол-ва разводов, росте смертности, снижении продолжительности жизни и роста населения области.
В ближайшие 10-15 лет можно прогнозировать еще большее уменьшение доли детей и увеличение доли пенсионеров, что в конечном счете увеличит демографическую нагрузку на трудоспособную часть населения и приведет к негативным экономико-демографическим последствиям.
Полученные данные свидетельствуют о деформации популяционного здоровья в регионе. Интенсивность воздействия процессов, формирующих значение показателей естественного движения (смертность и рождаемость) в области различаются. Если с 1985г. до 1992г. коэффициент смертности стабилизировался на уровне 11,7% и лишь в 1992г. достиг 12,0%, то коэффициент рождаемости неуклонно падает. Значение общего показателя рождаемости менее 16% оценивается как низкий, недостаточный для воспроизводства поколений.
Основной причиной неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в последнее десятилетие в Волгоградско-Волжском регионе, является ухудшение социально-экономических условий жизни, качества окружающей среды, состояния здоровья населения.
2. Практическая часть
2.1 Предложения в сфере семейной политики
Семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, организационного, медицинского, психологического и информационно-пропагандистского характера, направленных на создание условий, способствующих наиболее благоприятному выполнению семьей своих функций, на укрепление и развитие института семьи, возрождение семейных ценностей, повышение престижа семейного образа жизни.
Целью семейной должно стать укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей и семейного образа жизни, создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций.
Среди основных задач должны стать:
— улучшение демографической ситуации в Рязанской области;
— создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей;
— всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и её нормальной социализации;
— максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;
— совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;
— развитие системы учреждений по поддержке семьи и детей в Рязанской области;     продолжение
--PAGE_BREAK--
— содействие семейному воспитанию, реабилитации и последующей интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;
— обеспечение молодой семье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнения своих функций;
— создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;
— обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;
— развитие сельских территорий, повышение качества жизни на селе;
— повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей;
— профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства,
— создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье;
— повышение воспитательного потенциала семьи как основного института социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
Необходимо создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
— повышение степени доступности жилья для семей, имеющих малолетних детей, включая внедрение ипотеки с отсрочкой (снижением) платежей, предоставление основной части государственных субсидий при рождении ребенка, расширение объемов строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей многодетных семей;
— создание условий для преодоления тенденций снижения уровня доходов и стабилизации материального положения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;
— материальная поддержка беременных женщин, семей с детьми-инвалидами, неполных, многодетных и малообеспеченных семей.
2.2 Предложения в сфере миграционной политики
Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.
Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.
Важным элементом бескризисного развития считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.
Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других.
Главной целью этой политики является поддержание такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно, рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения.
Меры социальной политики выступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категориям мигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренном порядке.
Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.
Наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось между миграционными и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в том случае, если она есть, определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.
Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.
2.3 Предложения в сфере политики по борьбе со старением населения
Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру.
Одно из последствий старения населения — рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население.
Миграция и политика, направленная на повышение рождаемости способны замедлить старение населения. Иммиграция могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения.
Снять остроту на рынке труда поможет гибкая система найма для пожилых людей. Нужна помощь в повышении квалификации людям средних лет. Необходимы серьезные меры по развитию рынка социальных услуг по уходу за пожилыми и детьми.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :