Реферат по предмету "Социология"


Особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Методологические основы анкетирования респондентовстаршей возрастной группы… 5
1.1. Сущность, виды, особенности и сфера примененияанкетирования в социологических исследованиях. 5
Виды анкетирования. 11
1.2. Возраст в социологических исследованиях как основнаядетерминанта, влияющая на мнения и реакцииреспондентов. 12
1.3. Значение ответов представителей старшей возрастнойгруппы в опросе общественного мнения. 17
Вывод. 19
Глава 2. Особенности проведенного анкетирования. 20
2.1. Программа, цель КСИ. Предмет и объект анкетирования. 20
2.2. Особенности и сложности анкетирования респондентовстаршей возрастной группы… 22
Заключение. 26
Список литературы… 29
Приложения. 31
/>Введение
А
нкетированиесегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии,но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии важнымявляется овладение мастерством практической деятельности социолога. Поэтомуизучение особенностей анкетирования является своевременным, актуальным исследованиемна начальных курсах.
Анкетирование- письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. безпрямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оноцелесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое числореспондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательноподумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применениеанкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно повопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуацииуместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетированиередко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздочаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежностьполученной анкетированием информации зависит, прежде всего, отрепрезентативности выборки.
Путираспространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя,различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывомк читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может такжеи непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипнымиили свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственноопрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнитьее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы всоответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкетпредпочтительней, нежели распространение по почте или через печать. Считаетсятакже, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте илипубликуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием длятакого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросыраспространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечаютте, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. Врезультате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц,суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.
Для того,чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкетадолжна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всегосоставление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобывопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному икультурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один итот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следуеттакже учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и этовлияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не влогической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобыони вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точномуответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкетаобычно бывает анонимной, т.е. респонденты не указывают в вопроснике своегоимени.
В своейработе мне бы хотелось показать, с какими сложностями сталкивалась наша группа,при проведении анкетного опроса пенсионеров. В процессе дальнейшего освоенияпрофессии это даст возможность понять, как действовать при следующем опросе; каквести себя в тех случаях, когда респондент не хочет отвечать или просто ненаходит на это времени; каким способом начать с ним разговор; как нужнопредставиться и насколько правильно донести информацию до пожилого респондента,чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования.
Целькурсовой работы: выявить особенности анкетирования респондентов старшейвозрастной группы.
Задачикурсовой работы:
1) Изучитьтеоретико-методологическую сущность анкетирования;
2) Изучитьособенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы;
3) Определитьзначение возраста, влияющее на мнения и реакцию респондентов.
Объектомкурсовой работы является метод анкетирования в социологическом исследовании.
Предметкурсовой работы: особенности анкетирования респондентов старшей возрастнойгруппы.
Цель изадачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
Такоепостроение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логикуизлагаемого материала.
/>Глава 1. Методологическиеосновы анкетирования респондентов старшей возрастной группы
 1.1. Сущность, виды, особенности и сфера примененияанкетирования в социологических исследованиях
Социологическоеисследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в ихконкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественныеи качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Социологическийисследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур,методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основефактологических данных.
Но так кактемой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описыватьвсе этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных,в т. ч. к проведению опроса.
Опрос.
Приразработке метода сбора социологических данных происходит переводтеоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирическогоописания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез иполучения нового теоретического знания.
Одним изтаких методов сбора социологических данных является опрос.
Опроспредставляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, прикотором источником информации выступает словесное сообщение людей.
Приоритетностьопроса:
слабаяобеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальнойинформацией;
исследуемыеявления мало доступны непосредственному наблюдению.
Вариантыопроса (по формам контакта):
личный илиопосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
индивидуальныйили групповой;
свободныйили формализированный, фокусированный (направленный);
устный илиписьменный;
сплошной иливыборочный;
по местужительства или работы, временные целевые аудитории.
Основныеэлементы опроса:
социолог,конструирующий инструментарий;
анкетер илиинтервьюер;
анкета илиплан интервью;
ситуацияопроса;
респондент;
социальнаяреальность.
Основныефазы опроса:
Адаптация:
обращение;
началоопроса.
сборосновной информации.
Завершениеопроса.
Вопросыразличаются:
Посодержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);
По форме(прямые или косвенные);
По структуре(открытые или закрытые);
По функциям(ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).
Анкетаявляется одним из условий получения объективно значимых результатов оразличного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придаютособое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработкипрограммы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы,сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологическогоисследования.
Следуетпомнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которыесоциолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностейформулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальныхтребований методики социологического исследования можно получить ошибочныерезультаты.
Анкетазаполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и всекомментарии должны быть предельно ясны для респондента.
Основныепринципы построения анкеты состоят в следующем:
Первыйпринцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикойпостроения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологиивосприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубнымучреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данныереспонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответилутвердительно, а после этого — тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, чтов общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первуюочередь формулировать вопросы для всех, затем — для посещающих клуб, потом — дляне посещающих его и снова — для всех респондентов.
Разделениегрупп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае перваягруппа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, втораявводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб»,третья — снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто непосещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) — сновапояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».
Учетособенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, изкоторого следуют и все другие требования к ее построению.
Второйпринцип — непременный учет специфики культуры и практического опытаопрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросноголиста. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснятьнаучные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашиваяже экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третийпринцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разнойпоследовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставитьвопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями(труда, быта и т.п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностейдеятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовымобслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или,напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общейситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологическиоправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха»(галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесеннойк общей группе проблем.
В такомслучае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в концесоответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить вцелом, в какой мере вы удовлетворены… чем-либо» и т.д. Оценка частных условийтруда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента болееответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственныхнастроениях.
Четвертыйпринцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема.Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов подругим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детальнорасспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мызаведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем нанего давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно,неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другимаспектам тематики опроса.
Пятыйпринцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросыдолжны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные,не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (сновасобытийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два),после чего завершающая «паспортичка».
Обычнаяпоследовательность смысловых разделов анкеты такова:
Композиция анкеты.
Титульныйлист;
Вводнаячасть;
Основная(содержательная часть);
Социально–демографическаячасть.
Примечание: титульныйлист можно исполнять вместе с вводной частью.
Во вводнойчасти описывается цель исследования, характер использования результатов, атакже способ заполнения анкеты.
Следуеттакже проанализировать вводную часть:
Наличие иправильность обращения респонденту.
Удалось ликратко и ясно показать цель опроса?
Сделано лиуказание на то, как будет использоваться результат опроса?
Примечание: Нерекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний,например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так какреспонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
Не забыли ливы сделать указание на анонимность опроса?
Примечание: Надоиметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторыйпсихологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
Есть лиуказание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?
Не забыли ливы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
Удалось ли спомощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Основнаячасть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросымогут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый самформулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какимикачествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость»,«Целеустремленность» и т.д.
Ответы назакрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» длявыбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране запоследние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». Вэтом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходитего установкам.
Структура ипоследовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установкусоциолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса,завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своихвозможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как правило,хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение неболее 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости ивнимание к заполняемой анкете значительно снижается.
В 4-ой частисодержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристикахреспондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусеопрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценкипредставительности собранных результатов, проведения сравнительных исследованийи т.д. Виды анкетирования
В отличие отличного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает — читаети пишет ответы — сам респондент. Анкету он получает специальным образомпроинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в егоприсутствии или отсутствии.
Существуютнесколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный илиопосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или егопредставитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а такжепочтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространениии сборе раздаточной анкеты.
Посколькуреакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми нетолько от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовкеанкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, исоставителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.
Некоторымсоциологам, озабоченным содержательными аспектами их исследования, анкетапредставляется неким нейтральным средством измерения, все сложности с которымзаключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете — однаиз весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активностисознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление обанкетере, который якобы просто раздает н собирает анкеты. Поэтому для любоговида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента ирежиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.
Самостоятельностьработы респондента с анкетой заставляет социолога делать ее более простой посравнению с вопросником, заполняемым интервьюером. Кроме того,самостоятельность работы респондента предполагает включение в анкету длясамозаполнения — неважно, в одиночестве ли ее заполняет респондент илиучаствует в групповом опросе, почтовом или в прессе, — следующих компонентов,отсутствующих в вопроснике и предшествующих собственно вопросам:
а) обращенияк респонденту;
б) сообщенияоб организации, проводящей опрос;
в) сообщенияо целях исследования;
г) инструкциио заполнении.
 1.2. Возраст всоциологических исследованиях как основная детерминанта, влияющая на мнения иреакции респондентов
В практикесоциологических исследований возраст принято считать одной из основныхдетерминант, влияющих на мнения и реакции респондентов. Вместе с обществом,которое они изучают, исследователи принимают за данность суждения (а может быть- предрассудки?), что молодость — это одно, а старость — другое, что свозрастом люди меняются и пр. Бытовые понятия о возрасте предстают в формахрегулярных шкал, организующих массивы собранных данных.
ВЛевада-центре, чьи данные мы используем в этой работе, применяют такую шкалу:
Возраст(полных лет):
18–24;
25–39;
40–54;
55 лет истарше.
Заслуживаетвнимания вопрос о границах между возрастами — он подведет нас к главнойпроблеме: где и кем проводится граница старости.18 лет — возрастсовершеннолетия. Что касается 25 — и 40-летия, то практика исследованийпоказала, что на первом из этих рубежей, как правило, заканчивается молодость,а на втором — то, что должно, наверное, называться «второй молодостью».
Окончаниеучебы в вузе, брак, рождение детей — события, меняющие статус человека, егоотношение к самому себе и к миру: рубеж в 25 лет связан, прежде всего, сизменениями, происходящими в человеке или в нуклеарной семье. Рубежсорокалетия, конечно, тоже зависим от внутрисемейных процессов, таких каквзросление детей. Но в сегодняшней России в гораздо большей степени тутпроявляется роль человеческих объединений более крупного масштаба, тех, чторасполагаются на уровне общества в целом.
Во-первых,это совместно пережитый и уже совместно освоенный, отрефлектированный опытпоследних десятилетий. К большинству из тех, кто взрослел и подходил к зрелостив восьмидесятые и девяностые годы XX века, пройдя черезнадежды и разочарования, уже не вернулся былой оптимизм. По множеству вопросовсорокалетние разделяют более скептические и пессимистические оценки своихстарших современников.
Во-вторых,люди, достигшие сорока лет в конце 1990-х годов, в массе своей не могутпретендовать на «хорошую» работу, с зарплатой, которую на современном языкеназывают «достойной». Речь идет не о работе высококвалифицированной, где вопросо найме решается индивидуально, но о деятельности, скажем, в сфере услуг. Вобъявлениях о таких вакансиях способность к труду, профессиональная пригодностьлюдей старше 40 ставится под сомнение или отрицается не в результате проверок,а заранее, априори. Возникает аналогия с пенсионным возрастом.
Недаром вответах на вопрос: «В каком возрасте сейчас начинается старость? »[1] — первый сгусток реакций дают именно сорокалетние. Применительно к более раннимвозрастам практически никому (1%) не приходит в голову говорить о старости. Аначиная с сорока уже поговаривают (9%), чаще других — люди без специальногообразования (11%), женщины, у которых есть дети (11%), но нет мужа. Их доходыневысоки, они живут в небольших городах (13%), их участь им представляетсяневеселой. А невеселую участь они зовут «старостью».
Границупоследней, самой старшей возрастной группы исследователи провели на уровне 55лет. Рубеж (пенсионный возраст для женщин) установлен государством, принятобществом. В этой возрастной группе женщин подавляющее большинство, их дискурсздесь определяющий.
Вот какраспределились ответы россиян на вопрос: «Какой возраст, на ваш взгляд, самый лучший?»
Никто неназвал возраст моложе 4 лет, и никто (для нашей темы это существенно) — старше65 лет. Средняя по ответам всех опрошенных величина падает на двадцать восемь споловиной лет. На приводимой ниже диаграмме, имеющей форму горы, этот возрастуказывает на ее «вершину»:
/>
Диаграммапоказывает, что 66% ответов о наилучшем возрасте падает на период от 20 до 40лет. Мы видим, что на индивидуальные ответы явно воздействует какой-то внешнийфактор, в силу чего они оказываются похожими друг на друга. Разброс мненийотносительно «лучшего возраста» невелик. По-видимому, это свидетельствует отом, что общество относится совершенно по-разному к разным периодамчеловеческой жизни, которые различные группы респондентов выделяют более илименее сходно, демонстрируя согласие в оценках. Перед нами последовательность«возрастов» как ценностно окрашенных аскриптивных (приписываемых обществоминдивиду) статусно-ролевых комплексов.
Есть вполнезакономерные отклонения: среди самых молодых почти треть называет лучшимвозраст моложе 20, а среди самых старших четверть относит лучший возраст кпериоду от 40 до 50 лет, на манер греческого «акмэ».
/>
Рисунок 2демонстрирует, что даже эти крайние мнения, которые могут показатьсячудачествами, распределены в обществе очень «правильно»: чем люди старше, темчаще они переносят лучший возраст в «свою», вторую половину жизни.
Но в целомможно сказать, что основная дискуссия между поколениями идет по вопросу: лучшеевремя — незадолго до или вскоре после 30 лет?

/>
Казалось бы,каждое поколение хвалит собственный возраст. Но нет. По данным опросаполучается, что хотя старшие поколения склонны сдвигать пик бытия на болеепоздний возраст, они считают лучшим период, ими самими уже прожитый. А самыемладшие, хоть и указывают на гораздо более ранний этап жизни, чем старшие, но вполовине случаев ожидают, что лучшее время у них еще впереди. В возрасте же,который общество признало наилучшим, т.е. среди тех, кому 25–39 лет, не болееполовины видят самым прекрасным свое собственное время, а не менее третисчитают, что лучшие годы для них уже в прошлом.
Подобныенаблюдения напоминают нам о природе информации, которую доставляют опросыобщественного мнения. Они показывают, что далеко не все ответы имеютпроисхождение в индивидуальном опыте. Напротив, роль субъективного опыта и егообъективного отражения в ответах оказывается небольшой. Концентрация ответов наопределенных жизненных фазах подтверждает аскриптивность оценки времен ивозрастов в обществе. Говоря иначе, возраст — это измеренное социальное времяжизни индивида с встроенной в него оценкой.
Действиенормы сказывается не только на ответах в ходе интервью. Само проживание временипроисходит в соотнесении с нормой[2]. />/>1.3. Значение ответов представителей старшей возрастнойгруппы в опросе общественного мнения
«В какомвозрасте сейчас начинается старость? » — такой вопрос задавался летом 2005 годароссиянам в ходе исследования, проводимого Левада-центром.
Числовключенных в выборку лиц, чей возраст составлял 55 лет и более, достигло почти470 человек, пропорционально их доле во взрослом населении страны (29%). Этавозрастная группа самая многочисленная, потому в общих результатах опросаобщественного мнения ответы ее представителей сильнее, чем ответы людей иныхвозрастных групп, окрашивают вычисляемый средний результат.
Среднее повсем ответам значение возраста «начала старости» — 58 лет. Рисунок 4 показываетраспределение мнений всех жителей страны по этому вопросу.
Но наминтереснее не мнение большинства, а позиции «экстремистов», тех, кто призываетзаписывать людей в старики либо необычно рано — до 50 лет, либо необычно поздно- после 65. Сторонников таких необычных взглядов набирается около трети в каждомпоколении. Соотношение между количеством сторонников обеих крайностей взаостренной форме показывает, так сказать, направление вектора общественногомнения в каждом из поколений (см. рисунок 5).
/>

/>
Рисунок 6показывает, что думают лица старшего возраста о начале старости. Небольшая зонапересечения диаграмм означает, что где-то между 40 и 55 годами для некоторыхстарость уже наступила, но жизнь еще казалась прекрасной. Но в глазахабсолютного большинства россиян старость — отнюдь не лучший возраст, и лучшийвозраст — отнюдь не старость.
/>
А теперьрассмотрим представления людей в возрасте 18–25 лет. Как видим, в их сознании«лучшие годы» и годы старости вообще не пересекаются: кончаются лучшие годы, иначинается старость.

/>
Констатируемеще раз: в сознании наших сограждан, увы, нет места для идеи старости как«хорошего возраста». Вывод
Такимобразом, под анкетированием понимается объединенная единым исследовательским замысломсистема вопросов, направленных на выявление количественно-качественныххарактеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение — дать достовернуюинформацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ееконструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкетнеобходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различнымсоциально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям сразным образованием и т.д.).
Вопросы офактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий,планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки,действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондентавыявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
Анкетированиеимеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так инедостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, еедостоверностью и т.д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другимиметодами сбора первичной информации.
/>Глава 2. Особенностипроведенного анкетирования
 2.1. Программа, цель КСИ. Предмет и объектанкетирования
Программасодержит теоретическое обоснование методологических подходов и методическихприемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманнаяво всех своих составных частях программа социологического исследованияобеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайнопрограмму называют стратегическим документом, в котором выражены концепцияисследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов ипобудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
Программасоциологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенноеизложение следующих разделов:
1) методологическаячасть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объектаи предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировкагипотез и задач исследования;
2) методическаячасть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемыхметодов сбора социологической информации, логическая структура инструментариядля сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки.
Что касаетсяформулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи снеобходимостью получить полное представление о реально существующихпротиворечиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения.
Различныепротиворечивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принятоназывать социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологическогоисследования существует еще научная проблема, которая сравнима с состояниемзнания о незнании определенных количественных и качественных изменений,тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления илипроцесса. В частности, это может быть незнание действительных причин миграцииили снижения творческого потенциала работников и т.п.
Следуетопасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Еслитрудно сразу придать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удастсясделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработкиостальных частей программы.
Цель КСИ: Выявитьполитические ориентации, а также политическую активность пенсионеров.
Определениецели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практическойзадачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели,реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средстварешения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить иустановить практическую отдачу и ценность форм и методов управленияобщественным процессом или явлением.
Объект КСИ: Респондентыстаршей возрастной группы (в возрасте от 61 и более).
Предмет КСИ:Инструментарий, необходимый для опроса, т.е. социологическая анкета (опросныйлист).
Объект КСИесть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета – те стороны,связи и отношения, составляющие объект изучения. Четкое выделение объектаспособствует правильному определению предмета исследования. Последний включаетв себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном видехарактеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно,предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражениевзаимосвязи проблемы и объекта исследования.
/>2.2. Особенности исложности анкетирования респондентов старшей возрастной группы
Манера поведенияпенсионеров во время опроса, склонности и предпочтения, точность иаккуратность, тональность и степень категоричности высказываний, другиепроявления индивидуальной тактики работы с анкетой довольно многообразны. Можнополучить совершенно одинаковые ответы, продиктованные в одном случаенебрежностью, в другом — нежеланием или неспособностью сосредоточиться, втретьем — осознанием сложности и противоречивости обсуждаемого вопроса. Сдругой стороны, одинаково осмысленные вопросы могут получать различные ответы[3].
Одной изпричин расхождения ответов является индивидуально-психологические особенностикаждого из респондентов, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и неимеющие непосредственного отношения к их содержанию.
Конечно, усоциолога нет возможности учесть все индивидуальные различия и дифференцированнообращаться к каждому респонденту: для этого потребовалось бы как минимум разработатьдля каждого индивидуальную версию анкеты. Но нет у социолога в этом инеобходимости, так как интересуют его не индивидуальные различия во мнениях иотношениях, а наиболее общие тенденции в ответах, характеризующие определенныесоциальные группы. В то же время в анкете имеются определенные возможностиразличий в стиле респондента. Рассмотрим эти возможности применительно кнекоторым его проявлениям, зафиксированным в специальных методическихэкспериментах.
В данномпункте речь пойдет о проблемных ситуациях, с которыми приходилось сталкиватьсяпри опросе пенсионеров как отказы от участия в опросе; тенденция к выражениюсогласия; случайность в ответах; неявное уклонение от ответов; категоричностьсуждений; неправда.
Выбрав местодля проведения анкетирования — железнодорожный вокзал, наша социологическаягруппа (исследуемая возрастную категорию от 61 года и более) разделилась повыборке на три части, так как учитывались демографические признаки. В нашеманкетировании приняли участие жители Камызякского, Наримановского иИкрянинского районов.
Отказы отучастия в опросе. В нашем проведенном СИ стопроцентное участие в опросеявлялось практически недостижимым идеалом: на пути встречались и не ответившие- труднодоступные, не желающие, неспособные ответить. Совершенно очевидно, чтоони наносили существенный ущерб репрезентативности ответов, усложняли процедуруопроса.
Явновыраженный отказ отвечать приводил к тому, что между потенциальнымреспондентами и нами как социологами отношения общения не возникали.
Тенденция квыражению согласия. В нашем опросе нередко отмечалась тенденция опрашиваемыхсоглашаться с предлагаемыми ответами независимо от их содержания и формы или сориентацией преимущественно на форму. Это так называется «да» — тенденция. Онахарактерна для всех людей, но в различной степени (следует отметить, чтонекоторых, напротив, характеризует преимущественно «нет» — тенденция; важнасама обусловленность ответа не вопросом, а склонностью человека говорить «да»или «нет»). Проявляется эта тенденция в том, что пенсионеры гораздо легчесоглашаются с каким-либо утверждением, чем отрицают его. Для того чтобыпреодолеть или учесть эту тенденцию, в анкете обычно рекомендуется применятьразвернутые формулировки типа: « Вы больше придерживаетесь варианта «А» илибольше придерживаетесь варианта «Б»? ».
Иногда сэтой же целью используются и контрольные вопросы в строгом их значении: «Вы непридерживаетесь варианта «А»? ». Но так как русский язык не позволяетоднозначно проинтерпретировать положительный и отрицательный ответы и требуетдополнительных разъяснений, использование таких вопросов довольно ограниченно.
Случайностьв ответах.
Помимоспецифических ошибок, сопровождающих применение элементов инструментария,существовал тот тип ошибок, которые неспецифичны и могут возникать в любыхпроцедурах эмпирического исследования; более того, общность некоторых из нихвыходил за пределы опросного метода. Одним из факторов, порождающих такиенеспецифичные ошибки, являлись невнимательность, небрежность.
Невнимательностьи небрежность пенсионеров могли быть вызваны как внешними (предмет, средство,обстановка опроса), так и внутренними условиями. К внешним необходимо такжеотнести плохое самочувствие и проблемы со здоровьем, что является немаловажнымпризнаком у пожилых людей. Повлияло и то, что пожилые респонденты не успевалина свой маршрут (автобус) и не хватало времени на полное заполнение анкеты. Внутреннимусловием являлось то, что вопросов в анкете было много (насчитывалось 20, несчитая паспортички).
Участиенекоторых пожилых людей в опросе сопровождалось настроением быстро отделатьсяот анкеты. Они отвечали наугад или заполняли всю первую половину анкетыутвердительно, а вторую – отрицательно. Кроме того, некоторые респондентыотдавали предпочтение одной и той же форме ответов независимо от содержания иформы вопроса или обращали внимание только на форму.
Неявноеуклонение от ответов. Еще одним проявлением сложности было неявное уклонениереспондентов от ответов, нерешительность, вытекающая из неосознанногостремления не выражать своего мнения. Респонденты как бы «прятались» занеопределенными ответами вроде «трудно сказать», «затрудняюсь ответить».
Поскольку взначительной части анкет подобные ответы трудно отнести за счет монотонности,их наличие объясняется нерешительностью респондентов.
Примеромслужит ответ «Затрудняюсь ответить» на вопрос: «За какую партию вы собираетесьголосовать? »
Однаколюдей, действительно не знающих, за кого они будут голосовать, было гораздоменьше, чем тех, кто считал, что еще не определил своих предпочтений. Подавляющеебольшинство избирателей к моменту опроса уже испытывали те или иные симпатии ккакой-нибудь партии.
Во всякомслучае, мы старались не дожидаться неявных отказов от содержательных ответов иизначально формулировали вопрос более конкретно. Принятие решения в такомслучае происходил гораздо проще, так как пенсионеры с большей уверенностью,более охотно сообщали о своем поведении в день опроса.
Степенькатегоричности суждений. Если одни пенсионеры проявляли нерешительность, тодругие, напротив, бывали склонны постоянно предпочитать наиболее категоричныевысказывания, выбирали крайние позиции ранговых шкал, наиболее полярные оценки.Эта тенденция характеризует в основном ответы респондентов старшей возрастнойгруппы, и поэтому большая часть опрашиваемых комментировала свои ответы (причемнекоторых невозможно было остановить). Видимо на степень категоричностисуждений повлиял возраст. При анкетировании немалое количество пожилыхреспондентов выражало свое недовольство по поводу той или иной проблемы[4].
/>Заключение
В заключениикурсовой работы подведем основные итоги проведенного исследования.
Итак, в ходенаписания курсовой работы было выявлено, что в практике социологическихисследований возраст принято считать одной из основных детерминант, влияющих намнения и реакции респондентов. Вместе с обществом, которое они изучают,исследователи принимают за данность суждения (а может быть — предрассудки?),что молодость — это одно, а старость — другое, что с возрастом люди меняются ипр. Бытовые понятия о возрасте предстают в формах регулярных шкал, организующихмассивы собранных данных.
Анализособенностей и сложностей анкетирования респондентов старшей возрастной группыпоказал, что манера поведения пенсионеров во время опроса, склонности ипредпочтения, точность и аккуратность, тональность и степень категоричностивысказываний, другие проявления индивидуальной тактики работы с анкетойдовольно многообразны. Можно получить совершенно одинаковые ответы,продиктованные в одном случае небрежностью, в другом — нежеланием илинеспособностью сосредоточиться, в третьем — осознанием сложности ипротиворечивости обсуждаемого вопроса. С другой стороны, одинаково осмысленныевопросы могут получать различные ответы[5].
В курсовойработе приведена программа опроса пенсионеров, проведение которого выявило какотказы от участия в опросе; тенденция к выражению согласия; случайность вответах; неявное уклонение от ответов; категоричность суждений; неправда. В анкетированииприняли участие жители Камызякского, Наримановского и Икрянинского районов.
Такимобразом, цели и задачи исследования были достигнуты, и на основаниипроведенного анализа исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Анкетерунеобходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить ихинтерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, недать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблемаэта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думатькак о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темыреспонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтомуанкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкетадолжна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативныефункции.
Упорядоченнымдолжен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности,объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой,инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы,непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их,но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у нихкооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости,неуверенности и т.п. Иными словами, анкета — это список вопросов, предлагаемыйвсем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массовогоасимметричного целенаправленного опосредованного общения.
Процесс адаптацииобращенных респондентам вопросов к необходимому при этом общению и будетназываться конструированием анкеты. В задачи конструирования входит: создать иподдержать кооперативную установку у респондентов; вселить в респондентовуверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладитьдоверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самыенеожиданные и откровенные ответы; освободить ответы респондентов от воздействияпредшествующих вопросов и ответов на них; поддерживать постоянный интерес кработе с анкетой.
/>Список литературы
1.     Воронов Ю.П. Методы сбора информации всоциологических исследованиях. — М., 1994.
2.     Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная структура и стратификация. М.,МГУ, 2000.
3.     Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. М.: Феникс. 2000.
4.     Доклад РНИС и НП 2000г. «Россияне о судьбах России В ХХ веке». – М., 2000
5.     Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований.- М., 2000.
6.     Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы.// Социс. — 1996. — № 10.
7.     Кастельс М Информационная эпоха, экономика, общество, культура. Пер. сангл. Под ред. И.О. Шкаратана – М.: ГУ ВШЭ, 2000
8.     Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М: Академический проект, 2003.
9.     Опрос населения РФ // Левада-центр. Июнь, 2005
10.   Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. Москва, ИНФРА – М, 2000
11.   Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории итеории. — СПб., 1999
12.   Радугин А.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб и дополн. / А.А.Радугин и др. — М.: Центр, 2000
13.   Радугин А.А. Социология — М., Центр, 2001
14.   Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2000.
15.   Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,1999
16.   Руденский Е.В. Социальная психология. — М. — Новосибирск, 1997
17.   Совместная деятельность: Методология, теория, практика. — М., 1988
18.   Социология / Под ред. проф.А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000
19.   Социология в России. Под ред.В.А. Ядова. М.: Изд – во институтасоциологии РАН, 2004
20.   Социология: Курс лекций / Под ред.В.И. Бегинина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,2001.
21.   Социология: Курс лекций / Ю.Г. Волков.В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов и др.Ростов н/Д: Феникс, 2005.
22.   Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Прометей, 2004.
23.   Туманно С.В. Российское общество и современный политический процесс. — М,2004
24.   Фетисов В. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины // Социально-политическийжурнал. — 2002. — № 9.
25.   Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. — М.; Наука,2004
26.   Фролов С.С. Основы социологии. М.: Гардарики, 2002.
27.   Ядов В. Социологические исследования: методология, программа, методы. — М.,Наука, 2002.
/>Приложения
Приложение 1
Анкета
Уважаемыйреспондент! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании,проводимым студентами Астраханского Технического Университета. Просьба честноотвечать на вопросы. Анонимность гарантируется.
Как Выоцениваете ситуацию в стране за последние 4 года?
улучшилась;
осталось стабильной;
ухудшилась;
От когопрежде всего зависит ситуация в стране? (1 ответ)
отпрезидента
отправительства
отГосударственной Думы
отрегиональных властей
от населения
другое___________________________________________
Как Выоцениваете положение в Астраханской области?
лучше, чем вдругих регионах РФ;
такое женеплохое, как и в других областях;
такое жеплохое, как и в других областях;
хуже, чем вдругих регионах РФ;
иначе, какименно: _____________________________;
Принимали лиВы участие в предыдущих выборах?
Да Нет З/О ГД (2003г) 15 19 23 Президента (2004г) 16 20 24 ГД АО (2006г) 17 21 25 Губернатора АО (2004г) 18 22 26 Мне не было 18 лет 27
 
Удовлетворены ли Вырезультатами предыдущих выборов? Да Нет З/О ГД (2003г) 28 32 36 Президента (2004г) 29 33 37 ГД АО (2006г) 30 34 38 Губернатора АО (2004г) 31 35 39 Мне не было 18 лет 40
 
Собираетесь ли Вы принятьучастие в выборах Государственной Думы РФ декабря 2007г.?
41) да;
42) нет;
43) затрудняюсь ответить;
7. Знаете ли Вы кто,представляет Астраханскую область в Государственной Думе РФ 2004 – 2007г.?
8. За какую партию Высобираетесь проголосовать?
44. Единая Россия
45. ЛДПР
46. КПРФ
47. Справедливая Россия: Родина.Пенсионеры. Жизнь.
48. Яблоко
49. СПС
50 Аграрная партия России
51. Патриоты России
52. Демократическаяпартия России
53. Гражданская сила
54. Партия социальнойсправедливости
55. Другое: _______________________________________________
9. За какую из этихпартий Вы никогда бы не проголосовали?
_________________________________________________________
10. Что влияет на Вашвыбор?
56. программа партии;
57. лидеры;
58. прежняя деятельность;
59. агитационнаядеятельность;
60. я член этой партии;
61. другое________________________________________________
11. Из каких источниковВы получили информацию о партиях?
62. средства массовойинформации;
63. из агитационныхматериалов;
64. из разговоров сдрузьями, знакомыми, родственниками;
65. на собраниях,встречах с кандидатами;
66. другое________________________________________________
12. Собираетесь ли Выпринять участие в выборах президента в марте 2008г.?
67. да
68. нет
69. затрудняюсь ответить
13. Какими качествамидолжен обладать президент?
_________________________________________________________
14. Будет ли для Вас важнымпартийная принадлежность будущего президента?
70. да, а именно: ______________________________________
71. нет;
72. затрудняюсь ответить;
15. Будет ли для Васважно, чтобы кандидат придерживался курса В.В. Путина?
73. это обязательно
74. хорошо бы, но необязательно
75. это не важно
76. не долженпридерживаться
77. курс должен бытьдругим
78. другое__________________________________________________
16. что для Вас важно привыборе президента?
79. возраст (какой?): ________
80. национальность (какая?):____________
81. пол (какой?): ___________
82. образование (в какойсфере?): ____________
83. другое: ___________________________________________________
17. Как Вы думаете, ктобудет избран президентом?
__________________________________________________
18. Как вы считаете,зависит ли будущее России от выборов президента?
84. да;
85. лишь отчасти;
86. нет;
19. Как Вы думаете, какиеслои населения будут определять выбор?
87. те, кто придут навыборы;
88. политически активныежители;
89. внешние силы;
90 другое: _______________________________________________
20. Принимаете ли Выучастие в политической жизни?
91. да, являюсьчленом_________________________________;
92. да, являюсьсторонником____________________________;
93. да, участвую вполитических акциях___________________;
94. нет, т. к. не вижу вэтом смысла;
95. нет, но хотел бы,если меня привлекут;
96. другое: __________________________________________;
А теперь несколько слов осебе: 21. ваш пол: 23. Сферы деятельности 24. Ваше образование: 97. муж. 103. бизнес 109. среднее 98. жен. 104. промышленность 110. средне-специальное 22. ваш возраст: 105. сельское хозяйство 111. незаконченное высшее 99.18 – 30 106. бюджетная сфера (гос. служба, образование, медицина, культура, соц. защита) 112. высшее 100.31 – 45 107. студент (учащийся) 102.61 и более 108. безработный
Спасибо за участие!

Приложение 2
Анкета
Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие всоциологическом исследовании, проводимым студентами Астраханского ТехническогоУниверситета. Просьба честно отвечать на вопросы. Анонимность гарантируется.
Как Вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года?
улучшилась;
осталось стабильной;
ухудшилась;
От кого прежде всего зависит ситуация в стране? (1 ответ)
от президента
от правительства
от Государственной Думы
от региональных властей
от населения
другое ___________________________________________
Как Вы оцениваете положение в Астраханской области?
лучше, чем в других регионах РФ
такое же неплохое, как и в других областях
такое же плохое, как и в других областях
хуже, чем в других регионах РФ
иначе, как именно: _____________________________;
Принимали ли Вы участие в предыдущих выборах? Да Нет З/О ГД (2003г) 15 19 23 Президента (2004г) 16 20 24 ГД АО (2006г) 17 21 25 Губернатора АО (2004г) 18 22 26 Мне не было 18 лет 27
 
Удовлетворены ли Вы результатами предыдущих выборов? Да Нет З/О ГД (2003г) 28 32 36 Президента (2004г) 29 33 37 ГД АО (2006г) 30 34 38 Губернатора АО (2004г) 31 35 39 Мне не было 18 лет 40
 
Собираетесь ли Вы принять участие в выборах ГосударственнойДумы РФ декабря 2007г.?
41) да;
42) нет;
43) затрудняюсь ответить;
7. Знаете ли Вы кто, представляет Астраханскую область вГосударственной Думе РФ 2004 – 2007г.?
8. За какую партию Вы собираетесь проголосовать?
44. Единая Россия
45. ЛДПР
46. КПРФ
47. Справедливая Россия: Родина. Пенсионеры. Жизнь.
48. Яблоко
49. СПС
50 Аграрная партия России
51. Патриоты России
52. Демократическая партия России
53. Гражданская сила
54. Партия социальной справедливости
55. Другое: _______________________________________________
9. За какую из этих партий Вы никогда бы не проголосовали?
_________________________________________________________
10. Что влияет на Ваш выбор?
56. программа партии;
57. лидеры;
58. прежняя деятельность;
59. агитационная деятельность;
60. я член этой партии;
61. другое________________________________________________
11. Из каких источников Вы получили информацию о партиях?
62. средства массовой информации;
63. из агитационных материалов;
64. из разговоров с друзьями, знакомыми, родственниками;
65. на собраниях, встречах с кандидатами;
66. другое________________________________________________
12. Собираетесь ли Вы принять участие в выборах президентав марте 2008г.?
67. да
68. нет
69. затрудняюсь ответить
13. Какими качествами должен обладать президент?
_________________________________________________________
14. Будет ли для Вас важным партийная принадлежностьбудущего президента?
70. да, а именно: ______________________________________
71. нет;
72. затрудняюсь ответить;
15. Будет ли для Вас важно, чтобы кандидат придерживалсякурса В.В. Путина?
73. это обязательно
74. хорошо бы, но не обязательно
75. это не важно
76. не должен придерживаться
77. курс должен быть другим
78. другое__________________________________________________
16. что для Вас важно при выборе президента?
79. возраст (какой?): ________
80. национальность (какая?): ____________
81. пол (какой?): ___________
82. образование (в какой сфере?): ____________
83. другое: ___________________________________________________
17. Как Вы думаете, кто будет избран президентом?
__________________________________________________
18. Как вы считаете, зависит ли будущее России от выборовпрезидента?
84. да;
85. лишь отчасти;
86. нет;
19. Как Вы думаете, какие слои населения будут определятьвыбор?
87. те, кто придут на выборы;
88. политически активные жители;
89. внешние силы;
90 другое: _______________________________________________
20. Принимаете ли Вы участие в политической жизни?
91. да, являюсь членом_________________________________;
92. да, являюсь сторонником____________________________;
93. да, участвую в политических акциях___________________;
94. нет, т. к. не вижу в этом смысла;
95. нет, но хотел бы, если меня привлекут;
96. другое: __________________________________________;
А теперь несколько слов о себе:

21. ваш пол: 23. Сферы деятельности 24. Ваше образование: 97. муж. 103. бизнес 109. среднее 98. жен. 104. промышленность 110. средне-специальное 22. ваш возраст: 105. сельское хозяйство 111. незаконченное высшее 99.18 – 30 106. бюджетная сфера (гос. служба, образование, медицина, культура, соц. защита) 112. высшее 100.31 – 45 107. студент (учащийся) 102.61 и более 108. безработный
Спасибо за участие!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.