Реферат по предмету "Социология"


Основные понятия демографии

Содержание
Задание1
Задание2
Задание3
Задание4
Списокиспользованной литературы

 
Задание 1
Имеются следующиеданные о численности населения по одному из регионов России за 2003-2008 гг.:Годы  2003  2004  2005  2006  2007  2008 Численность населения, тыс. чел. 123917 123667 123583 123333 122917 122500
Определите:
1.        Абсолютныйприрост (убыль) численности населения (цепной и базисный).
2.        Темпыроста и прироста численности населения (цепной и базисный).
3.        Среднегодовыетемпы роста и прироста численности населения за 2003-2008 гг.
Сделайтевыводы.
Решение
1.        Абсолютныйприрост (убыль) численности населения – это разность между величинамиабсолютной численности населения в те или иные моменты времени [3, с. 228]. Базисныезначения отражают абсолютный прирост (убыль) численности населения за весьотрезок времени; цепные – по годам, темпы прироста — увеличение (в процентах)по сравнению с базисным и каждым предыдущим годом. Так, абсолютные приростынайдем по формулам: /> (базисный) и /> (цепной). Дляначала периода (2003 г.) абсолютный прирост будет равен нулю.
2.        Темпроста равен отношению численности населения в конце периода к численностинаселения в его начале: /> (базисный) и /> (цепной); темпыприроста рассчитаем, используя полученные значения темпов роста, как /> [2, с. 136].
3.        Длятого, чтобы проследить за изменениями скорости роста или убыли численностинаселения внутри периода, рассчитываем величину среднегодовых темпов роста иприроста. Обозначим r – среднегодовойтемп прироста, а (1+r) – среднегодовойтемп роста. Величина rиз этого уравнения определим с помощью логарифмирования (основание 10): /> (по нашимданным r = -0,2%).
Данныеи расчеты по задаче представлены в таблице:
Таблица
Расчетныеданные об изменениях в численности населения по одному из регионов России запериод 2003-2008 гг.Год Численность населения, тыс. чел. Абсолютный прирост Темп роста, % Темп прироста, % Базисн. Цепной Базисн. Цепной Базисн. Цепной 2003 123917 - - - - - - 2004 123667 -250 -250 99,79 99,79 -0,21 -0,21 2005 123583 -334 -84 99,73 99,93 -0,27 -0,07 2006 123333 -584 -250 99,53 99,79 -0,47 -0,21 2007 122917 -1000 -416 99,19 99,66 -0,81 -0,34 2008 122500 -1417 -417 98,86 99,66 -1,14 -0,34 S 739917 -1417 499,01
Вывод:анализируя полученные данные, мы видим, что численность населения по данномурегиону за период 2003-2008 гг. по всем показателям снижается. Отрицательноезначение величины абсолютного прироста говорит об убыли численности населения к2008 г. по сравнению с началом периода (2003 г.). Несмотря на то, чтопоказатели темпа роста и прироста в середине периода увеличиваются, ихотрицательное значение и неуклонный спад к концу периода так же говорит обубыли численности населения за период 2003-2008 гг. по данному региону. То жемы можем увидеть и в значении среднегодового темпа прироста численностинаселения, всего – 0,2%. Из данных таблицы мы также наблюдаем абсолютную убыльчисленности населения к концу периода (2008г.) на 1417 тыс. человек поотношению к началу периода (2003г.).
Задание2
Имеютсяследующие данные по одному из регионов России за год:
1.        Численностьнаселения (тыс. чел.):
—    наначало года – 2367;
—    наконец года – 2455.
2.        Общийкоэффициент рождаемости – 8%.
3.        Общийкоэффициент смертности – 15%.
4.        Числоприбывших на территорию региона – 20 тыс. чел.
5.        Числовыбывших с территории региона – 12 тыс. чел.
Определите:
1.        Среднегодовуючисленность население региона.
2.        Числородившихся, умерших и естественный прирост населения за год.
3.        Коэффициентестественного прироста населения.
4.        Коэффициентмиграции населения:
а)        прибытия;
б)        выбытия;
в)        интенсивностимиграционного прироста;
г)        интенсивностимиграционного оборота;
д)        эффективностимиграции.
Сделайте выводы.
Решение
1.  Среднегодоваячисленность населения – это число человеко-лет, прожитых населением за данныйпериод на определенной территории [3, с. 305]. Среднегодовая численностьнаселения равна средней арифметической из величин численности населения наначало данного и начало следующего года, рассчитываем по формуле: />, где /> – численностьнаселения на начало года, />– численностьнаселения на конец года. По нашим данным среднегодовая численность населениярегиона составляет 2411 человек.
2.        Числородившихся и умерших людей за год по данному региону вычисляем через общие значениякоэффициентов рождаемости и смертности соответственно.
Так,/>, где /> – общийкоэффициент рождаемости, N– число родившихся, S – среднегодоваячисленность населения. Подставляем наши данные в формулу, находим числородившихся за год по данному региону: /> = 19.288(человек). Аналогично находим число умерших: />, где /> – общийкоэффициент смертности, М – число умерших, S– среднегодовая численность населения: /> = 36,165(человек).
Естественныйприрост населения за год есть разница между числом родившихся и умерших. Понашим данным он составил -16,877 человек.
3.        Коэффициентестественного прироста населения – выражение естественного прироста населенияза год по данному региону как разница между показателями рождаемости исмертности. [1]. Вычисляем его по формуле: />, что/> Отрицательноезначение величины естественного прироста и коэффициента естественного приростаговорит нам о том, что в данном регионе наблюдается очень неблагополучии вобществе и, так называемой, противоестественной убыли населения.
4.        Демографияизучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций,их численности, половозрастной структуры [4]. Коэффициент миграции показывает интенсивностьмеханического движения населения, на его прирост или убыль. На коэффициентмиграции влияют показатели прибытия и выбытия. Они рассчитываются аналогичнопоказателям смертности и рождаемости, где в числителе дроби в данном случае мыставим число прибывших или выбывших соответственно. Так, /> = 8,3 ‰; /> = 4,98‰.Интенсивность миграционного прироста есть разница между показателями прибытия ивыбытия, и составила 3,32‰. Коэффициент миграционного оборота вычисляют поформуле: />, что по нашимданным /> = 13,27 />. Далее, знаяпоказатели миграционного оборота и миграционной интенсивности (сальдо), можновычислить коэффициент миграционной эффективности как отношение />, где />коэффициентмиграционной интенсивности (сальдо), /> коэффициентмиграционного оборота. По нашим данным коэффициент эффективности составляет25%.
Вывод: несмотря на то,что численность населения на конец года выше, чем на начало, анализируяполученные значения показателей, мы наблюдаем относительную убыль населения.Рассчитанные данные показывают, что
1.        Дляданного региона в течение года на каждую 1000 постоянного населения приходитсяпримерно 19 новорожденных, что по шкале оценки рождаемости составляет среднийуровень рождаемости. Однако, при том по шкале смертности, мы наблюдаем, чтоуровень умерших на каждую 1000 постоянного населения за год по данному регионуочень высокий (около 36 человек). Отрицательные значения показателейестественного прироста и его коэффициента также говорят, что в результатеестественного прироста в течение года население сокращается на 7 человек, т.е.наблюдаем естественную убыль населения.
2.        Механическийприрост населения также не высок. Коэффициент миграционной эффективности поданному региону в течение года составил 25%. При том, миграционный прирост на25% способствовал замещению естественной убыли населению, в связи с чем мынаблюдаем увеличение общего числа проживающих (по абсолютной величине) поданному региону на конец года.
Задание3
Поданным переписей 1989 и 2002 гг. имеются следующие данные о составе населенияпо трудоспособному возрасту одного из регионов России:
Состав населения
по трудоспособному возрасту Численность населения, млн. чел. 1989 2002
Все население в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного
трудоспособное
старше трудоспособного
73,5
18,0
42,0
13,5
58,5
17,5
34,0
7,0
Определите:
1.        Возрастныеструктуры населения региона по двум переписям, %.
2.        Структурныесдвиги, происшедшие в составе населения по трудоспособному возрасту за периодмежду двумя переписями.
Сделайтевыводы.
Решение
Коэффициенттрудоспособного населения есть отношение количества трудоспособного населениятрудоспособного возраста относительно числа всего трудоспособного населениярегиона: />. По переписи1989 г. по данному региону /> составил 571,4;для 2002 г. – 581,2.
Коэффициентзамещения показывает, сколько лиц, моложе трудоспособного возраста, приходитсяна каждую 1000 всего трудоспособного населения, рассчитываем по формуле: />, а коэффициентпенсионной нагрузки />. По даннымпереписи 1989 г. Это значения составили соответственно 428,6 и 321,4, ‰; для2002 г. – 514,7 и 29,41, ‰.
Далеечерез показатели замещения и пенсионной нагрузки определяем значениекоэффициента общей нагрузки трудоспособного населения населением всех возрастов:/> или />. По итогампереписи 1989 г. этот показатель составил 750‰, для 2002 г. — 544‰.
Рассчитаемудельный вес каждой возрастной группы по данным обеих переписей. Так, дляданных переписи 1989 г.:
/>*100%=25% — население моложе трудоспособного возраста; />*100%=57% — населениетрудоспособного возраста;
/>100%=18% — населениестарше трудоспособного возраста.
Поданным переписи 2002 г.:
/>*100%=30% — населениемоложе трудоспособного возраста;
/>*100%=58% — населениетрудоспособного возраста;
/>*100%=12% — населениестарше трудоспособного возраста.
Полученные данныеотображены в диаграмме «Возрастная структура населения про данным переписи 1989г.»:

/>
Аналогичноданные по данным переписи 2002 г. представлены в диаграмме «Возрастнаяструктура населения по данным переписи 2002 г.»:
/>
Такжепостроимгистограмму, чтобы определить структурные сдвиги, происшедшие в составенаселения по трудоспособному возрасту за период между двумя переписями:
/>
Вывод:сравнивая возрастные структуры по данным двух переписей (1989 – 2002 гг.), мыможем наблюдать, что число трудоспособного населения трудоспособного возраста к2002 г. возросло, что обусловлено уменьшением количества людей старшетрудоспособного возраста и увеличением населения младше трудоспособноговозраста. О положительных структурных сдвигах на 2002 г. говорит уменьшениевеличины коэффициента общей нагрузки трудоспособного населения населением всехвозрастов за счет уменьшения пенсионной нагрузки и увеличении коэффициентазамещения населения.
Задание4
Имеютсяследующие условные данные о воспроизводстве населения региона страны:
—    суммарныйкоэффициент рождаемости – 1,07;
—    удельныйвес девочек среди новорожденных – 48%;
—    численностьживущих женщин фертильного возраста из таблицы дожития – 870;
—    кореньтаблицы – 1000 чел.
Определите:нетто-коэффициент воспроизводства населения.
Сделайтевыводы.
Решение
Нетто-коэффициентпоказывает сколько девочек в среднем рожает одна женщина за всю жизнь приусловии сохранения той интенсивности половозрастной рождаемости, котораянаблюдается на уровне расчетного периода, а так же дожития девочек до возрастаматери в момент рождения [4]. Обозначается он /> и рассчитываетсяпо формуле: />, где /> - доля девочек,взятых из таблицы дожития; /> - численностьживущих женщин фертильного возраста; /> - кореньтаблицы смертности.
/> характеризуетзамещение матерей дочерьми и оценивает режим воспроизводства. По нашим данным /> = 0,47 – т.е.47 девочек в среднем рожает одна женщина за всю жизнь при условии сохранениятой интенсивности половозрастной рождаемости, которая наблюдается на уровнерасчетного периода, а так же дожития девочек до возраста матери в моментрождения.
Вывод:
израсчета нетто-коэффициента наблюдаем, что по отношению ко всему населению дляданного региона />, что говорит осуженном воспроизводстве.

Списокиспользованной литературы:
1.        БорисовВ.А. Демография. – М.: Издательский дом NOTABENE,2001. – 272 с. [Электронный ресурс, режим доступа свободныйhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/boris/index.php].
2.        ГусаровВ.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. –247 с.
3.        МедковВ.М. Демография: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.
4.        Wikipedia, электроннаяэнциклопедия. [Электронный ресурс, режим доступа свободный ru.wikipedia.org/wiki/Миграция_населения].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.