Реферат по предмету "Социология"


Определение и основные черты западной социологии XX в.

СОДЕРЖАНИЕ:
1.        Каковыосновные особенности развития западной социологии во II половине XX века
2.        Определениемикросоциологии. Теории микросоциологии. Сущность теории символическогоинтеракционизма
3.        Выделитевклад в развитие теории символического интеракционализма Дж. Мида и Г. Блумера
4.        Основныепостулаты теории социального обмена Дж. Хоманса
5.        Социальныеизменения. Основные подходы к изучению социальных изменений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Каковыосновные особенности развития западной социологии во II половине XX века
Основныесоциологические теории второй половины XX века можно классифицировать поспособу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологическиетеории.
Макросоциологическиетеории рассматривают функционирование общества как единого целого. К основныммакросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм, конфликтнаясоциология.
Функционализмв том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелисьпринципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализмасформулировал Т. Парсонс и Р.Мертон. Опираясь на достижения математики,кибернетики и др. они предложили рассматривать общество как целостную систему,элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.
На основе критики структурногофункционализма Т. Парсонса создавались современные конфликтные теории. Всеконфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, ноисходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-засуществования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциалконфликта.
Микросоциологическиетеории в свою очередь уделяют основное внимание изучению человеческогоповедения как социального действия. К ним относятся: символическийинтеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.
Символическийинтеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главныйакцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особеннона роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
Теории обмена. Д.Хоманс провозгласил примат психического над социальным, выдвинул пятьвзаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Эти пять положенияД. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.
Феноменологическаясоциология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали трудыавстрийского философа О. Шюца. В центре внимания данного социолога находитсяпроблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие иобщее представление о мире.
Индивиды,согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощьючувств. Однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, таккак люди сталкиваются с неупорядоченной массой впечатлений, цветов, запахов,звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затемклассифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общимихарактеристиками.
Этнометодология.Представители данной теории считают, что вступая во взаимодействие, каждыйиндивид имеет представление о том, как будет или должно протекать этовзаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами итребованиями, отличными от норм и требований общепринятого рациональногосуждения. Таким образом, если в XIX – первой половине XX в. были заложеныосновы социологии как особой науки об обществе, определились её главныенаправления, то вторая половина XX века характеризуется появлением новыхкрупных направлений и их борьбой со старыми, создание новых теорий.Предпринимаются попытки отрефликтировать макро — и микротеории и вместе с темсовместить при анализе общества соответствующие уровни знания.

2. Определениемикросоциологии. Теории микросоциологии. Сущность теории символическогоинтеракционизма
Социологические теориивторой половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества,распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.
Микросоциологическиетеории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения каксоциального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теорииобмена, феноменологическая социология, этнометодология.
Главной проблемоймикросоциологии, таким образом, можно считать вопрос — если каждыйиндивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существуетвзаимосвязь между индивидами.
Исследователи,работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь наоснове анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям привзаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований — поведениеиндивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие междулюдьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества илипроисходящие в нем перемены.
Символическийинтеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главныйакцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особеннона роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
Сторонникиэтого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего миранепосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательныедвижения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяютвоздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первуюочередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира.Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанциямежду общающимися людьми, выражение лица и поступки.
Сторонникитеории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневнойжизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы,обусловливающие эти значения.
Так, с точки зрениясоздателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.),поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человекомтолько в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную средуи находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природублагодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие изкоторых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежитпредставление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей,которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общениепродолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерениядругих с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.
Теории обмена. «Назад кчеловеку» — таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил приматпсихического над социальным.
Феноменологическаясоциология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали трудыавстрийского философа О. Шюца (1899 – 1959 гг.). В центре внимания данногосоциолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируетсяобщее восприятие и общее представление о мире.
Этнометодология.Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление отом, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представленияэти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм итребований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезисэтнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самомповедении».
3. Выделите вклад вразвитие теории символического интеракционализма Дж. Мида и Г. Блумера
ГербертМид (1863-1931) — американский социолог и социальный психолог,подлинный основатель символического интеракционизма. Мид учился в Германии ихорошо знал работы М.Вебера. Вместе с тем он продолжал и углублял традицииамериканского прагматизма Мид был известен при жизни как талантливый лектор,автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, атакже фундаментальной работы «Разум, самость и общество» (1934 г.)принесли ему мировую славу. Исходной посылкой для него послужило убеждение втом, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости отзначений, символов, которыми они наделяют свое окружение.
Понятие«роль», «принятие роли другого», «принятие ролиобобщенного другого» позволило Миду, в отличие от Кули, анализировать нетолько непосредственные взаимодействия, но и поведение в сложной социальнойсреде.
Одно изцентральных мест в теории Мида занимает понятие межиндивидуальноговзаимодействия. По мысли Мида, именно в совокупности взаимодействий формируетсяобщество и формируется индивидуальное сознание.
ПрофессорЧикагского университета разработал теорию, в которой объясняется сущностьпроцесса восприятия индивидов других личностей и развита концепция«обобщенного другого». В известной степени дополняющая и развивающаятеорию зеркального Я.
Один изважных принципов интеракционизма — принцип обретения общности в разговоре,предполагает, что человек создается только в процессе социальноговзаимодействия, прежде всего речевого, но не до и не после него. Возникающая входе такого взаимодействия общность, или социальность, составляет сутьчеловеческой природы, без и вне которой индивид ничто.
Многие идеиМида совпадали с установками так называемой культурной школы, лидером которойпризнавался советский психолог Выготский, считавший, что если лишить ребенкамногообразия исполняемых ролей, он лишается и своего интеллекта и возможностиразвивать самосознание.
Выражение символический интеракционизм нынеобозначает несколько направлений социологии и социальной психологии. Оно былопущено в обращение в 1937 г. одним из учеников и последователей Мида Гербертом Блумером, который позднеестал главой второго поколения символического интеракционизма. В его работахтеоретические положения символического интеракционизма приобрели логическуюстройность и завершенность. Их суть выражается в признании того, что: 1)человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые людипридают предметам и событиям, 2) эти значения есть продукт взаимодействия(интеракции) между индивидами, 3) такие значения являются результатоминтерпретации символов, окружающих каждого индивида.
Герберт Блумер – одиниз наиболее оригинальных теоретиков в социологии ХХ в.Блумер — американский социолог и социальный психолог, представительчикагской школы, один из талантливейших учеников Дж. Мида, фактическийсоздатель теории и школы символического интеракционизма. В 1925-1952 гг.преподавал в Чикагском ун-те, с 1952 г.- воглавлял социологический факультет вКалифорнийском ун-те (Беркли), в 1940-50-е годы работал членом Арбитражногосовета по трудовым спорам, консультантом ЮНЕСКО в Бразилии. Получил научныенаграды от нескольких американских университетов; пользовался огромной популярностьюи любовью среди студентов.
В молодости Блумер испыталсильное влияние прагматизма У. Джеймса и Д. Дью, позже — феноменологии,психоанализа, бихевиоризма, функционализма. именно он придумал термин«символический интеракционизм», видимо, для того, чтобы придать законныйсоциологический статус идеям Дж. Мида и Ч. Кули, которые до той поры обычновключались в состав социальной психологии. Он внес вклад во многие областисоциологии, в том числе в теорию познания, коллективное поведение, теориюсоциальных движений, индустриальную социологию и трудовые отношения.
Второе поколение символических интеракционистов во главе с Г. Блумером начиная с30-х годов провело не только теоретическую, но большую исследовательскуюработу, опираясь больше не на традиционные количественные методы, тесносвязанные с математической статистикой, сколько с качественными,ориентирующимися преимущественно на интервью, наблюдение и эксперимент, которыене обязательно завершаются построением статистических таблиц.
4. Основные постулатытеории социального обмена Дж. Хоманса
Теория Хоманса с самогоначала сосредоточивается на межличностном, непосредственном взаимодействиимежду индивидами и признает значимость психологических мотивов в отношениях.Все ситуации взаимодействия можно назвать отношениями обмена.
Социальное поведение, поХомансу,– это обмен деятельностью, осязаемой или неосязаемой, более или менеевознаграждающей или сопряженной с издержками между по крайней мере двумялицами. Субинституциональное поведение – реальное поведение в институциональныхструктурах, элементарное социальное поведение – это действительное поведениелюдей в прямом контакте друг с другом, где каждый прямо и непосредственновознаграждает или наказывает другого.
Элементарное социальноеповедение:
— социально (ориентацияна другого человека);
— непосредственно(лицом-к-лицу);
— действительно (этореальное поведение, а не норма поведения);
 - предполагаетсоциальные нормы, которые, однако, не могут охватить всех ситуацийвзаимодействия (роль и исполнение роли).
Хоманспытался реабилитировать модель экономического человека, утилитарного действия,но осознавал, что у этой модели есть ограничения. Действительно, людинаказывают и вознаграждают друг друга в процессе обмена, но они не всегдастремятся к максимальной прибыли. Люди не обязательно полностью просчитываютсвои действия и заглядывают далеко в будущее. При этом обмениваются не толькоденьги и материальные предметы, но и другие ценности, например, одобрение,любовь и привязанность.
Основнаягипотеза Хоманса: «науровне элементарного социального поведения нет евреев и цыган, греков иварваров, а есть только человек». Поэтому малые группы – «площадка» длянаблюдения поведения в сетях межличностных отношений.
ДжорджХоманс считал, что взаимодействие людей можно понять на основе принципапоощрения и наказания — люди склонны возобновлять такие модели поведения, закоторые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены(похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.).
Д. Хоманс выдвинулпять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Первый –постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, темвероятнее их воспроизведение. Второй постулат – постулат стимула – состоит вутверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, тов случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие.Третий постулат – постулат ценности – чем более ценным представляется человекурезультат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести.Четвёртый постулат – постулат насыщения – голодания: чем регулярнеевознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующеевознаграждение. Пятый постулат – агрессии – одобрения. Если действие невызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрироватьагрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит наобъяснение всех социальных процессов.
5. Социальныеизменения. Основные подходы к изучению социальных изменений
Фундаментальныеизменения, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре исоциальном поведении, называются социальными изменениями.
Такие изменения могутосуществляется на уровне межличностных отношений (например, изменения вструктуре и функциях семьи -традиционная, нуклеарная), на уровне организаций иинститутов (образование, наука постоянно подвержены изменениям в плане ихсодержания, организации); на уровне больших и малых социальных групп (в России,в частности, сейчас, изменяется социальный состав населения); на социальном иглобальном уровнях (миграционные процессы, технологическое развитие однихстран, кризисное состояние других и др.).
Важным средствоминтерпретации изменений и развития общества являются эволюционистские теории,теории циклического развития, теории социальных изменений.
Основателями эволюционистскойтеории являются О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Сущность их доктринысводилась к признанию объективного поступательного характера социального развития;прямолинейному движению к более совершенному состоянию.
В теориях циклического развитияО. Шпенглера, А. Тойнби развитие общества понимается не как прямолинейныйпроцесс движения к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутыйцикл подъема и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Все социальныеобщности, классы, институты общества изменяются по циклической схеме.
Ведущий представительструктурно-функционального подхода в социологии Т. Парсонс, утверждает, чтообщества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своихструктурах и функциях. Дифференциация общества — это важнейший критерийэволюции.
Помимо теориисоциальных изменений Т. Парсонса, необходимо отметить также социокультурные, индустриально-технологические,социально-экономические теории социальных изменений.
1. Социокультурныетеории ставят во главу угла изменения, происходящие в мировоззрениях, религиях,системах ценностнй, менталитете социальных групп, обществ и эпох. Эти измененияопределяют в конечном итоге все остальные изменения, происходящие в обществе. Кэтой группе принадлежит, например, концепция социокультурной динамики П.Сорокина.
2.Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как втой или иной степени производные от изменений в индустриальной технологии,например, «стадий экономического роста» (У. Ростоу), информационногообщества. (О. Тоффлера).
3.Социально-экономические теории социальных изменений, к которым относится преждевсего марксизм, кладут в основу изменений — диалектическое взаимодействиепроизводительных сил и производственных отношений.
Каждая из этих теорийимеет свои достоинства, однако, ни одна из них не дает универсальногообъяснения всех социальных изменений.
По своему характеру,внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можноподразделить на эволюционные и революционные социальные изменения. Первуюгруппу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся какдостаточно устойчивые тенденции к увеличению качеств, элементов в социальныхсистемах.
Революционныесоциальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом:во-первых, потому что это радикальные изменения, радикальный отказ отсуществующих ценностей во имя переориентации на другие; во-вторых, потому чтоони не частные, а общие и даже всеобщие изменения; в-третьих, они, как правило,опираются на насилие.

Список литературы:
1.        ВолковЮ.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»;Ростов н/Д.: 2007. – 384 с.
2.        История социологии в Западной Европе и США. / Ответственный редактор — Г.В. Осипов. — М.: 2001, — 328 с.
3.        Общаясоциология: Учебное пособие /Под общ. редакцией А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М,- 2000, — 654 с.
4.        Социология:Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов/ Отв. ред. Г.В.Осипов. М., 1998, — 422 с.
5.        ФроловС.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2000, — 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.