Реферат по предмету "Социология"


Объекты и субъекты в социальной работе

Содержание
 
Введение
1 Объекты социальной работы:история и реальность
2 Субъекты социальнойработы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы
3 Характерсубъектно-объектных отношений в социальной работе
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
Актуальностьпроблемы. Будучи деятельностью по оказаниюпомощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определеннуюструктуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальнаяработа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.
Подобъектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объектсоциальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступаютиндивид, малая группа, население определенной локализованной территории(полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии егосоциальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек вовсем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий ицель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения икатегорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адреснойсоциальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, атакже в социальной адаптации и реабилитации.
Субъектомназывают познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру какобъекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работырассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторойдолей условности – социальные государственные и негосударственные(конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты,учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектовРоссийской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местногосамоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работникитрудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия ифункциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированыгосударством, законодательством, распоряжениями и постановлениямиисполнительной власти.
Степеньразработанности. В настоящеевремя проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительноеколичество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева[1], Н. Ф. Басова [2, 16], Л. Г. Гусляковой [4], И. П. Зайнышева [19], К. В.Кузьмина [5] И. Курбатова [17], В. П. Мельника [8], П. И. Нищеретнего [9], П.Д. Павленка [11, 13], А. Н. Панова [14], М. В. Ромм [15], Т. А. Ромм [15], Б.А. Сутырина [5], С. В. Тетерского [18], Л. В. Топчего [20], М. В. Фирсова [21,22], Е. И. Холостовой [23, 24], П. Я. Циткилова [25] и мн. др.
Объекткурсовой работы – социальная работа.
Предметработы – объект и субъект социальной работы.
Цель – анализ специфики объектов и субъектовсоциальной работы.
Задачиисследования сводятся к следующему:
1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.        
2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень ихвключенности в практику социальной работы.
3. Выявить характер субъектно-объектных отношений всоциальной работе.
Методами нашей работы являются метод анализанаучной литературы, журнальных публикаций, документов; метод историческойреконструкции, метод статистического анализа.
Научно-практическаязначимость даннойкурсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можноиспользовать в практической деятельности социального работника.

1.Объекты социальной работы: история и реальность
Отличительнойчертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:
– инвалидность(нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленноезаболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничениюжизнедеятельности);
– неспособностьк самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничениевозможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиеническиепроцедуры);
– сиротство(утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);
– безнадзорность(неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угрозаполного разрыва ребенка и семьи);
– малообеспеченностъ(недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных исоциальных потребностей);
– безработица(проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих впроизводственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовыхприступить к работе);
– отсутствиеопределенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемогожилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира»,что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);
– конфликтыи жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей,вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством иострыми эмоциональными переживаниями;
– физическое,психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;
– одиночество(субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннегомира личности) и пр. [16, 40].
Еще вветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам,притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие,нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы исироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, скоторыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к нимподдерживалась христианством, которое не только принимало соответствующиерешения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е.занималось благотворительной деятельностью [9, 72].
Кромевдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особоеотношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, старикови другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп,которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, являетсято, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжеломположении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его [5,87].
С. М.Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от«лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям.У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилоговозраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки»,«мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековыетрадиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласнокоторому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работниковобильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным [25, 86].
 Уставкнязя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Ноглавным в Уставе князя Владимира Iявлялось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. [2, 101].
СогласноСтоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные ипрестарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать(дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие [21, 96].
Впериод правления Петра Iпроисходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели цельюборьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственнойсистемы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогиеи юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети [8, 97].
В XVIII веке в России была сформированасистема государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Совторой половины XIX века вкачестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлымии убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «отбедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли ина поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду,недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права наполучение кредита в банке [13, 136].
Вначале XX в. появляются новые категории: пострадавшиево время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих,а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводскойпромышленности», согласно которому при увечье или временной потереработоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии иединовременные пособия) [22, 142].
Нарубеже XIX-XX вв. основным объектом государственного и общественногопризрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. Кначалу XX века в России складывается более илименее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые,увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные [12,261].
Темсамым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальнойработы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные егослои.
Послереволюции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалидыВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети.Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав гражданправо на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потеритрудоспособности.
Такимобразом, практически всегда в России оказывали адресную помощь особонуждающимся и только в советский период – всем нуждающимся.
Внастоящее время объектом социальной работы являются люди, которые ставят передсобой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая всилу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемойкроется множество личных, т. е. неудовлетворенных потребностей целой группылюдей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иныхбезработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровнюобразования или специальности, каждая из них является проявлением социальнойпроблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальнойработы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решениипроблем, которые возникают в их жизни [16, 41].
Рассматриваясоциальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем подобъектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей,индивидов. Этих объектов достаточно много.
Попробуемклассифицировав их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:
–состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненныепроблемы: это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети),лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды,взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающиепсихологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
–служба и труд в экстремальных социальных условиях: к этой группе лиц относятсяучастники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тылаво время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляетсяпреклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих,погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшиенесовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
– пожилой,пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненнойситуации; это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (повозрасту, инвалидности и прочим основаниям);
–девиантное поведение в его различных формах и видах: к этим категориямотносятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокоеобращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательныхучреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем,употребляющие наркотики;
–трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: к этой группенаселения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетныесемьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия;молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическиммикроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностьюродителей;
–особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.): на этом основаниицелесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускникидетских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости исоциальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети;безнадзорные дети и подростки;
–бродяжничество, бездомность: к этой группе относятся лица без определенногоместа жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
–предродовое и послеродовое состояние: это группы беременных женщин и кормящихматерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
– правовое(и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическимрепрессиям и впоследствии реабилитированных [7, 24].
Второйважнейшей группой объектов социальной работы являются различные сферыжизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой следует пониматьглавным образом ее широкое толкование как решение не только повседневныхпроблем, но и решение, предотвращение острых социальных проблем в глобальноммасштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острыеформы девиантного поведения и другие проблемы социализации человека, групп,общностей). Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьмамногообразны. Среди них важнейшими являются:
–сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры. Эта сферавключает в себя среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ;комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственноепроизводство, а также население; материально-вещественные элементы, обеспечивающиеусловия жизнедеятельности в обществе – в производственной, политической идуховной сферах, в семье и быту;
– городскиеи сельские, а также промежуточные формы расселения. С точки зрения социальнойполитики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важноучитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развитияпроизводительных сил, виды производства (промышленного и сельскохозяйственногои др.), насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитиетранспорта, средств связи и т.д.;
–сфера здравоохранения – система государственных, частных и смешанныхпредприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья,предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;
–сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки ипереподготовки кадров, начиная с детских садов и кончая высшими учебнымизаведениями, а также соответствующую инфраструктуру;
–сфера науки – область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскимиинститутами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другимиучреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение,обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах,протекающих в природе и обществе;
–сфера культуры включает в себя предметные результаты деятельности людей(машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы моралии права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности(знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетическогоразвития, мировоззрение, способы и формы общения людей);
–культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая для отдыха иразвлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы,чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой испортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений,творческой и любительской деятельности;
–силовые структуры общества включают в себя армию, военный флот, пограничныечасти, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющиезащиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда жевключается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призваннаяобеспечить выполнение соответствующих функций указанных силовых структур;
–пенитенциарная система – это исправительно-трудовые учреждения, в которыхотбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а такжедеятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации)наказуемых;
–социально-этническая среда – в широком смысле это общественно-политическаясистема в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническаяобщность: общественное разделение труда, способ (способы) производства,совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание,культура данного общества (сообщества); в узком смысле означаетнепосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя,отдельных их представителей: семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые ипоселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального исоциально-этнического характера;
– сферабытового обслуживания населения – часть сферы обслуживания, оказаниенепроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей,пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань,парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д.)соответствующими учреждениями и предприятиями [17, 85].
Вкаждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их спецификирешаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда иотдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защитыработающих в этих сферах людей и всех групп, слоев населения, связанных прямоили косвенно с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании (путемосуществления социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности,осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и слоев,отдельных личностей.
Накаком бы уровне – индивидуальном или групповом – ни возникали человеческиепроблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (или просто объектомсоциальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели,но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувствонеудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множестволичных, т. е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими быспецифическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных,различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования илиспециальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемойбезработицей.
Поэтомуможно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей,испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни [16,42].
Группылюдей, являющиеся объектами социальной работы, можно разбить на три категории.К первой относятся социально незащищенные группы, ко второй – маргинальные, ктретьей – лица с отклоняющимся поведением. Говоря об объекте социальной работы,имеют в виду различные группы людей, которые испытывают трудности при решениивстающих перед ними проблем. Иными словами, объект этот крайне неоднороден: имможет быть не только бомж, который вследствие своего образа жизни почти потерялчеловеческий облик, но и вполне респектабельный человек, страдающий от одиночества.
Темсамым, в дореволюционной России основными объектами социальной работывыступали: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), калеки и убогие,старики, вдовы, раненые и больные; то есть наиболее бедные слои общества. Всоветский период к данным категориям присоединились инвалиды ВОВ, трудящиеся,пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. В настоящее времясложилось несколько классификаций объектов социальной работы. Основнымиобъектами выступают группы, слои населения, отдельные представители, индивиды.
 
2. Субъекты социальнойработы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы
 
Отличительнымсвойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата.Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, араспадается на три уровня. Действительно, непосредственную работу с клиентамиосуществляют социальные работники, но все они принадлежат к тем или иныморганизациям, специализирующимся на оказании помощи нуждающимся (илиагентствам), которые основывают свою деятельность на законах, принимаемыхгосударством [4, 87].
Будучисоциальным институтом, государство входит в политическую систему общества.Наряду с определенной территорией, на которую распространяется юрисдикция государства,его признаками являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функциигосударственной власти, а также право, закрепляющее систему санкционированныхим норм. Для управления различными сферами жизни общества государство создаеторганы, представляющие собой иерархические системы во главе с соответствующимиминистерствами (например, органы здравоохранения или народного образования).
Помимоминистерств, эти системы включают в себя местные органы управления. Объектамиуправления со стороны государства являются учреждения, действующие в различныхсферах жизни общества (например, больницы или учебные заведения). Если онипринадлежат государству, то их управление осуществляется непосредственно им, аесли общественным организациям или частным лицам, то опосредованно, т. е. черезсуществующее законодательство [10, 39].
Управлениесоциальной сферой осуществляется государством с помощью создаваемых им органов,а также системы законов, в которых находит свое выражение его политика.Осуществлявшаяся первоначально лишь эпизодически, когда общественные илиприродные катаклизмы требовали принятия экстраординарных мер, направленных напомощь людям, попавшим в беду, социальная политика государства приобреласистематический характер только в XIX в. Именно тогда были заложены основы социального законодательства, азадачу оказания помощи нуждающимся стали возлагать на органы государственногоуправления, в частности, министерства здравоохранения и внутренних дел. Внастоящее время это законодательство представляет собой довольно разветвленнуюсистему, в основе которой лежит Всеобщая декларация прав человека, принятая ООНв 1948 г. [24, 124].
ВПреамбуле к Всеобщей декларации прав человека говорится, что признаниедостоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных инеотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.Эти права сформулированы в тридцати статьях Декларации, провозглашенной ООН вкачестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все государства. КВсеобщей декларации прав человека примыкает целый ряд международных документов,имеющих более конкретный характер, например, Конвенция ООН о правах ребенка [7,21].
Статуссоциального агентства, т. е. принадлежность его к тому или иному сектору, неявляется для него существенной характеристикой. В одних странах (например, вАнглии) он может быть преимущественно государственным, тогда как в других(например, в США) – негосударственным. Что касается России, то социальнаяработа в ней считается, прежде всего, делом государства, а негосударственныеагентства являются скорее исключением, чем правилом.
Социальнаяработа невозможна без государства, создающего для нее законодательную основу, атакже без социальных агентств, которые занимаются ее организацией. Ведущая рольв осуществлении социальной работы принадлежит, однако, не государству и неорганизациям, занимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальнымработникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми,которые нуждаются в помощи.
Являясьпредставителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем,с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работникимогут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, т. е. видовзанятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми ониимеют дело на практике. В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в Россииофициальный статус, пополнился еще пятью. Речь идет о следующих: специалист посоциальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, заведующийотделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и социальныйработник. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями,эти специальности образуют иерархию, высшее положение в которой занимаетспециалист по социальной работе, а низшее – социальный работник [23, 131].
Главнымсубъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, необъединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или наобщественных началах. Профессиональных работников не так много. В России врезультате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысячпрофессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальномуобслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, неимеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силусложившихся обстоятельств. Нет сведений о том, сколько граждан Россиизанимается социальной работой на общественных началах.
Говоряо субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Срединих есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можноназвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственнооказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальнымиработниками.
Классификациясубъектов социальной работы выглядит следующим образом:
1.Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся:во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной,исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую рольиграет Министерство здравоохранения и социального развития, а такжеисполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне(органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований),городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы:территориальные центры социальной помощи семье и детям;социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям,оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей иподростков; центры психологической помощи населению; центры экстреннойпсихологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрациигосударственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и ихподразделения.
2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы,отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы,организации и т.д. Негосударственными благотворительными организациями в Россииявляются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды«Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощибеженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Сегодня в России благотворительнаядеятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях», которыйобеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ееучастникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительныхорганизаций, в, частности установление налоговых льгот.
3.Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или наобщественных началах. Фактически они являются представителями двух указанныхсубъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы:организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники,оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальнуюзащиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальнойработы. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладатьопределенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. По некоторымданным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальныхработников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы вРоссии. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистовзначительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которыхотносительно недавно введена новая профессия – «социальный работник». Точныхданных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественныхначалах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работникобслуживает 10-15 человек).
4.Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков,умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальныеработники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов(слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальнойсферы.
5.Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояниесоциальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы,фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуютнаучные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль вэтом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научныеучреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатскихдиссертаций в области социальной проблематики. В России практически уже созданонесколько исследовательских школ социальной работы: философская,социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатываяпроблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям[11, 27].
Социальнаяработа существует и реализуется в обществе на профессиональном инепрофессиональном уровнях. В России, принимая во внимание экономическое,политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачейявляется соединение всех форм и направлений как профессиональной, так инепрофессиональной социальной работы в единую систему, способную к гибким иэффективным изменениям в интересах людей. Современное гражданское обществоможно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяютвыделить основные институты, функционирующие в нем:
– государственный:органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственныхпредприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числесоциальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, спреобладающей долей государственного участия;
– коммерческий(бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;
– «третийсектор», который называют негосударственным, неправительственным, независимым,некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольнойактивности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называютэти организации в странах Запада, — «не для прибыли» (not for proft) [7, 23].
Кнепрофессиональному уровню социальной работы относятся различные видыдобровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельныхлюдей и социальной практики в целом. Участие в социально ценной волонтерской(добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивныеизменения в личности. В последние несколько лет в Российской Федерации, как иво многих странах мира, наблюдается рост интереса к добровольчеству наобщественном и государственном уровнях.
Потенциалдобровольчества и неправительственных организаций все больше востребуется вомногих сферах общественной жизни, таких как образование, здравоохранение,спорт, культура, обустройство и развитие территорий, реализация городскихцелевых программ, защита прав и интересов граждан; в решении проблем детей имолодежи, социально уязвимых групп населения, занятости, урегулированиисоциальных, национальных и иных конфликтов, при стихийных бедствиях и др. [3,52].
Добровольчествостановится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективнымспособом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни,проведения общественно полезного досуга. Обозначаются тенденции к развитиюкорпоративного добровольчества (добровольное участие сотрудников кампаний врешении проблем местных сообществ). В обществе (в основном в организацияхнекоммерческого сектора) возрастает социальная значимость и признаетсяэкономическая эффективность добровольческой деятельности.
Добровольческаядеятельность – это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемаялюдьми на общественных (добровольных) началах индивидуально или коллективно наоснове свободного и осознанного выбора. В рекомендациях и резолюциях ООНтермины «добровольчество», «на добровольных началах» и «добровольческаядеятельность» рассматриваются как «широкий круг деятельности, включаятрадиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуги другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо общества»[26, 30].
Всовременной России понятие «добровольцы» определено в Федеральном законе «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях», как«граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездноготруда в интересах благо получателя, в частности, в интересах благотворительнойорганизации» [6, 35].
Принимаяво внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояниеобщества в России, важной задачей является соединение субъектов всех уровней вединую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.Однако в настоящее время в России добровольческая деятельность не имеетдостойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается всредствах массовой информации, но в последнее время активно создаются иразвиваются многочисленные социальные движения, фонды, организации, в том числебольшое количество детских и молодежных общественных объединений.
Переосмыслениесущности и фундаментального значения добровольчества в жизни общества вэкономически развитых странах мира происходило примерно 20 лет назад. Вкладдобровольцев, не только в социальное, но и в экономическое развитие,рассматривается одним из важнейших факторов устойчивого развития общества.Международный опыт показал, что чем раньше в истории любой страны государствоначнет инвестировать в развитие общественных ресурсов через поддержку добровольчества,тем быстрей общество сможет раскрыть свой потенциал и тем быстрее страна начнетнабирать темпы социально экономических реформ. К числу основных мер по созданиюблагоприятной среды для добровольчества, рекомендуемых ООН, относятся:формирование государственной политики поддержки добровольчества; создание ифункционирование системы добровольческих центров [3, 53].
Импульсомдля современного этапа развития добровольческого движения в России послужилидемократические преобразования в стране, которые привели к активизациидобровольных гражданских инициатив, новым формам самоорганизации граждан иформированию нового для России некоммерческого «третьего» сектора. Экономическаяоценка добровольческой деятельности не может сравниться с истинной ценностью вклада,произведенного добровольцами, его измерение служит важнейшим инструментом, позволяющимопределить и представить обществу огромную ценность добровольчества.
Внастоящее время существуют два основных типа добровольческой деятельности:управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая добровольческаядеятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр задетьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых усоседей, помощь во время стихийных бедствий, катастроф. Управляемаядеятельность добровольцев как правило, осуществляется через некоммерческие,государственные или частные организации, считается более организованной ирегулярной [26, 31].
Корганизованным формам добровольчества можно отнести многообразные видыгражданской активности, направленные на социальные, экологические,экономические, культурные изменения через деятельность добровольцев внеправительственных организациях; органах государственной власти и местногосамоуправления (консультации, лоббирование законодательства, общественныесоветы, реализация совместных проектах, др.); в организациях взаимопомощи,создающихся для решения общих проблем (например, инвалидов, жилищных, одинокихматерей, др.); избирательных кампаниях; в школьной и студенческой жизни,включая общественно-полезный досуг, творческая деятельность молодежи, др.
Вомногих странах спонтанное или неуправляемое добровольчество являетсядоминирующей формой проявления добровольческой деятельности. Организованноедобровольчество – это спланированный, мобильный и управляемый процесс,осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими наоплачиваемой основе, а также добровольцами. В основном организованные формыдобровольчества существуют в странах с высоко развитой экономикой [3, 54].
Всвязи с этим, субъектами социальной работы являются те, кто оказывает помощь,поддержку, осуществляет защиту. В качестве субъектов социальной работывыступают люди, учреждения, организации (благотворительные организации,общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца; это иобщественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциациясоциальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров), социальныеинституты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящиеперед объектами социальной работы. Существующие в настоящее время субъектысоциальной работы имеют разную степень включенности в практику социальнойработы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора;средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.

3.Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе
 
Говоряо объекте и субъекте социальной работы следует иметь в виду тот факт, чтоданная деятельность носит субъектно-объектный характер, так как главнымобъектом и одновременно субъектом социальной работы является человек [18, 76].
Невсегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Этосвязано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка),взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах онвыступает прежде всего в качестве объекта социальной работы, хотя вопределенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом(воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).
Детив старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либоорганизаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатораспортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). У молодого и взрослогочеловека шансы стать объектом или субъектом социальной работы примерно равны.Однако именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить рольсубъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получениемобразования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой иобщественной деятельности [17, 87].
Каждыйчеловек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полномудовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сферужизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человекнуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, несвязанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, неимеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семьемогут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми(особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), – т. е.каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.
В тоже время надо иметь в виду, что человек является целостным биосоциальнымсуществом, в котором биологическое (физиологическое и психическое) и социальноенаходятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение ив качестве объекта, и в качестве субъекта. Так, больной (с неизлечимыми итрудноизлечимыми болезнями), перенесший психологический шок, есть объектсоциальной работы. В то же время, имея знания и овладевая умениями, человекэтот может выступать и субъектом. Не говоря уже о специалистах (врачах,психиатрах и т.д.).
Человекесть существо и природное (биологическое), и производящее, политическое(социальное), и разумное, культурнoe, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплексобщественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Онесть дитя человеческой истории, результат развития общественного историческогопроцесса [19, 96].
Одновременноон и творец этого общества, объект и субъект общественных отношений. Связьмежду человеком и обществом носит коррелятивный характер. Это такаявзаимозависимость, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность.Общество производит человека как человека — человек производит общество.Общество со своими экономическими политическими отношениями, культурнымиформами не есть некое самодовлеющее целое, независимое от человека и егодеятельности Оно само выступает как человек в его общественных связях иотношениях, т. е. совокупность отношений и форм практической деятельностилюдей.
Какобъект человек имеет дело с социальными проблемами (трудоустройством,оформлением пенсионных и иных дел, помещением престарелых в дома-интернаты ит.д.). Но он же их может и сам решать (целиком или частично), тем самымвыступая в роли субъекта. Роль субъекта социальной работы человек выполняет вкачестве родителя в семье, члена трудового коллектива, той или иной организациии т.д.
Рольсубъекта или объекта человека предопределяется его «личностью», т.е.совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, чточеловеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего(общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового)и единичного (индивидуального) способов существования. И от того, как и в какихусловиях реализуются эти способы существования, человек выступаетпреимущественно либо объектом, либо субъектом, порой органически соединяя этидве роли [17, 88].
Приэтом роль субъекта может носить профессиональный либо непрофессиональныйхарактер. Являясь объектами, указанные группы могут в той или иной меревыполнять также роль субъектов, т.е. помогать самим себе хотя бы частичнорешать возникающие (возникшие) социальные проблемы. Рассмотренные компонентысоциальной работы объединены в целостную систему. Являясь представителями однойпрофессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми онисталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметьразличные специальности. Наличие этих специальностей, то есть, видов занятий врамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеютдело на практике.
В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в России официальный статус, пополнился еще пятью. Речь идето следующих: специалист по социальной работе, социальный педагог,педагог-организатор, заведующий отделением социальной помощи на дому одинокимнетрудоспособным гражданам и социальный работник. Различаясь должностными обязанностямии квалификационными требованиями, эти специальности образуют иерархию, высшееположение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее — социальныйработник [24, 133].
Социальнаяработа как практическая деятельность имела место всегда, с самого началаформирования человеческих сообществ, принимая различные формы на разных этапахфункционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступаетпреимущественно в форме профессиональной деятельности. Это означает, что онаосуществляется субъектами, имеющими соответствующее образование на постоянной,систематической основе. Естественно, что она по-прежнему сочетается снепрофессиональной деятельностью в различных формах.
Темсамым, отношения в социальной работе носят субъектно-объектный характер –социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между субъектом иобъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед нимипроблем, то есть улучшение условий их жизни. Основным объектом и субъектомсоциальной работы выступает человек, который в течении своей жизни сталкиваетсяс теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации. Человек с моментарождения до момента смерти является объектом социальной работы, однакосубъектом он выступает в определенный возрастной период.

Заключение
Таким образом, мыдостигли цели нашего исследования, а именно – проанализировали спецификуобъекта и субъекта социальной работы, а также выявили характерсубъектно-объектных отношений данного вида деятельности.
Объектсоциальной работы представляет собой тех, кто нуждается в помощи. Вдореволюционной России основными объектами социальной работы выступали: сироты,больные дети (слепые, глухонемые, увечные), калеки и убогие, старики, вдовы,раненые и больные; то есть наиболее бедные слои общества. В советский период кданным категориям присоединились инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалидытруда, безнадзорные и беспризорные дети.
Внастоящее время сложилось несколько классификаций объектов социальной работы, воснову которых положены различные основания: состояние здоровья; служба и трудв экстремальных социальных условиях; пожилой, пенсионный возраст людей;девиантное поведение; трудное, неблагополучное положение различных категорийсемей; особое положение детей; бродяжничество, бездомность; предродовое ипослеродовое состояние и пр.; Второй важнейшей группой объектов социальнойработы являются различные сферы жизнедеятельности людей: сфера производства;городские, сельские и промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения; сфераобразования; сфера науки; сфера культуры; культурно-досуговая сфера; силовыеструктуры общества; – пенитенциарная система; социально-этническая среда исфера бытового обслуживания населения.
Все функции по оказаниюпомощи нуждающимся выполняют субъекты социальной работы. Субъектом называютпознающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объектупознания или преобразования. К субъекту относятся все те люди и организации,которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом,осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации,общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это иобщественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальныхпедагогов и социальных работников, Союз офицеров и др. Субъекта социальнойработы является не однородным, а распадается на определенные уровни. Субъектамисоциальной работы являются организации, учреждения, социальные институтыобщества; общественные, благотворительные и другие организации и учреждения;люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или наобщественных началах; преподаватели, а также те, кто способствует закреплениюзнаний, навыков, умений; и наконец, исследователи социальной работы. Отпрофессионализма субъектов социальной работы, применяемых ими технологий и ихреализации зависит и отдача социальной работы, ее эффективность.
Данныесубъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальнойработы, так высокая степень включенности характерна для государственногосектора; средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.
Характерсубъектно-объектных отношений в социальной работе сводится к тому, чтосоциальная работа как деятельность представляет собой взаимодействие междусубъектом и объектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающихперед ними проблем, то есть улучшение условий их жизни. Основным объектом исубъектом социальной работы выступает человек, который в течении своей жизнисталкивается с теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации.Человек с момента рождения до момента смерти является объектом социальнойработы, однако субъектом он выступает в определенный возрастной период.

Список использованных источников
1 Афанасьев В. О закономерностях ипринципах социальной работы / В. Афанасьев // Власть. – 2007. – № 10. – С. 52 –54.
2 Басов Н. Ф. История социальнойработы / Н. Ф. Басов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 317 с.
3 Бодренкова Г. Добровольчество / Г.Бодренкова // Социальная работа. – 2006. – № 6. – С. 52 – 56.
4 Гуслякова Л. Г. Объект, предмет иметоды социальной работы. Социальная работа в системе наук / Л. Г. Гуслякова. –Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. – 352 с.
5 Кузьмин К. В. История социальнойработы за рубежом и в России / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. – М.:Академический проект, 2006. – 480 с.
6 Левдер И. Добровольческое движениекак одна из форм социального обслуживания / И. Левдер // Социальная работа. –2006. – № 2. – С. 35 – 36.
7 Ляшенко, А. И. Организация иуправление социальной работой в России / А. И. Ляшенко. – М.: Наука, 1995. –74 с.
8 Мельник В. П. История социальнойработы / В. П. Мельник, Е. Г. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 344 с.
9 Нищеретний П. И. Исторические корнии традиции развития благотворительности в России / П. И. Нищеретний. – М.:Союз, 1993. – 352 с.
10 Основы социальной работы / подред. Н. Ф. Басова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
11 Основы социальной работы / отв.ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 368 с.
12 От истоков социальной помощи доновейшей истории социальной работы в России / под ред. П. Я. Циткилова. –Новочеркасск: Изд-во Новочер. ун-та, 1996. – 386 с.
13 Павленок П. Д. Теория, история иметодика социальной работы / П. Д. Павленок. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 428 с.
14 Панов А. Н. Социальная работа какнаука / А. Н. Панов // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С.5 – 10.
15 Ромм, М. В. Теория социальнойработы / М. В. Ромм, Т. А. Ромм. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2003. –381 с.
16 Социальная работа / под ред. Н. Ф.Басова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 364 с.
17 Социальная работа / под ред. В. И.Курбатова. – Ростов н/Д.: Фениск, 2003. – 480 с.
18 Тетерский С. В. Введение всоциальную работу / С. В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2001. – 496с.
19 Теория и методика социальнойработы / под ред. И. П. Зайнышева. – М.: Союз, 1994. – 372 с.
20 Топчий Л. В. Современные проблемыразвития теории социальной работы как науки /Л. В. Топчий // Социальная работа.– 2007. – №1. – С. 62 – 64.
21 Фирсов М. В. История социальнойработы в России / М. В. Фирсов. – М.: Мысль, 2002.– 244 с.
22 Фирсов М. В. Социальная работа вРоссии: теория, история, общественная практика / М. В. Фирсов. – М.:Просвещение, 1996. – 295 с.
23 Холостова Е. И. Профессионализм всоциальной работе / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2007. – 236 с.
24 Холостова Е. И. Социальная работа/ Е. И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 692 с.
25 Циткилов П. Я. История социальнойработы / П. Я. Циткилов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 537 с.
26 Шарин В. Добровольческое движение– форма социальной помощи / В. Шарин // Социальная работа. – 2000. – № 3. – С.29 – 32.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.