Реферат по предмету "Социология"


Образование и социальное неравенство

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Образование
1.1 Образование и образовательныесистемы
1.2 Проблемы образования в современнойРоссии
2. Социальноенеравенство
2.1 Бедность и неравенство
2.2 Тенденция изменения неравенства
Заключение
Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Социология изучаетсоциальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, скоторыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так илииначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и,возможно, на их судьбе.
Поскольку любоеповедение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересовсоциологии простирается от небольшой семьи до крупных человеческих объединений.Социологи пытаются не только объяснить социальное неравенство, но инамереваются изменить общество в соответствии с идеалами равенства исправедливости.
Изучая молодежнуютусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и паденияпромышленных корпораций, закат целых цивилизаций социология прибегает к самымразнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательскимтехникам.
Цель данной курсовой работы– провести анализ современного образования и социального неравенства вРоссийской Федерации.

1. ОБРАЗОВАНИЕ
 
1.1 Образование иобразовательные системы
Образование – этоспециально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе дляразвития человека. Специально организованная образовательная система – этоучебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации ипереподготовки кадров. В ней осуществляется прием и передача опыта поколенийсогласно целям, программам, структурам, с помощью специально подготовленныхпедагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единуюсистему образования, посредством чего идет управление развитием человека.1
Образование вбуквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания всоответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуюткак процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системызнаний, умений, навыков, отношений.
Образовательная деятельностьпонимается как единство преподавания (деятельности педагога) и учения(деятельности обучаемого).
Образование можетрассматриваться в разных смысловых плоскостях:
1. Образование каксистема имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных иучебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднееспециальное, высшее образование, постдипломное образование).
2. Образование какпроцесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным иконечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающуюизменения, преобразования.
3. Образование какрезультат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этогофакта сертификатом.
Образованиеобеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательныхпотребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений,навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности.Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждомучеловеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннегоразвития и являются базовыми для получения в дальнейшем специальногопрофессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так испециальное образование может быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когдавозникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образованиевзрослых», послевузовское образование. Под содержанием образования понимаетсясодержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых,усвоением опыта предшествующих поколений (обучение), во-вторых, воспитаниемтипологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным ифизическим развитием человека (развитие).1
Современное понятиеобразования находим в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Подобразованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения ивоспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийсяконституцией достижением гражданином (обучающимся) определенных государствомобразовательным уровней (образовательных цензов)». Общие требования ксодержанию образования изложены в статье 14 этого закона:
1. «Содержаниеобразования является одним из факторов экономического и социального прогрессаобщества и должно быть ориентировано:
— на обеспечениесамоопределения личности, создания условий для ее самореализации;
— на развитиегражданского общества;
— на укрепление исовершенствование правового государства.
2. Содержаниеобразования должно обеспечивать:
— формирование уобучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательнойпрограммы (ступени обучения) картины мира;
— адекватный мировомууровень общей и профессиональной культуры общества;
— интеграцию личности всистемы мировой и национальных культур;
— формированиечеловека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленногона совершенствование этого общества;
— воспроизведение иразвитие кадрового потенциала общества».1
Основной задачейобразования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессеего обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательнойжизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам.Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальнуюсторону, выступает в качестве основной черты.
До сих пор существуетразделение образования на две ветви: гуманитарное и естественнонаучное(технократическое) образование. Этот разрыв может быть преодолен разработкойнового направления образования, основанного на формировании проектированногоспособа взаимодействия с миром. Этот третий путь образования – проектное естьспособ формирования нового типа культуры – проектной культуры, или культурыбольшого дизайна.2
В образовании выделяютсяпроцессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Этоядро образования – обучение.
Обучение – процесснепосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога иучащихся. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, в ходекоторого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опытадеятельности, учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через еговосприятия, осмысление, преобразование и использование.
 
1.2 Проблемы образованияв современной России
 
К сожалению,образование в Российской Федерации нельзя назвать идеальным. Конфликтологирассматривают школы как посредников, воспроизводящих и легитимизирующихсуществующий социальный порядок и, таким образом, действующих во благо одниминдивидам и группам и в ущерб другим.
Система образованияслужит интересам господствующей группы, снижая напряженность, создаваемуюмалыми этническими группами. Все общества придают индивидам независимо от ихкачеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путемвыбора и конкуренции. Общества должны производить отбор молодежи для должностейи профессий, требующих особых талантов. Институт образования выполняет этуфункцию. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, ктоименно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению истатусу. Конфликтологи считают, что образовательные учреждения служат для того,чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные удостоверения», моглигарантированно получить лучшие места.
В стране резкоразвивается социально-экономический кризис, который поставил перед системойобразования России целый ряд острых проблем.
Образование – такая жесфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтомудолжна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежностьвнесения платы за образование учащимися и студентами, использование различныхсистем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.Возможность платить и личная одаренность – таковы струны, из которых плететсясито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершинеобразовательной, а затем и социальной пирамиды.
Острой во многихмуниципальных структурах России стала проблема доступности дошкольногообразования. За период с 2000 года закрыто более 20 тысяч дошкольныхобразовательных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4миллиона, то есть более чем на треть. Несколько лет практически не обновляетсяи приходит в негодность материально-техническая база государственныхмуниципальных дошкольных учреждений, многие здания детских садов требуюткапитального ремонта. За период с 2004 по 2006 года было построено лишь 4детских сада, вместо запланированных 14. Все больше открывается частных детскихсадов. Группа детей состоит из 4-10 человек. Плата в таких дошкольныхучреждениях превышает плату обычно государственного муниципального детскогосада в 10-15 раз.
Сегодня в целом постране лишь 50 % детей дошкольного возраста посещают детские сады. Отсутствиявнимания и адекватных социально-экономических решений в этом направлении ужесейчас создает проблемы равного начального старта для детей в начальной школе. 1
В стране резкоразвивается проблема кадрового обеспечения государственных общеобразовательныхшкол. Из системы образования уходят лучшие специалисты, в школах огромнаянехватка учителей иностранного языка, математики и физики. Образовавшиесявакантные места занимаются людьми без специального образования, пенсионерами.Высока перегрузка оставшихся в школе учителей. В школах Нижнего Новгорода иНижегородской области на конец 2005 года недоставало для работы 640 учителей. В53 школах есть вакансии учителей русского языка и литературы, в 34 школах –учителей истории. 25 % ставок учителей заполнены пенсионерами, 40 % учителейработают с нагрузкой в 2,5 ставки, что недопустимо.
Быстро падаетсоциальный престиж профессии учителя, отсутствует социальная защита работниковобразования. Все это приводит к резкому ухудшения качества преподавания, вомногих государственных школах по ряду предметов не проводится обучение втечение длительного времени.
Образование взначительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, ав целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям,так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью.
В настоящее время поданным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500миллионов инвалидов. В России их более 10 миллионов. Из них – более 5 миллионовв возрасте от 20 до 50 лет, 80 % которых хотели бы работать, но в связи снедоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результатетолько 5 % инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу.
Для людей с ограниченнымивозможностями здоровья получение образования и приобретение профессии – этоэффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.Так, по данным управления специального образования Министерства образования инауки Российской Федерации, инвалиды, освоившие программы высшего и среднегопрофессионального образования, имеют занятость, превышающую 60 %. Однакосовременное образование, призванное способствовать выравниванию статусныхпозиций, часто воспроизводит неравенство, существующее в обществе,устанавливает жесткие барьеры для представителей социальных групп, которые нерасполагают ресурсами: финансами, связями в административных структурах,социальным статусом.
Инвалиды в программахобучения в целом по России составляют пока меньшинство по отношению ко всемпрошедшим обучение. Такое положение связано, с одной стороны, — с барьерамиокружающей среды, образовательного пространства в целом, с другой, — снедостаточной мотивацией самих инвалидов что-то менять в своей жизни.
Основную поддержкуинвалидам в доступе к дополнительной профессиональной подготовке оказываютродные и близкие. Это свидетельствует, что главным механизмом поддержки людей сограниченными возможностями в области дополнительного образования являетсяближайшее окружение человека, а не система социальной защиты. Более половиныопрошенных инвалидов говорят, что перспектива получения дополнительногообразования желательна для них, но в современной России не существуетмеханизмов решения этой задачи.
Следующей важной темойв данной проблеме является характер отношений с преподавателями. Эти отношенияпозволяют понять степень интеграции инвалидов в систему образования,охарактеризовать наличие субъективных барьеров, обусловленных уровнемготовности образовательных учреждений к работе с людьми с ограниченнымивозможностями.
Почти половинаинвалидов считает, что существует особое отношение у преподавателей кобучающимся инвалидам. Оно проявляется в различных формах, которые можноусловно разделить на две группы. К первой относится все, что связано сморальной и дополнительной организационной поддержкой инвалидов в процессеобучения. Вторая группа представлена различными формами дискриминацииинвалидов, с нарушением этнических норм.
Для того чтобыисправить проблемы, связанные с образованием у инвалидов и людей сограниченными возможностями, необходимы специальные государственные меры,которые позволят инвалидам, получить хорошее образование и иметь шансы надостойную работу и высокую заработную плату.
Отсутствие доступной средымешает людям с ограниченными возможностями обеспечивать конкурентоспособностьна рынке труда, получать дополнительное образование и профессию, востребованнуюв современных условиях, вести активный образ жизни, не быть обузой дляобщества, родных и близких.1

2. СОЦИАЛЬНОЕНЕРАВЕНСТВО
 
2.1 Бедность инеравенство
 
Проблема неравенстванепосредственно связана с прямо противоположной ей проблемой равенства. Хотянекоторые – прежде всего религиозные – доктрины провозглашают, что люди вопределенном смысле равны друг другу от рождения, большинство социологическихдискуссий сосредоточивают свое внимание на состоянии и тенденциях измененияравенства в конкретных социальных контекстах. Отсутствие равенства, то естьнеравенство – это жизненно важный элемент. Неравенство характеризуетнеравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти,образования и престижа – между различными стратами или слоями населения.Основные измерители неравенства – ликвидные ценности. Эту функцию обычновыполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количествемелкого и крупного рогатого скота, ракушек и так далее).
Если неравенствопредставить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеетнаибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедным) количеством благ. Такимобразом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей,имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ ксоциальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особыйобраз и стиль жизни, то есть передающиеся из поколения в поколение нормыповедения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят обедности как об особой субкультуре.
Самый распространенныйи легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самогонизкого и самого высокого доходов в данной стране. Социологи сравнивалиподобным образом характер распределения благ среди членов общества в различныхстранах и в различные исторические эпохи. Результат такого рода измерений приводитк выявлению масштаба неравенства. Другой способ – анализ доли семейного дохода,затрачиваемого на питание. Оказывается, в современном обществе богатыерасходуют на продовольствие всего 5-7 % своих доходов. Вообще выявлена такаязакономерность: чем беднее индивид, тем больше у него удельный вес затрат напитание, и наоборот. Это, в принципе, понятно: биологически каждой изчеловеческой особей требуется примерно одинаковое количество пищи.1
Сущность социальногонеравенства, как уже говорилось, заключается в неодинаковом доступе различныхкатегорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвиднымценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинствонаселения владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самыевысокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и меньшие –большинство населения.
Неравенствохарактеризует общество в целом, бедность только часть населения. В зависимостиот уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную илинезначительную часть населения. В 1992 году в США к бедным обносили себя 14 %населения, а в России – 80 %.
Для измерения масштабабедности социологи выявляют удельный вес той части населения страны (обычновыраженной в процентах), которая проживает у официальной черты, или порога,бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровеньбедности», «коэффициент бедности» и «границы бедности».
Порог бедности – этосумма денег официально установленная в качестве минимального дохода, которогоиндивиду или семье хватает лишь на приобретение продуктов питания, одежды ижилья. Его также называют «уровень бедности». В России он получил название –прожиточный минимум.
Различают абсолютную иотносительную бедность.
Под абсолютнойбедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход неспособен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, теплелибо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающиебиологическую выживаемость. Численным критерием здесь выступает порог бедности(прожиточный минимум).
Под относительнойбедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни,или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Как правило, относительнаябедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране.Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедныв сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой подвум параметрам. Во-первых, показывает, что человек (семья) беден относительнотого изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, несчитающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается всравнении одной страты с другими стратами, или слоями. Во-вторых, онапоказывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни,например, стандарта достойной, или приличествующей жизни.1
Эта граница довольноподвижна. Еще 40 лет назад черно-белый телевизор в СССР считался предметомроскоши, доступным немногим.
В 90-е годы цветнойтелевизор появился практически в каждой семье, а черно-белый считаетсяпризнаком скромного достатка, или относительной бедности. Уже сейчас в разрядотносительной бедности перешли те, кто не может себе позволить купить японскийтелевизор или компьютер.
Нижней границейотносительной бедности является прожиточный минимум и/или порог бедности, аверхней – так называемый приличествующий уровень жизни. Приличествующий уровеньжизни отражает количество материальных благ, позволяющих человеку удовлетворятьвсе разумные потребности, вести достаточно комфортный образ жизни, нечувствовать себя ущемленным. По данным представительного исследования вРоссийской Федерации всего 11,4 % россиян имеют доходы, которые находятся науровне приличествующей жизни или превышают его. На конец 90-х годов постатистике 30 % россиян получали доходы ниже официального прожиточногоминимума. Таким образом, уровень относительной бедности равен 11,4 %, аабсолютной – 30 %.
В 11,5 % входят богатые(включая так называемых «новых русских») и часть среднего класса – те, кто поих собственным оценкам живет «нормально». Из 100 % населения вычитаем 30 %нищих, а также 11,5 % живущих на приличествующем уровне (уровень относительнойбедности), и получаем 59,6 % расположенных между границами абсолютной бедностии относительной.
Чем богаче человек, темвыше его притязания. Люди победнее обладают довольно скромными представлениямио том, сколько денег им необходимо, чтобы «жить нормально». У богатых амбиции ипретензии неизбежно растут. Другая тенденция: чем моложе возраст, тем большетребуется денег для того, чтобы жить нормально. Еще одна тенденция: чем вышеобразование, тем выше уровень притязаний. У тех, кто не имеет среднегообразования, этот уровень в 2 раза ниже, чем у тех, кто обладает дипломом овысшем образовании. Наконец, у жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровеньпритязаний в 3 раза выше, чем у жителей сельской местности. Таким образом,жители на селе считают, что им нужно гораздо меньше денег, чем горожанам. Этообъясняется тем, что жизнь на селе во многом базируется на продукции, которуюдает натуральное хозяйство, — собственного производства мясо, овощи с огорода.Кроме того, чем дальше от непосредственного производства жизненных благ, тембольше разнообразных посредников, а значит, тем выше цена потребляемых благ.Однако не меньшую роль здесь играет традиционно более низкий уровень притязанийжителей провинции и отсутствия влияния, так называемого, демонстративногопотребления, обусловленного характером господствующих субкультур (например,посещения театра, спортзала, кафе).
Уменьшаетсягосударственное финансирование образования. Если в 1992 году доля расходов наобразование в федеральном бюджете составляла 5,85 %, то в последние годы она неуклонноснижалась, составив в 2005 году лишь 2,45 %. Это означает то, что образование вРоссии все больше и больше переходит на платный уровень. В престижных среднеспециальных, средне технических и высших учебных заведениях на одно бюджетноеместо приходится до 45 претендентов. Что же делать тем, кому не улыбнется удачаи он не вытащит счастливый билет? Можно, конечно, попробовать рискнуть ипопытать счастье на следующий год, но кто даст гарантии, что на следующий годюноша или девушка поступит в лицей, техникум, ВУЗ. Можно попробовать поступитьв более скромное учебное заведение, но престижное учебное заведение дает многопреимуществ на рынке труда, на котором сейчас царит большая конкуренция.Приходится поступать на платное отделение. Но не у всех категорий людей естьфинансовая возможность обучаться на платном отделении. К примеру, молодым людямиз неполных семей, детям-инвалидам, детям из малоимущих семей вряд ли по силамплатить за свое обучение. Приходится добиваться бюджетного места. К сожалению,государство не предусматривает помощи таким категориям людей и они на равных совсеми основаниях стараются поступить на бюджетное место. 1
Совершенно очевидно,что содержание образования и черты выстраиваемой культурной компетентностичеловека должны соответствовать социокультурному типу общества и воспроизводитьличность, модальную для него. Причем одной из самых сложных задач для системыобразования является адекватное понимание сущностных типологических признаков ичерт культурно-ценностной системы, которая реально доминирует в обществе идолжна реализовываться в социальной практике.
Перед отечественнымобразованием стоит задача определения того, какого рода культурнаякомпетентность требуется ныне живущим и последующим поколениям россиян, то естькакой социокультурный тип общества с соответствующими параметрами социальнойсолидарности и личностной идентичности наше образование должно обеспечивать.
Проблема сложныхиндустриальных сообществ заключается в стремлении к замкнутости иконкурентности социальных слоев, представляющих разные политико-экономическиесферы, имеющие собственные культурные стандарты. Каждый слой российскогообщества в настоящее время осознает собственное своеобразие и формируетсоответствующую социокультурную идентичность. Снижение экономическогопотенциала страны по сравнению с советским периодом ускоряет процесссамоиндефикации, поскольку возможности доступа представителей разных социальныхслоев к дефицитным материалам и духовным ценностям резко различаются.Результаты борьбы между социальными слоями неизбежно проявляются и в сфереобразования. Качественные образовательные услуги становятся все болеедефицитными, о чем свидетельствует, в частности, все большая дифференциацияобразовательных учреждений всех уровней. Неравенство вознаграждений вблагосостоянии и престиже эволюционирует таким образом, что люди с необходимымиспособностями и подготовкой попали в соответствующие ячейки социальнойструктуры.
Стремление России войтив мировое сообщество развитых индустриальных государств должно подкреплятьсявысокой доступностью качественного образования. Ведь в современном обществе дляпрофессий, требующих низкой квалификации, снижается, а доля профессий,требующих высокой квалификации, увеличивается. Динамика возрастающих требованийк члену современного развитого общества приводит к экспансии культурногообразца, характерного для наиболее прогрессивного общественного слоя, черезобразовательную систему. При этом традиционные статусные маркеры личности:социальное происхождение, национальность, вероисповедание постепенно теряютсвою социальную значимость для формирования социокультурной идентичности.
В данной курсовойработе поставлена двуединая задача не только проверки доступности элементарногообразования для детей из разных социально-территориальных общностей, но иэффективности применяемых в дошкольном образовании технологий как с точкизрения подготовки детей к образовательным требованиям начальной школы, так и спозиций освоения ими культурного контекста определенной социальной страты.
Степень доступностиобразовательных услуг разным слоям населения и отличие потребительскихстандартов социальных слоев при пользовании элементарными образовательнымиуслугами выглядит примерно следующим образом:
— бизнесмены с высокимуровнем доходов;
— мелкие и средниепредприниматели;
— специалисты, занятыеинтеллектуальным трудом;
— работники физическоготруда в промышленности;
— занятые трудом всельском хозяйстве;
— работники сферыуслуг;
— занятые на временной,случайной работе.
Как показал опросорганов управления образования по проблемам доступности и эффективностиобразовательных услуг, проведенный в 9 федеральных округах России сотрудникамилаборатории апробации и внедрения инновационных образовательных технологий, встране уже существуют ограничения доступа к качественному дошкольному ишкольному воспитанию и образованию.
Так, дети бизнесменов свысоким уровнем доходов, мелких и средних предпринимателей, специалистов,занятых интеллектуальным трудом – основной контингент центров развития ребенка.В этом виде дошкольных образовательных учреждений 100 % детей охваченымедицинской и педагогической диагностикой, и свыше 60 % детей и родителейполучают квалифицированную психологическую помощь. Дети бизнесменов составляюттакже основной контингент негосударственных образовательных учреждений.
Полным спектромдополнительных услуг по уходу, воспитанию и образованию детей могутвоспользоваться лишь бизнесмены с высоким уровнем доходов. В этом слое наиболеепопулярны услуги гувернеров и репетиторов. У мелких и средних предпринимателейнаиболее востребованы услуги нянь и репетиторов. Репетиторство распространенотакже в семьях специалистов, занятых интеллектуальным трудом и семьяхработников сферы услуг. Домработницы есть только в семьях крупных бизнесменов иработников сферы услуг. В целом опрос показал высокую востребованность нянь, атакже репетиторов, к услугам которых прибегаю родители на этапе подготовкиребенка к школе и в период школьного обучения. В этой связи очевиднымстановится разрыв в требованиях к степени подготовленности ребенка,предъявляемый на разных ступенях образовательной лестницы. Образовательныйпотенциал дошкольных и школьных учреждений остается нереализованным, чтоприводит к занятию соответствующей ниши репетиторами.
Крупные бизнесмены ипредприниматели, занятые мелким и средним бизнесом, выражают недовольствопреобладанием авторского стиля воспитательной работы в образовательныхучреждениях. Родители из тех же социальных слоев, а также специалисты, занятыеинтеллектуальным трудом, являются сторонниками социальной сегрегации, говоря оважности круга общения ребенка и предъявляя претензии к смешиванию выходцев изразных социальных слоев в одной детской группе или классе.
Работники физическоготруда довольны уходом, питанием, общением детей в разновозрастных группах иработой педагогов. Однако именно для этих слоев часто высока оплата запребывание ребенка в образовательном учреждении. Сельские жители, кроме того,сталкиваются с проблемой отдаленности дошкольных учреждений и школ от местажительства.
Социальная сегрегация внастоящее время наиболее очевидна между семьями, в которых родители занятыфизическим трудом и семьями, где характер труда родителей связан с переработкойинформации (в том числе экономической). Она наиболее очевидно проявляется вплане обеспеченности образовательных учреждений медико-оздоровительнымоборудованием. Так, в сельских районах практически нет бассейнов, а в малыхгородах они встречаются чрезвычайно редко. Тренажеры также встречаются чаще вдошкольных учреждениях крупных городов.
Полинациональныйпринцип комплектования групп и классов привычен в нашей стране, где традиционноне акцентрировалась расовая и национальная принадлежность детей. Однако такоекомплектование затрудняет воспитательную работу по формированию национальногосамосознания, а также мировоззрения представителей разных религиозныхконфессий.
Многие родители ипедагоги в настоящее время озабочены влиянием предшкольного и школьногообучения на состояние здоровья детей, их психофизическое и психоэмоциональноеразвитие. Востребованность специалистов, которые могут оказатьквалифицированную помощь ребенку в ситуациях, критичных для состоянияфизического и психического здоровья, велика. Недостаточность медицинскойподдержки развития ребенка проявляется в недостатке в образовательныхучреждениях штатных педиатров, врачей лечебной физкультуры и детскихпсихиатров. Недостаточно укомплектованы штаты образовательных учрежденийвалеологами и социальными педагогами.
В настоящее время самымредким видом диагностики дошкольников и школьников является физиологическая. Втоже время известно, что для расчета варианта адаптированности ребенка кситуации школьного обучения необходимо использовать показатели, интегративнохарактеризующие физиологическую активность и психическую установку надеятельность. Для многих детей процесс регулярного обучения связан с рискомперевозбуждения или утомления. Дети с таким комплексом показателей не нуждаютсяв дополнительной стимуляции, им следует обеспечить условия для отдыха или сменыдеятельности. Немало в образовательных учреждениях и детей отстраненных,подсознательно настроенных на минимизацию усилий. Ситуация обучения для нихявляется конфликтной; они нуждаются в квалифицированной помощи по уменьшениюуровня невротизации. Немало проблем доставляют педагогам и психологическипассивные учащиеся и бурными физиологическими реакциями (не вызваннымифизическими нагрузками). Часто взрослые, в том числе родители и учителя,прибегают по отношению к таким детям к авторитарным формам воздействия, неучитывая, что именно эти воспитанники отличаются повышенным уровнем тревожностии чаще других оказываются в стадии нервного истощения. К сожалению, результатыпсихологической и педагогической диагностики воспитанников дошкольныхучреждений не передаются в средние общеобразовательные учреждения, как этопринято относительно медицинской «Карты развития ребенка». Это приводит кнеобходимости повторной диагностики в школах. Преемственность разноуровневыхобразовательных учреждений в этом плане значительно упростила бы задачушкольных учителей, существенно облегчила бы процесс адаптацииребенка-первоклассника к условиям школьного обучения.
Во время выполненияработы, каждый ребенок находится в своем уникальном функциональном состоянии.Все учащиеся справляются с нагрузкой, выполняют задания, но ихпсихофизиологическое состояние, мотивация и отношение к занятиям могутсущественно разниться, что и определяет индивидуальный стиль деятельности.Ребенок самостоятельно «избирает» конкретную тактику адаптации. Выбор этотделается неосознанно. Отсутствие физиологической диагностики в образовательныхучреждениях существенно снижает возможности индивидуального подхода квоспитанникам и дифференциации форм образовательной и воспитательной работы.
Также необходимоповысить квалификацию педагогического состава в плане внедрения рекомендациймедицинского персонала и психологов в образовательный процесс.
Все участники опросаотметили необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий,поскольку в настоящее время общество выдвигает новые задачи воспитания детей, ирешить их необходимо с учетом современного состояния здоровья и особенностейразвития детей. 1
Большая часть обществорганизована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага иответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социальнойстратификацией называется расположение индивидов и групп сверху вниз погоризонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровнеобразования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрениясоциальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей иинтересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Социальнаястратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей.Социальная дифференциация – это процесс появления функциональноспециализированных институтов и разделения труда. 1
В системе стратификациииндивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этотпроцесс называется социальной мобильностью.
Имеется две основныепричины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, обществаменяются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новыестатусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизироватьвозможности для получения образования, она не в состоянии контролироватьестественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слоинеизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.
Выделяют множество формсоциальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, межпоколенную ивнутрипоколенную и так далее. Вертикальная мобильность – изменение положенияиндивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.
Горизонтальнаямобильность – изменение социального положения, которое не приводит к повышениюили понижению социального статуса.
Межпоколеннаямобильность определяется сравнением социального статуса родителей и их детей вопределенный момент карьеры тех и других.
Внутрипоколеннаямобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течениепродолжительного времени. 1
 
2.2 Тенденции изменениянеравенства
Социологи провелиисследование множества самых разнообразных статистических данных с цельювыявления исторических закономерностей флуктуаций (колебаний) неравенства враспределении различных благ (прежде всего – экономических, но также ивластных) между членами общества на протяжении нескольких тысячелетий.Результат был несколько неожиданным: никаких отчетливо выраженных тенденцийвыявить не удалось. Периоды нарастания неравенства сопровождались сглаживаниемего, а затем неравенство опять нарастало. Единственной кривой, которойудавалось аппроксимировать исследуемые тренды, оказалось синусоида.
Это не означает,однако, что такого рода тенденции невозможно выявить на протяжении историческихпериодов, сравнимых с жизнью нескольких, а тем более одного-двух поколений.Мерой неравенства в различных обществах можно считать два параметра:
1. высотустратификации, под которой понимают социальную дистанцию между самым высоким исамым низким статусом данного конкретного общества;
2. профильстратификации, который показывает соотношение численности мест (социальныхпозиций) в социальной структуре общества по мере повышения статуса.
Многочисленныеэмпирические исследования выявляют следующие исторические тенденции. Чем вышеуровень развития общества, тем ниже высота стратификации – то есть социальнойдистанции, отделяющей наивысшие уровни социальных позиций в данном обществе отсамых низких, — отмечаются в наиболее отсталых обществах. И наоборот – чем вышеуровень развития общества в целом, тем меньше размеры высоты стратификации.Другими словами, в отсталых обществах социальные верхи от социальных низовотделяет пропасть непроходимых размеров, в то время как в продвинутых обществахпредставители низших слоев могут относиться к своей элите если не как к равным,то и не так, как к недостижимым «богам», то есть достаточно спокойно.
Если сравнить уровнинеравенства по такому, например, эмпирически измеряемому параметру, какдецильный коэффициент (величина рассчитывается следующем образом: составляетсяранжированный список, в котором на первом месте стоит тот, кто имеет самыйвысокий уровень дохода, на последнем – тот, у кого самый низкий уровень;средний доход верхних 10 % делится на средний доход нижних 10 %), то можно былобы, применительно к российскому обществу, убедиться в следующем. Если в началеи в середине 80-х годов ХХ века (на «излете» советского общества) децильныйкоэффициент колебался между 3 и 4, то во второй половине 90-х он установился науровне 18-20.
Существует устойчивоемнение, что стремительное нарастание неравенства в российском обществе – эторезультат рыночных реформ 90-х годов. Однако исследования показывают, чтоданная проблема возникла значительно раньше. Еще в советские времена социологипопытались отследить тенденцию изменения неравенства, выраженного в объемахвкладов в сбережениях в так называемых государственных сберегательныхсберкассах представителями различных социальных страт. Социологи обратилиособое внимание на категорию вкладчиков, у которых остаток вклада на началогода превышал 5 тысяч рублей. Для того периода эта была солидная сумма,составлявшая стоимость легкового автомобиля – символа богатства по темвременам. Учитывая, что в сберкассах хранились свободные деньги, имеется немалооснований полагать, что они составляли лишь верхушку айсберга общего объемаимущества, принадлежавшего этим вкладчикам.
Всего за 16 лет (с 1971по 1986 годы) выросли два показателя: число вкладов размером более 5 тысячрублей и удельный вес принадлежащего им объема вкладов в общем объеме вкладовнаселения области.
Профиль стратификации,то есть его форма, также отражает уровень неравенства в данном обществе, хотя инесколько иначе. Так, по мере нарастания этого уровня профиль становится всеболее «заостренным», по мере снижения уровня неравенства он «уплощается». Вбольшинстве традиционных обществ, где уровень неравенства чрезвычайно высок,профиль стратификации принимает форму пирамиды с крутыми склонами. Длясовременных продвинутых обществ эта форма приближается к ромбовидной. Впирамидальном профиле по мере приближения к дну численность слоев возрастает. Вромбовидном же наиболее многочисленным является средний слой, а «придонная»страта уступает ему в размерах.
Конечно, пирамидальныйи ромбический профили стратификации – это скорее «идеальные типы», реальные жестратификационные профили продвинутых обществ выглядят несколько иначе.
Социальная структураРоссии в 1992 году, несмотря на начало рыночных реформ, в целом воспроизводилатогда общий для всех обследованных стран тип социальной структуры. В целом этаформа социального профиля соответствовала «нормальной». Конечно, «донная» частьпрофиля стратификации 1992 года немного «проседает» в сравнении с профилемпродвинутых обществ. Это свидетельствует о том, что удельный вес низших слоевобществ был тогда в России несколько выше в сравнении с продвинутымиобществами.
Ситуация заметноизменилась после реформы дефолта, объявленного правительством в августе 1998года. Профиль стратификации заметно «просел», приближаясь к конусу, в большейстепени характерному для традиционных обществ. «Крылья», в которыхлокализовался средний класс, как бы опустились, в те слои населения, которыеотносили себя раньше к среднему классу, перешли в состав низших слоев. Врезультате основной характерной особенностью вновь возникшего типа социальнойструктуры стала «приниженность» социальных статусов основной массы россиян.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
К сожалению,современную Россию нельзя назвать идеальной страной. В ней не сформировалосьправовое государство и гражданское общество, из-за этого возникает социальноенеравенство. К примеру, в США только 14 % (в России же 60 %) всего населениясчитают свой ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Граждане СШАсоблюдают основы конституционного строя, поэтому социальное неравенство неимеет в этой стране таким больших цифр как в Российской Федерации.
Неравенство вобразовании также не удалось избежать нашей стране. Коррупция все глубжепроникает в этот социальный институт. Число бюджетных мест сокращается с каждымгодом, поэтому в скором времени нам придется смириться с тем, что образованиестанет не таким уж доступным, как это сказано в Конституции РоссийскойФедерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Российская Федерация. Законы. ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании». – М.: Издательство «Омега», 2007. 74 с.
3. Волков Ю.Г., А.В. Попов Социология:Учебник / Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М:Гардарики, 2006. 547 с.
3. Дубровина И.В. Практическаяпсихология образования: Учебник для ВУЗов.-М.: Юрайт-М, 2006. 432 с.
4. Жеребин В.М., Римашевская Н.М.Социология. Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт. 2007. 340 с.
5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф.Социология:Учебник для технического образования/СПб.: Питер, 2007. 612 с.
6. Межвузовский научный сборник, выпуск3. Новое в науке ХХI века.Н.Новгород, 2005. С. 239
7. В.В. Печенкин, Д.В. Зайцев Проблемыобразования в России// Социс. – 2008. — № 3. – С. 134
8. Сорокин П.А. Социальная и культурнаямобильность// Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство «Омега». 2006,430 с.
9. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальныепроблемы вузовской науки // СОЦИС. 2007. № 6. 125 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования
Реферат Смысл жизни и человечность
Реферат Авторская система TeachLab CourseMaster
Реферат Как я вижу использование Интернет-технологии в своей организации?
Реферат Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова
Реферат Концептуальная Структура для Интеллектуальных Обучающих Систем, размещаемых в Интернет
Реферат Уединенный труд души как основная форма развития личности
Реферат Социальное здоровье и школа. К вопросу о целях школьного образования
Реферат Взгляд на перспективу возрождения традиционной школы России
Реферат Аграрные революции в Украине в контексте переломов политических эпох: истоки и сущность
Реферат Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий
Реферат К вопросу о компьютерных программах учебного контроля знаний
Реферат Краткое введение в проведение видеоконференций
Реферат Пушкин о полупросвещении и модернизация образования
Реферат Главнейшие периоды в истории русской педагогии и их характер