Реферат по предмету "Социология"


Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

Федеральное агентство пообразованию РФ
Ульяновскийгосударственный университет
Факультет гуманитарныхнаук и социальных технологий
Кафедра педагогикипрофессионального образования и социальной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
«МОЛОДЁЖЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Ульяновск 2009

Содержание
Введение
1. Сущность и содержаниесоциальной работы
1.1  Понятие социальнойадаптации
1.2  Виды адаптации
1.3  Технология социальнойработы по регулированию адаптивных процессов
1.4  Проблемы социальнойадаптации в теории и практике социальной работы
2. Положение молодёжи всовременном обществе
2.1 Понятие «молодёжи» вРоссии
2.2 Молодёжь в современномроссийском обществе
2.3 Проблемы социальнойадаптации молодёжи в современном российском обществе
Заключение
Литература


ВведениеОсобенноостро проблема социальной адаптации молодежи и ее роли в общественной жизни стоитв постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданнои бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув всенравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколениюнорм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к.кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни наесть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти ещесвежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях,сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этомплане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная…и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна,как это принято считать.
Можносказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия,ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развитиясоциальной структуры «постпереходного» российского общества.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии,означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды.Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человекак условиям социальной среды.
Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностейсреды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека вразличные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этихсоциальных образованиях. Адаптация – это начальный этап процесса включения иинтеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду,основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основнаяфункция адаптации – освоение относительно стабильных условий среды, решениеповторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способовсоциального поведения, действия.
Адаптациязанимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует,с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальнойсредой, а с другой – является отражением определенного результата социальнойработы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому пониманиесущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализмасоциального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующейтехнологией.
Задачейкурсовой работы является изучение специфики социальной адаптации молодёжи всовременных условиях.
Объектомкурсовой работы является фактор социальной адаптации в современных условиях.
Предметомкурсовой работы является социальная адаптация молодёжи.

1. Сущностьи содержание социальной работы
1.1     Понятиесоциальной адаптации
Социальнаяадаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностьюили группой новых для нее социальных условий или социальной среды. Всовременной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимаетсякак такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальнаягруппа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то естьактивно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга впроцессе социальной адаптации. [17]
Непосредственнымтолчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознаниеличностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущейсоциальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успехаи актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованияминовых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
В общем видечаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для неесоциальной среде:
1) начальнаястадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой дляних социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностейновой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадиятерпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость ксистемам ценностей и образцам поведения друг друга;
3)аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системыценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида,группы новой социальной средой;
4)ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [10]
Интенсивностьадаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какуюстадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальныхизменений, а тем более, социальных катаклизмов адаптационные процессыприобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества.На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новымсоциальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществеприходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесспротекает одинаково успешно.
Помимо этогоследует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется иинтенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому,что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществестановятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениямприобретает жизненно – важное значение, не только для молодых, но и для старшихпоколений. Готовность к переменам становится одним из главных условийжизненного успеха человека.
В результатев современном обществе значительно повышается роль целенаправленнойдеятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладнойнауки в осуществлении процессов социальной адаптации.
Особоевнимание общество через систему институтов и целевых программ уделяетсодействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможностиадаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странахразрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов,уволенных в запас военнослужащих – в случае массовых сокращений армии,мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современномпереходном обществе придается программам содействия социальной адаптациимолодежи.
Следуетразличать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процессасоциальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности.Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности,принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членствомв данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения иразвития основных социальных потребностей.
В качественепосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такиекак семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальнойадаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы,протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является однимиз средств изменения личности и среды.
Вся сложностьпроцесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примереадаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуетсяв современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, всвою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективностидеятельности предприятий.
В процессе адаптацииорганизация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так,например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказываюттакие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность,тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений икорпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через этисвои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования иодновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.
Со стороныиндивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают какпсихофизиологические особенности, так и социально-демографическиехарактеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственнойадаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе. [24]
Социальнаяадаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационныхпроцессов. Чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическуюадаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматриваетвыбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию смомента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированностиявляется достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностныхкачеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателямипрофессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровеньи стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.
Социально-психологическаяадаптация – процесс вхождения новичка в новый для него производственныйколлектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. Впроцессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение ивзаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов ипредставлений коллектива и нового работника. Социально-психологическаяадаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений сколлегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единстваработника и коллектива. Основным объективным показателемсоциально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов сруководством и членами коллектива. Субъективным показателемсоциально-психологической адаптированности выступает удовлетворенностьотношениями с руководителями и коллегами по работе. [18]
Важнымаспектом социальной адаптации является принятие индивидом определеннойсоциальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной,когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакциюизменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности,которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится ктакому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации взначительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимаетсебя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представлениео себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которыхслужит аутизм.
Показателямиуспешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида вданной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целоми ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работойи ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателяминизкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другуюсоциальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющеесяповедение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самогоиндивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектрсоциальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальнойнеоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более труднымдля индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степенизначимыми для социальной адаптации являются социально-демографическиехарактеристики индивида – образование и возраст. [25]

1.2     Видыадаптации
Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная.Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую,экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможнопредоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создатьпредпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечиватьдеятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Социальнаяадаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только врусле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной,внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственнойжизнедеятельности, но и в русле самоуправления.
Социально-психологическиеаспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А. Балл,Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогическиеаспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова,Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многихдругих направлений в изучении адаптационных процессов, существует множествоопределений, характеризующих различные аспекты данного явления. Последнеепредполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, ксвоим мыслям и поступкам.
Экономическаяадаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм ипринципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологиисоциальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающийадаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице,уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не толькофизиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить ополноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенскоесуществование или является безработным.
Педагогическаяадаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания,которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и нато, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на негоприродных, наследственных, географических факторов.
Адаптационныеизменения представляют собой более или менее сознательные изменения, черезкоторые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации.Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивидаважно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательномупересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создаетреальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
Психологическаяадаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособленияорганов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшеговосприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесспсихологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянноизменяются социально-экономические условия жизни, политические иморально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. [24]
В 1936 г.канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром».Стресс – это состояние психологической напряженности в процессе деятельности всложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах(например, работа космонавта). Адаптационный синдром – это совокупность реакцийорганизма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Этипонятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причинпопулярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснениемногих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающиетрудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так ипсихических.
Стресс – неотъемлемыйспутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организмак вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются илюбовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность отвнезапных «ударов» жизни.
Нормальнаяжизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического инервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальныйтонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровеньнапряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бызанятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья. [28]
Так, длячеловека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительноесостояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе наличность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношенийполноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человекнаходится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найтиработу.
В системепсихологической адаптации большую роль играют терапевтические(психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия,интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныианализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия,музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная)поведенческая терапия, суггестивные методы.
Психологическаяподдержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидампо ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц(правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главныеусилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальнойадаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поискеработы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовныеценности и др.).
Профессиональнаяадаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональнойдеятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностямконкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит отсклонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпаденияобщественной и личной мотивации труда и других причин. Адаптация включаетширокий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма ксреде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе еесоциализации. Человека – субъекта деятельности необходимо рассматривать каксложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системногоподхода адаптация личности предстает и процессом, и результатомфункционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которойобеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.
Следовательно,полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализациикомплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: отпсихосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.
1.3     Технологиясоциальной работы по регулированию адаптивных процессов
Адаптационныепроцессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношениемстихийных и сознательных приспособительных механизмов:
Преимущественностихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенностичеловека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выходаиз существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессовчаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезнойдеятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга илисамореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальнуюструктуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражениев переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы,нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации,развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультнымпереживаниям и т.п.
Другая форма,характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательныхэлементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемойдеятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптацииличности – создание различных социальных утопий и их пропаганда.
Третья формаадаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов ивыражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленнойжизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшейстепени способствует действительной самореализации личности и ее превращению всубъект общественного развития.
Специфическиемоменты технологии социальной адаптации:
·          только человеку свойственно создаватьспециальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы,традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
·          только человек обладает способностьюсознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя дляэтого все средства воспитания;
·          процесс «принятия» или «неприятия» индивидамисуществующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности,мировоззрения, так и от направленности воспитания;
·          человек сознательно выступает каксубъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды,установки, ценностные ориентации.
Итак, толькочеловек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать ирегулировать процесс социальной адаптации, только для человека характернаотносительная способность варьировать свое поведение при изменении условий иобстоятельств.
1.4Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы
В связи с нарастающим социально-экономическим кризисом иизменяющимися условиями жизни, возникает необходимость углубленного анализапонятия «социальная адаптация». Характерным для современного этапа развитияобщества является тот факт, что человек не успевает адаптироваться к быстроизменяющимся экономическим, политическим, духовным и социальным сторонам бытия.Отсюда объяснима возрастающая роль социального работника, деятельность которогопризвана способствовать оптимальной социальной, психологической ипрофессиональной адаптации человека.
Существует многообразие взглядов в определении понятия «социальнаяадаптация». Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация»является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживаниячеловека, через гармоничное приспособление к изменяющимся условиям среды. Всоциологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальнаяадаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальнойсреды» [19]. Близкие подходы к определению сущности процесса социальнойадаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре подред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова социальная адаптациярассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активногоприспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результатэтого процесса [1].
Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделятьпсихологический аспект от социального, так как адаптация является комплекснымфеноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется напредметную и личностную. А.А. Налчаджан на основе анализа зарубежных иотечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированностьличности как: «такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личностьбез длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет своюведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальныепотребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которыепредъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения исвободного выражения своих творческих способностей» [20].
Адаптация определяется им как процесс социально-психологическоговзаимодействия, приводящий личность к состоянию относительной адаптированности.Здесь необходимо отметить, что следует различать адаптацию, как процесс, иадаптированность, как результат адаптации. Таким образом, можно сделать вывод,что адаптация – это тот социально-психологический процесс, который приблагоприятном течении приводит личность в состояние социальнойадаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение,характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, яснымопределением собственного будущего.
При определении эффективности адаптации можно опереться на теориюинтеракционистов. Согласно интеракционистского понимания процесса адаптации,признаками эффективной адаптированности можно считать:
1) адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономическойактивности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добиваетсякомпетентности и мастерства. В этом случае, в качестве объективных показателейуспешной адаптированности, чаще всего используются квалифицированный уровеньработника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, вкачестве субъективных – удовлетворенность трудом (учебой) и различными ееаспектами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы (учебы) илижительства.
2) адаптированность в сфере личностных отношений, гдеустанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.
Достижение второй разновидности адаптированности для многихявляется не менее сложной задачей, чем достижение адаптированности вовнеличностной сфере.
Такая адаптированность является важным условием для достиженияличностью социальной ответственности и моральной зрелости, что, в свою очередь,является признаком успешной социализации индивида. Понятие социальной адаптацииорганически связано с процессом социализации индивида, интериоризации имобщественных и групповых норм. По существу социальная адаптация этоспецифическая форма социализации человека, механизм который более интенсивен повремени и темам. Социальная адаптация личности отражает процесс гармонизации ееиндивидуальной целенаправленной самонастройки и встречного адаптирующеговлияния общества посредством релевантных адаптивным ситуациям стратегийадаптации. Своеобразие адаптации личности определяется как ее индивидуальнымипотребностями, характером адаптивной ситуации, так и спецификой требований,всем многообразием особенностей того общества, в котором оно функционирует.
Адаптационный процесс предполагает взаимодействие различныхкомбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических,частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализациюцелей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Изкомплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность,приоритеты и способы адаптации, имеет смысл выделить те частные адаптивныестратегии, благодаря и посредством которых личность осуществляет адаптацию навсех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном и во всех сферахчеловеческой активности: социальной деятельности, психологическом общении ит.д.
Итак, процесс социальной адаптации рассматривается в трехструктурных уровнях:
а) общество (макросреда);
б)социальная группа (микросреда);
в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация).
Структура общества (макросреда). На этом уровне процесс социальнойадаптации личности выделяется в контексте социально-экономического,политического и духовного развития общества. Работа социальных служб на этомэтапе позволяет выявить несовершенство социальной политики в какой-либо сфережизнедеятельности человека и направить ее в необходимое русло.
Социальная группа (микросреда). Изучение процесса адаптации наэтом уровне помогает вычленить причины, нестыковку интересов индивидуума ссоциальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.). Задача социальногоработника на этом уровне – поставить правильный социальный диагноз и оказатьпомощь в решении назревшей проблемы.
Индивидуальная(внутриличностная адаптация).
Длявнутриличностной адаптации характерно стремление достичь гармонии,сбалансированности внутренней позиции и, ее самооценки с позиции другихиндивидуумов. Неумение адаптировать себя к изменениям социальной среды приводитк конфликтным ситуациям, разрушению ценностных ориентаций или может привести кконформистской позиции.
В основе понимания механизмов социальной адаптации лежит активнаядеятельность, ключевым моментом которой является потребность в преобразованиисуществующей социальной действительности.
Таким образом, сам процесс формирования механизмов социальнойадаптации личности тесно взаимосвязан со всеми видами преобразований индивида,характеризующих его социальную сущность, и реализуется в социальнойдеятельности, общении, самосознании. В этой триаде происходит не просто изменениевнешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека,раскрытие и реализация его скрытых возможностей, помогающих полноценновключиться в процесс социальной адаптации как активной личности.
Социальнаядеятельность – основной и специфический механизм в организации адаптациичеловека. Необходимо учитывать такие его составляющие стороны, как общение,игра, учение, труд. Они позволяют осуществлять полноценную включенность,активное приспособление индивида к социальной среде. Сам же механизм адаптациив социальной деятельности имеет свои специфические этапы и может бытьпредставлен в виде схемы. Эта схема примерно такова: нужда индивида –потребности – мотивы принятия решения – реализация и подведение итогов – ееоценка. Задача социального работника заключается в том, чтобы в случае неудачинайти недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимыекоррективы.
Социальное общение – ведущий механизм социальной адаптациичеловека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять кругусвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами,социальными группами. Социальное общение является не только видом деятельностиотдельного человека, но и определенным взаимодействием социального работника сосвоими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.
Социальное самосознание личности – важнейший фактор механизмасоциальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование иосмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь функции социальногоработника являются во многом психолого-педагогическими, целью которых являетсяформирование у человека норм социального поведения, установок, черт характера иих комплексов, которые в целом приводят к адаптивности. Как отмечает И.А. Савотина,механизмы социальной адаптации личности представляются как целостный процессдеятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Этоодновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляетсяв объективно-субъективной форме и в основе его лежит активное или пассивноеприспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а такжеприспособленность личности изменять и качественно преобразовывать собственное«Я» на основе познанных биологических, физиологических и психологическихмеханизмов развития.
Человек является субъектом социальным, т.е. принадлежит копределенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды,стереотипы деятельности. В этом контексте мы рассматриваем социальную адаптациюв следующих ее видах: профессиональная (производственная), бытовая, культурно –досуговая.
В условиях современной трудовой деятельности значениепрофессиональной адаптации очень велико. Условия труда динамичны, меняются механизмы,способы трудовой деятельности, люди, которые включены в совместнуюдеятельность… Профессиональная адаптация реализуется в ходе трудовойдеятельности, развивая такие качества личности, как трудовая активность,инициатива, компетентность, самостоятельность. То есть формируются качестванеобходимые в новой профессиональной деятельности. Сам процесс профессиональнойадаптации в общем виде включает в себя два этапа: подготовительный мнепосредственно адаптационный. На подготовительном этапе необходимо учитыватьбиологические, физиологические и психологические аспекты развития организма,способность его приспосабливаться к новой среде и режиму труда. Важным условиемпрофессиональной адаптации на подготовительном этапе является диагностикаспособностей к будущей работе. Основной этап профессиональной адаптацииначинается непосредственно при включении в трудовую деятельность. В целомпрофессиональная адаптация является важнейшим фактором социальной адаптации,для которого характерна мобилизация социально-психологических ибиофизиологических потенций развития индивида. Роль социального работника вэтом случае заключается в создании оптимальных условий для раскрытия этихвозможностей человека.
Бытовая адаптация заключается в формировании ряда навыков,установок, привычек и качеств личности, соотносящихся с распорядком,традициями, существующими отношениями между людьми в различных социальныхгруппах и вне сферы отношений, складывающихся с семьей, с родственниками,соседями, знакомыми и т.д.
Культурно – досуговая адаптация предполагает формированиеопределенных установок и позиций личности, отвечающих признакам и нормамздорового образа жизни, эстетической культуры и спорта, а также других видовобразовательно-просветительной и культурно-досуговой деятельности.
Рассмотрениенакопленных к настоящему времени фактов и идей по проблеме социальной адаптациипозволяет заключить, что адаптация относится к проблемам, характеризующимсямногоаспектностью подходов в ее анализе.
До сих пор невыработано единой теории социально-психологической адаптации личности, котораядавала бы ответы на все интересующие нас вопросы. Однако, рассмотренные ведущиеидеи адаптации человека, могут являться теоретической основой для практическойсоциальной работы по организации процесса социальной адаптации личности.
Социальная адаптация – процесс активного освоения личностьюсоциальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и вкачестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно иадаптирующей и адаптируемой стороной.
Успешная социальная адаптация личности требует не толькомаксимальных затрат духовной энергии индивида, но и хорошо организованнойпрофессиональной работы со стороны социальных служб различного профиля,основной задачей которых, является оказание помощи и поддержки в преодолениижизненных коллизий и трудностей.

2. Положениемолодёжи в современном обществе
2.1Понятие «молодёжи» в России
В социологическом планевыделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного факторана тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиесяобъективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включениямолодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формированиисоциального облика молодого поколения, так и на степени развитости самойсоциальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса,отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы,ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете,также отражается на социальном облике молодёжи. [5]
Молодёжь характеризуетсятеми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют еёкак самостоятельную социально – демографическую группу. Молодёжь имеет рядособенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности.Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которуюона занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а такжеспособностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиесяобщественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежатв основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодёжь, какформирующийся субъект общественного производства характеризуется такжеособенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связаносо спецификой её социального положения и определяется закономерностями процессасоциализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытиямолодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическоеединство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационныесущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразиепротиворечивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающейдействительности и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявлениясоциального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое,взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, котораяреализуется посредством деятельности.
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе,что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Вотечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась каксамостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы неукладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, ипротиворечила официальной идеологической доктрине о его социально-политическомединстве.
Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г.В.Т. Лисовским: «Молодёжь – поколение людей, проходящих стадиюсоциализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших,образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; взависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжимогут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:«Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основесовокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения иобусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость какопределённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но еёконкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическиеособенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественногостроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическуюгруппу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностейсоциального положения и обусловленных теми или другимисоциально-психологическими свойствами, которые определяются уровнемсоциально-экономического, культурного развития, особенностями социализации вроссийском обществе. [2]
Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек.Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; онне был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будетзавтра, через месяц, через год.
В возрастной психологии молодость характеризуется как периодформирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания иформирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладаетособой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный потокинформации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление датьсобственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы,свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активнойдеятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характеромпрактической, созидательной деятельности, неполной включённости молодогочеловека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжиудивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление кидентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицаниеобщепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние намногие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознаниеопределяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сампроцесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальнойзрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовуюжизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальнымиполитическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальныхгруппах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослыхоказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в однойсфере и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит подвлиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудовогоколлектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийныхгрупп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляетсобой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфическиефункции в развитии личности. [7]
Молодость – пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу,найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволитмаксимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый смучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человекунужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что онспособен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время емунеобходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающеммире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные,эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостьюпринятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. [14]
Молодежь – это особаясоциально-демографическая группа, переживающая период становления социальнойзрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Нижняя возрастная границаопределяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек можетзаниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняяграница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональнойи личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человекпроживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация – этопроцесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установокобразцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты,которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Молодежь составляет 41%населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3млн. молодых людей. Однако, доля молодежи среди занятых в народном хозяйствепостоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства итранспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике,растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесенияизменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численностьмолодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9%сельского населения России.
Границы молодежноговозраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества,достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействиеэтих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширенииграниц молодежного возраста от 14 до 30 лет.

2.2Молодёжь в современном российском обществе
 
Высокаяскорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали(и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня,очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причемдифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Этосвязано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразованияроссийского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации,одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная наимущественном расслоении. В социальной структуре появились новые группы:предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и «челноков», новых русских иновых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные сотношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса,крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политическихинтересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степенипринадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальнойдифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственноесоциальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей,они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу истилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современнойроссийской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическимпоказателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не толькосоциальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такиетипы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникаетнеобходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формированияпотребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлениинового общества. Знание специфики – одно из важных условий разработки научногоподхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежнойполитики. Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход кизучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения,как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает рядкрупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается каксоциально-демократическая группа с характерными для нее социальными,возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которыеобуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития,особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствуетболее глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходумолодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особойобщественной группе. Однако, усиливающаяся дифференциация молодежиактуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков ицелостности. Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователиустойчиво выделяют:
– возрастныеграницы и социально-психологические особенности.
– спецификусоциального статуса, социально-культурное поведение.
– процесссоциализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.
Общий выводисследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: «Каждоепоследующее поколение российской молодежи по основным показателям социальногоположения и развития хуже предыдущего». Это выражается, прежде всего, втенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества иследовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.
Демографическаяситуация осложняется новым в российской действительности – ростом убийств исамоубийств, в том числе среди молодежи. Причина – возникновение сложных личныхи жизненных ситуаций. По данным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускниковгосучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи всостоянии приспособиться к жизненным условиям.
Причина – нерешенностьсоциально-экономических и бытовых проблем. Во-вторых – в тенденции ухудшениясостояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровоефизически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10%выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них имеютсерьезные морфофункциональные отклонения. В-третьих – в тенденции расширенияпроцесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количествомолодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различныхпричин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональныенищие», лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях,которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественныхусловий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.В-четвертых – в тенденции снижения возможностей участия молодежи вэкономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что долямолодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризуетзначительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственныйсектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующиепрофессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, необеспечивая накопления интеллектуальной собственности – профессионализма.Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степеньюкриминализации. В-пятых – в тенденции падения социальной ценности труда,престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследованияпоследних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается несодержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды.«Большая зарплата» – этот мотив оказался решающим при выборе места работы.
Современнаямолодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из неежелает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать.Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.
Проблемакриминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоитьроссийскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертоеосуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себявнимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег,мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступленийв настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходитдифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могутдать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получитьэтого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодыелюди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективыпосле получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежипотребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своихвозможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это людизаинтересованные в сбыте наркотиков.
Проблеманаркомании среди молодежи. Известно, что социальные последствия наркоманиитяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни – трудовой, политической,семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания неминуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относяттрудноизлечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику,обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальнымиспособами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия надличностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением.Специфической чертой наркомании общества является формирование групп илисообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретенияи употребления наркотиков. Испытание затруднения в добывании не только средствна наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживатьсвязь с теми, кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Длянаркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшееокружение. Тяжесть социальных последствий обостряется, если учесть то, чтонаркомания – молодежная проблема.
2.3Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трехгрупп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологические проблемы связаны со становлениемсамосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией,самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализацииимеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.
Профессиональныегруппы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи ит.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию сосвоими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформироватьстрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственностроить свою жизнь. Требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этогокачествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия сподростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способностиэффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здоровогоповедения.
Негативныепроявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становитсяопасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, какомоложение преступности, усиление ее группового характера.
Из года в годрастет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительныхорганов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. Как правило,правонарушения совершают молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи,без средств к существованию, без жилья.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесссоциализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связанос достижением человеком определенного уровня физического и сексуальногоразвития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпыфизического и полового созревания могут заметно разниться: на юге ониоказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурныепроблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталоновмужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социальной адаптации имеют своимсодержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или инойсовокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективнойнеобходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполнеспособна их плодотворно решать – конечно, при наличии необходимых объективныхпредпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственногоразвития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемысоциализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процессразвития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации можетзаставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы ихдостижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никакихповоротов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторыприменительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Делов том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагаетуспешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения,с другой – способность человека определенным образом противостоять обществу втом случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению егопотребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личностис обществом, с другой – обособление в нем. Здесь и возможны двекрайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвойсоциализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и«абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий,неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается вконформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиальногодля общества характера способно превратить человека в борца против его устоев(что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Остротаэтого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процессасоциализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализацииакцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этотпроцесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутреннейактивности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами,много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Ноэтот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождаютопределенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулыдеятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминацииличностной деятельности в субъективную.
Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляетсяпередача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации – значимаядеятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское»времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянноенавязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело ккризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированиюсиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкомураспространению девиантно-делинквентного поведения.
Виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующегоагента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежнымигруппами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнутьпринципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимымивзрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативноевоздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающеесяощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временностивсего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян.Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное иосновное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, психологии«ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижениенравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой исложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитиена базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь встадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастуюосуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старогомышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результатеестественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе принялигипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фонепроцессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса,сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования,работы, политического участия.
Обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в«собственном соку» – в самозамкнутом, безвыходном пространстве.

Заключение
 
Мы все забылимудрость предков и в погоне за самыми современными телевизорами, музыкальнымицентрами или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном мире, позабыли оглавном, о завтрашнем дне, о собственных детях…
Поэтому надостроить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать пионерские лагеря,спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать уровень профессиональнойподготовки педагогов, практических психологов, да и просто вести пропагандуздорового образа жизни, труда и т.д. А родителям нужно понять, что накормить,одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральнойстороне воспитания. Поэтому ненужно думать, что ваш сын никогда не начнетколоться или воровать и если (не дай бог) это уже случилось, то не следует отнего отворачиваться, а просто помогите ему выкарабкаться из этого. Поймите, чтодети ваши хотят быть понятыми, нужными и просто хотят, чтоб с ними считались.Они хотят быть взрослыми – так помогите им…
Молодоепоколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушениетрадиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенностижизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людейза свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружилонеготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодогочеловека, а конкретными обстоятельствами.
Очевиднымявляется тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическуюситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные иценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно илавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеетопределенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить своюиндивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современнаясоциальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятияответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контролясвоего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь подвоздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовыхситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивнонарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состоянийпсихоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающегоповедения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а такжеразличные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствиезнаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения увзрослой части населения – родителей, педагогов, – не позволяет им оказыватьнеобходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченнымисвязями со старшим поколением.
Стремлениеуйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространениюалкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов причиныроста в известной мере есть результат конфликта личности и общества, которыйособенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодняпредоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способовсуществования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться,трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения.

Литература
 
1.    Адаптация социальная /Психологический словарь. М., 1996.
2.   Волков Ю.Г. Социология.– Ростов-на-Дону. 1999.
3.   ДевятковВ. Пожелай мне удачи в бою… // Тюменские известия от 16 октября 2003 года.
4.   Завьялова Н.Ф. Проблемыдевиантного поведения // Социс. – 1999 – №7. – С. 23–31.
5.    Карпухин О.И. МолодежьРоссии: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. №3.
6.    Луков В.В. Проблемаобобщающих оценок положения молодежи. // СОЦИС. 1998. №12.
7.   Маликова Н.Н. Типологияотношения студентов к наркомании. // Социс. – 2000 – №7. – С. 50–57.
8.   Морозов В.В. Противоречивостьсоциализации и воспитания молодежи в условиях реформ. // Социально-политическийжурнал. 2002. №1.
9.   Овчарова Р.В. Практическаяпсихология образования. – М. 2003.
10. Основы социальной работы /Под ред. П.Д. Павленка.– М., 2001
11. Павленок П.Д. Теория,история и методика соц. работы. – М., 2004.
12. Перов И.М. Неформальныемолодежные объединения // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №5. С. 18–35.
13. Преступность в 21 веке //Социс. – 1996. – №7.
14. Раковская О.А. Социальныеориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы – М. 1999.
15. Руткевич М.Н. Общественныепотребности, система образования, молодежь. – М. 1998.
16. Ручкин Б.А. Молодежьи становление новой России // СОЦИС. 1998. №32
17. Словарь-справочник по социальной работе –М., 1997.
18. Социальнаяреабилитация. /Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2002.
19. Социологический справочник. / Под ред. В.И. Воловича.Киев. 1990.
20. Социально–психологическая адаптацияличности: формы, механизмы, стратегии. / Налчаджан А.А. – Ереван. 1988.
21. Социология молодежи. /Подред. В.Т. Лисовского. – СПб. 1999.
22. Социология права. /Подред. В.В Касьянова. – Ростов-на-Дону. 2002.
23. Социология. /Под ред. В.И. Добренько.– М. 2002.
24. Технологии социальной работы в различныхсферах жизнедеятельности./ Под. ред. П.Д. Павленка – М., 2006.
25. Технология социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева.– М., 2002.
26. Формированиемировоззренческой культуры молодежи. / Под ред. В.Г. Табачковского. – М.1999.
27. Холостова Е.И. Социальнаяработа. М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.