Реферат по предмету "Социология"


Молодежь и старшее поколение

Содержание
Введение
1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
2. Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшимпоколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержаниеданной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало своисоциальные нормы отношений между поколениями.
Нынешнее время требует отмолодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиямсовременного мира и переходным состоянием основных социальных институтов(формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий,предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Проблема взаимопонимания старшегопоколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которойвоспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, нопокажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколениядействуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всехпредшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьмаизбирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможныдальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с ихточки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говоритьне только о конфликте, но и о преемственности поколений.

1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшегопоколения
Выделим причины конфликтамежду молодежью и старшим поколением. Как правило, таких причин несколько, онимогут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи илиот специфики семьи и даже ситуации в обществе. Например, это могут бытьнесовместимость интересов сторон, материальные проблемы, аморальное поведениечленов семьи, жилищно-бытовые неурядицы, разница в социальном положениипоколений, удаленность проживания «отцов» и «детей», особенности культурыповедения, взросление детей, разные ценности молодого и старшего поколений,борьба за власть и влияние в семье и т.д.
Очень часто конфликтыпроисходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенокповзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опытпозволяют им диктовать более молодому манеру поведения, делать замечания, требоватьследовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов(например, неуважение к возрасту). Молодежь в свою очередь считает, что ониобладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет особойроли. Из-за подобного разногласия между сторонами возникает напряжение, и онине могут добраться до самой сути проблемы, возникшей в их отношениях. Вместоэтого список взаимных претензий и разногласий пополняется, а пути их разрешенияне находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учестьличные психологические особенности каждого из участников конфликта.
Есть несколько факторов,из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения.[1]Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта имоделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдаетпредпочтение навязанному западному образу жизни, обществу массового потребления.Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являютсяобретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальнойзрелости.
Виндивидуально-психологическом плане для молодого поколения характерно не всегдаосознанное желание избавиться от внешнего контроля, увеличеннаяэмоциональность, возбудимость, идеализация отдельных жизненных представлений,максимализм, а также зыбкость нравственных позиций, которая нередко сформированана восприятии негативных явлений общества. Социализация происходит подвоздействием разнообразных условий и обстоятельств, которые складываются нетолько из деятельности общественных институтов и целенаправленноговоспитательного процесса, но и под влиянием таких, как правило, неконтролируемыхфакторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды инастроения, бытующие в обществе.
Нельзя сказать, чтомолодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, онозависит от влияния семейных традиций, преемственности, фамильных ценностей.Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры,создания семьи и т.п. Жизненные цели молодежи и планируемые средства ихосуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторамиее социализации.
Интерес к данной проблемесвязан с отечественной историей последних лет: с оценкой роли прежнихпоколений, проложивших путь к современным трансформациям, но, как это чащевсего бывает, не нашедших в них своего места. Отличие вхождения нынешнеймолодежи в общественную жизнь заключается в том, что ей необходимо не толькоадаптироваться к существующей действительности, но и принципиально изменять этудействительность. Это и порождает конфликтные ситуации между поколениями, ностоит отметить, что молодое поколение не торопится полностью отказаться оттрадиций, норм и ценностей своих родителей.
Межпоколенный конфликт —часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадкаинститута семьи, а также функционирования семьи как малой группы. Проблемувзаимопонимания «отцов» и «детей» можно смело отнести к вечным проблемам,поэтому до тех пока будет существовать общество, будет существовать и даннаяпроблема.
В России за последние 15лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломкамноговековой традиции российского общества, которая столь болезненна не толькодля пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.
В России практическикаждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствоваливойны, голод, государственный террор. А потому молодое поколение все большеставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и вобществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире ипротестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.
Реформы в России идестабилизация в стране, вынуждают человека выживать, что формирует в сознаниимолодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежьне имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизируетих социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явнойформе фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения.По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возрастаиз сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, а такжепериферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степениакцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста.Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направленииот традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российскогоменталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказалисьброшенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороныродных детей и внуков.
В общественном сознаниисравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Людив СССР частной собственности не имели, а потому сознание и психология собственникав России только начинают формироваться. А поскольку в семейных отношениях всебольшее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее понаследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство,оказываются никому ненужными.
Но и у богатых людей,занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы поповоду передачи собственности. Одна из проблем – это как передать бизнес своимдетям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капиталпо своему усмотрению.
Поэтому спецификаконфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется вследующих фактах:[2]
· обесцениваниестарости в глазах молодого поколения;
· поиск семейныхценностей, как духовных, так и материальных;
· передачасобственности по наследству;
· вытеснение людейпожилого возраста на периферию социальной жизни;
· дети не приемлютценности и образ жизни своих родителей.
· увеличениесоциокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.
В России пожилые люди всюсвою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на одинсо своими проблемами. Старики стали обузой для общества, тогда как обществообязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, нитруда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить егонеустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний моментпереступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование ипрофессиональную подготовку, то есть самые главные основы существованияобщества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт изнания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно онитоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурныйскачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел копределенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленногостатуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, ауважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались вположении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как«старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок,которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать иосознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. Впоследние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформациейотношений молодого поколения к старшему: из традиционно почтительного внетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютнобезразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России
 
2. Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
Сначала выделим общие между поколениями проблемы,доминирующие во всех странах:[3]
· преемственность ипередача культурных ценностей от поколения к поколению;
· приобщение ксемейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образжизни);
· передачасобственности по наследованию;
· степеньзависимости и ответственности между поколениями;
· государственнаяполитика по отношению к разным поколениям;
· соотношениетрадиций и социальных инноваций в обществе.
Современные исследования показывают, что одними изглавных факторов в конфликте поколений являются следующие:
· понижениесоциального статуса пожилых людей;
· изменениехарактера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно– технического прогресса;
· обесцениваниемолодежью накопленного опыта старших поколений;
· распространениенегласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей,достигших пенсионного возраста.
Эти тенденции способствуют обесцениванию старости вглазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовомсознании.
Существует две основополагающие точки зрения навзаимоотношения поколений:
· в современномобществе существует большая разница между поколениями и этот разрывувеличивается;
· представление оросте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении непроизошло.
Для любого общества на всех этапах развитияхарактерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнестик вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций,которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя темсамым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимсяусловиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальностисопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, асоциокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности,отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушениемкультуры. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана сотрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поискадекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношениек возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизньгосударства и на жизнь каждой семьи.
Жизненный цикл каждогочеловека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такиефазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. Очень важнымпредставляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важнакак для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья являетсяосновным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течениивсей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовойплощадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семьявыполняет ряд важнейших социальных функций таких как:[4]
· воспитательнаяфункция (социализация молодого поколения),
· функция духовногообщения,
· социально-статуснаяфункция (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
· досуговая функция(взаимообогащение интересов),
· эмоциональная(получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).
В настоящее времяпроисходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколениеполностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи сэтим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи.Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемаястаршими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается вуходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи труднопереоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесногообщения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его отзаболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместномпроживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание другдруга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница,связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, несовпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей.Молодое поколение разотождествляется с дедами и как с носителями идей прошлого,и как с авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению винституте семьи, с которым себя все — таки отождествляет подавляющеебольшинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье«конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям иуважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так.Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах:физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребностиобщения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерюуважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношенийсо своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятсяжить раздельно друг от друга.
Таким образом, старостьможно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, какосновное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры,морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним изпоказателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения,касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствующую в даннуюэпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет всебе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективнодействовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культтемпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себеприобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современнойжизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобывыполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, онитонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно,как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, вкотором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в которомкаждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.
 
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Конфликт между молодежью и старшим поколениемявляется универсальной темой человеческой истории. Он основывается наизначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже болееважной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторыеисследователи.
Многие психоаналитики полагают, что в основеконфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдиповкомплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает сотцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурногонаследства.
Представители авангардизма усматривают в молодежнойконтркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию вотношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснениясущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которыесклонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализомобъективно существующих различий и их причин.
Структура обращений молодежи за помощью вкритических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решениюпроблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чистопотребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию междупоколениями.
Общество оценивается по тому, как оно относится кстарикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходитконфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет поцивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную системуподдержания стариков — пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитаниимилосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, гденеобходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающееразрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые идеятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования науровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной сменыбазовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальныйкризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.
Отношение общества к старикам — показатель егоцивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое иматериальное состояние пожилых людей. Конфликт поколений может быть рассмотренкак благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечномконфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностныйуровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогутувидеть как достойно и с почестями уходят из жизни старики и как достойно иуважительно провожают их дети. Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста иэто конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять насебя государство, так как только сами люди формируют и передают культурныеобразцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей.[5]Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека.Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зренияразвития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценностикаждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздоважнее формировать ответственность каждого человека за свое будущее, за будущеесвоих детей и за будущее всего человечества.
Общество не может существовать без определенногоуровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблемупротиворечия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводитк столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладаетбогатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейсясоциальной деятельности.
Непременным элементом любого развития являетсяпреемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целогонезависимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор междустаршим поколением, передающими наследие, и молодежью, которая его принимает,зависит судьба общества и государства. Как правило, бунтует молодежь. Но всовременном российском обществе именно старшее поколение стало инициаторамиглобальной ломки. Преемственность нарушена. Сегодня ожидания «детей» несбываются, уже им приходится расхлебывать кашу, которую заварили старшие.Горькая уникальность нашей ситуации в том, что точек соприкосновения, общегоязыка, одного взгляда на историю не имеют несколько поколений: деды и отцы,деды и внуки.
Нынешнее состояние межличностных связей вообще неукладывается в определение конфликта. Конфликт — это норма. Он разрешается свозрастом «детей». У нас было бы точнее говорить о разрыве поколений. И какследствие этого — резкое падение родительского авторитета в семье, учительского- в школе, преподавательского — в вузе, командирского — в армии, значительноеувеличение конфликтов между младшими и старшими на межличностном уровне.Исследования показывают, что 65% пожилых считают, что молодежь враждебна ковзрослым, 67% молодых убеждены, что старшие настроены к ним враждебно, 7%опрошенных молодых людей определяют свое отношение к старшим словами«ненавижу», «презираю».[6]Тем не менее мы знаем немало случаев, когда дети содержат и кормят своихродителей, не вписавшихся в современную жизнь, другие помогают старшимовладевать той же компьютерной грамотой. «Дети» подставили плечо «отцам». Ноподобные явления нельзя назвать массовыми, они достаточно редки, в сущностисвоей противоестественны, внутренне конфликтны и к гармонии не приведут.Ученик, поучающий учителя, ребенок, ставший кормильцем семьи, — это исключениеиз правил для традиционного общества. В нашей новейшей истории скореепроисходит разделение между миром «отцов» и миром «детей». Они разлетаются, какгалактики.
Явление это для нашего общества, вообще цивилизацииисключительное, принципиально новое, необъясненное и незамечаемое, а потомуособо опасное по своим последствиям, о которых можно только догадываться.
Главное, в чем проявляется разрыв поколений, — этоне напряженные отношения между собой, а практически полное отсутствиекультурного ядра, которое по законам преемственности должно быть передано от«отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам». В возникшем вследствие этого у«отцов» чувстве своей неполноценности, ущербности, чувстве взаимной ненужности,глубокого взаимного отчуждения, взаимной немоты и глухоты. Старшим нечего дать- младшим нечего взять. Молодое поколение поставлено перед необходимостьюсоздавать заново слишком многое, если не все. Страны, которую создавало старшеепоколение, нет; идеи и ценности, которые они исповедовали, отвергнуты;экономика, которую они самоотверженно строили, разрушена; наука в руинах;образование и культура осмеяны и т. д. Не работают не старые идеи и ценности.Все это очень опасно. Если молодое поколение не приемлет некие «генеральные»ценности, не может отделить в наследии полезное и опереться на это, то обществопредельно замедляет темп своего развития, топчется на месте и (в зависимости отпродолжительности этого периода) регрессирует, а то и деградирует. Оно, конечно,движется, но не вверх-вперед, а либо в сторону, либо вниз, либо назад-вниз.
Остановимся, на данных,касающихся межпоколенческих отношений, то есть отношений старшего поколения имолодежи. По данным доклада о развитии человеческого потенциала в РоссийскойФедерации 2009 год «Разлома поколений не просматривается. Скорее демонстрируетсяумиротворенность, хотя и с некоторыми ассиметричными оттенками. Молодые восновном уважают, сочувствуют и выражают симпатию, тогда как старшие –сочувствуют с легким раздражением».[7]Как видно из доклада, несмотря на сложнейшие условия существования переходногопериода в России конфликт поколений не слишком выражен, происходят процессыадаптации к глобальным изменениям. Что касается социального самочувствиямолодых, то в докладе сказано – «Ориентированность на материальное потребление,пусть даже самого низкого уровня…». Распространение аномии, то естьрассогласования нравственных ценностей, нарастание неопределенностей вотношении того, что считать правильным, а что – нет. Сегодня просматривается размытостьу части молодежи важных нравственных ценностей. Резко понизили свой статус вглазах российской молодежи такие ценности, как общественная справедливость,ответственность перед обществом, равенство, социальная терпимость, помощьближнему, охрана природы и т.д. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивуюориентацию на знание, мудрость, устойчивые личные отношения, настоящую любовь,верную дружбу. Вот такой причудливый парадоксальный профиль молодого поколения вырисовываетсясегодня. Сегодня важно понимать, что молодое поколение уже совсем другое иочень разное по своим интересам и ценностям, но как никогда сегодня емутребуется особая забота и внимание для наименее травмирующего и наиболееуспешного вхождения во взрослую жизнь. И чтобы не прервалась времен связующаянить очень важно продвигать, открывать молодежи наилучшие образцы мировойкультуры (и материальной в том числе), осуществляя по возможности равный доступк знаниям. «Множество молодых людей просто не представляют, как можно строитьпланы на будущее, думать о завтрашнем дне… Для них все в значительной меремимолетно, преходяще, поверхностно»[8].Поэтому старшему и среднему поколениям нельзя терять связи с молодежью, нужноискать те ниши, те проблемы, в которых они могут быть полезны молодежи.
Может быть предложено двавыхода из конфликтной ситуации.
В первом случае – создание общества с либеральнымиценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулированиеграниц ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определивправа и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения имолодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой –не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральныеценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной типродительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрываетповзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанностипо заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевныйдискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.
Второй выход из конфликта старшего поколения имолодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в пониманиичеловеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, ненарушающего его собственные интересы.
В отношениях поколенийобязана присутствовать некая доля взаимности, без которых не может бытьположительных отношений, не говоря уже о доверии и, тем более, любви.
Диалог поколений, которыйдолжен идти при нормальном течении жизни прежде всего через СМИ, в Россиипрактически прерван. Старшее поколение не разговаривает с молодежью, а молодежьни о чем не спрашивает, а когда начинают говорить, то чаще не слышат другдруга. Открытого и честного диалога между поколениями нет. Необходимы меры, направленныена осознание обществом феномена разрыва.

Заключение
Сделаем выводы извышеизложенного. На сегодняшний момент существует несколько факторов, из-закоторых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых,положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта имоделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдаетпредпочтение западному образу жизни. Во-вторых, критериями социальногостановления молодежи все более являются обретение и повышение собственногосоциального статуса, достижение социальной зрелости.
Проводимые в современнойРоссии реформы и дестабилизация в стране, заставляют человека выживать всовременных условиях, что развивает в сознании молодежи отношение к старшемупоколению, как к иждивенцам. Молодое поколение часто не имеет четкого мнения ожизни старшего поколения и порой драматизирует их социальное положение. В общественномсознании укрепляется отношение к пожилым людям как к лишней категории населения.Совершается трансформация отношения молодого поколения к старшему в направленностиот традиционно почтительного к несвойственному ранее осуждающему, отвергающему.Поэтому особенность конфликта поколений в России на уровне социальныхинститутов проявляется в: обесценивание старости в глазах молодежи; поисксемейных ценностей, как духовных, так и материальных; вытеснение людей пожилоговозраста на периферию социальной жизни; молодежь не приемлет ценности и образжизни своих родителей; увеличение социокультурной дистанции между молодежью и старшимпоколением.
В России случился резкий культурный скачок, приведшийк определенной социальной изоляции старых людей, к потере статуса и уважения. Существующиесегодня тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодежи иусилению геронтофобной установки в массовом сознании.
Именно в конфликте междумолодежью и старшим поколением выявляются новые ниши, где необходимоспециализированное воспитательное воздействие, которое сможет предупредитьразрушительные конфликты, которые порождены новыми ценностно-смысловыми идеятельностными нишами взаимодействия поколений.
В качестве одного извыходов из данного конфликта может быть предложено создание общества слиберальными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное –урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой,четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательствастаршего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимнуюсвободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. Взападном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильнойатомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая системаипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов дляпрестарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие вданном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитикамии лечится психотерапевтами.

Список используемой литературы
 
1. Коренева Г. Ктоони – наше будущее? // Аргументы и факты. – 2003. – №29. – С.12.
2. Лисовский В.Т. «Отцы»и «дети»: за диалог в отношениях: Социол. публицистика // Социол. исслед. –2002. – №7. – С.111–116.
3. Лисовский В.Т.Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи //Социол. исслед. – 1998. – №5. – С.98–104.
4. Соколов А.В.,Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Социол. исслед. – 2003. – №1. .115–123.
5. Тарасов А.Молодежь как объект классового эксперимента // Юность. – 2001. – №9. – С.66–79.
6. Хмелев Е.Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов //Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
7. Чередниченко Г.А.Личные планы выпускников средних учебных заведений… // Социол. исслед. – 2001.– №12. – С.108–115.
8. Шотина О.Е.Ценностные ориентации современной молодежи // Открытая школа. – 2001. – №4. –С.43-45.
9. Вдовина М.Специфика межпоколенных конфликтов. // «Демографические исследования». – 2010.-№4.
10.  Ястребов Г.А.,Шкаратан О.И. Социокультурная преемственность в российской семье //Общественные науки и современность.- 2010. — № 1. — С. 5-27.
11.  Бобылев С.Н.«Доклад о развитиии человеческого потенциала в Российской федерации 2009» М.: Весьмир, 2010.
12.  Молевич Е.Ф. Канализу сущности и формы социальной старости. //Социс.2001.№4.
13.  Старшеепоколение в России: Современная ситуация. // Россия и современныймир.2000.№2(27)
14.  Ясавеев И.Г.Социология социальных проблем // Социология: Учеб. пособие / Под ред. С.А.Ерофеева, Л.Р. Низамовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Казань, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Угловная ответсвенность несовершеннолетних. Хулиганство
Реферат Педагогическая концепция ВВ Розанова
Реферат Основные типы психологического воздействия на человека и их применение в рекламе
Реферат А. С. Хомяков Северные славяне, призвавшие Рюрика с братьями, призвали в его лице Государство к земле и русская история началась
Реферат РАО ЕЭС России. История развития, предпосылки возникновения, характеристика
Реферат Состоятельна ли человеческая претензия на господство
Реферат Информационное обеспечение антикризисного менеджмента
Реферат Культура Древнего Востока 4
Реферат Asmosis (токсоплазмоз), Rubella (краснуха), Cytomegalovirus (цитомегаловирусная инфекция) и Herpes simplex virus (инфекция, вызываемая вирусом простого герпеса)
Реферат Заимствование элементов иностранной культуры (Ийтоко-дори)
Реферат Хронические эндометриты у животных
Реферат Развитие скоростно-силовых качеств спортсменов
Реферат Пространство поступков в лирике Лермонтова
Реферат Apocalypse Now Review Essay Research Paper Vietnam
Реферат Freedom Essay Research Paper Many times throughout