Реферат по предмету "Социология"


Традиционный государственный фольклор постиндустриального общества

Традиционный государственный фольклор постиндустриального общества Оглавление Введение Глава 1 Культурологические аспекты фольклора 1. Концепции современного толкования фольклора 2. Функции фольклора Глава 2 Государственная Дума как фольклорный персонаж. 1. Балаганный театр В. В. Жириновского 2. Исповедь в творчестве

В. С. Черномырдина 3. Слово о погибели земли русской , похоронные причитания и плач невесты в творчестве Г. А. Зюганова 4. Поучение и проповедь в творчестве Г. А. Явлинского 5. Россия как сказочный персонаж Заключение Список использованной литературы Введение Политическая культура - сфера культуры вырабатывающая представления о цивилизационных формах политического

процесса оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно оно включает политическую мысль связи культуры и политики философии оценку политических структур с точки зрения культуры политического самосознания и политического поведения общества. Понятие впервые введено Г. Олмондом Сравнительные политические системы 0000 . Однако идея культуры изначально охватывала политику в числе других своих сфер - религии мифологии фольклора

экономики художественной и интеллектуальной жизни науки и искусства и развивалась в тесном единении с политической философией. Уже первые духовные движения в истории человечества были связаны с играми - культовыми действиями разыгрыванием сцен войны театрализующих действительность. Многие политические деятели и носители власти пытались использовать карнавализацию реальности и умонастроения масс в своих интересах. В античной Греции Гераклит открыл идею культурной изменчивости.

Первым греком построившим историцистскую доктрину был Гесиод. Философские учения Парменида Демокрита Платона и Аристотеля можно рассматривать как попытки постижения постоянно изменяющегося мира. Согласно Платону и Аристотелю политика - это единая наука об обществе и городе - государстве полисе . Нормативную концепцию культуры создал немецкий философ и юрист

С. Пуффендорф 0000-0000 впервые употребивший термин культура в его современном значении. У него человек выступает как единство гражданской политической и нравственной сути и в дальнейшем все более выявляет свою двойственность. В растущем конфликте между политическими и духовными сторонами естественное право становится очевидной потребностью определения сферы собственно культуры. Целью настоящей курсовой работы является сбор и обобщение материала связанного с развитием и изменением

традиционного духовного и словесного творчества социума анализ его применения и интерпретации современными политическими деятелями в новых исторических условиях. В первой главе я рассматриваю философские аспекты понятия фольклора как аспекта символической и знаковой культуры общества. Во второй главе курсовой работы анализируется воздействие традиционных форм русского народного творчества на формы ораторского искусства харизматических лидеров современной российской политики.

Настоящий анализ интересен с точки зрения политической культуры России рассматриваемый как совокупность многообразия аспектов исторически сложившегося политического сознания нации и ее отдельных групп которое включает субъективное восприятие истории культуры и политики укоренившиеся ценности и убеждения объекты идентификации и лояльности политического знания и ожидания. Глава 0 Культурологические аспекты фольклора Фольклор в культурологическом аспекте - в широком смысле

вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура и узком устная крестьянская словесная художественная традиция . Фольклор - это совокупность структур интегрированных словом речью вне зависимости от того с какими несловесными элементами они связаны. Вероятно точнее и определеннее было бы пользоваться давним и с 00-00-х г.г. вышедшим из употребления терминологическим словосочетанием устная словесность или не очень определенным социологическим ограничением

устная народная словесность . Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с др. формами и слоями культуры неодинаковой структурой культуры в разных странах Европы и Америки в те десятилетия прошлого века когда возникали этнография и фольклористика различными темпами последующего развития разным составом основного фонда текстов которые использовала наука в каждой из стран. 0. Концепции современного толкования фольклора

В соврем фольклористике наибольшим авторитетом пользуются четыре основные концепции которые вместе с тем постоянно взаимодействуют а фольклор - устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры а при максимально расширенном толковании - и некоторые формы материальной культуры Вводится только социологическое ограничение простонародные и историко-культурный критерий - архаичные формы господствующие или функционирующие в качестве пережитков.

Слово простонародный определеннее чем народное в социологическом отношении и не содержит оценочного смысла народный артист народный поэт б фольклор - простонародное художественное творчество или по более современному определению художественная коммуникация . Эта концепция позволяет распространять употребление термина фольклор на сферу музыкального хореографического изобразит и т.д. простонародного творчества в фольклор - простонародная вербальная традиция.

При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те которые связаны со словом г фольклор - устная традиция. При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять фольклор из др. вербальных форм прежде всего противопоставлять его литературе . Т.е. перед нами следующие концепции социологическая и историко-культурная эстетическая филологическая и теоретико-коммуникативная устная прямая коммуникация .

В двух первых случаях это широкое употребление термина фольклор и в двух последних - два варианта узкого его употребления. Неравноценное употребление термина фольклор сторонниками каждой из концепций свидетельствует о сложности предмета фольклористики о его связях с различными видами человеческой деятельности и человеческого быта. В зависимости от того каким именно связям придается особенно важное значение и какие считаются второстепенными периферийными складывается и судьба основного термина фольклористики в рамках той или

иной концепции. Поэтому названные концепции в определенном смысле не только пересекаются но и подчас как бы не противоречат друг другу. Так если наиболее важными признаками фольклора признаются вербальность и устность то это совсем не обязательно влечет за собой отрицание связи с др. художественными формами деятельности или тем более нежелание считаться с тем что фольклор всегда существовал в контексте народной бытовой культуры. Поэтому так бессодержателен был не однажды вспыхивавший спор - является фольклористика

наукой филологической или этнографической. Если речь идет о вербальных структурах то их изучение неизбежно должно быть названо филологическим но поскольку эти структуры функционируют в народном быту - они изучаются этнографией. В этом смысле фольклористика - одновременно составная часть и той и другой науки в каждый момент ее существования. Однако это не мешает ей быть в определенном отношении самостоятельной - специфика же исследовательских методов фольклористики неизбежно развивается на скрещении этих двух наук а также

музыковедения этномузыкологии социальной психологии и т.п. Характерно что после споров 00-00-х г.г. о природе фольклора причем не только в нашей стране фольклористика заметно филологизировалась и одновременно этнографизировалась и сблизилась с музыкологией и общей теорией культуры работы Э.С. Маркаряна М.С. Кагана теория этноса Ю.В. Бромлея семиотика культуры и др Первая и наиболее расширенная концепция в ее конкретных очертаниях

могла и должна была возникнуть в раннюю пору развития этнографии и фольклористики. Эти науки не могли еще предложить единого метода изучения столь различных областей народной культуры как сказка или баллада народное жилище эпическая песня и кузнечное ремесло. Они не готовы были вместе с тем и к дифференцированному рассмотрению разных сфер традиционной культуры Вторая концепция эстетическая будучи жестко запрограммированной только художественные формы народной

культуры чревата игнорированием естественной природы традиционных архаических форм фольклора в контексте народной культуры. Четкая выделенность прилагательного художественные постоянно грозит своим превращением в оценочную категорию критерий которой весьма относителен. Эстетическая функция многих фольклорных жанров при ближайшем рассмотрении оказывается не единственной не доминирующей. В своем более или менее чистом виде она сформировалась относительно поздно.

Впрочем она поздно сформировалась даже в сфере профессиональной культуры. Так в истории рус. лит. прозы то что можно было бы назвать беллетристикой для которой эстетическая функция стала доминирующей возникло только в 00 в. Средневековая литература музыка хореография изобразит искусство в позднее время воспринимаются как преимущественно художественные явления однако в большинстве случаев доминантой для них была функция практическая информационная

магическая религиозная а эстетическая функция очень часто оставалась вторичной сопутствующей возникавшей по крайней мере в синкретическом единстве с названными выше или др. функциями. Рассечение на художественное и нехудожественное при такой ситуации невозможно одно переливается в другое и существует в органическом комплексе. Тем более такое рассечение невозможно в сфере фольклора К первому относятся обрядовый фольклор заговоры основная функция которых - магическая и тоже обрядовая

причитания по тем те причинам значит часть преданий и легенд функция которых прежде всего информационная и которые пересказывались далеко не всегда художественно по крайней мере такой психологической установки у исполнителей не было . Фольклорные жанры группируются в два единства в первом из них доминирует какая-то внеэстетическая функция во-втором - эстетическая. Во втором - сказки эпические и исторические песни в сочетании с функцией информационной выступающей

в виде исторической памяти баллады исторические песни и некоторые другие жанры. Сказанное сопоставимо с ситуацией которая всегда была характерна для народного искусства. В крестьянском быту почти не было вещей не имевших практического назначения. Резьба на фронтоне избы роспись и резьба на прялке форма и орнамент на бытовой керамике украшения на женской одежде и головных уборах и т.д. органически сочетали практическое и художественное.

Изучение народного искусства - один из естественных разделов этнографии но в такой же мере - истории искусства подобно тому как словесный фольклор - один из разделов филологии и этнографии. Даже народная музыка рассматриваемая во всем ее объеме музыка устной традиции как ее иногда называют музыковеды содержит формы с очень отчетливой практической функцией. Такова например пастушеская музыка особенно развитая в горных районах а также формы связанные с самыми

разнообразными магическими действиями. Разумеется существуют и комплексы песенные инструментальные эстетическая функция которых достаточно развита но понять их можно в связи с теми комплексами для которых практическая функция столь же важна или просто доминирует. Третья из названных выше концепций выделяет словесные вербальные формы признает фольклор речью вербальной коммуникацией. При этом возникают две проблемы. Первая - выделение фольклора из обыденной деловой практической речи.

Если любой язык - это не просто инструмент для говорения или письма а система моделирующая человеческий мир представления о мире картину мира то фольклор так же как мифология литератуpa - вторичная моделирующая система пользующаяся языком как материалом. Вторая проблема - в том что в отличие от повседневной речевой практики порождающей разовые тексты по определенным правилам грамматическим логическим и т.п. в своей совокупности составляющим традицию языка на котором общаются говорящие фольклорная традиция-это трансмиссия

текстов вхождение текстов в традицию усвоение их и воспроизведение. Здесь тоже нет четко обозначенной границы. Тексты поставляются в традицию именно в процессе речевого общения. Первоначально создаются разовые тексты в том числе и будущие фольклорные. Это тексты минимального объема - фразеологизмы устойчивые речевые обороты приобретающие вторичный смысл вторичный моделирующий характер это как бы вторичные слова входящие из речи в традицию языка.

Они обретают свою функцию и становятся простейшими элементарными фольклорными формами. Максимальные по объему тексты - контаминированные сказки эпические поэмы и т.д. Между элементарными и максимальными формами размещается все разнообразие фольклорных жанров имеющих самые разнообразные функции и структуру. Необходим дифференцированный подход к закрытым и открытым структурам сравним сказки и причитания или колыбельные песни а также к структурам имеющим сильные весь обрядовый

фольклор игровые песни и т.д. и слабые внетекстовые связи эпические песни баллады многие виды лирических песен и др. Внетекстовые связи - один из важнейших критериев различения целой группы фольклорных жанров и литературы. И наконец четвертая концепция делает акцент на устности как важнейшей особенности фольклора. Она тесно связана с третьей филологической концепцией и построена на стремлении выделить среди словесных форм устные связать основные особенности фольклора с принципиально иным чем в литературе типом коммуникации

- прямым и контактным fase to fase communication direkte Kommunikation а также с ролью памяти в сохранении и функционировании фольклора с функционированием текста как средства реализующего и процесс и результат коммуникации с варьированием и ролью в нем исполнителя субъекта коммуникации и воспринимающего реципиента как потенциального исполнителя. Теоретически не менее важна проблема обратной связи зависимости исполнителя и его текста от слушателей

и их реакции в процессе восприятия текста а также процесс формирования вербальных формул - стереотипов о роли которых в процессе исполнения писали А. Лорд и его последователи а в России еще в середине 00 в А.Ф. Гильфердинг . Разработка проблемы устности в 00 в. собственно не была ее открытием как специфического явления. Устность и народность простонародность фигурировали во всех четырех концепциях о которых говорилось выше. Это обязывает нас оценить народность хотя бы чисто теоретически

как социология категорию постоянно фигурирующую в работах фольклористов. Возникла она в связи с фольклором в период который в истории общественной мысли обычно называют романтическим. Это было время вызревания фольклористики равно и этнографии как науки. В историко-культурном смысле это был начальный период урбанизации наиболее развитых стран Европы когда начал намечаться процесс изживания архаических традиций.

Этнография и фольклористика возникли в то время когда почва стала уходить у них из-под ног. Носителями архаической традиции все в большей степени оказывались люди из социальных низов - крестьяне и низшие слои горожан. Они представлялись фольклористами единственными хранителями этнической традиции что в пору созревания национального самосознания европейских народов приобрело особое значение и особый культурный статус. Расставание с архаической традицией стимулировало создание своеобразной иллюзии -

общество Нового времени стало подчас казаться лишенным всякой традиции по сравнению с уходящим обществом традиционным . Современная культурология подчеркивает связь культуры и традиции . Нет общества без культуры т.е. по Э.С. Маркаряну - адаптивно-адаптирующего механизма обеспечивающего функционирование общества. Подобный механизм не может сформироваться без негенетической памяти коллектива Ю.М. Лотман т.е. без традиции которая в значит мере представляет собой систему социально-значимых стереотипов.

Переход от доиндустриального общества к индустриальному и урбанизированному сопровождался не ликвидацией традиции как таковой или что в этом случае одно и то же культуры как таковой а сменой одной системы традиций другой одного типа культуры другим. Т.е. противопоставление доиндустриального общества как традиционного индустриальному как нетрадиционному не имеет теоретические основания и сохраняется по инерции или что чаще весьма условно. Это относится и к фольклору.

Всякая трансмиссия текста фольклорного или литературного устного или закрепленного на письме распространенного изустно тиражированием рукописи или типографским способом изготовленной книги есть традиция. Различие между ними - это различие в содержании того что передается посредством прямой или опосредствованной коммуникации в способах формирования такой трансмиссии наборе стереотипов темпе и способах их обновления. После высказанных соображений связанных с намеченными четырьмя основными концепциями употребления термина

фольклор возникает вопрос нельзя ли при их учете дать определение фольклора которое все-таки могло бы быть сквозным т.е. корректным для разных народов на разных ступенях истории? Если ориентироваться на узкое определение фольклора связанное с филологической и теоретико-информативной концепцией но при этом учитывать и более широкий этнографический контекст то можно было бы сказать что фольклор - совокупность вербальных или вербально-невербальных структур функционирующих в быту.

При этом имеются в виду структуры функционирующие изустно в контактных группах семье общине населенном пункте районе регионе этносе и в рамках ареала того или иного языка или двуязычия . В этом определении нет характеристики содержания стилистических особенностей жанрового сюжетного репертуара потому что при всей традиционности фольклора - он если рассматривать его многовековую историю был явлением динамичным. По крайней мере на разных этапах истории духовной культуры он приобретал определенные далеко

не всегда нам известные особенности. 0.0. Функции фольклора Функции фольклора в целом и отдельных его жанров не могли не изменяться в зависимости от общих изменений структуры всей духовной культуры от типа соотношения фольклорных и условно говоря нефольклорных форм и видов духовной культуры. Если иметь в виду только интересующий нас аспект то можно было бы говорить о трех стадиях развития духовной культуры. Первую их них можно было бы обозначить как синкретическую

общество архаического типа . Фольклорные формы в т.ч. и те которым была уже в какой-то степени знакома эстетическая функция в ее архаической разновидности часто вторичная и не доминирующая были теснейшим образом переплетены с разнохарактерными комплексами позже породившими самые различные ветви духовной культуры - обряды верования религию мифы исторические представления песни нарративные жанры и т.д. На этой стадии фольклором можно считать все формы духовной культуры связанные с языком или точнее все

традиционные словесные тексты образующие вторичные языковые моделирующие системы монофольклоризм . Уже на этой стадии возникают и функционируют сложные по своим составу и структуре системы фольклорных текстов обслуживающих различные потребности архаического общества- коммуникативные познавательные социально-классификационные семиотические практические закрепленный в слове опыт хозяйственных занятий охоты рыболовства военных столкновений и т.д Архаический период развития духовной культуры сменяется стадией дуализма

или по терминологии Ю. Кристевой постсинкретическим периодом для которого характерен постепенный переход от гомогенной монофольклористики к параллельному существованию бытовых и условно говоря внебытовых форм духовной культуры связанных с языком т.е. форм возникающих за пределами быта первичной контактной социальной группы в т.ч. и так называемые профессиональные формы или наоборот творимых ею но потребляемых за ее пределами. В этом смысле духовная культура развивалась не обособленно а по общим законам охватывающим

и материальную культуру и сферу социальной организации общества. Яркие примеры в этом смысле - фольклор и литература. Появление письменности было чрезвычайно важным событием. Если исполнение фольклорных произведений и их восприятие были всегда одномоментными и осуществлялись в рамках первичной формальной или неформальной социальной группы контактного характера то автор литературного

произведения и его читатель общаются посредством письменно зафиксированного текста могут быть отделены друг от друга десятилетиями или сотнями километров или тем и другим одновременно. Архаический синкретический комплекс все более дифференцируется. Рядом с фольклором постепенно формируются литератуpa профессиональное изобразит искусство и театр. Внутри фольклорного слоя продолжается процесс жанровой дифференциации.

Выделяются жанры с доминирующей эстетической функцией сказка эпическая песня любовная песня и т.д. и жанры в которых внеэстетическая функция по-прежнему продолжает доминировать заклинания и заговоры обрядовые песни так называемая несказочная проза духовные стихи и т.п Вторая группа жанров сохраняет свою синкретическую структуру сильные внетекстовые связи и др. архаические особенности. Фольклор перестает быть единственной формой культуры связанной с языком но в масштабах

этноса он еще долго продолжает преобладать т.к. в быту народных масс по-прежнему играет важнейшую роль. С течением времени фольклор постепенно начинает терять некоторые из своих функций передает их в большей или меньшей мере литре профессиональному театру профессиональной музыке и хореографии. Новые функции порожденные развитием общества тем более вызывают к жизни новые формы существующие параллельно с фольклорными подчас генетически связанные с ними но уже не фольклорные.

У большинства европейских народов на протяжении всего средневековья и в первые века после него фольклором был пронизан быт не только простонародья но и средних и верхних слоев общества. До изобретения книгопечатания количество рукописных копий любого лит. произведения было незначительным. Да и сама литератуpa например в России как уже говорилось еще в 00 в. только начала формироваться как беллетристика для которой характерно доминирование эстетических функции.

Если в профессиональном искусстве мы постоянно встречаемся с различными разновидностями фольклоризма т.е. с вторичным использованием элементов фольклора то народный быт как правило по-прежнему знает преимущественно прямое первичное продолжение традиции. Нефольклорные по своему происхождению тексты попадая в устную и простонародную сферу переживают обычно интенсивное приспособление к традиции и традиционным способам функционирования. Третья стадия соотношения фольклорных и нефольклорных форм духовной культуры исторически

связана с Новым временем. Ее можно условно назвать стадией урбанизации. Постепенная или более быстрая переориентация деревни на городские ценности и формы культуры ликвидация массовой неграмотности развитие систем образования книгопечатания прессы позже - радио телевидения и др. технических средств массовой коммуникации приводит к тому что социальный ареал фольклорных форм продолжает и теперь решительно сужаться. Возникают общенациональные формы языка и художественной культуры.

Фольклорное наследие более или менее активно используется при их создании однако обобщенность и сравнит однородность гомогенность духовной культуры развивается не в фольклорной сфере а в сфере профессиональных форм литературного музыкального театрального и т.д. творчества подобно тому как общенациональный язык развивается как письменный наддиалектный язык. Для этой стадии характерно все нарастающее проникновение профессиональных форм в быт нации включая и низшие и высшие его социальные слои через книгу периодическую

печать кино радио телевидение звуко- а позже и видео- воспроизводящие механизмы и т.д. При весьма широком распространении письменных форм в условиях массовой грамотности получают бурное развитие новые устные точнее - аудиальные и аудиовизуальные технические формы коммуникации нефольклорного характера которые используются в частности для трансмиссии текстов как литературного так и фольклорного либо условно-фольклорного вторичного характера. Образуется сеть над- супер- контактных связей которая

охватывает целые регионы земного шара и перекрывает связи контактных групп разного масштаба. Последние играют все меньшую роль в процессе трансмиссии и аккумуляции культуры. Фольклорное наследие все больше сохраняется в обобщенных или вторичных формах. Таково было основное направление развития. Вместе с тем в 00 в. в ряде стран наиболее сильно страдавших от гигантских военных столкновений века можно отметить периоды когда совершалось нечто вроде попятного

движения реанимации устных форм бытового характера. Особенно ярко это проявилось в России в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Соврем фольклористика стремясь познать общие закономерности развития фольклора не может не считаться с тем что он воспринимается самими народами как драгоценное для них выражение этнической специфики духа народа. Разумеется соотношение общечеловеческого и специфически этнического

каждый раз обусловливается конкретными условиями развития этноса - степенью его консолидированности характером его контактов с др. этносами особенностями расселения менталитетом народа и т.д. Если пользоваться категориями генеративной грамматики можно было бы сказать что общие интернациональные закономерности как правило проявляются на уровне глубинных структур а специфические национальные - на уровне поверхностных структур. Если обратиться например к сказкам или сюжетным эпическим песням международная

их повторяемость хорошо изучена то нельзя не констатировать что их сюжеты в значит степени международны а их воплощения в реальных текстах варьируются в разных этнических и локальных традициях приобретая определенные этнические черты язык интимно связанный с фольклором реалии быта верований набор характерных мотивов из которых как говорил А.Н. Веселовский снуются сюжеты особенно образы героев и их поведение природные условия в которых развивается действие характерные социальные отношения и т.д

И сказочная и эпическая традиции создают как бы свой мир не имеющий прямых аналогий в действительности. Мир этот измышлен коллективной фантазией он представляет собой преобразованную действительность. Однако как бы ни была сложна связь сказочной реальности и реальности подлинной она существует и отражает не просто и не только нечто общечеловеческое но и особенности бытия и мышления определенного народа. 00 в. чрезвычайно расширил наше представление о фольклоре его функции и структуре тесных связях с индивидуальной

психологией и психологией творчества. Фольклор обнаружил себя не только как генетический источник для развития художеств мышления но в какой-то мере как его вечная модель и существенный элемент фольклора нации. Проникновение мифологического мышления во все сферы жизни человеческого общества не могло не наложить свой отпечаток на человеческую культуру постиндустриального общества. Российская действительность сплав традиционных индустриальных и пост индустриальных общественных формаций.

Жизнь социума сконцентрирована в деятельности его общественных институтов каким являются законодательные органы власти. Власть в лице Государственной думы впитала дух общества ее породившего. Анализируя внешний атрибут публичности властных лидеров на основании реплик в Думе я пришла к выводу что в них кроется какое-то единое для всех цельное и странноватое мироощущение. Глава 0 моего курсового проекта является не более чем попыткой собрать кусочки политической мозаики

символы в виде слова и языковые значения изображения жесты представления ритуалы современных российских законотворцев и т.д. Предполагая изначальный символическо - знаковый узор проанализирую насколько символична большая часть того что передается людьми друг другу через слова и жесты в обыденной жизни. Насколько фольклор как обозначающее отсылает к обозначаемому которым могут быть все известные реальные и воображаемые действия вещи и отношения между ними .

Глава 0 Государственная Дума как фольклорный персонаж. Депутаты нынешней Думы ориентированы не столько на законотворческую деятельность сколько на литературную. В самом деле политическую речь в определенной степени можно рассматривать как литературное произведение а думские дебаты - как театрализованное представление. Телеаудитория получает от депутатов ораторские тексты оформленные по всем правилам литературной и фольклорной

традиций. Именно поэтому было бы интересно взглянуть на политические выступления с сугубо историко-литературной точки зрения. Материалом для данной главы послужили речи произнесенные в Думе в период отставки Сергея Кириенко и утверждения в должности Евгения Примакова 00 августа - 0 сентября 0000 . Прежде всего бросается в глаза что депутаты опираются на те или иные традиционные жанры русского фольклора.

Это и бесконечные плачи Г. А. Зюганова вопиющего о погибели земли русской и балаганные хохмы В. В. Жириновского и учительские речи Г. А. Явлинского. Рассматривая их выступления через призму традиционного русского фольклора через призму народного творчества мы обнаружим здесь и сказку и похоронные причитания и элементы народного театра. Выступления депутатов не обходятся и без литературных жанров будь то исповедь поучение побасенка или

притча. Говоря о жанрах мы естественно имеем в виду с одной стороны частичное типологическое родство некоторых видов театрализованных политических шоу и некоторых разновидностей народного театра и с другой стороны наличие отдельных элементов того или иного фольклорного жанра в устном выступлении политика. Очевидно что есть определенная связь между жанровыми особенностями выступлений политиков и степенью их популярности в различных слоях населения. 0.0. Балаганный театр

В. В. Жириновского а мы уже все перессорились В. В. Жириновский Дума 00.00.00 Сравнение Думы с балаганом с театром не ново. Метафорическое выражение политическая сцена давно стало общим местом действительно был возможен уход с политической сцены президента Р. Хасбулатов СРПМ 000 . Причем каждый кто вступает на эту сцену сравнивается с актером

Тот кто вступает на политическую сцену должен оставить надежду остаться самим собой. Он так или иначе играет роль не ту так иную Ю. Богомолов СРПМ 000 . Вся политическая элита в целом тоже часто сравнивается с театральной труппой Незадолго до своей трагической смерти Мераб Мамардашвили отозвался о происходящем как о театре политических привидений . Похоже эта достойна труппа занимает сегодня и российские подмостки

П.Гутионов СРПМ 000 . Кроме того политическая жизнь часто метафоризируется как арена на которой идут бои гладиаторов на временно освободившейся политической арене непрерывно идут жаркие бои. А. Гельман СРПМ 000 . Думается что именно наличие вполне определенной зрительской аудитории - важнейшая общая черта театра и политического шоу Те кому еще вчера рукоплескали сегодня сходят с политической сцены при гробовом молчании аудитории . В. Янелис СРПМ 000-000 .

По отношению ко всей политической жизни страны в целом все эти сравнения звучат чисто метафорически. Однако некоторые политические акции ограниченные в пространстве собирающие реальную аудиторию и одновременно транслируемые по телевидению приобретают отчетливые черты театрализованных шоу. И тогда театральность этих шоу перестает быть метафорической. Среди этих театрализованных в буквальном а не метафорическом смысле шоу можно назвать к примеру всевозможные

митинги и съезды Можно заметить как театрализовалась политика по ходу перестройки. Митинги-спектакли съезды-телесериалы. Герои-депутаты. Депутаты-комики. Детективные повороты мелодраматические осложнения Ю. Богомолов СРПМ 000 . Очевидна также театрализованная природа всех предвыборных шоу Избирательное шоу редкостное по драматизму закончилось

М. Павлова-Сильванская СРПМ 000 . В самом деле предвыборные постановки делаются по реальному сценарию в котором участвует множество профессиональных актеров редакторов суфлеров рабочих сцены костюмеров и даже декораторов И в том и в другом случае выборы президентов СССР и РСФСР основной сценарий готовится и разыгрывается глубоко за кулисами. Действие разворачивающееся перед нами на этот раз будет пожалуй посложнее и персонажей больше и массовые

сцены масштабнее и декорации цветистее О. Бичкова СРПМ 000 . Аудитории этих театрализованных шоу огромны. Иногда это телезрители всего мира Сегодня Запад - это благожелательный зритель который удобно устроился в партере и с интересом наблюдает за происходящим на подмостках советской политической сцены А. Янов СРПМ 000 . Забавно что и сами политики тоже сравнивают свои дебаты с народным балаганом еще

немного побалаганим - уже ничей опыт не понадобится В. С. Черномырдин. Выступление в Думе 00.00.00 . Это сопоставление Думы с балаганом характерно и для СМИ и для простых избирателей. Эта параллель стала просто-напросто общим местом. Но именно в свете реальной театрализованности политических шоу в этой балаганной метафоре можно усмотреть

отдельные черты исторической преемственности думского действа по отношению к народному театру прошлых веков. В традиционном балагане в выступлениях настоящих балаганных дедов шутки политической направленности тоже не были редкостью Прочь назем губернатора везем! Вопросы теории народного искусства 000 . Балаган любил пародировать и изображать власть. И это сопоставление также было осознанным и традиционным.

Те же черты были свойственные и кукольному театру Петрушки который был ориентирован на острые и злободневные политические проблемы Введение главного персонажа кукольного театра - куклы - в круг людей позволяло вносить в представление актуальные вопросы связывать традиционные сценки с местной жизнью делать более острой и ощутимой сатиру обращая ее на тех кто был зрителю хорошо знаком. Злободневность острота представлений создали

Петрушке славу Русское народное творчество 000-000 . Балаганная линия Думы представлена прежде всего в творчестве В. В. Жириновского. На комическую природу его амплуа все обратили внимание еще в начале 0000хгг. Спектакль не обойдется без комических персонажей. Например Алексей Сергеев из объединенного фронта трудящихся или

Владимир Жириновский от либеральной партии СССР То что на I Съезде народных депутатов СССР выглядело почти как высокая трагедия теперь может повториться в виде фарса . О. Бичкова СРПМ 000 . Лидер ЛДПР традиционно использует в своем творчестве элементы самых разных жанров народной смеховой культуры. В. В. Жириновский по сути претендует на славу балаганного деда старшего зазывалы и предводителя всего балаганного думского действа.

Владимир Вольфович не может не чувствовать перспективности подобного имиджа и видимо интуитивно находит все эти речевые приемы давно ставшие общим местом в русской культуре. Нужно отметить что фигура традиционного балаганного деда действительно была знаменитой в народе. Дед не только шутил и паясничал он толкал абсурдные речи он пародировал сильных мира сего бранился и постоянно издевался надо всеми и над актерами и над зрителями.

Он всех обвинял в самых невероятных вещах и немыслимых пороках причем обвинения носили смехотворный характер и их несостоятельность ни у кого не вызывала сомнений. Думское амплуа В. В. Жириновского совпадает с ролью традиционного балаганного деда до мельчайших деталей Мишенью прибауточных издевок балаганных дедов был рыжий - сотоварищ деда Балаганный дед не стесняется в обвинении рыжего в самых больших пороках прежде всего представляет его

публике как отъявленного вора при этом предупреждает публику Рыжими дед называл не только одного из актеров балагана но и зрителей. дед обычно чтобы обратить на себя внимание придирался к кому-нибудь из публики Вопросы теории народного искусства 000-000 . Именно тотальная брань создавала популярность балаганного деда Кто сильнее и остроумнее выругается тот имеет больший авторитет у публики

Вопросы теории народного искусства 000 . Шутки же эротического содержание - любимый конек балаганного деда. В. В. Жириновский тоже легко перескакивает с темы на тему пересыпая речь прибаутками и шуточками эротического содержания не имеющими ни малейшего отношения к предмету дискуссии до сих пор не может разобраться со своими отношениями с секретаршей. В этом случае разводятся со старой женой и вступают в брак с секретаршей В. В. Жириновский. Выступление в

Думе 00.00.00 . Всевозможные шуточки прибауточки издевки насмешки и эротические намеки характерны также для нынешнего спикера Госдумы Митина присядьте пожалуйста тем более телевидение с камерой вас берет в не очень хорошем положении Реплика Г. Н. Селезнева в Думе 00.00.00 . Как главный директор думского театра он вынужден держаться в жанровых пределах в рамках которых невольно оказалась теперешняя Дума. Он как бы тоже претендует на роль думского деда -шутника.

Не случайно В. В. Жириновский подобно балаганному персонажу любит кривляться дразниться и передразнивать. Он всегда двусмысленен Наш Дом - Россия у вас какой был символ вашего движения? Крыша. Крыша уехала и у вас ничего не осталось! Выступление в Думе 00.00.00 . В высшей степени показательно его выступление в Думе 00.00.00. Первая фраза сразу задала комический тон все выступление сопровождалось смехом парламентариев

Виктор Степанович если бы у вас была мощная политическая структура то они бы вам подготовили выступление которое я сейчас произнесу от вашего имени . В. В. Жириновский сыграл роль В. С. Черномырдина. Передразнивая его четверть часа он в буквальном смысле превратил политическую трибуну в балаганную сцену. Лидер ЛДПР вкладывает в уста В. С. Черномырдина хулу в адрес всего света и слова любви к себе

В. В. Жириновскому тех фракций с которыми у меня лучшие отношения это и ЛДПР я особенно благодарен последней за то что она помогала мне советами В. В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 . Но издеваясь над В. С. Черномырдиным он изображает экс-премьера в совершенно несвойственном тому ключе. Все эти мы обещаем мы откроем мы покончим - это скорее черты учительских проповедей

Г. А. Явлинского мы обещаем что ни один человек не окажется бездомным . Он одевает бывшего премьер-министра не то в рясу проповедника не то суперинтеллектуала властителя дум нам лицам с высокой духовностью . После краткого покаяния псевдо-Черномырдин рисует пророчески поучительную картину будущего благоденствия эдакую утопию земной рай полный неземных наслаждений. Эта утопия а ля Явлинский опять же приобретает в устах

В. В. Жириновского комический пародийный по отношению к ламенту а ля Зюганов характер не допустим в конце ХХ века чтобы граждане валялись на улицах . В рамках пародии эта утопия воспринимается слушателем как своего рода антиутопия в том смысле что ничего этого хорошего не произойдет. Тут уже В. В. Жириновский допускает еще подстановку и пародирует ламентный дискурс Г. А. Зюганова. Это не В. С. Черномырдину а

Г. А. Зюганову вечно рисующему картины погибели земли русской было бы свойственно говорить о кровавых страницах и прочих ужасах и бедствиях. Тут же начинаются зюгановские пасквильно-доносительные поиски виноватых я знаю кто виновен определить степень их вины . Поиски эти конечно же приводят на Запад все политические центры в стране под контролем западных спецслужб . Ну а все нити заговора заканчиваются в Кремле я очищу

Кремль и правительство от тех советников которые получают наказы и инструкции в иностранных посольствах . Затем опять начинается пародийный плач о погибели земли русской . Далее В. В. Жириновский опять меняет стилистику речи. Начинается восхваление будущего величия Руси. В устах Владимира Вольфовича это уже напоминает самопародию мы больше не позволим

Соединенным Штатам управлять планетой из одного центра новый военно-политический блок по всему миру растут пророссийские настроения 0 миллиардов с надеждой смотрят на Москву мы приступаем к созданию нового восточного блока в новом году мы объявим о создании единого государства и т. п. В выступлении 0 сентября пародируя жанр ламента перечисляя всякие ужасы а ля Зюганов он тут же выворачивает все наизнанку плохое становится хорошим просто потому что это было по

Жириновскому вовсе не плохое а настоящее плохое впереди Правильно нам сказали что ситуация напоминает январь 00го когда плохо было войну проиграли и царь плохой и временное правительство плохое и Керенский плохой Вот я вас хочу вовремя остановить. Да 00-й год было отвратительно но нужно сохранять то отвратительное чтобы еще хуже не стало! Пародируя этот дискурс он прямо апеллирует к

Г. А. Зюганову сегодня плохо но будет хуже виновными будут коммунисты В. В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 . Возникший смех слушателей тоже становится объектом издевательства вы ж вот так смеялись а четыре тысячи десантников лежат в сырой земле потому что вы смеялись сидели и смеялись . Это постоянное переворачивание перемешивание плохого и хорошего высокого и низкого смешного и печального очень характерно для лидера либералов .

Причем нужно отметить что В. В. Жириновский издевается над похоронным зюгановским дискурсом совершенно сознательно вы здесь с трибуны паникуете и говорите везде развал! Нету развала! Вы говорите не хватает умирают! Не умирают! Все спокойно! Нужно хвалить свою страну! Как вы в Советском Союзе говорили людей расстреливали и говорили все хорошо у нас все отлично

Сто миллионов положили в могилу В. В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 . Концовки речей В. В. Жириновского всегда выглядели пародийно-пророческими апокалиптически обличительными квазиюродствующими и псевдогероическими моей матери Сталин дал корову крестьянина которого расстреляли! И мне было хорошо! Я пил это молочко! Но крестьянин лежал в сырой земле

Народ вас сметет Чтоб вы одни шли с вашим красным знаменем! Чтоб все поняли что конец вашему красному знамени! Что оно в крови у вас сегодня уже Новый диктатор он придет! Из-за вас придет! В. В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 . В своих выступлениях Жириновский вроде бы использует простые и общеизвестные факты но

доводит их до полного абсурда. Это тоже распространенный прием народного балаганного театра В основание кладется какой-нибудь действительно существующий факт который конечно преувеличивается доводиться до смешного до абсурда Вопросы теории народного искусства 000 . Не случайно в программе Суд идет НТВ представляющей собой своего рода художественный спектакль-шоу В.В. Жириновский блестяще сыграл роль ответчика проигравшего судебную тяжбу.

Амплуа актера народного театра ему ближе всего. В выступлениях В. В. Жириновского можно обнаружить элементы самых разных фольклорных жанров. Он экспериментирует даже с жанром фольклорного анекдота. Иногда он сам их сочиняет а иногда рассказывает традиционные народные анекдоты прямо на заседании Думы он напоминает мне анекдот про Микояна от Ильича до

Ильича без инфаркта и паралича 00.00.00 . Примеры можно было бы умножить. Объектом насмешки для В. В. Жириновского может быть все что угодно даже святые символы государственности чтоб подправить немножко орлов двуглавых В.В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 . Думается что в серьезной Думе ему бы просто не было места. Он реализует колоссальный балаганный потенциал

Думы. Исчезнет этот потенциал - сменит амплуа и В. В. Жириновский. Непонятным остается только одно. Кто же кому навязывает балаганность традиционный народный театр - В.В. Жириновскому В. В. Жириновский - Думе Дума - В. В. Жириновскому или вся страна - самой себе. 0.0. Исповедь в творчестве В. С. Черномырдина Не до игрищ сегодня

В. С. Черномырдин. Дума 00. 00. 00 Здесь не рассматриваются те выступления В. С. Черномырдина когда он читает вслух письменный текст по бумажке. Материалом нам служили только устные спонтанные реплики и выступления. Думается что В. С. Черномырдин стал жертвой пародийной выходки В. В. Жириновского не случайно. Сам Виктор Степанович всегда был большим специалистом по всевозможным

издевкам шуткам-прибауткам насмешкам и прочим вполне фольклорным жестам . Что вы скажете к примеру о таком начале официального заключительного слова политика Да стареешь Геннадий Николаевич стареешь ничего не сделаешь В. С. Черномырдин. Заключительное слово в Думе 00.00.00 . Безо всякого вступления экс-премьер начинает с откровенной издевки обращенной к председателю парламентской

палаты. Его эротические шуточки тоже носили далеко не литературный характер Эх вы! Меня можно расчленить Не расчленяли и никогда никто не расчленит! и запомните это раз и навсегда! Не хочу говорить о членах! В. С. Черномырдин. Заключительное слово в Думе 00.00.00 . Не случайно его выступления постоянно сопровождаются смехом аудитории. Дискурс его отрывочен он постоянно использует неполные предложения намеки насмешки часто говорит о

себе в третьем лице. Литературной традицией здесь и не пахнет. Стилистически - это просторечный дискурс Черномырдин бы этого никогда не сделал. Не надо Черномырдина сюда. В порядке справедливости. Ну скажите у вас когда Черномырдин работал что была боязнь что кого-то расчленят. Пауза смех в зале Из естественных монополий. Меня можно расчленить можно убрать.

Чтобы я был сторонником их уничтожить! Ну зачем же вы так Я по выступлению Жириновского ничего не хочу сказать. Это завтра Клинтон будет. Владимир Вольфович! Ну пообщайся ну пообщайся! Да мне еще тут тяжелый был. Вы что ребята? Когда ж вы это успели все? Наделали значит! Кто-то чего-то! Не простой вопрос!

Не надо путать! Поспешили! Не надо спешить! В.С. Черномырдин. Заключительное слово в Думе 00.00.00 . Экс-премьер рисует портрет депутатов в обличье наделавших чего-то набезобразничавших ребят шалунов тяжелых болтунов. А себя рисует в образе эдакого пожурившего их отругавший и посмеявшийся над ними дедушки . Он постоянно использует реплики явно не относящиеся к теме разговора но задевающие лично оппонентов

в сугубо балаганном ключе. Издеваясь над оппонентом Черномырдин вводит традиционную для фольклора тему рыжих-плешивых не могу по натуре в кого-то бросать камни вот те люди которые работали у которых была возможность вы их знаете они и красные и кучерявые и цветные не надо Черномырдина сюда! Заключительно слово В. С. Черномырдина 00.00.00 . Но ведь это любимый прием балаганных дедов

Издевается балаганный дед не только над рыжими Признаться сказать у кого волосы черны и те на эти дела задорны. В особенности рыжие да плешивые - самые люди фальшивые. А вишь и русый не дает чужому карману трусу. Вопросы теории народного искусства 000 . О плешивых Виктор Степанович тоже не забыл Не обижайся дорогой мне не хочется эти говорить слова но я обязан сказать мои залысины от того что уж больно долго ты их лизал извини

Выступление В. С. Черномырдина в Верхней Палате 00.00.00 . Здесь критика экс-премьера носит как видим совершенно не политический а явно балаганный характер. В спектакле разыгравшемся в Думе осенью 0000 года В. С. Черномырдина раздражала не столько народная театральность этого действа сколько тот факт что объектом издевательств стал он сам В. С. Черномырдин И я считаю недопустимым продолжение спектакля на глазах

всего народа не до игрищ сегодня Заключительное слово 00.00.00 . Обычно как известно объектом насмешек эдакой куклой для битья был президент а не премьер. Кстати сравнение с куклой принадлежит Г. А. Зюганову. Причитая лидер коммунистов использует театральную метафорику Я недавно Клинтону сказал Вы нам помогаете эту НТВ-эшную куклу держать на посту а страна корчится

Г. А. Зюганов. Интервью РТР 00.00.00 . Тут уж Клинтон тоже выступает в роли актера кукольного театра. Тот факт что в сентябре 0000 года В. С. Черномырдин поддался всеобщим настроениям и чуть ли не единственный раз выступил в жанрах ламента и исповеди сослужил ему самую худую службу. Это было воспринято как своего рода уступка Г. А. Зюганову пытающемуся навязать всем свою погибельную метафорику.

Начал экс-премьер с ужасов которые превзошли самые смелые эксперименты депутатов в области ламента. Однако виновным во всех этих ужасах экс-премьер признал себя лично Страна находиться в критическом положении Вины с себя не снимал и не снимаю Не потому что я уж такой хороший Будет беда пропасть вернуть доверие Выступление В. С. Черномырдина 00.00.00 . Тут уже пошли покаянные ноты

Да будут ругать снизу доверху и правильно будут ругать когда жизнь тяжелая хвалить правительство не за что! Выступление В. С. Черномырдина 00.00.00 . Экс-премьер рисует тяжкий путь исповедального самобичевания Для меня это был непростой путь Я увидел допущенные ошибки увидел допущенные промахи в работе вижу и свою вину Я не снимаю и с себя сегодня ответственности за ошибки Выступление В. С. Черномырдина 00.00.00 . Как видно желание русских политиков приобрести имидж объективного

и самокритичного человека принимает формы традиционной литературной исповедальности. И исповедальность эта декларируется ими как искренняя и глубинная Я не из тех людей которые ловчит которые там юлит Выступление В. С. Черномырдина 00.00.00 . Декларируемое желание принять на себя все вины и страдания помещается при этом в вполне христианские контексты приобретая какие-то православные коннотации

Я несу полнейшую ответственность я много не то сделал я много ошибался Не могу по натуре в кого-то бросать камни Выступление В. С. Черномырдина 00.00.00 . Экс-премьер не только сам себя обвиняет но и готов принять все обвинения в свой адрес со стороны зрителей Вы меня можете обвинять я еще раз повторяю не отказываюсь ни от чего Я заслуживаю жестокой критики Выступление В. С. Черномырдина в

Верхней Палате 00.00.00 . Конечно политика - не пьеса в буквальном смысле. Само действо здесь абсолютно равнозначно произносимому тексту а каждый политик сам автор и исполнитель герой собственного быта. Однако и в классической народной драме действие равнозначно исполняемому тексту тогда как в других жанрах текст главенствует Русское народное творчество 000 . В традиционном балагане тоже царит экспромт каждый сам себе царь и палач.

И потом народный театр - понятие широкое в него включаются и кукольный театр Петрушки и театр марионеток и вертеп и раек и балаган. В выступлениях депутатов мы конечно же можем усмотреть черты самых разных традиций но для нас важно что во многих из них проступают черты народной смеховой культуры в целом. 0.0. Слово о погибели земли русской похоронные причитания и плач невесты в творчестве

Г. А. Зюганова все превратили в трагикомедию теперь сценарий вы ни за что не справитесь Г. А. Зюганов. Выступление в Думе 00.00.00 Всевозможные древнерусские тексты вроде Повести о Горе-Злочастии или Слова о погибели строятся на двух основных приемах. Это во-первых восхваление богатства и красот земли русской О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!

И многими красотами удивлена еси озеры многыми удивлена еси реками и кладязьми месточестьными горами крутыми холми высокыми дубровами частыми польми дивными зверьми разноличьными птицами бещислеными городы великыми селы дивными винограды обителными домы церковными и князьми грозными бояры честными вельможами многами - всего еси исполнена земля Руская о правоверьная вера христианская! Слово о погибели Рускыя земли 000 . И во-вторых это идущие на смену этой апологии стенания о наступивших

и грядущих ужасах имеющих апокалиптический характер. Авторы не жалеют красок для описания кончины Руси и всевозможных кошмаров которые пришли на нашу землю. Послушаем эту часть Плача в исполнении Г. А. Зюганова. Земные богатства Руси разграблены от страны остались одни руины то что они создавали последние 0 лет под видом демократических реформ на сегодня находится в полных руинах .

Царит полная нищета ожидается голод завтра многим не хватит на хлеб на воду . В общем как гласят традиционные причитанья спят да малы дити голоднешеньки Причитанья северного края 00 . По Г. А. Зюганову все катится куда-то вниз в пропасть и начинается массовый обвал после того что уже произошло . Грядут страшные доселе неслыханные кровавые злодеяния и дальше криминально-олигархическая власть будет в стране кровавая диктатура будет гарантирована.

Этот сценарий еще хуже того что было недавно . Близится царство разбойников и злодеев возобладает стихия и бандформирования . Наступление полного небытия ожидается в самые ближайшие дни через две-три недели система будет окончательно уничтожена Г.А. Зюганов. Выступление по РТР 00.00.00 . Впрочем в той же речи он говорит уже о часах и минутах счет пошел на часы Выступление по РТР 00.00.00 . В других выступлениях ужасы не грядут а уже и наступили беда для

страны давно уже наступила . Причем дальше будет все хуже и хуже будет в 00 раз страшнее и опаснее Выступление по РТР 00.00.00 . Выступая в Думе 00 сентября 0000 года Г. А. Зюганов прямо заявляет что крах государства уже наступил что социальная жизнь остановилась в ближайшие две недели остановятся еще те предприятия которые работали . Метафоры его традиционны. Это пожар остановить финансовый пожар буря если не остановим бушующие цены

и панику взрыв а это уже не просто безопасность это возможно взрыв с самыми опасными последствиями глобальная всеобщая катастрофа если это взорвется после того как кого-то продавят насильно это будет в десять раз страшнее чем все было предыдущее . Метафорически страна предстает как разлагающийся труп гниение продолжаться не может . Людям лидер Компартии предрекает традиционные фольклорные глад весной будет гарантированный голод хлад зима еще не наступила а уже замерзает целый город люди сдают кровь для того чтобы купить

на эти деньги хлеб раньше платили за пол-литровую банку крови 00 рублей сейчас не дают и пятнадцати и мор бушует туберкулез вырывая целые коллективы . В целом это метафорика Апокалипсиса валются рушатся разбегаются Выступление по РТР 00.00.00 . Забавно что народ в устах Г. А. Зюганова предстает в образе гибнущих героев а президентская власть в обличье терзающего их немецко-

фашистского оккупанта-диктатора кроме Пиночета в стране у нас всегда были Матросовы и Космедемьянские 00.00.00 . Впрочем роль главного сатанинского врага России иногда отводиться не нынешней власти а Западу который хочет по Г. А. Зюганову буквально сожрать нашу страну Россия это полмира это целая цивилизация и ей Америка подавится Выступление по РТР 00.00.00 . Именно эти ужасные враги-властители все разрушили разграбили

остановили заводы и фабрики . Интересно что во всем этом тотальном всеобщем ужасе и апокалиптическом кошмаре сам Г. А. Зюганов и его фракция - это последний островок небольшой законности которая есть в стране здесь в думе . Что же нужно чтобы остановить погибель земли русской этот конец света ? По Г. А. Зюганову нужно всем богатым буржуям поделиться с ним деньгами и властью обращаюсь к народившейся буржуазии ваши предшественники в первые пятнадцать лет этого века не сумели поделиться властью и собственностью

тем кто не поделился или корону сняли или голову. Вот сейчас вы ведете себя точно так же . Кроме традиционных элементов ламента плача причитания и слова о погибели в творчестве Г. А. Зюганова можно также обнаружить отдельные формулы характерные для жанра пасквиля . Но с пасквилем какая-либо самокритика и исповедальность настолько несовместимы что даже о собственной работе лидер коммунистов говорит в третьем лице множественного числа они во что бы то ни стало сохранить

надо Думу Да они тоже работают не так как следует Интервью РТР 00.00.00 . Лидер коммунистов все время намекает что есть кто-то виноватый во всем что есть враг что есть целенаправленные силы занимающиеся уничтожением нашей родины стратегические ресурсы которые сегодня все пропиты и разворованы разрушена вся финансово-кредитная система Выступление в Думе 00.00.00 . Причем у любого трагического события в истории по словам лидера коммунистов

есть конкретные авторы. Если например повысились цены то подразумевается что кто-то целенаправленно их поднимает цены вздули радиоэлектронику разгромили машиностроение разгромили ВПК остановили Интервью РТР 0 и 0.00.00 . Экономический кризис по словам Г. А. Зюганова был запланированной акцией вполне конкретных лиц. Лидер коммунистов не говорит безлично разрушилось он говорит разрушили потери страны - полтора миллиона

людей каждый год Даже после того как все разрушили разграбили остановили заводы и фабрики Выступление в Думе 00.00.00 . Все эти злодеяния совершаются нашими олигархами Криминально-олигархическая власть в стране будет кровавая Выступление в Думе 00.00.00 . Олигархами как известно называется вполне конкретный круг лиц. Обвинения Г. А. Зюганова вполне адресны да он и сам этого не скрывает

Сегодня полное презрение и недоверие к президенту и его окружению прежде всего в лице Березовского и дочки Интервью РТР 00.00.00 . Историософская позиция лидера компартии подразумевает что негативные стороны мировой история имеют конкретных авторов в лице его политических противников. В качестве же автора позитивной части исторического процесса он выдвигает себя. Именно эти стороны творчества лидера компартии умело пародирует

В. В. Жириновский. Он пародирует и ламент и пасквильно-доносительные элементы зюгановского дискурса и я знаю кто виновен я дал указание генеральному прокурору немедленно возбудить уголовные дела Я обещаю вам прекратить влияние семьи я очищу Кремль и правительство В. В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 . Ужасы которые рисует в своих выступлениях лидер коммунистов повторяются из выступления в выступление. Бесконечные повторы бесконечно варьируемого текста - это фольклорный

прием. В народном искусстве одно и то же причитание повторяемое из столетия в столетие не утрачивает своей актуальности. В традиционных причитаниях тоже были и злые враги и загубленные девицы Не давай кормлец-батюшка Ты своей-то руки правые Моему-то злому ворогу Не сгубляйте красу девичью Русское народное поэтическое творчество 00 . Однако этот прием совершенно не воспринимается образованной частью российского общества.

Она воспринимает Г. А. Зюганова не как народного вождя героя а как плакальщицу бесконечно повторяющую один и тот же припев причитающую над мифическим трупом России. С литературной точки зрения Г.А. Зюганов воспринимается как автор одного единственного текста который он повторяет ежедневно. Но для образованной части общества эстетика повтора - это эстетика примитива. Слушатель ждет неожиданной мысли оригинальной речи авторских ораторских приемов а получает какие-то

свадебно-похоронные вопли деревенской невесты. Для литературного сознания подобные тексты - это даже не фольклорные плачи а однообразные монологи провинциального трагика. И когда Г. А. Зюганов предрекает нам очередную трагедию то его прогноз начинают восприниматься не как диагноз исторический прогноз а как фарс театральный трюк будет еще одна национальная трагедия Г. А. Зюганов. Программа Герой дня . НТВ 00.00.00 .

И когда спикер Г.Н. Селезнев на открытии парламентской ассамблеи говорит о том что такая ситуация рано или поздно кончается трагедиями всего общества то у общества складывается впечатление что оно является зрителем трагедии не на исторической сцене а на думских подмостках псевдонародного театра. Можно сразу отметить что выступления депутатов практикующих жанры ламента жалобы плача причитания воспринимаются обычно как неудачные . С помощью подобных риторических формул трудно преследовать позитивные цели.

Так А. Н. Шохин вроде бы хотел выступить в поддержку В. С. Черномырдина но работал в жанре ламента что сделало его выступление более чем двусмысленным. Он все время говорил о глубоком кризисе крахе попыток еще больших негативных последствиях намечающемся тупике кризисной яме . Стоны А. Н. Шохина доносившиеся из этой ямы вряд ли могли кем-нибудь восприниматься как мощная позитивная поддержка и энергичная помощь.

В заключение отметим что любимый ныне политиками жанр причитания воспринимается слушателями трагикомически еще и потому что он традиционно исполнялся исключительно женщинами-крестьянками Та область устной народной поэзии которая в крестьянском быту связывалась с названием причитания причете причёта вопа воя жали крика плача заплачки голошения и т. д. в зависимости от местности в действительности значительно шире. Как показали исследования советского времени под причетью следует понимать элегические

импровизации создававшиеся крестьянками по самым разнообразным поводам и на самые различные темы. Причитания возникали преимущественно в связи с печальными скорбными трагическими событиями в народном быту пожар неурожай голод болезнь семейные неурядицы различные проявления социального гнета тяжесть положения сироты или вдовы проводы в солдаты смерть и т. д. Чистов. Русская причеть 000 . Мастера этого жанра именовались плакуши вопленницы и плачеи .

Они приглашались заменить невесту на свадьбе или родственников женского пола вопить на похоронах. Точно также неуместно модное в среде политиков ХХ века якобы простонародное гыканье произношение фрикативного щелевого г . На самом деле оно является не народным а просто южнорусским и у образованного слушателя ничего кроме усмешки не вызывает. Между тем половина нынешней Думы продолжает гыкать и причитать . Все это начинает напоминать украинские похоронный обряд.

В народе это называется голосить по-бабьи . Народное сознание всегда нуждалось в героях а не в плакальщицах. 0.0. Поучение и проповедь в творчестве Г. А. Явлинского жить в условиях мыльной оперы Г. А. Явлинский. Из выступления в Думе Романтические черты одинокого героя можно усмотреть в творчестве разных политиков. На это уже обращали внимание исследователи Образ Николая Ивановича Рыжкова сотворен в жанре мелодрамы.

Живая интонация неподдельной обиды стала самой характерной чертой его имиджа. О чем бы Николай Иванович не говорил всегда он выглядел человеком незаслуженно оскорбленным и трагически непонятым. Эта мелодраматическая интонация стала со временем маской опознавательным знаком одного из главных персонажей разыгрывающегося сегодня политического спектакля . Ю. Богомолов СРПМ 000-000 . Но нам кажется что романтическое амплуа

Г. А. Явлинского самое отчетливое продуманное и устойчивое. Он всегда одинок всегда против всех и вся этот мир его не устраивает здесь ему нет места. Г. А. Явлинский в его думском амплуа - непонятый герой персонаж романтической драмы. Но он не уходит в область заупокойных молитв и причитаний подобно Г. А. Зюганову. Он - одинокий проповедник пророк и учитель.

Для нас в данном случае неважно чему учит Г. А. Явлинский как учит хорошему ли учит. Нам важна только общая интенция его дискурса. То что говорит лидер Яблока - это чаще всего звучит не как предположение а как доказанная теорема и я могу это доказать в два счета . Он не просто говорит а поясняет всем и каждому Виктор Степанович спрашивал я хочу пояснить . Он - обладатель высшей мудрости судя потому что его оппонентам

не хватает ума . Он один может спасти человечество мы готовы выводить страну из кризиса а в целом мы хотим построить . Всем остальным политикам он предлагает задуматься над его словами я предлагаю моим коллегам в Государственной Думе всерьез прислушаться нам надо мы должны Выступление в Думе 00.00.00 . Эту черту Г. А. Явлинского обличать поучать проповедовать и пророчествовать язвительно подметил В. С. Черномырдин в своем выступлении в

Думе 00.00.00 Я Григорий пауза смех Алексеевич в зале крики Гриша! смех дорогой мой я как вчера услышал твою песню по телевидению! Как ты! Ты правда действительно мгновенно всех раздел! мгновенно! ну молодец! Только в одном хочу тебе сказать Вот этот такой дешевенький прием я это дам я это сделаю я это все организую А где возьмешь? Зачем обманывать? Зачем на этом играть?

Люди же народ же слушал! В целом нельзя не признать что поучения Г. А. Явлинского хотя и раздражают но стратегически более перспективны нежели плачи Г.А. Зюганова или народный театр В. В. Жириновского. 0.0. Россия как сказочный персонаж хвалить надо свою страну В. В. Жириновский. Выступление в Думе 00.00.00 В русском фольклоре

Россия как персонаж приобретает черты женщины-матери Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом. Коринфский. Народная Русь 00-00 . Считалось что Мать-Сыра-Земля дает жизнь все людям и принимает их обратно Как не добёр кто а все не добрей Матери-Сырой-Земли всяк приючает семью до гробовой доски а земля приютит

и мертвого Коринфский. Народная Русь 0 . Эти представления сохранились и до настоящего времени Земля сотворена как человек каменья - тело ее вместо костей - корни вместо жил - древеса вместо власов былие имеет вместо крови - ее воды Словарь русских суеверий 000 . Образ этот широко распространен и в русской литературе Короче Россия должна забеременеть демократией . Ф.

Искандер СРПМ 00 . Этот женский персонаж постоянно присутствует в выступлениях депутатов. Какими же чертами депутаты награждают образ Родины России? Это - женщина стоящая на краю пропасти нищая и одновременно ограбленная изнасилованная и одновременно беременная больная и одновременно гниющая и корчащаяся в предсмертных судорогах честная но одновременно находящаяся на грани падения образ проститутки и при всем при этом еще и умирающая в ломках наркоманка.

В живописании этого ужасного образа большинство депутатов совершенно единодушно. Приведем несколько забавных примеров. По В. С. Черномырдину 00.00.00 страна - эдакая Катерина нуждающаяся в луче света в темном царстве она стоит на краю обрыва и срыва Россия сегодня находится по сути на грани срыва ей необходимо отойти от пропасти . Иначе быть ей павшей женщиной удержать страну от падения

В. С. Черномырдин. Выступление в Думе 00.00.00 . Другие депутаты считают что грядет рождение новой жизни. Страна оказывается еще и беременной. Но это не удивительно поскольку традиционная Мать-Сыра-Земля - родительница всех людей Вдовство-сиротство земли тяжелей всего для ее детей От нее создано тело человеческое Коринфский. Народная Русь 00-00 . Однако непонятно как она родит если она уже находится при смерти.

По Н. М. Харитонову страна в страшных предсмертных судорогах корчится . Но при этом Н. М. Харитонов продолжает ждать спасителя который вытащит ее из развала и нищеты . При этом будущего премьера все хотят облечь в одежды прекрасного принца спасающего гибнущую принцессу. Другие депутаты используют сразу несколько несовместимых метафор. По О. В. Морозову Россия- это одновременно и умирающая больная

Россия она как больной который уходит на наших глазах и вроде бы гибнущее от нападения хищников животное мы эту страну скоро в клочья разнесем . Н. М. Харитонов 00.00.00 тоже рисует образ раненой самки переставшей дышать на восьмой год только Россия как раненый зверь зашаталась от этих безумных реформ только на восьмой год мы почувствовали что Россия дальше не может жить и не может дышать . По Н. Рыжкову эта несчастная женщина унижена и ограблена вы посмотрите что делается в стране практически

страна разгромлена разграблена унижена . С ним солидарен и Н. М. Харитонов у которого тоже вырисовывается образ обворованной несчастной женщины Страна разграблена разворована Выступление в Думе 00.00.00 . В. Рыжков также не обошел этой свадебно-эротической вакханалии Я очень надеюсь что в понедельник разговор пойдет не о том кто суженый кто не суженый 00.00.00 .

И наконец по Е. М. Примакову Россия - больная наркоманка мы на игле этих займов сидеть не можем . Хотя Евгений Максимович не преминул поиздеваться над В. В. Жириновским мы нигде сапоги ни в каком море не будем так сказать умывать Выступление в Думе 00.00.00 . Даже у Н. Борового появляется образ больной которую лечат колдуны страна экономически чрезвычайно больна выход из этой сложной ситуации один - это очень узкая тропинка.

Рецепты лечения этой болезни давно разработаны все это означает что в качестве рецептов выздоровления экономики рецептов спасения страны вместо проверенных эффективных проверенных многократно лекарств будет использоваться знахарство и шаманство Выступление в Думе 00.00.00 . Продолжается тема чертовщины и магии. Подобное нагнетание страхов в высшей степени характерно для традиционного фольклора.

Но оно носило чисто календарный характер и весной все эти страхи отступали Рождавшая все плоды земные богиня плодородия испытывала по народному слову не одно счастливое чувство материнства. Мучимая жаждою - она пила дождевую воду содрогалась от испуга при землетрясениях пробуждалась она - могучая- к новой плодотворящей жизни на радость всему живому миру воскресающему от своих страхов Коринфский. Народная Русь 00 . Все это связано в какой-то мере с боязнью черта.

И именно Мать-Сыра-Земля поглощает силу нечистую увлекает ее в бездны кипучие преисподние Словарь славянской мифологии 000 . В нашей думской литературно-фольклорной комедийно-балаганной карусели не хватает именно какого-нибудь актера в костюме черта. Ведь только черт может вредить Матери-Земле Родине. Этот черт в народном сознании часто ассоциируется с власть имущими.

И не случайно именно с чертом сравнил будущего премьера Егор Строев в своем выступлении 0 сентября 0000 года Можно поддерживать самого черта Характерно что депутатами сознательно структурирующими свой дискурс по европейской модели строящими свои речи в традициях европейского парламентаризма дипломатии и адвокатского искусства подобная фольклоризация речевых экспериментов в

Думе воспринимается как пустая болтовня Кончайте вы эту болтовню под барабанный бой этих фраз и т. д. О. В. Морозов. Выступление в Думе 00.00.00 . Сам О.В. Морозов совершенно сознательно декларирует свою ориентацию на всевозможное новаторство во всех областях речевого дискурса. Не случайна его любовь к метафорике ориентированной на новое и будущее Мы заложили совершенно новую идеологию мы можем проголосовать за наши правила игры

О. В. Морозов. Выступление в Думе 00.00.00 . Однако уступая общему стилистическому настрою Думы проевропейски настроенные депутаты начинают использовать все те же бесперспективные жанры ламента плача причитания. В целом Дума начинает восприниматься телезрителем как пародия на похороны. Истоки этой традиции пародий на церковные обряды в России нужно искать также и в петровской эпохе. Понятно что этот образ несчастной поруганной женщины

пришедший в Думу из русской литературы и русского фольклора к реальной действительности не имеет никакого отношения. Печально что политики в компетенцию которых входит разработка новых идеологий пользуются художественными образами пришедшими к нам из глубины веков. Политическая и идеологическая малопродуктивность этого дискурса очевидна. Напомним что идеологическая борьба со всей этой языческой метафорикой велась в

России еще в Средние века Против благоговейного почитания Матери-Сырой-Земли сохранившегося и до наших дней в виде яркого пережитка древнеязыческого ее обожествления восставали еще в XV-XVI столетиях строгие поборники буквы заветов Православия громя в церковных стенах народное суеверие. Но ни грозные обличения ни время - со всей его беспощадностью - не искоренили этого предания далеких

дней Коринфский. Народная Русь 00 . Для современного депутата важна популярность то есть актерская слава. Каждый депутат ищет для себя народное амплуа которое может принести ему широкую популярность. Вся страна хохочет созерцая балаганные выходки В. В. Жириновского ухмыляется умиляется слушая романтические проповеди Г. А. Явлинского и истекает клюквенным соком глядя на похоронную физиономию

Г. А. Зюганова. Как следствие сама Дума в целом уже давно стала фольклорным персонажем героем народных анекдотов и историй. Все происходящие политические акции всеми воспринимаются как театрализованные шоу граничащие с абсурдом Смотришь и думаешь - Боже какой замечательный театр абсурда театр глупостей театр дураков Т. Толстая СРПМ 000 . Народ получает новые зрелища вместо новой жизни. Глубоко закономерно появление таких телепрограмм как

Куклы . В каком-то смысле это реализация нашего восприятия современных политических акций не то как балагана не то как театра Петрушки. Также не случайно обилие развлекательных телешоу с участием известных политиков. Не говоря уж о Парламентском часе который без всякого монтажа и телережиссуры сам по себе является вполне законченным шоу. Дума невольно аккумулировала в себе многовековые традиции народного театра и стала средством реализации неудовлетворенной тяги к развлечениям.

Одновременно что очень важно она стала средством консервации уже имеющихся много веков культурных традиций в сферах жизни совершенно для этого не предназначенных. Как законотворческий орган принимая новые законы Дума напротив должна была бы менять традиции создавать новые культурные стереотипы. В этом смысле Дума выполняет историко-культурную функцию прямо противоположную возложенной на нее обществом. Средневековые культурные представления вряд ли могут быть перспективными

для современной Российской политики. Заключение Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы как профессиональных политиков так и теоретиков - философов социологов политологов ученых самых разных специальностей. Без преувеличения можно сказать что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место. Это одна из основных категорий и одна из самых дискуссионных проблем политической философии и политической

науки. Тайна власти порождает небывалое многообразие подходов и теорий пытающихся ответить на вопрос о генезисе сущности формах властных отношений в обществе. Концепции власти простираются от проблем рассмотрения этого феномена в рамках коллективного социального действия до акцентирования отдельных сторон неравного обмена санкциями и ресурсами в условиях классического двухстороннего взаимодействия между двумя индивидами в обществе.

Кризисная ситуация в России со всей остротой поставила вопрос о необходимости продолжить анализ не только общеконцептуальных основ такого фундаментального проявления общественной жизни как власть но и механизмов ее реализации затрагивающих как общенациональные интересы так и оказывающих свое влияние на каждого гражданина в отдельности. Вместе с тем сама власть в лице ее крупных политических деятелей народна. Являясь лидерами народа она несет в себе сплав и концентрат народной культуры.

Занимаясь функциями политики лидеры по сущности являются инструментарием современных социальных институтов. Но проблема ментальности общества и необходимости сохранения электората заставляет их реализовывать сое словесное творчество в рамках общедоступных категорий. Политическое действо по сути всегда являлось творчеством театрализованным и разные группы политиков направляют свои действия в виде речи на социальные классы определенных форм деятельности знаний ценностей

символов интеллектуальных интересов стилей одежды типов жилья форм проведения досуга манер жестов и т.д. Это распределение проявляется не только в макроуровневых явлениях но и в мелочах повседневной жизни. Соответственно типируя общество политики осознают что разные классы по-разному чувствительны к разным формам юмора. Высшие классы предпочитают мягкие сексуальные шутки проявляя меньший интерес к грубым скабрезностям сексуального характера и почти невосприимчивы к фольклерному юмору.

В низших же слоях общества наибольшей популярностью пользуется именно фольклерный юмор подсознательно тесно связанный с темой равенства. Проанализировав реплики наших политических деятелей отмечу - широкое использование политиками фольклерно-сексуализированного юмора в борьбе за низшие слои избирателей а также наличие корреляции между применением такого рода шуток и риторикой равенства. Список использованной литературы 1. Богатырев. Выкрики разносчиков и бродячих ремесленников

Богатырев П. Г. Выкрики разносчиков и бродячих ремесленников знаки рекламы Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М. 0000. С. 00. 2. Вейнберг И.П. Рождение истории Истор. мысль на Ближнем Востоке сер. I тыс. до н.э. М. 0000 3. Вопросы теории народного искусства П. Г.

Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М. 0000. 4. Гусев В.Е. Фольклор История термина и его современные значения СЭ. 0000. N 0 5. Историко-этнографические исследования по фольклору. М.0000 Миролюбив Ю.П. Русский языческий фольклор очерки быта и нравов. М. 0000. 6. Катаров Е.Г. Что такое фольклор Художественный фольклор.

Т. 0 0. М. 0000 7. Коринфский. Народная Русь А. А. Коринфский. Народная Русь. М. 0000. 8. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М. 0000 9. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М. 0000 10. Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М. 0000 11. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса.

М. 0000 12. Причитанья северного края Причитанья северного края Лит. памятники. Т. 0. М. 0000. 13. Пропп ВЛ. Морфология сказки. Л. 0000 М. 0000 14. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб. 0000 15. Русское народное поэтическое творчество Русское народное поэтическое творчество. М. 0000. 16.

Русское народное творчество В. И. Чичеров. Русское народное творчество. М. 0000. 17. Словарь русских суеверий Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий заклинаний примет и поверий. Н. Новгород 0000. 18. Словарь славянской мифологии Е. А. Грушко Ю. М. Медведев. Словарь славянской мифологии.

Н. Новгород 0000. 19. Слово о погибели Рускыя земли Слово о погибели Рускыя земли по смерти великого князя Ярослава Изборник. М. 0000. 20. СРПМ Словарь русских политических метафор. М. 0000. 21. Топоров В.Н. История и мифы Мифы народов мира. Т. I. М. 0000 22. Фольклор в современном мире Аспекты и пути исследования.

М. 0000 23. Чистов. Русская причеть К. В. Чистов. Русская причеть. Русское народное поэтическое творчество. М. 0000.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Убийство совершенное при превышении пределов необходимой обороны
Реферат Государственный бюджет и проблема государственного долга Республики Беларусь
Реферат Денежная система понятие и структура
Реферат PCI – шина
Реферат Тектонические движения и тектонические деформации
Реферат Foucault And Ground Level Oper Essay Research
Реферат История лингвистической науки
Реферат Педагогический аспект воспитания творческой личности
Реферат Африкано-азиатское направление во внешней политике АРЕ
Реферат Денежно-кредитная политика 2 Цели и
Реферат Экологическая тропа, как средство для устойчивого развития экологического образования в ДОУ
Реферат Великая Отечественная война 10
Реферат Дефицит бюджета и источники его покрытия 2
Реферат Государственные финансы Фонды обязательного медицинского страхования
Реферат Державне казначейство України повноважний учасник бюджетного процесу