Реферат по предмету "Социология"


Конструирование социальных технологий

Лекция:
На тему: Конструирование социальных технологий

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Анализусловий возникновения социальных технологий убеждает в том, что «всякаясоциальная технология опирается на некий обязательный фундамент» иными словами,существуют принципы построения (конструирования) технологий, которые в своюочередь базируются на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческихценностей, философии гуманизма. В частности, в коллективной работе коллег изСоциально-технологического института в качестве основного блока фундамента дляпостроения социальной технологии выделяют необходимость детального исследованиякак структурных элементов, так и общества в целом, которые и являются объектамивоздействия6.
Анализже опыта создания (конструирования) и применения организации и упорядоченияцелесообразной практической деятельности, направленной на определение ипреобразование (изменение состояния) социального объекта и достижение заданногорезультата — социальных технологий — определяет существование принципов,позволяющих еще на этапе проектирования (планирования) деятельностипрогнозировать степень ее технологичности (под технологичностью в данном случаепонимается эффективность в достижении заданного результата и возможностьтиражирования всей последовательности процедур).
Базовыепринципы конструирования социальных технологий не имеют ценностного ранжира,среди них нет особо важных и важных «во вторую очередь», поскольку действиекаждого определяется соблюдением любого другого. Однако существует некая«онтогенетическая» иерархия, позволяющая определить принцип системностикак />«золотой» принцип конструированиясоциальной технологии, действующий вне зависимости от сферы ее применения иявляющийся материнской основой действия других принципов: несоблюдение принципасистемности автоматически лишает совокупность процедур возможности бытьтехнологией. Все остальные принципы в своей совокупности являютсярепрезентацией действия принципа системности.
Итак,принцип системности в создании социальной технологии заключается в том, что приконструировании она — социальная технология — рассматривается как система, т.е. как совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладаетсвойствами такой совокупности. При этом связи между элементами в свою очередьявляются элементами системы.
Преждевсего, элементами системы социальной технологии являются субъекты этойтехнологии с учетом всех принадлежащих им социальных характеристик, с учетомтого, что каждый из нас — субъектов социальных технологий — будучи одновременночастью нескольких социальных систем (семья, компания, учебная группа и т. д.),испытывает на себе динамику сети отношений социальных систем, в которые онвключен как субъект.
«… Социальныетехнологии… единственный тип технологического процесса, построенный не наотношениях объекта и субъекта, а на субъект-субъектных отношениях. Безсодействия участников социального процесса, без согласия клиента социальнойработы, без содействия индивида, семьи, группы, которым оказываетсяпрофессиональная помощь, невозможно преобразование тех обстоятельств, которыепослужили причиной применения социальных технологий». Для социальных технологийвзаимодействия людей безусловен также учет в качестве элемента системывнутреннего мира человека, состояния его душевного равновесия, учет егодуховной жизни. Как элемент системы рассматривается также социальная ситуация,оцениваемая на всех возможных уровнях, от индивидуального домежгосударственного — климат, культура региона, его традиции и язык.
Основнымпринципом при создании социальных технологий является принцип оптимальности. Егоможно назвать «золотым правилом», которому следуют, безусловно, и которое вкачестве принципа действия закладывается как исходное в любое из приводимыхопределений понятия социальная технология. Принцип оптимальности означает наилучшееиспользование имеющихся ресурсов и средств для достижения цели воздействия. Онпредполагает:
•   рассмотрениесоциальной сферы деятельности как очень сложной, динамичной, вероятностнойсистемы отношений;
•   определение иучет главной цели и частных задач социального воздействия, из которых вытекаетвыбор способов и средств их последовательного достижения;
•   учет неизбежнойограниченности ресурсов на каждом этапе решения социальных целей и задач.
Сутьследующего принципа конструирования и обеспечения технологичности заключается вгибком подходе к выбору методов и конкретных методик осуществления планируемыхдействий. Он подразумевает учет особенностей конкретного региона, культурныхразличий, традиций, специфики личности индивида, его тендерных и возрастныхособенностей. Другими словами, выбор методов и конкретных методик долженосуществляться в соответствии с социальным, этническим, семейным ипсихологическим статусом индивида или группы. Этот принцип чаще всего называютпринципом модальности. Принцип рациональности организации помощи человеку не вабстрактных (на уровне призыва любить ближнего) формах, а в форме планированияконкретных действий конкретных людей и организаций — это то, что отличаетсоциальную программу от социальной технологии и позволяет социальной программедействовать, принося конкретный результат. Принцип рациональности — этопринцип, делающий социальную технологию инструментом для достижения социальнозначимых целей. Понятие технологии подразумевает непрерывность в совершаемыхдействиях по достижению результата. Эта непрерывность обеспечиваетсясоблюдением принципа перманентности. Действия, рассматриваемые как этапытехнологии, безусловно, дискретны и дифференцируемы по своему содержанию:каждое из них обеспечивает некий промежуточный результат технологии. Но этотрезультат является в то же время исходной точкой для следующеготехнологического этапа. Технология не может быть прервана без того, чтобыперестать быть исходной, планируемой технологией, поскольку время такжеявляется элементом системы «социальная технология». Прерывание технологииавтоматически лишает ожидаемого результата, хотя может обеспечить какой-либоиной результат (напомним, что при соблюдении принципа системности каждый этаптехнологии сам является технологией, или имеет планируемый результат).
Технологиичеловеческого взаимодействия как технологии, имеющие высокую степеньсубъективности (субъектности) содержания, при конструировании требуютсоблюдения еще ряда принципов. В Полной мере это относится и к технологиямсоциальной работы вне зависимости от конкретной сферы их применения.
Личностныйподход как принциппостроения социальных технологий акцентирует внимание на человеке как наличности, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального,биологического и социального, этничности и мировой культуры. Личностный подходпредусматривает поиск возможной одаренности, потенциальных способностей,индивидуализацию в групповой работе, знание особенностей и этапов социализации.Взаимодействие между людьми должно строиться на принципах сотрудничества,добровольности и свободы выбора. Принцип аттракции подразумевает доверие кдругому: к партнеру по взаимодействию, к клиенту. Только в этом случае можноговорить о достижении взаимопонимания между людьми. Принцип альтруизма предполагаетотказ конструирующего и проводящего технологию от эгоистических, сиюминутныхмотиваций во имя высших (в данном случае — социально значимых) целей.
Приконструировании социальных технологий необходимо учитывать следующие факторы, соблюдатьусловия конструирования, обеспечивающие удовлетворение требований социальнойситуации:
•   каждая технология должна содержатьтребование и критерий надежности результата. Эти критерии являются основными ибезусловными при проектировании, конструировании и применении социальнойтехнологии;
•   технология должна удовлетворятьтребованиям безопасности для тех, кто ее применяет, для тех, кто ейподвергается, и для окружающей среды;
•   все технологии, в том числе исоциальные, предусматривают использование определенного количества ресурсовопределенного уровня качества, поставляемых в определенные сроки и заопределенную плату;
•   каждая конкретная социальнаятехнология должна соответствовать законам биологического и психическогоразвития людей, учитывать психологическое состояние и людей, использующих этутехнологию, и тех, кто подвергается ее воздействию;
•   эффективность технологии (соотнесениерасходов, в том числе и природных ресурсов, на создание технологии и стоимостиосновного продукта) является, во-первых, планируемой и, во-вторых, одним изосновных критериев для принятия решения о применении той или иной социальнойтехнологии; при конструировании социальных технологий важен учет природы иразмера побочных эффектов технологии.
Измененияв отношениях человека со средой обитания в эпоху научно-технического прогресса,возрастание агрессивности в этих отношениях можно отнести и за счеттехнологичного и технократичного «воспитания», не предусматривающего внимания к«второстепенным» вещам — сути и размеру побочных эффектов, особенно тех,которые реально проявляются через некоторое время после достижения результата,предусмотренного технологией. Каждое следующее поколение учится не обращатьвнимания ни на что, кроме собственной цели. Часто при проектировании глобальныхи региональных социальных технологий отсроченный побочный эффект вовсе непринимается во внимание (принцип «решения проблем по мере их возникновения»).Такой подход дал сюжетную основу для многих художественных произведений жанровтриллер и фильм-катастрофа, но, к сожалению, массовым сознанием чаще всеговоспринимается как фантастика. История нашей страны знает ситуацию вокругАральского моря, освоение целинных земель, изменившее не только ландшафт, но иклимат, строительство Байкало-Амурской магистрали, которое не только принеслоэкономический убыток, но и нарушило экологический баланс тайги, а борьба заспасение Байкала от последствий строительства химического комплекса на егоберегах вошла в историю жизни нескольких поколений ученых.
Этот жефактор проявляется при конструировании как учет необходимых и допустимыхрасходов по обслуживанию технологии и учет последствий применения технологии:
•   фактор требованийк начальной фазе социальной технологии — проба, первоначальное внесениеизменений, в случае необходимости — как можно более ранняя коррекциятехнологического цикла;
•   высокая степеньсубъектное социальных технологий диктует необходимость «защиты от дурака»;
•   факторомконструирования является и степень социальной инновационности технологии —соответствие принятым социальным нормам и табу. Законы социальной психологиипозволяют определить предел новизны, необходимый для принятия технологииобществом, тот предел новизны, который дает возможность реформации социальнойситуации, но не активизирует механизмы действия социальных стереотиповотторжения.
Парадоксконструирования социальных технологий заключается в том, что для формулированияпринципов, факторов и критериев и тому подобных «атрибутов» необходимо тожесформулировать ряд правил. Эти правила, в свою очередь, являются «рамкой»конструирования при создании технологии. Как поступать, если у вас нет такогосписка? Как формулировать принципы, как узнать, каким критериям должнасоответствовать технология? Сам процесс формулирования критериев являетсятехнологией, которая «невидимо управляется» критериями.
Опытпоказывает, что формулировка критериев, которым должна соответствоватьконструируемая технология, всегда представляет собой некую самостоятельнуюоперацию, в основе своей базирующуюся на трех факторах:
•   уверенности, чтопроблема имеет решение,
•   творческомиспользовании общих (командных) знаний о физическом, экономическом иобщественном ситуационном фоне данной технологии и опыте работы с подобнымитехнологиями в прошлом в аналогичных ситуациях,
•   обсуждениях сцелью услышать мнение о сформулированных положениях.
Такимобразом, совершенно естественным является вывод:
Созданиесоциальных технологий – это коллективная деятельность
Конструированиена основе базовых принципов с учетом перечисленных факторов обеспечиваетсоциальным технологиям ряд свойств./>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России
Реферат Линейное программирование: постановка задач и графическое
Реферат Основы управления мероприятиями РСЧС и ГО
Реферат Проблемы государственного регулирования электронных СМИ в США Великобритании в 2003 году
Реферат Химический состав продуктов, использованных при приготовлении сумаляк
Реферат Гимнастика как средство развития двигательных качеств подростков
Реферат Использование баз данных математических задач в процессе подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по
Реферат Характеристика основных форм оздоровительной физической культуры
Реферат Вивчення прийомів штучного дихання і перша допомога потерпілому на воді
Реферат Пищевые отравления классификация клиника методика расследования профилактика Часть 1
Реферат Розробка і обґрунтування технології вирощування ярої пшениці в умовах господарства СТОВ "ДОВІРА" Красилівського району Хмельницької області
Реферат Други игрищ и забав
Реферат Жилищное строительство - фактор, определяющий синергетический эффект экономического роста
Реферат Диаграммы состояния с ограниченной растворимостью, в которых происходят эвтектические, перитектические, эвтектоидные, перитектоидные превращения
Реферат Основные доктрины и учения Корана