Реферат по предмету "Социология"


Классы и страты

Реферат
«Классы истраты»

В обществена протяжении тысячелетий сохраняется социальное неравенство. Оно выражается,прежде всего, в том, что различные социальные группы имеют неравный доступ кматериальным и духовным ценностям общества.
Слоинаселения, различающиеся по имущественному положению, в Древнем Риме с VI в. до н. э. стали называть классами(лат. dassis— разряд). Существованиеклассовых различий в обществе — факт, издавна привлекавший внимание философов,которые пытались понять причины их возникновения, сформулировать принципывзаимодействия классов, обосновать неизбежность или, наоборот, возможность инеобходимость устранения классового неравенства.
Уже уАристотеля закладываются основы учения о классах и классовой борьбе. «В каждомгосударстве, — отмечает он, — есть три части: очень состоятельные, крайненеимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими… Между простымнародом и состоятельными возникают распри и борьба… а на чьей сторонеоказалась победа, те и получают перевес в государственном строе в качественаграды за победу, и одни устанавливают демократию, другие — олигархию».
Социалисты-утопистыТ. Мор и Т. Кампанелла в XVI в. рассматривали существование социального неравенства какторжество несправедливости. Усмотрев причину раскола общества на классы в правечастной собственности, они предполагали, что отмена этого права приведет куничтожению социального неравенства. Вольтер, напротив, утверждал, чторазделение общества на богатых и бедных неустранимо. Адам Смит обосновалнеобходимость деления общества на классы тем, что люди получают доход разнымипутями. В соответствии с тремя основными источниками доходов — рентой, прибыльюна капитал и заработной платой существуют три основных класса — землевладельцы,капиталисты и рабочие. Французские историки начала XIX в. О. Тьерри, Ф. Гизо и др.показали, что различное отношение к собственности делает неизбежнымстолкновение классовых интересов. Поэтому борьба между классами и революции,происходящие в моменты ее обострения, являются исторической закономерностью.
Созданиетеории классов и классовой борьбы считается одним из важнейших достижениймарксизма. Согласно Марксу, возникновение классов есть закономерныйисторический результат развития первобытного общества. Пока производительностьтруда в нем была настолько низкой, что люди не могли создавать прибавочныйпродукт (т. е. излишек сверх того минимума, который нужен для поддержанияжизни), ни эксплуатация чужого труда, ни классовое неравенство были невозможны.Когда люди научились производить прибавочный продукт, тогда возникла ивозможность отнять его у производителя. А отношения частно-семейнойсобственности позволяли этой возможностью пользоваться. Так возникли условия,которые привели к имущественному неравенству и возникновению классов.
Марксизмутверждает, что классовая борьба между угнетенными и угнетателями (рабами и рабовладельцами,крестьянами и феодалами, пролетариями и буржуазией) есть движущая сила развитияобщества. Эта борьба в конце концов приведет к социалистической революции, врезультате которой пролетариат, взяв власть, установит новый, социалистическийобщественный строй. В условиях этого строя будет достигнута высокая производительностьтруда, на основе которой сотрутся классовые различия и произойдет переход к социальнооднородному бесклассовому коммунистическому обществу. Марксистская теорияклассов и классовой борьбы с конца XIX в. стала предметом острых дискуссий среди социологов,экономистов, философов. Критики указывали, в частности, на следующие еенедостатки.
Классы неполучают в марксистской теории достаточно четкого определения, пригодного дляанализа социальной структуры общества. По Ленину, чье определение считается вмарксистской литературе наиболее точным, классы — это большие группы людей,различающиеся по их месту в системе общественного производства, их отношению ксредствам производства, их роли в организации труда, способами получения иразмерами достающейся им доли общественного богатства. В соответствии с этимопределением можно различать в обществе такие классы, как пролетариат,крестьянство, буржуазию. Но как определить классовую принадлежность индивида? Вкакой класс, например, входят мелкие предприниматели (скажем, таксист,работающий на собственном автомобиле)? С одной стороны, они владеют средствамипроизводства подобно капиталистам, а с другой — по размерам дохода и прочимпризнаком мало чем отличаются от пролетария. В обществе существуют социальные группы,которые, если следовать ленинскому определению, не являются классами и невходят ни в какой класс (например, ремесленники, интеллигенция, чиновничество,пенсионеры, студенты, военнослужащие). Следовательно, социальная структураобщества не сводится к разделению его на классы. (Марксисты, признавая это,вынуждены говорить, что, кроме классов, существуют еще и «прослойки».) Но еслиучесть, что эти «не классы» охватывают значительную часть населения, то их рольв общественных событиях может оказаться подчас большей, чем у классов.
Упредставителей разных классов есть, кроме классовых, и другие интересы, в томчисле такие, которые могут сближать и объединять их (например, религиозные,национальные). А с другой стороны, национальные, религиозные и иные конфликтымогут отодвинуть противоречия между классами на второстепенное место.
Оценкаклассовой борьбы как движущей силы общества является односторонней. Нельзясбрасывать со счетов губительные последствия, сопровождающие ее (особенно когдаона доходит до своих высших форм — восстаний, революций): насилие, массовыйтеррор, разгул преступности, разрушение экономики. Даже победное завершениереволюций дается дорогой ценой, а их поражение (что в истории случается чаще)заливает страны морем крови. Таким образом, классовая борьба можетрассматриваться и как сила, тормозящая развитие общества. История XXв. свидетельствует, чтоположение трудящихся улучшается не столько в результате классовой борьбы,сколько вследствие роста экономики и утверждения демократических начал вполитической жизни общества.
Марксистскуютеорию классов можно критиковать, но ею нельзя пренебречь. Она оказала огромноевлияние на развитие социально-философской, политической, экономической мысли истала источником многих идей, концепций и течений в современном обществознании.
ОбобщаяМарксов подход к анализу классовой структуры общества, социологи стали выделятьразличные социальные страты (лат. stratum— слой). Страта — более общее понятие, чем класс. Классами сейчасобычно называют социальные слои, различаемые по экономическим (как у Маркса иЛенина) или политическим признакам. Страты же могут различаться и по другимсоциально важным критериям.
Страта — слой людей, имеющих сходные показатели по какому-либо критериюсоциального неравенства.
Стратификация,т. е. разделение людей на страты, характеризует неоднородность общества.Понятие стратификации взято общественной наукой из геологии, где оно обозначаетрасположение пластов различных пород по вертикали: под слоем черноземарасполагается слой глины, затем песка и т. д. Аналогично этому и в обществестраты представляют собою иерархически расположенные социальные слои. Каждый изних состоит из людей, находящихся по некоторому социальному критерию на одном итом же уровне — например, имеют приблизительно одинаковый уровень дохода иливласти. Не может существовать страта, которая одновременно включала бы в себялюдей, обладающих большими доходами и властью, и безвластных бедняков.Бедные, зажиточные, богатые — типичная модель стратификации.
Всоциологии существуют разные варианты стратификации общества. Макс Вебер,положивший начало стратификационному подходу, рассматривал три «яруса» илиаспекта разложения общества на страты:
вэкономическом ярусе страты различаются по размерам дохода и собственности (классыв марксовом смысле);
всоциальном — по статусу (зависящему от образования, профессии, репутации семьии т. д.);
вюридическом — по политической позиции (степени обладания властью).
Т. Парсонсв разработанной им «теории социального действия» выделяет три универсальныхкритерия стратификации:
«качество»— социально важное свойство индивида (общительность, ответственность и т. д.);
«исполнение»— оценка успешности деятельности индивида;
«обладание»— имеющаяся в распоряжении индивида собственность, талант, культурные ресурсы.Критериями стратификации могут служить также авторитет (по Р. Дарендорфу),степень доступа к информации (по А. Турену) и др.
В настоящеевремя к наиболее значимым основаниям социальной стратификации чаще всегоотносят:
богатствоили доход;
степеньвласти;
род занятийи их социальный престиж;
уровеньобразования;
«стильжизни» — условия быта, тип поведения, социальные контакты, круг интересов и т.д.
Считается,что эти критерии определяют круг социальных благ, к которым стремятся люди (точнее,не самих благ, а каналов доступа к ним). Между указанными критериями имеетсяопределенная связь. Богатый дом, отдых на лучших курортах мира, лечение улучших врачей — социальные блага, которые недоступны большинству иприобретаются благодаря доступу к деньгам и власти. А доступ к ним может бытьполучен благодаря высокому образованию и престижу, которые, в свою очередь,тоже могут быть достигнуты с помощью денег и власти.
Есликритерии социальной стратификации выразить количественно в виде шкал, то на нихможно отмечать статус индивида или группы в сравнении с другими индивидами илигруппами. Положение индивида (и группы) в обществе можно изобразить точкой вмногомерном пространстве, координаты которой определяются его положением накаждой из шкал.
Сравним,например, офицера полиции и профессора института. На шкалах образования ипрестижа профессор располагается выше полицейского, а на шкалах дохода и властиполицейский стоит выше профессора. Действительно, власти у профессора меньше,доход несколько ниже, чем у полицейского, но престиж и количество лет обученияу профессора больше.
Напротяжении своей жизни люди могут перемещаться из одной страты в другую. Такиеперемещения П. Сорокин назвал социальной мобильностью. Это понятие ониспользовал для характеристики «закрытости» и «открытости» социальныхгрупп и систем.
В«закрытых» группах и системах социальная мобильность мала или совсемотсутствует.
Наиболееочевидным образом это демонстрирует кастовый строй, сохранявшийся вИндии вплоть до недавнего времени (кастовая система была в Индии юридическиотменена лишь в 1950 г.). Черты кастовости до сих пор несет в себе нацистская,фашистская идеология, отводящая одному из народов роль высшей этнической касты,призванной господствовать над другими (у Гитлера таким народом объявлялась«арийская раса», а современные русские, французские, американские нацистыпытаются поставить на ее место свои народы). Менее закрытый характер имело сословноеобщество, существовавшее в Западной Европе, где на рубеже XIV-XV вв. выделились высшиесословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное низшее сословие(ремесленники, купцы, крестьяне), а также в России, где различались сословиядворянства, духовенства, купечества, крестьянства и мещанства (средниегородские слои). Переход из одного сословия в другое в принципе допускался —например, через межсосословный брак (вспомним картину Федотова «Сватовствомайора»: обедневший дворянин берет в жены купеческую дочку). Однако он былзначительно затруднен, и поэтому социальная мобильность имела место, главнымобразом, внутри сословия, где была своя иерархия слоев, рангов, чинов.
В кастовоми сословном обществе люди приписывались к тому или иному социальному слою путемюридических актов или религиозный норм. Людей официально закрепляли в той илииной социальной страте.
Вдореволюционной России, согласно переписи 1897 г., все население страны (125 млн.человек) распределялось по следующим сословиям: дворяне — 1,5% от всегонаселения, духовенство — 0,5%, купцы — 0,3%, мещане — 10,5%, крестьяне — 77,1%,казаки — 2,3%.
Современноедемократическое общество является «открытым» и характеризуется высоким уровнемсоциальной мобильности. В нем никого никуда не приписывают. Государство незанимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственныйконтролер — это общественное мнение, которое оценивает людей с точки зрениядоходов, обычаев, образа жизни, стандартов поведения и т. д. Страты различаютсяпо объективным критериям, но эти критерии могут выбираться достаточнопроизвольно. Поэтому страты выделяются разным образом, а для точногоопределения численности той или иной страты в стране необходимыспециальные исследования.
Динамическоеразвитие общества в XX в. сопровождается быстрыми, разнообразными и противоречивымиизменениями его социальной структуры. С одной стороны, благодаря общему подъемублагосостояния населения частично сглаживаются различия в «стиле жизни»людей с разным уровнем доходов. А с другой стороны, внутри традиционновыделяемых основных классов (буржуазии, рабочего класса, крестьянства) усиливаетсядифференциация, ведущая к расщеплению их на различные слои и группысо своими специфическими интересами.
Развились иокрепли, потеснив позиции господствующих в прошлом социальных групп (родовойаристократии, крупной буржуазии), «новые» классы, социальный статус которых неопирается непосредственно на владение средствами производства — например,значительно выросло могущество государственной бюрократии. Частнаясобственность на средства производства продолжает играть важнейшую роль вобщественной жизни, однако ее влияние на дифференциацию общества в экономическинаиболее развитых странах постепенно ослабевает. Эпоха индивидуального капиталауходит в прошлое. В XX в. доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятиямогут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывается более 50 млнакционеров. Таким образом, понятие «пролетариат», понимаемое в классическийпериод капитализма как «неимущий», теряет свое значение.
Конечно,ключевые решения в экономике принимают те, кто владеет контрольным пакетомакций. Однако крупный держатель акций, как правило, должен учитывать позициивысших менеджеров — президента, директоров компании, членов совета правления.Произошла своеобразная «революция менеджеров»: они, будучи не собственниками,лицами наемного труда, вышли ныне на роль ведущего класса в экономике, потеснивкласс традиционных собственников. Впрочем, высшие менеджеры часто самистановятся крупными держателями акций. Но вместе с тем растет концентрациябогатства и власти в руках немногих мультимиллиардеров, распоряжающихсяогромным капиталом гигантских международных корпораций.
Существенныеперемены происходят в распределении населения по сферам труда: число занятых всельском хозяйстве и промышленности уменьшается, а в сфере обслуживания,культуры, образования — увеличивается. Изменяется профессиональная структуранаселения, социальный престиж профессий. Все больше становится удельный весквалифицированных специалистов во всех областях деятельности. Растетчисленность и влияние социальных групп, представляющих профессиональную элиту вполитической, социальной и духовной сферах жизни общества. В этой связизаслуживает внимания положение интеллигенции.
Интеллигенция— социальная группа, состоящая из людей, занятых высококвалифицированнымумственным трудом, требующим специального образования.
Интеллигенты— это владельцы знаний, создатели, хранители и распространители духовныхценностей. Однако право собственности на знания, духовные ценности в прошлом несчиталось достаточно важным элементом общественных отношений; владение,распоряжение и пользование этими «предметами» собственности почти нерегламентировалось законодательством. Сейчас положение быстро меняется.Собственность на знание, информацию приобретает все большее значение и получаетюридическое оформление в качестве нового, специфического рода собственности —собственности интеллектуальной. Это существенно изменяет статус интеллигенции вобществе. Она превращается в особый класс — класс интеллектуальныхсобственников. А поскольку предмет интеллектуальной собственности — информациястановится все более могущественной социальной силой, постольку растет и рольинтеллигенции в обществе, ее участие в управлении общественными делами. Ни одинполитический деятель не возьмет на себя смелость принять серьезное решение безконсультаций со специалистами, без выработки научно обоснованной программыдействий.
Но приросте престижа и доходов элитарных групп интеллигенции появляется тенденция кпадению социального статуса и уровня оплаты интеллектуального труда в рядепрофессий (учителя, инженеры, ученые). В развитыхстранах наблюдается «перепроизводство» специалистов с высшим образованием ирост безработицы среди них.
Противоречивыесоциальные процессы, идущие в современных развитых странах, порождают немалопроблем, вокруг которых скрещиваются интересы различных общественных сил.Решение этих проблем не обходится без классовой борьбы, о которой писал Маркс.Но в наше время она принимает иной характер, нежели в XIX и начале XX в. По-видимому, можноговорить о том, что для экономически развитых стран эпоха ожесточенныхклассовых битв и революций осталась в прошлом и наступил период, в которомдвижение за социальную справедливость и равноправие выливается, как правило, вцивилизованные, не выходящие за рамки законности формы. Оказалось,что в современных условиях эксплуатация наемного труда не обязательно связана сутяжелением «классового гнета». Не оправдались прогнозы Маркса,предсказывавшего, что с развитием капитализма будет увеличиваться обнищаниетрудящихся. С одной стороны, рост производства и общественного богатства, а сдругой — борьба партий, профсоюзных и других организаций за интересы трудящихсяпривели к значительному повышению их жизненного уровня. Увеличилась численностьтак называемого «среднего класса», к которому принадлежат как собственники, таки работники наемного труда, имеющие достаточно высокий уровень доходов.
Усложнениесоциальной структуры современного общества заставляет социологов изобретатьизощренные схемы социальной стратификации. Однако практически чаще всегооказывается наиболее важно для многих целей (и, в частности, для оценки общегокачества жизни населения и политической стабильности государства) различатьтри—пять страт, взяв за критерий уровень доходов.
Исследованиестратификации общества в современной России по методике Всероссийского центрауровня жизни (ВЦУЗ) дало на 2001 г. такую картину:
бедные —доходы ниже прожиточного минимума — 40,1%;
малоимущие— от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета,обеспечивающего более сносные условия существования — 20,1%;
среднийслой — от минимального прожиточного бюджета до бюджета высокого достатка,дающего возможность хорошего уровня жизни — 33,4%;
состоятельные(доходы превосходят бюджет высокого достатка) — 6,4%.
Каналогичным (хотя и не вполне совпадающим) результатам приводят и другиеисследования.
Большуюважность имеет в современной России проблема «среднего класса». Согласнорезультатам обследования 17 стран Европы (без России и стран Восточной Европы)и Северной Америки, к началу XXI в. доля среднего класса в составе их населения достигла почти90%. Большую часть его составляют высокообразованные представителиинтеллектуальных профессий — менеджеры, юристы, врачи, артисты, ученые.Социологи рассматривают наличие мощного «среднего класса» как признакпроцветания общества. Его считают социальной опорой государства,консолидирующей общественной силой, так как он как класс собственниковзаинтересован в стабильности общества и правопорядке, обеспечивающем охрануличности и имущества, а для надлежащего исполнения своих обязанностей нуждаетсяв интеллектуальной, политической, экономической свободе. Однако в России доля«среднего класса» пока еще очень мала. К тому же он по своим ментальнымхарактеристикам не вполне соответствует «среднему классу» передовых стран.Уровень образования его невысок (вузовский диплом есть лишь у 35%). Образованиеи соответствующая профессия врача, преподавателя, творческого работника и т. д.не дают ныне в нашей стране ни дохода, ни престижа.
Остройпроблемой современного российского общества является разверзшаяся пропастьмежду уровнем жизни богатых и бедных слоев. Соотношение доходов 10% наиболеебогатых людей и 10% самых бедных в 2000 г. достигла 32:1 (по официальным даннымГоскомстата), тогда как в Японии это соотношение равно 6:1, в Швеции 11:1, вСША 14:1. Это служит опасным источником социального напряжения в обществе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розумовий розвиток старших дошкільників як психолого-педагогічна проблема
Реферат The Moonlight Sonata In Resident Evil Essay
Реферат Организация и планирование производства
Реферат Позитивное право как источник правовой морали
Реферат Общество с ограниченной ответственностью, как юридическое лицо
Реферат Понятие и формы множественности
Реферат Wuthering Heights Essay Research Paper Analysis of
Реферат Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности
Реферат "Без великодушных идей человечество жить не может". Ф.М.Достоевский. (Н.С.Лесков. "Несмертельный Голован".)
Реферат Сибирские казаки
Реферат The Beatles Impact On The Worl Essay
Реферат Администрация города балаково постановление 21 сентября 2011 №897
Реферат Технико-экономический анализ. Экономический рост и фискальная политика государства
Реферат Методика проведения экскурсий на примере Воронцовского дворца-музея
Реферат Онкология колоректальный рак