Реферат по предмету "Социология"


Историческое формирование социокультурного процесса

Введение
 
Актуальностьтемы исследования обусловлена следующимифакторами:
во-первых, в современной социологии исследования проблем социокультурногопроцесса выходят на первый план, т.е. ими занимаются многие ведущие ученые ирезультатом активизации их исследовательской работы стало развитие методологиии теоретических исследований социокультурного процесса;
во-вторых, современная цивилизации находится в стадиидуховно-интеллектуального кризиса, в основе которого лежит кризис культуры;
в-третьих,в современном обществепроизошли большие изменения в области экономики, политики, в частности, всоциокультурном становлении личности, устанавливаются тенденции на гуманизациюи демократизацию межличностных отношений;
в-четвертых,необходимо выработать единыйподход в установлении гармонических, социокультурных и общественных отношений.
Степеньразработанности проблемы.
Проблему анализасоциокультурного процесса с точки зрения социосинергетики, в настоящее времяразрабатывают такие ученые, как Е.Я. Режабек, В.Е. Давидович, В.П. Бранский,Андреева О.А., Ионин Л.Г. и др. Новые тенденции в синергетикеисследуют Альгин А.П., Аршинов В.И., Лешкевич Т.Г. и др.
Ученые,которые занимаются общими проблемами социокультурного процесса Бахтин М.М.,Бутенко А.Л., Зиновьев А.А., Лотман М.Ю., Цыпко А.С. и др. Надфилософско-культурологическим аспектом динамики социокультурных процессов работаютАндреева О.А., Давидович В.Е., Драч Г.В., Жданов Ю.А.,Золотухина-Аболина Е.В., Каган М.С., Маркорян Э.С., Матяш Т.П.,и др.
Методологическиеосновы решения проблем исследования социокультурного процесса были разработаны целымипоколениями ученых. Анализируя динамику социокультурных процессов, Конт,Спенсер, Фридман, Фукуяма, Ясперс выделяют линеарные модели, Сорокин, Тойнби,Шпенглер, – циклические, Вернадский, Гегель – спиралевидные.
Однако мысчитаем, что проблема исследования закономерностей возникновения социальных факторовстабильности и нестабильности в социокультурном процессе исследовананедостаточно.
В связи сэтим мы определяем:
Объектисследования – социокультурный процесс;
Предметисследования – закономерности возникновениясоциальных факторов стабильности и нестабильности в социокультурном процессе.
Гипотезанашего исследования состоит в том, что теоретическое определениезакономерностей возникновения социальных факторов стабильности и нестабильностисовременного социокультурного процесса, поможет определить новые подходы впроблеме гармонизации общественных отношений.
Цельисследования – исследовать закономерностивозникновения социальных факторов стабильности и нестабильностисоциокультурного процесса с точки зрения синергетики.
Наосновании этого мы ставим перед собой такие задачи:
1. Теоретически изучить философскую основу стабильных и нестабильныхпроцессов социокультурного мира.
2. Теоретически обосновать понятие нелинейности современного социокультурногопроцесса.
3. Раскрыть теоретические принципы упорядочения и хаотичности социокультурногопроцесса с точки зрения синергетики.
4. Определить тенденции социокультурного процесса на современномэтапе.
Методыисследования: диалектический методпознания, дедукции, обобщения, идеализации.
 

1.Теоретические основы анализа современного социокультурного процесса
 
1.1 Анализсоциокультурного процесса в различных философских теориях
Насовременном этапе общество находится в духовно-интеллектуальном кризисе, воснове которого лежит кризис культуры. Он заключается в том, что культура ужене может развиваться эффективно в той форме, в которой она существует сейчас, т. к.она испытывает на себе сейчас влияние других социальных процессов с которымиона непосредственно связана. Поэтому необходим единый теоретический подход ванализе социокультурного процесса.
Социокультурный процесс рассматривался во многих социологическихтеориях. Так, во взглядах эволюционистов каждая культура рассматривалась какцелостность, безотносительно к тому месту, которое она занимает в эволюционнойлестнице. Функционалисты показали, насколько сложным образованием являетсякаждая культура как социальная система и чтобы понять культуру, недостаточнымпросто перечислить культурные образцы, т.е. описать различные объекты,традиции, ритуалы, мировоззрение. Главным стало понять, какие функции выполняеттот или иной культурный образец в целостности культуры.
Теория «модернизации» считала западную культуру идеальной, посравнению с культурами других народов. Модернисты считали их культуру примитивнойи что все равно на эволюционном пути эти народы пройдут общие стадии и придут ккультурным образцам ценностям, моделям западной культуры.
Такая теория проповедовала уничтожение других культур, в первую очередьтрадиций, обычаев, верований, которые являлись коллективной формой адаптацииэтносов к окружающей среде. Это привело к попытке осуществить модернизацию,одновременно сохраняяи поддерживая традиционные культуры.
По мнению Ионина, для анализа социокультурного процесса следуетобъединить два подхода: эволюционистский – как единство культуры и преемственностьступеней культурного развития, и функционалистский – как множественностькультур, их самодостаточность. По отдельности эти подходы не могут объяснить нирегиональных, ни общемировых социокультурных процессов.
Какуказывалось ранее, были предприняты способы превращения западной культуры видеальную культуру, которая должна стать образцом для других мировых культур,это более рыночный подход, чем философский. Когда культура, по своей ценности,ничем не отличается от мяса на рынке или от автомобилей в автосалоне, малотого, ее еще используют производители как способ для продвижения своих товаровна потребительском рынке. Но она не идеальна и это говорит о том, что нельзяотбрасывать другие культуры, т. к. это приводит к краху сложившейся замногие годы системы социокультурных понятий и представлений, что порождаетнестабильную ситуацию относительно мировой культуры.
Культурывзаимодополняют друг друга. Западная культура культуру Востока и наоборот, славянскаякультура дополняет западную или американская европейскую культуру. Нельзязабывать, как в искусстве эпохи Ренессанса довольно часто встречались восточныесюжеты: отрывки из библии, мифические истории и существа, и т.д.
Чтобыпонять эту проблему нужно рассматривать культуру, как постоянные действиячеловека, которые направлены к стабильности, но стабильность всегда ведет кнестабильности, т. к. говорили философы античности «все течет, всеизменяется», из этого можно сделать вывод, что, ни одна культура не существуетвечно, а цивилизация, которая пытается сдерживать изменение культурногосостояния, неминуемо придет к упадку, например римская империя не хотелаупрощать рабовладельческий строй и пришла к упадку. Чтобы понять причины этогообратимся к истории, возьмем Советский Союз. В начале 80-х гг. в Советском Союзеначинает развиваться новая культура, которая предлагала предоставить человекуправо выбора, но советское правительство постоянно сдерживало проявление сводычеловека, они хотели, чтобы все у них было под контролем, это привело к тому,что эти подпольные культуры приобретали популярность у молодого поколения иросла волна недовольства, которая в определенный момент выплеснулась наружу. Изэтого можно сделать вывод, что Советский Союз, римская империя, как динозавры,не принимали культурных изменений и ушли в небытие.
Извышесказанного следует, что стабильность порождает нестабильность и наоборотнестабильность всегда переходит в стабильность, т.е. каждая культура существуетдо определенного момента, пока не происходит ее кризис и на ее месте возникаетновая культура, например, после падения рабовладельческой культуры на ее местевозникла новая культура обслуживающая феодализм.
На новоенестабильное развитие влияет не только научно-техический прогресс, как когда-тодумали материалисты. Например, виртуальное творчество это скорее культурныйпрогресс, чем научный, т. к. раскрывает безграничные возможности для развитиядуховных сил и творчества, т. к. это новый вид культуры, в которой реальностьзаменяется виртуальным миром, который представляет собой, желание видеть своймир идеальным. Мы не можем утверждать, хорошо это или плохо, прогресс это илирегресс, но можно считать, что социокультурные процессы уже никогда не вернутсяв прошлое.
Научно-техническаяреволюция также может корректироваться, это подтверждается прошлым опытом. Ноэта проблема, на данный момент, не решена, и из-за этого рождаются новыепроблемы в обществе. Такая ситуация была и с другими научно-техническими открытиями.
Развитиечеловека включено в социокультурную деятельность, что помогает ему в решенииболее сложных проблем и задач. В то время как наука выходит за рамкивещественного и технологического отношения проникая и в социокультурные процессы.
 
1.2Исторический аспект предпосылок возникновения социосинергетики
социокультурный творчество стабильность социосинергетика
В истории человечествапроблема стабильности и нестабильности существовала еще в древности. Да и сточки зрения средневековой схоластики считалось, что хаос – это Дьявол, апорядок – Бог. Известную всем фразу Гегеля «Все действительное разумно, всеразумное действительно», можно объяснить так в системе, которая развиваетсяпорядок, как стабильность обязательно сменяется беспорядком, т.е. нестабильнойфазой, а потом из нее же снова рождается порядок.
Это ипривело к тому, что была создана теория динамического хаоса, и было признаното, что хаос разрушает сложные системы, но рождает новое переходя в новыесостояния. Таким образом, хаос это не целая часть, а только ее часть и оченьдинамичная часть, которая сменяет культурно-исторические циклы, упорядочиваяих.
В будущем станетвозможным эффективное регулирование социокультурных процессов с учетомстабильности и нестабильности, когда мудрый правитель будет использоватьнестабильность и порядок для регулирования стихийных и упорядоченных социальныхпроцессов.

2. Социокультурныйпроцесс с точки зрения синергетики
 
2.1Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе
В работеРуссо, где он сознательно сделал уклон именно в нестабильную сторону общественногодоговора для того, чтобы он стал главным началом становления учения о правахчеловека, которое в наше время превратилось во всемирную декларацию о правахчеловека. Фактически Руссо стал основоположником демократического государства.
Теоретическиеоткрытия социодинамики и социосинергетики используются в изучении динамикисоциокультурного развития. На первом месте в оценке динамики социокультурныхпроцессов находятся такие интересы как, психологические, религиозные, классовыеи т.д., это неминуемо приводит к путанице в развитии истории и ее объектов.
На данныймомент, в науке нет признанных норм развития культуры, которые объясняют ее движущиесилы, цели, задачи, источники, и социальные функции, т. к. нет единогопути разрешения этих проблем, потому что, существует бесконечное разнообразиеподходов к ним. Эта проблема, устойчивого развития берет начало с моментавозникновения социальной науки.
Значениетворчества в возникновении нового социума, что мы называем цивилизацией новогомышления, начало возрастать еще с эпохи капитализма, а именно возникли понятияриска, рисковой деятельности в условиях стабильно-нестабильногосоциокультурного развития. Творчество и прогресс представляют собой ту сторону социокультурногопроцесса, где стабильность это застой, нестабильность – это разрушение цикловсоциокультурного процесса.
В нашевремя информация это как товар, значит, работает по законам рынка товаров, исвобода слова тоже стала товаром. Сейчас все, ранее самостоятельные областичеловеческой деятельности, которые в прошлом затрагивали все области человеческойдеятельности – науки, искусства, культуры, морали, право и т.д. – имеютвторостепенное значение и даже находятся под угрозой уничтожения. Историясделала свой круг и вернулась к старому обмену товаров на границах владений припервобытнообщинном строе, только на высшем уровне. Мы пришли к возврату старогокапитализма, например, когда произведения искусства инков и ацтеков европейцамипревращались в золото, не имея никакой культурной ценности для них.Универсальным способом обмена различных видов деятельности на другие по законамтоварообмена – стал рынок.
Все видыкультуры – это либо скрытая форма обмена товаров или способ сбережениякапитала. Например, во всем украинском телевидении реклама занимает одно изпервых мест, а фильмы, передачи и др., то, за что не добывается прибыль,отходят на второй план. Произошедший разрыв культуры, не значит полного ее уничтожения,а происходит изменение культурных связей и традиций прошлого, на путистабильности и нестабильности возникают новые культурные ценности мировогомасштаба.
Из этоговытекает, что культуру можно представить как производную динамик нестабильностии, следовательно, стабильности, в которые входит, культурное творчество,культурное наследие и культурная сфера, а значит, описывается механизмомстабильности и нестабильности, выступающим феноменом культуры, который черезриск и рисковую деятельность добивается устойчивого развития. Так как любаясоциальная система развивается, это значит, что к ней можно применить, какосновную характеристику социокультурной динамики, через меру и допустимый риск,границы беспорядка (хаоса) и порядка.
В нашевремя информационный подход используется более активно для пояснения причин строенияи возникновения механизмов социокультурной динамики, который превращает весьмеханизм социокультурной динамики в средство накопления и обработки информации.Основная конструкция культуры ограничивается не только информационными, но исоциальными, религиозными, нравственно-эстетическими и многими другимипроцессами развития настоящего прогресса общества, т. к. культурныепроцессы не испытывают прямопропорциональной зависимости от скоростиинформационных процессов. Благодаря информационной сфере человек познает ивоздействует на процессы материального характера, потому что, она является максимальнодоступной для человеческого сознания, ибо сознание является чистой формойинформации.
В данный моментэпохи самопостроения информации под понятием «человек» подразумевают не столькочеловека, как личность, а скорее созданный на протяжении исторического развитиятип человека разумного, в целом, который на основе информационногомоделирования поведения в динамичном мире, обладает волей ксамосовершенствованию (творчеству) и стремлением к бесконечности, т.е.бессмертию. Полученное, от природы и предков, – является частью стабильности вчеловеке. Стабильным в человеке – есть организм, но в процессе творческойдеятельности, он в результате взаимодействия с окружающей средой, в состоянииполностью или частично, создать благоприятные условия для существования в различных,ранее не пригодных для проживания стихиях (например, океан, космос, литосфера ит.д.). Исходя из этого, жизнь как творчество, есть непрерывный выбор междупорядком и хаосом этого мира. Мы считаем, что отсутствие движения, стремления ксамосовершенствованию, т.е. отсутствие творчества, леность души, духовнаясмерть – это стабильность, а самосовершенствование, рисковая деятельность,душевная радость, победы, муки творчества – это нестабильность. Но друг бездруга эти два противоположных понятия, как основа жизни, прогресса –существовать не могут. Они находятся только во взаимодействии, какдиалектическая пара, основа – сосуществования человека и природы. Так ужсложилось по воле рока, что человек не бессмертен, но он постоянно стремится кволе, к творчеству, а значит ему суждено постоянно выбирать используя чудоинформации.
Если бычеловечеству удалось проникнуть в тайны всех законов информации, т.е. познатьтайну мироздания, посредством информации, то он стал бы бессмертным, например,компьютер сохраняет свою «душу» (информацию), довольно таки долгое время; геннаяинженерия доказала, что гены, как носители информации, тоже, своего рода,доказательство бессмертия человечества, да и культура, как генный носительсоциальной информации, не может никогда состарится, а значит и умереть, потомучто она не подчиняется законам физики.
Человек вкакой-то степени рискует, если у него все по расписанию, т.е. все продуманно,сознательно, в мире порядка и хаоса, а затем возникновения чего-то нового,предопределенного судьбой. Она объективна, как сегмент жизни человека, и ее невыбирают, т. к. на нее влияют самые разные причины. Вот тогда и возникаетрок, в жизни человека, как что-то неотвратимое, независящее от его воли, этотолько часть его жизни, в которой господствует еще и случай.
У человекавсегда есть воля к выбору в альтернативных условиях, а значит он сознательнорискует в определенных жизненных обстоятельствах. Отсюда возникают как бы дваполюса «да» и «нет», но иногда человек поступает таким образом, что ни «да» ни«нет», т.е. не выбирает не одного варианта и вот тогда-то появляются новыеварианты, а это и есть творчество, как основа нестабильности.
Воспринимая мирпо-новому, нынешняя культура и по-новому видит человека в нем. Часто то, чтоначинается с нестабильности, под влиянием обстоятельств, в процессе своегоисторического развития становится стабильностью. Свойством культуры в нашевремя, есть то что она, пытается, не смотря ни на что, сохранить судьбоносныеморальные и эстетические ценности.
Культура, посвоей природе, очень консервативна и в какой-то степени все новое принимает «вштыки», и как бы, защищаясь, порождает новую деятельную псевдокультуру, котораяпотом неминуемо приводит к застою, консервации, т.е. возникнет состояниестабильности. Возьмем к примеру, культуру элиты. Она всегда ассоциируется спрошлым, тогда как новая культура спонтанно возникает как взрыв в ее недрах иобслуживает огромную массу людей, а значит, такая культура становитсядемократичной. А без этого культура просто событие в истории, которое не смоглооставить свой след в жизни человечества.
В процессепротивоборства культур возникает нестабильность, но затем неотвратимо наступаетстабильность мировой культуры. Культура занимает все жизненное пространствочеловека, только через призму культуры становится понятным мир. Творчество, какнестабильность и традиция – стабильность, как две стороны одной медали двестороны анализируемого социокультурного процесса. Традиция присутствует везде,в морали, науке, религии и т.д., но это и есть, ни что иное, как информациясохраненная временем, позволяющая обществу устойчиво развиваться.
В недрахкультуры постоянно идет борьба между стабильными и нестабильными еесоставляющими. Например, с одной стороны, стабильное – это знаковые системы,как основа решения всех проблем, социокультурная картина мира, категории культуры– своего рода психология сознания носителей культуры, а с другой стороны –нестабильное, культурные отношения, новые культурные обстоятельства приобщениялюдей к культуре, новые ситуации происходящие в культурном социуме, приводящиек новым проблемам и отсюда возникает новаторство, изобретение нового,творческого начала. В недрах старого зарождается новое, чтобы затем опятьвозродится в новейшем, итак цикл изменения культуры снова повторяется на болееновом качественном уровне. Таким образом в культурном социуме традиция как быобновляется, приводя постепенно к стабильности общества.
Новыекультурные ценности создают первопричину ускоренного развития общества, которыеи вызывают к жизни творчество. Культура становится открытой и быстро реагирующейна влияние обстоятельств. Таким образом, культура становится импульсом энергиив социальном и культурном пространстве человечества и простые, незаметные напервый взгляд, вещи становятся культурными ценностями. Итак, единственнаяниточка, которая связывает общество богатых и бедных это культура результат ихкультурного взаимодействия.
Совместнаякультура, может выступать как историческая память, а следственно имеетспособность объединять людей, тогда как потенциально разделительными выступаютпроизводство, религия, традиции, национальность и этнические разнообразныеразличия. Культура пытается стабилизировать эти потоки нестабильности, но не вдостаточной степени, чтобы остановить развитие социокультурных отношений ипроизводства.
Теорияинформационно-волнового импульса заключает в себе все физические исследования,которые проводились лишь для того, чтобы объяснить первоосновы строения мираматерии. Эта теория является циклической и представляет собой импульс, которыйобъединяет в себе стабильность и нестабильность, поскольку среда импульсаникогда не повторяется, то логично предположить, что его результат всегдаявляется новым. Это привело к тому, что появились две, пожалуй, самыхактуальных в наше время, проблем человечества – сбережение окружающей среды икультурных ценностей. Проблема состоит в удержании факторов, которые приводят кнестабильности, в определенной степени риска, чтобы не было слишком поздно, иничего нельзя было бы вернуть в прежнее русло.
В основеистории культуры располагается структура этих процессов, которая, в своюочередь, определяет ее основные функции, характеризующие данную историческуюэпоху.
Придерживаясьтеории информационно-волнового импульса, религиозной культуре также не чуждыэти процессы. Волна (свет) как первооснова бытия выступает главным фактором вовсех ведущих религиозных теориях. Христос говорит «Я свет миру», а приверженцыхристианства именуют себя «дети света». Из этого вытекает, что первоначальнуютеорию циклического импульса, т.е. теорию строения материи и любой культуры,рассматривали за долго до ее возникновения, как теории вообще.
В единоминформационном пространстве присутствуют все ценностные минимальные имаксимальные значения, которые являются составляющей стабильно-нестабильногоцикла, это способствует возможности пополнения культурных ценностей испособствует преемственности культур, из этого следует, что любой культурныйакт, представляет собой материально-информационную волну, т.е. источник иимпульс развития.
Итак,информация в самом начале, как волна, никогда не может быть равна нулю и еслирассматривать ее маятниковые колебания, т.е. на полюсах будет, как раз,стабильность и нестабильность, а значит главная задача культуры, это балансировкамежду плюсом и минусом, т.е. между стабильностью и нестабильностью, другимисловами плюсом и минусом. Вот так и меняются исторические культурные циклы,целые пласты культуры, сменяют друг-друга, происходит рассвет одних и упадокдругих.
Волноваяинформация, как материальный носитель, в компьютерных системах, которые, восновном, функционируют в сетях, способна не только к структурной, но и кфункциональной самоорганизации, а если рассматривать с точки зрения культуры,то, можно сказать, что она не представляет собой культурного объекта, т.е.искусственный интеллект, как источник волны – информации, это преобразованная,а может быть и совсем другой вид энергии и подчиняется он именно физическомузакону сохранения энергии. В то время как мышление, мозг человека, как носительволновой информации, способен к творчеству и работает уже совершенно на другомпреобразованном виде энергии, как энергии духовной, высшего порядка. Онспособен к духовному новаторству, т.е. творческой обработке этой энергии ирезультат этого уже есть духовная модель реального мира во временных пластахкультуры человечества, а значит в продуцировании его культурных ценностей.
После смертиносителя информации она не теряется, т. к. дальше идут процессы, когдаинформация накопленная до него, продолжая функционировать на уровнегенетического кода и накопляться уже, как бы, без его участия, тогда нею можетвоспользоваться другой разум и стать новым носителем этой информации. Так, спомощью культурных и исторических памятников, достижений культуры какзафиксированной информации сохраненных в памяти вещей и людей, новые поколенияузнают свою историю. Знание это небольшой шаг на пути познания мира. Мы толькоможем строить догадки о механизме управляющем миром, т. к. это выходит заграницы нашего сознания.
Итак,стабильность-нестабильность это единство двух противоположностей, каждое изкоторых не существует само по себе. Нестабильность нужна в жизни, т. к.она создает потребность в создании чего-то нового, доселе неизвестного, чего небыло в стабильности, хотя здесь, как раз и возникает ситуация, когдавозможности не могут реализоваться до конца. Так, искусство современности таитеще в себе черты классической культуры, хотя оно использует уже совершеннодругие средства самовыражения и на уровне культурного социального опыта онимирно сосуществуют. Получается, что для создания всего нового, оригинального,нестабильность нужна даже больше, чем стабильность. Балансировка мировойкультуры между стабильностью и нестабильностью, между порядком и беспорядком –это беспрерывные колебания между творчеством и рутиной, т.е. застоем. Еслирассматривать это с точки зрения вечной смены информации, то можно сказать, чтоэто, как бы золотая середина или золотое сечение в недрах вечного движения самоорганизациикультурной информации. С точки зрения социокультурного процесса, нестабильностьстановится полезной, когда событие уходит в небытие и становится простоотрезком исторического процесса, иными словами, порядок преобразует хаос инаоборот. Так информация о Нероне, римском императоре, который сжег Рим, невызывает уже у нас такого морального осуждения, как это было ранее, т. к.эти волны информации как бы затухли, событие перестало быть актуальным и сталосегментом в историческом развитии человечества. На пути истории нет рытвин иухабов, скачкообразных движений, история человечества – это движение по прямой,а вот культурное развитие, это постоянная балансировка, т.е. маятниковое движениемежду стабильностью и нестабильностью, которые зарождаясь в недрах друг друга,постоянно переходят друг в друга, но не выходят за пределы. Это можно наблюдатьне только в культуре, но и в экономике (например, появление рыночныхотношений), политике, науке и т.д., другими словами происходит циклическоеразвитие, в котором господствуют законы синергетики и можно научно предвидеть развитиехаоса в форме сменяющих друг друга моментов социокультурного процесса.
 
2.2 Мера иразумный риск, как факторы творчества
Внутрисамой волновой информации заключено понятие риска, как характеристики этойинформации, которая развивается и внутренне и способна к внутреннейсамоорганизации, т.е. риск – это как бы универсальная характеристика этойинформации, он присущ всем процессам и явлениям и существует, иногда, даже вскрытой форме. Человек рискует всегда и везде, примеров этого является геннаямутация на эволюционном пути развития человечества, постоянные творческиеспособы приспособления его к условиям окружающей среды и это явный, не скрытыйриск, это как бы эксперимент с человеком, как носителем информации, в том числеи культурной информации. И если раньше человек не обращал внимание нанестабильность, как риск, так как это носило явный характер, здесь забывалось ослучайности в процессе создания человеком определенных предметов, артефактовкультуры в процессе конкретно-исторической деятельности человека, то теперь с изменениемновых свойств информации расширяется все больше и больше возможность втворческой деятельности, а значит и в проявлении рисковой деятельности, какэлемента нестабильности.
Человек,как носитель информации все время стремится к самосовершенствованию у него естьи воля и выбор в этом. Вот в этом-то и кроется суть социокультурного процесса,именно в рисковой деятельности в способности и стремлении к творчеству, каксозданию нового.
Волноваяинформация мира существует в пространственно-временной, энергетической исобственно информационной форме, в их симбиозе, в том числе и относительно ксоциокультурной деятельности. В механизме, в материальном – все стабильно,здесь нет ничего случайного, рискового, в духовной же информации, всоциокультурной – наоборот, больше непредсказуемого, часто случайного,креативного.
Волноваяинформация и человек, как носитель этой информации, находятся в постоянномдвижении, а значит, в изменении и историческом развитии никогда на том жеуровне не повторяют свой исторический путь. Они постоянно лавируют междустабильным и нестабильным состоянием мира в единстве и взаимодействиистабильности и нестабильности в форме риска и случайности. Таким образом, развитиесоциума, это и есть диалектическое единство стабильности и нестабильности напрактике в процессе социокультурного развития. Итак, культура – это результат,продукт разнообразной деятельности человека, как носителя культурнойинформации, в процессе которой человек неминуемо становится личностью иосознание человеком самого себя, как личности, происходит только с появлениемдругого человека, другой личности, которые диалектически взаимосвязаны со всемчеловечеством, посредством универсальной культурной практики.
Таким образом,изменяясь в процессе социокультурной деятельности, человек осознает себя, какличность, которая действует на практике, как коллективное существо, как элементцелого, в котором проявляются общие родовые признаки, но наряду с этим он имеети свои неповторимые, отличающие его от других черты и при этом частное ииндивидуальное в человеке тоже должно сосуществовать в единстве, балансируямежду двумя полюсами стабильности и нестабильности.
В процессесвоей конкретно-исторической культурной деятельности, человечество, в процессе созданияконкретных предметов, культурных артефактов, создает и новые коммуникативныесоциальные отношения, возникают моменты взаимодействия, взаимопроникновениякультур, на конкретно-историческом этапе. Таким образом, духовный мир человекане может существовать в отрыве от его культурного мира, иными словами духовноеразвитие человека должно проходить в гармоническом единстве с социокультурным иопять для человека возникает дилемма между рутинным и творческим, между стабильными нестабильным, через риск и случайные обстоятельства, т.е. в процессевзаимодействия и взаимообмена между духовной и культурной информацией на новомуровне, который предполагает творческое начало человека, как личности.
Хотя нельзяотрицать, что человечество всегда стремилось, скорее к стабильности, чем кнестабильности, не осознавая, что именно нестабильность, отрицание застоядвижет его к прогрессу. Раскачивая «маятник» судьбы, балансируя между порядкоми хаосом, человеческое общество в процессе своего исторического развития всеравно неминуемо опять приходит к равновесию, затем опять изменяясь, в процессесвоей деятельности, усваивая уроки культурного прошлого, оно опять стремится кновому, более совершенному, усиливая нестабильность, риск. Итак, цикл сноваповторяется, но уже на новом более высоком уровне.
Творческаядеятельность человека – это загадка, которую человечеству еще предстоитразгадать в будущем, но уже сейчас можно определенно сказать, что она связана состабильностью-нестабильностью и риском, как главными ее факторами. Самоеглавное определить предпосылки возникновения творчества в социокультурнойдеятельности человека, сущность процесса возникновения творчества, что к немудвижет человека в процессе его конкретно-исторического развития. Эти задачи ипредстоит решить синергетике, с помощью понятий стабильности и нестабильности вих новой форме диалектического взаимодействия.
Человек, какноситель духовной и культурной информации, использует главное ее свойство –универсальность и в результате этого познает посредством науки закономерностисвоего развития и развития окружающего его мира. Но он только познает, но еще ипреобразует мир, т.е. изменяет его свойства в процессе своей творческойуниверсальной социокультурной деятельности, которая постоянно накапливается,диалектически развивается все более прогрессируя. Таким образом, в процессесвоей творческой культурной деятельности, человек изменяет картину мира.
Наука тожеизменяет картину мира, особенно социальная наука и она тоже сама постоянноменяется, обновляется в связи с изменение, обновлением информации, которой онарасполагает. Значит наука тоже развивается между полюсами стабильности инестабильности, балансируя на грани, что и позволяет ей достигать все болеенового прогрессивного уровня развития. Что же позволяет в процессе этойбалансировки соблюдать равновесие и не переходить от одной крайности к другой?Здесь возникает понятие меры во всем, как основы устойчивого равновесия.
Мера может бытьв вещественном, в духовном, в различных явлениях и процессах. Мера,накапливаясь в недрах стабильности, перерастает в нестабильность, до тех порпока в процессе творческой креативной деятельности не произойдет значительныйскачок и не возникнет что-то новое, что выведет систему из равновесия всостояние нестабильности. Затем, происходит процесс накопления информации всостоянии нестабильности и опять внутри него начнут вызревать внутренние факторы,ведущие через риск и превышение меры к стабильности и опять-таки, благодарятворческому обновлению, благодаря тому, что случайные силы обстоятельствавыводят систему из равновесия, но это уже будет совершенно иное качество, иноесвойство информации. Таким образом, соблюдение меры – это и есть та «золотаясередина» или «золотое сечение», которое позволяет системе балансирующей междустабильным и нестабильным состоянием быть в равновесии.
Любой предмет,явление, процесс изменяется, прежде всего, изнутри, до тех пор, пока превышениемеры этого изменения не превратит его в другой предмет, явление, процесс.
К мере во всемпризывал еще Аристотель, говоря, что «найти эту золотую середину, можно толькозная крайние полюса, между которыми она находится». + Например, где мера междунастоящим и будущим, между оптимальным и минимальным. Человечество с давних временстремилось к соблюдению этой меры, т. к. известно, что человек меру несоблюдает в силу своей постоянной тяги к творчеству, к созданию чего-то новогов стремлении изведать, понять неизвестное.
В процессесоциокультурного развития «золотую середину», меру, поможет определитьсоциальная наука, хотя бы и нарушив стабильность, т. к. она все равноприведет опять к стабильности в процессе исторического развития, как единогоцелого, потому что нет ничего абсолютного, а значит мера и является мериломравновесия. Ни один исторический процесс не может быть доведен до конца досвоей крайности, абсолютной завершенности, т. к. в нем самом в процессеего развития уже зарождаются черты и свойства нового процесса, а значит,балансировка между новым и старым обязательно приведет к победе нового. Мера недает раскачать маятник до абсолюта, она все равно приведет к устойчивости ивырабатывается она конкретно-исторической практикой. В этом заключено понятиементалитета нации, как тоже меры социокультурных отношений. Например, впроцессе перестройки отрицательный персонаж спекулянт относится кпредпринимателям, а частная собственность становится необходимым атрибутомрыночных отношений и уже не вызывает непринятия в сознании людей. Но самообщество осталось тем же самым, изменилась только информация о нем, егосвойства оно поднялось на более высокий уровень своего развития. Балансируямежду стабильностью и нестабильностью, полностью изменится ему не дала, как размера, которая постепенно привела к устойчивому развитию, изменились тольконравственные ценности и социокультурные понятия, но не изменилась самакультура.
Еслирассматривать эти явления с точки зрения синергетики, можно сказать, что наданном этапе на первое место вышли те ценности в социокультурном процессе,которые приводят к нестабильности, вот почему в последнее время так частоупотребляется понятие инновация, как творчество, потому что сама частнаясобственной, как основа всех общественных отношений, рисковая деятельность,которая, тем не менее, не может существовать без достаточной свободы выбора, аэто в первую очередь, усиливает демократические процессы в обществе, ведет квсплеску творчества в социокультурных отношениях, которые тоже достигают иногоуровня развития.
Следуяпотребностям конкуренции, в процессе социокультурного развития изменилисьдуховные запросы и потребности людей, изменился менталитет, социум абсолютныхколлективистов постепенно становится социумом индивидуалистов, но это не пришлооткуда-то, а развилось внутри социокультурного процесса, как потребность длярешения важных накопившихся проблем, усиление приоритета духовных ценностей,поднятие материального уровня, выживание в процессе конкуренции. Но это нестанет застойным процессом, а наоборот приведет, через нестабильность и риск кустойчивому развитию.
Сейчас напервый план выходит проблема гармонии развития человека, как в социуме, так и вокружающей среде. Гармония должна стать мерой всех процессов и явленийчеловеческой жизни. Только она гармония поможет не дойти в нестабильности докрайности и вернуть все к относительной устойчивости. Это же стремление кгармонии должно привести человека нашего времени к самосовершенствованию, азначит к творческому развитию. Признаком этого является, прежде всего,готовность и потребность в оригинальности мышления, деятельности, усилениемкреативных способностей, развитие инициативы, умение находить новые подходы ирешения. В процессе этого человек будет постоянно стремится к нравственномусамосовершенствованию, возрастут его духовные запросы и потребности, человек станетболее ответственным, а также научится творчески использовать уже имеющиеся унего знания. Изменяется прежде всего психология человека он все большестановится неудовлетворенным достигнутым, стремится ко всему новому.
Человек,анализируя информацию, обязательно принимает какое-то решение, которое тожеявляется своего рода творчеством процессом самовыражения человеческой личности,а особенно если это касается культуры. На производстве все больше доминируютпроцессы кооперации, возникают корпорации и другие объединения, которые требуютсовершенно иного подхода к реализации человеческого потенциала. В культурномразвитии эти тенденции проявляются в создании различных творческих тандемов,объединений.
Возникаетнеобходимость устранения противоречий, между тем, что есть в наличии и тем, чтодолжно быть. Если то, что намечено человек, выполняет – это приводит к ростучеловеческих потребностей и стремлению постоянного их удовлетворения, т.е.налицо движение к прогрессу к обновлению существующей информации. В основетворчества лежит достижение цели наилучшим образом приемлемым для данногоиндивида новым способом. Возникает как бы снова диалектическое единство междутем, как это создавалось ранее и тем, как это выполняется теперь в ихгармоническом единстве. Так как, с одной стороны творчество не мыслимо безсвободы, а с другой стороны, существуют определенные требования со стороныобщества, значит между замыслом творца и реализацией его замысла стоит такая категориякак необходимость, но существует еще и иная категория – необходимаяслучайность. Вот она то и является в большинстве случаев и двигателем ипричиной творчества.
Понятиетворчества неразрывно связано с эффективностью именно она является двигателемпрогрессивного развития общества. Так как, творчество заключает в себе элементыболее или менее рисковой деятельности, предполагающие новые нестандартные путирешения проблем, новые неординарные подходы в получении, обработке,использовании, хранении той или иной информации, сейчас на первый план выходитинтенсификация всех процессов, происходящих в обществе, в том числе этокасается и социокультурных процессов. Вот почему мы говорим, что рисковаядеятельность из потенциальной возможности становится потенциальнойнеобходимостью для качественно нового скачка в культурном развитии на данномисторическом этапе.
Общество оченьосторожно относится к тем видам творческой рисковой деятельности, которыеявляются абсолютно новыми, ранее неизвестными, т. к. они заключают в себеабсолютно новые непредсказуемые последствия, которые иногда, как кажется,угрожают даже безопасности человечества, ставят его на грань выживания(например, внедрение ядерных технологий в получение электроэнергии,компьютеризация общества, развитие спутниковых коммуникационных сетей и др.). Творчествуабсолютно трудно становится пробить себе дорогу, когда стабильность инестабильность находятся в устойчивом состоянии, а элементы риска еще не имеюттакой выраженной необходимости, т.е. застой и рутина еще препятствуюттворчеству вырваться из их оков. Но все равно рано или поздно возникают условиякачественного изменения ранее существующей информации, для обработки ииспользования которой появляется необходимость возникновения новых сфер деятельностичеловека, порой с непредсказуемыми результатами и тогда это становитсянеизбежным. Но где найти меру между опасностью, непредсказуемой деятельности ибезопасностью для жизни человечества. Где та «золотая середина», котораяпозволит не довести прогресс до абсолюта, до абсурда, не вывести за грань самоуничтожения.Ведь уже сейчас мы в результате нашей «прогрессивной» деятельности довели своюэкологию до грани, т.е. мы рубим сук, на котором сидим. Необходимо найтиуровень разумного риска человеческой деятельности, когда непредсказуемое можетпривести к непоправимому. Таким образом, риск в процессе обновления информации,обработки и усвоения ее, для творческого развития, для внедрения инноваций,должен быть не только необходимым, но и иметь разумные пределы, не переходящиемеру. А отсюда возникает условие минимальной затраты энергии на защитучеловечества для выживания цивилизации. Опять человечество балансирует на гранимежду пользой и опасностью, которая возникает стихийно в результате новойрисковой деятельности человека и опять критерием должна выступить разумнаямера, минимальный риск.
Но человеческоеобщество находит сейчас этот критерий, эту разумную меру, методом проб иошибок, иногда даже не исправляя и не учась на своих ошибках, примером этогоявляется чернобыльская катастрофа, после которой и социум и окружающая среданастолько изменились, что начался как бы новый отсчет времени, другими словамив недрах стабильности, застоя возникли такие факторы нестабильности, которыепри превышении меры, привели к интенсивному переходу в нестабильность, культурарезко пошла на спад, на первый план вышла массовая культура с ее низкопробнойдуховностью, низменными потребностями, как атрибут хаоса.
Как жеопределить в этих условиях разумность риска, как управлять стихийнымипроцессами, возникающими при этом. Ведь в большинстве случаев человечество,зная о масштабах опасности, губительном влиянии на него различных опасныхфакторов, все равно стремится превышать разумную меру. Так например, зная обогромной опасности курения, употребления наркотиков люди тем не менее, неотказываются от этих губительных привычек и продолжают переходить меруразумного. Сейчас в мире в геометрической прогрессии растет не только число курильщикови наркоманов, но и так называемых пассивных курильщиков, т.е. людей которыесами не курят, но испытывают на себе такое же губительное влияние, как и людикоторые сами курят. Отсюда возникает угроза всему генофонду человечества, т. к.никотин, наркотики в первую очередь пагубно влияет на детей, делают их калеками.И в конце концов наступит ситуация, которая выйдет из под контроля, что приведетк значительному превышению разумной меры и наступят качественно – новыеизменения в социокультурном процессе, которые вызовут к жизни абсолютно новыетворческие потребности, возможно появится целый новый пласт культуры с егоновыми средствами и формами, направленными на решение этих острых насущныхпроблем. Возможно, обновится и появится совершенно новая информация, котораявыведет человечество на новый, более высший уровень развития. Таким образом, воценке рисковой деятельности культурный социум также балансирует междустабильностью и нестабильностью. Но здесь возникает еще одна проблема, скореетенденция, что чем больше появляется информации о той или иной опасности длячеловека, тем больше становится уровень превышения разумной меры, т.е.собственной безопасности. Например, строительство атомных электростанций всейсмоопасных зонах, превышение уровня холестерина в пище современного человека,которое ведет к опасности сердечно-сосудистых заболеваний. И здесь тоже идетбалансировка между стабильностью и нестабильностью, между разумной и неразумноймерой риска, между опасным и безопасным поведением, надо сказать, что культурав этом плане находится в традиционном состоянии, т.е., равнодушногонаблюдателя, а значит в состоянии застоя. Достаточно сказать, что сейчас труднопосмотреть такой, где бы не пропагандировалось курение. Но в недрах этойстабильности уже вызревают элементы нового, нестабильного, которое, в конце концов,активизирует культурные творческие силы нового поколения, которые создадуткачественно новые культурные достижения, позволяющее решить эти проблемы. Ужесейчас появляются новые рок группы репертуар которых направлен против загрязненияокружающей среды, против курения и наркотиков. Молодые художники тоже создаютпроизведения, которые силой своего искусства заставляют задуматься молодоепоколение о той огромной опасности, которую заключают в себе курение инаркотики. Только тогда произойдут новые изменения в социокультурной жизничеловечества, только тогда культура в этом плане выйдет из застоя, когда всекультуры объединятся для решения этой проблемы. Вот тогда и произойдет переходот стабильности, через рисковую деятельность к нестабильности и установитсяравновесие.
Человек впроцессе своей социокультурной деятельности часто вынужден принимать решения,связанные с той или иной степенью риска, обладая абсолютной сознательнойсвободой выбора. «Быть или не быть!» – этот Гамлетовский вопрос рано или позднозадает себе каждый человек. И только от него зависит выбор этого решения,который, конечно же, будет связан с определенной степенью риска и снепредсказуемостью последствий. Значит главная проблема научится управлять своимижеланиями и возможностями, соблюдая разумную степень меры.
Социальныепроцессы носят характер вероятности, поэтому и являются более или менеенепредсказуемыми, что зависит от конкретных возможностей данного социума, когдаиз их множества нужно выбрать только одну наиболее эффективную, а для индивидатакой выбор будет называться выбором по желанию. Происходит взаимное влияниечеловека на окружающий мир и, наоборот, благодаря чему человек и становитсяактивной, деятельной личностью. Итак, в процессе выбора человекруководствуется, прежде всего, тем, что ему нужно, стараясь отметать всеслучайное или хотя бы уменьшить его.
Человек в своейжизни очень часто сталкивается с ситуацией, когда выбора не остается, в силунеожиданно сложившихся обстоятельств, т.е. он заранее не мог предвидеть того,что случится. Вот тогда возникает риск, который можно назвать неосознанным,вынужденным, необходимым, который приводит к нестабильности. Это риск, когдачеловек поставил на кон самое важное для него, например, рискует земледелец,посеяв зерно в холодную землю, когда под угрозой может быть весь его урожай.Тогда, он обязательно должен продумывать степень возможного риска и найти меру,т.е., «золотую середину»
Риск можетпроявляться и в культурной деятельности человека, когда например, для созданиякаких-либо культурных достижений человек вкладывает огромные средства, в томчисле и духовные, не зная заранее, каков будет результат и востребовано либудет его творчество. Если же оно будет востребовано и накоплено в культурнойобщечеловеческой информации, ели этот человек своим творчеством оставит свойслед в истории, то тогда речь идет об оправданном риске. Но оправдан он будетили нет, человек-творец заранее не знает никогда. Но в этом и заключаетсязагадка творческого человека, что, не зная наперед судьбы своих произведений он,рискуя, их все равно создает.
Еслинедостаточно информации для определения степени риска, то тогда возникаетсостояние нестабильности в рисковой деятельности с непредсказуемым результатомэтой деятельности. Наличие же информации о степени риска, позволяет предсказатьрезультат и возможные его последствия.
Таким образом, рискуячеловек, всегда ожидает какой-то опасности, потерь, утрате важных для человекаценностей. Но, тем не менее, он осуществляет свой единственно правильный выбор,надеясь на лучшее. Если же риск оказался неоправданным, то необходимо опятьвернутся к той мере, через которую человек перешел, так хотя бы снова можетнаступить гармония, а значит опять будет устойчивое равновесие. Нестабильность– это всегда риск, а нестабильность всегда взаимопроникает в стабильность и наоборот,т.е. нет чистой абсолютной стабильности и нестабильности, они всегда половинчаты.Творчество, возникшее в культуре, которая находит себе место в накопляемойчеловечеством информации, всегда прогрессивна. Но культура может быть, как всостоянии стабильности, так и в состоянии нестабильности, когда меняются культурныеценности, обычаи и традиции.


Заключение
Такимобразом, социокультурный процесс анализировали в своих теориях представителиразличных социологических направлений.
Итак,социокультурный процесс мы анализировали с точки зрения синергетики, а именно,стабильности и нестабильности, как единого диалектического единства ивзаимопроникающих друг в друга.
В мирепостоянно обновляющейся информации человек находится в состоянии постоянноговыбора конкретных действий в процессе рисковой деятельности, в процессе выбораальтернативы, приемлемого для него решения. Но он не может предугадать напередрезультаты и последствия своей деятельности и определить степень риска.
Всесоциокультурные процессы, развиваясь, как носители волновой информации,постоянно находятся между полюсами стабильности и нестабильности взаимопроникаяв друг друга, вызревая в недрах друг друга, переходя друг в друга иуравновешиваясь степенью меры, как «золотой середины» между ними.
В условияхстабильности и нестабильности человек вынужден посредством риска приниматьновые оригинальные решения, он вынужден выбирать между тем, чтобы остаться встаром, застойном, стабильном или же в процессе творчества, риска, вырваться вкачественно новое неизведанное, нестабильное состояние.
Человекусвойственно постоянное стремление к творчеству, к созданию нового, к инновациями оно то и является причиной смены стабильности нестабильностью и наоборот,таким образом происходит циклическое развитие социокультурных процессов.
Нетабсолютной стабильности и нестабильности, они никогда не доходят до своегозавершения и полной своей реализации, т. к. их сдерживает мера.
Благодаряэтому объясняются все взлеты и падения мировой культуры происходящие в процессекультурно-исторического развития человечества.
В результатетворческой деятельности возникают ситуации, как осознанного, так инеосознанного выбора, под воздействием определенных ситуаций, так возникает такназываемый случайный выбор или случайность, которая может привести к самымнеожиданным, а порой даже нежелательным результатам.
В процессеизменения социокультурной информации изменяется и сам человек, как носительинформации и влияет на окружающий его мир, как и мир, влияет на него.
Кризис культурынаступает тогда, когда в ее недрах начинает развиваться новая болеепрогрессивная культура, которая затем сменяет старую менее прогрессивную.
Стабильность –это как правило, порядок, застой, стагнация, традиционное в культуре,нестабильность же связана с творчеством, со всем новым, прогрессивным,неординарными решениями, принимаемыми в процессе рисковой деятельности.
В процессебалансировки социокультурных процессов между стабильностью и нестабильностьювозникают новые точки роста – бифуркации для нелинейного развития по законамсинергетики.
Все видыкультуры на современном этапе представляют собой либо скрытую форму товарногообмена, либо способ накопления капитала.
Культура в нашевремя стало товаром, который подлежит продаже и обмену, даже в ущерб развитиюдуховных и культурных ценностей человечества.
Таким образом,современный социокультурный процесс с точки зрения синергетики находится сейчасв состоянии нестабильности, а значит взлета творчества, появлению инноваций,прогрессивного развития культуры.

Списокиспользованной литературы
1. Августин Аврелий. О граде Божьем. М., 1993. – 329 с.
2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.:Мысль, 1989 – 345 с.
3. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контекстесоциокультурного развития. Таганров.: ТИУиЭ, 2000 – 235 с.
4. АнищенкоВ.С. Детерминированный хаос // Соросовскийобразовательный журнал. 1997. №6. С. 70–76.
5. Арнольд В.И. Теория катастроф, теория хаоса и ихприложения // Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. Методологическиевопросы; Под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. М.: Изд-во МГУ,1989. – 128 с.
6. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика –эволюционный аспект // Самоорганизация и наука. М., 1994. С – 389 с.
7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /Пер. с нем. В. Седельникаи Н. Федорова; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.384 с.
8. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. – 379 с.
9. Бранский В.П. Теоретическая основа социальнойсинергетики. // Петербургская социология. 1997. №1. С. – 274 с.
10. Декарт Р. Рассуждение о методе… Первоначала философии. Соч.: В 2-хт. Т.1. М., 1989. – 203 с.
11. Евин И.А. Синергетика искусства. М.: Лада, 1993. – 187 с.
12. Земан И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики.Пер. с чешск. М.: Прогресс, 1966. – 193 с.
13. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новоемировоззрение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 192. №12.С. – 156 с.
14. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск:Наука, 1981. – 327 с.
15. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мирнеопределенности (Философские рассуждения о порядке и хаосе). Ростов н/Д.:Изд-во РГУ, 1994. – 427 с.
16. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и «историческаямеханика» // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 99–111.
17. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983. – 239 с.
18. Пригожин Н., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс,1986. – 178 с.
19. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Мысль, 1992. – 289 с.
20. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности цикличнойдинамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993. – 548 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Wuthering Heights Essay Research Paper Wuthering Heights
Реферат Литература - Терапия (ШОК)
Реферат Агрессия в отечественной и зарубежной литературе
Реферат Outline Of The Great Conductor Essay Research
Реферат Иисус Христос – миф или реальность?
Реферат 1. салат notre dame de paris 200 гр
Реферат Контрольная работа по технико-экономическому проектированию пищевых предприятий
Реферат Основные показатели безотказности для восстанавливаемых объектов. Основные показатели долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости
Реферат Влияние циклов Н. Кондратьева на экономическую ситуацию
Реферат Jude The Obscure Essay Research Paper In
Реферат СРСР у післявоєнні роки. Тріумфальний сталінізм
Реферат Территориальные особенности организации полиграфической промышлен
Реферат Риторично-образні особливості проповідей Кирила Турoвського
Реферат Общественно-политическая жизнь в СССР в 30-е годы XX века
Реферат Conflict And Competition Within Groups Essay Research