Реферат по предмету "Социология"


Классический период в истории развития социологии

Контрольнаяработа
 
ПОДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИОЛОГИЯ
 
Тема:«Классический период в истории развития
социологии»

Оглавление
Введение
1.Позитивизм О.Конта
2.Натурализм Г.Спенсера
3.Социологизм Э.Дюркгейма
4.Номинализм М.Вебера
Заключение
Литература
 

Введение
 
Социология как наука вычленилась из философии вконце 30-х — начале 40-х годов, а сам термин «социология» (от лат.societas — общество и греч. logos — учение) был введён в 1842 году французскиммыслителем Огюстом Контом в работе «Курс позитивной философии», что исчитается официальным фактом появления этой науки.
В социальной сфере это было время крайнейнестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движениев Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том,что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрыхперемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способнойпрогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться,чтобы обрести свое место и роль в этом процессе.
В это время происходил быстрый рост городов,промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые изначительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарасталанестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса,выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивалсяинститут общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы.Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только «социальныеболезни», но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирнымпутем. Именно средний класс и выступил своеобразным «заказчиком»социологических исследований. В это время складываются два основных направлениясоциологии — эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное,конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблемразвития общества.

1. Позитивизм О. Конта
Огюст Конт (1798 — 1857) — французский мыслитель,родоначальник социологии. Социология по Конту — это единственная наука, котораяизучает общество как некую реальность, управляемую естественными законами иразвивающуюся во времени. Конт стремился создать доказательную, общепризнанную,«позитивную» социальную теорию общества, основанную на научныхметодах. В те времена не существовало иных научных методов, кромеестественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных свидетельств,эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О.Контразделил социологию на «социальную статику» и «социальнуюдинамику». Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи,государства, религии и т.д.); вторая — на осмысление проблем социальногоразвития и изменения общества. Конт старался выработать рациональный подход кизучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Такойподход он назвал — позитивизмом.
Место позитивного мышления в системе О.Конта можнопонять из его знаменитого закона о трех последовательных стадиях. «Законтрех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы,которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлениипознать окружающий мир.
Первая стадия — теологическая.Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится всеявления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогиис ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия — до 1300 года — делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.
Вторая стадия,которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая.Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнутьисчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснениеявлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, асводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиесяпозади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основукоторого они составляют. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до1800 года и является переходной — здесь происходит разложение традиционныхверований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация,Просвещение, Революция).
Третья стадия,по Конту, — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляетбезнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познатьабсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и оттеологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по путинакопления положительного знания, получаемого частными науками. Постепенноерождение «промышленной» («позитивной») стадии в начале 19века привело к распространению идей альтруизма, социальности и «позитивной»философии. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу законпостоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдениерассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлялтеологическим и метафизическим теориям об обществе и человеке. Он критиковалпредшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том,что они понимали общество как создание человеческого разума (французскиефилософы-просветители). То есть Конт выступал против того, чтобы считатьобщество простой совокупностью индивидов. Он подчеркивал решающую роль обществав формировании личности, роль социальной среды в формировании отдельных людей.Не только навыки в той или иной области деятельности, но и характер людейформируется обстоятельствами их социальной жизни.Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формируетлюдей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их болеесовершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, егосоциальные и политические институты, а также системы образования и воспитания.
Ключевая роль в стабилизации общества, по мнениюО.Конта, принадлежит семье, потому что семья – это наиболее естественное«начало общества». Эта «естественность» обусловлена тем, что в семьеприсутствуют в единстве как биологическое, так и социальное начала. Второйинститут – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злыхпомыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор –государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучипод контролем духовного института. Вывод таков: если в в обществе нетгуманистических объединяющих идей или признания их духовного приоритета, то этопорождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы:перевороты, революции, войны. Поэтому гражданам вне зависимости от ихсоциального и политического положения для того, чтобы обеспечить и сохранитьстабильность общества, необходимо бережно относиться к семье и хранить балансдуховной и светской власти.
Гармония в обществе есть гармония «между целым ичастями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторонжизни общества — политической, экономической, духовной, биологической и др. Помнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, котораядолжна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония в обществе, подчеркивал он,это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев.Значение политической власти состоит именно в том, чтобы мудро согласовыватьинтересы социальных субъектов. В этом видел Конт главное достоинство политиков.Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения,с одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между собой». Вгармоничном устройстве общества Конт видел основное условие его стабильности,возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа,каждого человека.
В социологии Конт разработал метод наблюдения, атакже экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основнымметодом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можнополучить исходные данные социологии. Однако указывал Конт, любые социальныенаблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянноенаблюдение фундаментальных теорий. Конт указывал, что в качестве методасоциологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, тоесть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ исравнение языков — все это может поставлять социологии постоянные средства дляпозитивного анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент.Непосредственный, или прямой эксперимент состоит в наблюдении за изменениемявления под влиянием специально созданных условий. Не прямой экспериментсостоит в изучении патологических отклонений в обществе, происходящих врезультате войн, революций и др. социальных потрясений.
Третий метод позитивных наук, применяемый всоциологии — это сравнительный метод. При помощи последнегосопоставляется жизнь народов, общин, цивилизаций, живущих одновременно в разныхчастях земного шара, с целью установления общих законов существования иразвития общества. Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравненияжизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравниватьобщественное положение различных классов одного и того же общества. Следует,однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации можетзатемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия. Слабостьсравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательностисоциальных состояний и представляет их как существующие.
Четвертый метод исследования по Конту — исторический,который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод — метод исторического сравнения различных последовательных состоянийчеловечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в ихпоследовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либофизической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции исоответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основаниинаучно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствуетсистеме общих законов развития человечества. Однако Конт замечает, что всеиндуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны бытьвзвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека.
2. Натурализм Г. Спенсера
Большое влияние в XIX в. на социологическую мысльоказала эволюционная теория Ч.Дарвина, породив эволюционизм — направлениеобщественной мысли на основе представления о единстве законов истории, природыи человека. Эту теорию, наряду с натурализмом (органицизмом), иногда ещёназывают «теорией одного факта». Сюда относятся концепции(«школы одного фактора»), которые выдвигают на первый план природныефакторы или образцы определённой естественной науки в качестве движущих силсоциального развития, по аналогии с природным и историческим развитием.
Виднейшим представителем натурализма всоциологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который всозданной им системе синтетической философии пытался объединить всетеоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии междубиологическим и социальным организмами.
В традициях позитивистской социологии Спенсер,опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теориюдля объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделалакцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческойистории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществевозникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве всеэлементы Вселенной — неорганические, органические и надорганические(социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическуюэволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного родаобщественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацеленадеятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсеробосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе помере того, как его члены приспосабливаются к природной или социальной среде. Вкачестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводитмногочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности отгеографии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.
По Спенсеру эволюция физических и интеллектуальныхспособностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюциейсоциальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономическихи политических институтов зависят в конечном счете от «усредненногоуровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнутьсоциальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения,или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов,составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами инепредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял нисоциализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные — революционные иреформистские — вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, чточеловеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятыеобщества могут не только прогрессировать, но и деградировать.
Спенсер старался провести последовательную аналогиюмежду биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Онутверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как наорганизм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей”и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединениягрупп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы.Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастаниимногообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальноерасслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усиленииобщественных связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в которомсотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и“промышленное” с добровольным сотрудничеством. Общество как социальныйорганизм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем: “производящейсредства для жизни”, “распределительной”, “регулятивной”. Последняя включает всебя систему социального контроля, который держится на страхе. “Страх передживыми” поддерживается государством, а “страх перед мертвыми” — церковью.
Исследуя происхождение всех живых тел Спенсерпоставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщенийдля доказательства эволюционной гипотезы. Особое внимание Г. Спенсером былоуделено анализу надорганической эволюции в труде “Основания социологии”. Чемменее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальныеспособности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условийсуществования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповоеобразование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряднепреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этимифункциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами,определяются групповые организации и структуры, соответствующие институтыконтроля за поведением членов групп.
Спенсер активно отстаивал идею о том, что обществоне может и не должно поглощать отдельную личность. Он выступал не только противидей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, идаже против любого вмешательства государства в общественную жизнь. Он полагал,что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теорииестественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабыйуступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества,социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем иорганов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системысоциологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.
3. Социологизм Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французскойсоциологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать ивыделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как«социальная сфера». Им разработаны методология и методысоциологических исследований, которые позволили подвести под социологическуюнауку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладномхарактере.
Дюркгейм не считал, что социология как наука ужесформировалась. Самостоятельную науку об обществе со своим собственнымпредметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать.Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способаобоснования социологии в литературе используется термин "социологизм".При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем двааспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторонасоциологизма, т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующихбазовых постулатов:
1. Социальная реальность включена в универсальныйприродный порядок, она столь же устойчива, основательна и «реальна»,как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается всоответствии с определенными законами.
2. Общество — это реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучатьобщество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законовиндивидуальной психики. Речь идет об автономии социальной реальности поотношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной виндивидах. Человек для него — это двойственная реальность, в которойсосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная ииндивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природывыступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:
1) определяемое социально и биологически заданное;
2) факторы, специфичные для отдельных обществ ивыделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного общества или группы ихарактерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, содной стороны, и изолированных индивидов — с другой;
5) социально предписанные обязанности и стихийноформирующиеся желания и действия;
6) факторы, исходящие «извне» индивида ивозникшие внутри его сознания;
7) мысли и действия, направленные на социальныеобъекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение.
Онтологическая сторона социологизма не сводится, однако,к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждаетсяпримат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительноезначение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение жеиндивидуальной реальности признается вторичным. Дюркгейм признает, чтогенетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но развозникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм ивидов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Он вывел понятиенормального типа общества, понятие нормы и патологии, используя их в описаниикризисов и преступлений. Задачей социологии Дюркгейм считал создание теорииобщества оптимального типа, по отношению к которому надо оценивать случаиотклоняющегося поведения. Состояние общества, которое характеризуетсяотсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначилтермином «аномия» (безнормативность). Наступление аномиисвидетельствует о том, что общество перестаёт быть регулирующей силой поотношению к своим членам, у которых утрачивается значимость социальных норм иценностей; у людей отсутствуют эталоны сравнения оценки своего поведения, чтоприводит к потере групповой солидарности; социальные цели не соответствуют социальноодобряемым средствам их достижения. Проведённые им исследования позволяют датьобъяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектовсоциальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.
Учение об обществе Дюркгейма стало основой многихсовременных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всёэто выразилось у Дюркгейма в понятии «социологизм».Центральной же социологической идеей творчества учёного является теорияобщественной солидарности, где источником социальной солидарности выступаетразделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одномуиз двух типов общества — традиционному или современному.
Дюркгейм был сторонником социальных реформ,основанных на научных рекомендациях. Вместе с тем, он являлся противникомреволюционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальныеизменения происходят в результате длительной социальной и нравственнойэволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовыесилы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правомурадикализму. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельностисостояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, вкотором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившегорежима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавленияПарижской коммуны.
Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако,разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуальногои социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ отпричинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» на вопрос«как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений.Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» — примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма всмысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера онсчитал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерностикоторого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают «социальныефакты» — коллективные представления (право, мораль, религия, чувства,привычки и т.д.), которые существуют вне индивида и принудительно навязываютсячеловеческому сознанию общественной средой. Действия индивида подчиняютсяправилам-нормам, которые Дюркгейм назвал «коллективным сознанием».
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги«О разделении общественного труда», «Правила социологическогометода» («Метод социологии»), «Элементарные формырелигиозной жизни». Вклад Дюркгейма в становление и развитиесоциологического знания общепризнан, его идеи продолжают сохранять актуальностьи по сей день.
4. Номинализм М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист ивыдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью поискаисходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманиюзакономерностей общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть «понимающей»,поскольку действия индивида — «субъекта» социальных отношений,являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношенияспособствуют пониманию (предвидению) их последствий.
Вебер был сторонником социального номинализма.Номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, чтохарактер и действия индивидов, а не коллективов, в конечном счете определяютсуть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение имэлементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия,которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений междулюдьми.Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людейявляется основным предметом социологии. Действие человека обретает характерсоциального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
— субъективная мотивация индивида, которыйвкладывает в свой акт определенный смысл;
— ориентация на поведение других людей.
Средством обобщения всего многообразия эмпирическойдействительности выступает у Вебера понятие «идеальный тип»,которое и служит главным инструментом познания. Идеальные типы — это предельныепонятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения исравнения с ними социальной исторической реальности. Вебер трактовал идеальныйтип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции». Это некаяидеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечаетего интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальныхтипов могут выступать моральные, политичские, религиозные и другие ценности ивытекающие их них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы ихповедения, а также традиции социального общения. Идеальные типы Веберахарактеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состоянийвласти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. Всилу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которыхнеобходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизньлюдей.
По Веберу, все социальные факты объясняютсясоциальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типовгосударства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как«капитализм», «бюрократия», «религия»,«государство» и др. На основе приложения к политике такого понятия,как «социальное действие», Вебер вывел три чистых типа легитимного(признанного) господства (лидерства, управления):
      легальный тип, при котором какуправляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;
      традиционный тип, обусловленный впервую очередь привычками и нравами данного общества;
      харизматический тип, основанный наэкстраординарных способностях личности руководителя.
Социология, по мнению Вебера, должна основываться набесстрастных научных суждениях максимально свободных, как от разного родаличных пристрастий учёного, так и от политических, экономических,идеологических ценностей, влияющих на исследование.
Стержнем веберовской «понимающей» социологии являетсяидея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности черезпризму степени их рациональности. Вебер исходит из того, что характер общества,демократичность или авторитарность его институтов, их функциональность естьпроизводное от особенностей социальных действий индивидов, их рациональной илииррациональной составляющей. Воплощением рациональности Вебер считает правовоегосударство, функционирование которого целиком базируется на рациональномвзаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимымполитическим и моральным ценностям. Создавая идеальную модель бюрократии,социолог представлял ее в виде совокупности индивидов, выполняющих рациональныедействия, нацеленные на достижения успешных результатов, имеющих общественнуюзначимость и полезность.
Социологическая концепция Вебера тесно связана сдругими социологическими системами, характерными для прошлого века. Средиосновных работ Вебера отмечают: «Протестантская этика и дух капитализма», «Онекоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание ипрофессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий»,«Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазнойдемократии в России», «К истории торговых обществ в средние века».

Заключение
 
На вторую половину 19 – начало 20 в. приходитсярасцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставшихклассическими. Основатели классической западной социологии — О. Конт, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развитияобщества. Они сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий,которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причинысуществующих противоречий и пути их решения. Основоположники социологии былисторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думалине над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолетькризис в Европе, установить согласие и солидарность между различнымисоциальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструментапознания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методическойосновой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Можновыделить четыре основных принципа классической методологии:
— социальные явления подчиняются законам, общим, какдля общества, так и для природы;
— поэтому социология должна строится по образуестественных «позитивных» наук;
— методы социального исследования должны быть такимиже точными, как и методы изучения природных явлений;
— важнейший признак научности — объективностьсодержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.
Огюст Конт — основатель социологии и позитивизма —противопоставил новую общественную науку спекулятивной философии ХVIII века сее чисто абстрактными методами познания окружающей действительности.
Влияние идей Э.Дюркгейма присутствует в самыхразличных отраслях социологического знания: от общей социологической теории досугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболееразвёрнутых и убедительных онтологических обоснований необходимости социологиикак науки. Он отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения кобществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденциипри воздействии на социальные процессы.
«Понимающая» социология М.Вебера оказала огромноевлияние на развитие мировой науки. На ее базе развились множество направлений,самой развитой формой которых является интерпретирующая социология, делающаяакцент на необходимости осознания (то есть «понимания» или интерпретации) целисоциологами. К ней относятся символический интеракционизм, социологическаяфеноменология, некоторые теории постмодерна и т.п.
Наивысшим выражением социологической науки сталиидеи Э.Дюркгейма и М.Вебера. Они не только создали самую сложную теориюобщества в рассматриваемый период, но и заложили методологический фундаментсовременной социологии. Дюркгейма принято считать пионером социологическойстатистики, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо жившихсоциологов.

Литература:
1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 2005 — 608 с.
2.Бачинин В.А. История западной социологии. — М., 2002 — 382 с.
3.История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для ВУЗов / под ред. ГайденкоП.П., Добренькова В.И., Ионина Л.Г. и др. — М., 1999. — 563 с.
4.Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Экзамен, 2002
5.А.А.Радугин, К.А, Радугин. Социология: курс лекций. — Москва: Центр, 1996.
6.Философия: Учебник. Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 2-е издание. — М.:Юристъ,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.