Реферат по предмету "Социология"


Жестокое обращение с детьми

Содержание
 
Введение
1. Дети и молодежь, находящиеся подугрозой
2. Насилие в отношении детей
3. Профилактика жестокого обращения сдетьми
4. Предупреждение жесткого обращенияс детьми
Заключение
Список литературы

Введение
Объектом особого вниманиясо стороны государства, как провозглашается в Конвенции о правах детей, должныбыть дети, которые живут в исключительно тяжелых социальных условиях. Ккатегории таких детей в России принадлежит ряд групп: дети-сироты; дети,которые остались без заботы родителей; дети из асоциальных семей; дети из семейбезработных или вынужденные работать; дети — жертвы экологических катастроф;дети оставившие дом; дети-наркоманы и злоупотребляющие спиртными напитками.
В последние годызначительно обострилась проблема социального сиротства. Около 80 тысячдетей-сирот и детей, лишившихся заботы родителей, только около 7% — круглыесироты. Остальные — это дети, которые стали сиротами при живых родителях — лишенных родительских прав, пребывающих в местах лишения свободы, недееспособныхили пребывающих на длительном лечении, матерей, отказавшихся от детей вроддомах. Основные причины отказа от детей и передача их на воспитание в домаребенка — это отсутствие у родителей условий для содержания и воспитания детей,тюремное заключение матери, а также болезнь ребенка.
В настоящее время вРоссии функционирует 1330 школ-интернатов, где воспитывается более 160 тыс.детей, из которых 51,1 тыс. — дети-сироты и дети, оставшиеся без заботыродителей.
Опыт работышкол-интернатов подтвердил их необходимость как учреждений для детей, требующихгосударственной помощи в получении образования, социально-трудовойреабилитации, развитии склонностей, способностей детей, языковой,художественно-эстетической, спортивной подготовки. В тоже время в работе интернатскихучреждений есть много проблем — необходимость капитального ремонта каждойчетвертой школы-интерната, в каждой восьмой — отсутствует канализация иводоснабжение, необходимо строительство новых учреждений такого типа.
1. Дети и молодежь,находящиеся под угрозой
В России функционируетсеть домов ребенка, где находятся дети, которые пребывали до этого в особенносложных и чрезвычайных условиях.
Количество домов ребенказа последние 5 лет увеличилось с 82 до 107, а количество воспитанников с 3,8тыс. в 1996 г. до 5,8 тыс. в 2003 г. В домах ребенка воспитываются дети-сироты,дети, оставшиеся без заботы родителей, из неполных, многодетных ималообеспеченных семей, дети-инвалиды. Ежегодно в дома ребенка поступает большедетей, чем выбывает из них. При этом доля детей, возвратившихся к биологическимродителям уменьшилась с 37,8% в 1990 г. до 13,5% в 2001 г., а переданных на их усыновление возросла с 21,1% до 69,7% соответственно. Положительнойдинамике усыновления детей способствовала смена системы усыновления детей всоответствии с постановлением КМУ (1996), создание центра по усыновлению.
Анализ состояния здоровьявоспитанников домов ребенка свидетельствует, что только 1,5% из общего ихколичества можно отнести к здоровым. При этом заболеваемость выросла с 75,2 на100 детей в 1996 до 153,3 в 2001 г. Однако уровень ее не превышает аналогичныйпоказатель среди соответствующей возрастной категории общей популяции детей,что свидетельствует о достаточном уровне медицинского обеспечения в домахребенка, создании оптимальных бытовых условий, правильно организованном уходе,питании, воспитании.
Следует отметить, чтооколо 90% детей попадают в дома ребенка из стационаров, где они часто находятсяв течение 4-6 месяцев.
Социальный и медицинскийанамнез у них отягощен, уже при рождении у каждого второго (в общей популяции укаждого третьего) наблюдается перинатальная патология, больше половины из нихрождается недоношенными. Кроме того, за время пребывания в стационаре каждыйпятый ребенок переносит острое респираторное заболевание, каждый восьмой — инфекционное. Специальными исследованиями доказано, что только у каждого третьегоребенка отсутствуют отклонения в физическом развитии.
Поэтому, круг вопросов,требующих решения в связи с состоянием здоровья этих контингентов детей,касается разных сфер: экономической, юридической, психологической, социальной,медицинской.
Беспризорные дети
Согласно данныхофициальной статистики, в России насчитывается 47 тыс. беспризорных детей.Однако нынешняя ситуация такова, что определить реальное количествобеспризорных детей и подростков практически невозможно. Эта проблема особеннобросается в глаза летом, когда стайки детей наводняют большие города,попрошайничая у туристов и живя под открытым небом, пока позволяет погода.Зимой пристанищем для них служат подвальные помещения, метро, вокзалы.
Главная причина этогочудовищного явления — стремительное обнищание населения страны после крахакоммунистического строя. С общим упадком экономики резко ухудшилосьматериальное положение детей и подростков.
Растет безработица, илюди оказываются не в силах содержать своих детей. Они отдают их в детдома ишколы-интернаты в надежде, что здесь дети получат пищу и кров. Однакогосударственные учреждения не в состоянии удовлетворить растущий спрос, имногие дети оказываются без присмотра. Они начинают попрошайничать, заниматьсяпроституцией и зачастую приобщаются к наркотикам.
Помимо безработицы иобщего обнищания, положение усугубляется ростом числа неполных семей, гдекормильцем в большинстве случаев является женщина. Таким образом, большая частьдетей воспитывается одинокими матерями, которым больше всего грозит безработицаи нищенское прозябание. Вносят свою лепту и такие факторы, как алкоголизм, ростпреступности, попадание родителей и подростков в тюрьму и ряд недостатков воказании медицинской помощи. От этих проблем непомерно страдают не тольковзрослые, под угрозой оказалось и здоровье юного поколения. Сочетаниебеспризорности, проституции и наркомании привело к росту распространенностиинфекций, передающихся половым путем и ВИЧ/СПИДа среди молодежи.
Препятствием к оказаниюпомощи беспризорным детям стала нехватка квалифицированных социальныхработников и опытных психологов.
Ситуация со здоровьемдетей в целом выглядит удручающе, а беспризорность лишь усугубляет грозящие имопасности, так как «дети улицы» больше рискуют заболеть инфекционнымзаболеванием и преждевременно умереть.
Губительное действиеоказывает рост преступности, который является еще одним фактором риска длябесприютных и брошенных детей.
Многие девушки,отчаявшись найти работу, начинают зарабатывать на жизнь проституцией. Молодыхженщин тысячами вывозят в Чешскую Республику, Венгрию, Албанию, страныцентральной и восточной Европы, а оттуда переправляют в бордели Турции, Кипра,Греции или Израиля. Большинство жертв оказывается в положении рабынь: будучи нанелегальном положении, оказавшись без документов, они вынуждены работать даромили за ничтожную плату. Все это представляет серьезную угрозу для ихрепродуктивного здоровья, является главной причиной растущего распространенияВИЧ среди украинок. Неудивительно, что проблема торговли женщинами (молодыми)серьезно подрывает их психическое здоровье — почти все они испытывают депрессиюи посттравматический стресс.
2. Насилие в отношениидетей
Насилие это одна изосновных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большуюозабоченность. Дети безусловно являются наиболее незащищенной категориейнаселения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимыне только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, чтосамо их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственнозащищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвамиразличных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.
Жестокое и/илипренебрежительное обращение с детьми — это типичное проявление насилия поотношению к детям, которое может поставить под угрозу выживаемость ребенка иоказать вредное воздействие на его физическое, психосоциальное, эмоциональное исексуальное развитие, что приводит к печальным последствиям как с точки зрения обществав целом, так и с точки зрения благополучия будущего поколения, в частности.
В сегодняшней Европежестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое,сексуальное и эмоциональное насилие, лишение детей должного ухода, а такжесексуальную эксплуатацию детей в коммерческих целях. Все это имеет самыесерьезные последствия для здоровья и развития как самих детей, так иблагополучия семьи и общества в целом. Эта проблема носит сложный и болезненныйхарактер.
Наша конечная цель — сделать все для того, чтобы наши дети могли расти и развиваться в мире,свободном от всех видов насилия.
Насилие по отношению кдетям в России
Исследование проблемнасилия по отношению к детям, включая жестокое обращение, оставление в опасныхусловиях (преднамеренно или случайно) и доведение их до самоубийства,представляет особый интерес с точки зрения права ребенка на жизнь и уход состороны родителей или других взрослых, их заменяющих.
Почти ежедневно всредствах массовой информации мы слышим или читаем отчеты о трагическихнесчастных случаях с детьми: они погибают в пожарах, тонут, падают с высоты илиявляются жертвами несчастных случаев. Они подвергаются жестокому обращению,изнасилованию или страдают от постоянных травм.
Согласно российскомузаконодательству, ответственность за совершение преступления является болеевысокой, если преступление совершено по отношению к ребенку.
На основании данных осмертности и несчастных случаях среди детей в России можно сделать вывод о том,что жизнь ребенка недостаточно охраняется государством, главным образом в связис тем, что эта проблема не рассматривается с точки зрения отсутствияродительской заботы в отношении жизни и здоровья их детей.
Каждый пятый ребенокумирает в результате увечий. За этими цифрами скрываются реальные трагедии,однако государственные учреждения пока еще не в состоянии сделать полныйанализ. В период с июля 1996 г. по январь 1997 г. с помощью Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в России — Всероссийскийкомитет по правам ребенка — провело обследование вопросов сексуального насилияпо отношению к детям.
Осуществление этогоисследовательского проекта дало важную, ранее не известную информацию. Этаинформация является ценной, так как вопрос сексуального насилия по отношению кребенку изучен с точки зрения различных аспектов, а результаты социологическогоисследования проанализированы с точки зрения законодательных положений,касающихся отношений между взрослыми и несовершеннолетними.
Российскоезаконодательство обеспечивает широкую защиту своих граждан от насильственныхсексуальных преступлений. Дети и подростки находятся под специальной защитой вэтой категории преступлений. Однако нынешние законы нуждаются в улучшении,поскольку они не создают безопасных механизмов защиты детей от сексуальнойэксплуатации, насилия и т.д. В России среднем каждый пятый-шестой подросток ввозрасте до 18 лет (обоих полов) подвергался сексуальному насилию. Каждаятретья девочка подвергалась сексуальным домогательствам, каждая пятая — подвергалась насильственным ласкам и одна из десяти — была жертвойизнасилования. Один из семи мальчиков подвергался сексуальному насилию.
Это исследование былопроведено в общеобразовательных школах, специализированных школах и колонияхдля несовершеннолетних.
По данным, полученным отдетей специальных исправительных школ Министерства образования и науки и вколониях Министерства внутренних дел, 20-30% опрошенных сказали, что они былижертвами сексуального насилия, главным образом изнасилования, и только 2%случаев такого рода закончились судебной процедурой и уголовным наказанием.
Если жертвы не получалинеобходимой психологической поддержки после сексуального насилия, они частостановились агрессивными по отношению к другим и в конечном счете вступали вконфликт с законом.
Большинство случаевизнасилования совершено мужчинами в отношении женщин того же возраста, причемвозраст большинства как преступников, так и жертв, составляет менее 18 лет.Некоторое число детей не ответили на основные вопросы относительно жестокогообращения с ними, и можно предположить, что они никогда не подвергались никакойформе сексуального насилия. Однако 42% из них сказали, что они знают другихдетей, пострадавших от жестокого обращения, и поэтому социологи считают, чтореальное число подвергшихся сексуальному насилию детей в действительности можетбыть более высоким.
Более половины лиц,насильников вышли из семей с жесткими и жестокими методами воспитания.
3. Профилактикажестокого обращения с детьми
 
За последние 35 лет навопросы жестокого обращения с детьми стало обращаться более пристальноевнимание со стороны общества и специалистов. Эпидемиологические исследованияряда стран свидетельствуют о том, что жесткое обращение с детьми является болеераспространенным, чем считалось. Кроме того, различные исследования показывают,что жестокое обращение с детьми может быть связано с серьезными проблемамиразвития, с социальными и эмоциональными проблемами в будущей жизни детей,которые становятся жертвами такого обращения. Помещение в специальныеучреждения, проституция, алкоголизм и наркомания, антисоциальное и криминальноеповедение, чрезмерное использование служб охраны психического здоровья — влючаягоспитализацию в психиатрические клиники и плохое обращение с детьми вследующем поколении, — все это представляется возможными отрицательнымирезультатами этой проблемы.
Становится очевиднойнеобходимость профилактики этой проблемы, что объясняется следующими тремяосновными причинами:
1. Ценностное отношение котдельному человеку, субъективные страдания виктимизированных детей.
2. Распространенностьэтой проблемы требует действий, выходящих за пределы оказания помощи одномуотдельному ребенку.
3. Долгосрочныепоследствия жестокого обращения с детьми (например, упомянутые выше) обычнотребуют конкретных программ для их преодоления, а это означает выделениезначительных государственных средств.
Различные формы жестокогообращения с детьми являются трудноразрешимой и сложной проблемой, требующейсогласованных усилий со стороны ряда систем — социального обеспечения,здравоохранения, просвещения, полиции и судопроизводства, — все из которыхимеют полномочия для решения этой проблемы.
Жестокое отношение кдетям является культурно обусловленным: то, что является жестоким поведением водном обществе, может быть приемлемым в другом, или даже в различных группаходного и того же общества. Любая профилактическая работа должна учитывать это.Тем не менее важно найти приемлемое решение этой проблемы. Такое определениепослужит основой для эпидемиологических исследований, а также средством дляоценки и планирования необходимых изменений.
В широком смысле имеетсячетыре вида или категории плохого обращения с детьми:
А. Физическое насилие
Б. Сексуальное насилие
В. Эмоциональное насилие
Г. Пренебрежение
1. Физическое насилиеотносится к применению физической силы, которое может привести к различногорода физическим травмам.
2. Сексуальное насилиеотносится к вовлечению детей и подростков в сексуальную деятельность с людьмиболее старшего возраста без понимания ими того, что они делают, и/или без ихсогласия.
3. Эмоциональное насилиепо отношению к ребенку включает такие виды поведения, как сильное унижение,вопиющее нарушение и интимной сферы ребенка, постоянное порицание, сильныенаказания и т.д.
4. Пренебрежение — этоотсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка,таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащемконтроле.
 
4. Предупреждениежесткого обращения с детьми
 
Главная цель состоит врасширении осознания и знаний населения в отношении масштабов этой проблемы иее последствий. Изменение отношения населения к проблеме жестокого обращения сдетьми наверняка приведет к социальным и юридическим реформам.
Следует разработатьразличные учебные программы, направленные на родителей и включающие просвещениепо вопросам развития ребенка, основанные на существующих накопленныхпрофессиональных знаниях, а также содержащие конкретные руководства подействиям родителей по отношению к ребенку в зависимости от ситуации и уровняразвития ребенка.
Следует разработатьпрофилактические программы для детей (например, CAPS), которые включают такиеэлементы, как право ребенка сказать «нет», законностьнеприкосновенности тела и распознавание признаков опасности. Предпочтительно,чтобы такие программы использовались в широко посещаемых местах, включая школы,центры по месту жительства или центры общественного здравоохранения, и чтобыони действовали не на разовой, а на постоянной основе.
Следует детально оценитьи глубоко продумать ряд вопросов. К ним относятся такие вопросы, какобязательное сообщение о случаях жестокого обращения с ребенком, обязательноенаказание и альтернативы для тюремного заключения, исковая давность, свидетельстваэкспертов, степень воздействия на детей, ставших жертвами, уголовноерасследование по отношению к лицу, совершившему преступные действия, и вопросгосударственной ответственности за обеспечение дальнейшей защиты ребенка инеобходимого реабилитационного лечения.
Системы просвещения издравоохранения участвуют в выявлении и определении случаев плохого обращения сребенком и обычно сообщают и передают информацию о таких случаях в другиеместа. Имеются также учреждения, которые отвечают за охрану ребенка, заобеспечение лечения и другие услуги для детей, которые являются жертвамижестокого обращения, и/или для их семей (например, учреждения охраныпсихического здоровья, различные социальные службы, службы по местужительства/попечительские службы). Все работники таких систем должны пройтиподготовку, с тем чтобы ознакомиться с основными характеристиками этойпроблемы, узнать о наличии соответствующих служб и способах их использования, атакже понять некоторые юридические аспекты, связанные с этой проблемой.
Важным и кропотливымделом является социальная защита детей-инвалидов, особенно тех, кто вследствиесвоего заболевания, отклонений в психическом развитии, ограниченной способностик самообслуживанию воспитывается и обучается дома. Родители этих детей — молодыесемьи и одинокие матери сталкиваются не только с медицинскими, экономическими,а и с социальными проблемами.
Рост заболеваний,связанных с наследственностью, неблагоприятным течением беременности и родовприводят к увеличению количества детей-инвалидов, потому что эти болезни хужевсего поддаются лечению. В 2001 г. насчитывалось 147 тыс. детей-инвалидов, или160,2 на 10 тыс. Из них впервые признаны инвалидами в 2001 г. 17,7 тыс. или 19,2 на 10 тыс. Ведущие места среди причин инвалидности занимают заболеваниянервной системы и органов чувств, психические расстройства, врожденные порокиразвития.
Наиболее тяжелыйконтингент детей-инвалидов сосредоточен в детских домах-интернатах системыМинистерства труда и социальной защиты, из которых по достижениюсовершеннолетия в дома-интернаты для взрослых переводится 23%, возвращается кродителям 37%, вступает в учебные заведения Министерства труда и социальнойзащиты 3%, трудоустраиваются 1%. Около 30% умирают, не достигаясовершеннолетия.
В решении медицинскихпроблем детской инвалидности основные усилия направляюся на предупреждениерождения детей с тяжелыми пороками развития, на раннюю с момента рождения,реабилитацию детей-инвалидов и детей группы риска.
Социальные службысосредотачивают свою деятельность на вопросах социально-педагогической помощисемьям, в которых есть дети-инвалиды и молодые инвалиды, исполняя рольпосредника между инвалидами и членами семьи, педагогами, друзьями и другимисоциальными институтами.

Заключение
 
В заключении выделим мерыпо борьбе с жестоким обращением в отношении детей.
Необходимо создатьразнообразные " горячие линии " связи, будь то для детей, дляродителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти «горячиелинии» обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей.
Важным«инструментом» является использование различных средств массовойинформации.
Широкое использованиетелевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведениясистематической кампании по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Можно опубликовыватьспециальные статьи по проблемам, связанным с жестоким обращением с детьми, вдетских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации,ориентированных на детей.
Проблема жестокогообращения с детьми представляет собой классическое пересечение индивидуальных,семейных и общественных проблем.
Предотвращение жестокогообращения с детьми является огромной задачей.
Процесс ее решенияявляется медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний,убеждений и терпения.

Список литературы
 
1.Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать:книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.
2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика.Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейныйконфликт: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — С. 20 — 23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебноепособие для учащихся средних учебных заведений. — М.: Просвещение, 1986.
5. Буянов М.И. Ребенок изнеблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей иродителей. — М.: Просвещение, 1988.
6. Бруднов А., Березина В. Социальнопедагогическая работа в школе // Воспитание школьников. — 1994. — N 1.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаетели вы своего ученика: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С: 119-125.
8.Горденко Т.Е. Организация работы поформированию социального опыта учащихся в Австрийской школе // Начальная школа.N 2.
9.Давлетишна А.А. Изучение индивидуальныхспособностей младших школьников // Начальная школа. — 1993. — N 5. — С.10.
10.Деменьтьева И.Ф. Семья в системестартовых жизненных условий // Социологические исследования. — 1995. — N 6.
11. Долотина О.П. Родители и дети //Начальная школа. — 1994. — N 8.
12. Захаров А.И. Как предупредитьотклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада иродителей. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сурдопсихология как раздел специальной психологии
Реферат On The Cultural Aesthetics Of Black Jazz
Реферат Модные поцелуи мировая практика
Реферат Наскальное искусство 2
Реферат Состояние и перспективы развития в России имущественного страхования 2
Реферат Современное оборудование космонавтов
Реферат Политические правовые элиты России начала ХХ века
Реферат Підвищення ефективності регулювання зовнішньоекономічних звязків регіону
Реферат Group Dynamics In Lord Of The Flies
Реферат Эпоха промышленного переворота и ее отражение в экономических исследованиях Д. Рикардо
Реферат Роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников
Реферат Я лиру посвятил народу своему по произведениям НАНекрасова
Реферат Конституциональные особенности организма и их роль в спортивной практике
Реферат Налогообложение иностранных организаций в РФ
Реферат Методы предвидения и прогнозирования в политике